Первым экзархом Грузии с титулом митрополита Мцхетского и Карталинского и главой дикастерии стал Варлаам (Эристави). Фактически все церковные преобразования этого периода связаны с его именем. Дикастерия как орган церковного управления просуществовала недолго: указом имп. Александра I от 30 авг. 1814 г. вместо нее была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора , открытие к-рой состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 г. Тем же указом Алавердско-Кахетинская епархия была переименована в Телавскую и Грузино-Кавказскую и ее управляющим был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури; до 14 мая 1817; † 19 нояб. 1830). 17 окт. 1814 г. Святейший Синод постановил, что в Вост. Грузии после учреждения синодальной конторы «быть 3 епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской; первая принадлежит экзарху с титлом митрополита Мцхетскаго, Тифлисскаго и Карталинскаго; вторая - архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому; а третья - Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, котораго именовать впредь Сигнахским и Кизикским» (Там же. Т. 5. С. 408). 30 авг. 1814 г. на должность викария Грузинского, к-рый должен был именоваться епископом Горийским, вместо переведенного на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру архиеп. Досифея был назначен еп. Цилканский Гервасий (Мачавариани; † 5 февр. 1817). В конце каждого года синодальная контора предоставляла в Святейший Синод отчет о проделанной работе, количестве решенных и нерешенных, с указанием причин, дел. Всем членам и чиновникам синодальной конторы было назначено жалованье: экзарху, председателю конторы,- 5 тыс. р.; архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому - 3 тыс.; архиепископу Сигнахскому и Кизикскому - 2,5 тыс.; епископу Горийскому, викарию Грузинскому,- 1,5 тыс.; прокурору - 1 тыс.; 3 стряпчим - по 250 р. каждому; 2 секретарям - по 400 р. каждому (Там же. С. 410). Одной из главных задач церковного переустройства в Грузии стала секуляризация церковного имущества и коммутация церковных налогов, что официально мотивировалось стремлением освободить духовенство от «тяжелой ноши» управления хозяйством, поскольку это «отвлекает его от основных обязанностей».

http://pravenc.ru/text/168201.html

По соизволению Государя Императора, управление новою епархией поручено было преосвященному Софронию, архиепископу рачинскому, с присвоением ему титула архиепископа Имеретинского. Оставшемуся же без кафедры преосвященному митрополиту Давиду, из рода князей Церетели, поручено было управление Джручским монастырем, в Шорапанском уезде, с предоставлением ему права пользоваться получаемыми с оного доходами пожизненно. Впрочем, этот архипастырь не долго оставался в означенном монастыре, так как в 1829 году назначен был, в звании Чкондидели, управляющим Мингрельскою епархией, а в 1843 году, по смерти преосвященного архиепископа имеретинского Софрония, ему вверена была и Имеретинская епархия, во время управления которою он, за полезные свои труды и деятельность, получил орден Св. Владимира 2 степени, удостоенный еще раньше за заслуги пред русским правительством ордена св. Анны I степени, с пожалованием пожизненной пенсии в размере 1000 рублей ежегодно 66 . Преемниками высокопреосвященного Давида, митрополита имеретинского, по управлению Имеретинскою епархией, были следующие епископы: 1) Евфимий (князь Цулукидзе), из епископов Гурийских, с 11 апреля 1853 года, умер 4 апреля 1856 г. 2) Герман (Гоголашвили), из епископов Абхазских, с 2 сентября 1856 года, 2 июля 1860 года уволен на покой в Гелатский монастырь, а с 23 февраля 1863 года в Хобский, где и скончался 11 августа 1868 года, 3) Гавриил (Кикодзе) , из епископов Горийских, со 2 июля 1860 года, скончался в ночь на 26 января 1896 года, после 35 летней плодотворной архипастырской своей службы. 