Епархии Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Соломон Лебанидзе Епархии Грузинской Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви 1 .Мцхета-Тбилисская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили), Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра и резиденция: Мцхета; Тбилиси; Бичвинта (Пицунда ). 2 . Бичвинтская и Цхуми-Абхазская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили),Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра: Сухуми, Новый Афон (Анакофиа). Резиденция : Сухуми, Гудаута, Гагра. 3 . Алавердская епархия Высокопреосвещенный Давид (Махарадзе). Митрополит Амба-Алавердский. Рожд.1960 г. Кафедра- Алаверди. Резиденция - Алаверди, Телави. 4 . Ахалкалакская и Кумурдская епархия Высокопреосвещенный Николай (Пачуашвили).Митрополит Ахалкалакский и Кумурдский. Рожд. 1961г. Кафедра - Ахалкалаки, Кумурдо. Резиденция-Ахалкалаки, Ниноцминда. 5. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Высокопреосвещенный Феодор (Чуадзе). Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Рожд. 1967г. Хорепископ Каталикоса-Патриарха Кафедра и резиденция: Ахалхихе; Сафара. (Тао-Кларджети – северо- восточная часть современной Турции: уезды Артвинский, Ардаганский и северный сектор Эрдзурумского уезда). 6. Батумская и Лазетская епархия Высокопреосвещенный Дмитрий (Шиолашвили). Митрополит Батумский и Лазетский. Рожд. 1961г. Кафедра: Батуми. Резиденция: Батуми, Кобулети. (Лазети -Лазика, северо-восточная, причерноморская часть современной Турции, уезд Ризе). 7. Бодбийская епархия Высокопреосвещенный Давид (Тикарадзе). Архиепископ Бодбийский. Рожд. 1963 г. Кафедра : Бодбе. Резиденция: Бодбе. 8. Болнисская епархия Преосвещенный Ефрем (Гамрекелидзе). Епископ Болнисский. Кафедра и резиденция: Болниси. 9. Борджомская и Бакурианская епархия Высокопреосвещенный Серафим (Джоджуа). Митрополит Борджомский и Бакурианский. Рожд. 1961 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, Церковь в Грузии вошла в состав новообразованного Грузинского Экзархата РПЦ. В том же году по решению Святейшего Синода в К. была учреждена Алавердско-Кахетинская епархия во главе с митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) (Всеподданнейший доклад Правительствующего Синода, 21 июня 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 166-169). В 1814 г. в К. образовались Телавская (Осетинская) и Сигнахская епархии. Кахетинская и Алавердская епархия охватывала Телавский (кроме территорий бывш. Руставской епархии) и Ананурский уезды, «а кроме сих уездов... все осетинцы и горные жители, по сю и ту сторону Кавказа... в Грузии и Имерети». Во главе стоял архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский; на него возлагались все обязанности руководителя Моздокской осет. комиссии (см. Осетинская духовная комиссия ). Наместником Телавского архиепископа считался настоятель мон-ря Шуамта. Сигнахская епархия включала одноименный уезд и бывш. Руставскую епархию (часть Телавского у.). Архиерей именовался митрополитом Сигнахским и Кизикским (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату, 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Рапорт Грузино-Имеретинской синод. конторы в Св. Синод, 10 марта 1819 г., 123//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 387). В 1818 г. на территории Картли и К. была образована единая Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ. По решению Синода «митр. Иоанна Бодбели, имевшего в ведении своем Сигнахскую епархию... из уважения к летам и службе его» оставили «при управлении оною по смерть его, но с зависимостью экзарха» († 1837) (Мнение экзарха архиеп. Феофилакта: [Всеподданнейший доклад Св. Правительствующего Синода, 17 июня 1818 г.]//АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378-381). Епархии ГПЦ, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. Алавердская, Бодбийская (Кизикская), Гишская, Кацаретская (Самебская), Курмухская, Некресская, Ниноцминдская, Руставская, Хорнабуджская, Челетская, Черемская, Харчашнийская. Князья К.: Григол (787-827), Дачи (Ваче) (827-839), Самоэл (839-861), Габриел (861-881), Фадла I (881-893), Квирике I (893-918), Фадла II (918-929), Квирике II (929-976), Давид (976-1010). Князья Эрети:

