заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невскийсхиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/Владимирская и ...

Пришвина В. Д. Жизнь как слово//Москва. 1972. Пришвина В. Д. Пришвин в Дунине. М., 1978. Пришвина В. Д. Наш Дом. М., 1980. Пришвина В. Д. Круг жизни. М., 1981. Пришвина В. Д. Путь к слову. М., 1984. Против буржуазного либерализма в художественной литературе (Дискуссия о «Перевале»). М., 1931. Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. Л., 1978. Соколов-Микитов И. С. Из карачаровских записей//Новый мир. 1991. Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992. Тимрот А. Д. Пришвин в Московском крае. М., 1973. Хмельницкая Т. Творчество Михаила Пришвина. Л., 1969. Указатель имен Аввакум Петрович (1620 или 1621–1682), протопоп, идеолог раскола 108, 220 Авербах Леопольд Леонидович (1903–1939), критик 331 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), критик 167 Аксюша, домработница в семье М. М. Пришвина в 30е годы 278, 404–407, 410–412, 419, 421, 427, 434, 493 Акулина, знакомая Е. П. Смогалевой 84 Александр II, имп. (Романов Александр Николаевич) (1818–1881) 59, 163, 210 Александр Невский (Александр Ярославич, в схиме Алексий) (1220–1263), святой благоверный великий князь 277 Александр III, имп. (Романов Александр Александрович) (1845–1894) 38 Алпатов-Пришвин Лев Михайлович (1906–1957), сын М. М. Пришвина, журналист 87, 93, 164, 169, 197, 199–200, 202, 206, 222–224, 236, 304, 317, 324, 416, 420–421, 525 Альмединген Алексей Николаевич (1855–1908), журналист, педагог, издатель 390 Амвросий (в миру Гренков Александр Михайлович), старец Оптиной пустыни (1812–1891), 10, 14, 174 Андреев Андрей Андреевич (1895–1971), советский государственный партийный деятель 360 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919), писатель 10, 77, 114, 208 Андреева Мария Федоровна (наст. фам. Юрковская) (1868–1953), актриса 86 Анненский Иннокентий Федорович (1855–1909), поэт 113 Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ 36 Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872–1930), этнограф, писатель 97, 108 Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927), писатель 77 Асеев Николай Николаевич (1889–1963), поэт 442 Ауслендер Сергей Абрамович (1886 или 1888–1943), писатель 115

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

— Обычно в таких полемиках сторонники Ветхого Завета еще апеллируют к «святым воинам». Правда, их оппоненты говорят, что святых воинов не существует. Где правда? — Есть святые люди. Воины могут быть святыми? Могут. Но они святы не своим воинским подвигом. Александр Невский прославлен не за битву на Чудском озере или на реке Неве. И он вообще не Александр, а Алексий в схиме, он монах. За что прославлен в лике святых Федор Ушаков? Он после войны ушел в монастырь к своему дяде Феодору Санаксарскому и стал монахом, вел добродетельную жизнь. И он тоже прославлен не за воинское служение, а вопреки ему. По поводу Осляби и Пересвета — отдельный вопрос. Пишут, что они были монахами. О том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, известно по большей части из художественных произведений. Но и с другой стороны… Представьте Иисуса Христа, который благословляет апостолов идти воевать против римских оккупантов, чтобы освободить Иудею. Можете вообразить? Я не могу. О ненависти и прощении   — В этом году не раз встречала у священников мысль, что все происходящее — своего рода очистительный огонь, который нас преобразит. Поспорите или согласитесь? — Любящему Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Но одно дело — попущение Божие, а другое — воля. Вы думаете, воля Божия, чтобы люди умирали? Бог не хочет зла. Бог не хочет смерти грешника. И когда попускаются войны, эпидемии, снежные бураны и так далее, из всего при желании можно извлечь какую-то пользу или хотя бы опыт, но при этом зло остается злом. И хотя за Распятием было Воскресение, предательство Иуды не оправдывается — посмотрите, как жестко, со злостью пишет об Иуде Иоанн Богослов. И Господь говорит: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Попустил Господь то, что у нас сейчас происходит, значит, из этого тоже надо извлечь какую-то пользу. Хотя бы научиться переживать, чувствовать боль других людей, которые сейчас страдают. Научиться не ненавидеть своих врагов…

http://pravmir.ru/ne-nado-privykat-k-zlu...

