Солнечногорское, Орехово-Зуевское, Каширское, Можайское, Звенигородское, Истринское и Подольское), 1 викариатство в Киевской (Переяслав-Хмельницкое), 1 – в Ростовской (Азовское), 1 – в Рижской (Даугавпилское), 1 – в Сурожской (Керченское), 2 – в Кишиневской (Бельское и Бендерское). Таллинское викариатство является патриаршим. Весь епископат Московской Патриархии состоит из: 14 митрополитов, 35 архиепископов, 46 епископов. Украинскому и Белорусскому Экзархатам недавно была дарована Московской Патриархией автокефалия. Таким образом, это уже самостоятельные Украинская – 20 епархий (глава – митрополит Владимир Сободан) и Белорусская – 6 епархий (глава митрополит Филарет Вахромеев) Православные Церкви. Кафедральным патриаршим собором является Богоявленский, что в Елохове в Москве (до революции – восьмой по размерам), в который в 1948 году с согласия гражданских властей, тайно, под покровом ночи, были перенесены из Кремля мощи святителя московского Алексия. Патриарх имеет несколько личных резиденций: в Троице-Сергиевой Лавре, в Одессе, в Переделкино под Москвой, пользуется в своих поездках правительственной автомашиной “Чайкой”. В настоящее время все основные учреждения Патриархии размещаются в отстроенном к 1000-летию крещения Руси Даниловом монастыре. При патриархе существует Священный Синод, который по “Положению об управлении Русской Церкви” 1945 года должен состоять из шести членов – епархиальных архиереев при Председателе Патриархе. Трое из них – постоянные (митрополиты Крутицкий, Киевский и Санкт-Петербургский), трое – временные, по вызову из епархий. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии Синода, согласно списку архиереев, по старшинству хиротонии, по одному от каждой из трех групп епархий, на которые разделены все епархии Русской Церкви. Синодальный год разделяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль). В настоящее время Синод состоит из пяти постоянных членов и двоих временных. Для руководства отдельными сторонами церковной жизни, при Синоде учреждены отделы: Управление делами, Внешних церковных сношений, Издательский, Учебный Комитет, Хозяйственное Управление, Пенсионный Комитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свой очередь, и Екатерина иногда пользовалась им, как посредником в сношениях верховной власти с высшим органом церковного управления, поручая обер-прокурору передавать Синоду те или другие распоряжения. 15 июля 1778 года Акчурин объявил св. Синоду желание императрицы, чтобы церковные власти не допускали пострижения в монахини молодых женщин, а тем более молодых девиц, и чтобы для наблюдения за благочинием и порядком в женских монастырях назначались игуменьями «искусные и разумные» монахини 480 . – 16 марта 1775 года Екатерина, получившая прошение от 16 дьячков владимирской епархии, уволенных из духовного звания, писала обер-прокурору: «Господин Акчурин, скажите Синоду, чтоб старались сих бедных людей уместить на праздные места, где будет ныне число церквей в новых приобретениях прибыло» 481 . И Синод исполнил желание императрицы, выраженное в обер-прокурорском предложении, вновь распределив по местам всех 16 дьячков и исключив их из подушного оклада 482 . Но, передавая различные распоряжения по духовному ведомству через синодального обер-прокурора, Екатерина не считала Акчурина единственным и обязательным посредником в своих сношениях с высшим органом церковного управления. Как и при первых обер-прокурорах: Козловском, Мелиссино и Чебышеве, императрица и теперь вступала в непосредственные сношения со св. Синодом или же пользовалась посредничеством кого-либо из синодальных членов. Территориальные приобретения, сделанные на юге России после счастливой войны с Турцией, побудили Екатерину учредить в пределах новороссийской и азовской губерний новую славянскую и херсонскую епархию и указать Синоду желательного кандидата для замещения вновь учрежденной архиерейской кафедры. 