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Грузинский экзархат Святейшего синода Православной Российской церкви Основан 30.06 (по др. 11.06) 1811. Грузинский Католикосат постепенно прекратил свое многовековое существование после того, как в 1783 г. Карталинский и Кахетинский царь Ираклий II был принят в подданство России. «...Как Грузия еще со времен Екатерины II была под протекцией России,... так и Грузинская Церковь понемногу входила в сферу влияния Российского Св. Синода, и еще с 1783 г. Иверский (грузинский) католикос был членом Св. Синода, с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление; а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу...» (ПБЭ. Т. 4. С. 718–719). При первоначальном формировании церковно-административной структуры Экзархата произошло слияние старых местных (нередко наследственных и подчас вдовствующих) епархий с центральной Мцхетской (и Карталинской). 30.06.1811 к ней присоединялись 6 епархий: Никозская, Руисская, Самтависская, Самтавроская, Урбнисская и Цилканская. Две епархии – Некрезская и Сигнахская – был присоединены к Алавердской. Митрополии Тифлисская и Кутаисская, епархии Гелатская, Гурийская, Никорцминдская, Ниноцминдская, Руставская, Хонская, Цагерельская, Цаишская, Чкондидская, а также Акисская (в юрисдикции Антиохийского Патриархата) сохраняли пока самостоятельное бытие (см.). Таким образом, изначально (и временно) в Экзархате создавались 2 центра (первая (епархия. – Сост.) под названием Мцхетской и Карталинской, и поручена в управление митрополиту Варлааму, с присвоением ... титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии; другая епархия под названием Алавердской и Кахетинской, управление коею поручено Преосвященному Иоанну, митрополиту Сигнагскому...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 22). Но уже 30.06.1814 «... повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским...» (Н.Д. Девятисотлетие... С. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузии (Прошение на Е И В имя//Там же. С. 387). Во время восстания 1804 г. еп. Амвросий был направлен в Мтиулети для переговоров с горцами (Рапорт кн. Волконского кн. Цицианову от 26 июля 1804 г., 146//Там же. 1868. Т. 2. С. 324-325). После упразднения автокефалии ГПЦ Н. е. вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. В XIX в. Гагмамхари не раз страдал от карательных экспедиций правительственных войск и набегов лезгин. По свидетельству очевидцев, «...башни и Церковь Некреского монастыря... за чертой Кордонной линии, следовательно, в руках хищных Лезгин... Впрочем, туда идут на Богомолье в год раз в праздник Рождества Прес. Богородицы, вооруженными, и только в этот шумный день, торжественный для Храма, оставляется это место постоянными его жителями - Лезгинами» ( Иоселиани. 1846. С. 110). После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. исторические территории Н. е., а также Алавердской и Харчашнийской епархий были включены в Алавердскую епархию ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 102). Н. е. была восстановлена на XIII Поместном Соборе ГПЦ в 1995 г. В нее вошли Кварельский и Лагодехский районы, а также церкви груз. исторической пров. Саингило; кафедры определялись в Некреси и Кварели, резиденции - в Кварели и Лагодехи (Там же. С. 158). Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Он внес весомый вклад в изучение исторических памятников Лиахвского ущелья, его труды приобрели значение первоисточника. В нач. XIX в. Никозская епархия (см. в ст. Никозско-Цхинвальская епархия ), в юрисдикции к-рой находились эти территории, была упразднена; храмы и мон-ри быстро пришли в запустение и были разграблены северокавказскими племенами. К. с особым усердием изучал руины, мн. памятники известны только благодаря его описанию. Неск. сочинений К. посвятил храму V в. Никози (ДВГЭ. 1896. 20. С. 5-12); также писал о тбилисском храме V-VI вв. Метехи (Мцкемси. 1891. 16-19; 1892. 3-4, 22-24 (отд. отт.: Кутаис, 1891)), церкви Цроми в честь Вознесения Господня (ДВГЭ. 1896. 11. С. 14-24), мцхетском мон-ре Самтавро , мцхетском кафедральном соборе Светицховели (ДВГЭ. 1901. 