Архиепископам и епископам вменялось в обязанность наказывать тех, кто не являлся в церковь и не причащался по англикан. обряду. Участие в католич. богослужениях должно было караться тюремным заключением вплоть до пожизненного. Акт 1552 г. способствовал более активной протестантизации Англии и решительному разрыву с традициями католич. богослужения. А. о е. были упразднены Марией Тюдор , восстановившей католич. Церковь в Англии, но вновь введены при Елизавете I (Акт 1559 г.//SR. 1 Eliz. I. Р. 2) наряду с Книгой общих молитв в редакции 1552 г. В годы правления Елизаветы I карательные меры, предусмотренные Актом, широко применялись против католиков и пропуритански настроенных священников. Для мирян вводилось наказание за отсутствие на англикан. службах - штраф в 12 пенсов. В эпоху гражданской войны сер. XVII в. и свержения монархии А. о е. были упразднены склонявшимся к пуританизму парламентом, но после Реставрации и восстановления офиц. Англиканской Церкви Карл II принял очередной Акт (1662), похоронивший надежды умеренного крыла пуритан на возможную реформу богослужения (SR. 13&14 Car. II. Р. 4). Роялистский парламент потребовал новой ординации священников, не получивших ее от епископов в период гражданской войны и республиканского правления в соответствии с Книгой общих молитв, а также подписки о безусловном признании Акта о супрематии и Книги общих молитв, о каноническом послушании и отказе от и Ковенанта . Акт 1662 г. открыл период «великого гонения» на пуританских священников. В день св. Варфоломея 24 авг. 1662 г. (Черный Варфоломей) 2 тыс. пресвитерианских пасторов были лишены своих должностей. Их смещение положило начало нонконформистскому движению в Англии. Акт 1662 г. был подкреплен рядом дополнительных статутов: Актом о молельных собраниях (Conventicle Act) 1664 г., устанавливавшим наказания за посещение несанкционированных религ. собраний, Актом о 5 милях (Five Miles Act) 1665 г., запрещавшим смещенному с должности священнику проживать ближе 5 миль от места, где он ранее проповедовал, и др.

http://pravenc.ru/text/63966.html

415-417 417-420 АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII 420-421 421-425 425-426 426-427 АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI - XVII вв. 427-428 428-430 430-433 434-435 435-436 436-437 437-438 438-439 439-440 440-444 444-445 445-446 446-447 447-448 448-455 455-464 464-465 465-470 АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ входит в Ардяльскую (ист. назв. - Трансильванская) митрополию Румынской Православной Церкви 470-471 471-472 АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) 472-473 473-474 474-475 АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

В пределах, не противоречащих действующему законодательству, религиозные организации вправе обеспечивать исполнение решений религиозных судов против воли осужденного, например не допускать отлученного к участию в коллективных богослужениях, лишить сана и запретить в служении священнослужителя. Как отмечает французская исследовательница Эльза Форей, «большинство религий содержит некоторые правила, несовместимые с поддержанием общественного порядка. В качестве примера мусульманское уголовное право частично противоречит общественному порядку: оно, в частности, предусматривает побиение камнями за адюльтер, смертную казнь за вероотступничество или богохульство, отрубание руки за кражу и т. д. Тем не менее государство не запрещает ни присоединение к этой религии, ни отправление ее культа: оно вмешивается только в случае реальных правонарушений. Иначе говоря, должно иметь место реальное посягательство на общественный порядок» . Этот подход представляется более правильным, нежели имеющая место в российской судебной практике тенденция признавать «экстремистскими» религиозные тексты. Внутренние установления религиозных объединений не должны обеспечивать свободу совести священнослужителей и всех иных участников религиозных объединений; напротив, их свобода совести ограничивается рамками требований внутренних установлений. Гарантией свободы совести является возможность беспрепятственного выхода участника из религиозного объединения, если возникли неустранимые противоречия между его личными убеждениями и внутренними установлениями религиозной организации. В решении по делу Х. против Дании от 8 марта 1976 г. (жалоба связана с отстранением от должности священника Государственной Церкви Дании, в порядке личной инициативы требовавшего предварительного религиозного обучения перед крещением) Европейская Комиссия по правам человека констатирует, что: «Церковь является организованным религиозным обществом, основанным на идентичности или существенном сходстве убеждений. Благодаря правам, признаваемым за ее участниками статьей 9, церковь и сама пользуется защитой свободы исповедовать свою религию, организовывать отправление религиозного культа, обучать практикам и ритуалам и вправе обеспечивать и навязывать единообразие в этих предметах. В иных выражениях… церкви не обязаны обеспечивать свободу вероисповедания для своих священников и своих верующих».

