Ибо не одно и тоже бессмертие и нетление, точно также как иное смертное и иное тленное: все смертное есть в тоже время и тленное; но не все тленное есть уже и смертное. Тленны тела, в которых нет души, и однако они не суть смертны; поскольку они никогда не имели жизни, которая свойственна собственно одушевленным существам. Потому-то апостол так ясно сопоставил тление с нетлением и смертность с бессмертием, имеющим последовать во время воскресения». Акакий, после Евсевия Памфила епископа Кесарии, называвшейся прежде башней Стратона, в четвертой книге συμμχτων ζητημτων, задавшись этим же вопросом, очень подробно рассуждает о нем, и принимая то и другое чтение, по-видимому, противоположные между собой, после введения, которое я опускаю, говорит так: «скажем прежде о том, что встречается в большей части кодексов: «говорю вам тайну: хотя все мы умрем, но не все изменимся». Намереваясь подробно говорить о воскресении, апостол назвал его тайной, желая возбудить внимание слушателей. Так как успение, усыпление, означает самую смерть, которая общий удел всех: то апостол весьма справедливо сказал, что все уснем, т.е. умрем, подобно тому как выше он сказал: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. А тогда как, таким образом, все должны умереть, внемлите тайнам, которые возвещаю вам: хотя все умрем, т.е. уснем, но не все изменимся. Вострубит (труба), без сомнения седьмой ангел, и мертвые воскреснут нетленными. Если же мертвые будут нетленными, то каким образом они не изменятся, когда уже самое нетление есть изменение? Но изменение, каким изменится Павел и святые, нужно понимать здесь в смысле прославления; а нетление будет уделом всех потому, что и грешники через оное будут еще несчастнее, чтобы мучится во веки и не уничтожаться смертным и тленным телом. В том же послании апостола, когда он рассуждает о тайнах, мы читаем, что воскресшие будут различаться не по свойству тел, а по различию славы, так как одни воскреснут для вечного мучения, другие же для вечной славы; ибо иная плоть у птиц, иная у рыб, иная у скотов; есть тела небесные, и тела земные: так, говорит, и при воскресении мертвых ( 1Кор. 15:39–40, 42 ). Церковь преимущественно согласуется с этим мнением, что все умираем по общему закону смерти, но не все изменимся в славу, по слову Даниила: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан. 12:2 ). Ибо те, которые восстанут в поношение и вечный позор, конечно, не восстанут в вечную славу, в которую изменится Павел и сущие с ним. Если же это так и в таком смысле должно быть понимаемо, то нужно принимать изменение только относительно грешников и неверных, которые называются мертвыми и воскреснут нетленными, должно признать не изменение, а вечные мучения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо, по благодати Божией, он обнаружил, что некоторые из них знают греческий язык, и подготовил их для перевода Нового Завета и Псалтири на их собственные языки, чтобы они получили знание Божественных Писаний 1294 . Приказал он им изучить и Псалтирь, чтобы в церквах они воспевали ее песни, сказав: «Они частично содержат в себе Ветхий Завет , чтобы сделать его понятным для вас». В течение немногих дней они расцвели для спасительной веры, чтобы превзойти многих уверовавших раньше. Блаженный же Иоанн радовался, видя их ревность и усердие в вере. И привели к нему многих, охваченных различными болезнями, и он, исцелив всех именем Господа нашего Иисуса Христа, отпустил их.  60. Гонения на сторонников Златоуста, После того, как блаженный Иоанн был сослан в Кукуз, епископы из числа его сторонников и борцы за истину 1295 , как вначале ходила молва, были утоплены в море А вот это мы написали о том, о чем не имели возможности узнать. Смогли кто-нибудь рассказать со всей точностью, сколь многие из числа других епископов ради блаженного Иоанна были изгнаны из церквей и поселились в самых отдаленных местах вселенной и сколь многие из возлюбивших подвижническую мудрость подверглись таким же несчастьям? Ибо они были высланы не из одного или из другого места, чтобы можно было точно написать о том, что произошло с ними, но почти изо всей вселенной.  