Отсутствие такого предания, по мнению проф. Е. Голубинского , самым решительным образом говорит против вероятности мнения, что Руссы, нападавшие на Константинополь и потом принявшее крещение, были Аскольд и Дир со своей дружиной. 2) Аскольд и Дир пришли из Новгорода в 862 г., а в 866 г., т. е. через 4 года, они нападают, по летописцу, на Константинополь. Возможно ли, сомневается проф. Е. Голубинский , в такое короткое время соединить около себя Варягов, стать сильными и замыслить столь трудный поход!? Однако, нападение на Константинополь отрицать нельзя и Голубинский, согласно греческих историков, признает под этими Руссами – Руссов Азовско-Таврических или Азовско-Крымских, а самое время относит к 860 или 861 году. Если, таким образом, весьма невероятно, что Руссы, нападавшие на Константинополь в правление императора Михаила III и потом принявшее христианство и даже епископа, были наши киевские Аскольд и Дир, то, с другой стороны, нет ничего невероятного и невозможного в том, что христианство впервые появилось в Киеве именно еще при них, подобно тому, как в Новгороде оно могло явиться еще при Рюрике. Аскольд и Дир, княжившее в Киеве в продолжении 20 лет (862–882), совокупили около себя, как говорит летописец, многих Варягов. Но между этими Варягами могли быть и христиане. За пространство времени от начала государства до общего крещения Владимиром всей страны, христианство довольно долгое время, не менее полувека, непрерывно существовало в России, как вера частная, о бок и рядом с господствующим язычеством. История нашего государства началась тем, что, быв призваны добровольно, или недобровольно приняты, пришли владеть нами Варяги-Руссы. Эти Варяги довольно долгое время представляли собою особо стоявшую толпу иноплеменных находников, среди коих и были первые христиане. Очень может быть, что первые христиане между Варягами явились еще при Рюрике и Олеге, и одновременно с Рюриком при Аскольде и Дире. Со своей родины, Нормандии, Варяги ходили служить в Константинополь и могли там принимать христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Тифлис, 1870. Вып. 3. С. 1-32 (отд. паг.); Он же. 1876). Зная о том, что царская администрация проявляет повышенный интерес к проблеме христианизации горцев (особенно населения районов, прилегавших к Военно-Грузинской дороге), ингуш. старшины сделали заявления о желании войти в состав России в качестве противников ислама. Некоторые из представителей отдельных ингуш. обществ выражали готовность принять крещение, что еще с 70-х гг. XVIII в. стало одним из дипломатических приемов ингушей. По мнению А. Н. Генко, ингуши в это время были против того, чтобы их «обращали в христианство; они испрашивали и получали курьезные разрешения на то, чтобы пребывать в идолопоклонстве» (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 891). Офиц. заявление о принадлежности к тому или др. вероисповеданию обусловливалось у ингушей «временными обстоятельствами культурно-политической ориентации» (Там же. С. 17). С кон. XVII в. И. представляла собой картину религ. хаоса, где воззрения различных эпох и разнообразных религ. систем сочетались друг с другом. Здесь присутствовали язычество, христианство и ислам (см.: Вахушти Багратиони. География Грузии. Тифлис, 1904). Распространение христианства в И. шло из Свято-Троицкого мон-ря близ Владикавказа и из духовного центра в Моздоке, где обучались дети осетин и ингушей. Принимавшие христианство одаривались материей на рубашку и штаны. По замечанию ген. Беловина по адресу экзарха Грузии архиеп. Евгения (Бажанова) от 17 июля 1842 г., «подарки, деньги и пособие хлебом, выдававшиеся новообращенным, увлекли многих принять с. крещение… Некоторые же из них, дабы воспользоваться означенными пособиями, простерли святотатство до того, что крестились по несколько раз» (цит. по: Мартиросиан. 1933. С. 66). Миссия по распространению Православия среди ингушей была возложена на архим. Пахомия. Однако в дальнейшем в силу ряда причин (волнения кабард. князей, отстранение архим. Пахомия) этот процесс был приостановлен почти на 10 лет. В 1764 г. ингушам было предложено переселиться на Азовско-Моздокскую линию, а имп.