В мире Афанасий. Родился в селении Неохори, близ Солуня. Родители отдали его в обучение башмачнику. Подвергаясь жестоким побоям от хозяина, Афанасий согласился на предложение двух турчанок принять мусульманскую веру и отрекся от Христа. До 18 лет жил в доме хазнадара Юсуфбея, а потом, спасаясь от преследований его жены, вернулся в родительский дом. Желая искупить свой грех, Афанасий удалился на Афон. Там он жил в Хиландарском и Иверском монастырях и Ксенофском скиту. Узнав о подвиге новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия, пожелал сам принять мученическую кончину и начал подвизаться под руководством иеромонаха Никифора и старца Акакия. Последний постриг его в монашество с именем Акакия и вместе со старцем Григорием отправил на корабле в Константинополь. Там Акакий приобщился Св.Таин, переоделся в турецкую одежду и пошел в Оттоманскую Порту, где публично исповедал Христа и проклял Магомета. Сначала судьи уговаривали его отречься от христианства, но, видя его непреклонность, велели бить и бросить в темницу. Там св.мученик сподобился перед смертью причаститься и наутро был усечен мечом. Тело его было выкуплено у турок старцем Григорием, перевезено на Афон и погребено в церкви в честь новых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Св.главы всех трех преподобномучеников находятся в русской обители Св. Пантелеимона. Память 1 мая. – 74. Акакий – монах Оптиной Пустыни, впоследствии иеромонах, духовник Курской Коренной пустыни. 1826 † ?. В мире Андрей Никанорович Сергеев. Из государственных крестьян Щигровского уезда. В число братства Оптиной Пустыни определен 20 марта 1853 г., рясофором накрыт 28 февраля 1855 г., в монашество пострижен 14 августа 1860 г. Нес послушание смотрителя при рыбной ловле и луговой даче. Был способен к чтению. В 1863 г. выбыл в Коренную Богородицкую пустынь. – 296, 297, 298. Алевтина – монахиня. – 185. Александр Невский – святой благоверный князь. В схиме Алексий. 30 мая 1220 † 14 ноября 1263. Память 23 ноября и 30 августа. – 36. Александр II – Император Всероссийский, «Освободитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

" Мы должны черпать силы только в вере, потому что зло никогда не прекращается, надо все время с ним бороться. И сегодня мы снова видим, как зло окружило Святую Русь, нам приходится с ним бороться и противостоять ему. Зло агрессивно, оно всегда нападает и хочет всю землю превратить в ад. Бесы хотят, чтобы и на этом свете люди жили, как в аду. Поэтому добро в борьбе со злом должно быть активным. Мы будем иметь успех только со Христом, победа - только от Христа. Если будет наш народ верить в Бога, все получится. А сейчас и руководители Отечества направляют взоры к Богу. Народ постепенно обращается к Богу. Мы сегодня молились у мощей святого князя, чтобы помог защитить Святую Русь от нынешних напастей. И всем, кто будет обращаться к нему, он поможет молитвами у престола Господня. Владыку Назария как наместника лавры я поздравляю сугубо. Вы трудитесь, постоянно молитесь у мощей святого князя за Отечество. Желаю вам и братии помощи Божией в трудах и молитвах, в очищении сердца и ума. Пусть паломники всегда находят здесь молитвенную поддержку и утешение " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Обители была подарена икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. Владыка Назарий поздравил правящего архиерея как священноархимандрита обители и напомнил, что в этом году отмечается 350 лет со дня рождения императора Петра I. По его указу возник монастырь и по его воле были перенесены мощи святого Александра Невского. Почитание великого князя становится еще важнее в тяжелые времена, которые наступили для России. Делегация Сербской Православной Церкви подарила лавре иконы святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича). Богослужение транслировал телеканал " Союз " . Святой Александр Невскийсхиме - Алексий) скончался по пути из Орды в Городце 14 ноября 1263 года, а 23 ноября/6 декабря был погребен в Рождественском монастыре Владимира. Почитание великого князя началось сразу по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания великий князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года император Петр I после войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей Александра Невского в новую столицу - Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Александро-Невской лавре.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. В том же году был заложен и храм во имя святого Александра Невского. 29 мая 1723 года во время своего посещения вновь устроенной обители государь повелел «обретающиеся во Владимирском Рождествене монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». «Тако бо Бог прослави угодника Своего» Александр Невский, в схиме Алексий Кончина князя Александра, воина и дипломата, была благочестивой. 1262 год он вынужден был провести в Орде. Искусный дипломат, умевший вести дела с Ордой, князь отправился в ханскую ставку, чтобы попытаться воспрепятствовать военному набору русских в татарское войско. На возвратном пути князь тяжело заболел. В Феодоровском монастыре Городца, почувствовал приближение кончины, он остановился и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Князь был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Он призвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом причастился святых таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года. Митрополит Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе города, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, митрополит сказал: «Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли». И весь собор – бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие – ответили рыданием и воплем: «Уже погибаем». Тело князя из Городца повезли к Владимиру. Был сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами горожан встречали тело у Боголюбова. Когда вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом, среди народа поднялся плач и стон, «яко и земли трястися». Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу. Погребение было совершено в церкви Рождества Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастиан подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука князя, распростершись, взяла сама грамоту и снова сжалась. «И тако объят ужас, – говорит летопись, – видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство».

