С. 568). По утверждению алавердских законников, с 1466 г. алавердели получили право окормлять земли, лежащие восточнее р. Штори до Хидискури (около Греми): Напареули, Енисели и Греми (Прошение Николая Алавердели от 1 марта, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 614; Постановление Ираклия II от 1784 г. о пастве алавердели и некресели//ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В греч. фресковой надписи 1577 г. на зап. стене ц. Архангелов в Греми правящим архиереем также назван еп. Алавердский Николай ( Каухчишвили. 2004. С. 322). Однако Некресские епископы, ссылаясь на древние документы, в к-рых в качестве зап. границы Н. е. была указана р. Штори, отстаивали свои права; царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) неоднократно предписывал архиереям Вост. Грузии разрешить спор о границах Алавердской епархии и Н. е. (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709), но из-за недостатка документов окончательное решение так и не было вынесено. К кон. XVIII в. спорные территории, в т. ч. с. Напареули, окормлял некресели (ПГП. 1974. Т. 5. С. 263). Ок. 1800 г. Греми вышел из юрисдикции Некресских архиереев. Грамотой от 5 дек. 1800 г. царь Картли-Кахети Георгий XII объявил Греми и принадлежавших городу крестьян царскими и предписал еп. Некресскому Амвросию «вернуть» паству гремскому свящ. Павлу (ПГП. Т. 8. С. 698-699). С др. стороны, не все земли, находившиеся на территории Н. е., окормлял некресели. Согласно дарственной грамоте XIII-XIV вв., некий Адвас-дзе пожертвовал с. Варцана (селение на территории совр. с. Шилда) мон-рю Додос-Рка в Гареджи (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 12-13). Поскольку мон-ри пуст. Гареджи в основном имели статус ставропигиальных, их территории и имущество находились в ведении католикоса-патриарха Грузии (позже - католикоса-патриарха Вост. Грузии): мон-рь Варцанской Богоматери в с. Шилда; сел. Ведзис-хеви «вниз до Белой скалы»; сел. Пашаани; «виноградники и семь дымов крестьян» в Гавази; крестьяне и торговцы в Греми, Гвердисдзири, с. Думасубани, Шеноантубани, Тогаани, Кахисубани, Гиоргицминда, Гогани, Гелисубани, Корети, Сепорис-геле, Бицкинтелисгеле, Пашаани, селище Джвара (Дарственная грамота царя Кахети Левана мцхетскому Светицховели, 1535 г.// Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ [груз. ] (Джапаридзе Тенгиз Анатольевич; род. 20.08.1949, Ткибули), митр. Манглисско-Цалкский Грузинской Православной Церкви, кандидат исторических наук, автор более 40 трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. Род. в семье инженера-техника, в 1966 г. окончил школу, в 1974 г.- Тбилисский политехнический ин-т по специальности «автоматические средства связи». В 1980 г. с отличием окончил Мцхетскую ДС, во время учения принял постриг с именем А., рукоположен во диакона (4 апр. 1979) и священника (27 сент. 1979) Католикосом-Патриархом Илией II . В 1979 г. стал настоятелем храма Св. Троицы в Тбилиси. 27 сент. 1980 г. возведен в сан игумена к Алавердскому мон-рю (см. Алавердская епархия ), 8 марта 1981 г.- архимандрита. 15 марта 1981 г. Католикосом-Патриархом Илией II хиротонисан во епископа на Никорцминдскую кафедру. С 29 апр. 1981 по 25 дек. 1992 г. епископ Ахалцихе и Месхет-Джавахети; с 25 дек. 1992 по 17 июня 1995 г. архиепископ Манглисский, с июня 1995 г. занимает Манглисско-Цалкскую кафедру. 15 нояб. 2001 г. возведен в митрополиты. Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский За время архиерейского служения А. были возобновлены богослужения в мон-рях Зарзма , Вардзия , Сапарском , восстановлены церкви в селах Ивлита, Хвилиша, Ахалдаба, Садгери, открыты церкви в Абастумани, Боржоми, Алгети, Кода и др. В 1990 г. попечительством А. основано ДУ в г. Ахалцихе, ректором к-рого он был до 1992 г. С 1995 г. преподает историю Грузинской Церкви в Тбилисской ДА. Награжден орденом св. Марка Александрийского Патриархата и наградами Грузинской Православной Церкви. А. принадлежит фундаментальный 4-томный труд по истории Грузинской Православной Церкви (издано 3 тома, 4-й - в печати), монографии «Библейская история грузинского народа» (1994), «Саингило» (1998), «Месхети» (1998), а также труды «Христианство в Грузии от ап. Андрея до св. Нино» (1991); «Место Грузинской Патриархии в православном диптихе» (1993), «О местожительстве абхазцев на Северном Кавказе» (1994), «Грузинская Церковь в XVII в.» (1996); «Мать-Церковь» (1996) и др. Соч.: . , 1994; . , 1996; . , 1996. T. 1; 1998. T. 2; 1999. T. 3; XVII . , 1996; . , 998; . , 1998. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114750.html

Вернувшись на Бодбийско-Сигнахскую кафедру, И. продолжал участвовать в политических делах: известны письма к нему груз. царевичей Юлона от 30 нояб. 1802 г. (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 123-124) и Александра от 30 марта 1804 г. (Там же. С. 161-162), Кизикского моурави кн. Иосифа Андроникашвили (Там же. С. 807). В 2 последних речь идет о новом вторжении на груз. территории иран. войск, возглавляемых в т. ч. и царевичем Александром; отмечены особые заслуги И. перед царским домом Багратиони. Сохранилось письмо от 21 февр. 1805 г., адресованное преемнику Кнорринга ген. П. Д. Цицианову , в к-ром И. описывает доходы Некресского и Харчашнийского архиереев (Там же. С. 271). После вхождения Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата в состав новоучрежденного Грузинского Экзархата РПЦ российские власти провели церковные реформы; в частности, за счет слияния епархий было уменьшено их число. По представлению главноуправляющего Грузией ген. А. П. Тормасова обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну от 18 февр. 1811 г. И. как «достойнейший из всех прочих» 14 июля был назначен митрополитом Алавердским и Кахетинским; в новообразованную епархию вошли также и территории Бодбийско-Сигнахской епархии (АКавАК. 1860. Т. 4. С. 162, 169). И. «и причту», согласно докладу Святейшего Синода от 21 июля 1811 г., был назначен годовой доход 2,5 тыс. р. (Там же. С. 168). В марте 1812 г. И. отправил главноуправляющему Кавказом ген. Ф. О. Паулуччи письмо, где, описывая причины возникшего в Картли-Кахети мятежа, указывал на мздоимство, безнаказанность и вседозволенность чиновников: «Они отнимали всякую вещь... никто не находил справедливости, не имели покоя люди... Исправники властвовали свободно и мало заботились о том, что разоряется народ... Несправедливость довела народ до отчаяния и заставила поднять оружие» (АКавАК. 1873. Т. 5. С. 82-83). 30 авг. 1814 г. И. был переведен в восстановленную Бодбийско-Сигнахскую (Бодбийско-Кизикскую) епархию (Там же. С. 408). Известны неск. рапортов И. этого времени в Грузино-Имеретинскую синодальную контору 2 от 25 мая и 8 от 27 июня 1815 г.; 2 от 16 янв. 1817 г.), где митрополит описывает церковные доходы своей епархии (Там же. С. 414-415; 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369). 17 июня 1818 г. Святейший Синод направил российскому имп. Александру I доклад о преобразованиях, осуществляемых в Грузинском Экзархате. Число епархий Вост. Грузии было сокращено до 3; по ходатайству груз. экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) Бодбийско-Сигнахская епархия была сохранена за И.: «Из уважения к летам и службе его оставить при управлении оною по смерть его» (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378, 380-381).