В 1846 г. по благословению еп. Воронежского Антония (Смирницкого) мон-рь был переведен на новое место, близ с. Радченского, 8 км западнее прежнего расположения. С этого времени обитель называлась Новодонецким Предтечиевым мон-рем, на прежнем месте устроено монастырское подворье с именованием его Стародонецким Предтечиевым мон-рем. В 1846 г. было начато строительство трапезной с колокольней; в 1858-1862 гг. сооружен, 29 авг. 1863 г. освящен во имя св. Иоанна Предтечи новый монастырский храм. В кон. XIX - нач. XX в. были построены неск. кирпичных корпусов для братии и приезжих, каменная стена с башнями. По данным на 1887 г., в мон-ре с игуменским управлением постоянно проживало 24 чел. братии, к 1900 г.- 86 чел. Обитель привлекала большое количество богомольцев, приходивших поклониться находившейся в ней чудотворной иконе св. Иоанна Предтечи, привезенной из Азовского Иоанно-Предтечиева мон-ря. Местонахождение образа после 1917 г. неизвестно. В 20-х гг. XX в. А.-Д. м. был упразднен. К 2000 г. бывш. монастырские постройки располагались в центральной части с. Радченского Богучарского р-на Воронежской обл. Здания частично перестроены, частично разрушены, в Иоанновской ц. размещается клуб, в кельях - общежитие совхоза, в одной из башен ограды - склад. Лит.: Историко-статистическое описание Донецкого Предтечиева монастыря. Воронеж, 1877; Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; Марков Е. Л. Донская пустынь и Донецкий казачий городок//Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123-157; Токмаков И. Ф. Город Богучар Воронежской губернии и его уезд: Ист.-стат. описание. М., 1900. С. 70-72; Акты Донецкого Предтечиева монастыря//Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232-258; Материалы по истории монашества на Дону//Там же. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 44-45, 54-55; 1912. Вып. 11. С. 112-117; Православные русские обители. С. 486; Кригер Л. В. Монастырь Предтечиев Донецкий//Материалы свода памятников истории и культуры Воронежской области: Богучарский район. Воронеж, 1990. С. 48-51.

http://pravenc.ru/text/63704.html

Революционные события и ход гражданской войны в Донбассе имели особенности, обусловленные значительным влиянием здесь большевизма в силу индустриального характера региона. В 1919 г. часть священников поддержала большевиков в борьбе против деникинцев, о чем сообщалось в отчете Донецкого губернского отдела ЧК от 1 июля 1920 г. Мн. клирики подверглись преследованиям белогвардейцев в период их господства в Донбассе в 1919 г. Сразу же после своего появления в регионе получило широкое распространение обновленчество . В сент. 1923 г. Донецкий губ. комитет «Живой церкви» просил власти обратить внимание на засилье тихоновцев в Славянске и уезде, требовал расторгнуть договоры с тихоновскими общинами (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187. Л. 47). 12 апр. 1923 г. в Бахмуте (в 1924-1941, 1943-2015 Артёмовск) прошел губ. съезд «Живой церкви». Главой Донецко-Бахмутской епархии был избран Николай Гиляровский (в кон. 1923 переведен в Екатеринослав) (Там же. Ф. 3984. Оп. 1. Д. 355. Л. 17). Никольский собор в Луганске стал кафедральным храмом обновленцев. В составе обновленческой Донецкой епархии было образовано Мариупольское вик-ство, к-рое возглавил уездный уполномоченный «Живой церкви» прот. Георгий Доманицкий. Викарную кафедру обновленцев для Таганрогского у. Донецкой губ. занял «епископ» Андрей Одинцов. Уполномоченным по Луганскому у. стал свящ. Николай Алексюк. Также было образовано «викариальное управление» раскольнической Харьковско-Слободской митрополии в Старобельске, его в сент. 1923 г. возглавил «епископ» Александр Мигулин. В дек. 1923 г. он был избран на Донецкую кафедру. Обновленческий Луганский окр. находился в составе Донецко-Бахмутской (с 1924 