Максима все состоит из обличений русского народа за его старание оправдаться одними внешними делами без внутреннего исправления. Здесь обличающим выводится сам Бог . Акакий, епископ Тверской, обращается к Богу с такими словами: „николиже бо не нерадих, Ты же ми послух, Владыко, о Твоих божественных пениих и прочей Твоей благолепней службе, безпрестани праздники духовные Тебе совершая, пений красногласными боголепных священников и шумом доброгласных светлошумных колоколов и различными миры благоуханными и Твоея честныя и Пречистыя Ти Матери иконы велелепне украшая златом и сребром и многоценными камении; но в них же чаях благоугождати Тебе, Царю, в тех обретохся, прогневая паче тем же и праведнаго гнева Твоего искушение прият“. Далее Акакий высказывает недоумение, за какие грехи Бог покарал его и его паству. „Вы наипаче прогневаете моя утробы“, отвечает преп. Максим Грек от лица Бога Акакию, „доброгласных пений и колоколов шум предлагающе Мне, и многоценное икон украшение и различных мир благоухания…. Понеже убо миры и колоколы доброшумными хвалящеся, светло почитати глаголете Мене, прилежно и внятно убо слышите сего спасеннаго поучения Моего и в сердцах своих твердо да сокрыете: не доброшумных колоколов и песнопений и многоценных мир требуя, о человецы, снидох на землю.... Вы книгу убо словес Моих внутрь уду и вне уду зело обильно украшаете сребром и златом, силу же писанных в ней Моих велений ниже приемлете, ниже исполните хотяше, паче же сопротивно, ими же деете ложна и суетна сия обличаете“ 7 . „Или верою, яже в Мя, или крещением и черным рубищем, еже в последних дыхании, приемлете, оправдитися чаете?... К вере же и черней ризе боголепна дела стяжати потщитеся“ 8 . Таков был недостаток в понимании нравоучения христианской религии и её обрядовой стороны. Что же касается понимания вероучения русским народом, то в этом отношении обращает на себя внимание появление среди него ереси жидовствующих и ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. До вас дошло два изложения учения жидовствующих; из них одно, вероятно, принадлежит собору 1490 года, а другое – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Главы 21 и 22 собрания сочинений продолжают тему христианской жизни и христианских обязанностей с акцентировкой осуждения многостяжания («желание собирания многого богатства»), ростовщичества . Глава 21 — также диалог, но воображаемый, между тверским епископом Акакием, покровителем Максима, и Господом: «Какие речи произнес бы к Создателю епископ тверской, когда сгорел соборный храм и весь двор его, и все имущество, и сам город, и много иных храмов, и домов, и людей сгорело по Божию гневу в 1537 году июля 22, и как отвечает ему боголепно Господь, и этому подобает внимать со страхом и верой нелицемерной, а составлено Максимом Греком, иноком Святой горы». Глава 22 посвящена этому же сюжету, но значительно короче: «Того же инока Максима Грека краткое сложение о бывшем тверском пожаре, также и похвала об обновлении церковного украшения, сделанном епископом тверским Акакием». В первом диалоге лишь один вопрос и один ответ, Акакий спрашивает, почему Бог, несмотря на торжественные богослужения, великолепные иконы, ниспослал на город столь лютый пожар. Христос отвечает, что он требует не формального соблюдения обрядов, а праведной жизни и карает нарушение заповедей: «Если вы, люди, приносите мне то, что [получено] от несправедливых (неправедных) и богомерзких процентов, хищения чужих имуществ, ненавидит это душа моя как смешанное со слезами сирот, вдовиц, с кровью убогих». Речь идет, как и в предыдущих нестяжательских главах, о двух видах богатства. Одно из них, не отвергаемое автором, идет на нужды благотворительности, на прокормление нищих. Оно названо собственностью убогих и сирот. Другое богатство имеет источником ростовщичество и другие несправедливые способы накопления, расхищение того, что принадлежит другим, нищим и сиротам: «Серебро на серебре и золото на золоте ненасытно копите на земле незаконными процентами и скверной прибылью». Этическая часть собрания Максима проникнута атмосферой диалога. Это и внутренний, в подтексте, диалог автора с обвинителями, и диалог как литературная форма. «Лица» участников диалогов — Ум и Душа, «нестяжательный» Актимон и «любостяжательный» Филокгимон; небесный Владыка беседует с владыкой земным, тверским епископом. Главы 24—25 излагают нравственные нормы для верховного правителя и «начальствующих». Это уже упоминавшиеся «Главы поучительные начальствующим правоверно», написанные Максимом Греком для Ивана IV, по всей вероятности, по заказу митрополита Макария (глава 25), и послание Ивану IV с широким охватом задач царской власти, написанное после венчания (глава 24) . Глава 26 — одно из лучших произведений Максима Грека («Слово пространнее излагающе с жалостию нестроения и бесчиния царей и властелей последнего века сего») .