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Кафедра в Чкондиди (Мартвили) Виссарион (Дадиани) митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 9.06.1834 на покое, с 7.08.1843 митр. Имеретинский Георгий (Кухулашвили) епископ, рукоположен с 19.05.1835 † 2.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 14.02.1843 † 9.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.) епископ, рукоположен с 8.09.1853 † 5.03.1854 Феофан (Габуния) епископ, рукоположен с 8.09.1854 † 1.06.1859 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 en. Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.) епископ, рукоположен с 1.01.1863 † 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел) епископ, рукоположен 30.08.1865 † 4.01.1874 (с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза) С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею, Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) митрополит Кутаисский, рукоположен с 1740 католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранен от управления, с 1757 архиеп. Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии, бывший архиеп. Владимирский повторно) † 1.03.1788 Антоний II (Багратиони) последний католикос-патриарх Мцхетский и всея Грузии с 1789 по 30.01.1811 на покое; † 21.12. 1827 с 8.07.1811 по 30.08.1814 переименован митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Имеретинский Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (Грузинская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Мцхете и в Тифлисе Варлаам (Эристов) митрополит, экзарх Грузии и Имеретии с 30.08.1814 по 14.05.1817

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исидора человеком «благоразумным, ревностным к службе и заботливым о духовной пользе края». Обретя в его лице единомышленника, И. принялся за упорядочение церквей и мон-рей Грузии. И. поражали «бедность приходских церквей, упадок монастырей и разрушение древних исторических соборов… несмотря на богатые владеемые или недвижимые имения» (Там же. Т. 2. 5. С. 72; 6. С. 244). В Имеретинской епархии , по его подсчетам, было ок. 600 церквей; имущество приносило доход до 18 тыс. р.; кутаисский кафедральный собор ( Баграта храм ) был разрушен, богослужения проводились на паперти. В Гурийской епархии (см. Гурийско-Мингрельская епархия ) насчитывалось до 40 церквей, доходов хватало только на содержание епископа. В Мингрельской епархии - ок. 170 церквей; Самегрело (Мегрелия, Мингрелия), по описанию И., «состоит на ленных правах и имеет своего владетеля, потомка царей Мингрельских, от которого зависит выбор и содержание епархиального начальника. Влияние экзархов на Мингрельскую епархию ничтожно»; церкви бедны, духовенство необразованно (были священники, не умевшие ни читать, ни писать). Ведомство Осетинской духовной комиссии , по оценке И., составляли новообращенные горцы; в ведомстве насчитывалось ок. 150 церквей, существовавших за казенный счет (Там же. 5. С. 72-73). Когда попечением И. сумма доходов Экзархата достигла более 100 тыс. р. в год, появилась возможность отреставрировать кафедральные соборы, мцхетский Светицховели и тифлисский Сиони (см. Тбилисский Сиони ) а также Алавердский во имя вмч. Георгия мон-рь и собор в честь Преображения Господня в мон-ре Самтавро в Мцхете. Наружные работы в Светицховели (стоимостью 30 тыс. р.) были проведены при экзархе архиеп. Евгении. Вопрос о живописи, «обезображенной во время последнего нашествия персов» (разорение Вост. Грузии и Тбилиси иран. шахом Агой Мухаммад-ханом в 1795), решался при экзархе архиеп. Исидоре. Синодальная контора предложила уничтожить ее и расписать стены заново, однако имп. Николай I приказал «исправить и поддержать как монумент старины».