Донецко-Артёмовской) епархии. В 1925 г. от Донецко-Артёмовской отделилась Сталинская епархия. В 1924 г. были образованы Мариупольско-Бердянская, Старобельская и Луганская раскольнические кафедры. На Луганское викариатство Донецко-Артёмовской епархии, преобразованное вскоре в самостоятельную кафедру, в 1924 г. был назначен «епископ» Вениамин, в нач. 1925 г. его сменил Георгий Прокопович, вскоре снявший сан. 3 июня 1925 г. в Луганск был переведен бывш. «архиепископ Днепропетровский» Павел Масленников, однако уже 22 апр. 1926 г. Луганскую кафедру занял Августин Вербицкий (по др. данным, Разумовский), бывш. «епископ Мариупольско-Бердянский». В кон. 1926 - 1-й пол. 1927 г. «епископ Луганский и Сумской» Августин находился в григорианском расколе . Позднее он примкнул к расколу Феофила Булдовского (лубенский раскол) и перерегистрировался как «епископ» в юрисдикции «Соборно-епископской православной церкви», в 1932-1933 гг. в документах он упоминается как «епископ Луганский и Донецкий». В февр. 1933 г. Августин был отправлен на покой и вскоре скончался, его сменил переехавший в Луганск из Харькова лжемитр. Булдовский, который стал настоятелем Троицкой ц., закрытой в авг. 1935 г., и Воскресенского собора, закрытого в окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

К 2014 г. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) имела 35 общин в Луганской обл., включая монастырь (фактически недействующий), в клире состояли 23 священнослужителя. Первым в дек. 1995 г. был зарегистрирован Николаевский приход в Луганске, подчинявшийся образованной в 1992 г. Донецко-Луганской епархии УПЦ-КП. (Данная епархия известна с 1999, до этого и ЕУ в Донецке, и др. орг-ции УПЦ-КП в Донбассе существовали только на бумаге. Такой же фиктивной была и зарегистрированная в Артёмовске Донецкой обл. община под рук. «епископа» Поликарпа Гуца.) В 1999-2000 гг. фактическим руководителем общин УПЦ-КП в Луганской обл. был «архимандрит» Гавриил Саютин, основавший и зарегистрировавший в Луганске Восточноукраинское ДУ и луганский Крестовоздвиженский муж. мон-рь (единственным насельником к-рого стал он сам). Саютин выступал за выделение из Донецко-Луганской епархии отдельной епархии в рамках Луганской обл. под своим руководством, что вызвало недовольство со стороны поставленного в 2002 г. во «епископа Славянского и викария Донецкой епархии» Сергия Горобцова, также претендовавшего на управление приходами Луганской обл. Не желая поддерживать ни одну из сторон конфликта, руководство УПЦ-КП зарегистрировало 25 июля 2000 г. Луганскую епархию УПЦ-КП, к-рая находилась под упр. «епископа Донецко-Луганского» Юрия Юрчика. Ко времени разделения Донецко-Луганская епархия УПЦ-КП насчитывала 62 общины в Донецкой обл. и 10 общин в Луганской обл. В 2003 г. был поставлен «епископ Луганско-Старобельский» Всеволод Матвиевский. Действовавшие в Луганске ДУ и Крестовоздвиженский монастырь фактически самоликвидировались. 25 нояб. 2008 г. собрание духовенства и мирян Донецко-Мариупольской епархии УПЦ-КП потребовало соборного суда над Филаретом Денисенко . Поводом для такого решения стали действия Денисенко и его «препятствование объединению православных в Украине». В условиях нестроений среди раскольников в 2008 г. в УПЦ вернулся Иоанно-Предтеченский приход УПЦ-КП в пос. Калиново Попаснянского р-на, ушедший в раскол в 2004 г. Синод УПЦ-КП исключил Юрчика из состава епископата УПЦ-КП. В 2010 г. Юрчик присоединился к Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), юридически его структуры остались «независимыми православными общинами», с особым статусом в УГКЦ. К 2014 г. Юрчик организовал не менее 20 «независимых православных общин» в Донбассе, в т. ч. 3 - в Луганской обл.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