http://pravoslavie.ru/60935.html

Эта первая фаза византиноведческих штудий была отмечена тем, что в основном ограничивалась издательской работой и переводами источников на латинский язык, причем выбор конкретных авторов был более или менее случаен. Еще не было возможности обозреть весь материал, и работа велась без ясного плана, на ощупь. После этого заметного, но все еще скромного начала византийские исследования пережили первый расцвет во Франции во второй половине XVII в. Научная активность при дворе Людовика XIII и особенно Людовика XIV весьма сильно сказалась в области византинистики. Проводившаяся до того времени бессистемная издательская работа была подчинена единообразному долгосрочному плану, и постепенно началась активная и плодотворная исследовательская деятельность. Под патронатом Людовика XIV и Кольбера знаменитая луврская типография приступила к изданию большой серии византийских историков. Первым в 1645 г. вышло историческое произведение Иоанна Кантакузина , а опубликованным в 1648 г. «Отрывкам о посольствах» Константина Багрянородного Филипп Лаббе предпослал воззвание, в котором излагал план корпуса византийских историков, указывал на значение византийской истории и приглашал ученых всех стран к сотрудничеству. В последующие десятилетия работа деятельно продолжалась, и таким образом появилось первое полное издание византийских исторических источников, к которым присоединяются последующие издания (венецианское полностью и боннское большей частью). В Парижском корпусе сотрудничали крупнейшие ученые тогдашней Франции, такие как иезуиты Филипп Лаббе (Labbé, 1607–1667), Пьер Пуссин (Poussine, 1609–1686), доминиканцы Жак Гоар (Goar, 1601–1653) и Франсуа Комбефис (Combéfis, 1605–1697), известный юрист Шарль Аннибаль Фабро (Fabrot, 1580–1659). Многие византийские авторы были впервые изданы в луврском корпусе. Поскольку уже известные ранее писатели были изданы заново, издания Парижского корпуса знаменовали собой значительный прогресс в оформлении текста, а особенно в комментировании. Наряду с работой над луврским корпусом решающую поддержку получили также церковно-исторические исследования и исследования по истории права. Следует упомянуть акты Соборов Лаббе, заложившие основание для позднейших изданий Ж. Ардуэна и Дж. Манси 7 , знаменитый греческий Евхологий Гоара, издаваемые Комбефисом патристические творения, издание «Василик» Фабро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ситуация изменилась после Реставрации династии Стюартов в 1660 г. Несмотря на то что кор. Карл II (1660-1685) пообещал амнистию и свободу вероисповедания для всех англ. протестантов, уже в 1661 г. была восстановлена Церковь с прежними структурой и иерархией, в следующем году был принят новый Акт о единообразии, что означало отсутствие возможностей для умеренных пуритан на компромисс с властью. В том же году ок. 2 тыс. священников-пресвитериан были лишены приходов, в их отношении впервые стал применяться термин «нонкомформисты». В последующие годы были приняты законы, направленные против Н.: Акты о молельных собраниях 1664 и 1670 гг., Акт о пяти милях 1665 г. и Акт о присяге 1673 г. Кор. Яков II попытался отменить их вместе с репрессивными законами против католиков изданием Декларации о терпимости 1687 г., что вызвало противодействие со стороны англикан. большинства. После Славной революции 1688 г. Н. было разрешено исповедовать свою веру при условии принесения клятвы верности короне и королю как главе Церкви и заявления об отрицании Пресуществления Св. Даров, но они по-прежнему были ущемлены в правах (в частности, не имели права учиться в ун-тах и до 1719 не могли создавать собственные учебные заведения). В XVIII в. Н. оставались относительно малочисленным движением, сторонниками к-рого были по преимуществу представители городского среднего класса. Основными течениями Н. были пресвитерианство, индепендентство (или конгрегационализм), баптизм и квакерство, границы между отдельными группами оставались размытыми. Представителей этих направлений называют «старыми диссентерами», в отличие от движений «новых диссентеров», возникших в сер. XVIII в. Наиболее влиятельным «новым» течением Н. в Англии XVIII в. стал методизм, зародившийся в кон. 20-х гг. в кружке оксфордских студентов под рук. братьев Дж. и Ч. Уэсли и в 1784 г. окончательно отделившийся от офиц. Церкви. Помимо него, многочисленные группы «новых диссентеров» составляли сторонники евангелического ревайвализма среди представителей «старых» течений, а также унитарии, появившиеся в Англии еще в XVII в., но образовавшие свою 1-ю общину только в 1774 г. Н. XVIII в. оказали влияние на появление «Низкой церкви» - течения, сторонники к-рого выступали за либерализацию церковной жизни, минимизацию роли духовенства, таинств и обрядов. Во 2-й пол. XVIII в. число Н. значительно увеличилось, чему способствовали разрешение им проповедовать без обязательного согласия с «Книгой общих молитв», а также активизация миссионерской деятельности «новых» и «старых» диссентеров (в особенности баптистов).