9 сентября 1775 года императрица писала в своем именном указе, данном на имя высшего церковного учреждения: «объявляем Синоду Нашу Монаршую волю на посвящение во архиепископа в (славянскую и херсонскую) епархию грека иеромонаха Евгения», как человека, вполне одаренного высотой разума, благочестием и всеми добродетелями, необходимыми для архипастыря 483 . – Желание иметь православного архиерея в католической Польше, где существовало и православное население, заставило Екатерину дать св. Синоду именной указ (от 27 марта 1785 года) об учреждении в польских пределах особого викариатства и назначении на новую архиерейскую кафедру архимандрита слуцкого монастыря Виктора 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Варлаамом Николаевском монастыре, если не будет челобитья о том монастырской братии; в) чтобы наперед было выяснено, пожелает ли кто именоваться епископом переяславским, а городом не владеть, и как будет обстоять дело в будущем? Ссылаясь на то, что обо всем этом ему, патриарху, не писано, Адриан требует, чтобы г) митр. Варлаам держал совет с духовными и мирскими людьми и с гетманом Мазепой по данному делу и избранного кандидата во епископы для посвящения послал в Москву так как здесь имеется каноническое для поставления во епископа число архиереев, а главное в Москве удобнее дать патриаршую грамоту на возобновление Переяславской кафедры, как викариатства, без права на особое существование 244 . По исследованию Аскоченского, дело восстановления переяславской кафедры и поставления Иоасафа Кроковского не удалось. Кроковский, хотя и вызван был государями в Москву, но патр. Адриан под разными предлогами отклонил посвящение Иоасафа во епископы, так как царя Петра I в это время не было в Москве, по случаю сначала азовского похода, а потом путешествия за границу. Кроковский ни с чем возвратился домой 245 . Дело о восстановлении Переяславской кафедры было вторично поднято митр. Варлаамом в январе 1700 г., когда им было послано в Москву ходатайство пред патр. Адрианом об учреждении Переяславской кафедры с назначением в епископы одного из двух отправленных им игуменов: иеромонаха Стефана Яворского и иеромонаха Захарию Корниловича. 246 Патр. Адриан на новое ходатайство киевского митрополита ответил, как и в первый раз, согласием, но вместо того, чтобы поставить одного из присланных кандидатов, снова требовал у Варлаама «совета в избрании достойного мужа на кафедре с гетманом Мазепой». Из намеченных Варлаамом кандидатов – Стефан Яворский , как сообщал вскоре митр. Варлааму сам патр. Адриан, был, по заказу царя, оставлен в Москве на служение церковное и 7–го апреля 1700 г. посвящен в рязанские митрополиты 247 , о Захарии же Корниловиче патриарх не обмолвился ни одним словом. Очевидно восстановление Переяславской кафедры было не по сердцу патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович. В 1935 г. прот. Николай был выслан в Акмолинскую обл. Казахстана, где служил до своего ареста в 1937 г. Вероятно, далее управление приходами в регионе осуществлял благочинный Бердянского окр. прот. сщмч. Виктор Киранов , приговоренный 29 окт. 1939 г. к 8 годам заключения, по его делу были арестованы еще 8 чел. В. Г. Пидгайко Обновленчество и другие расколы В регионе существовали обновленческие епархии: Бердянская (в 1924-1925, во главе с «епископом» Михаилом Митрофановым) и Мелитопольская (с марта 1925, в июле того же года к ней присоединили Бердянскую епархию). 21-26 янв. 1925 г. Мелитополь посетил обновленческий «Екатеринославский епископ» Павел Масленников. Вместе с прот. В. Мстиславским и представителем обновленческого синода он совершал богослужения и проводил подготовительную работу. Активными деятелями обновленчества в городе стали прот. В. Тихонович, бывш. епархиальный миссионер прот. В. Попов, настоятель Александро-Невского собора прот. Михаил Полунин, диак. С. Шарков. В сер. 1925 г. на новообразованную обновленческую Мелитопольскую кафедру прибыл «епископ» Иов Сахновский, его кафедрой стал Александро-Невский собор. В состав обновленческой Мелитопольской епархии вошли Царедворовское (села Царедворовка (ныне Ботиево), Строгановка, Владимировка, Богдановка, Райновка, Орловка, Степановка) и Ногайское (села Диановка, Ногайск (ныне г. Приморск), Лозановка, Борисовка, Дмитровка, Низовка, Луначарское (ныне Азовское)) благочиния бывш. Бердянского окр. К обновленчеству присоединились 10 священников. 2 сент. 1925 г. в Мелитополе состоялся съезд духовенства и мирян обновленческой епархии, избравший епархиальный совет и утвердивший кандидатуру Иова в качестве правящего епископа. 26 июля - 25 авг. 1925 г. Иов объехал епархию, совершал богослужения, призывал объединиться вокруг обновленческого синода. Священник ц. св. Марка в Ногайске Павел Коссовский, в 1925 г. вернувшийся из обновленчества в каноническую Церковь, призывал прихожан не принимать участия во встрече епископа и категорически отказался участвовать в собеседовании.