http://pravenc.ru/text/389549.html

Но каких других Руссов можно будет подразумевать в них, кроме Азовско-Таврических 93 ? . Итак, повторяем, вопрос о Руссах, нападавших на Константинополь в правление императора Михаила III и потом принявших крещение, остаётся нерешённым, и представляется весьма сомнительным или лучше сказать – совсем невероятным то, чтобы они были наши киевские Руссы с князьями Аскольдом и Диром. Но если, таким образом, весьма невероятно, что Руссы, нападавшие на Константинополь в правление императора Михаила III и потом принявшие христианство и даже епископа, были наши киевские Аскольд и Дир, то, с другой стороны, нет ничего невероятного и невозможного в том, что христианство впервые явилось в Киеве именно ещё при них. Подобно тому, как в Новгороде оно могло явиться ещё при Рюрике. Аскольд и Дир, княжившие в Киеве в продолжение 20 лет (862–882), совокупили около себя, как говорит летописец, многих Варягов. Но между этими Варягами, как скажем ниже, могли быть и христиане. Прокопий Кесарийский говорит, что, до удаления восточных или Понтийско-Таврических Готов на запад, некоторая часть их осталась на прежнем месте жительства. Об этих оставшихся Готах он говорит в двух сочинениях – в De aedificiis и в De bello Gothico. В первом сочинении 94 он говорит, что когда Феодорих удалился в Италию (в 454 году), то некоторая часть Готов, живших на Таврическом полуострове или в Крыму, не решились следовать за ним и навсегда остались на своём прежнем месте жительства, именно – что остались жить в приморской области Дори, которая указана нами прежде. Во втором сочинении 95 он говорит об оставшихся от восточных Готов на прежнем месте жительства Готах Тетракситах ( Γτθοι Τετραξται). Последних Готов (Тетракситов) обыкновенно принимают за одних и тех же Готов с Готами области Дори, но это совершенно несправедливо. Готы Тетракситы, оставшиеся в небольшом числе у Чёрного моря после удаления их родичей на запад, потом принуждены были Гуннами переменить несколько место своего жительства; но как до этой перемены, так и после неё они жили «на самом берегу, где начинается излитие Меотийского лимана» (Азовского моря в Чёрное море) 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но, мы отказываемся согласиться с мнением достопочтенного исследователя о «сочиненности» и этого известия летописца XVII века. По нашему мнению, он повинен перед судом исторической критики вовсе не в «измышлении» известия, а в неумелой поправке его первоначального чтения, из желания согласовать оное с известием летописного свода. Полагаем, что первоначальное чтение было таково: «Посем женись князь Игорь Рюрикович в Тмутаркане, поя за себе княжну Ольгу, дщерь князя тмутарканского». Летописец XVII века, не поняв смысла этого известия, вздумал «пояснить» его следующим образом: он вместо «в Тмутаркане» поставил «в Плескове», но по добросовестности (за что ему великое спасибо!) не выключил вовсе слова «Тмутаркан», а только из географического термина (название города и области) сделал имя собственное; вместо же князя «тмутарканского» поставил (по догадке) «половецкого», чтобы избегнуть повторения одного и того же слова, уже измененного им в своем значении. Таков, по нашему мнению, процесс испорченности первоначальной записи; полагаем, нет надобности доказывать, что наши древние летописцы (до XVIII века) не были охочи сочинять подложные летописные сказания, а если иногда и бывали виновны, как в настоящем случае, в неудачных поправках той или другой первоначальной записи, то все-таки делали это не смело, а скорее робко, подчас и неумело. Очевидно, что в рассматриваемом варианте, летописец, встретив двукратное повторение слова Тмутаркан («в Тмутаркане и «Тмутарканского») и инстинктивно поняв, что оно в этом известии имеет какое-то выдающееся значение, потому и не решился вовсе исключить его, и тем сохранил для нас драгоценное указание, о каких именно «болгарах» идет речь в определенном и ясном известии о южном происхождении св. Ольги по владимирской летописи XV века. Ясно открывается, что там разумеются болгары не дунайские (как мы полагали прежде), а азовско-черноморские, теснее тмутараканские, которых византийские историки X века именуют «черными болгарами», единоплеменники болгар дунайских. О черных или тмутараканских болгарах, и их отношении к киевским великим князьям свидетельствует договорная грамота в. к. Игоря 946 года, из которой видно, что они в это время уже состояли в вассальной зависимости от Игоря, и потому, он обязуется удерживать их от нападения на Корсунь и греческие крымские колонии. Вассальному подчинению, конечно, предшествовали мирные дружеские отношения сих болгар к киевским руссам, венцом этих отношений, по мудрой политике в. к. Олега и была женитьба его воспитанника и родича князя Игоря (в 903 г.) на княжне Ольге, дочери тогдашнего тмутараканского князя. А при св. Владимире, при разделении им великого княжества киевского на уделы, – Тмутаракань уже является уделом одного из его сыновей, – Мстислава, о чем упоминается в летописях под 988 годом. Княжество это составляло самый дальний юго-восточный край тогдашней киевской Руси и принадлежало ей до исхода XI века, в котором, или в начале XII века, было отторгнуто половцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Беру собрание его проповедей под заглавием «Голос пастыря» и читаю. Читаю и точно вижу пред собой того о. Владимира, которого знал 10 лет тому назад. Да и впрямь это он. Многие проповеди , наверное, и сказаны-то были именно в то время. «Тексты» – но не «формально» по обязанности приводимые, a по «вере», по чувству. Простота и сердечность. И главное – скромность. Точно о. Владимир боится произнести в церкви не то что «бунтарское», а просто «громкое» слово. Где же «семена»? Вчитываюсь внимательно и наконец нахожу их! Это робкое, чуть брезжащее сознание общественных обязанностей христианина! За массой текстов и благочестивых рассуждений во спасение души «отдельных» «православных христиан» – есть смутная потребность в общественном христианстве. Из этих «семян», которым, очевидно, в душе соответствовало нечто очень глубоко скрытое, теперь и выросла крупная общественная фигура о. Востокова. Чтобы дать понятие об этих «семенах» в «Голосе пастыря», приведу маленькую выдержку: «Страсти, преступления отдельных лиц, общественные злоупотребления, несчастная война (японская), междоусобица, партийные раздоры, как разбойники некие, изранили нашу родину, и лежит она, скорбная, широко разметавшись, страждет, но ещё дышит, ещё ждёт, кто бы склонился над её ранами, залечил бы их». И таких «семян» общественного служения во всей книге три-четыре. Но, очевидно, подлинно живое семя не умирает. Как бы глубоко оно ни было «спрятано» – пробьёт час, и оно вырастет и зацветёт. В этом лежит и внутренний смысл расцвета духовных сил о. Востокова за последний год борьбы. Скупка литературной совести 20 До сих пор мы слышали о скупке банками сахара, муки, газетной бумаги... Ho аппетит приходит во время еды. Чем больше ешь – тем больше хочется. И банкирам захотелось скупить литературную совесть. Во главе дела встал товарищ председателя Госуд. думы – Протопопов. В совещании присутствовали представители «Сибирского банка», «Русского для внешней торговли», «Азовско-Донского», «Международного», «Волжско-Камского» и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

