рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлён в Иерусалиме при Понтийском Пилате ; Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: «вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу (письмо ». Публий Корнелий Тацит (115 г.): «виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн; 4 гл)»; Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II век): «Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета », и в другом месте: он «был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (т.е. Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника »; Также в Талмуде написано об Иисусе: «Рабби Елизар сказал: Смотря в будущее, Валаам видел, что будет сын женщины, который возвысится и постарается сделать себя Богом и совратит весь мир... и обманно скажет, что уйдёт, но снова вернётся в конце ». Император Адриан (130 г.) в своём письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них «боготворят Христа »; Марк Корнелий Фронтон (140 г.): «Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста »; Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства, говорит «о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке »; он же замечает в одном месте, что христиане «допускают многие Лица в Боге » и цитирует в другом слова христианских проповедников: «Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух… » и ещё: «Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом», и в другом месте: «христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога »; Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что «они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону » и что Он «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина) »;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В последнее время в Иерусалиме регулярно производятся раскопки. Впрочем, по большей части они приходились на период до 1930 г., соответственно, при их проведении редко использовались точные стратиграфические методы в сочетании с детальным исследованием фрагментов керамики. Вследствие этого был сделан ряд важных открытий, которые, тем не менее, по большей части, невозможно было соотнести с определенными датировками. Возможно, лучшая с научной точки зрения работа была проведена Джонсом в 1934–1940 гг. в крепости возле Яффских ворот. Именно в этом месте, защищенном тремя Иродовыми башнями, сходились первая и вторая стены. Джонс обнаружил под внутренним двором крепости стену, построенную еще до Ирода, в III или во II столетии до Р.Х., забирающую к югу и усиленную тремя башнями. Фундамент одной из этих башен до сих пор служит основанием существующей «Башни Давида», которая является одной из трех башен, построенных Иродом. Положение и примерный план Антонии были установлены благодаря изысканиям французского археолога отца Винсента. Именно в этом месте был заточен Павел после того, как римский тысяченачальник забрал его у возмущенной толпы в Храме ( Деян. 21: 27 и далее). Отец Винсент считает, что именно здесь Пилат допрашивал Иисуса ( Мк. 15 ). Уровень древней мостовой в этом месте на 6,5 футов ниже современного ее уровня. Практически единственными останками древних строений, возвышающимися над землей, является так называемая Арка Ecce Homo, названная так потому, что, согласно традиции, именно с этого места Пилат показал собравшейся толпе Иисуса, сказав: «Се, Человек!» ( Ин. 19:5 ). На деле же арка эта не имеет никакого отношения к Башне Антония или к Иисусу. Эту арку, которая некогда была тройной, построил римский император Адриан (117–138 гг.). Она являлась триумфальной аркой, ведущей в новый построенный им город, из которого были изгнаны все евреи. В Иерусалиме, в верхнем городе, паломникам показывают место, где, по преданию, стоял дом Каиафы и куда привели Иисуса, схваченного на горе Елеонской. Был ли он именно там, теперь установить невозможно. А вот погребение с прахом первосвященника Иосифа Каиафы было случайно обнаружено в 1994 г., когда гусеничный трактор, работавший в районе «Горы злого совещания», расположенной к югу от Иерусалима (где, по преданию, Каиафа и его приспешники замыслили погубить Иисуса), провалился в фамильный склеп этого первосвященника. Керамический оссуарий Каиафы в настоящее время находится в Музее Израиля в Иерусалиме, на экспозиции, посвященной раннему христианству. Прах Каиафы перезахоронен недалеко от города. Каиафа, ставший первосвященником при поддержке римлян, не пользовался популярностью, почти все члены его семьи были истреблены зилотами в годы иудейского восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как, в самом деле, найдена была Голгофа, когда христианство восторжествовало в Палестине лишь через триста лет после крестной смерти Иисуса Христа? В Евангелии указывается только то, что Голгофа была лобное место «вне