сост. В.В. Лобанов Именной указатель Аболин А. К. – советский партийный и профсоюзный деятель. Агафангел ( Преображенский А. Л.) – митрополит. сшмч. Агранов Я. С. – деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД. Аламов – обновленческий священник. Адамович – сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Алигамов А. К. – советский партийный и государственный деятель. Адоратский В. В. – советский партийный деятель, философ-марксист. Александр Невский – великий князь, св. блгв. Алексеев Н. Н. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Алексей Михайлович (Романов) – русский царь. Алексий (Симанский С. В.) – епископ, впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Алтай – сотрудник АПО Башкирского обкома ВКП (6). Амвросий (Паппа-Георгополи) – старообрядческий митрополит. Амвросий (Серебренников) – архиепископ. Андреев С. И. – советский комсомольский и партийный деятель. Андроник (Никольский В. А.) – архиепископ, сщмч. Антоний (Храповицкий А. П.) – митрополит. Антонин (Грановский А. А.) – епископ, обновленческий «митрополит». Антонов А. С. – один из руководителей Тамбовского восстания. Анцелович Н. М. – советский партийный и профсоюзный деятель. Арсений (Стадницкий А. Г.) – митрополит. Атаньязов (Атаниязов) Ататюрк М. К. – оттоманский и турецкий государственный деятель. Атнагулов С. С. – татарский советский политический деятель, писатель. Базилевич Г. Д. – советский военный деятель. Балдаев Д. – сотрудник Восточного отдела ОГПУ. Балицкий В. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Баха-Улла (Хусейн-Али-и-Нури) – основатель бахаизма. Бахутов А. М. – советский профсоюзный деятель. БебельА. – деятель германского и международного рабочего движения. Бедный Д. (Придворов Е. А.) – русский, советский писатель, поэт, общественный деятель. Белобородов А. Г. – советский партийный и государственный деятель. Беляев А. – протоиерей. Бергавинов С. А. – советский партийный и государственный деятель. Блейк Э. – епископ методистской церкви Америки. Блинов П. Ф. – священник, обновленческий «митрополит». Блюм В. И. – советский театральный критик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Краткие биографические данные о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит. В 1889 хиротонисан во епископа Киренского в Иркутске. В 1913–1928 – архиепископ, с 1917 – митрополит Ярославский. В 1922–1926 – в ссылке в Нарымском крае. В 1926 – после освобождения попытался воспринять местоблюстительство, но уступил его ради мира церковного в пользу митрополита Сергия (Страгородского) . 6 февраля 1928 – прервал общение с митрополитом Сергием. 10 мая 1928 – в обращении к митрополиту Сергию заявил, что не прерывает с ним общения и признает его власть как заместителя, но не может исполнять распоряжения заместителя, смущающие народную религиозную совесть и нарушающие каноны. 16 октября 1928 – скончался в Ярославле. Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. 1904 – окончил Московскую духовную академию, 28 апреля 1913 – рукоположен в епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии, в 1921–1926 – епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. В 1922 – признавал обновленческое ВЦУ. В 1927 – архиепископ Хутынский, временный управляющий Новгородской епархией. В 1933–1945 – митрополит Ленинградский, с 1945 – Патриарх Московский и всея Руси. Анастасия (Куликова Анастасия Георгиевна; 1889–1975), схимонахиня. С начала 1900-х годов служила в семье Любимовых. В 1922–1925 – сопровождала протоиерея Димитрия в ссылку. Приняла монашеский постриг. 29 ноября 1929 – арестована вместе с архиепископом Димитрием и о. Петром Белавским. Приговорена к 5 годам лагерей. Андреев Феодор Константинович (1887–1929), протоиерей. В 1913–1918 – доцент по кафедре систематической философии и логики Московской духовной академии. В декабре 1922 – рукоположен во диакона и затем в священника. Служил в Петроградском Казанском соборе, затем в Сергиевском всей Артиллерии соборе. В 1927 – возведен в сан протоиерея. В 1927–1929 – в клире собора Воскресения Христова на крови. 23 мая 1929 скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Кремле состоялось учреждение Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь» 25 мая, 2010. Редакция " Правмира " В Грановитой палате Большого Кремлевского Дворца 24 мая 2010 года в рамках I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» состоялось учреждение Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь» (СДСК) — организации, призванной объединить представителей всех творческих профессий Славянского мира. В Грановитой палате Большого Кремлевского Дворца 24 мая 2010 года в рамках I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» состоялось учреждение Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь» (СДСК) — организации, призванной объединить представителей всех творческих профессий Славянского мира. Президентом новой организации стал народный артист России Николай Бурляев. Вице-президентами творческого союза избраны: писатель Валентин Распутин, Народный художник СССР Александр Шилов, народный артист СССР, дирижер Владимир Федосеев, художественный руководитель МХАТ им. А.