Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

Поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) оказалась в Оптиной в 1921 году. Здесь впервые видит она преподобного Нектария. В течение трех дней пытается поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению преподобного Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя». В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжелобольного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное как могла в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и Оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия (Мечева). Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) 1909 год 1 января Встреча нового года. — Бабаевский блаженный Василий Александрович. — Преп. Елеазар Анзерский. Вот уже и год прошел, да еще с прибавком в три месяца, как мы живем под покровом Царицы Небесной в Ее обители Оптинской. Не видали, как пролетело это время. Новорожденного младенца семьи вечности — 1909 год — встретили всенощным бдением в Казанской церкви благословенной Оптиной. Ходили всей семейкой, разросшейся, благодарение Богу, до одиннадцати душ. Отстояли всенощную до величания великого святителя Василия, приложились после Евангелия к его образу и после четвертой песни канона, около 10 часов вечера, пошли домой. Служба началась в половине седьмого, а конца первого часа и отпуста ранее половины одиннадцатого не дождаться: не всем моим под силу выстаивать до конца такие бдения, да и самому мне грех похвалиться выносливостью к монастырским стояниям, кроме тех, увы, редких случаев, когда, нежданная, негаданная, посетит нечувственное окаменелое сердце небесная гостья — молитвенная благодать Духа Святаго, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая». Ну, тогда стой хоть веки!… К одиннадцати часам вечера пришел к нам иеромонах о. Самуил с двумя клиросными, перекусили кое-чего с нами, выпили чайку и начали в моленной новогодний молебен. Была полночь, а в моленной мы и певчие пели «Бог Господь и явися нам…» Идеальная встреча нового года! Как благодарить за нее Господа? — Крестообразно! — сказал мне как-то, года три назад, в Николо-Бабаевском монастыре на подобный же вопрос один полублаженный, а может быть, и блаженный, некто Василий Александрович, проживавший, в холодной трепанной одежонке, и лето и зиму в омете соломы около монастырского молотильного сарая. — Как? — переспросил я. — Да так, очень просто, — ответил Василий Александрович и осенил себя крестным знамением. — Так и благодарите! — добавил он с милой, детски наивной улыбочкой. Верстах в пяти от монастыря у Василия Александровича было что-то вроде поместья, — дом, надельная и наследственная, родителями благоприобретенная земля, — но он, как говорили мне, до этого не касался, предоставив все во владение семейному своему брату; сам же он был бобыль и довольствовался как жилищем монастырским ометом.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 6. Августейшая попечительница детских приютов в Москве 6.1. Елисаветинское благотворительное общество Приступив к исполнению обязанностей генерал-губернатора Москвы, Великий князь Сергей Александрович был поставлен перед фактом прекращения с 1 июня 1891 г. доступа в Воспитательный дом законных грудных детей. Такое решение, видимо, принимали, в связи с переполненностью Дома незаконнорожденными детьми, недостаточностью их питания, а поэтому высокой смертностью. До июня 1891 г. не требовалось никаких документов для поступления в Воспитательный дом, поэтому была реальная возможность устроить законного ребенка неимущих родителей в этот дом под видом незаконнорожденного. С введением новых правил все изменилось, и многие законные дети осталась без приюта. В данной ситуации генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович, видя большое количество детей, оставшихся без помощи родителей, обратился к митрополиту Московскому Иоанникию с указанием на необходимость попечения по приходам о законных детях неимущих родителей. Митрополит через московское духовенство немедленно приступил к устройству приходских комитетов попечения о детях. Указ Великого князя ложился на взрыхленную почву. Поскольку в столице уже действовал Воспитательный дом, Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, издавался журнал «Детская помощь» и т. д., было очевидно, что для интенсивного развития этого благородного движения москвичей необходим был лидер, человек как высший авторитет для всех, как символ верности великому служению детям. В год прибытия великокняжеской семьи в Москву почетный опекун московского Воспитательного дома обер-гофмейстер Борис Александрович Нейдгарт обратился с просьбой к Императрице Марии Федоровне о создании благотворительного общества и ходатайствовал о принятии Великой княгиней Елисаветой Феодоровной на себя попечительства над создаваемым обществом. На всех самых высоких уровнях ответ был положительным.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Гавриила (Александрова)     (1876–1952) Схимонахиня Гавриила (в миру Лидия Александровна Александрова) родилась 26 марта/8 апреля 1876 года в Москве в  состоятельной семье Александровых, принадлежавшей к дворянскому сословию.  