4) Виссарион (князь Дадиани), из епископов Алавердских, с 6 июня 1898 года, умер 4 августа 1900 года. 5) Леонид (Окропиридзе), из епископов Горийских, с 12 августа 1900 года. Для делопроизводства и письмоводства по делам епархиальным при Имеретинском епископе положена епархиальная канцелярия, учрежденная, как нами уже выше было замечено, вместо предполагавшейся к перенесению сюда из Тифлиса грузинской духовной дикастерии. Последние штаты канцелярии и вообще Имеретинского епархиального управления высочайше утверждены 12 июня 1885 года, одновременно со штатами для Гурийско-мингрельского и Сухумского епархиальных управлений; они действуют и поныне 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА) МЕЛЕТИЙ I местоблюститель К-польского патриаршего престола в 1597-1598 гг.- см. ст. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский (1590-1601) МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_42.html

В 3-х, если православные: русские, греки, осетины, абхазцы, пожелают иметь своих епископов, то они подчиняются Иверскому патриарху и действуют как в его, так и в других, епархиях в согласии с свящ. канонами. В 4-х, русские, греческие, осетинские и абхазские приходы избирают себе пастырей из своего народа; если не найдут достойного, то такового избирают епископы, из знающих язык пасомых. В 5-х, Собор грузинских иерархов созывается два раза в год; весною и осенью, во Мцхете (к 1 октября) и Кутаисе (после дней Св. Пасхи), а равно и для избрания епископов, не позже 40 дней, после вдовства кафедры, и в иных случаях, когда признано будет нужным. В 6-х, число епархий на первое время определяется 5-ю: I. Карталинская, в управлении Михетского архиепископа и Католикоса Иверского, из 6 уездов Карталинии и Сомцхетии. При нем наместник архиепископ Самтаврско-Горийский. В епархии: православных 450 тыс., из них грузин 285 тыс., осетин до 70 тыс., русских 67 тыс. (с войск.), греков 31 тыс. II. Имеретинская, в управлении митрополита Гелатско-Кутаисского, из 4 уездов Имеретии, без Сванетского участка, с 515 тыс. правосл., из них имеретин и грузин 495 тыс., греков до 6 тыс., осетин более 4 тыс. III. Мингрельская, в управлении Чкондидского митрополита, из 2-х уездов Мингрелии, Самурзакани и Сванетии, с 305 тыс. правосл., из них мингрельцев 287 тыс., сванов 12 тыс., абхазцев более 3 тыс., русских 3,5 тыс. IV. Кахетинская, в управлении митрополита Алавердского, из 3 уездов Кахетии и Закатальского округа, с 200 тыс. правосл., из них грузин 195 тыс., русских до 4,5 тыс. V. Гурийская, в управлении архиепископа Джуматского, из Гурии и Батумской области, с 120 тыс. правосл., из них гурийцев и др. грузин до 100 тыс., греков более 8 тыс., русских (с войск.) до 10 тыс. – Сухумская епархия ограничивается тремя участками Сухумского округа и обращается в полусамостоятельную епископию Чкондидской митрополии. В ней православных 55 тыс., из них абхазцев до 40 тыс., русских (с войск.) до 5 тыс., греков и грузин более 7 тыс. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Какие вызовы встречают те, кто занимается миссионерской работой в Грузии? С какими испытаниями имеете дело Вы как пастырь? Самое главное препятствие - это люди незнающие. Они говорят с духовником про свои житейские проблемы, мол, Бог давал нам все необходимое, а тут такая беда произошла. Человек негодует, предъявляет «претензии» к Богу, и проблема в том, что он на самом деле мало знает о своем Боге и путях Господних. Тут, конечно, необходимо просвещать человека. В некоторых районах Грузии у православных возникают проблемы с иноверцами. По соседству с грузинами живет много