Адриан – римский император (117–138 гг. н.э.). Являясь наместником Сирии, был провозглашён императором сирийскими легионами. Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил Траян. Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам, Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима. Очень много путешествовал – Галлия, Британия, Испания, Африка, Сирия. В 130 году Адриан посетил Иерусалим, который лежал в развалинах с 79 года и принял решение возвести на этом месте город под названием Aelia Capitolina, а на месте храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского. Иудеи подняли новое восстание, которое было подавлено с огромным трудом. Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию. Умер в 138 г., оставив наследником усыновленного им Антонина Пия. Марк Аврелий – римский император (161–180 гг. н.э.), в 138 г. был усыновлен Антонином Пием, который был его предшественником на троне (138–161 гг.). Подобно Антонину Пию, опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонный стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавший. С 162 г. по 166 г. вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; с 166 по 180 гг. – т. н. Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения. Умер в 180 г. Каракалла – римский император (211–217 гг. н.э.), старший сын уроженца Африки, императора Септимия Севера. Получил отличное образование, прекрасно знал греческую литературу, однако впоследствии стал презирать ученость и ученых. Отличаясь грубой внешностью и жестоким характером, Каракалла явился прямым или косвенным виновником смерти своих тестя, жены, зятя и брата, его подозревали также в попытках приблизить смерть отца. Финансовая политика Каракаллы, его постоянные подачки армии, от которой он полностью зависел, и возведение огромных общественных сооружений, таких как грандиозные термы Каракаллы в Риме, истощили государственную казну. В 217 г. Каракалла был убит в месопотамской пустыне одним из своих полководцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Гробница напротив Церкви была вырезана в скале, которая обычно называется Голгофой, где был распят Иисус. Возможно, что скальные породы Голгофы были nefesh, или мемориальным монументом . Однако эта гипотеза нуждается в более тщательном исследовании, прежде чем можно будет утверждать это с уверенностью. Следующая эпоха, свидетельства которой находятся в церкви Святого Гроба, — это период правления римского императора Адриана. В 70 г. н.э. римляне подавили первое иудейское восстание; тогда они разрушили Иерусалим и сожгли храм. Менее 70 лет спустя, в 132 г. н.э., евреи снова подняли восстание под предводительством равви Акибы и Бар Кохбы. Римлянам понадобилось три года, чтобы подавить второе иудейское восстание. Затем император Адриан изгнал иудеев из Иерусалима и полностью перепланировал город, основав в его границах новый город — Элия Капитолина. По этой же причине он изменил название страны с Иудеи на Палестину. На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места. Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э . Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны. Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне . То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты).

http://bogoslov.ru/article/398967

Варлаамом во иеромонахи, а во архимандриты ехал поставляться в Москву к патриарху 251 . Таким образом патриарх, уступив Лавре в том, что признавал избранного в архимандриты Вояхевича, старика и светского человека, вместе с тем старался утвердить налаженный патр. Иоакимом новый характер зависимых отношений Лавры к патр. московскому, как его ставропигии, требуя, чтобы архимандрит Лавры получал архимандричий жезл из рук московского патриарха. Такое требование патр. Адриана, ясно свидетельствовавшее водворение нового порядка отношений патриарха к независимому фактически знаменитому монастырю было неприятно братии Лавры. Когда истекло время искуса Вояхевича, длившегося около девяти месяцев, братия уклонилась исполнить волю патр. Адриана и смиренно в письме от сентября 1691 г. просила у патриарха дозволения принять Вояхевичу посвящение в Киево–Печерские архимандриты не в Москве, а в Киеве 252 . Вояхевич особым письмом просил патриарха о том же 253 . Митр. Варлаам с своей стороны также поддержал ходатайство братии и Вояхевича 254 . Патр. Адриан и на этот раз уступил «по совету, – как писал в Киев, – и благоволению их царского величества