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Хотя праведным Своим негодованием Ты немало опечалил нас, истребив огнем древнюю доброту святого храма Твоего, но и опять возвратил ее нам не в худшем против прежнего виде, — заботами и трудами верного угодника Твоего Акакия, боголюбивого Твоего епископа, нашего же пастыря и любезного отца, которого, по отходе его отсюда, сопричти к числу избранных Твоих первосвященников и сподоби его с ними воспевать Тебя в бесконечные веки, в пречудном и святом храме бо­жественной славы Твоей (на небе), как возлюбившего от всей души благолепье находящегося на земле свя­того храма славы Твоей и обновившего оный. И нас, святыми его молитвами, сподоби остальное время нашей жизни проводить в благоугождении Тебе добрыми де­лами, со всяким смиренномудрьем, и искренно, со вся­кою чистотою воспевать и благословлять Тебя, безначального Отца, собезначальное Слово и соприсносущного Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слово 23. Голос от амвона к восходящим на него священникам и...    Амвон я, художественно и прекрасно устроенный и украшенный разноцветными узорами и поставленный по­среди церкви для проповедания православным людям боговдохновенных писаний. Вы, рабы Божии, восходящие на меня! Смотрите, как восходите: украшены ли души ваши соответственно той проповеди, которую вы громко возвещаете другим, дабы, как исполнители велений Божиих, вы приняли от Него неувядаемый венец и нареклись бы велиими во царствии Его. Слово 24. Какую надпись следовало бы сделать на амвоне...    К числу прочих отличных и превосходных украшений этого божественного храма, которые изобрел слав­ный епископ Тверской Акакий, принадлежит и это пре­красное сооруженье, коим далеко превзошел он вас: и тебя, боговидче Пророче, и тебя, Веселиил первый устроитель скинии. Слово 25. (По поводу перевода Толковой Псалтири, имеющее сле...    «Всякое даяние блого и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1:17), ясно учит боговдохновенное Писанье. Иначе и быть не может. Даже Платон, первый внешний философ, от божественного ли Писания будучи научен, или вразумлен был светом естественного разума, сначала насажденного в человеческом естестве, начало и причину всякого блага приписывает Богу, говоря: «действительно, благ есть Бог, и Он, поэтому, признается виновником всякого блага, а зла нисколько Он не причинен».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В заключение остановимся еще на одной проблеме, связанной с приговором 1531 г. Уже Е. Е. Голубинский говорил о сравнительной мягкости соборных приговоров по делу Максима Грека , плохо согласующейся с тяжестью предъявленных ему политических обвинений/измена, шпионаж, натравливание Турции на Россию/. Подробно анализировавший ход процесса 1531 г. С. Н. Чернов также подчеркивал «его сравнительно мягкий для Максима Грека исход» и объяснял это тем, что в 1531 г. главной фигурой для организаторов суда был Вассиан Патрикеев, и само нагнетание тяжелейших политических обвинений против Максима Грека было «почти лишь средством к расправе, которую духовная власть готовилась совершить ... над Вассианом». В. С. Иконников считал, что участь Максима Грека в 1531 г. «была отягощена» лишением причастия, но и он подчеркивал, что в Твери Максим сразу же попал в гораздо лучшие условия, чем в Иосифо-Волоколамском монастыре 73 . Письмо митрополита Даниила от 24 мая 1525 г. доказывает, что Максим был лишен причастия еще собором 1525 г., поэтому стала еще очевиднее мягкость приговора 1531 г. по сравнению с тяжелейшими обвинениями, о которых на нем шла речь. Известно, правда, что после собора 1531 г. на Максима были надеты оковы, но они были почти сразу же сняты по ходатайству тверского владыки Акакия, под власть которого он был теперь передан. Отношение Акакия к Максиму Греку было прямо противоположно тем мучениям, которым его подвергали до 1531 г. в гнезде «презлых осифлян» – Иосифо-Волоколамском монастыре. Акакий весьма уважал большие познания Максима, прибегал к его помощи в богословских вопросах, оказывал ему знаки внимания. Как известно, в Твери Максим много и плодотворно работал, в его распоряжении постепенно оказались многие книги, писцы. Сейчас, когда мы точнее знаем, какой страшный режим заключения был определен ему собором 1525 г., контраст с периодом после 1531 г. еще значительнее. Вопреки возражениям И. И. Смирнова, теперь несомненно, что Е. Е. Голубинский был прав, когда подчеркивол, что приговор собора 1531 г. противоречит тяжести выдвинутых против Максима Грека политических обвинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