врат» городской стены и что «гроб (т. е. пещера погребения) был новый, в котором еще никто не был положен», и находился вблизи Голгофы. Затем, известно, что при приближении Тита к Иерусалиму христиане ушли в Пеллу, перенеся туда и иерусалимскую епископию, а с превращением Иерусалима в римскую колонию, Элию-Капитолину, из него императором Адрианом изгнаны были иудеи с угрозой наказания смертью за ослушание. Казалось бы после этого некому было в Иерусалиме хранить память о Св. Местах ни любовию, ни ненавистью к ним. В действительности, однако, память эта была сохранена очень твердо. Кроме того, что христианам никогда не закрыт был доступ в Иерусалим, сам Адриан отметил знаками места, священные для иудеев и христиан. Чтобы прервать нить раввинских преданий, он из развалин Иродова храма выстроил храм Юпитера Капитолийского и поставил в нем собственную статую, а чтобы помешать христианам, бывшим в глазах Рима опасной сектой, воздавать поклонение местам смерти и погребения Христа, он воздвиг на скале с пещерой Св. Гроба статую Юпитера, а на Голгофе – статую Венеры. Когда в 324 году императрица Елена прибыла в Иерусалим для обретения его святынь и поклонения им, ей осталось только приказать снять эти статуи и разрыть огромные скопления щебня и обломков, на которых они стояли, и глазам ее открылись скала Голгофы и скала с пещерой Погребения. В то время, вероятно, не было нужды в особых доказательствах, чтобы увидеть, что открытое место Голгофы находилось вне старой городской стены. Теперь же ученые находят такое доказательство в могиле, находящейся вблизи Св. Гроба и называемой могилой Иосифа Аримафейского и Никодима. Это несомненно древнееврейская могила, и так как в черте города хоронить мертвых у евреев запрещалось, то, значит, местность, прилегающая к этой могиле, должна была в былое время находиться вне стен города. Недавно Шик нашел еще одну еврейскую могилу рядом под коптским монастырем. Что перед нынешней Голгофой во времена Елены проходила городская стена, это прямо доказывает рассказ митрополита Фотия (867–891 г.) о св. Гробе. По его словам, св. Елена разрушила часть городской стены перед св. Гробом: «отделив ту часть городской стены, что обращена к спасительному Гробу, здание продолжила и, вместив объем города в обширнейшую ограду, внутри ограды заключила гроб жизни». В этих словах заключается полная история этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачет по Апиевой дороге всадник, бьет солнце в затылок, лицо в пыльных подтеках, конь взмылен. «Кто таков? Что в Рим несешь?» — кричит стража у городских ворот. «Весть несу Адриану, Папе Римскому! Корабль к Остийской гавани пристал, братья-книжники из хождения вернулись, мощи святого Климента в Рим везут!..» Крестный ход от San Giovanni in Laterano движется к воротам, чтобы у городской стены встретить Кирилла и Мефодия и принять благоговейно драгоценный груз. Со святым покровительством великомученика Климента принесли создатели славянской письменности папе Адриану богослужебные книги, написанные новой грамматикой, и свершилось чудо — папа Адриан на такой радости дал свое благословение. В базилике Святого Климента впервые прозвучала служба на славянском языке. …Опираясь на железные перила, подымаемся вверх, оставляя за собой первый век, четвертый, восьмой, двенадцатый… Солнечный свет прямоугольником лежит перед алтарем, тяжелый мраморный саркофаг накрыт серебряным покровом с золотым якорем. Над головой мозаично-изумрудные золотые ветви Древа жизни. Направо — славянский придел. — Дети, – продолжает рассказ матушка, — здесь с восьмого века хранятся святые мощи основателя славянской письменности Кирилла. Давайте вспомним Акафист. Тихо льется славянское песнопение: «Радуйтеся, всем грешным пред Богом блазии заступницы; Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы. Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык Словенских апостоли и богомудрии учителие». Встреча с Еленой Зелинской и презентация книги «Долгая память» в Москве состоится на книжном фестивале «Красная площадь», 4 июня, в 15.00 (Красная площадь, площадка Нон Фикшн). Елена Зелинская – известный автор радио и телевизионных циклов, колумнист в популярных российских СМИ, президент Общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз». В 2013 Елена Зелинская дебютировала с первым романом «На реках Вавилонских» . Уже через год вышла вторая книга «Дом с видом на Корфу» . В новый сборник «Долгая память» вошли повести и рассказы Елены Зелинской, написанные в разное время, в разном стиле— здесь и заметки паломника, и художественная проза, и гастрономический туризм. Что их объединяет? Честная позиция автора, который называет все своими именами, точные журналистские подробности и легкая ирония.

http://pravmir.ru/dolgaya-pamyat-kirill-...