Мама Лидии скончалась при родах, воспитанием девочки и её старшего брата занималась благочестивая бабушка. Она с детских лет прививала детям любовь к Богу, приобщала их к церковной жизни. Лидия уже в ранней юности мечтала посвятить свою жизнь служению Богу, поэтому, когда бабушка начала говорить о возможном сватовстве, Лидия тайком ушла в монастырь. Однако ей не суждено было долго  жить в монастыре, вскоре бабушка нашла её и увезла домой. По Промыслу Божиему ей суждено было стать монахиней в миру. Однажды по совету знакомых Лидия пришла  в храм на Маросейке, чтобы увидеть прозорливого старца Алексия Мечёва праведный Алексий Мечёв     (1859–1923 гг.))  (1859–1923). Когда после всенощного бдения начался торжественный молебен с чтением акафиста, ей показалось, что отец Алексий не читал его, а беседовал с Царицей Небесной. Она почувствовала сердечную теплоту и забыла о том, что торопилась  домой. Вскоре Лидия стала духовной дочерью прозорливого старца, по благословению старца она помогала надзирательнице детского приюта, устроенного при храме, убирала храм, была алтарницей, трудилась за свечным ящиком. Старец Алексий говорил своим духовным чадам: «Будьте теплом и светом для окружающих... Старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». Духовная дочь старца матушка Гавриила  с годами возрастала духовно, со временем по молитвам святого праведного Алексия Мечёва стала духовным светильником. Из воспоминаний монахини Иулиании: «Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким–то особым, ни с чем не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нём, иногда для некоторых проявлялась и вовне: он стоял на воздухе и из глаз его как бы сыпались искры... Старец отмечал: «Много нужно понести скорбей, чтобы научиться молиться. Сердце пастыря должно расшириться настолько, чтобы оно могло вместить в себя всех нуждающихся в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серин Арсений Александрович, священник Родился в 1895 г. Находился в лагере с епископом Афанасием. Был поваром на 8-м лагерном пункте Дубравлага. После освобождения в 1960 г. из дома инвалидов уехал из России к семье в Австрию. Скончался в 1984 г. 1. 5 января 1955 г. Многоуважаемый Афанасий Григорьевич, я и Иван Аркадьевич 626 шлем привет и поздравляем с праздником и Новым годом. Желаем здоровья, счастья и спокойствия душевного. Мы живем хорошо и чувствуем себя гораздо лучше. Я немного приболел и теперь имею отдых 21 день. Провожу время в работе, для меня привычной и уже нетрудной. На мое письмо ответа от Вас не получил и буду ждать теперь с нетерпением. Вас уважающий А. Серин. 5/I–1955 г. Д. 4. Л. 61–61 об. Подлинник. Автограф неизвестного лица (написано под диктовку). Оборот почтовой карточки. «Куда: ст. Потьма, Зубово-Полянский инвалидный дом. Кому: гр. Сахарову Афанасию Григорьевичу Адрес отправителя: Мордовская АССР. ст. Потьма, почт[овое] отд[еление] Явас, п[очтовый] ящ[ик] 385/11. Серин Арсений Александрович». 2. 3 мая 1955 г. Преосвященнейший Владыко! Поздравляю Вас с прошедшим праздником Светлого Воскресения. Христос Воскресе! Дорогой Владыко, с 26.I с.г. я освобожден из-под стражи и с 4/II с.г нахожусь на пересыльном лагере Потьма. Если Бог даст, то в скором времени буду дома. Преосвященнейший Владыко, если есть возможность, будьте добры послать мне небольшую посылку. Я в настоящее время очень нуждаюсь, и мне нужна поддержка. Простите меня за нахальство и вымогание. Вы единый, к кому могу обратиться в тяжелый момент моей жизни. Благодарю Вас за Вашу помощь и внимание, которое Вы мне оказали. Да хранит Господь Бог Вас на многая лета. Целую Вашу десницу. Любящий Вас о. А. А. Серин. P.S. Мой адрес: Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н Потьма, п[очтовый] ящ[ик] 144. 3.V.55 г. Д. 7. Л. 37–37 об. Подлинник. Автограф. 3. 3 мая 1956 г. 3.V.56. Дорогой о Господе Е[пископ] А[фанасий]. Сердечно приветствую Вас с наступающими праздниками Христова Воскресения и желаю Вам от души: здравия и долгоденствия на многая лета. Сегодня я получил Ваше письмо, воистину для меня был большой праздник. У нас неожиданная новость. Нам сообщили, что нас отпускают и должны хлопотать с воли через ОВИР 627 . Медицинскую комиссию мы прошли и получили 2 категорию. Обещали нас поместить в Зубово-Полянский инвалидный дом. Я был болен, 2½ месяца пришлось лежать в кровати. Но сейчас, слава Богу, хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слово в день воспоминания о чудесном избавлении благочестивейшего государя императора Александра Александровича Источник Слово Его Высокопреосвященства, Члена Святейшего Синода, Высокопреосвященнейшего Павла, Архиепископа Казанского и Свияжского, в день воспоминания о чудесном избавлении Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Благоверных Чад Их от смерти, во время крушения железнодорожного поезда, – 17 октября 1889 года Событие страшное и радостное вместе воспоминаем мы, братия и сестры, в настоящий день, – событие, случившееся год тому назад и потрясшее всю Россию. Событие страшное; потому что смерть, – смерть неизбежная неумолимая, – носилась над головами Благочестивейшего Государя нашего Императора, Благочестивейшей Государыни Императрицы и всей Августейшей семьи Их; все они едва не сделались жертвами страшного крушения железнодорожного поезда. Событие радостное; потому что страшное бедствие не разразилось над Царственной Семьёй и Россией, смерть не коснулась благословенной Семьи и Она целою и невредимою вышла из-под развалин поезда как бы из гроба. Ужас наполнил сердца всех истинных чад России, при вести о страшной опасности, о неминуемой смерти, угрожавших возлюбленному Царю и Его Семейству; но этот ужас сменился живейшею радостию о