9. С. 13-19; Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 61-62), монастырском комплексе Ананури (МАК. 1898. Вып. 7. С. 69-80), мон-рях Дзвели-Шуамта (ДВГЭ. 1901. 6/7. С. 1-8), Шиомгвиме (Там же. 8. С. 1-6), Ахтала (2005), Зарзма , Сапара и др. Помимо христ. памятников К. тщательно изучал и руины светских строений в Шида-Картли и Квемо-Картли: крепостей, военных сооружений. К. спас ряд эпиграфических памятников, к-рые во время поездок по Картли он тщательно фиксировал и опубликовал с комментариями. В дек. 1911 г. К. написал небольшой очерк «Грузинский кафедрал VI в. в Тавридском Херсонесе» (Сагвтисметквело кребули (Богословский сборник). Тбилиси, 1981. 12. С. 197-198), посвященный обнаруженным во время археологических раскопок в Херсонесе остаткам христ. церкви, имеющей черты груз. архитектуры. К. лично изучил детали, сфотографировал материалы, ознакомился с письменными источниками и составил план местности. В этом же очерке он привел греч. надпись, найденную на месте раскопок, к-рая подтвердила сообщение груз. летописей о том, что в VIII в. еп. Готский прп. Иоанн был хиротонисан в Мцхете. Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г. Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

В нач. XX в. в К.-К. е. действовали мон-ри: мужские - Ахтала , Вардзиа , Давидгареджи, Зедазени , Кватахеви , Сапара , Хирса, Шиомгвиме , Шуамта, Бетаниа, Натлисмцемели; женские - Бодбе, Самтавро. В мон-рях К.-К. е. подвизались 310 чел.: 81 иеромонах, 89 послушников, 27 монахинь, 113 послушниц. В нач. 1917 г., до упразднения К.-К. е., на ее территории действовали 13 муж. мон-рей (тифлисский Преображенский, Шуамта, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Зедазени, Сапара, Шиомгвиме, Хоби, Давидгареджи, Натлисмцемели) и 4 женских (Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро) (Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 745-746). Монастыри делились на штатные, которые финансировало государство (тифлисский Преображенский, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Шиомгвиме, Давидгареджи, Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро), и внештатные, существовавшие на пожертвования и на доходы от оставшихся у них после секуляризации земель (Шуамта, Зедазени, Сапара, Хоби). Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В бедственном положении оказались святыни и рукописи, особенно в недействующих мон-рях пуст. Гареджи, бывшей центром гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В сер. XIX в. местные пастухи использовали рукописи для разведения огня. По инициативе историка Д. Бакрадзе и при поддержке груз. общественности и С.-Петербургской АН в 1888 г. в Тифлисе с целью сбора и сохранения святынь был создан Церковный музей. 24 янв. 1889 г. Святейший Синод утвердил устав музея, составленный Бакрадзе. По решению Синода музей находился в ведении К.-К. е. и размещался в Тифлисском Сиони, при братстве Пресв. Богородицы. Экспедиции, проведенные под руководством комитета, собирали рукописные книги, грамоты (гуджары), эпиграфические памятники, иконы, кресты, церковные облачения и др. церковную утварь, осуществляли научную обработку материалов. В музее за время его существования (1889-1921) было издано 20 трудов; материалы музея изучали и использовали в научных трудах С. Горгадзе, К. Кекелидзе , П. Ингороква , И. Джавахишвили , еп. Кирион (Садзаглишвили), Н. П. Кондаков и др. В наст. время часть экспонатов Церковного музея хранится в ГМИГ и в НЦРГ (фонд А) (подробнее см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе ) ( Бубулашвили. 2003. С. 222).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