мусульман, армян, григорианцев, монофизитов. И вот ты приходишь, разговариваешь с православным грузином о вере, а он, может быть, думает, что, мол, этот священник уйдет, а я останусь тут жить по соседству с иноверцами... Алавердская епархия - это сложный регион. Большинство населения у нас мусульмане. В одном из ущелий христиан и вообще грузин совсем мало - буквально несколько семей осталось. Туда, конечно, заходят пастыри для совершения Литургии, но христианской активности там очень мало. Со священниками едет и паства из митрополии, с хором, чтобы Литургия все-таки совершилась и чтобы до этих семей тоже дошла благодать Божия. Мы едем, чтобы утешить их, чтобы они не чувствовали себя оставленными. - А какой народ там живет? Кисты. Они говорят по-грузински и по внешнему виду очень похожи на грузин. Они переселились к нам с Северного Кавказа еще в конце 18 века, так что они очень давно живут на нашей земле в миру с грузинами. - Владыка, большинство людей на приходах в Грузии хорошо понимают богослужение, знакомы с Писанием? Фото Владимира Ештокина Те, кто регулярно ходит в церковь - да. Есть, конечно, некоторое разделение среди христиан - на тех, чья жизнь и мировоззрение основываются на учении (они знают и учение, и чин богослужения), и тех, кто крещен, но не работает над собой, не знает учения, у них церковная жизнь ограничивается одними «ритуалами». Так они говорят сами, по незнанию называют Таинства и церковную жизнь «ритуалами». Для этих людей нам необходимо особенно потрудиться, чтобы они тоже предстали перед Господом как люди христианского мировоззрения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) В нач. XX в. в связи с проектом реорганизации Церкви на Кавказе планировалось выделить из состава Г.-М. е. Сванети, включив ее в Сухумскую епархию, поскольку путь в Сванети от Кутаиси и Рачи был открыт только в летние месяцы, а строящееся со стороны побережья Чёрного м. по р. Ингури шоссе обеспечило бы круглогодичный доступ в Сванети (секретное донесение 1080 от апр. 1903 г. экзарха Грузии Алексия I (Опоцкого) еп. Сухумскому Арсению (Изотову) - ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1). После рассмотрения проекта о реорганизации Церкви на Кавказе прот. сщмч. Иоанна Восторгова на заседании особой комиссии Синода 29 февр.- 1 марта 1916 г. было предложено переименовать Грузинский Экзархат в Кавказскую митрополию и ввести в состав Г.-М. е. территории Самурзакани (Сухумский окр.) и Аджарии (Батумский окр.) ( Дурново. С. 152; Цнобис пурцели. 1916. 524. С. 3). Г.-М. е. прекратила существование в связи с упразднением Грузинского Экзархата РПЦ в 1917 г. Архиереи. Гурийские: еп. Николай (Шервашидзе; с 1795 митр.; † 1827); еп. Евфимий (Цулукидзе; рукоположен 29 июня 1844; с 11 апр. 1853 епископ Имеретинский); еп. Иоанн (Иоселиани; рукоположен 15 сент. 1853; с 19 авг. 1858 на покое; † 19 окт. 1867); еп. Гавриил (Туския; рукоположен 25 марта 1859; с 1 авг. 1881 на покое; † 11 сент. 1881). Мингрельские: митр. Давид (Церетели; бывш. митрополит Никорцминдский, с 30 мая 1829; с 9 июня 1834 на покое; † 18 янв. 1853); еп. Георгий (Кукалашвили; рукоположен 19 мая 1835; † 2 апр. 1842); еп. Антоний (Дадиани; рукоположен 14 февр. 1843; † 9 дек. 1852); еп. Захария (Дгебуадзе; рукоположен 8 сент. 1853; † 5 марта 1854); еп. Феофан (Габуния; рукоположен 8 сент. 1854; † 1 июля 1859); еп. Геронтий (Папиташвили; бывш. епископ Абхазский, с 16 нояб. 1859; с 19 мая 1862 еп. Горийский, викарий Карталинской епархии); еп. Виссарион (Чичуа; рукоположен 1 янв. 1863; † 13 янв. 1865); еп. Тарасий (Элиава; рукоположен 30 авг. 1865; † 4 янв. 1874); еп. Виссарион (Дадиани; рукоположен 12 янв. 1875; с 1 марта 1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии).