61–63. Друзья и враги Иоанна пишут папе. Короткий епископат Арсакия, незаконного наследника Иоанна. Аттик заменяет Арсакия. Низложение Ираклида. Порфирий Антиохийский 1296 . Акакий и Антиох 1297 , увидев, что народ уходит от них, и испугавшись, что император разгневается и призовет Иоанна из ссылки, смогли убедить некоторых царедворцев подготовить императора издать указ по всему городу против тех, кто избегал общения с Арсакием, Феофилом и епископами 1298 , которые были их сторонниками. Итак, когда они были изданы, полные устрашений и угроз, имевшие вражду к Иоанну возрадовались и устремились в церковь , а те, кто воистину был противником зла, будучи преданы правителям, держась веры святых мучеников и их исповедания, остались непреклонными, получив с ними равные венцы веры; иные же, склонившись перед страхом пыток, предались бегству и в этом были верны тому, что возвещено Спасителем: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф. 10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Когда же скончался Мар-Диоген, епископ Ургэя, епископы и Акакий, епископ Халаба, собрались в Антиохию к патриарху Александру, чтобы подумать, кого поставить епископом в Ургэй. И убедил сердца их дух Иисусов, что Раббула достоин быть избранным туда, ибо Он желает его. И Дух, как о Давиде, так и о нем сказал устами священников: «Я нашел Раббулу, раба Моего, который достоин служения Моего. Елеем святости Моей помажу его вашими руками, рука Моя будет помогать ему, и мышца Моя укрепит его. И погублю пред ним врагов (409) истины и ненавидящих его сокрушу (как и исполнилось по пророчеству ( Пс. 38: 1–2, 24 ), что он одолел дикость еретиков). Истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим вознесется рог его». Итак, на основании этого свидетельства, которое утвердил в их душах Дух Иисусов, они поспешно послали и извлекли его из обители, и ввели его в Антиохию, и сделали его епископом. А он не позволил себе говорить и упрашивать их, как многие, именно, что-де «я не могу выдержать и вынести тяжести власти». Ибо он не последовал примеру других, чтобы употреблять эти обычные выражения, посредством которых люди спорят, когда бывают и представляются поводы (как-то): «не принимаем (избрания), потому что не соответствуем (ему)». А этот Раббула был духовным, и принудил себя ни в чем не умолять своего сердца, и верно рассуждал обо всем в своей свободной душе, чтобы кто-нибудь не унизил его, помимо Бога, ибо он боялся спорить, думая: «Как бы мне не оказаться стоящим против Бога». Ибо он рассуждал об этом про себя и говорил: «Ни в чем и совсем не господствовало желание моего помысла, и мысль его (помысла; не запуталась в сердце моем. Несомненно я верую, что все это дело поистине принадлежит Богу и что Он так и благоволил, чтобы суровое иго власти и тяжелое Таинство Священства я нес в своей немощи. Да будет воля Его и да исполнится Его желание, ибо я (410) как повиновался Его слову и моя душа вышла из лукавого мира, чтобы я сохранил Его заповеди, так и теперь я принимаю Его повеление, с верою и силою Его вступаю в мир только для того, чтобы исполнить Его волю».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Но можем ли мы считать себя людьми со свободною совестью (свободной от власти греха), если, оборачиваясь назад, мы видим в своем недалеком прошлом ужасные грехи и страшные преступления. К тому же, эти наши грехи на слуху у многих, ибо грешили мы, не стыдясь, и на глазах не только знакомых нам людей, но и в присутствии малознакомых. Как вырваться из сего порочного круга, который дьявол петлею отчаяния и уныния стягивает на нашей шее. Можем ли мы избавиться от нашего греховного прошлого? Можем ли мы обрести свободу от рабства греха и дьявола? Попробуем ответить на этот вопрос. Как мы уже определились, для того, чтобы нам прийти к Богу, нам необходимо проявить глубокую веру по отношению к Нему. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно…» ( Евр.11:6 ). Причем в христианстве вера не есть только отвлеченное от жизни созерцание. Напротив! Вера в Новом Завете – есть, прежде всего, действие, направленное к Объекту веры. Сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Итак, прежде всего вера осуществление и лишь потом – созерцательная уверенность. Следовательно, невозможно веровать в свое собственное спасение и ничего не делать для его осуществления. Преподобный Акакий Пафлагонский так уверовал в возможность полного изменения человеческой природы во Христе, что однажды воскликнул: «Согрешаю я. – Почему? – Ибо если Он воспринял нашу природу, мы уже исправились, но не чувствуем этого… Чтобы ощутить это, мы должны стать такими, как и Он, Его детьми, Его возлюбленными, упоенными и радующимися тайнам Его человечества и Его божественности» 17 . Посему вера познается по ее направленности к Объекту веры. Если это вера в Бога, то она должна быть неотрывно соединена с желанием исполнить Его святую волю. Рассуждая о живой вере, апостол Павел писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа…» ( 1Фес.1,3 ). Здесь апостол Павел видит возможность подлинного духовного делания, как живой веры, как результат решительного соединения со Христом. Евангельская истина непреложна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но, можем ли мы считать себя людьми со свободною совестью (свободной от власти греха), если, оборачиваясь назад, мы видим в своем недалеком прошлом ужасные грехи и страшные преступления. К тому же, эти наши грехи на слуху у многих, ибо грешили мы, не стыдясь, и на глазах не только знакомых нам людей, но и в присутствии малознакомых. Как вырваться из сего порочного круга, который дьявол петлею отчаяния и уныния стягивает на нашей шее. Можем ли мы избавиться от нашего греховного прошлого? Можем ли мы обрести свободу от рабства греха и дьявола? Попробуем ответить на этот вопрос. Как мы уже определились, для того, чтобы нам прийти к Богу, нам необходимо проявить глубокую веру по отношению к Нему. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно…» ( Евр. 11:6 ). Причем в христианстве вера не есть только отвлеченное от жизни созерцание. Напротив! Вера в Новом Завете – есть, прежде всего, действие, направленное к Объекту веры. Сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Итак, прежде всего вера осуществление и лишь потом – созерцательная уверенность. Следовательно, невозможно веровать в свое собственное спасение и ничего не делать для его осуществления. Преп. Акакий Пафлагонский так уверовал в возможность полного изменения человеческой природы во Христе, что однажды воскликнул: «Согрешаю я. – Почему? – Ибо если Он воспринял нашу природу, мы уже исправились, но не чувствуем этого… Чтобы ощутить это, мы должны стать такими, как и Он, Его детьми, Его возлюбленными, упоенными и радующимися тайнам Его человечества и Его божественности» 8 . Посему вера познается по ее направленности к Объекту веры. Если это вера в Бога, то она должна быть неотрывно соединена с желанием исполнить Его святую волю. Рассуждая о живой вере, ап. Павел писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа…» ( 1Фес. 1:3 ). Здесь ап. Павел видит возможность подлинного духовного делания, как живой веры, как результат решительного соединения со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ориген в третьей книге ξηγητιχν (толкований) на первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам к многим разнообразным, мудрым объяснениям, прибавил еще следующее, из которого, без сомнения, многим воспользовался и Акакий. «Что означают слова Петра, Силуана и Тимофея, писанные им к Фессалоникийцам: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших? Кто эти живущие, которые так говорят это? – Без сомнения Павел – не от людей и чрез людей апостол ( Гал. 1 ), возлюбленный сын его по вере Тимофей и Силуан, связанный с ними и любовью и доблестью. И эти слова – мы живущие могут сказать не только они, но все, кто подобен Павлу по мысли и деятельности, коих тело мертво греха ради, а дух живет правды ради и коих уды на земле умерщвлены; а если же они умерщвлены, то никогда не похотствуют на дух, поскольку при своем умерщвлении потеряли подобные похоти. Таким образом, как разрешившиеся от настоящей жизни и перешедшие к лучшей, – тогда-то преимущественно и живут, когда освободятся от смертного тела и всех прочих пожеланий; так и те, которые носят в теле своем мертвенность Иисуса, не живут по плоти, и в них живет Христос, о Котором сказано: слово Божие живо и действенно ( Евр. 4:12 ) и Который есть Божия сила и Божия премудрость. Ибо живы те, кои совлеклись всякой человеческой немощи, в которых живет Божья сила, в которых живет премудрость, сокровенная в Боге, и в которых живет и действует правда. Ибо Христос сделался для нас не только правдой от Бога, но премудростью и всем, что составляет силу ( 1Кор. 1:30 ). И так как в настоящем месте пишущие это послание отделяли себя от усопших и умерших во Христе, то это объяснение кажется излишним, и свидетельство, основанное на одном месте, не имело бы силы. А теперь в том же смысле, поскольку и в том же духе, говорится и в первом послании к Коринфянам: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор. 15:51–55 ). Сказанное в объясняемом нами месте (в послании к Солунянам) – по трубе Божией сойдет с неба, сравни с тем, что говорится в послании к Коринфянам: при последней трубе; ибо вострубит ( 1Кор. 15:52 ); а со словами в послании к Солунянам – мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Сол. 4:15 ) сличи написанное в послании к Коринфянам – и мертвые воскреснут нетленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