государей царей, ради просьбы, трудности пути, плохой погоды, старости Вояхевича», но на будущее время решительно устанавливал новый порядок, замечая, что впредь никто не будет признан архимандритом, если не явится за поставлением к московскому патриарху. А чтобы и Вояхевич чувствовал свою зависимость от московского патриарха, Адриан все еще требовал личного приезда Вояхевича, по поставлении в архимандриты митр. Варлаамом, в Москву за благословением и получением от патриарха ставленной грамоты 255 . Девятого декабря 1691 г. Вояхевич был возведен митр. Варлаамом в сан архимандрита 256 . Оставалось получить от патр. Адриана утвердительную грамоту на архимандрию. Нужно было, согласно требованию патриарха, ехать в Москву самому новопоставленному архим. Мелетию. Но Мелетий опять уклонился от личного посещения московского патриарха. Целый год промедлив, Мелетий в январе 1693 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в Идфу (Эдфу). 237 г. - сер. I в. до Р. Х. Храм в Идфу (Эдфу). 237 г. - сер. I в. до Р. Х. В 130-131 гг. во время пребывания в Е. Адриан занимался делами провинции, посетил «поющего колосса Мемнона» в Фивах, устроил львиную охоту в Ливийской пустыне. В это же время неожиданно умер фаворит императора Антиной, и в его память Адриан основал г. Антинополь. В 50-х гг. II в. Е. посещал имп. Антонин Пий, построивший в Александрии ипподром и ворота в вост. и зап. стенах города, известные как ворота Солнца и Луны. В 153 г. в Александрии произошло восстание, закончившееся убийством префекта Луция Мунация Феликса. В 172 г. в обл. Буколия (зап. часть Дельты) произошло восстание египтян во главе с неким жрецом Исидором. Местный рим. гарнизон был перебит, и восставшие сделали попытку захватить Александрию. Восставшие были разбиты вызванными из Сирии войсками во главе с Авидием Кассием. В 175 г. на Востоке был провозглашен императором наместник Сирии Авидий Кассий, поднявший мятеж против имп. Марка Аврелия. Его власть была признана по всему Востоку, и в Е. он назначил наместником своего сына Мециана. Вскоре узурпатор и его сын были убиты. В 176 г. Е. посетил имп. Марк Аврелий, обошедшийся милостиво с жителями Александрии. В 193 г. Е. признал власть Песценния Нигера, правителя Сирии, провозглашенного императором; в Александрии чеканилась монета с его именем. После того как Песценний Нигер потерпел поражение в войне с Септимием Севером и был убит, Е. был вынужден признать власть победителя. В 199-200 гг. Септимий посетил Е. в сопровождении сыновей Каракаллы и Геты. В провинции были проведены нек-рые адм. реформы, построены новый храм Кибелы, термы, гимнасий и Пантеон в Александрии. Как и Адриан, Септимий посетил Фивы и приказал отремонтировать «поющий колосс Мемнона», после чего, как писали античные историки, статуя перестала издавать звуки. В 215 г., во время визита в Е., имп. Каракалла приказал выслать из Александрии всех «египтян», кроме пребывавших там по делам на законном основании, низложил префекта и издал указ об умерщвлении всей молодежи города за оскорбление, к-рое жители Александрии нанесли Каракалле, издеваясь над его подражанием Ахиллу и Александру Великому и обвиняя его в убийстве своего брата Геты. Каракалла позволил солдатам убивать и грабить в Александрии в течение неск. дней. Новые беспорядки в Александрии разразились во время борьбы за власть в империи между Макрином и Элагабалом (217-218). Макрин назначил префектом Е. Юлия Басилиана, а его помощником - сенатора Мария Секунда. Когда Басилиан узнал о провозглашении Элагабала императором в Сирии, он отказался ему подчиниться и приказал убить вестников. После известий о поражении Макрина в 218 г. между рим. гарнизоном, державшим сторону Элагабала, и жителями Александрии, бывшими на стороне Макрина, произошли многочисленные стычки. Сторонники Элагабала одержали верх: Марий Секунд был убит, а Басилиан бежал в Италию.