1913. Т. 2. С. 34-35; То же// Какабадзе. 1967. С. 158; Дарственная грамота царя Кахети Александра II мцхетскому Светицховели, 1579 г.//ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений, 1392 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180; Груз. документы IX-XV вв. 1982. С. 105; Грамота царя Грузии Александра I мцхетскому Светицховели, 1428 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 151; То же, 1438-1440-е гг.//Там же. С. 208). Эти владения были освобождены от гос. повинностей (кроме воинской и охотничьей), а также от обязанностей по отношению к мон-рю Варцана и лавре Давидгареджи. Царским указом жителям Греми, Некреси и Шилда запрещалось требовать что-либо с этих земель (Грамоты царя Кахети Левана (1520-1574) и Александра II (1574-1601, 1602-1605) Светицховели, 1552 и 1585 гг.// Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392, 423-424; Какабадзе. 1967. С. 161-162). Население во владениях Светицховели считалось паствой предстоятеля ГПЦ, но Некресские архиереи иногда оспаривали это положение. В XVI-XVIII вв. спор между католикосом-патриархом Вост. Грузии и некресели шел за право окормлять селения Пашаани и Ведзис-хеви; но церковные и гос. власти противостояли притязаниям некресели ( Хаханашвили. 1891. С. 85; Материалы. 1964. С. 164; ПГП. 1970. Т. 3. С. 955-957). Крестьянами и поместьями на территории Н. е. владели и др. архиереи ГПЦ: в 1568 г. царевич Теймураз, внук царя Кахети Левана, подарил еп. Бодбийскому Максиму крестьян в с. Сабуе (Док-ты по социальной истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 358); из документа 1784 г. выясняется, что Алавердские архиереи имели своих нацвалов (правителей) в Кварели (Грамота Николая, амбы Алавердского, азнауру Алавердского храма моураву Бежану Гелованидзе// Какабадзе. 1967. С. 367). Крестовому монастырю в Иерусалиме принадлежали сел. Агдгома и ц. Воскресения Господня (ПГП. 1985. Т. 8. С. 691-692). История Принятие христианства в качестве гос. религии Вост. Грузии (царства Картли ) (20-30-е гг. IV в.) было ознаменовано интенсивным церковным строительством на территории Гагмамхари.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Границы входивших в Г. Э. епархий соответствовали российскому адм. делению Кавказа. На кафедры всех епархий, кроме Сухумской, где негруз. население преобладало над грузинским, ставились в основном епископы груз. происхождения. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. XIX в. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. XIX в. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Руководствуясь соображениями политической и церковной целесообразности, власти нередко упраздняли старые епархии или основывали новые. Так, в 1851 г. из состава Имеретинской была выделена Абхазская епархия, чтобы была возможность уделить более пристальное внимание просвещению этого в значительной степени исламизированного региона; в 1869 г. она была упразднена и вновь включена в Имеретинскую епархию, в 1885 г. ее восстановили как Сухумскую. В 1886 г. территории Мингрельской (1829-1886) и Гурийской епархий (1844-1881) были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. Неск. отличалось епархиально-адм. деление в Вост. Грузии. Единственной епархией здесь была Мцхетско-Карталинская (Грузинская), во главе к-рой стоял экзарх Грузии. Ей были подчинены Владикавказское (1875-1885), Бакинское (1905-1919), Ереванское (Эриванское) (1912-1917), Горийское (1812-1912) и Алавердское (1886-1912) вик-ства. Епископы, управлявшие ими, являлись помощниками экзарха. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Г. Э. входило 5 епархий: Мцхетско-Карталинская (Грузинская; 12 мон-рей, 485 церквей), ее юрисдикция распространялась на Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую губернии, Карсскую, Дагестанскую и Закаспийскую области; Имеретинская (8 мон-рей, 478 церквей), к-рой подчинялись приходы Кутаисской губ., а также Шорапанского и Рачинского уездов; Владикавказская (2 мон-ря, 122 церкви), включавшая Терскую обл. (с 1895); Гурийско-Мингрельская (5 мон-рей, 407 церквей), охватывавшая Лечхумский, Сенакский, Зугдидский и Озургетский уезды и Батумский окр.; Сухумская (1 мон-рь, 46 церквей), территория которой совпадала с территорией Сухумского окр. (Иерархия. 