И сия написал (л. 49 об.) книги многия у тверского архиепископа Акакия, бысть в воли и свободе великой; и слово подаде архиепископу Акакию о тверском пожаре, и владыце тверскому угодно бысть обрестися, и сотворися тако по словеси предложеннаго Максима. И владыка же Акакий мало учен бе грамоте, и много от премудраго Максима проразуме о божественей силе. И сия дозде. «Благовернейший и благочестивейши государю и великому князю Иванну Васильевичю! Молю преславную державу благоверия твоего, прости мя в том, яко не обинуяся глаголю пригодная ко утвержению богохранимыя державы твоея и всех твоих светлейших велмож, должен бо есть, ово убо прещения ради оного раба лениваго, скрывшаго талант Господа своего в земли, ов же за премногое брежение и честь, ея же сподобил мене 9 лет государь мой, приснопамятный отец твой государев, князь великий самодержец всея Руссии, Василей Иванович, иже бо болшия чести сподобил мене за преведение книг божественных, и нецы небратолюбцы и злонравнии оклеветаша к великому князю мене, им же (л. 50 об.) Бог судия. И несть убо ино что от многоценных и маловременных и красных мира сего мимоходнаго, да принесох благоверному царствию твоему; аз же убогий, их же стяжал лутчее, глагола же слово растворено солию писанною приношу тебе государю преславному, его же и приимеши со обычною тихостию твоею, царский венец возложити на верх твой, и воздаруй ми рабу твоему и богомолцу нищему, и молю тя, еже во Святую гору возвращение, щедрот ради Христовых отпусти мене с миром отсюду, да иже тамо всею душею и языком и веселым сердцем проповедую и величаю превосходящую славу благоверныя державы царствия твоего, и честнейшею мыслию и сердцем радостьным молитвы возсылаю о крепкой царстве твоем к Царю небесному Иисусу Христу Богу твоему. Ни во что же протчее потреб(ен) аз богохранимей земли Рустей: его же бо потребоваше от мене худаго и непотребнаго, (л. 51) получила уже есть; да получу же и аз от благовернаго царствия твоего, чему желаю, лета уже многа безлепа зде одержим есть в темнще сей 22 лета и 3 месяцы и 4 дни, и моих лишаем отец и брати, у них от юности трудихся и телесне и духовне, уже 31 лето и 4 месяцы и 5 дней лишаем бысть от них, от упований моих, тамо и кости мои положити.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Замечательно его слово по поводу большого пожара в Твери «О том, какия речи рекл бы к Содетелю всех епископ тверский, сожжену бывшу соборному храму и всему дому его, и како отвещает ему Господь». Епископ Акакий в этом слове представлен жалующимся, за что пришел на него гнев Божий, когда он со своей стороны совершал все дела благочестия; Господь отвечает на это, что люди всего более прогневляют Его своим фарисейством, предлагая Ему доброгласных пений и колоколов шум, многоценное икон украшение, мир благоухание, златые венцы, и в то же время не милуя нищих и сирот, не отставая от неправд и лихв, пьянства, языческих обычаев и пр. Подобные обличения должны были сильно задевать патриотическое чувство русских и вооружать их против смелого пришельца, тем более, что немногие могли и понимать настоящий смысл этих обличений, а скорее видели в них нечто вроде стригольничества или жидовства. В «Слове к хотящим оставляти жены своя без вины и идти в иноческое житие» он обратил внимание на обрядовый взгляд своих современников на монашество и доказывал, что, с одной стороны, можно исполнять заповеди Божий и в белеческом чине, а с другой — можно оставаться мирянином и в черных ризах.   Участие Максима в споре иосифлян с их противниками. В споре иосифлян с их противниками Максим с самого же начала встал на сторону белозерских иноков. Он близко сошелся с главным борцом против иосифлян, Вассианом, и пустился заодно с ним обличать монахов-стяжателей. В своем «Стязании о известном иноческом жительстве» он изложил свои мысли о монастырских вотчинах в форме спора Актимона с Филоктимоном. В речах Актимона он описал здесь жалкое положение монастырских крестьян, их скудость и нищету, платимые ими высокие росты и тяжкие оброки, и в параллель с этим — роскошную жизнь самих монахов. Сбитый в стязании на всех пунктах, Филоктимон прибегает к обычному оправданию иосифлян, что вотчинное владение монастырей нисколько не нарушает монашеской нестяжательности, потому что в монастырях все богатство общее, а не частных лиц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