93 Современный сказатель о Руссах, нападавших на Константинополь, патриарх Фотий, в своих церковных словах, сказанных по поводу их нападения, говорит о месте их жительства, что они были народ дально-северный (гиперборейский) и где-то далеко от Греков живший. Что они устремились с севера, с конца земли. Что их отделяли от Греции „многие страны и народы, судоходные реки и бурные пучины” (у преосвященного Порфирия, стр. 1, 3, 7 и 19, – обстоятельная цитата ниже). Это указание места жительства Руссов, нападавших на Константинополь, по-видимому, вовсе не идёт к Руссам Азовско-Таврическим. Но полагаться и опираться на него ввиду другого, нами сказанного, было бы неосновательно. Во-первых, для всех вообще Греков почти всё бывшее за пределами их отечества по направлению к северу, в этой неведомой Скифии, было дально-северным и гиперборейским. Во-вторых, Фотий, в частности, ясным образом не заботится в данном случае о точности. Изображая картину нашествия Руссов на Константинополь, он, с одной стороны, хочет уподобить его тому нашествию языков многих на Вавилон и на Халдею, которое пророк Иеремия предизображает в главах 50 и 51-й, причём, выражения о месте жительства Руссов „с севера, с конца земли” буквально берёт у этого последнего (гл. 50, ст. 3, 9 и 41; гл. 51, ст. 48). А с другой стороны, – сближает наших Руссов с теми библейскими Росами (Евр. Рош), живущими на конце севера, о которых говорит пророк Иезекииль (гл. 38, ст. 2 и 15, и гл. 39, ст. 2). Делая своё подражание первому из пророков в целой картине и своё буквальное заимствование у обоих в отдельных выражениях, Фотий сам даёт нам этим знать, что на его дальний, гиперборейский север, с которого будто бы пришли Руссы, мы должны смотреть как на ораторскую вольность. И таким образом сам отнимает у нас право видеть в них действительное свидетельство, на основании которого можно было бы решать вопрос о том, кто такие были эти Руссы. 94 Lib. III, сар. VII. Место приведено с русским переводом в Крымском Сборнике Кеппева, стр. 54 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Причём, и здесь обсуждение экономических вопросов тесно переплеталось с " еврейской тематикой " . Так, например, Д.И.Образцов особо обратил внимание собравшихся на захват торговли сырьём евреями, а В.Ф.Залеский упомянуло местном пароходном обществе " Надежда " , которое " потерпело крах исключительно благодаря еврейской тактике " . В резолюции, принятой по докладам князя А.Г.Щербатова " О государственном обложении " и " О хлебной торговле " , говорилось: " Русский народ переживает тяжёлые времена.Народное благосостояние поколеблено. Население увеличивается, а в то же время производительность земли и скотоводства, при устарелых способах земледелия и отсутствии знаний и средств - уменьшается. Необходимо озаботиться распространением среди крестьян сельскохозяйственных знаний, ремесленного образования и учреждений мелкого кредита. Необходимо учредить всероссийский банкссудо-сберегательных товариществ, который ими бы руководил и давал им средства на расширение их деятельности. Необходимо учредить всероссийский государственный поземельно-подомовой банк с одновременным закрытием всех акционерных предприятий этого рода, обставивших ипотечный кредит совершенно невозможными условиями, ведущими лишь к обиранию русского народа. Необходимо также изъять организацию коммерческого кредита из инородческих рук и, закрыв иудейские так называемые Северный, Азовско-Донской и многие другие им подобные банки,учредить банковое дело на русских народных началах. Одновременно с этим, для поддержания русской торговлии промышленности, следует запретить казённым учреждениям сдавать подряды ипоставки лицам иудейского вероисповедания и происхождения " . РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ СЪЕЗДА Как уже говорилось выше, вечером 23 ноября 1908 г., " чтобы дать возможность членам монархических обществ Казани, не взявшим билетов насъезд, послушать приезжих ораторов " , на проходившее в манеже КПЮУ заседание был открыт бесплатный доступ публики. Согласно опубликованному в " МирномТруде " отчёту, на него собралось " свыше 1500 человек " . После торжественного молебна, который " был отслужен соборне членами съезда отцами Мудровым, [В.Е.]Бетьковским и [С.Л.]Толпегиным " , к собравшимся обратился с речью председатель ПКВОПС профессор В.Ф.Залеский.