Папа Евгений III в 1148 г. после неудачного Крестового похода Конрада III и Людовика VII, вернулся из Франции в Италию и первым делом объявил Арнольда еретиком без всякого формального суда, лишь на основании его проповедей. Республиканский Сенат Рима, вдохновляемый Арнольдом, попытался заключить союз с Конрадом III против папы. Торжественное послание сената Конраду кончилось восторженным панегириком ему: «...B Риме он должен царить, Править, как властелин, земным шаром, подобно Юстиниану. Что принадлежит Императору, то его, что Папе – то пусть будет Папы, Таково было повеление Христа, и Петр платил подать Кесарю». (А. Гаусрат, с. 342). Император не откликнулся на призыв Сената, и последний был вынужден примириться с папой. Однако даже переезд папы в Латеранскую базилику не ослабил влияния Арнольда на население и в Сенате Рима. Исход борьбы решил договор нового императора Фридриха Барбароссы с папой, оставивший арнольдистов в полном одиночестве. Новый папа Адриан IV (1154−1159 гг.) принял решительные меры и на предпасхальной неделе наложил интердикт на церкви Рима. Такая мера была впервые в истории применена к священному городу и произвела на римлян потрясающее впечатление. Не прошло и трех дней, как верующие Рима потребовали от Сената покаяния перед папой и клятвы в верности Римскому Престолу. Арнольд вынужден был бежать из Рима, но вскоре был схвачен по приказанию императора Фридриха, желавшего таким образом убедить папу в своих дружеских отношениях к нему. Мятеж в Риме был окончательно подавлен войсками Фридриха, прибывшего в Рим для коронования, а сам Арнольд повешен. Труп его был сожжен, и пепел выброшен в Тибр, чтобы предотвратить народное поклонение его останкам. После гибели Арнольда центр сектантского движения переместился во Францию, где в 1170 или 1173 году возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Основатель секты Петр Вальдес был богатым лионским купцом, который, несмотря на отсутствие образования, пожелал ознакомиться с евангельскими истинами по первоисточникам. С этой целью он поручил ученым перевести для него на романский язык Библию и выдержки из сочинений Отцов Церкви, а затем с большим рвением принялся изучать их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Шестинедельная Проскомидия помогает. Моё здоровьице теперь слабенькое: ноги временем совсем не ходят? Богородицу старайся любить. Сбираюсь дочь провожать чрез Углич? О, если бы заблудились, да проехали чрез нас! Наш знакомый не любит креста носить? Попросите на помощь отца духовного. 333 1852 года 16 Сент. Как прежде, так и теперь жизнь моя провождается в суетах? Запутанность умов разрешает Новый Завет . Убиваюсь мыслью до изнеможения, что ныне умру? Если оживёшь: так не умрёшь. По передаче слов мне о смерти? Царь Езекия нас научает не отчаиваться? Посему желаю совета: как готовиться? С усердием слушайся духовного Алфавита. И чем очистить свою душу? Покаянием и жизни исправлением: непрестанно молитесь, за всё благодарите. Ещё сокрушают мысли, что муж за его должность погибнет душой; а по своему желанию не отказываться от должности? Бог у человека ослепляет ум для того, чтобы он удобнее и поскорее познал свою душе вредную самонадеянность, и признал бы за необходимость повиноваться воле Всемогущего. Итак, не нужно входить в распоряжения Божии: когда Он, как видится, ведёт всё к лучшему. В таких обстоятельствах не в уныние погружаться, а нужно усерднее Господу молиться, и почаще со вниманием наслаждать свой ум слушанием Евангелия, Псалтири и Алфавита. 334 1852 года 8 Окт. Теперь прошу вашего благословения мне и семейству моему? Да благословит Израиль Господа! И не оставьте нас в своих св. молитвах? Молитва с верой спасает болящего. Письмецо ваше получила, за которое благодарю. Господа превозносите во вся веки. Не понимаем этого: если оживёшь, так не умрёшь? Если свято поживёшь: так в ад не попадёшь. Ожидаю от вас ответа на слова мудрого старца? Аще послушаете Господа: блага земле снесёте. Живу по старому: в тех же суетах и хлопотах? Возлюби клятву, – и приидет ему! Помолитесь: сынок болен? Болезни полезны. Второго женить хотим? С Богом: хорошо! С почтением и духовной преданностью остаюсь. Ищущие Господа обрящут благодать. Мужу сказать ли на счёт его жизни? Хорошо бы: только скромненько и учтивенько.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Упоминание в вышеприведенных грамотах меда указывает на еще одну доходную статью Гороховецкой вотчины - бортные урожаи. Впервые борти как особый объект пожалования «великому Василью в пустыню» встречается ок. 40-х гг. XV в. в грамоте Василисы (АСЭИ. Т. 3. 