http://pravenc.ru/text/2562916.html

Запорожская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский женский монастырь в Запорожье Запорожская область — административно-территориальная единица на юго-востоке Украины. Административный центр - город Запорожье . Граничит на западе с Херсонской областью, на севере — с Днепропетровской областью, на востоке — с Донецкой областью, на юге омывается Азовским морем. Область образована 10 января 1939 года. Содержание Православие в Запорожской области [ править править код ] Православие является не просто традиционной религией Запорожского края, не просто самой крупной конфессией. Главным смыслом основания крепостной укреплинии на Днепре была защита православной империи, центра мирового православия от воинственной исламской цивилизации. По крайней мере, вера в Христа была жизненным стержнем если не столичных политиков времен Екатерины, то самих защитников Александровской крепости или казаков Запорожской Сечи. Для них именно здесь был «край света». Вокруг лишь враги, но вверху - Бог. И тянулись вверх православные купола, уносились в небо колокольный звон и молитвы первых запорожцев. Кафедра в Александровске (ныне город Запорожье) была учреждена 23 июня 1917 года как Александровское, с 1927 года — Александровское и Павлоградское викариатство Екатеринославской (затем Днепропетровской) епархии. Викарные епископы продолжали назначаться на неё вплоть до 1933 года. В 1992 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви была создана самостоятельная Запорожская и Мелитопольская епархия на территории Запорожской области, выделением из Днепропетровской епархии. 29 марта 2007 года из состава Запорожской епархии была выделена самостоятельная Бердянская епархия, к которой отошли юго-восточные районы области — Бердянское, Куйбышевское, Пологовское, Приморское, Токмакское, Нововасильевское, Гуляйпольское и Черниговское благочиния. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 года Приазовский и Акимовский районы Запорожской области включены в состав Бердянской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Запорожская_об...

Нужно заметить, что по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла I-ro во всей Русской Церкви было только 35 архиерейских кафедр, из них 5 викариатств. Если сравнить общее число русских епархий в начале XVIII века и в конце его, то окажется, что в начале XVIII века было 26 самостоятельных епархий, в том числе бывшая Патриаршая область, Тамбовская и Азовская епархии, и три викариатства, всего 29, следовательно, почти через сто лет число русских епархий и архиерейских кафедр увеличилось только на шесть. Это увеличение хронологически падает на последнюю четверть XVIII в., а географически на окраины, где шло воссоединение униатов и развивалась русская колонизация, особенно на западе и юге. В пределах допетровской России увеличения числа епархий в XVIII в. почти не было. Из трех епархий, открытых на территории бывшей Патриаршей, затем Синодальной, области, как известно, две Переслав-Залесская и Владимирская были прикрыты в 1788 году. С ними вместе прикрыты старинные кафедры Крутицкая и Великоустюжская. Как ни странно, в конце 80-х годов XVIII в. число русских самостоятельных и викарных архиерейских кафедр оказывалось столько же, сколько их было в начале века, если ни меньше. 1157 Между тем русская государственная и церковная территория к этому времени успела значительно расшириться и заселиться, сравнительно с тем, что она представляла к концу XVII века. При кончине Феодора Алексеевича (1682 г.) все пространство России доходило до 268 078 квадр. миль; по смерти Екатерины II-oй величина Российской Империи равнялась 352 472 квадрат. милям. 1158 К этому следует прибавить, что территория России в XVIII в. увеличилась почти на 100 000 квадр. миль не в Азиатской России, а на юго-востоке, юге и западе и сев.