http://pravenc.ru/text/2577933.html

Иконоборческие императоры VIII в. встретили в монахах сильнейшую оппозицию и потому пытались сократить число монастырей, если не вовсе упразднить их. Но их законы были аннулированы ранее конца столетия, а акты были уничтожены. Результатом их правления было ослабление контроля со стороны епископов; возобновились многие злоупотребления, включая смешанные монастыри. Второй Никейский собор 787 г. восстановил старое законодательство, хотя смешанные монастыри были разрешены только потому, что монахи – мужчины и женщины – жили в разных зданиях. Через несколько лет был издан закон, запрещающий монахам быть опекунами несовершеннолетних, хотя они могли по-прежнему быть попечителями имущества. Более действенные реформы были проведены в это время преп. Феодором Студитом , который вновь ввел строгий устав Василия Великого в нескольких монастырях, которыми он руководил. Похоже, что он организовал некоторое подобие неофициального ордена, напоминающее тот, что был позже создан на Западе клюнийцами. Однако за ним пошли только несколько монашеских общин. 46 Последующий период, вплоть до завоевания Константинополя латинянами, был временем великого расцвета монашества. При этом была очень малая степень единообразия. Новые монастыри создавались постоянно, одни – святыми людьми, собиравшими вокруг себя учеников, другие – богатыми мирянами и мирянками, третьи – епископами, патриархами или императорами. Патриаршьи монастыри, где бы они ни были, находились под прямым контролем патриархата, а именно сакеллария. Императорские монастыри управлялись императорскими чиновниками, без какоголибо церковного посредничества. Несколько больших монастырей были провозглашены специальным императорским указом самоуправляющимися, находящимися вне всякой юрисдикции, как гражданской, так и церковной. Местный епископ продолжал сохранять определенные права в деле создания новой обители. Он по-прежнему должен был утвердить и освятить место, он освящал уже законченное здание, что сопровождалось службой и чтением ктиторских актов. Теперь существовал указ, согласно которому основатель монастыря должен был позаботиться о том, чтобы, по меньшей мере, три монаха жили на этом месте с того момента, как епископ воздвиг крест на нем, и что здание должно быть построено в течение трех лет. 47

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XIX в. движение, близкое к пьюзизму (см. разд. «Англия»), привнесло элемент красочности и церемониальности в богослужение Церкви Шотландии и вместе с ними - орган и более разнообразные муз. средства (включая хоры). Превосходные органы и хоры появились в соборах больших городов (Абердин, Эдинбург, Глазго), в соборе г. Данблейн и в аббатстве Пейсли, несмотря на то что там долгое время отсутствовали епископы и аббаты. Хотя муз. исполнение могло достигать высокого уровня, в Церкви Шотландии так и не появилось собственных выдающихся композиторов. При ц. св. Марии в Эдинбурге, «флагмане» Шотландской Епископальной Церкви, на протяжении более чем столетия существовала хоровая школа, из к-рой выросло специализированное учебное заведение - Музыкальная школа св. Марии. Здесь, как и в соборах Англии, совершается полный круг богослужения. Шотл. пресвитериане обогатили церковную музыку англоязычного мира неск. прекрасными мелодиями, первоначально использовавшимися для псалмов (в наст. время употребляются и для гимнов). В остальном репертуар церковной музыки в Шотландии отражает общие для В. (гл. обр. для Англии) черты развития этой сферы муз. творчества. Самый известный шотл. композитор, автор разнообразных муз. сочинений для концертного исполнения Джеймс Мак-Миллан (род. 1959), римо-католик, написал неск. хоровых произведений для церкви. Изд.: Musica Scotica/Ed. K. Elliott. Glasgow, 1996. Vol. 1: The Complete Works of Robert Carver and Two Anonymous Masses; The Music of Scotland, 1500-1700/Ed. K. Elliott. L., 1957, 19692, 