Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси . География Территории Н. е. находились в исторической груз. пров. Кахети (Вост. Грузия) и в В. Дагестане. Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVIII в. По описанию груз. царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), Некресский епископ (некресели) являлся «пастырем Гагмамхари (букв.- Заречье - земли на левобережье р. Алазани.- Авт.) вместе с Дидоети (верховья р. Андийское Койсу.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 122; Он же. 1973. С. 545). Зап. граница Н. е. проходила по р. Штори (совр. Стори, левый приток р. Алазани в ее верхнем течении) и соприкасалась с границей Алавердской епархии , далее на север, вдоль совр. грузино-дагестанской границы, водораздельные высоты отделяли Н. е. от Харчашнийской епархии. На севере, вдоль хребта Кад, Н. е. граничила с Хунзахской епархией ГПЦ, а на северо-востоке Богосский хребет отделял ее от Анцухской епархии. На востоке, вдоль рек Шромисхеви и Мызымчай, Н. е. граничила с Курмухской епархией ГПЦ. На юге р. Алазани отделяла Н. е. от Черемской епархии ГПЦ. На протяжении веков границы Н. е. не раз менялись. До возвышения Харчашнийской кафедры (XII в.) власть некресели распространялась на пров. Тушети, население которой было крещено одним из 12 сир. отцов, сщмч. Авивом , еп. Некресским, в VI в. Некресские епископы, видимо, окормляли и горное население Аварского Койсу до возникновения здесь Анцухской епархии (впервые упоминается в приписке 1310 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию) ( Джанашвили. 1894. С. 205; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2). В кон. XV в. из состава единой Грузии вновь выделилось царство Кахети , особенно выдвинулся Алавердский архиерей (алавердели), которому был дарован сан «главы епископов Кахети» ( Вахушти Багратиони. 1973.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [груз. ] Грузинского Экзархата (1886-1912), учреждено как 2-е вик-ство по всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода РПЦ в марте 1886 г. Территория А. в. охватывала всю юго-вост. часть Грузии (совр. р-ны: Ахметский, Телавский, Сагареджойский, Гурджаанский, Кварельский, Лагодехский, Сигнахский, Дедоплис-Цкаройский). Резиденцией Алавердских епископов был мон-рь Шуамта , кафедральным храмом Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня . Алавердские епископы: Виссарион (Дадиани) (1 марта 1886 - 6 июня 1898), Кирион III (Садзаглишвили) (23 авг. 1898 - 12 авг. 1900), Димитрий (Абашидзе, в схиме Антоний) (23 апр. 1902 - 4 нояб. 1903), Евфимий (Елиашвили, Елиев) (30 нояб. 1903 - 19 мая 1905); Петр (Кончуев) (13 нояб. 1905 - 6 апр. 1907) и Давид (Качахидзе) (4 нояб. 1907 - 17 апр. 1912). В 1912 г. А. в. было упразднено (см. также Алавердская епархия, ). Лит.: Кирион [Садзаглишвили], еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. М., 1993р. Т. 2. З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63984.html

Управление другой, Алавердской, епархией поручено Сигнахскому митрополиту Иоанну Бодбелю. Прочие 11 грузинских епархий вошли в состав вновь учреждённых Мцхецкой и Алавердской епархий, а управлявшие ими митрополиты и епископы уволены с пожизненными пенсиями. Прибывший с католикосом, кандидат архиерейства, нетерпеливо дожидался вознаграждения за свои труды, но оно ещё было отсрочено. 8 Июля, по докладу князем Голицыным ходатайства католикоса, состоялось Высочайшее повеление «сообщить католикосу, что ныне в Грузии нет праздных епархий, а ежели архимандрит Досифей выучится по-русски, – как известно, что он уже сим занимается – то тогда можно посвятить в епископы, оставив здесь, дабы с пользой мог быть употреблен со временем на службу в Святейшем Синоде по делам Грузинского духовенства». Вместе с тем Высочайше повелено поместить его жительством в Александро-Невской Лавре и производить ему в пенсион по 2 тысячи рублей ассигнациями ежегодно. Досифей счёл себя обиженным этими распоряжениями и заявил, что назначенный ему пенсион недостаточен и не соответствует должностям им занимаемым; между тем и управляющий Грузией маркиз Ф.О. Паулуччи уверял его, что ему будет определён пенсион, по крайней мере, в 6 тысяч рублей. Князь Голицын доложил об этой претензии 2 Сентября Государю и получил повеление объявить Досифею, что «ежели он не может здесь сим пенсионом жить, то может возвратиться в Грузию». – Это было ещё до отъезда католикоса. С.-Петербургский митрополит Амвросий, по Высочайшему повелению, дал Досифею помещение в Невской Лавре, но, не зная, зачем этот архимандрит прислан к нему, месяца через два обратился к князю Голицыну с запросом: какое Государь Император соизволил сделать ему предназначение? Князь Голицын разъяснил ему обстоятельства дела и в заключение сообщил, что если Досифей приобрёл достаточное сведение в русском языке, то от митрополита зависит войти о нём с представлением в Святейший Синод. Амвросий немедленно сделал представление, и 31 Декабря 1811 г. состоялось Высочайшее повеление о посвящении Досифея в епископа с тем, чтобы он именовался епископом Горийским, викарием Грузинским, но пребывание имел здесь в Александро-Невской Лавре и службу Божию отправлял в С.