Общение с подобными тружениками о Господе для о. Адриана было особенно утешительно и полезно ввиду тех больших скорбей, какие ему приходилось переносить во время своего подвига служения людям, особенно в последнее время его жизни. Тяжелый для изнуренного постом подвижника сам по себе, подвиг старческого руководствования обращавшихся к нему людей, был отягчен еще рядом скорбей из-за злобы диавола и людей. Старец трудился, но и враг не дремал, творя ему много обид и возмущая против него монастырскую братию. Игумены о. Рафаил, Павел и настоятель иеромонах Ириней уважали старца и содействовали ему в его служении предоставлением нужных удобств. И ненавистники из братии, кроме своего злословия, особенно ничем вредить подвижнику не могли. Но, когда настоятелем стал игумен Сергий, долго таившаяся злоба прорвалась наружу с ожесточенным напряжением. Новый настоятель не мог понять старческого служения о. Адриана и с самого начала своего настоятельства стал относиться к подвижнику недоверчиво. Недоброжелатели Адриановы и воспользовались этим обстоятельством. Всячески стали они чернить праведника: обвиняли его и в корыстолюбии; клеветали на его чистую девственную жизнь; ему приписывали такие деяния, какие нетерпимы и в самом обыкновенном мирянине. Наконец, достигли того, что настоятель запретил ему принимать и народ. Старец терпеливо нес это испытание. Но не вынесли того жаждавшие старческого слова и так налегли на настоятеля, что тот против своей воли, однако, разрешил о. Адриану снова принимать народ. Сам праведник, видя большое смущение среди братии из-за себя, усматривая в этом смятении козни врага, смиренно решил уйти из обители ради водворения в ней спокойствия и тишины. «Кто я такой, говаривал он в эту пору, что из-за меня, убогого, смущается настоятель и братия св. обители»? И пламенно молился за врагов. Югский настоятель, встретившись с Сергием в Ярославле, выпросил у него к себе в обитель о. Адриана. Близорукий и неразвитой Сергий с радостью согласился: он был рад избавиться от беспокойного, по его мнению, человека, сам того не понимая, неразумный, что, избавляясь от о. Адриана, он служил врагу и лишал обитель великого сокровища благодати Божией. Узнав о воле настоятелей, о. Адриан смиренно оставил столь дорогую обитель. В ней он провел тридцать лет своей иноческой, страдальческой жизни; здесь он принял постриг; здесь у гробницы своего ангела преподобномученика Адриана он находил утешение и подкрепление в тяжелые минуты борьбы. Эту-то обитель по злобе людской и пришлось ему оставить. Смиренно вышел из родной обители изгнанник и вошел в новую обитель 14 февраля 1851 г., во время благовеста к литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, взял Иерусалим и разграбил его ( 3Цар.14:22–26 ). Потом он был взят и разграблен Иоасом, царем Израильским, в царствование Амасии ( 4Цар.14:13–14 ), Ассириянами, в царствование Манассии ( 2Пар.33:11–16 ), Навуходоносором, в царствование Иоакима ( Дан.1:1–4 ), и в царствование Иехонии, сына его ( 4Цар.24:10–14 ), и, наконец, в царствование Седекии ( 4Цар.25 ). Навуходоносор сжег и совершенно разрушил город. 