-западе Европейской России. Такой обширной территории было вполне достаточно не для 35 епархий (с викариатствами), существовавших в конце XVIII в., но для тех 83-х епископских кафедр и епархий, которые предполагались по первому предложению собору 1681 – 1682 гг.) 1159 Храмов для этих епархий было достаточно. По нашим вычислениям в 1682 году во всей Русской Церкви было около 15 000 храмов, в конце XVIII в. их было почти вдвое больше – около 27 000 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С аналогичным приветствием обратилось к Собору и правление Всероссийского национального центра. Свободная речь. 1919. 25 мая 112). 11. Учреждение в Ростове епархии (о преобразовании Собором Приазовского викариатства в Ростовскую епархию) Ростовским городским головой Н. А. Козловым получена из Ставрополя от секретаря Южнорусского церковного Собора проф[ессора] Верховского следующая телеграмма: «Считаю своим приятным долгом известить ростовское городское самоуправление о том, что давнее желание жителей Ростова осуществилось. Южнорусским церковным Собором Приазовское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию с пребыванием преосвященного Арсения, епископа Ростовского и Таганрогского, в Ростове». Приазовский край. 1919. 26 мая 119). 12. На Юге России. Высшее церковное управление (о принятых Собором решениях) Ставрополь. На церковном Соборе принята конструкция высшего церковного управления; председатель управления – епископ, члены – два епископа, два пресвитера и два мирянина. Сфера влияния управления – все области России по мере освобождения ее Добровольческой армией от большевиков. Азовское викариатство преобразовывается в епархию Ростовскую и Таганрогскую. Сухумская епархия переименовывается в Черноморскую и Новороссийскую; в Сухуме открывается викариатство Сухумское и Абхазское; Кубанское викариатство преобразовывается в самостоятельную епархию. Приняты тексты обращения ко всем христианам, к генералу Деникину, к Церквям Востока, митрополитам Сербскому и Румынскому, к Эллинской Церкви. Председателем Высшего церковного управления избран Митрофан, архиепископ Донской, членами – Арсений Таганрогский и Димитрий Таврический. (Соб. кор.) Жизнь. 1919. 26 мая 28). 13. Ежедневный обзор печати 35 от 25 мая 1919 г. (сводка) Осведомительного агентства. 26 мая 1919 г. «Свободная речь», приветствуя открытие церковного Поместного Собора, привлекает особое внимание на обращение к Собору Ц[ентрального] к[омитета] Партии народной свободы, видя в этом обращении «яркое и красноречивое» заявление о «положительном значении голоса Церкви в государственном строительстве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате эскалации политической напряженности на Украине после свержения президента В. Ф. Януковича Верховный Совет К. 11 марта 2014 г. принял Декларацию независимости. 16 марта 2014 г. на территории К. был проведен общекрымский референдум, по результатам которого Верховный Совет К. 17 марта 2014 г. провозгласил независимость республики, принял ее новое офиц. название - РК, переименовал Верховный Совет в Гос. совет и обратился к РФ с предложением о принятии РК на правах субъекта Федерации в ее состав. 18 марта 2014 г. в Москве был подписан договор между РФ и РК о принятии в РФ РК и об образовании в составе РФ новых субъектов (принят Гос. думой РФ 20 марта 2014, одобрен Советом Федерации 21 марта 2014, в тот же день ратифицирован Президентом РФ). Одновременно 21 марта 2014 г. указом Президента РФ образован Крымский федеральный окр. с центром в Симферополе, куда включены Республика Крым и Севастополь как город федерального значения. Русская Православная Церковь 1779-1917 гг. Еще в 1771-1772 гг. Готский митр. Игнатий (Газадини) отправил 2 письма в Синод РПЦ с просьбой принять его епархию в юрисдикцию Русской Церкви. 