И нас, святыми его молитвами, сподоби остальное время нашей жизни проводить в благоугождении Тебе добрыми де­лами, со всяким смиренномудрьем, и искренно, со вся­кою чистотою воспевать и благословлять Тебя, безначального Отца, собезначальное Слово и соприсносущного Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слово 23. Голос от амвона к восходящим на него священникам и диаконам Амвон я, художественно и прекрасно устроенный и украшенный разноцветными узорами и поставленный по­среди церкви для проповедания православным людям боговдохновенных писаний. Вы, рабы Божии, восходящие на меня! Смотрите, как восходите: украшены ли души ваши соответственно той проповеди, которую вы громко возвещаете другим, дабы, как исполнители велений Божиих, вы приняли от Него неувядаемый венец и нареклись бы велиими во царствии Его. Слово 24. Какую надпись следовало бы сделать на амвоне К числу прочих отличных и превосходных украшений этого божественного храма, которые изобрел слав­ный епископ Тверской Акакий, принадлежит и это пре­красное сооруженье, коим далеко превзошел он вас: и тебя, боговидче Пророче, и тебя, Веселиил первый устроитель скинии. Слово 25. (По поводу перевода Толковой Псалтири, имеющее следующее надписание в Славянском тексте «Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому Князю Василию Иоанновичу всея Русии, иже во иноцех наименьший Максим Святогорский метание, еже о Господе смиренне творю» «Всякое даяние блого и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1:17), ясно учит боговдохновенное Писанье. Иначе и быть не может. Даже Платон, первый внешний философ, от божественного ли Писания будучи научен, или вразумлен был светом естественного разума, сначала насажденного в человеческом естестве, начало и причину всякого блага приписывает Богу, говоря: «действительно, благ есть Бог, и Он, поэтому, признается виновником всякого блага, а зла нисколько Он не причинен». После первого же истинного блага, которое есть Сам Бог, имеются бесчисленные блага, истекающие нам от Него, из которых два величайшие суть: священство и царство, как утверждает Великий царь Иустиниан, который го­ворит об этом так: „священство и царство суть два величайшие дарования Божьи человеческому роду, данные величайшим Его человеколюбьем; из них священство служит к устроению дел божественных, а царство заведует делами человеческими, промышляя о них; при чем и то и другое, происходя от одного и того же на­чала, украшают человеческую жизнь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Хотя праведным Своим негодованием Ты немало опечалил нас, истребив огнем древнюю доброту святого храма Твоего, но и опять возвратил ее нам не в худшем против прежнего виде, — заботами и трудами верного угодника Твоего Акакия, боголюбивого Твоего епископа, нашего же пастыря и любезного отца, которого, по отходе его отсюда, сопричти к числу избранных Твоих первосвященников и сподоби его с ними воспевать Тебя в бесконечные веки, в пречудном и святом храме божественной славы Твоей (на небе), как возлюбившего от всей души благолепье находящегося на земле святого храма славы Твоей и обновившего оный. И нас, святыми его молитвами, сподоби остальное время нашей жизни проводить в благоугождении Тебе добрыми делами, со всяким смиренномудрьем, и искренно, со всякою чистотою воспевать и благословлять Тебя, безначального Отца, собезначальное Слово и соприсносущного Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.     Слово 23. Голос от амвона к восходящим на него священникам и диаконам   Амвон я, художественно и прекрасно устроенный и украшенный разноцветными узорами и поставленный посреди церкви для проповедания православным людям боговдохновенных писаний. Вы, рабы Божии, восходящие на меня! Смотрите, как восходите: украшены ли души ваши соответственно той проповеди, которую вы громко возвещаете другим, дабы, как исполнители велений Божиих, вы приняли от Него неувядаемый венец и нареклись бы велиими во царствии Его.     Слово 24. Какую надпись следовало бы сделать на амвоне   К числу прочих отличных и превосходных украшений этого божественного храма, которые изобрел славный епископ Тверской Акакий, принадлежит и это прекрасное сооруженье, коим далеко превзошел он вас: и тебя, боговидче Пророче, и тебя, Веселиил первый устроитель скинии.   