70 лет спустя, Иерусалим был восстановлен Иудеями по дозволению Кира. Впоследствии Иерусалим был взят Антиохом Епифаном. Возвращенный Иудою Маккавеем, он был тщетно осаждаем несколькими царями Сирийскими и пользовался миром до времени Гиркана и Аристовула, когда Помпей взял его после трехлетней осады и разрушил стены его. В конце царствования Нерона Тит осадил Иерусалим во время иудейской Пасхи, взял его и отдал на разграбление воинам и в добычу пламени. В 134 году Адриан решился восстановить Иерусалим; восстановленный город получил название: Элия Капитолина; прежнее же название возвращено ему только во время Константина и Елены. Древний Иерусалим занимал три холма: один на юго-западе, самый обширный и самый высокий, это гора Сион, древняя крепость Иевусеев; другой – на западе; он в Св. Писании не носит особого названия; при Антиохе Епифане он получил название Акры; третий – на востоке, названный Мориа, на котором был построен храм. Первоначально Мориа отделялась от Акры долиною, но Симон Маккавей засыпал ее, Мориа с Αкрοю образовали один холм. Впоследствии Иерусалим занял четвертый холм на севере, названный Везефою (новый город). С этой стороны Иерусалим не был защищен природою местности, и потому осады Иерусалима всегда производились с северной стороны. С трех других сторон глубокие долины делали город неприступным. Восточный овраг назывался долиной Кедрон, южный – долиной Енном, западный – долиной Гигон. На западе Иерусалима находилась Голгофа. При возобновлении Иерусалима под именем Элии Капитолины, Адриан включил ее в черту города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Интервью с заведующим аспирантурой Московской духовной академии игуменом Адрианом (Пашиным) 10 апреля 2012 г. 16:26 Заведующий аспирантурой Московской духовной академии игумен Адриан (Пашин) рассказал о недавно образованном подразделении МДА. — Отец Адриан, расскажите, пожалуйста, кратко о событии. — 12 марта 2012 года состоялось заседание Ученого совета, на котором было принято решение об открытии в Московской духовной академии аспирантуры. Было принято положение об аспирантуре, и я был назначен ее заведующим. Аспирантура — это подразделение Московской духовной академии, готовящее научно-педагогические, научно-богословские кадры со степенью кандидата богословия. — Какие изменения произойдут в учебном процессе в связи с открытием аспирантуры? Какие возможности открываются? — В принципе, сама трехлетняя академия уже была аспирантурой. При двухступенчатой системе образования: первая ступень — пятилетний специалитет (то, что мы называли семинарией), а трехлетняя академия — это аналог светской аспирантуры. Сейчас мы переходим на трехступенчатую структуру — четырехлетний бакалавриат, двухлетнюю магистратуру и трехлетнюю аспирантуру. Кроме самого перехода на трехступенчатую структуру мы хотим и сам процесс учебной подготовки высококвалифицированных богословов, церковных историков в этой трехлетней аспирантуре сориентировать на светские стандарты. Если форма обучения в аспирантуре заочная, то срок обучения увеличивается до четырех лет. Учебный процесс как таковой приходится только на первый год обучения: это не более 6 пар в неделю, включая новый иностранный язык, предмет по специализации и основной предмет — богословие. — Каким будет первый набор? Сколько человек планируется принять? — Жестких рамок мы пока не определяем. Понятно, что в первую очередь кандидатами в аспирантуру будут являться выпускники нашей магистратуры. Если будут поступать абитуриенты из магистратур других духовных учебных заведений, мы с удовольствием рассмотрим и их кандидатуры. В аспирантуру могут поступать и студенты из других Поместных Православный Церквей, а также инославные со степенью магистра, если они будут иметь соответствующее направление от Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для выпускников светских магистратур наши двери также не будут закрыты, но по каждому конкретному случаю вопрос о допуске к вступительным экзаменам будет решаться индивидуально ректором МДА. Скорее всего, для такого человека будут введены дополнительные экзамены по предметам из курса бакалавриата и магистратуры МДА.

http://patriarchia.ru/db/text/2152686.ht...