488. С. 470). В дальнейшем в актах неоднократно упоминаются монастырские борти, бортные деревья и бортные знамена, как правило, в контексте споров М. м. с крестьянами соседних деревень. Показательна в этом отношении грамота кн. Черкасского (получившего в 1563 Гороховец в вотчину), отправленная его гороховецким слугам. В ней сначала констатируется, что слуги и крестьяне кн. Черкасского крестьянам М. м. «не велят» ходить «в лесные… монастырские угодья и в бортные ухожаи их знамян», а затем следует угроза княжеским слугам и крестьянам «быти… в великой опале», если они и впредь «учнут» в монастырские «лесные угодья и бортныя ухожаи ходити» (АССЕМ. 1998. 151. С. 307-308). В отличие от споров за рыбные ловли или бортные угодья, поземельные споры о пашнях и пожнях у крестьян вотчины М. м. не так часто фиксируются в сохранившихся источниках. Это, очевидно, отражает второстепенное значение возделывания земли в их хозяйственно-экономической деятельности. Насельники В грамоте Василисы (ок. 1427-1433), в числе «послухов» М. м. указаны «Варсонофеи, игумень монастыря святого Василья… да черноризець святого Василья Конан» (АСЭИ. Т. 3. 487. С. 469). Имена др. насельников известны по материалам поземельных судебных тяжб. Васильевский старец Лаврентий ок. 1470-1485 гг. выиграл у местного крестьянина судебный спор о принадлежности Горловской земли (АСЭИ. Т. 2. 465. С. 504). Ок. 1485-1490 гг. новый спор о принадлежности этой же земли (селищ Покровское, Жуковское и Горловское) удалось выиграть старцу Ивану Вороне (АСЭИ. Т. 2. 483. С. 522-524). В 1590/91 г. васильевский игум. Адриан участвовал в «полюбовном» размежевании земли с крестьянами Купленской вол. Гороховецкого у. (АССЕМ. 1998. 245. С. 465). Известны строители Петр (Пушечников) (1652) и Игнатий (Розбицкий) (1683) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 711. 46). 1 мая 1702 г. строитель Игнатий (Медвецкой) был отослан к митр. Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) для наказания за «умалчивание слышанных им непристойных слов на государя»; впрочем, после наказания его велено было освободить (РГАДА. Ф. 371. Оп. 2. Ед. хр. 1095). В обители, судя по всему, проживало небольшое число насельников. Так, в 1585 г. в качестве свидетелей в поземельной тяжбе были привлечены «Васильевского монастыря чернои поп да четыре старцы», не названные в документе по именам (АССЕМ. 1998. 221. С. 407). Возможно, это был весь наличный состав братии. Архитектурный комплекс

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Потому её, чаемую святыню, и приветствовать вышли заблаговременно, встречным ходом, ночью, со свечами и факелами, с благовонными кадильницами, с пением и трезвонами, с плачем умиления и воплями калек. Тысячные толпы растроганных римлян, будто волны, качались в бликах, дымах и заревах. Женщины, да и мужчины тоже, простирали руки, силясь дотянуться, когда ярко освещённые носилки с заветным ковчегом проплывали, как во сне, мимо них. Гущу народа пронзали слухи о последовавших в эти самые часы чудесных исцелениях, об отверстых дверях темниц, откуда - не иначе как по заступничеству самого святого Климента - выходили в эту ночь на волю славящие небесного покровителя узники... Похоже, безымянный художник, изобразивший на одной из внутренних стен базилики святого Климента сцену встречи мощей и препровождения их на вечное упокоение (именно в эту базилику), сам был очевидцем триумфального шествия. Очень уж правдоподобны в его исполнении эти огни и зарева под иссиня-чёрным пологом рождественского неба, эти парящие над головами кресты и хоругви; тут же и Адриан в праздничном пурпурном облачении, а по левую и правую сторону от него - два главных виновника события, Константин и Мефодий. Впрочем, почему два, если их трое? Разве он сам, новый апостолик, не сделал всё, от него зависящее, чтобы событие состоялось, несмотря на недавнюю громкую распрю, случившуюся в венецианском синоде? То, что ему об этом происшествии уже известно, выяснилось вскоре же. К немалой радости прибывших, мудрый старец подтвердил правоту доводов Константина. И пожурил иных из аквилейских клириков за их досадное буквоедство. Кажется, и сами клички «пилатники», они же «триязычники», показались ему настолько удачными и уместными, что он их произносил даже с удовольствием, как издельица собственного остроумия. Право же, как могут не знать эти тугоухие «триязычники», что уже многие народы христианской ойкумены славят Господа на своих природных речениях, составляют книги на языках своей паствы. После такого благоприятного для братьев зачина вдруг, как нечто само собой разумеющийся, счастливо разрешился и вопрос, который больше всего их беспокоил: пожелает ли римский первоиерарх благословить дорогое для них детище - службу на славянских книгах для славян?