1901. С. 189-193).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Н. Квициани Ист.: Белокуров С. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891; Какабадзе С. Исторические документы. Тб., 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Чачанидзе Г. Грамота Теймураза I от 1612 г. Алавердскому храму//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1926. Вып. 1. С. 146-154 (на груз. яз.); Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Сост.: М. Полиевктов. Тб., 1937; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Грузинские док-ты в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Летопись Картли//Там же. С. 139-180; Столетняя летопись//Там же. С. 331-413; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе и др. Тб., 2008. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. История Грузии. Тифлис, 1894; он же. Саингило//Дзвели Сакартвело (Древняя Грузия)/Сост.: Е. Такаишвили. Тб., 1913. Вып. 2. С. 51-352; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893 и 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1956; Майсурадзе Г. Очерки по истории взаимоотношений Грузии и Армении IV-XII вв. Тб., 2002 (на груз. яз.); Марджанишвили Г. Эрети (Херети). Тб., 2005 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Христианское население Саингило в 20-40-х гг. XX в.//Новая и новейшая история. Тб., 2009. Вып. 2(6). С. 270-287 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/63980.html

Богоматерь с Младенцем на троне и два святителя. Рельеф собора Пресв. Богородицы. X–XI вв. (Ахалцихский историко-этнографический музей) Иосиф (нач. VI в.); Ефрем Великий (855-895); Георгий (до 951); Иоанн, еп. Тбетский и Ацкурский (мтбевар-мацкверели) (ок. 995-1002), гимнограф (в сб. древнегруз. песнопений Микаела Модрекили, переписанный в 978-988 гг. (Кекел. S. 425), включены 63 его песнопения ( . Т. 1. С. 74, 309-311), заказчик рукописей Тбетского Четвероевангелия 995 г. (РНБ), т. н. Сванского Многоглава X в. (Кекел. A. 19), Житий святых 1002 г. (Ier. N. 28), Литургии Иакова (Кекел. A. 86); Арсений (ок. 1053); Иоанн (ок. 1241 - КГИД. Т. 1. 25. С. 114-117); Григорий (2-я пол. XIII в.); Мелхиседек (XIII в.), один из душеприказчиков еп. Алавердского Василия, на что указывается в послании братии мон-ря Шиомгвиме (Там же. 44. С. 190-191); Николай (Джуаншерисдзе) (XIII в.), совместно с Католикосом Николаем II обличал блгв. царя Димитрия II Самопожертвователя и царского вельможу Садуна Манкабердели за вступление в третий брак, а также мтаваров (князей) за злоупотребление монастырским и церковным имуществом (КЦ. Т. 2. С. 276-277); Николай (1346-1360); Пимен (10-е гг. XV в.), впосл. настоятель мон-ря Св. Креста в Иерусалиме; Герасим (1414-1426); Серапион (1427-1435); Шио и Иоанн (оба - ок. 1467), упомянуты в надписи тимпана церкви с. Патара-Смада (Адигенский р-н Грузии) как строители церкви (Грузинские эпиграфические памятники. 1. С. 21-22); Савва (XV в.); Симеон (1500-1515), грек из Трапезунда, рукоположенный во епископа прибывшим в Самцхе Антиохийским Патриархом Дорофеем (Хроники. Т. 2. С. 317-318; . Т. 2. Вып. 1. С. 479); Иоаким (ок. 1538), по повелению к-рого Свимеоном Каргаретели был переписан полемико-догматический сборник (Кекел. S. 1; S. 312// . С. 366-375; . Т. 2. Вып. 1. С. 484); Иеремия (ок. 1575), по поручению к-рого переписана Триодь (Кекел. Q. 657; . Т. 2. Вып. 1. С. 485), в колофоне др. рукописи (Кекел. Q. 2) он назван «главой священноначальников» (Кекел. Q. 2 // . С. 114); Серапион (Хурцидзе; ок. 1577), упомянут в строительной надписи зарзмской колокольни ( . С. 125); Гедеон (Саприсдзе ; бывш. еп. Тбетско-Ишханский), получил от султана Ацкурскую кафедру ок. 1650 г. (Кекел. S. 1// . С. 258; . Т. 2. Вып. 1. С. 480).