На месте развалин Иерусалима Адриан основал языческий город – Элия-Капитолина (в честь императора и Капитолийской триады – Юпитер, Юнона, Минерва). Евреям вплоть до правления Константина Великого (см. примечание 55) было запрещено входить в Иерусалим. Адриан, продолжая бывшие до него гонения на христиан, обуздал между тем ярость их преследователей требованием судебного разбирательства для определения вины обвиняемых. 92 Юлиан Отступник (331–363), Римский император, правивший с 361 года, племянник Константина Великого (см. примечание 55). Воспитанный почитателем эллинской культуры, под влиянием ритора-язычника Ливания и неоплатоника Максима, Юлиан тайно ненавидел христианство. Поэтому его вступление на престол вызвало у язычников ликование: язычество вновь стало государственной религией. С особым торжеством новый император совершал многочисленные жертвоприношения, зачастую самолично. Понимая, что кровавыми гонениями изжить христианство невозможно, он надеялся уничтожить его посредством тонкой политики: то, что казалось обществу терпимостью к различным христианским партиям и сектам, в действительности являлось следствием расчета, что в результате внутренней борьбы христианство само придет к падению. Юлиан запретил христианским ученым преподавать философию и поэзию в школах; чтобы посмеяться над пророчеством Спасителя об Иерусалимском Храме (о том, что от него не останется и камня на камне (см.: Мф. 24, 1–2 ; Мк. 13, 1–2 ; Лк. 21, 5–6 )), приказал иудеям восстановить его, дав при этом и средства. Однако трижды являвшийся из-под земли огонь истреблял начатые постройки, так что иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела. Естественно, что все привилегии государственной религии принадлежали при Юлиане уже не христианству, а язычеству. На знаменах империи вместо Креста помещались изображения языческих богов, воинские церемонии снова приобретали языческий характер. Политика Юлиана в отношении религии постепенно повела к стеснению всех христиан, что стало все более ощущаться во всех житейских делах: на службе предпочитались язычники, споры и суды решались в их пользу: у христиан отбирались храмы, ими возведенные или восстановленные, со всем имуществом при них, и передавались язычникам; в Антиохии он приказал окропить жертвенной кровью все продаваемые на рынках припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не имея же Старец вечного увольнения, поэтому всегда в опасности живя, чтобы не быть истязаем от исправника или неких начальников; поэтому возвратился к братьям своим и живя у них тайно и сокровенно, пока новый возьмет паспорт, и так опять отошел от братий на пустынное жительство. Немирствуя духом, что сам собой управляет, о сем тужа, желал быть в повиновении у некоего доброго отца. Услышав же, что в Брянских лесах живет иеромонах Адриан в пустыне с учениками, который потом был настоятелем в монастыре Коневце, и представился схииеромонахом в Симонове монастыре; пойдя к нему и видя в нем простоту его нрава и смиренное его мудрование, очень возлюбил его и возжелал при нем жить, и просился чтобы принял его в ученики к себе. Быв же принятым к нему в сожитие, не утомлялось в нем желание к уединенной жизни, и сильно скорбел о том, что должен ежегодно возвращаться восвояси для перемены паспорта, вечного увольнения не надеясь никогда получить за бедность и бездерзновение свое. Жил и другой старец простой – Варнава монах, не далеко от иеромонаха Адриана; был же и у отца Варнавы ученик Илларион. Как-то ночью пришли разбойники прежде к отцу Варнаве и потребовали у того денег, но он не имел ни одной монеты, они же, не веря монаху, били его без милости, едва живым оставили; ученик же его бежал к иеромонаху Адриану известить о нападении разбойников. Услышавши же ученики отца Адриана разбежались: один в село сообщить, а другие скрылись в лесу. Пришедши к отцу Адриану, разбойники также требовали денег; ибо думали, что он, как иеромонах, берёт от бояр деньги за исповедь, но он ни от кого денег не принимал, а брал только что нужное для жизни – съестное и на одеяние, но они ему не поверили, и били, и мучили его бесчеловечно; видевши же, что нет денег у них, обобрали всю одежду и ушли, оставив тоже и отца Адриана еле живым; возвратившись ученики и увидевши своих отцов без милости избитых всех, в крови и ранах, крепко измученных, восплакали горько; и с того времени во всякую ночь весьма боялись вторичного разбойничьего нашествия. От лютых побоев отец Варнава не мог выздороветь и умер; там в пустыне и погребли его. Отец Адриан через долгое время едва выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Если же это определение и новый указ, которого не заслуживает даже неприязненность варваров, вышли не от тебя, то мы еще более просим не презреть нас среди столь явного грабительства». В третьем отрывке Мелитон говорит о том благополучии, какое принесла с собой и будет приносить римскому государству христианская философия, и напоминает императору о рескриптах, которые