М. Горького, народная артистка СССР Татьяна Доронина, Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, Народная артистка Украины Раиса Недашковская (Украина), писатель Борис Олейник (Украина), Народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин, кинорежиссер Маргарит Николов (Болгария), Председатель Союза кинематографистов Болгарии Георгий Стоянов, Председатель Союза писателей Болгарии Николай Петев, режиссер, продюсер Малгажата Потоцка (Польша), писатель Добрица Чосич (Сербия), кинопродюсер Йован Маркович (Сербия), Председатель Чешско-Моравского Славянского Союза Зденек Опатршил (Чехия), народный артист СССР, кинорежиссер Резо Чхеидзе (Грузия). На мероприятии присутствовали известные деятели культуры: советник Президента РФ по культуре Юрий Лаптев, знаменитые актеры Лариса Голубкина, Екатерина Вас ильева, известные режиссеры Владимир Андреев, Наталья Бондарчук, Георгий Натансон, легендарный  оператор Вадим Юсов, писатель Владимир Крупин, Президент Международного фонда Славян ской письменности и культуры Александр Крутов, дирижер Анатолий Полетаев, художник Дмитрий Белюкин и другие деятели культуры.

http://pravmir.ru/v-kremle-sostoyalos-uc...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Казани - улицу А.Т.Соловьёва! Казанские трезвенники почтили память своего знаменитого предшественника 04:00 26.06.2007 845 Время на чтение 3 минуты Сегодня - в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков - активисты ряда казанских общественных организаций и представители местных муниципальных структур почтили на Арском кладбище столицы Татарстана память известного дореволюционного общественного деятеля, бессменного председателя Комитета " Казанского Общества Трезвости " и Совета Казанского отдела " Русского Собрания " Александра Титовича Соловьёва . Отдать должное своему знаменитому соотечественнику, чьи трезвеннические идеи и просветительно-благотворительные начинания получили признание не только в Казанской губернии и в России в целом, но и за рубежом, к предполагаемому месту его земного упокоения пришли: председатель " Международной независимой ассоциации трезвости " (МНАТ) Владимир Ловчев, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии РПЦ иеромонах Вячеслав (Шапоров), координатор Коалиции " За свободный от табачного дыма Татарстан " профессор Илья Андреев, внук А.Т.Соловьёва - известный учёный-эндокринолог, член-корреспондент Академии наук Татарстана Всеволод Талантов, директор Центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости " Выбор " МПУ " Подросток " Галина Ананьева, координатор проекта " Ресурсный центр для добровольцев " Исполкома МО города Казани Равиля Хусниева, биограф А.Т.Соловьёва, историк монархического движения Игорь Алексеев и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2007/06/26/ka...

Андреев В.Н. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского института машиностроения; Алексий Мороз - священник, кандидат педагогических наук, писатель, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение»; Беляков А.П. - председатель Совета Собора православной интеллигенции; Грунтовский А.В. - писатель, главный редактор журнала «Русская земля»; Гусакова В.О. - кандидат искусствоведения, руководитель курса культурологии в СПб Ракетно-артиллерийском кадетском корпусе; Дверницкий Б.Г. - кандидат геолого-минералогических наук, главный редактор журнала «Русское самосознание»; Казин А.Л. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой искусствознания СПбГУКиТ, член Союза писателей и Союза кинематографистов России; Коняев Н.М. - секретарь Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член Совета Всемирного Русского Народного Собора; Кугай А.И. -доктор философских наук, профессор Северо-Западной академии государственной службы; Лебедев С.В. - доктор философских наук, профессор Высшей школы народных искусств; Манько Ю.В. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социальных наук СПбГУТД; Ребров А.Б. - главный редактор журнала «Родная Ладога»; Семенов В.Е. - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, зам. председателя исполнительного Совета Собора православной интеллигенции; Сергуненков Б.Б. - президент Научно-производственной фирмы «ВАПА», председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро Невского Братства; Федорова Т.Н. - старший научный сотрудник НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, ученый секретарь Совета Собора православной интеллигенции; Фурсей Г.Н. - доктор физико-математических наук, академик РАЕН, вице-президент РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР ; Швечиков А.Н. - доктор философских наук, профессор, директор Межвузовского центра религиоведения, сопредседатель Совета Собора православной интеллигенции.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/10/...