— Разве я не приказал вам заключить этого человека во внутреннем отделении темницы, забить его в колоды и оковы железные и совершенно не давать ему ни пищи, ни питья? Но вы держали его на свободе и помогли ему вылечиться от ран. И вот я вижу теперь его еще более здравым и цветущим лицом, нежели прежде. Комментарисий Антонин сказал на это: — Как ты приказал, военачальник, так и было все сделано. Начиная с Перинфа и до этого города мы вели его в тяжелых железных оковах; ты сам можешь свесить их и узнать, как много они весят. В этом городе мы заключили его в самое внутреннее и самое тесное отделение темницы, и никто из воинов не давал ему ничего ни из пищи, ни из питья. Спроси сторожа темничного и ты узнаешь, так ли было все, как ты приказывал, или нет. Тотчас военачальник приказал позвать темничного сторожа. Когда сторож явился к военачальнику, то этот последний с гневом сказал ему: — Почему ты, окаянный, не исполнил моего приказания, но дозволил Акакию питаться и врачевать раны его, так что теперь он столь крепок телом, что вполне годен к войне? Святой же Акакий заметил на это: — Силу и крепость дал мне с неба Подвигоположник Иисус Христос, исцеливший меня от ран и сделавший меня здоровым. Военачальник же с гневом сказал: — Бейте его по лицу и сокрушите его уста, чтобы он не говорил тогда, когда ему не предлагают вопроса. После этого слуги стали бить святого. Затем военачальник сказал сторожу темницы: — Что ты, окаянный, ответишь мне? Сторож же отвечал: — Клянусь властью твоею, что все, что ты приказал мне сделать, я сделал. Я очень строго держал его и всячески стеснял его; но были некоторые, кто питал и врачевал его, как об этом знают все, заключенные в темнице. Расспроси их, и если ты услышишь что-либо другое, — вот голова моя перед тобою, делай со мною, что хочешь. Нам часто казалось, что к нему приходили какие-то воины, причем одни из них разрешали его от оков, другие омывали язвы его и исцеляли их, и, наконец, третьи приносили к нему пищу и питие и дружески беседовали с ним. Обо всем этом мне сказали узники, приведенные сюда вместе с ним из Перинфа; они говорили, что это было и на пути, и здесь, в темнице. Но я не верил их словам, почему сам хотел видеть тех светлых мужей; и действительно я сам, своими глазами, видел все то, что они мне передали. И когда я, внезапно открыв дверь, вошел во внутреннее отделение темницы, чтобы расспросить Акакия, кто это были приходившие к нему, откуда они пришли и каким образом они проникли сквозь запертые двери, — то я не нашел там никого, кроме самого узника, закованного в колоду и железные оковы; иногда я заставал его молящимся Богу, иногда спящим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сказал на это военачальник: — По имени твоему и нрав твой, ибо ты злой, так как не повинуешься царскому приказанию! Отвечал на это святой: — О воевода! Ты говоришь ложь и неправильно истолковываешь смысл моего имени, потому что Акакий значит: «незлобивый Этим именем я по справедливости и называюсь, так как не хочу быть общником злобы диавольской, кровь человеческую пиющей. Сказал воевода: — Откуда ты набрался таких неразумных речей? Отвечал святой: — Я родом из Каппадокии; отсюда было много мучеников за имя Христово, и я сам видел чудеса, которые совершались по кончине святых по благодати и силе, данной от Господа; я сам видел, как гробы и честные мощи их источали исцеления многим больным. Потому я и хочу быть подражателем этих святых мучеников, а не вас, и потому я не повинуюсь вашим нечестивым законам, которые погибнут вместе с вами. Тогда воевода сказал святому: — Не думай, что ты будешь предан незначительным мучениям. Ты за свое высокомерие и суесловие заслуживаешь большой казни; но, если хочешь избавиться от нее, отрекись от христианской веры и исполни приказание царское, поклонись богам, по милости которых царствуют императоры и одерживают победы над врагами своими; постыдись и меня, восседающего на этом судилище; не считай себя умнее всех людей и не надейся на человека, именуемого Христом, Который, как говорят, был предан мучениям и законно осужден на смерть. Отвечал на это святой: — Ты заблуждаешься, судия, говоря так, и сильно грешишь, будучи ослеплен сатаною, потому что цари царствуют и одерживают победы не по милости богов ваших, но по промышлению и соизволению всеблагого Бога нашего. А относительно того, что ты говоришь, будто я уповаю на человека, преданного мучениям и осужденного на смерть, — знай, что это Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который ради спасения нас, грешных людей, пришел на землю и стал человеком, продолжая пребывать Богом истинным; Господь наш Иисус Христос некоим дивным и неизреченным образом принял на Себя естество наше; как было это — ты не только не поймешь, но и не услышишь, если предварительно не сделаешься христианином.