его дед Адриан и отец Антонин Пий издали в защиту преследуемых христиан. «Наше любомудрие первоначально процвело среди варваров (т. е. иудеев); потом в могущественное владычество твоего предка Августа, встретившись с подвластными тебе народами 505 , было для твоего царства добрым предзнаменованием; потому что с тех пор римская держава возвеличилась и прославилась. Ты сделался вожделенным преемником престола и будешь владеть с сыном (Коммодом), если сохранишь то любомудрие, которое возрастало с твоим царствованием и началось с Августом, и которое твои предки чтили наравне с другими верами. А что наше учение расцвело вместе с благополучным началом империи, именно к ее благу, величайшим доказательством служит то, что с владычества Августова не случилось ничего худого, напротив, по общему желанию, все шло счастливо и славно. Из всех императоров только Нерон и Домитиан, склонившись на убеждения некоторых зложелательных людей, старались оклеветать наше учение, и от них-то, через безумное обыкновение клеветать, полилась ложь на последующих христиан. Впрочем, благочестивые твои предки исправили их неведение: они много раз письменно выговаривали тем, которые относительно христиан осмеливались вводить какие-либо новости. Известно, что дед твой Адриан писал как другим, так и проконсулу Асии Фундану; а твой отец, когда уже и ты разделял с ним правление, писал различным городам и, между прочим, лариссянам, солунянам, [афинянам] 506  и всем чтобы относительно нас они не предпринимали ничего нового. Что же касается до тебя, то мы еще более убеждены, что, питая одинаковые с ними или даже проникнутые высшей любовью к человечеству и мудрости мысли о христианах, ты сделаешь все по нашему прошению» (IV, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Игум. Лука: Над созданием программного обеспечения работало два программиста. Они, конечно же, советовались с Иконописной школой, чтобы поисковая система была наиболее удобной для иконописцев. Над подбором иллюстраций работала большая группа, но лишь несколько человек непосредственно вводила в программу отобранные изображения. Мы благодарны всем иконописцам, работникам музеев, которые предоставляли нам иконографический материал. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество при подготовке второго издания диска. Иером. Адриан: Большое Вам спасибо за это интервью. Наш портал желает Вам помощи Божией в работе над пополнением «Нового иконописного подлинника».   Беседовал иеромонах Адриан (Пашин) Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/369006

Гай Юлий Цезарь воздвиг новое здание сената и заложил основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принадлежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить рядом построек общественного и религиозного характера старый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих идей нашла своё выражение в постройке портика для голосований[еп] на Марсовом поле, вторая — в создании искусственных площадей (fora), в сущности являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них был форум Юлия Цезаря с храмом Венеры-Прародительницы, прародительницы Юлиев. Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, который создал новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укреплённого города, пространство внутри Сервиевой стены окончательно застраивается, в пределы города входят и предместья. На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезаря и нового центра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившейся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. Возле форума Цезаря возник форум Августа, а поблизости расположился Храм Марса-Мстителя, чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсовым полем. Был также построен сохранившийся до наших дней Пантеон. В правление императора Нерона в Риме произошёл «великий пожар». Город полностью отстраивается, на этот раз более красиво, только с утверждением династии Флавиев. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц. Новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Веспасиана было обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством после пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. В долине между Палатином и Эсквилином возник Колизей, вокруг него — ряд построек служебного характера. Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян; он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем колоссальной площадью (forum Traianum). Всемирно известна созданная в это время колонна Траяна. Главным созданием Адриана был Храм Венеры и Ромы на Велии, возведением которого было закончено превращение центральной части города в ряд блестящих построек, связывавших форум с Марсовым полем с одной стороны и с площадью у Колизея — с другой. За Тибром Адриан выстроил себе мавзолей, существующий ещё и теперь в виде крепости св. Ангела; там же возник в это время и новый цирк. Императоры вели активное строительство грандиозных терм (общественных бань).