Известий об Анатолие сохранилось очень мало 755 . Родители его были богатые и знатные граждане Александрии. Достаток материальных средств дал возможность Анатолию провести отроческие годы в хорошей школе, а годы юности посвятить изучению тех отраслей знания, знакомство с которыми делало человека образованным в тогдашнем смысле этого слова. Автор жития сначала заявляет, что воспитание Анатолия родителями его поручено было Александрийскому епископу знаменитому Кириллу 756 , но последующею своею речью дает понять, что влияние Кирилла не было сразу влияние непосредственное, личное, а влияние чрез школу, которая существовала при кафедре архиепископа и под его заведыванием. Уже, судя по тому, что сам Кирилл быль человек не только богословски образованный, но и знакомый с классическою светскою литературой, как говорят о том некоторые из дошедших до нас сочинений его 757 , можно думать, что в школе, куда поступил Анатолий, рядом с образованием богословским отводилось место изучению наук светских. И жизнеописатель дает понять, что Анатолий в этой школе сначала занимался науками светскими 758 . Затем по обычаю (ετις τερος) он изучал духовное красноречие и Священное Писание . Способный и не по возрасту серьезный, Анатолий шел впереди своих сверстников, вызывая их удивление и приобретая любовь наставников. Быть может, это обстоятельство, выделив его из ряда других, обратило на него особое внимание самого архиепископа и поставило его под личное влияние и непосредственное руководство последнего 759 . Нужно думать, именно благодаря этому влиянию знаменитого пастыря, Анатолий обычной карьере богатого и знатного юноши предпочел скромную должность чтеца в клире Кирилла 760 . Выдающиеся способности впрочем, скоро вывели Анатолия из этого невидного положения. Возведенный в сан диакона, он был отправлен апокрисарием в столицу от Александрийского епископа, – назначение, само по себе говорившее за Анатолия. Обычно в этой должности состояли лица, не имевшие больших иерархических степеней, но способные и надежные: того требовало самое положение апокрисиария, сходное с положением теперешних посланников 761 . Анатолий вполне оправдал выбор своего епископа. Ловкий и гибкий ум (τ τς διανοας ξτατον μα κα σφαλστατον) его приобрел ему уважение и симпатии императора и двора 762 , что конечно должно было благоприятно отражаться на ходе дел Александрийского патриархата, ради которых оттуда назначался апокрисиарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Приложение А.А. Богданов. Новое средневековье о «Проблемах идеализма» 247 Чем меньше знает человек, тем больше презрения к обыкновенному, к окружающему. Разверните истории всех наук: они непременно начинаются не наблюдениями, а магией, уродливыми искаженными фактами, выраженными иероглифически, а оканчиваются тем, что обличают сущностью этих тайн, этих мудреных истин – истины самые простые, до того обыкновенные, что о них вначале никто и думать не хотел. В наше время еще не совсем искоренился предрассудок, заставляющий ожидать в истинах науки чегото необыкновенного, недоступного толпе, не прилагаемого к жалкой юдоли нашей жизни. До Бэкона так думали все… А. Искандер В истории человечества Средние века представляют эпоху наибольшего развития и процветания авторитарных форм жизни. Авторитет господствовал во всех областях социального существования людей: система феодально–аристократических отношений охватывала всю «светскую» жизнь общества, система католицизма – всю жизнь «духовную». Обе системы наложили свой глубокий отпечаток на все мышление людей, теоретическое и практическое: всякое право принимало форму привилегии, всякая истина должна была укладываться в рамки откровения. Величайший консерватизм существующих отношений придавал им в глазах людей характер чегото абсолютного, неизменного: не было даже представления о возможности иных форм жизни. Но как бы ни было иногда медленно движение потока жизни, он всетаки движется. Шаг за шагом, в долгой и тяжелой борьбе менялось его течение, эпоха застоя уступала место эпохе стремительного развития, век авторитета сменялся веком всеохватывающей критики. Однако и до сих пор