http://pravenc.ru/text/77234.html

1994. С. 79). 27 марта архим. Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II ) был хиротонисан во епископа на Манглисскую кафедру и назначен хорепископом католикоса-патриарха (НА Грузии. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 6), 4 июля был переведен на Ниноцминдскую кафедру и определен временным главой Сухумско-Абхазской епархии (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1804. Л. 2). 4 окт. 1928 г. еп. Ефрем был освобожден от должности хорепископа (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 72. Л. 6). 16 дек. во епископа Ниноцминдского был хиротонисан настоятель (с 8 дек. 1916) тифлисского собора во имя Св. Троицы прот. Иерофей Аивазашвили, также он был назначен хорепископом католикоса-патриарха (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1823. Л. 166). 23 мая 1943 г., после кончины еп. Иерофея (28 окт. 1942), во епископа был хиротонисан прот. Димитрий Лазаришвили († 8 нояб. 1947), он получил в управление Ниноцминдскую кафедру и стал хорепископом католикоса-патриарха ( Жвания. 1994. С. 63-64). В 1947-1952 гг. должность хорепископа была вакантной (Календари Грузинской Патриархии за 1948-1952 гг.). 14 июня 1952 г. католикос-патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) постриг в монашество Давида Иашвили с наречением ему имени Димитрий; на 2-й день он был хиротонисан во архиерея, возведен на Ниноцминдскую кафедру и назначен хорепископом. С 1953 г. еп. Димитрий управлял Бодбийской епархией, в 1957-1958 гг.- также и Алавердской ( Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 489). В 1959-1963 гг. хорепископом католикоса-патриарха был еп. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани; впоследствии католикос-патриарх Грузии Давид V (VI) ) (Календари Грузинской Патриархии за 1959-1963 гг.). 25 авг. 1963 г. католикос-патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) хиротонисал во архиерея архим. Илию (Гудушаури-Шиолашвили; ныне Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II ) и назначил его руководителем Батуми-Шемокмедской епархии и своим хорепископом (исполнял эту должность до 1 сент. 1967 г.) (Личное дело Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II//Канцелярия Грузинской Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Иоанн, митрополит Бодбийско–Сигнахский (Бобдель-Макаев. князь) В 1792 году хиротонисан во епископа Бодбийско-Сигнахского с возведением в сан архиепископа. 14 июля 1811 года в связи с учреждением Алавердской епархии назначен архиепископом Алавердским и Кахетинским. 30 августа 1814 года Алавердская епархия была соединена с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в городе Телави. В 1818 году Алавердская епархия была соединена с Бодбийско-Сигнахской епархией. В 1828 году Алавердская епархия была упразднена. Преосвященный Иоанн вторично назначен на Бодбийско-Сигнахскую кафедру в сане митрополита. Скончался 24 сентября 1837 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 206. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 206. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 82, 85. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 9. – С. 44. Качарава Э. Ю. Алавердская епархия//Православная энциклопедия. – М., 2000. – Т. 1. – С. 434–435. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алавердская Основана в 557 г. Именование – по Алавердскому монастырю близ г. Телави, Грузия. Присоединена 30.06.1811. В составе Грузинского Экзархата (см.). В 1811 г. присоединены Некрезская и Сигнахская, в 1818 г. – Руставская епархии. В 1814 г. Сигнахская епархия возобновлена. Упразднена 28.12.1818 (присоединена к Сигнахской епархии). Возобновлена 12.06.1885. Карталинское и Кахетинское викариатство. Полусамостоятельная с 21.03.1886. С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Именовалась: Алавердская и Кахетинская; с 30.08.1814 – Телавская и Грузино-Кавказская; с 1885 г. – Алавердская. 30.06.1811 30.08.1814 30.08.1814 14.05.1817 12.06.1885 06.06.1898 22.08.1898 12.08.1900 Кирион Садзегели 23.04.1902 04.11.1903 Димитрий кн. Абашидзе 30.11.1903 19.05.1905 13.11.1905 06.04.1907 Петр Кончуев 04.11.1907 17.04.1912 Давид Качахидзе 15.01.1916 11.03.1916 30 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 01.03.1886 г., но это, по-видимому, ошибка: она является днем дарования прав полусамостоятельности Алавердской кафедре. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ИОАНН ПЕТРИЦИ [Иоане, Философ] (сер. XI - 1-я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ-неоплатоник, представитель гелатской литературно-богословской школы ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ (Квабулидзе; Кобулашвили; Хвабулов; Самебели, Самебельский, Самебский; 1676-1750), еп. Корельский и Ладожский РПЦ (1734-1740), груз. церковный деятель, книгоиздатель ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАМЕНЬ БЛАГОДАТИ чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), связанная с именем прп. Давида Гареджийского КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАХИ вмч. Георгия муж. мон-рь в г. Гах (Азербайджан) - см. в ст. Курмухская епархия Грузинской Православной Церкви КАЦХИС СВЕТИ муж. монастырь (VI/XIII - до XVI/XVII в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИНЦВИСИ муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121442_6.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРССКАЯ ЕПАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 31 , С. 360 опубликовано: 25 октября 2017г. КАРССКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви - см. Карийская (Карсская) епархия Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви. Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Епархии Грузинской Православной Церкви Карсская епархия Грузинской Православной Церкви См.также: АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814) АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124) АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1681169.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010