чудесном спасении столь дорогих для России жизней. Все возликовали тогда, как и ныне ликуют, при воспоминании о благополучно пережитой опасности, о великом чуде милости Божией к Царю и России, спасённых всемогущею десницею Божиею. Горячие молитвы вознесены и возносятся чадами России к Богу – Спасителю нашему; искренние, сердечные приветствия приносились и приносятся со всех концов России, к Царю и Царице, исторгнутым силою Божиею из рук смерти; разнообразными делами благими увековечиваются благодарные Господу, полные живейшей любви к Царю, чувства верноподданных Русского Царя. Благодарность всех к Богу, радость о Царе и любовь к Нему и Семейству Его тем сильнее и пламеннее, чем сильнее был ужас, возбуждённый в сердцах всех угрожавшею Им страшною опасностию. Слава и благодарение Богу – Спасителю нашему! Возрадуемся о Царе своём, и о Царственном Семействе, дивно спасённых от смерти для блага нашего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. О родительсном благословении. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерняя искореняет до основания. ( Сир. 3, 8. 9 ). По горделивому духу нашего времени молодые поколения ныне вообще неуважительно относятся к старшим. Нередко и самые дети оказываются непочтительными к родителям и невнимательными к их власти и правам на послушание и покорность со стороны детей. Иногда своеволие и противление родителям оправдывается мнимо учеными рассуждениями о правах человеческой личности, о свободе и преимуществах образования новых поколений сравнительно с прежними, об особенных условиях современной жизни, об обязательности новых обычаев и т. п., но Божественное Откровение одним словом разрушает все подобные рассуждения, всегда отзывающиеся утратою естественного чувства любви к родителям и благодарности за их попечения при воспитании. Оно только присоединяет к пятой заповеди десятословия обетования награды исполнителям ее, и следовательно неизбежность гнева Божия на ее нарушителей. Если хочешь долго и счастливо жить на земле, говорит эта заповедь, – чти отца твоего и матерь; если хочешь благоденствовать со всем своим домом и потомством, говорит библейский истолкователь этой заповеди Иисус сын Сирахов, – „делом и словом чти отца твоего и матерь“, потому что в их руках для тебя благословение на благоденствие, и проклятие, которое сильно „искоренить твой дом до основания“. Чтобы понять все легкомыслие неопытной юности, возмущающейся против власти родительской, и всю опасность, угрожающую ей от противления этой власти, полезно разъяснить истинное значение и силу родительского благословения. Размышление о нем сообщить нам особое утешение при настоящем торжестве нашем в честь Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, на которое еще ложится тень неотразимых печальных воспоминаний о недавней кончине Его великого Родителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Суздаль. Александровский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1240. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Гастева Координаты: 56.42742, 40.4404 Проезд:Монастырь находится на высоком берегу р.Каменки между Ризоположенским монастырем с колокольней, самой высокой в городе, и Спасо-Евфимиевым монастырем на его северной оконечности. Проезд и проход от центральной ул. Ленина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На обрыве над Каменкой стоит древний Александровский монастырь, или, как его звали в древности, Большая лавра, основанная, по данным XVII века, Александром Невским в 1240 году и пользовавшаяся большим вниманием первых московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана. От этой древней поры ничего не сохранилось, кроме бывших в церкви поздних надгробий с надписями о погребении здесь двух суздальских княгинь — Марии (1362) и Агриппины (1393). Монастырек был окружен в первой половине XVIII века небольшой оградой с маленькими декоративными башенками, имитирующими монументальные башни с их массивным четвериком с угловыми лопатками, увенчанным кирпичным стройным шатром с рельефными «изображениями» оконцев-слухов. В южной линии ограды находятся реставрированные в 1947 году Святые ворота, вторящие своим граненым ярусным барабаном с треугольным завершением фигурным верхам Троицкой церкви Ризположенского монастыря. Ворота и строил один из ее зодчих — Грязнов. Так та или иная деталь, повторенная, как эхо, зодчими, рождала связь и перекличку разбросанных по территории города памятников и слияние их в гармоническом хоре. За воротами на открытой площадке возвышается построенный монастырем на средства царицы Натальи Кирилловны, взамен шатрового деревянного, большой храм Вознесения (1695) со стоящей на отлете высокой колокольней. Сохранившиеся около них старые маленькие рубленые избы дают реальное представление о соотношении монументальных церковных зданий Древней Руси с рядовым жильем. «Дом Божий» разительно превосходил жилище человека и своими размерами и своей украшенностью, утверждая мысль о всесилии божества и ничтожности его «рабов». Однако эта мысль, которая поражала сознание обитателей суздальских землянок XII века, впервые видевших огромный собор Мономаха, отходит теперь на второй план. Храмы строят сами горожане, руками своих мастеров, для себя. Отсюда их светлая прозрачная украшенность, а порой и интимность, проникающая даже и монастырский храм.

http://sobory.ru/article/?object=01859

Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010