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

фрагменты из сочинения, цитируемые Евсевием. “Такого никогда не бывало: сейчас в Асии по новым эдиктам гонят и преследуют людей благочестивых. Бесстыдные доносчики и любители чужого, исходя из этих распоряжений, открыто разбойничают, ночью и днем грабя людей, ни в чем не повинных”. “Если это делается по твоему приказу – хорошо, пусть так и будет! Справедливый царь никогда не постановит решения несправедливого, и мы с радостью примем эту смерть как некую почесть. У нас к тебе только одна просьба: познакомиться сначала с теми, кто вызвал такую ненависть, и решить по справедливости, заслуживают они смерти и наказания или жизни и спокойствия; если же не от тебя идет это распоряжение и новый эдикт (издать его не пристало бы даже против врагов – варваров), то мы тем более просим тебя: не оставь нас на этот открытый грабеж”. “Наша философия окрепла и утвердилась сначала у варваров; расцвет же ее у твоего народа приходится на великое царствование Августа, твоего предка. Она принесла счастье твоей империи: с тех пор росли и мощь, и слава Рима. Ты желанный наследник их и пребудешь им вместе с сыном, храня философию, которая возросла вместе с империей и получила начало с царствованием Августа; предки твои чтили ее, как и прочие религии. А вот неоспоримое доказательство, что на благо счастливо начавшейся империи росло и крепло наше учение: начиная с царствования Августа на Рим не надвигалось никакой беды, наоборот, по молитвам всех все было прекрасно и славно. Только Нерон и Домициан, подстрекаемые какими-то злодеями, пожелали оклеветать нашу веру и с тех пор, по бессмысленному обычаю доносить, на нас льются потоки лжи. Твои благочестивые предки старались исправить это невежественное представление: часто отправлялись письменные выговоры тем, кто осмеливался вводить какие-то новшества относительно христиан. Твой дед Адриан писал об этом многим, и в том числе Фундану, проконсулу Асии, а твой отец, когда ты уже был его соправителем, писал городам, чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств: лариссейцам, фессалоникийцам, афинянам и всем грекам. Ты разделяешь его мысли по этому поводу; ты и более человеколюбив, и более предан философии – и мы верим, что ты сделаешь все, о чем мы тебя просим”. Читать далее Источник: Церковная история/Евсевий Кесарийский ; Ввод. ст., коммент. И.В. Кривушина. - Научное издание. СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2013. – 544 с. (Библиотека христианской мысли. Источники)./«Такого никогда не бывало: сейчас в Асии…». 205-206 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Он прибыл в Швецию в качестве нунция папы Адриана VI (своего бывшего преподавателя по Лувенскому университету) для борьбы с лютеранской ересью. Однако Густав Васа, имея в отношении Йоханнеса Магнуса иные планы, хотел, чтобы тот отбыл в Рим, дабы затем вернуться с более широкими полномочиями 111 . 12 июня 1523 г. члены шведского риксрода направили письменную благодарность папе за посылку легата, выразив надежду, что отныне епископами в Швеции станут шведы, которые, в отличие от мятежного Тролле, будут блюсти согласие в королевстве. Советники заявили, что шведской церкви необходим новый архиепископ – добродетельный и пользующийся благорасположением короля. Они просили наделить легата полномочиями для преобразований шведской церкви 112 . В конце лета– осенью 1523 г. король направил в римскую курию несколько писем, предметом которых являлся вопрос о конфирмации новоизбранных руководителей диоцезов 113 . В первом из посланий монарх просил папу назначить на шведские кафедры епископов, лояльных по отношению к королю, а также дать Иоханнесу Магнусу полномочия для проведения реформ. За это Густав Васа обещал искоренить ереси, заставить «схизматиков-московитов» воссоединиться с Римской церковью 114 , обратить язычников-лопарей в христианство и оказать помощь в борьбе с турками 115 . Во втором послании король подверг критике Густава Тролле (которого представил как притеснителя церкви) и рекомендовал папе для утверждения новоизбранного Иоханнеса Магнуса 116 . В третьем письме была повторена просьба о конфирмации архиепископа и епископов, а также появилось новое пожелание: понтифик должен, ввиду бедственного положения шведской церкви, проявить снисходительность в вопросе об уплате взносов за утверждение шведских епископов в должности 117 . Тем временем, Густав Тролле стал добиваться восстановления своих прав. Его поддержали датский король Фредерик I и папа Адриан VI. Густав Васа в посланиях кардиналам и папе возмутился: мятежник, кровопийца и изменник Тролле недостоин не только духовного звания, но и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010