16 нояб. 1962 г. митр. Борис (Вик) был освобожден от управления Донецко-Луганской епархией, к-рая перешла в непосредственное ведение Московской Патриархии (в 1962-1963 ее окормлял еп. Дмитровский и викарий Московской епархии Пимен (Извеков ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси)), в 1963-1964 гг. епархия подчинялась митр. Киевскому и экзарху Украины Иоанну (Соколову) . В 1962 г. ввиду преклонного возраста был уволен секретарь Донецко-Луганского ЕУ прот. Иоанн Пожарский, настоятель Николо-Преображенского собора в Луганске, его дела принял благочинный Донецкой обл. прот. Иоанн Левицкий. В 1962-1964 гг. центр Донецко-Луганской епархии и штат ЕУ находились в Донецке, епархиальный совет с 1963 г. возглавлял прот. Григорий Гавриленко, благочинный Донецкого городского округа. Инициатором такого переноса был митр. Борис, стремившийся усилить контроль за приходской жизнью и церковным окормлением зап. части Донбасса. ЕУ вернулось в Луганск в 1964 г., когда местное духовенство избрало новый состав епархиального совета, к-рый возглавил прот. Николай Гаврилов, клирик Николо-Преображенского собора в Луганске. С 30 марта 1964 по 25 мая 1965 г. Донецко-Луганская епархия находилась под управлением Киевского митр. Иоасафа (Лелюхина) . У него возник конфликт с прот. Н. Гавриловым, к-рый в нач. 1965 г. указом митрополита был уволен с должности главы епархиального совета. В дек. 1964 г. митр. Иоасаф направил письмо патриарху Алексию I с отчетом о своих действиях по руководству Луганской епархией (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 156). 25 мая 1965 г. митр. Иоасаф был отстранен от управления Донецко-Луганской кафедрой. Причинами стали роспуск им епархиального совета и присвоение всех его полномочий, массовое увольнение с приходов духовенства и пособничество властям в закрытии храмов Донбасса, что привело к массовым жалобам местного духовенства в Патриархию. В 1965-1990 гг. епархия находилась в ведении архиеп. Одесско-Херсонского Сергия (Петрова) . Архиерей по 3-4 раза в год совершал поездки по приходам Донбасса.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Современный западный летописец говорит, что, присмотревшись к этим руссам, видевшие их убедились, что они из того народа, который обыкновенно называют у нас свеонами. Есть основания полагать, что руссы появились на азовско-черноморском прибрежье ранее этого времени, что отсюда еще в первых десятилетиях IX веке они делали разбойнические и грабительские набеги в Тавриду и на южно-черноморские окраины империи. Известно свидетельство о таких набегах их в житиях св. Стефана сурожского и св. Георгия амастридского. 40 Позже, во второй половине IX веке и далее известия о руссах на азовско-черноморских прибрежьях, на Волге и берегах Каспийского моря становятся уже весьма многочисленны у византийских и особенно у арабских писателей. Оставляя эти свидетельства, добавим только, что руссы азовско-черноморские, проникая в Тавриду к таким же, как и босфорские, своим землякам и единоплеменникам готам доринским, здесь и оседали. По единству языка и племени, названия готское и русское отождествлялись, так же как название варягов. 41 Руссы, пришедшие на Черноморье, были язычники. Но готы, с которыми они здесь пососедились и стали сближаться, как с единоплеменниками, были весьма уже давно христианами. Известен целый ряд имен епископов на готских или, точнее, греко-готских епархиях, особенно епархии готов доринских, которая иногда соединялась в одну греческо-готскую епархию херсонского архиепископа. Некоторые из здешних греко-готских епископов и христиан известны в лике святых и исповедников, как, например, Иоанн Готский в VIII веке. 42 Готы имели еще с конца IV века и богослужение, и богослужебные книги на своем языке, в переводе Улфилы, сохранявшемся и при знаменитом готском епископе Униле, современник Златоуста. Св. Иоанн Златоуст , когда был константинопольским архиепископом, покровительствовал готскому богослужению, дал готам особую церковь в Константинополе, сам посещал ее, слушал готское богослужение, говорил проповеди , которые переводчиком передавались на готском языке. Богослужение готское еще сохранялось у готов и в IX веке по свидетельству писателя этого века Валафрида Страбона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