19753. (Musica britannica; 15); Early Scottish Psalm-setting/Ed. K. Elliott and G. Munro. Glasgow, 2003. Лит.: Farmer H. G. A History of Music in Scotland. L., 1947. N. Y., 1970r; Patrick M. Four Centuries of Scottish Psalmody. L., 1949; Elliott K., Rimmer F. A History of Scottish Music. L., 1973. Уэльс К XI в. католич. Церковь окончательно вытеснила в Уэльсе древнюю кельт. христ. традицию. В 1284 г. Уэльс был присоединен к англ. короне, после чего началась многовековая тенденция ассимиляции Уэльса согласно англ. образцам, а одаренные валлийцы стали уезжать в Англию. Эта тенденция часто встречала противодействие, выражавшееся в придании особого значения валлийскому языку и в культивировании валлийской самобытности. В Пенпонтском Антифонале (Cardiff. National Library of Wales. 20541 E) проявляются черты сарумского обряда, приспособленного в XIV в. для валлийской немонастырской богослужебной практики. Акты 1536 и 1543 гг. способствовали росту единообразия в законах и гражданском строе между Англией и Уэльсом.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Сначала, впрочем, он явился лишь как частное учреждение и был введен только в виду особых исключительных обстоятельств, но скоро он начал приобретать все более и более широкое распространение и в разных государствах запада стал признаваться по отношению ко всем гражданам за единственно обязательную форму брака (obligatorische Ehe). Теперь гражданский брак нашел себе место во всех государствах западной Европы. Но это, разумеется, еще ничего не говорит за достоинство этого института самого в себе; его широкое распространение еще нимало не свидетельствует о внутреннем достоинстве самого принципа его. История показывает, что и самые искусственные, неестественные учреждения, раз будучи вызваны какими-нибудь случайными причинами, при благоприятных обстоятельствах легко прививаются к жизни и получают в ней широкое развитие. Не обязан ли и институт гражданского брака своим появлением и распространением также каким-нибудь исключительным историческим обстоятельствам? Чтобы ответить на это, мы, – по возможности кратко, – рассмотрим его историю. II. С века, когда на Западе возникло сильное реформационное движение, единство религиозной веры сразу же почти разорвано было совершенно, – одна христианская церковь разделилась на многие, явились одна секта за другой. Католицизм был уже бессилен для того, чтобы противодействовать этому, старое оружие средних веков притупилось. Явившийся протестантизм, сам, собственным своим принципом, содействовал своему распадению и сам в себе должен был допускать самые разнообразные исповедания, – разумеется, если они не скрывали под маской религиозных доктрин чего-нибудь уже совсем нетерпимого. Сначала впрочем эта терпимость была применяема односторонне: допускалось разногласие в вероучении, но при этом между различными возникавшими религиозными сектами и обществами думали удержать хотя внешнее согласие, – при разностях в догме хотели сохранить для всех единообразными и неизменными по крайней мере такие церковно-религиозные акты, которые не только служат для удовлетворения потребностей религиозной жизни, но имеют значение и для интересов государственно-социальной жизни, – как крещение и брак.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Потому и вся работа третьей сессии Собора проходила в нервной, временами митинговой обстановке. Соборяне внутренне не могли да и не хотели принимать новой власти, по отношению к которой считали себя противниками. Политическое неприятие всего и вся советского неотвратимо переносилось на все государственные акты, касающиеся православной церкви. Это наглядно проявилось при обсуждении инструкции Наркомюста от 30 августа. На частном совещании 1 сентября у патриарха Тихона в Троицком подворье предлагалось в качестве ответной меры ввести в стране интердикт: закрыть все церкви, прекратить повсеместно совершение всех религиозных обрядов