с 22.07.1889 по 3.05.1891 еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии, † 30.03.1902 Иоанникий (Казанский) епископ, бывший еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 3.05.1891 по 23.08.1892 еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии, † после 1917 Феодосий (Рождественский), епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 23.08.1892 по 12.06.1893 член Московской синодальной конторы, † 23.01.1895 В 1894 году вышла из состава Грузинского экзархата. Сформирована самостоятельная епархия. Гурийская 84 Восстановлена 1 апреля 1844 года Кафедра в Озургетах Николай (Шервашидзе) митрополит, рукоположен Евфимий (Цулукидзе) епископ, рукоположен с 29.06.1844 по 11.04.1853 еп. Имеретинский Иоанн (Иосселиани) епископ, рукоположен с 8.09.1853 по 19.08.1858 на покое; † 19.10.1867 Гавриил (Туския) епископ, рукоположен с 25.03.1859 по 1.08.1881 на покое; † 11.09.1881 Гурийско-Мингрельская 12 июня 1885 года соединена с Мингрельской епархией Кафедра в Поти Григорий (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 25.03.1886 по 20.03.1898 уволен от управления † ок. 1907 или 1903 Имеретинская С 19 ноября 1821 года Кафедра в Кутаиси Софроний (Цулукидзе) архиепископ, бывший архиеп. Рачинский (Никорцминдский) с 19.11.1821 † 8.11.1841 Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. Мингрельский с 7.08.1843 † 14.02.1853 Евфимий (Цулукидзе) епископ, бывший еп. Гурийский с 11.04.1853 † 4.04.1856 Герман (Гоголашвили) епископ, бывший еп. Абхазский со 2.09.1856 по 2.07.1860 на покое; † 11.08.1868 Гавриил (Кикодзе) епископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии со 2.06.1860 с 30.05.1869 до 1886 управлял Абхазской епархией; † 26.04.1896 Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии с 6.06.1898 † 4.08.1900 Викарии Имеретинской епархии Мингрельский (Чкондидский) епископ Кафедра в Мартвили (Чкондии) Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874 по 12.06.1885 уволен, с 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 Чкондидская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Н. сразу же по восшествии на кафедру занялся упорядочением церковной жизни Алавердской епархии, вопросами, касавшимися духовенства, паствы и церковного устройства Кахети в целом. Сохранилось множество документов, в т. ч. жалованные книги, 1685 и 1687 гг. (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1856-1858; Ф. 1451. Д. 82-86, 88; НЦРГ. Ad 824, 849, 854, 864; ПГП. 1970. Т. 3. С. 586). Согласно документу, датированному приблизительно 1688-1694 гг., Ираклий I передал Н. в с. Ходашени землю и мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, настоятелем которого был свящ. Николай (НЦРГ. Ad 587). Н. был участником церковного Собора, созванного по распоряжению Ираклия I в 1690 г., где также присутствовали католикос-патриарх Вост. Грузии Иоанн Х и груз. архиереи: Бодбийский Евдемон, Ниноцминдский Арсений, Руставский Николай, Самебский Николай и др. (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1972. Т. 4. С. 597-598). Постановления Собора были подписаны 12 марта, на документе стоит собственноручная подпись Н., а также его печать, содержащая слова «верующий в Господа». В 1694 г. католикос-патриарх Иоанн Х, Н., еп. Руставский Николай (Чолокашвили), архиеп. Тбилисский и представители знати участвовали в разбирательстве Ираклием I известного в то время «Дела Гурамишвили» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 57). Ист.: Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями, от 1639 г. по 1770 г./Сост., предисл, примеч., ист. обзор: М. И. Броссе, Ф. Плоен. СПб., 1861 (на рус., франц. и др. яз.); Надписи ист. памятников Кахети/Сост., коммент.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1973. (КЦ; 4); Эпиграфические памятники Гареджи. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: Лавра св. Давида, мон-рь Удабно, XI-XVIII вв./Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. К истории полит. раскола Грузии//Мацне (Вестник). Сер. истории, археологии и истории искусств. Тб., 1987. 3. С. 113-121 (на груз. яз.); она же. Алавердское епископство (епархия) - составная часть Грузинского Патриархата//Вопросы истории Грузинской Церкви, груз. духовной лит-ры и христ. искусства: Мат-лы конф. 11-13 окт. 1995. Тб., 1998. С. 179-186 (на груз. яз.); она же. Хронология Алавердских архиереев, XVII в. Ч. 2//Аналеби (Анналы)/Науч. центр истории, этнологии, изучения религии и пропаганды. Тб., 2011. 7. С. 295-298 (на груз. яз.); Кавлелишвили Е. Митра Алавердских архиереев в Национальном музее Грузии//Исторические листки Алавердской епархии. Тб., 2007. Вып. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010