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Не имея вечного увольнения, старец жил всегда в опасении подвергнуться взысканию от исправника 5 или других начальников и потому возвращался к братьям своим и проживал у них тайно, пока новый возьмет паспорт, и опять уходил от братьев на пустынное житие. Он беспокоился, что сам собою управляет; тужил о сем, желая быть в повиновении у какого-нибудь доброго отца. Один из странствующих братий рассказал Василию, что в брянских лесах живет в пустыне с учениками иеромонах Адриан 6 , ведущий богоугодную жизнь, а недалече от него живет другой старец простой, Варнава монах, с учеником Илларионом. Случилось, что как-то ночью пришли разбойники прежде к отцу Варнаве и потребовали у того денег. Но у него не было ни полушки; они же, не веря монаху, били его немилостиво, едва живым оставили; ученик его Илларион бежал к иеромонаху Адриану повестить о нападении разбойников. Услышав о нападении, ученики того отца разбежались: одни в село сказать, другие скрылись в лесу. Пришедши к отцу Адриану, разбойники также требовали денег; думали, что он, как иеромонах, берет от господ деньги за исповедь. Но он ни от кого денег не принимал, а брал только что нужное для жизни, съестное и на одеяние, но разбойники и ему не поверили и били и мучили отца бесчеловечно. Видевши же, что нет у них денег, обобрали всю одежду и ушли, оставив тоже и отца Адриана еле живым. Ученики, возвратившись и увидевши своих отцов без милости избитых, всех в крови и ранах, крепко измученных, восплакали горько; и с того времени во всякую ночь весьма боялись вторичного разбойничьего нашествия. От лютых побоев отец Варнава не мог выздороветь и умер; там в пустыне и погребли его. Отец Адриан через долгое время едва выздоровел... К этому-то иеромонаху Адриану в брянские леса и отправился Василий. Пришедши к нему и видя в нем простоту нрава и смиренное мудрование, весьма полюбил его, возжелал при нем жить, и просил принять его в ученики себе. Когда же Адриан принял его, в старце моем опять пробудилось желание на уединенное житие, и очень он скорбел о том, что должен ежегодно возвращаться домой для перемены паспорта, а вечного увольнения не надеялся никогда получить за бедность и несмелость свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Не имея же, Старец вечного увольнения, всегда жил в опасении, подвергнуться взысканию от исправника или других начальников, и потому возвращался к братьям своим и проживали у них тайно, пока новый возьмёт паспорт, и опять уходил от братьев на пустынное житие. Он беспокоился, что сам собою управляет; тужил о сем, желая быть в повиновении у какого ни будь доброго отца. Услышав же, что в Брянских лесах живёт в пустыне с учениками Иеромонах Адриан, который потом был Строителем в монастыре Каневце и преставился схиеромонахом в Симоновом монастыре, пошёл к нему; и видя в нем простоту нрава и смиренное мудрование, весьма полюбил его, возжелал при нем жить, и просил принять его в ученики себе. Когда же Адриан принял его, в нем опять пробудилось желание на уединённое житие; и очень скорбел о том, что должен ежегодно возвращаться домой для перемены паспорта; а вечного увольнения не надеялся никогда получить за бедность и несмелость свою. Жил и другой старец простой, Варнава монах, не в дальнем расстоянии от Иеромонаха Адриана; у отца Варнавы был ученик Иларион. В одну ночь пришли разбойники прежде к отцу Варнаве, требуя у него денег; но у него не было ни полушки; они же, не веря ему, били его немилостиво, едва жива оставили; ученик его бежал к Иеромонаху Адриану повестить о нападении разбойников. Услышав о том, ученики отца Адриана, разбежались: одни в село сказать, другие скрылись в лесу. Пришедши к отцу Андриану, разбойники также требовали денег; думали, что он, как Иеромонах, берет от господ деньги за исповедь. Но он ни от кого денег не принимал, а брал только что нужное для жизни, съестное, и на одеяние; но они и ему не поверили, и, взявши, били и мучили его бесчеловечно. Видевши же, что нет у них денег, обобрали всю одежду и ушли, оставив тоже и отца Адриана еле жива. Ученики, возвратившись и видевши своих отцов без милости избитых, всех в крови и в ранах, крепко измученных, восплакались горько; и с того времени, во всякую ночь весьма боялись вторичного их нашествия. От лютых побоев отец Варнава не мог выздороветь, и умер; там, в пустыне, и погребли его; отец Адриан чрез долгое время едва выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дело в том, что в истории религий есть такой феномен: одна религия всегда заботится о том, чтобы закрыть другую своими храмами, праздниками, памятниками и т. д. То есть стремится стереть память о ней. Парадоксально, но именно благодаря этому христиане точно знают места евангельских событий. Как такое может быть, и в чем здесь феномен? Когда религиозная традиция хочет укорениться, то она обычно используует как опору для этого укоренения более древние религиозные традиции. Для нас важно, что язычество попыталось укорениться на евангельской, библейской