-Петербургской епархии с согласия митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1935–1942: Каменец-Подольская(?), паки Пирр Окропиридзе 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Алавердская 1916–1917: Кахетинская 1917–1922: Алавердская, паки Питирим Крылов 04(17).06.1928–1928: Волоколамская 1928–25.09(08.10).1929: Шуйская 25 .09(08.10).1929–17(30).03.1931: Орехово-Зуевская, в. у. (?) 17(30).03.1931–01.1936: Дмитровская 29 .04(12.05).1932–01.1936: Московская и Коломенская, в. у. 01 .1936–20.06(03.07).1937(?): Великоустюжская Питирим Лодыгин 1925–1928: Уфимская Питирим Окнов 23 .11(06.12).1915–06(19).03.1917: Ленинградская Питирим Свиридов 12(25).12.1941–01.1942: Куйбышевская 1942–1943: Калужская 1942–1943: Тульская, в. у. 1943–31.12(13.01).1946: Курская Платон Кульбуш 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Таллинская 10(23).01.1918–14(27)-01.1919: Рижская, в. у. Платон Петров 1921–1921: Уманская Платон Рождественский 05(18).12.1915–13(26).08.1917: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц. 13(26).08.1917–09(22).02.1918: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц., паки 09(22).02.1918–1921: Одесская 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Американская 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Американская (заруб., автоном.) Платон Руднев 01(14).10.1923–1929: Ногинская Платон Тихомиров Тульская, в. у. Поликарп Сикорский 1932–1940: Луцкая 1940–1942: Владимиро-Волынская 1942–1943: Луцкая, паки Поликарп Тихонов 08(21).03.1920–1924: Лукояновская 1924–1927; Ардатовская Порфирий Вишняков Сызранская (обн.) Порфирий Гулевич 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Криворожская 05(18).09.1930–29.07(11.08).1931: Кировоградская 29 .07(11.09).1931–10.1936: Симферопольская Прокопий Титов 30 .08(12.09).1914–1924: Кировоградская 1924–27.11(10.12).1925: Херсонская Рафаил Березин 16(29).10.1944–02(15).05.1945: Калининская Рафаил Гумилевский 10(23).09.1924–1925: Александровская (Ставроп. вик.) Рафаил Прозоровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Муромская (обн.) 02 .1925–1930: Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 02 .1925–1930: Херсонская (обн.), в. у. 1930–1935: Мариупольская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

202 Донесение высокопреосвященного Феофилакта Священному Синоду, от 3 февраля 1819 г. за 53, л. 61. 204 Рапорт главного присутствия по делам православного духовенства Государю Великому Князю Наместнику, от 30 июня 1863 года, 295. 212 Высочайший указ от 5 ноября 1852 года (Полное собрание законов Российской Империи, т. XXVII, изд. 1852 г., стр. 615–646). 213 См. Список оброчным статьям и разным угодьям духовного ведомства в Грузии, оставленным в его владении при передаче в казну навсегда церковных имений. 215 Отношение хозяйственного управления при Святейшем Синоде в финансовый департамент главного управления наместника кавказского, от 17 декабря 1865 года за 105000. 216 Указ правительствующему сенату (второе полное собрание законов Российской империи, том XLVI, изд. 1869 г., стр. 276–277). 220 Дело экзаршей канцелярии, 2 за 1830 год. «По просьбам вдов грузинских священнослужителей об оказании им пособия в содержание и об открытии попечительства о бедных духовного звания». 221 23 февраля 1880 г. Высочайше утверждённое определение Святейшего Синода «Церковный Вестник» 15–16. 230 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу имеретинского отделения за 1901 г., 85, л. 6. 236 В 1829 году, 10 апреля за 537 экзарх Грузии митрополит Иона предписал всем настоятелям монастырей и церквей о представлении к нему рукописей на греческом и латинском языках; куда рукописи эти делись – неизвестно. 240 Указ Святейшего Синода, от 15 июня 1836 года за 7, 160 (Дело Грузино-имеретинской Синодальной Конторы за 1835 г. 669 ч. 1, стр. 80–84). 244 Отношение Императорского московского археологического общества к высокопреосвященному Палладию, от 25 октября 1891 года за 843. 248 Архивное дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы за 1882 год, 11 – «Об ассигновании на поправку Алавердского собора 300 рублей», л. 1–4. 249 Предписание высокопреосвященного Ионы, экзарха Грузии, архимандриту Софронию, от 20 сентября 1830 г., 1398. 250 Предписание высокопреосвященного Евгения благочинному Алавердского собора, священнику Размадзе, от 2 октября 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается рассадников духовного просвещения, то мы видим, что вопрос этот получает более или менее определенную форму и устойчивость лишь в 1809 году, когда тогдашний главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов, коснувшись этого вопроса по предварительном обсуждении его совместно с высокопреосвященным Варлаамом, в своем донесении обер-прокурору Синода князю Голицыну о положении духовной части в присоединенном крае, между прочим писал: «сверх общей пользы, какую приносит образованное учением и воспитанием духовенство, оно может быть употребляемо наипаче для обучения в христианскую веру соседственных с Грузией горских идолопоклонных народов. На сей конец, по неимению в Грузии духовных училищ необходимо