http://pravenc.ru/text/168392.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменившая русло река может полностью разрушить древний грузинский монастырь Алаверди 20.06.2011 В восточной Грузии продолжаются ливневые дожди, особенно сильно страдают районы Кахети и Квемо-Картли. Власти пытаются справиться со стихийным бедствием - брошены силы на расчистку дорог от оползней и восстановление дорожного покрытия, а также на возобновление электро- и водоснабжения восточной части страны. По сообщению Информационного центра Кахети, опасную ситуацию для основанного в VI в. свт. Иосифом Алавердским мужского монастыря Алаверди во имя св. вмч. Георгия ( Алавердская епархия Грузинской Православной Церкви ) создает р . Шавкаба (приток р . Алазани). Из-за обильного притока воды она изменила свое русло и теперь протекает в непосредственной близости от монастырской каменной стены, подмывая ее, что создает угрозу фундаменту. Если ограда обвалится (вода вымывает камни кладки), то опасность будет угрожать уже напрямую собору св. вмч. Георгия (XI в.). К настоящему времени полностью затоплены двор монастыря, пасека, мастерская, подсобные помещения и баня, пожарные заняты выкачиванием воды. Проблема находится на рассмотрении министра регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамаза Николаишвили. По его словам, министерство вплотную занято решением вопроса, и в ближайшее время начнутся восстановительные работы на территории монастыря. «В Алаверди уже идут берегоукрепительные работы, — отметил министр. — Для нас очень важно, что уровень воды в реке к настоящему времени спал. Уже началась доставка специальных плит, и мы предполагаем, что спасем собор от разрушения». Также в Алаверди будут проведены плановые реставрационные работы — в монастырь уже прибыли реставраторы Национального агентства культурного наследия. Министерство культуры и охраны памятников Грузии приняло проект восстановлени я монастырского комплекса Алаверди 5 лет назад. В эту реабилитационную сессию будут проведены работы по укреплению разрушающегося купольного перекрытия Алавердского собора. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.06.2011 19:17:19

http://drevo-info.ru/news/10917.html

Некресскому) Иоанну о добровольном обращении в крепостных (Там же. С. 361), в «Книге пожертвований монахини Елены Николаю Алавердскому» того же года (ПГП. 1970. Т. 3. С. 790-791), в грамоте 1749 г. Автандила Джавахишвили настоятелю мон-ря Натлисмцемели об отсутствии имущественных претензий к с. Чвироси (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 371-372). Еп. Иоанн был участником церковных Соборов: 1748 г., на котором рассматривались нарушения в ГПЦ и пути их искоренения (подпись еп. Иоанна стоит в документе 11-й, между подписями цилкнели Христофора и урбнели Филиппа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 798-804)), и 1762 г., где решались мн. вопросы епархиального управления и контроль за исполнением постановлений Собора был поручен алавердели Зинону, некресели Досифею и самебели Иоанну (Там же. С. 848-850). В 1752 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788) наградил еп. Иоанна правом носить облачения из виссона (Там же. С. 823). По указу царя Картли Теймураза II (1744-1762), царя Кахети Ираклия II (1744-1762) и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (1755-1764) от 29 марта 1760 г. мон-рь Натлисмцемели был выведен из юрисдикции самебели и переведен в ведение ниноцминдели (Там же. С. 843; Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 403). К. е., как и др. епархии Вост. Грузии, в XVII-XVIII вв. неоднократно разоряли персы и лезгинские племена (леки). Периодически ее объединяли с другими епархиями (напр., с Руставской в сер. XVII в.- Исторические документы Гареджи. 2011. С. 725), либо она оставалась вдовствующей (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1765 г. указом царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) и католикоса-патриарха Антония I К. е. была упразднена. Ее территории были разделены по р. Иори (Там же. С. 916) и переданы в управление еп. Руставскому Доментию и митр. Ниноцминдскому Савве (Там же. С. 860). Царь Ираклий II (в документе ошибочно указан 1720) оставил митр. Савве следующее распоряжение: «Когда восстановятся церкви Самеба и Додо, должно им вернуть крестьян, поместья и украшения» (Исторические документы Гареджи.