http://pravenc.ru/text/674987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ I [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1556-1560). Сменив на Патриаршем престоле Зебеде I , Д. стал католикосом сразу после воцарения в Картли Симеона I (1556-1569, 1578-1600), как об этом сказано у историка XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 406). В грамоте верности 1556 г., данной еп. Тбетским Саввой, Д., посадивший его на эту кафедру, упомянут как католикос-патриарх (ПГП. Т. 3. С. 262). При Д. были упорядочены вопросы церковной земельной собственности Мцхетского Католикосата. В грамоте 1559 г., освобождающей от податей церковные земли, приводится список патриарших владений в Картли: села Цихедиди, Дзегви, Теловани, Агаиани, Атени и др. (Там же. С. 264). Документ подписан Александром - по всей вероятности, царевичем, братом Симеона I. Др. документ того же года - грамота Д., обращенная к царю с просьбой обновить и заново утвердить пожертвования (мон-ри, села, деревни, а также крестьян и др.), сделанные царским домом Патриаршему престолу в предыдущие годы (Аннотированный словарь. 1991. С. 362-364). В период Патриаршества Д. был осуществлен один из важнейших дипломатических актов Грузинской Церкви XV-XVIII вв.- пресечена попытка церковного сепаратизма Кахети, и Церковь в этих районах осталась в сфере влияния Мцхетского престола. Сохранились клятвы верности (1656-1560), данные Д. епископами Алавердским Филиппом, Бодбийским Захарией, Черемским Антонием, Харчашнийским Климом, Ниноцминдским Малахией, Некресским Василием (ПГП. Т. 3. С. 268-269). Симеон I, оценивая необходимость консолидации груз. земель перед внешней угрозой в лице иран. шаха Аббаса I, обвенчался с дочерью кахетинского царя Левана, что способствовало также укреплению церковного единства Вост. Грузии. В 1560 г. сын Левана царевич Георгий вернул Мцхетскому престолу мн. кахетинские церковные владения, отнятые по причине «обстоятельств времени» (Там же. Т. 3. С. 276). Ист.: Жордания. Хроники. Т. 2. С. 402 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 406 (на груз. яз.). Лит.: Гучуа В. Грузия в 50-70-х гг. XVI в.//ОИГ. 1973. Т. 4. С. 116 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Качарава Э. Алавердская епархия как составляющая часть Груз. Патриархата//Мат-лы 1-й науч. конф., посвящ. Светицховели. Тбилиси, 1998. С. 179-187 (на груз. яз.); она же. Доменти I//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 94-96 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/178801.html

После 1885 г., пройдя через череду структурных изменений, Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви состоял из 4 епархий и 2 викариатств: 1 . Карталинская (30.08.1814 присоединена митрополия Тифлисская, в 1829 г. – Акисская, в 1837 г. – возобновленная Сигнахская епархия). При епархии учреждено 2 викариатства: Горийское и Алавердское. 2 . Имеретинская. 3 . Гурийская. 4 . Сухумская. Местопребывание Экзарха – в г. Тифлис (Тбилиси), столице Грузии. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и (с 1814 г. ) Имеретинский Варлаам, кн. Эристави; последующие Экзархи – из русских архипастырей. «...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году перестало быть звание Католикоса, вместо коего ... наименование Экзарха Грузии и Имеретии получил Преосвященный Варлаам, митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. C. 19). 1257 Кроме кафедрального наименования, правящий архипастырь (обычно в сане архиепископа) титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. (Краткое изложение последовательного формирования Экзархата см., напр.: ЦВ. 1901. 2.) В марте 1917 года в связи с провозглашением самочинной «автокефалии» (12.03.1917) и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви Экзархат Грузии был ликвидирован. С 13.08.1917 последний Экзарх Грузии Платон (Рождественский), управляющий русскими приходами в Грузии, именуется митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. 13.09.1917 было вынесено определение Св. Синода о прибавлении к титулу митрополита Тифлисского слов «и Бакинский» и слиянии оставшейся территории бывшего Бакинского викариатства с новоучрежденной Елисаветпольской (Кировабадской) епархией. Кавказский Экзархат существовал по 1920 г. Именовалась: Мцхтская и Карталинская, Грузинский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. жестоко пострадала от 100-летнего монг. ига и нашествий Тамерлана : церкви и крепости были разрушены, население сильно сократилось, сады, огороды, виноградники и тутовые плантации уничтожены. К 70-м гг. XIV в. была потеряна пров. Шакки. Давидгареджийский мон-рь. Общий вид Давидгареджийский мон-рь. Общий вид Изменения произошли и в церковной географии К. Была образована Алавердская епархия , формирование которой датируется временем не позднее 1124 г. (Э. Качарава), XI в. (Б. Ломинадзе, Т. Барнавели) или VII-VIII вв. (А. Тордия). Границы епархии Вахушти Багратиони определяет так: «От Турдосхеви (и) Штори (правый и левый притоки р. Алазани в ее верхнем течении.