и Юж. Америке. Он прибыл в Ворошиловград 28 нояб. 1956 г. Архиеп. Борис предпринял попытку организовать церковно-административный аппарат в Ворошиловградской и Сталинской областях. Указом от 6 дек. 1956 г. он возобновил в Ворошиловграде деятельность епархиального совета (прекратившуюся в связи с кончиной архиеп. Никона), главой к-рого и секретарем Донецко-Ворошиловградского ЕУ стал прот. Николай Панченко из Ворошиловграда, секретарем ЕУ по Сталинской обл. и благочинным Сталинского окр. был назначен прот. Роман Дуравкин, настоятель храма в пос. Калиновка Сталинского горсовета. По требованию властей архиеп. Борис исключил из епархиального совета бывш. секретаря епархии прот. Григория Гавриленко и бывш. благочинного Ворошиловградского окр. прот. Евфимия Качана. Архиеп. Борис перевел в Сталинскую обл. настоятеля прихода в Старобельске архим. Амвросия (Торопченко), вокруг к-рого организовалась группа насельниц бывшего старобельского Скорбященского жен. мон-ря. Несмотря на такие уступки, уже в 1958 г. отдельный секретариат ЕУ по Донецкой обл. пришлось по требованию властей упразднить. Вместо него существовал епархиальный совет при Донецкой кафедре, к-рый в 1959 г. возглавил благочинный Луганского городского окр. прот. Василий Пожарский. Половина членов совета была с Луганщины, половина - с Донечщины. Фактически центр епархии продолжал находиться в Луганске. По благословению архиеп. Бориса епархиальный совет 19 мая 1958 г. издал циркуляр для благочинных об усилении антисектантской работы в связи с распространением в регионе сект (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 212. Л. 165). С 28 дек. 1956 по 8 сент. 1958 г., на время отпуска архиеп. Бориса по болезни, временно управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией являлся еп. Балтский и викарий Одесской епархии Донат (Щёголев) . В нач. 1958 г. митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) внес предложение о разделении Донецко-Ворошиловградской (с марта 1958 Донецко-Луганской) епархии на 2 обл. епархии под упр. еп. Доната. Архиеп. Борис в дек. 1958 г., в условиях развертывания новой антицерковной кампании (см.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

С открытием же в Кизляре духовного правления власть закащика над духовенством была даже усилена. Он вместе с протопопом Кизлярского собора и архимандритом Крестовоздвиженского монастыря являлся непременным членом этого духовного правления. Посылавшиеся из Астрахани ревизии отнюдь не спасали духовенство Северного Кавказа от насилий и самоуправства со стороны закащика. Архивы тех лет пестрят многочисленными жалобами на их действия. При отдаленности епархиального начальства закащик мог чинить самую дикую расправу с подчиненным ему духовенством, моральный уровень которого, впрочем, в то время оставлял желать много лучшего. Только в 1779 г. должность закащика была наконец упразднена. Тогда же в Кизляре был учрежден пост благочинного с подчинением ему всех церквей Азовско-Моздокской линии. К этому времени на Северном Кавказе уже насчитывалось 15 церквей, обслуживавших преимущественно русское население. Обширность Астраханской епархии и отдаленность от центра вновь создаваемых в Кавказском наместничестве русских поселений вносили много трудностей в духовную жизнь русского православного населения на Северном Кавказе. Церковному строительству препятствовал сильный недостаток духовенства. В 1777 г., когда