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Грузии Николая VII ( Бараташвили ; 1561-1584), вместе с Алавердским, Бодбийским и др. архиереями Кахети старались выйти из-под власти Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата , однако сепаратистские стремления были пресечены и Некресские архиереи неоднократно присягали на верность католикосам-патриархам Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 268-269, 343-344). В материалах московского посольства в Кахети 1589 г. назван некресели еп. Иосиф. Там же сохранилось описание кафоликона: «Храм Успение Богородицы, подписан вес с золотом с красками. Образ месный Пречистые Богородицы обложен золотом с камением с дорогим, да образ Спасов месной же обложен серебром, позолочен, да образ другой Успение Пречистые Богородицы обложен серебром да позолочен, с камением, и иные образы многие, а числом не упомнить колко» ( Белокуров. 1889. Т. 1. С. CXXII). В 1-й пол. XVII в. Некресские епископы принимали участие в русско-груз. политических мероприятиях, в т. ч. переговорах: в 1605 г. архиеп. Захария встречал российских послов в Загеми; он же сообщил М. И. Татищеву и дьяку А. Иванову об убийстве царя Кахети Александра II его младшим сыном, омусульманившимся Константином (Там же. С. 484-485). В 1637-1640 гг. еп. Арсений участвовал в переговорах между царем Кахети Теймуразом I и представителями московского посольства. В отчетах кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка М. И. Хватова говорится, что еп. Арсений - «брат удельному князю Муру, а большой брат их был у шаха бесермян». В источнике также описываются детали богослужения, к-рое совершал некресели, и др. Интересные сведения дает источник об архиерейском облачении некресели: «Платье кафтаны широкие суконные да клобуки по-гречески... (некресели вышел.- Авт.) в епанче в красной и чалмою голова повязана». Во время переговоров Алавердский, Некресский и др. архиереи сидели по правую сторону от царевича. Состояние Н. е. в тот период демонстрирует сообщение русских послов: «Посылал архимандрит Иосиф (бывш. архимандрит Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.- Авт.) свещенника Алексея да переводчика Ивана к епископу к Некресею, чтоб он приехал сам к нам в монастырь смотрить церковнаго правила на празник Похвалы Пречистыя Богородицы; а своим бы попом велел також по их чину то празднество нам объявить.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Т. 3. С. 929). Вскоре по приказу Теймураза II и с разрешения еп. Алавердского некресели Иоанн получил право облачаться в виссон (Там же. С. 755). Митр. Иоанна в документах называли «митрополитом Некресским и отцом Давид Гареджи» (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 361, 366, 373). Митр. Иоанн вел тяжбу с епископом Ниноцминдским, который окормлял пуст. Гареджи, за владение с. Акура ( Жордания. 1903. С. 97). Сохранилась грамота, в которой епископ Ниноцминдский Иосиф просил прощения у митр. Иоанна за всю причиненную «несправедливость» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 814-815). В 1746 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) присоединил к разоренной Н. е. Греми с паствой ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). После этого митр. Иоанн стал называться «епископом Некреси-города и города Греми и архимандритом Великой лавры Гареджи» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 804). В последний раз некресели Иоанн упоминается в документах, датируемых нач. 1751 г. (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 387; Там же. 2011. Т. 2. С. 783). В том же году его перевели на Бодбийскую кафедру: в купчей грамоте от 11 нояб. 1751 г. и дарственной грамоте царя Картли Теймураза II (1744-1762) от 24 апр. 1753 г. Иоанн назван уже бодбели (Бодбийским архиереем) и отцом пуст. Давидгареджи (Там же. 2008. Т. 1. С. 389, 392-393). В 50-х гг. XVIII в. Некресскую кафедру занял еп. Досифей (Черкезишвили) . Впервые он упомянут в 1758 г. в связи с освящением уч-ща во имя свт. Василия Великого в Телави (Описание груз. рукописей. Т. 1. 1946. С. 55). Вскоре еп. Досифей учредил начальное уч-ще в Некреси. Царь Ираклий II так писал ему об этом: «В каком положении находится училище, знаете, что мне очень будет приятно, если Вы будете заботиться о нем усердно» ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). Некресели еп. Досифей и его преемник - еп. Амвросий (Микадзе) (1794-1811) являлись видными церковными деятелями, оставившими существенный след в развитии культурной жизни Грузии кон. XVIII - нач. XIX в. Большое внимание они уделяли распространению грамотности и упрочению моральных устоев, подьему патриотического духа.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010