Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: — Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Св. Терентия, еп. иконийского. 1370. Свв. Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Дим. Рост. 22. Мучч. Галактиона и Иулиания. Клар. 1146. 22. Свв. мучч. Галактиона и Иулиании. 23. Св. муч. Агриппины. Канон Феофана. 23. Свв. мучч. Евстохия, Гаиа, Лолия, Провия и Урвана. 24. Рождество Иоанна предтечи. Иерон. Карф. Гал. Англ. Б. и другие. 27. Св. Севира пресвитера. Дин. Рост. 28. Пр. Павла врача. 240. 28. Пр. Павла врача инока коринфского. 29. Свв. апп. Петра и Павда. Иерон. Карф. Б. и все. Июль 1. Св. муч. Потита. Дим. Рост. 1. Св. Потита отрока. Ф. 3 янв. 1. Свв. мучч. Космы и Дамиана в Риме. Пр. Петра Патрикия. 2. Св. Иувеналия патриарха иерусалимского. 3. Св. Александра, игумена обители неусыпающих. Мак. 3. Свв. мучч. Мокия и Марка. Св. Анатолия, патр. цареградского. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Аскдипиодота и Голиндухи. 4. Св. Андрея, еп. критского. Свв. мучч. Феодота и Феодотии при Траяне. Пр. Марфы, матери Симеона Дивногорца. 5. Пр. Афанасия афонского. 1370. 5. Пр. Афанасия афонского. Пр. Лампада. Свв. мучч. Анны и Кириллы. 6. Свв. мучч. Марины и Марфы, Авдифакса, Аввакума и друг. Дим. Рост. 6. Свв. мучч. Лукии, Рикса, Антония и друг. Иерон. Р. А. У. Н. 25 июня.Свв. мучч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума и др. Иерон. мР. Р. А. У. Н. 20 янв. 6. Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Коинта фригианина при Аврелиане. 7. Пр. Акакия. Иерус. Кап. Преподобномучч. Епиктета и Астиона монаха и др. Дим. Рост. Муч. Евангелла. Петр. Кириакии. Канон Иосифа. 7. Пр. Фомы Мадеяна. Пр. Акакия синайского. Преподобномучч. Епиктета пресвит. и Астиона монаха. Муч. Евангелла. 8. Великомуч. Прокопия. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Дим. Рост. Св. Феодора, еп. едесского. Мак. 9. Священномуч. Панкратия. Иерон. мР. А. У. Н. 3 апр. Иерон. вторично 8 июля.Св. Кирилла, еп. гортинского. Иерон. мР. Ф. Р. А. У. Н. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. едесского. 10. Препп. пустынников егип., Феофилом архиепископом уморенных. 12. Пр. Михаила Малеина. У. 1408. 12. Св. муч. Голиндухи-Марии. Пр. Михаила Малеина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другой же, Иоанн Савваит, хотя и не был сам основателем обители, но возбудил многих примером своих добродетелей. Он начал иночествовать в одном из монастырей родственного ему Понта и, недовольный чрезмерною кротостию своего настоятеля, просил у него письма в другую обитель. Там, в сонном видении, представились ему нисколько мужей, требовавших от него уплаты значительного долга, простиравшегося до ста фунтов золота: постигнув значение таинственного сна, он воскликнул, проснувшись: «Бедный Иоанн, как еще много остается тебе платить за грехи твои!» После трехлетних подвигов опять снилось ему, что сии мужи дают ему расписку в получении десяти, из ста должных им фунтов; он стал еще более подвизаться и даже юродствовать, чтобы, перенесением многих оскорблений совершенно смирить себя, и только спустя тринадцать лет получил, столь же таинственным образом, совершенное отпущение. Так он сам рассказывал знаменитому авве лавры Синайской, св. Иоанну Лествичнику , который упоминает о нем с большею похвалою в своей книге, Духовной лествице 126 . Когда поселился он в лавре великого Саввы, три юноши просили его принять их под свое руководство; но он отрекся, по чувству своего недостоинства, и дал только единовременно каждому из них прозорливый совет на все течение жизни, назначая различный образ подвигов, свойственно их силам, с напоминовением, что только претерпевший до конца спасен будет. Примером долготерпения он представлял одного инока, по имени Акакия, который всю свою жизнь страдал от жестокости своего духовного наставника и умер без ропота. Когда же по его смерти, один из великих старцев спросил бывшего его наставника: точно ли умер Акакий? и тот в удостоверение привел его на самую могилу юноши, старец громко воскликнул над нею: «Брат мой Акакий, мертв ли ты?» и внезапно откликнулся ученик, свидетельствуя, и после кончины, совершенное свое послушание: «Можно ли, отче, чтобы верный блюститель послушания был когда либо мертвым». Ужаснулся его жестокий наставник и, устроив себе келию над гробом Акакия, провел в ней остаток жизни в слезах покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Память святого мученика Иринарха Святой Иринарх происходил из города Севастии [ 1 ]. В юном возрасте он был палачом при мучениях святых мучеников. Во время истязания правителем Максимианом, при Диоклитиане, святых семи жен, Иринарх был просвещен благодатью Божиею: видя жен, мучимых ради Христа и посрамляющих мучителя, он дерзновенно исповедал Христа и назвал себя христианином. Тогда, по повелению правителя, он был ввержен в болото, откуда вышел невредимым, и затем в огненную печь, но и она не причинила ему никакого вреда. После этого его усекли мечем, в 303 году. Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме [ 1 ] многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну [ 2 ], где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник [ 1 ] пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит [ 2 ] рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из всего преподобным Нилом Постником " написанного видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле " Глубина мысли этого дивного святого Отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних Пророков и мудрецов, святых Отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости – словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно – в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника. Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных Отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове (см. " Православный церковный календарь " издания Московской Патриархии) содержатся не только имена преподобного Нила Постника и " преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных " , но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7 (20) июля и 29 ноября декабря]); святителей Григория (†593) и Анастасия Синаита (†599), Патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (†685) (их память – 20 апреля мая]); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8 (21) августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5 (18) января); преподобного Иоанна Лествичника (†649) (память 30 марта (12 апреля) и в Неделю 4-ю Великого поста). Имя преподобного Нила Постника – в ряду достославных и святых имен Отцов и учителей Церкви как " золотой эпохи " Вселенских Соборов (IV–VIII векА), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное священное предание – в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове содержатся не только имена преподобного Нила Постника и «преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных», но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7/20 июля и 29 ноября/12 декабря); святителей Григория († 593) и Анастасия Синаита († 599), патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы († 685) (их память — 20 апреля/3 мая); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8/21 августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5/18 января); преподобного Иоанна Лествичника († 649; память 30 марта/12 апреля и в Неделю 4-ю Великого поста). Имя преподобного Нила Постника — в ряду достославных и святых имен отцов и учителей Церкви как «золотой эпохи» Вселенских Соборов (IV—VIII века), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное Священное Предание — в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви. Преподобный Нил Постник подвизался в пустыне почти 60 лет и скончался около 450 года. После кончины его сподвижника, сомолитвенника и сына — достославного пресвитера Феодула — честные тела обоих подвижников были перенесены императором Иустином (Юстином) Младшим (2-я половина VI века. — В.О.) в Константинополь — в храм Святых Апостолов в Орфанотрофии, то есть в Странноприимном доме . Память преподобного Нила Постника совершается 12 (25) ноября. А на следующий день Церковь творит память святителя Иоанна Златоуста. Столь удивительно оказались рядом две памяти — учителя и наставника, ученика и верного последователя. Святитель Иоанн Златоуст именуется в церковных песнопениях «Церкве утверждением», «добродетелей сокровищем», «мудрости глубиной», «лжи обличителем», «учителем покаяния». Преподобный Нил Постник также удостоен Церковью великих похвал. В службе, ему составленной, он назван «чашей мудрости и знания», «молебником крепчайшим», «законов Богоданных искуснейшим толковником», «догматов Богодуховных ведателем», «Ангелов собеседником, преподобных сопричастником и праведных» .

http://pravoslavie.ru/sm/060928202516.ht...