учредить гимназию из священнических и диаконских детей, на первый раз из 60 человек, в которую и будут поступать они из уездных училищ. В уездных же училищах могут обучаться не только одних духовных лиц дети, но и бедных дворян и граждан, где преподаваемы будут российский и грузинский языки, и первые правила арифметики. Дети дворян, кои, обучаясь в уездных училищах, окажут способности к наукам и к военной службе, могут поступать в Тифлисское благородное военное училище» 144 . В том же донесении генерал Тормасов, делая распределения получавшихся в существовавших тогда 13 грузинских епархиях и 9 архимандриях церковных доходов на разные нужды и потребности грузинской церкви, отделил из общего числа этих доходов собственно на устройство гимназии и уездных училищ определенную сумму денег. Святейший Синод, рассмотрев донесение генерала Тормасова, мнением положил: «для обучения детей священно-и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии – духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учителя» 145 . Положив открыть семинарию и содержать ее на счет церковных сумм, получаемых с церковных крестьян, Синод, однако, в отношении сумм, назначенных на содержание уездных училищ, определил, чтобы они отпускались из подлежащего источника лишь по открытии тех училищ, а до того времени, если встретится надобность, из них употреблять часть на устроение семинарии и приведение в порядок её во всех частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ 146 . Указанное мнение Святейшего Синода высочайше утверждено 21 июня 1811 года. Тогда же грузинское духовенство озаботилось и составлением фонда в пользу её путем ежегодных отчислений из доходов епархий и архимандрий. Так, из ведомости о поступивших с Алавердской и Руисской епархий и Шуамтинского монастыря взносов на устройство семинарии видно, что в 1811, 1812 и 1813 годах поступило всего 3013 р. 8 коп 147 . Сколько поступало от других епархий и монастырей, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А по таковым обстоятельствам Синод полагает мнение: 1) вместо существующих ныне (тогда) 13 епархий составить только две: одну под названием Мцхетской а Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской, а из 9 архимандрий оставить только 5, согласно представлению архиепископа Варлаама; 2) начальствующим над грузинским духовенством быть митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула члена Синода и экзарха оного в Грузии; 3) учредить дикастерию на равном с российскими основании, под начальством управляющего грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на нее, по мнению архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно Слову Божию, правилам святых апостол и отцов, государственным указаниям и предписаниям из Синода. Но учреждении же дикастерии предоставить начальствующему, по удобности и по количеству церквей, для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими протоиереев и священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и благочинных; 4) для обучения детей священно и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учители; 5) суммы, полагаемые на содержание архиереев, архимандритов, дикастерии, семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей и на удовлетворение прочих расходов, производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от архиепископа Варлаама с генералом от кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытии тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же-деньги хранить до открытия училищ; 6) к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытии в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением архиепископа Варлаама и генерала Тормасова и обращении того имения по прежнему в ведомство церковное; что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, так как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится, но поскольку переселение их зависит не от духовного начальства, то Синод всеподданнейше и представляет сие обстоятельство Высочайшему Его Императорского Величества рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главные обязанности этих стряпчих положены были в наблюдении за целостью и безопасностью церковного недвижимого имения, о состоянии которого они необходимо должны были доносить прокурору, а этот последний – Конторе для рассмотрения. Для производства письменных дел положено в Конторе два секретаря VIII класса, из которых один ведает дела по Грузии, а другой по Имеретии, при них по одному столоначальнику и одному писцу и кроме того два переводчика X класса. В случае же, если бы в составе служащих почувствовался впоследствии излишек или недостаток, то об этом обстоятельстве Контора должна была войти с представлением в Святейший Синод. Что же касается дикастерии, то штат служащих в ней чинов определялся в следующем виде: один секретарь X класса, один переводчик XII класса и два писца. Назначив штат в Контору и дикастерию, Синод поручил митрополиту Варлааму, по избрании остальных членов Конторы и чиновников в канцелярию её, совершить молебствие с водоосвящением, а затем открыть и самое присутствие Конторы, уведомив об этом главнокомандующего в