традиции, но потерпело неудачу. Римляне были народом точным и дотошным. Когда империя при Константине Великом стала христианской, то оставалось только поднять архивы и посмотреть, что происходило во II веке в Иерусалиме. Когда в 135 году в Иерусалим приехал император Адриан , то он решил построить на месте Иерусалима новый город и переименовать его в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Таким образом, Иерусалим был посвящен Юпитеру Капитолийскому. Вернее, Капитолийской триаде языческих богов: Юпитер, Юнона и Минерва. Соответственно, в самом центре города должен был быть построен храм Юпитера Капитолийского. Бывший Иерусалим строился по новой планировке. На самом деле, это была, конечно, вовсе не новая планировка. Если вы посмотрите на карту современного Нью-Йорка, то поймете, как римляне строили города. Широкие авеню и пересекающие их «стриты» – это изобретение вовсе не современных американцев... Существует довольно устойчивый стереотип, что Адриан полностью разрушил все, что оставалось от старого Иерусалима, и даже приказал распахать это место перед строительством нового города. Император действительно распахал город. Но в каком смысле? Дело в том, что в древнеримский ритуал основания города обязательно входило следующее действо: его по периметру обязательно надо было пропахать плугом, в который был запряжен черный бык и белая телица. Точно так же основывался и сам Рим в 753 году до Р. Х. Таким образом, новый губернатор Иерусалима, одетый в белую ритуальную рубашку, запряг быка и прошелся с плугом по периметру города.

http://foma.ru/uverenie-neveruyushhego.h...

Консолидация феодальной анархии препятствовала развитию итальянской городской буржуазии, а также ее экономической деятельности. Несмотря на то что раздробленность привела к созданию в XIV веке городов-государств и, таким образом, временно были обеспечены соответствующие рамки для экономического и политического развития, в Италии, однако, тоже проявлялись стремления к большему сплочению и единству. Часть горожан, жаждущих мира и спокойствия, думала, что если император сделает Италию центром своей империи, то это создаст и им благоприятные условия. Такому мнению противостояло более реально мыслящее, но усиливающее партикуляризм направление, которое видело в империи феодального завоевателя. Они понимали, что Фридрих хочет вновь завоевать Италию, ставшую самостоятельной после завершения борьбы за инвеституру, с тем чтобы укрепить свое положение против Вельфов. Ему нужны были деньги богатых итальянских городов, но по отношению к буржуазии он выступал защитником феодального строя. Сторонники независимости усматривали в городском самоуправлении средство сопротивления. Они нашли неожиданную поддержку у папства, заинтересованного в увековечивании раздробленности. Таким образом, новый этап борьбы между папой и императором в Италии вылился в гражданскую войну между гвельфами и гибеллинами. Поводом для вмешательства Фридриха в итальянские дела послужил договор, заключенный им с папой Евгением III в 1153 году в Констанце. В нем Барбаросса обязался не заключать мира с норманнами без участия папы, сокрушить Римскую республику и вновь отдать город в руки папы. За это Евгений III не только пообещал ему императорскую корону, но и свою поддержку в борьбе против Вельфов. В 1154 году взошел на престол первый и до сего времени единственный папа английского происхождения - Адриан IV (1154-1159). (Николай Брейкспир, прежде чем стать кардиналом-епископом Альбано, был настоятелем августинского монастыря под Авиньоном.) В Риме все еще правил Сенат и Арнольд Брешианский. За оскорбление, нанесенное одному из его кардиналов, Адриан наложил на Рим интердикт. Впервые за всю историю в Вечном городе прекратилось отправление богослужений. Глубину кризиса характеризует тот факт, что население, недовольное новым конфликтом между республикой и церковью, изгнало Арнольда и его сторонников из руководства Рима. Однако это событие объяснялось не столько интердиктом, сколько, пожалуй, появлением Фридриха в Италии. В 1154 году Фридрих I перешел через Альпы, чтобы в соответствии с Констанцским соглашением короноваться имперской короной. Однако император с войском пришел в Рим как завоеватель. В течение 1154-1155 годов он завоевал всю Ломбардию за исключением Милана, и в 1155 году в Павии на его голову была возложена ломбардская железная корона.