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так бывает и с людьми благочестивыми: скорби, лишения, оскорбления, раны, темницы не повергают их в уныние, а закаливают их в терпении, так что они среди скорбей радуются, ибо знают, что путь скорбей приводит в Царство Небесное: они свыкаются со скорбями настолько, что они делаются для них не только малочувствительными, но желательными; когда долго не приходится им что-либо потерпеть, они скорбят об этом, думая, уж не забыл ли их Бог, ведущий избранников Своих в Царство Небесное путем скорбей ( Деян.14:22 ). В сказаниях о жизни христианских подвижников есть благочестивая повесть о некоем терпеливом Акакии. Жил он в одной келлии со своим старцем. Старец часто испытывал его – то делая строгие выговоры, то оскорбляя его, то подвергая его ударам. Ученик все переносил терпеливо, не обижался на старца и не осуждал его. О своих искушениях от старца он иногда сказывал только некоему иноку, опытному в духовной жизни. Ученик, оскорбляемый старцем, бывал весел в те дни, когда он подвергался выговорам или побоям, но если прекращались таковые испытания, то он со скорбию говорил тому иноку, который знал его подвижническую жизнь, что в эти дни он ничего не приобрел себе для Царства Небесного, потому что ему не довелось ничего потерпеть ради Господа. Когда скончался этот ученик-страдалец и старец его сказал вопросившему о нем, что он умер, то вопросивший старца инок ответил, что такие терпеливцы-послушники не умирают; когда же в доказательство смерти послушника старец привел инока к могиле его, то сей инок вопросил умершего: «Брат Акакий, умер ли ты?» – «Нет, я жив о Господе, – ответил тот из могилы, – ибо послушание не умирает». Итак, братья, мы, оправданные верой в Господа Иисуса Христа, не будем унывать в скорбях, но будем радоваться, когда случится потерпеть что-либо неприятное ради Господа, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает в том, что мы назначены не к погибели, а ко спасению, ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим.5:10 ). Два господина. О рабстве греху и о рабстве праведности. Беседа в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, на Послание к Римлянам, главу 6, стихи 18–23

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

«Я сам был очевидцем этого», говорит другой современник, «так что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга» (историк Евсевий). Подвергаясь таким преследованиям, мученики и исповедники переносили их с глубочайшим смирением и, по примеру Спасителя и Апостолов, с любовию к самим мучителям. Господь Иисус Христос, как вы знаете, братие, на кресте молился за врагов своих. Св. Апостолы с терпением переносили страдания, которым подвергались за имя Христово. «Доныне», писал св. апостол Павел, «терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:11–13 ). Они радовались, когда удостоивались принять бесчестие за имя Господа Иисуса ( Деян. 5:41 ). По примеру их и мученики христиане с радостию встречали гонения за имя Христово, в тоже время с любовию к самим мучителям и с глубочайшим смирением, почитая себя недостойными. Так напр., св Первомученик Архидиакон Стефан молился, когда его побивали камнями, за врагов своих ( Деян.7:60 ). Св. мученик Акакий, память которого празднуется 7-го мая, когда приведен был на место мучения, преклонил колена и так молился Богу. «Слава Тебе, Боже! Твоему безмерному величеству подобает хвала, ибо Ты прославился в нас, обремененных грехами! Чем более являешь Ты нам благодеяний, тем более сияет милость Твоя и слава! Благословенно буди Имя Твое, Господи, за то, что меня, недостойного, сподобил Ты чести называться мучеником Христовым! Сию же честь Ты мне даровал не в воздаяние за дела мои, но только по неизреченной Твоей благости и по человеколюбию Твоему. Благословяю Тебя, Боже, со единородным Твоим Сыном и Духом Святым, ибо Твоя есть слава и честь, и ныне, и во веки веков, аминь!» После этого святой был казнен. Так, братие, переносили свои мучения и другие мученики. Будем, братие, всегда памятовать о святых мучениках, будем стараться и подражать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010