этот процесс далеко еще не завершился. Поток эволюции несет с собою массу обломков прошлого, стесняющих и замедляющих прогрессивное движение. Рядом с развитием и критикой жизнь практическая и идейная сохраняет громадное количество элементов застоя и авторитета. Этих пережитков прошлого так много, и гнет их так тяжело ложится на все жизненное и прогрессивное, что нам нет ни возможности, ни необходимости давать здесь их общее описание. Нас занимают в настоящий момент специально те случаи, когда пережитки эти пытаются контрабандой проскользнуть в будущее под флагом наиболее жизненных тенденций, в костюме самых передовых течений современности. Такие случаи становятся все чаще и приобретают все больше значения, по мере того как принципиальная победа новых начал становится все очевиднее, неизбежная гибель старых форм все несомненнее. Однако и подобного типа явления слишком многочисленны и разнообразны, и слишком смелою была бы попытка охватить их скольконибудь полно в обобщенном описании; мы имеем в виду остановиться на одном частном, весьма современном, а по нашему мнению, и весьма типичном факте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Глава IV. Покушение на революцию Но это в литературе. А что было в жизни? Как и почему не герои Грина, а сам он ушел из революции и с отвращением писал впоследствии обо всем, что было с нею и ее идеями связано? Грин не любил вспоминать и никогда не ставил себе в заслугу революционную деятельность, даже тогда, когда это могло принести ему моральный капитал в молодой Советской республике, хотя поплатился он за ошибки молодости порядочно, куда тяжелее, нежели, например, такие разные персонажи, как Горький, Бальмонт, Маяковский, Л. Андреев, Клюев, Пришвин или Ремизов, также склонные к революционным грехам. Журналист Эдгар Арнольди, много раз встречавшийся с Грином в 20е годы, писал: «Я знал, что Грин был активным участником революционного движения. Вполне естественно было ожидать, что он с готовностью будет об этом рассказывать: ведь революционные заслуги всеми и повсюду ценились, вызывали общий интерес. Но как раз об этом Грин никогда ничего не рассказывал. Наоборот, он совершенно явно проявлял полное нежелание распространяться о своей жизни. Я догадывался, что делалось это не из особой скрытности или желания утаить что-то сокровенное. Нет, насколько я мог понять, он просто считал, что пережитое им не может составить интереса для других, да и сам, по-видимому, не испытывал влечения к погружению в воспоминания». А между тем история его взаимоотношений с властями была очень драматична и тяжело сказалась на его судьбе. После того как беглый солдат Гриневский отказался участвовать в терактах, эсеры попытались использовать его для пропаганды. Почему Грин не решился на теракт, но при этом остался у эсеров – вопрос, ответ на который дает его проза, о чем говорилось в предыдущей главе, но все же художественное творчество писателя не вполне тождественно его биографии, равно как и сама биография творчеству, и наверняка тут были какие-то чисто личностные, психологические причины. В одной из современных статей о Грине справедливо сказано: «Для преступления нужно как минимум мужество поступка, а обыватель немыслим без ощущения почвы под ногами. Ни тем ни другим Грин не обладал. Он мог стать нищим босяком – его выручала осторожность провинциала; он мог стать „профессиональным революционером“ – для этого ему не хватило жестокости».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  3.6 из  5) 1900 год В темную даль I Уже четыре недели жил он в доме – и четыре недели в доме царили страх и беспокойство. Все старались говорить и поступать так, как они всегда поступали и говорили, и не замечали того, что речи их звучат глуше, что глаза их смотрят виновато и тревожно и часто оборачиваются в ту сторону, где находится отведенная ему комната. В противоположном от нее конце дома они ступали ногами неестественно-громко и так же неестественно-громко смеялись, но, когда им случалось проходить мимо белых дверей, которые весь день были заперты изнутри и так глухи, точно за ними не было ничего живого, они умеряли шаг, а все тело их