25 февр. 1778 г. командующий русскими войсками в К. получил от имп. Екатерины II указание приглашать крымских христиан на поселение в Азовскую и Новороссийскую губернии, а губернаторы - принимать и поселять выходцев из К. В 1779 г. получивший российское подданство свт. Игнатий был назначен архиереем для христиан-переселенцев. Под управление митр. Игнатия была передана часть территории и храмов Славянско-Херсонской епархии (создана в 1775; см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). Мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Бахчисарае. Звонница. Фотография. 2013 г. Мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Бахчисарае. Звонница. Фотография. 2013 г. После манифеста имп. Екатерины II о присоединении к России К., Тамани и Кубанской земли 7 марта 1787 г. Готская епархия была преобразована в Феодосийское и Мариупольское вик-ство (см. Кафское викариатство ) Екатеринославской и Херсонесско-Таврической епархии, к-рое просуществовало до 1799 г. Паству викариатства составляли греки из Приазовья и Таврической обл. В 1790 г. архиерейский дом был перенесен из Феодосии в Ст. Крым. Согласно 1-му статистическому отчету о храмах полуострова, предоставленному в Синод в сент. 1793 г. Феодосийским еп. Иовом (Потёмкиным) , в К. насчитывалось 80 православных церквей, из них только 33 неразрушенные. По др. сведениям, имелась 71 церковь (40 уцелевших), а по клировым ведомостям, их осталось немногим более 20 (21 приход), в т. ч. единственный мон-рь - Балаклавский во имя вмч. Георгия. В 1787 г. в К. жило 27 412 православных.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В XVII в. исчезают все следы готской народности, «... последние остатки готов отатарились, сохраняя, однако, Православие. В 1773 г. они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь г. Мариуполь и 24 деревни. Потомки их («мариупольские греки») говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминание о прежней независимости и о готской национальности совершенно исчезло из их памяти...» (Новый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. M., 1890–1908. Т. 14. С. 601). Упразднена 16.10.1799. Возобновлена ок. 1919 г. Екатеринославское (Днепропетровское) викариатство. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Феодосийская и Мариупольская; с 1919 г. – Феодосийская; Мариупольская. 02.05.1787 10.09.1790 05.06.1791 05.10.1792 27.02.1793 13.05.1796 Иов Потемкин 29.05.1796 07.01.1798 18.04.1798 16.10.1799 Христофор Сулима Грек 26.11(09.12)1921 14(27)08.1924 09.1926 05.1928 12(25)08.1928 16(29)11.1928 25.06(08.07)1930 08(21)11.1933 Феодосийская, обн. (см. Керченско-Феодосийская, обн.) Ферганская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Фергана (Узбекская ССР). Упразднена в 1930 г. 1925 07(20)10.1925 Мелхиседек Николаев 26.09(09.10)1927 12.1929 Константин Смирнов Филадельфийская Основана в 1946 г. Местопребывание – по г. Филадельфия. В 1970 г. вошла в состав Американской Православной Церкви. Именование: Филадельфийская и Карпато-Русская. 1946 (?) 17(30)07.1954 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 Алексий ван дер Менсбрюгге Финляндская Самостоятельная с 24.10.1892 (первоначальное местопребывание – в г. Выборг). 24.05(06.06)1923 вышел томос Константинопольского Патриарха Мелетия о принятии епархии в юрисдикцию Вселенского Патриархата. 4908 Контакты, наладившиеся после второй мировой войны между Московской Патриархией и б. Финляндской епархией, долгое время не приводили к какому-либо определенному результату, пока, наконец, не состоялось окончательное соглашение между сторонами о дальнейшем автономном существовании Финляндской Церкви под юрисдикцией Константинопольской Патриархии (ЖМП. 1953. 3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010