http://pravoslavie.ru/4449.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЛАДИМИРСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимирский Богородице-Рождественский монастырь Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году " заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця , в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане " . 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора. Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик , над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон . В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл . До 1230 года монастырём управляли игумены , после чего тут была учреждена " великая архимандрия " . В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину. Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться " лаврой . " С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий .

http://drevo-info.ru/articles/24372.html

Иоанн I Цимисхий - византийский император (969-976), ведший успешные войны против сарацин, арабов, русов. При нем Византия вернула себе Сирию и Финикию, а Болгария сделалась на время провинцией империи. Стадий - греческая мера длины, размеры которой колеблются от 150 до 185 метров. Павел (сконч. между 1020 и 1027) - иеромонах и, возможно, игумен монастыря Ксиропотам. Он не был канонизирован. Легенда путает его с преп. Павлом Ксиропотамским (в миру Прокопий, сконч. в 820 г., память его празднуется 22 июля). Написан Св. Афанасием в виде завещания; собственно церковный устав составляет вторую его часть. Монашество существовало на Афоне задолго до X века. Св. Афанасий, придя на Св. Гору, нашел здесь уже как письменные, так и устные уставы, которые он передал основанной им Лавре. Зайцев не совсем точен: Св. Равноапостольный царь Константин (273-337) прославлен именно за распространение христианской веры (память его празднуется 21 мая). Св. Благоверный великий князь Александр Невский (1220-1263; в схиме Алексий) прославлен не только как полководец, одержавший блестящие победы над шведами и немцами, но и как смелый исповедник христианской веры, отказавшийся поклониться татарским языческим божествам и получивший от хана Батыя освобождение русского духовенства от податей. Память его празднуется 23 ноября и 30 августа. Скит Новая Фиваида - русский общежительный, принадлежит монастырю Св. Пантелеймона. Основание его связано с окончанием русско-турецкой войны, когда в монастыре обострились отношения между греческими и русскими монахами и часть русских монахов ушла в скит. Монастырь Ксеноф - греческий, общежительный. Основан в X веке преп. Ксенофонтом, в честь которого и назван. Монастырь Дохиар - греческий, штатный. Основан в XI веке и посвящен Св. Архангелам и Ангелам. Главный храм Новой Фиваиды посвящен Всем Святым Афонским; постройка соборного храма в честь Успения Божией Матери была начата в 1902 году. О. Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1828-1908) - протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, знаменитый подвижник и чудотворец. Его советы были " решающими " в духовном пути многих современников-случаи, аналогичный произошедшему с О. В., описал С. А. Нилус в своей книге " Великое в малом " (Сергиев Посад, 1911).