Грузии, а также грузинское и имеретинское гражданские правительства, и донеся Святейшему Синоду. Но этому определению Святейшего Синода, в Грузии вместо существовавших двух епархий, положено быть трём епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской, из которых во главе первой должен стоять экзарх, с титулом митрополита Мцхетского, Тифлисского и Карталинского, вторая поручалась архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому, а третья – преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, которому с этого времени присвоялось наименование митрополита Сигнахского и Кизикского. Сверх того, учреждалось викариатство грузинское, каковая должность поручалась преосвященному Гервасию, бывшему епископу Цилканскому, с званием викария грузинского и горийского. В Имеретии же, впредь до рассмотрения, решено было оставить существовавшие тогда епархии и быть им в управлении тогдашних архиереев, при чем Контора обязывалась, в случае смерти кого-либо из них, донести об этом Святейшему Правительствующему Синоду, с присовокуплением и о том, оставить ли вдовствующую епархию на месте, или же приписать ее к другой, и какой именно, по удобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чисто технический факт – количество слов и буквенных знаков в двенадцати утренних священнических молитвах вдвое больше, чем в шести псалмах, во время которых читаются эти молитвы. Следовательно, добросовестно прочитать все молитвы за время шестопсалмия невозможно, – это будет или скороговорка, или беглый “прогляд”. Допустимо ли это?! Далее, Литургия и Утреня содержат одну и ту же молитву священника “Возсияй в сердцах наших...”, в которой испрашивается Божия помощь к разумению Евангелия. На Литургии эта молитва предваряет чтение Евангелия и прямо связана с ним, а на Утрени, согласно современному служебнику, эта молитва прочитывается на шестопсалмии в числе двенадцати Утренних молитв и не связана по времени с чтением Евангелия. Конечно, так не могло быть изначально. Мы видим, что после каждой ектении священник возглашает тройческое славословие – благословение. Оказывается, что все эти благословения представляют собой окончания тех двенадцати молитв, которые читаются на шестопсалмии. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что в древности эти молитвы читались в тот момент службы, где сейчас полагается произносить их окончания в виде возгласных благословений. При существующем же порядке прочтения всех двенадцати молитв на шестопсалмии последующие возгласные благословения священника оторваны от соответствующего им текста молитв и звучат как напоминание о молитве, а не как ее реальное завершение. К счастью имеются древние списки православного Иерусалимского устава (например, кафедрального Алавердского собора в Грузии, список XII века), в которых чтение священнических Утренних молитв распределено по всему чинопоследованию Утрени, что подтверждает правильность гипотезы о необходимости чтения священнических молитв в течение всей службы, а не только во время шестопсалмия. Можно предположить следующую схему параллельного моления народа и чтения молитв священником на Утрени, при этом сохраняется последовательность и содержание возгласов, определяемые служебником, устанавливается соответствие содержания молитвы содержанию момента богослужения, а возгласы священника дополняются изначально соответствовавшими им молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прибавление в дополнение к Истории Российской Иерархии. Часть I К стр. 26. 59 Прибавление: До 1811 года в Грузии было Епархий 13, в них Архиереев 7, церквей 799. В церквях: Священников 746, Диаконов 146, причётников 661, Архимандрий 9, Архимандритов 6, монашествующих 75. Крестьян: в 13 Епархиях 22.218, дворов в девяти Архимандриях 637, да у церковных дворян 470 семейств. В 1811 году, Июня 10 Католикос Грузинский Антоний уволен на пребывание в Москву с титулом Члена Святейшего Синода и Католикоса, с пенсией 10.000 рублей серебром, и велено при священнослужении воспоминать Его Блаженнейшим, а между первоклассными Архиереями занимать ему пятое место. И в том же 1811 году по докладу Святейшего Синода, Высочайше утверждённому 30 Июля, в Грузии назначено и предписано: Первое : вместо существующих (ныне) 13 Епархий составить только две: одну под названием Мцхетской и Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской; а из 9 Архимандрий оставить только 5, согласно представлению Архиепископа Варлаама. Второе : начальствующему над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии. Третье : учредить Дикастерию на равном с Российскими основании, под начальством управляющего Грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на неё, по мнению Архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно слову Божьему, правилам святых Апостолов и Отцов, Государственным узаконениям и предписаниям из Синода. По учреждении же Дикастерии предоставить начальствующему по удобности и по количеству церквей для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими Протоиереев и Священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и Благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010