14 апр. Свв. мучч. Валериана, Тивуртия, Максима Иерон. и все 14 апр. Св. муч. Прокопия. Б. и все 8 июля. 22. Пр. Агаввы. 23. Муч. Феодора в Антиохии. 1295. 23. Св. муч. Феодора в Антиохии. Иерон. 23 марта. 24. Пр. Мастридии. 244. 24. Св. великомуч. Екатерины. А. У. 25 ноября. 24. Пр. Мастридии девицы. 25. Пр. Петра молчальника. 1295. Двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 247. 25. Св. Климента, папы римского. Иерон. Карф. Б. и все 23 ноября. Св. Петра, архиеп. александрийского. Б. мР. Р. В. (Иерон. 23 ноября). 25. Пр. Петра молчальника. Свв. двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 26. Пр. Иакова отшельника. Петр. 26. Пр. Алипия столпника. Пр. Иакова отшельника. 27. Пр. Романа. Петр. Преподобномуч. 17 монахов от Авенира. 244. Пр. Палладия. Канон Иосифа. 27. Пр. Романа чудотворца. Преподобномучч. 17 монахов от Авенира пострадавших. Пр. Палладия. 28. Свв. Василия, Стефана, двух Григориев и других, за иконы страдавших. 29. Св. муч. Парамона. Канон Иосифа. 29. Пр. Акакия синайского. 30. Св. Фрументия, архиеп. индийского. 1295. 30. Св. ап. Андрея Иерон. Карфаг. Англ. Б. и все 30 ноября. Посвящение его в в Патрах. Иерон. Р. Н. 5 февр. Перенесение мощей его в Царьград при Констанции. Англ. У. 9 мая. Декабрь 2. Препп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила. Петр. 2. Прор. Аввакума. Иерон. Ангд. Ф. мР. и все 15 янв. 2. Преп. Иоанна, Иракдемона, Андрея и Феофила пустынников. 3. Священномучен. Феодора, архиеп. александрийского. Пр. Феодула при Феодосии Великом. 4. Св. великомуч. Варвары. Р. 4 дек. мР. А. У. 16 декабря. 5. Св. муч. Анастасия. 1295. Прр. Кариона монаха и Захарии. 247. 1295. 5. Св. муч. Анастасия. Ф. 26 авг. 5. Преп. Кариона монаха и Захария сына его. 6. Св. Николая, арх. мирдикийского. мР. Р. В. А. У. 7. Пр. Павла повинника. 1295. Пр. Иоанна постника. Коп. 7. Св. Амвросия, еп. медиоланского. Б. и все 4 апр. Иерон. и Р. (втор.) 30 ноября. 7. Пр. Афинодора монаха. Пр. Павла повинника. Св. Иоанна постника в Лавре св. Саввы. 8. Свв. мучч. в Африке от ариан. 239. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Память 25 Ноября Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Папы Римского Житие И Страдание Святого Священномученика Петра, Архиепископа Александрийского Память Преподобного Петра Молчальника Память 26 Ноября Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Столпника Память Преподобного Иакова Отшельника Воспоминание Освящения Храма Великомученика Георгия В Киеве Память 27 Ноября Страдание Святого Мученика Иакова Персянина Память Преподобного Романа Память Святого Иакова, Епископа Ростовского Память Святого Палладия, Епископа Еленопольского Память 28 Ноября Страдание Святого Преподобномученика Стефана Нового Житие Святого Отца Нашего Феодора, Архиепископа Ростовского Память Святого Мученика Иринарха Память Святых Мучеников, Со Святым Стефаном Новым За Святые Иконы Пострадавших Память 29 Ноября Память Преподобного Отца Нашего Акакия Синайского Память Святого Мученика Парамона Память Святого Мученика Филумена Память 30 Ноября Подвиги И Страдания Святого Апостола Андрея Первозванного Память Святого Фрументия, Архиепископа Индийского Жития Святых — месяц ноябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц ноябрь Память 1 ноября Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии [ 1 ]. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим.5:5). Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Евфросиния Московская Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря Дмитрий и Евдокия: История в картинках   Преподобного Фомы Малина   Преподобного Акакия Синайского   Мученицы Кириакии (Неделы) Никомидийской   Православные праздники 21 июля Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579) Явление иконы Божией Матери произошло на месте пепелища в городе Казани. На место, где находилась икона, Богородица указала во сне маленькой девочке Матроне. Так случилось обретение чудотворной иконы, помогающей в последствии в тяжелые и решающие моменты русской истории. Казанская икона Мученика Прокопия   Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца   Православные праздники 22 июля Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского   Святителя Феодора, епископа Одесского   Священномученика Кирилла, епископа Гортинского   Православные праздники 23 июля Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Хитон Господа: одежда страдания и славы Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита (Аникиты), Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих   Преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов Антоний Печерский - основатель Киево-Печерской лавры. Его именем названы пещеры, в которых жил Антоний и иноки, по его примеру. Под впечатлением от жизни монахов на Афоне он привнес монашество и на русские земли. Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель   Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах   Православные праздники 24 июля Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены Ольга одна из первых приняла крещение на Руси. Ее крестили патриарх Феофилакт и император Константин Багрянородный в 957 году в Константинополе. В последующее время она проповедовала христианство на Руси, а внук ее - Владимир, крестил Русь.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Грузинскими рукописями занимались на Синае учёные профессора Цагарелли и Марр, ездившие туда также не без помощи нашего правительства и благотворительных обществ. Профессор арабского языка в Иерусалимской Крестной школе Н. Сарруф, бывший спутник в путешествии на Синай о. арх. Антонина и, при его материальной и нравственной поддержке, составивший каталог сирийских рукописей, также доселе не обнародовал в свет свой труд. Следовательно, описание греческих рукописей, принадлежащих Синайскому монастырю, составленное учёным епископом Порфирием Успенским в 1845 и 1850 годах во время его двукратного там пребывания, не теряет своего значения даже и в настоящее время. Во-первых в этом описании мы видим научное исследование и описание таких рукописей, которые некоторое время находились в пресловутом синайском подворье в Каире, именуемом «Джуваниею». Ян В. Гардтгаузен, ни другие ученые этих рукописей не видели и не описывали их в своих учёных трудах. Во-вторых, это описание рукописей представляет громадный интерес автобиографический, для уяснения того любопытного факта, как еп. Порфирий в короткое сравнительно время мог выполнять весьма обширные научные предприятия, и почему эти его замыслы и предприятия не всегда отличались тою тщательностью и аккуратностью, какие предъявляет к подобного рода трудам наше требовательное время. В-третьих, из этого описания мы можем извлекать весьма интересные черты для характеристики сотрудников еп. Порфирия – Феофана, епископа тамбовского, затворника, Петра Соловьева и Николая Крылова, служивших некогда под начальством еп. Порфирия в русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из рукописей бывшей Джуванийско-Синайской библиотеки еписк. Порфирием описаны в его труде более или менее обстоятельно: 1) «Ветхий Завет», рукопись на пергамине XIII в., содержащая в себе книгу Бытия (с 5 стиха 16 главы), книгу Исход и книгу Левит (только перечисление глав) с толкованиями Иосифа Флавия, Фил Акиллы, Симмаха, Федотиона, Иринея, еп. Мелитона Сардийского , еп. Филона, Дидима, Оригена , Григория Нисского , Евсевия, Василия епископа, Сукенса Диокессарийского, Епифания Кипрского , Иоанна Златоуста , Акакия Кесарийского, Феодорита Киррского (по преимуществу), Диодора, Евсевия Емесского, Кирилла Александрийского (довольно часто) и Севира Антиохийского; 2) Псалтырь (в двух списках) с Новым Заветом без Апокалипсиса с миниатюрами, рукопись на пергамине, писанная разными почерками, из коих один принадлежит чтецу Феодору Триха 1242 года; 3) Новый Завет на пергамине XI–XII в.; 4) Избор евангельских Чтений (Εκλογ τν εαγγελων) на Пергамине 1119 года; 5) Стихирарь нотный 1333 года, писанный рукою священника Георгия Фускала; 6) Стихирарь ΧV; 7) Πανηγυρικν рукопись XI–XII в.в.; 8) Слова Григория Богослова (51) XIII в.; 9) Слова, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010