http://ruskline.ru/analitika/2007/03/13/...

Равным образом название части славян на юго-восточной окраине " νται (Прокопий), Antes (Иордан) не было славянским самоназванием, но также не было и словом иранского происхождения; оно возникло в индоарийской языковой среде, ср. др.-инд. anta- ‘конец, край " . Эти данные, а также некоторые другие, сообщаемые ниже, позволяют высказать предположение об индоарийско-славянских культурных и языковых контактах (курсив Н. М.), ориентированных на Старую Скифию Геродота. Так, Птолемей упоминает ставанов: υπò μν τους Ου ενδας πλιν Γαλνδαι καì Σουδινοì καì Σταυανοì μχρι τω ν " λανων (Ptol. Geogr. III, V, 9) " а ниже венедов - галинды и судины, и ставаны до аланов " . Считая это свидетельство сомнительным отражением славянского самоназвания slov ne (сильное отклонение формы, слишком ранняя фиксация - II в. н. э.), ученые относили это имя то к сарматским, то к балтийским племенным названиям, ср. действительное соседство имени ставаны с аланами, а также с несомненными балтами - судинами и галиндами. Впрочем, было верно замечено, что этот перечень как раз отражает неплохое знакомство древнего географа с народами, заселяющими " азовско-балтийский коридор " . Было бы необъяснимо и противоестественно, если бы в этом пространстве совершенно отсутствовали славяне. Связь форм slov ne и Σταυανο несомненна, ее нужно лишь объяснить. Ср. др.-инд. stá v na- или иран., авест. stavana- ‘хвалимый " , причастие от глагола др.-инд. stauti , авест. stao i ti ‘хвалить, славить " . Трудно не видеть здесь, что индоарийское или - на сей раз - общее индоиранское stavana-, Σταυανο явилось передачей славянского slov ne с субституцией st- вместо затруднительной группы sl- (вспомним аналогичную субституцию слав. sl- греческим σ q λ в этом имени), а также с закономерным отражением славянского вокализма о- в виде единственно возможного индоиранского а - а (может быть, с долготой второго а , ср. вокализм древнеиндийской формы выше, на фоне вероятной долготы слав . в slov ne ). Важно другое. Эта передача носила характер осмысленного перевода-кальки, что говорит об определенной степени контактирования, а также как бы подтверждает в наших глазах тут редкий пример единения народной и научной этимологии, которые отличает друг от друга только отсутствие или наличие необходимых ступеней словообразования, почему в одном случае та же самая связь как бы неверна (народная этимология славяне slava ).