http://isihazm.ru/1/?id=824

За свою борьбу с духами злобы он терпел тяжелые скорби и раздоры в семье, несчастья с детьми 877 . Одесские моряки старались не выходить в море без благословения о. Ионы. В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» прот. Иона уговорил городские власти разрешить отпевание зачинщика восстания, матроса Г. Валенчука, что предотвратило дальнейший обстрел города и Спасо-Преображенского собора из бортовых орудий корабля. В период распространения властями обновленчества храм, где служил прот. Иона, был единственным православным храмом в городе. Во время кампании по ликвидации церковных ценностей о. Иона был арестован, но был выпущен по требованию горожан и вскоре скончался от тяжелой болезни. В последний путь, несмотря на противодействие властей, его провожали огромные толпы народа 878 . Прот. Иона Атаманский канонизирован в 1996 году решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эти пастыри показали миру пример смирения и любви и привели ко Христу огромное множество людей. Личной святости они достигли в служении людям и полном самоотречении. Их жизнь показывает, как можно в миру угодить Богу и достигнуть святости через заботу о ближних и мирскую деятельность, если ей сопутствуют молитва и истинная любовь к ближним. Приложение к теме 6 Приложение 1. Список святых мирян По месяцеслову всех святых 1891 г 879 1 . Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября 880 . 2 . Авив, сын Гамалиила. 2 августа. 3 . Александр, отец мч. Аистиона Монаха (†ок.290). 7 июля. 4 . Александр Невскийсхиме Алексий), великий князь. 23 ноября. 5 . Андрей, юродивый Цареградский. 2 октября. 6 . Андрей Боголюбский. 4 июля. 7 . Андрей, князь Смоленский. 27 октября. 8 . 7 отроков Ефесских, уснули при Декии (ок. 250 были замурованы в пещере за веру), пробудились при Феодосии Младшем (408–450) 881 . 4 августа. 9 . Артемий Веркольский (12-летний мальчик, убит молнией). 23 июня. 10 . Ахаз праведный. 1 апреля. 11 . Борис и Глеб, страстотерпцы. 24 июля. 12 . Василий и Константин Ярославские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закладка в устье Невы 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербургской крепости пришлась на Троицу. Святой Александр Ярославич Невский, которому посвящен монастырь, родился 30 мая (дата условная, установленная по работам историков XVIII в.) 1219 или 1220 гг. в г. Переяславле (ныне Переяславле-Залесском). Он был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича и внуком великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, князем Новгородским (в 1236-1252 гг.), а с 1252 г. — великим князем Владимирским и уже в молодые годы прославился как защитник русских земель от завоевателей. За знаменитую победу 15 июля 1240 г. над шведами при впадении реки Ижоры в Неву князя прозвали Невским. 5 апреля 1242 г. он одержал победу над немецкими рыцарями в Ледовом побоище на Чудском озере. В дальнейшем князь успешно воевал с литовцами и отстаивал независимость Руси, ведя дипломатические переговоры с Золотой Ордой. Стараниями св. кн. Александра в столице Орды Сарае была устроена русская епархия. Возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел. Перед своей кончиной он принял иноческий постриг с именем Алексий, скончался в схиме 14 ноября 1263 г. в г. Городце, на Волге, и был погребен в соборном храме Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира. С Куликовской битвой 1380 г. связано предание о чудесном видении князя, ставшего на помощь русичам в битве с татарами. Церковным Собором 1547 г. князь Александр был причислен к лику святых, в 1697 г. его мощи переложили в новую раку. Днем празднования св. Александра было установлено 23 ноября, день его погребения во Владимире. Несколько столетий святого князя почитали на Руси как защитника невских земель и небесного предстателя в борьбе против иноземных захватчиков, в том числе шведов, что имело особое значение в условиях Северной войны России со Швецией. Так как Петр, ведя эту войну, возвращал России древние новгородские земли, основание Александро-Невского монастыря на землях «отчич» и «дедич» имело не только церковное, но и политическое значение.

http://bogoslov.ru/article/989778

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010