начали создаваться крепости Азовско-Моздокской линии, при 15 церквах Северного Кавказа недоставало: священников – 5, диаконов – 7, дьячков – 9, пономарей – 14. Нередко одному священнику приходилось обслуживать несколько приходов, удаленных друг от друга на большое расстояние. В 1773 г. благочинный Георгиевска священник Казьмин в жалобе на имя епархиального архиерея писал: «Приход мой состоит из пяти станиц, яко то: Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская расстоянием не менее 200 верст. Кроме того, по долгу звания моего, благовременно и безвременно приходится исправлять мирские требы во вновь появляющихся селениях по Потемкинской линии... Приходится переезжать от одной станицы или селения до другого необитаемыми и совсем дикими степями не менее как по 50 верст расстоянием, подвергая почти при всяком таком переезде жизнь свою опасности, в рассуждении обитающих в соседстве горских черкес и пр. иноверных народов, кои нередко не токмо обезоруженных людей, но воинские команды, в большом числе, проезжающие в плен захватывали или умертвляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое положение не способствовало укреплению Кавказского духовенства. Это было тем более прискорбно, что, ввиду особых условий колонизация края, паства сама тянулась к церкви. «Состав населения был очень пестрый, – пишет Г. Н. Прозрителев, – украинцы однодворцы, отставные гусары, отставные солдаты Кавказского корпуса и их дети, цыгане, люди неразрешенных званий, бывшие запорожцы, разночинцы, не помнящие родства, киевские казаки, пехотные солдаты и т. п. ...Переселенцы первое время не имели церквей, несмотря на ходатайства им не разрешали строить церкви, и они оставались без священников. Население в суровой и тяжелой жизни в новом крае, оторванном от всей России, не могло найти себе утешения в церкви. Отсутствие возможности исполнять самые необходимые христианские требы, как крещение и погребение, не говоря уже о церковных службах, только усугубляли тяжелое положение первых переселенцев. Населению чинились препятствия в том, чтобы построить свою церковь и иметь своего священника, причем чинились самим правительством и исходили от Св. Синода. Существовали, очевидно, какие-то опасения, что население не в силах будет поддерживать церкви и духовенства, а может быть и опасения за прочность приобретения края. Но будущее не оправдало этой странной настороженности». Только в результате усиленного ходатайства Саратовского и Кавказского генерал-губернатора П. С. Потемкина Св. Синод разрешил возводить храмы на Азовско-Моздокской линии: «Постройка оных позволяется при том однако ж условии, чтоб они строились только в потребных местах (в селах не менее 500 душ), а также, чтоб и к содержанию будущих при них священно-церковнослужителей были изыскиваемы средства». Сооружение Азовско-Моздокской линии заметно увеличило приток новых поселенцев на Северный Кавказ, повлекло бурный рост новых сел на р. Куме и вблизи Ставрополя, что в дальнейшем благотворно сказалось на церковном строительстве и положении Кавказского духовенства. В распространении христианства среди народов Северного Кавказа большую роль сыграло образование в 1745 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в ст. Хрущёв Н. С.), обратился к уполномоченному по Сталинской обл. К. Черноморченко с просьбой, чтобы тот «через Совет по делам РПЦ высказал мнение о ненадобности в самостоятельном епископе в Донецкой и Луганской епархиях, чтобы в Москве убедительно подсказали патриарху и митр. Крутицкому» (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 212. Л. 162). В нач. 1958 г. в Донецко-Ворошиловградской епархии насчитывалось 308 приходов, из них 188 - в Сталинской обл. и 120 - в Луганской обл. В 1958 г. на Луганщине были закрыты храмы в селах Первомайка Сватовского р-на, Давыдово-Никольское