Слово 25. (По поводу перевода Толковой Псалтири, имеющее следующее надписание в Славянском тексте:) «Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому Князю Василию Иоанновичу всея Русии, иже во иноцех наименьший Максим Святогорский метание, еже о Господе смиренне творю»   «Всякое даяние блого и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1, 17), ясно учит боговдохновенное Писанье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Замечательно его слово по поводу большого пожара в Твери «О том, какия речи рекл бы к Содетелю всех епископ тверский, сожжену бывшу соборному храму и всему дому его, и како отвещает ему Господь». Епископ Акакий в этом слове представлен жалующимся, за что пришел на него гнев Божий, когда он с своей стороны совершал все дела благочестия; Господь отвечает на это, что люди всего более прогневляют Его своим фарисейством, предлагая Ему доброгласных пений и колоколов шум, многоценное икон украшение, мир благоухание, златые венцы, и в то же время не милуя нищих и сирот, не отставая от неправд и лихв, пьянства, языческих обычаев и пр. Подобные обличения должны были сильно задевать патриотическое чувство русских и вооружать их против смелого пришельца, тем более, что немногие могли и понимать настоящий смысл этих обличений, а скорее видели в них нечто вроде стригольничества или жидовства. В «Слове к хотящим оставляти жены своя без вины и идти в иноческое житие» он обратил внимание на обрядовый взгляд своих современников на монашество и доказывал, что, с одной стороны, можно исполнять заповеди Божий и в белеческом чине, а с другой — можно оставаться мирянином и в черных ризах. Участие Максима в споре иосифлян с их противниками    В споре иосифлян с их противниками Максим с самого же начала встал на сторону белозерских иноков. Он близко сошелся с главным борцом против иосифлян, Вассианом, и пустился заодно с ним обличать монахов-стяжателей. В своем «Стязании о известном иноческом жительстве» он изложил свои мысли о монастырских вотчинах в форме спора Актимона с Филоктимоном. В речах Актимона он описал здесь жалкое положение монастырских крестьян, их скудость и нищету, платимые ими высокие росты и тяжкие оброки, и в параллель с этим — роскошную жизнь самих монахов. Сбитый в стязании на всех пунктах, Филоктимон прибегает к обычному оправданию иосифлян, что вотчинное владение монастырей нисколько не нарушает монашеской нестяжательности, потому что в монастырях все богатство общее, а не частных лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первый старец послушнику громко прокричал: " Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас? " Ответа не дождавшись, паки возгласил: " Акакий, мертв ты или жив еси? " - " Живя, как и прежде, когда жил в мире бренном!- Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью " . Старец второй, поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолвить спасенье для своей души. Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. Святые с именем Акакий Преподобный Акакий Кавсокаливит Всего в святцах святых с именем Акакий как минимум девять. Трижды Церковь празднует день памяти святого Акакия Синайского. Житию Акакия посвятил свое слово «О послушании» преподобный Иоанн Лествичник. В Лествице преподобный демонстрирует нам святого Акакия как символ добродетельного терпения и смирения, которое Господь вознаграждает спасением. 27 января (14 января по ст.стилю)день памяти святителя Акакия, епископа Тверского и Кашинского. 12 июля 12 июля(29 июня по ст.стилю)церковь вспоминает его же в соборе Тверских святых. Святитель Акакий участвовал в двух Макарьевских соборах по канонизации святых, в Стоглавом соборе. Под его надзор в Отрочь монастырь был сослан Максим Грек, о котором святитель много заботился. Именно святителем Акакием в 1564 году был освящен нынешний кафедральный собор Твери, церковь «Белой Троицы». По сей день существуют рукописные книги, переписанные по благословению святого Акакия. Сам же епископ не только переписал собственноручно два Евангелия, но и создал редакцию знаменитого Киево-Печерского патерика. Акакиевская редакция Патерика - одна из десяти существующих и серьезно изученных Макарием (Булгаковым) редакций памятника церковно-исторической литературы. 17 марта (4 марта по ст.стилю) и 30 августа (17 августа по ст.стилю) вспоминаем мученика Акакия, воина. Видя, как император Аврелиан (270-275 годы) истязает христиан - брата и сестру Павла и Иулианию, Акакий уверовал во Христа, объявил об этом и тут же был казнен.

http://pravoslavie.ru/75826.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010