- Авт.) вверх до Кахетинской горы и Кавказа» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 549). В «Грамоте братии Шиомгвимского монастыря Василию Алавердели» (XIII в.) епископ Алавердский именуется «архиепископом» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 190; ПГП. 1970. Т. 3. С. 175). Епархиальный центр Челетской епархии (Эрцо-Тианети) был перемещен на север, в Харчаши, и епископ стал именоваться «харчашнели» (Харчашнийский). Изменение, видимо, было вызвано необходимостью более тесного контакта с горными районами. Харчашнели окормлял помимо Эрцо-Тианети пров. Пшав-Хевсурети (Пхови), а также Тушети, к-рая до этого входила в состав Некресской епархии ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 531-532). Из-за полного разорения г. Рустави епархиальный центр Руставской епархии был перенесен в мон-рь Марткопи, однако архиерей по-прежнему назывался руствели. Власть над монастырями Гареджи перешла к ниноцминдели; в памятнике церковного права XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира») он назван архимандритом (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48). Не позднее 1265 г., когда К. была разорена монголами, в Хорнабуджской епархии замерла церковная жизнь, ее территории вошли в состав Бодбийской. К нач. XIV в. кафедральный центр Гишской епархии был перемещен в Курмухи, здесь архиерей стал именоваться архиепископом Курмухским ( Кекелидзе. 1945. С. 314-315). В церковной иерархии Вост. Грузии из 35 груз. архиереев епископы К. и Эрети при короновании царя сидели следующим образом: алавердели - на 6-м месте, кизикели (бодбели) - на 7-м, ниноцминдели - на 9-м, руствели - на 18-м, кацарели - на 20-м, харчашнели - на 28-м, черемели - на 32-м, гишели - на 35-м (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49-50). Отсутствие некресели объясняется скорее всего оплошностью поздних переписчиков («Освящение мира» сохр. в списках XVI и XVII вв.). В период объединения Грузии епископы К. и Эрети иногда занимали и западногруз. кафедры: так, известны епископ Бедийский и Алавердский, епископ Чкондидский и Уджармский (Кацаретский).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Катаклизмы, обрушившиеся на голову Грузии в XVI–XX веках, почти вдвое сократили историческую территорию страны. За пределами Грузии остались Тао- Кларджети, Лазети, часть Эрети (Саингило) и Дорийская область (Лоре-Ташир) 33 . Именно поэтому наряду с восстановлением исторических и созданием новых епархий патриарх намеренно констатировал в названиях епархий юрисдикцию Грузинской Церкви над историческими областями, которые ныне находятся за пределами страны – в Турции, Азербайджане, Армении. Так, епископ Ахалцихский именуется также Тао-Кларджетским, Дманисский – Агарак-Таширским, Батумский – Лазетским, а Хорнабуджский – Эретским. Поскольку большое количество грузин проживает сейчас за пределами Грузии, в заботе о них были учреждены самостоятельные зарубежные епархии: в 2002 году – Западноевропейская епархия во главе с митрополитом Авраамом (Гармелия), управление приходами Грузинской Церкви в США возложено на митрополита Батумско-Лазетского Димитрия (Шиолашвили), в Великобритании и Ирландии – на архиепископа Дманисского и Агарак-Таширского Зенона (Иараджули), в странах Латинской Америки – на митрополита Ахалкалакско-Кумурдойского Николая (Пачуашвили), а в Австралии – на митрополита Сенакского Шио (Муджири). В мае 2009 года Его Святейшество находился во Франции и освятил там грузинский храм во имя Святой Тамары, в феврале 2011 года во время посещения Великобритании он совершил торжественную литургию в лондонском грузинском Рождественском храме, где собралось более полутора тысяч грузин, прибывших не только из Лондона, но и со всей Англии. В проповедях, обращениях и посланиях к грузинам, проживающим за пределами страны, патриарх всегда призывает соотечественников не порывать с родиной и Матерью-Церковью, выражает надежду, что все они возвратятся на родную землю. Как и во всем христианском мире, в Грузии монастыри были крупными центрами культуры и книжности. Особую роль в развитии грузинской культуры играли Шиомгвимский, Давидгареджийский, Гелатский, Ларгвисский, Рконский, Икалтойский, Алавердский и другие монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_168.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010