подавалось в сторону, словно в ожидании удара. И хотя проходившие становились на пол всей ногой, но шаг их был более легок и более беззвучен, чем если бы они шли на цыпочках. И никто не называл его по имени, а просто словом «он», и так как все каждую минуту думали о нем, то это неопределенное название представлялось более ясным, чем полное имя, и никогда не заставляло переспрашивать. Почему-то казалось непочтительным и фамильярным звать его, как зовут других; слово же «он» точно и резко выражало страх, который внушала его высокая, сумрачная фигура. И только одна старая бабушка, которая жила наверху, звала его Колей, но и она испытывала напряженное состояние страха и ожидания беды, охватившее весь дом, и часто плакала. Однажды она спросила горничную Катю, почему барышня не играет сегодня на фортепьяно, но Катя удивленно взглянула на нее и не ответила, а, уходя, покачала головой, точно не одобряла самого вопроса. Пришел он в серый ноябрьский полдень, когда все были дома и сидели за чаем, кроме Пети, давно уже ушедшего в гимназию. На дворе было холодно, и низко нависшие плотные тучи сеяли дождь, так что, несмотря на большие окна, в высоких комнатах было темно, а в некоторых горел даже огонь. Звонок его был резкий и властный, и сам Александр Антонович вздрогнул; он подумал, что явился кто-нибудь из важных посетителей, и медленно пошел навстречу, сделав на своем полном и серьезном лице приветливо-ласковую улыбку. Но она тотчас исчезла, когда в полутьме прихожей он увидел бедно и грязно одетого человека, перед которым в смущении стояла горничная, робко загораживая ему путь. Вероятно, с вокзала он шел пешком и только местами ехал на конке, потому что коротенькое потертое пальто его было мокро, а брюки внизу забрызганы и стояли коробом от воды и грязи. И голос его был хриплый, грубый, не то от сырости и простуды, не то от долгого молчания в тряском вагоне.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  3.6 из  5) Случай Левой рукой доктор прижимал к груди купленную лампу, а в правой нес тоненькую трость и весело помахивал ею. Походка у него была размашистая, свободная, как у всех людей, которые уверены в себе и своем счастье; голову он держал закинутой назад, и глаза его улыбались. Случалось, что доктор толкал локтем кого-нибудь из прохожих, которых было много на этой людной улице, и тогда он особенно явственно и особенно ласково произносил: – Извините, пожалуйста! Прохожий, которого толкнул доктор, часто не слыхал извинения или не обращал на него должного внимания, но самому доктору оно было очень приятно и всякий раз вызывало любимую мысль о том, как выгодно быть добрым, любезным и никого не обижать. Извиниться ничего не стоит, а есть люди, которые совершают невежливости и никогда не извиняются, и их никто не любит. И с приятным сознанием, что он добрый и поэтому его любят все: жена, знакомые и пациенты, доктор шагал еще легче и еще крепче прижимал к груди покупку, в которую также была заключена частица его доброты. Лампа стоила недорого, всего двенадцать с полтиной, но жена давно уже мечтала о ней и теперь, сидя дома, и не подозревала, что мечта ее осуществлена. И попалась лампа хоть и дешевая, но очень хорошая: доктор мысленно сравнивал ее со всеми другими лампами, какие приходилось ему видеть у своих знакомых и у пациентов, и те лампы были хуже. В них не было ни изящества, ни той особенной симпатичности и привлекательности, какими отличалась эта, двенадцатирублевая. Очень красивая лампа имелась у Ивановых – на высоком хрустальном стержне, с роскошным абажуром, – но та стоила шестьдесят, а за такие деньги в деревне можно купить пару хороших лошадей, не только что лампу. Были две хорошие лампы у Потаниных… – Ox! – воскликнул доктор от толчка и торопливо добавил: – Извините, пожалуйста! Толчок был так силен, что доктор немного пошатнулся, но улыбка не сошла с его уст даже тогда, когда он вполне разглядел толкнувшего: это была простая баба, невысокая, худая и страшно суетливая. Бежала она, словно на пожар, и Александр Павлович остановился посмотреть, как она разбрасывает на ходу прохожих.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010