Новосветловского р-на, Петровка Верхнетепловского р-на, Бараниковка Беловодского р-на. Массовыми протестами прихожан и столкновениями с милицией сопровождалось закрытие церквей в 1960 г. в пос. Красный Яр Луганского горсовета и в пос. Алмазная Кадиевского горсовета. В нач. 1962 г. уполномоченный по делам РПЦ по Луганской обл. заявил митр. Борису (Вику) о необходимости освободить здание Петропавловского кафедрального собора в Луганске, к-рое до 1941 г. использовалось под кинотеатр. Вместо собора епархия передала Луганскому горкоммунхозу здание Донецко-Луганского ЕУ, сотрудники ЕУ перешли работать в дом на окраине города, ранее принадлежавший митр. Борису. (Позднее глава Совета по делам РПЦ при СМ Украинской ССР Г. П. Пинчук обвинил луганского уполномоченного П. Голощапова в «нечистоплотной сделке с духовенством».) Второй кафедральный храм епархии - Никольский собор в пос. Шахтостроитель (в черте Донецка) - был закрыт в 1963 г., новым местом служения архиерея стал Никольский собор в пос. Ларинка (в черте Донецка). Общине закрытого собора выделили в порядке компенсации маленький частный дом в том же районе Донецка. В Луганске постановлением Совета по делам РПЦ от 14 сент. 1961 г. были закрыты Вознесенский храм в М. Вергунке, переоборудованный под магазин, и Казанский храм, позже снесенный. В 1962-1963 гг. Голощапов требовал закрыть Никольский храм в Коммунарске, но благодаря активному сопротивлению общины и священнослужителей (2 клирика прихода были судимы и лишились регистрации) храм удалось отстоять.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

С 22 декабря 1992 г. до середины июля 1994 г. Донецко-Славянской епархией стал управлять епископ Ипполит (Хилько). За это время Владыка Ипполит не раз посещал Святые Горы с архипастырским визитом, возглавлял богослужения, общался с братией. При нем администрация санатория «Святые Горы» передала обители во временное пользование небольшой одноэтажный домик, находящийся близ пещерного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В этом домике, который работниками санатория принято было называть «финский» и в котором раньше функционировала местная метеостанция, теперь разместилась часть святогорской братии. Тогда же, при епископе Ипполите, в Святогорскую обитель в самом начале мая 1993 года был определен иеромонах Арсений (Яковенко), священник красно-лиманского храма святых апостолов Петра и Павла, ставший через небольшое время благочинным монастыря, а впоследствии его следующим наместником. Как бы ни была трудна жизнь первой братии, однако Господь никогда не оставлял богохранимую обитель на произвол судьбы: Милосердный Бог посылал и радостные события, утешавшие и ободрявшие святогорских насельников. Так, в бытность управления Донецко-Славянской епархией епископом Алипием, 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, произошло большое и радостное событие, ставшее знаком благоволения Царицы Небесной к Святым Горам: крестным ходом была возвращена в обитель одна из великих святынь, находившихся в монастыре до его закрытия – чудотворная икона «Святогорской» Божией Матери, чудесно сохраненная в советское время благочестивыми людьми. Последний отрезок пути (Славянск – Святые Горы), расстоянием около 30 километров, более девяти часов крестный ход шел пешком. Икону, поставленную на носилки, все это время на своих плечах несли священнослужители. Вернувшуюся икону торжественно внесли в обитель и установили в Успенском соборе, рядом с временным «алтарем», у северной стены. Спустя годы, при наместнике Арсении, близ места встречи чудотворного образа Божией Матери был поставлен большой памятный крест, который и сегодня высится перед вратами возведенного деревянного скита Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=02883

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010