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/03/...

аланов, но все же во время византийско-хазар. войны в 913-914 гг. аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме визант. армии. Но уже ок. 932 г. аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали визант. священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X в. в результате похода дружины рус. кн. Святослава в 965 г. В XIII в. Сев. Кавказ, в т. ч. территория И., был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды. В кон. XIV в. Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья И., в район совр. селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В нач. XV в. ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во 2-й пол. XVI в. в результате похода кабард. кн. Темрюка (дек. 1562), поддержанного ногайскими мурзами и рус. царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу,- шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В нач. XVII в. ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до 1-й пол. XIX в. В XIX в. общества слились в единый ингуш. народ и определилась территория их совр. расселения. Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) В XVII в. некоторые из равнинных ингушских обществ были признаны нейтральной зоной между Российской и Османской империями. С 40-х гг. XVIII в. начались контакты ингушей с администрацией российских пограничных крепостей (Кизляр, Моздок и др.), некоторые ингушские роды приняли российское подданство, подписав присягу на верность Российской империи. По Кючюк-Кайнарджийскому миру 1774 г. территория расселения ингушских обществ вошла в состав Российской империи. Для освоения новых земель и управления ими с 1774 г. строилась Азовско-Моздокская (Кавказская) укрепленная линия, сюда российское правительство стало переселять жителей из центральных губерний (наибольшее количество людей было переселено на Терек в 1880-1890). 22 авг. (3 сент.) 1810 г. был подписан «Поручительный акт», по к-рому еще ряд ингуш. родов, живших в Тарской долине, принял российское подданство, обязавшись охранять район Военно-Грузинской дороги и оказывать военную помощь Российской империи в регионе. Им было предоставлено право пользоваться землями вдоль правого берега р. Терек. В 1810 г. близ аула Назрань была возведена российская крепость.

http://pravenc.ru/text/389549.html

127 Варяг (Varing, Väring) было не названием Норманнов, как народа, а тех между ними, которые артелями или ватагами отправлялись из отечества в чужие земли для грабежа их (а после и для службы в них: Varing от wara – клятва, присяга (наше позднейшее: «вера-крестное целование?») и, значит, клятвенник, присяжник, потому что члены артелей перед снаряжением в путь давали взаимную клятву в том, чтобы не выдавать друг друга и помогать друг другу на чужой стороне). 129 Ο ς. Греки могли говорить и писать и ο ος; но они сближали Русских, как мы выше сказали, с библейскими Росами. 131 Из рассказа Бертинской летописи под 839г. о Руссах, присланных византийским императором Феофилом к франкскому императору Людовику Благочестивому следует заключать, что до этого года Варяги ещё не ходили на службу в Константинополь. Но в рассказе нашей летописи об Аскольде и Дире даётся знать, что в 862г. путь в Константинополь им – Варягам уже хорошо был знаком (а осада Константинополя Азовско-Таврическими Руссами в 860г. не препятствует относить путешествия в него Руссов или Варягов с самой родины к более раннему времени). Что касается до правления Олега, то в его договоре с Греками 911 года уже нарочито говорится «о работающих в Грецех Руси у хрестьянского царя». 132 У себя дома Норманны начали принимать западное христианство частичным образом или поединично уже с 826г. В этом году крестился при дворе императора франкского Людовика один из князей датских, по имени Гериольд или Гаральд, прогнанный со своего стола другими князьями датскими. Крещение Гериолда возбудило в императоре желание учредить миссию для обращения Норманнов, и исполнителем его желания явился св. Ансгарий, монах Новокорвейский. С 831 по 865г. первый архиепископ Гамбургский, который трудился над проповедью христианства в Дании и Норвегии со Швецией, с некоторым успехом непосредственно и посредственно через других, – Einhardi Annales под 826г. и житие св. Ансгария, написанное Римбертом, – в Monumm. Germ. Пертца. 133 Когда послы Олега в 911 году заключили в Константинополе мир с Греками, то, по словам нашей летописи, «царь Леон почти послы Рускые дарми – златом и паволоками и фофудьами и пристави к ним мужи свои показати им церковную красоту и полаты златыа и в них сущее богатство – злато много и паволоки и каменье драгое, и страсти Господни и венец и гвоздие и хламиду багряную и мощи святых, учаще я к вере своей и показующе им истинную веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006