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Единственное, что огорчало папу, была старая бархатная шкатулочка, ни на что не годная, но она очень полюбилась маленькой Иде. Девочка сложила в нее свой наперсток, ножницы, красивое голубое стеклышко и красную ленту для волос. А из шкатулки выбросила на пол связку старых писем. Выйдя из столярной в субботу вечером, Эмиль явился на кухню и сразу увидел в углу эти письма. Он их тут же и подобрал. Альфред расхаживал по кухне с хлопушкой и усердно бил мух, чтобы Лина в воскресенье могла спокойно отдохнуть. Эмиль и показал Альфреду связку писем. – Все может сгодиться, – сказал Эмиль. – Коли мне когда-нибудь понадобится послать письмо, у меня будет целая груда уже написанных. Первым в связке лежало письмо из Америки, и Эмиль даже присвистнул, увидев его. – Чудеса в решете, Альфред, глянь-ка, тут письмо от Адриана! Адриан был старший сын хозяев Бакхорвы, который давным-давно уехал в Америку и за все время только разок написал домой. Об этом знала вся Леннеберга, и все были сердиты на Адриана и жалели его бедных родителей. Но что написал Адриан в этом письме, которое наконец пришло в Бакхорву, никто не знал. В Бакхорве об этом помалкивали. – Небось теперь все можно узнать, – сказал Эмиль. Он сам научился читать как по-печатному, так и по-письменному. Мальчик-то он был толковый! Эмиль открыл конверт, вынул письмо и прочел его вслух Альфреду. На это не ушло много времени, так как письмо было коротким. Вот что в нем было написано: «Я видил Мидведя. Шлю вам адрэсс. Гуд бай покедова». – От этого письма вряд ли мне будет какой прок, – молвил Эмиль. Ну да это еще как сказать! Наступил вечер. Суббота, двенадцатое июня, подходила к концу, ночь спустилась над Каттхультом, даруя покой и тишину всем, кто там жил, и людям, и животным. Всем, кроме Лины, у которой болел зуб. Она лежала без сна на своем деревянном диване, не в силах уснуть, стонала и причитала, а тем временем короткая июньская ночь пролетела, и настал новый день. Еще один новый день в жизни Эмиля! ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ИЮНЯ. Как Эмиль трижды храбро пытался вырвать у Лины коренной зуб, а потом выкрасил маленькую Иду в фиолетовый цвет

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4239...

В описываемый нами период более посчастливилось на Руси протестантам, так как они нашли покровителя в лице молодого царя–реформатора. Общение русских с протестантами не обходилось без ущерба для чистоты православных убеждений друзей – сторонников немецкой слободы 373 . Хотя, в силу действовавших узаконений, в русском государстве протестантской пропаганды не допускалось, и сами протестанты были оценены русскими предпочтительно пред католиками за ненавязчивость другим своих религиозных воззрений, однако протестантское влияние не могло не сказаться на русских людях в силу простого делового и житейского общения с немецкой слободой. По замечанию Цветаева, протестантские мнения распространялись в русском обществе так: «В одном месте проявит себя какой–либо пастор, тем более что, по сознанию протестантских писателей, проповедь была лучшим средством «направить русских на истинный путь»; в другом – обнаружит излишнюю ревность иной помещик или домохозяин, стараясь провести свои религиозные тенденции между своими крепостными или русской прислугой; там кто–нибудь, разговорившись с москвитянином о житейских предметах, переведет речь на предметы религиозные, неодобрительно отзовется о православии и православных и похвалит своих; чаще и решительнее поступали таким образом члены посольств» 374 . Конечно это была не явная пропаганда, а тайная. Она имела успех особенно среди доморощенных русских рационалистов – преемников стригольников, жидовствующих и др., оказав на них свое влияние и сообщив новый характер религиозного вольномыслия. Новые вольнодумцы не составили какого– нибудь общества; в общей массе православных они были почти незаметны, только в начале XVIII века на них обращено было серьезное внимание местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским , в виду резкого выступления некоторых фанатиков– вольнодумцев в деле Дмитрия Твиритинова. До этого же времени протестантствующие были неуловимы, хотя сам п. Адриан и его сотрудники видели плоды влияния протестантов на русское общество в охлаждении некоторых православных к родной религии и нарушении церковных традиций и устава, отмечая в своих проповедях и сочинениях опасность протестантизма для русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010