и треб. Многие ораторы – епископы и влиятельные лица из мирян – горячо ратовали за него. Однако немало было и тех, кто возражал, указывая на то, что рядовые верующие не поддержат решения церкви об интердикте. Приведем фрагмент из сохранившегося протокола заседания, передающий остроту ситуации и трагизм положения церкви: «А. В. Карташев. Инструкция принуждает нас к принятию грудью боя. И хотя угашать дух перед боем не полагается, но я не считаю грехом в данном случае несколько сдержать пыл наших речей. Открытый бой принимается стратегами, когда имеется налицо надлежащий дух в войсках и есть все технические средства. Если же этого нет, то приходится вести бой более уклончивый, более сложный. Того подъема духа в народе, при котором было бы возможно принять бой прямой, на почве принципиальной, – ожидать нет оснований. Итак, я рекомендую не надеяться на православный народ. Не считаю осуществимым интердикт, а предлагаю перейти к единообразной и упорядоченной борьбе на частных позициях, и в таком виде достаточно тяжелой и ответственной. Иоасаф, епископ Коломенский. Подведомственное мне духовенство уже собирало прихожан и беседовало с ними. „У нас отобрали землю, – говорили священники, – проценты с капиталов и покосы, и дрова. Нам не на что жить, мы уйдем от вас!“ И те ответствовали: „Ну что же, уходите. Запрем церкви, да и так обойдемся“. А потому считаю я, что закрытие храмов может вызвать вздохи лишь старых людей да плач женский. Надо бы лучше сделать так, чтобы в списки учредителей входили не люди хладные и безразличные, а записывать туда проверенных мирян да монахов с их мирскими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Следуя рекомендациям ассамблеи, парламент 3 янв. 1645 г. издал указ (текст см.: An Ordinance for taking away the Book of Common Prayer, and for establishing and putting in execution of the Directory for the publique worship of God//Acts and Ordinances of the Interregnum/Ed. C. H. Firth, R. S. Rait. L., 1911. Vol. 1. P. 582-607), в к-ром запрещалось использование «К. о. м.» на всей территории Англии и Уэльса, отменялись «Акты о единообразии» и единственной законной богослужебной книгой объявлялся составленный пресвитерианами «Распорядок публичного богослужения» (A Directory for The Publike Vorship of God, Throughout the Three Kingdomes of England, Scotland, and Ireland. L., 1644; переизд.: Reliquiae liturgicae. 1847. Vol. 3). «Распорядок...» являлся в большей мере богослужебным уставом, чем сборником молитв, и содержал общие указания о порядке совершения богослужения. Утреннее и вечернее богослужения предлагалось строить по максимально упрощенной схеме: 1) покаянная молитва; 2) чтение Свящ. Писания (разрешалось использовать только канонические книги ВЗ и НЗ; порядок чтений не определялся); 3) пространная молитва, по содержанию аналогичная литании, однако не разбиваемая на прошения и читаемая непрерывно пресвитером; 4) проповедь с объяснением прочитанного отрывка Свящ. Писания; 5) заключительная молитва; указывалось лишь рекомендуемое общее содержание, а выбор конкретных форм был оставлен на усмотрение пресвитеров. Из всех чинопоследований были удалены внешние обрядовые действия; при погребении запрещены любые публичные молитвы, пение и чтение; все праздники, за исключением Дня Господня (Lord " s Day), т. е. воскресного дня, отменены. В последовании Евхаристии была сохранена лишь краткая молитва и установительные слова; коленопреклонение было запрещено, однако специальных пояснений относительно присутствия Иисуса Христа в евхаристических Св. Дарах не предлагалось; приобщать верующих предписывалось со словами из 1-го Послания ап. Павла к Коринфянам (1 Кор 11. 24-25), при этом подчеркивалось, что пресвитер действует «по установлению, примеру и указанию Господа Иисуса Христа» и что Хлеб и Вино преподаются в воспоминание о совершённом Им спасении (ср.: Cuming.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010