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Гораздо больше забот и неприятностей причинило владыке в этому году Ахтырское духовное училище. С 1-го апреля временно строительный комитет начал строить в нем новый трехэтажный корпус. Уже летом доходили до владыки недобрые вести о ведении этой постройки. Член комитета священник Адриан Мухин еще 13-го июня жаловался преосвященному Амвросию на разногласие членов комитета с училищным начальством и указывал на необходимость выйти из числа членов строительного комитета. Выслушав объяснение смотрителя училища и удовлетворившись им, преосвященный Амвросий положил на жалобе о. Мухина такую резолюцию: «Советовал бы я о. Мухину поступить согласно с заключительными словами его записки. Трудно служить, когда испорчены отношения с товарищами». Но дурные слухи не прекращались. Вследствие этого 23-го августа преосвященный дал ректору семинарии и эконому архиерейского дома формальное предложение – отправиться в г. Ахтырку и обревизировать производящуюся постройку нового училищного здания и делопроизводство строительного комитета. 2-го сентября ревизоры возвратились в Харьков и донесли преосвященному, что постройка нового корпуса идет удовлетворительно, вчерне приближается к концу, но что между членами комитета и правлением училища происходят постоянные препирательства, что удобнее было бы поручить самому правлению доканчивать постройку хозяйственным способом. На этом донесении ревизоров владыка написал такую резолюцию: «В консисторию. Предлагаю оной: 1) строительный комитет при Ахтырском духовном училище закрыть; 2) при указе о закрытии комитета препроводить в правление училища сие донесение с тем, чтобы правление приняло на себя построение нового училищного корпуса порядком в заключении сего указанным и донесло о сем мне, – на что я его и уполномачиваю». С этого времени само училищное правление продолжало вести постройку. Вдруг в ночь с 4-го на 5-е ноября преосвященный Амвросий получил от смотрителя Ахтырского духовного училища краткую телеграмму: «новый корпус рухнул; стоят пока две стены». Эта телеграмма чрезвычайно расстроила владыку. Он позвал меня в 5 часов утра к себе и приказал ехать в Ахтырку, разузнать, что там произошло и подробно донести ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Введение I. Септуагинта как священный текст: история и критика 1. Предание о переводе Семидесяти 2. «Александрийский канон» 3. «Библейский язык» в Септуагинте 4. Септуагинта в семействе библейских изводов а) Отношение LXX к МТ б) Гекзаплы Оригена в) «Стандартная» византийская версия LXX г) «Новые переводы» II в. н.э. д) Пешитта е) Латинские переводы ж) Коптские переводы з) Эфиопский перевод и) Армянский перевод к) Славянский перевод л) Другие переводы II. Библейская картина мира в Септуагинте 1. Теология 1.1. Сущий и творение из ничего а) Имя Ο ΩΝ б) Небытие субстрата вещей в) Эллинистический контекст г) Логическая взаимосвязь д) Прочие имена е) Следствия 1.2. Описание Божества 1.2.1. Отрицательные свойства а) Непостижимость б) Нелокализуемость в) Вневременность 1.2.2. Положительные свойства а) Вечность б) Открытость познанию в) Вселение в тварь 1.2.3. Богоявления а) Жертва б) Премудрость в) Дух 2. Космология 2.1. Бездна и море а) Бездна тварна б) Бездна проходима в) Бездна и земля г) Море, змей, история 2.2. Мировое зло 2.3. Эсхатология: основные понятия 3. Антропология 3.1. Человеческая природа а) Наследственность Тыква Ионы б) Смерть и бессмертие в) Внешний и внутренний человек г) Человек и ангелы 3.2. Антропологический идеал 3.2.1. ΠΑΙΔΕΙΑ Понятие о воспитании а) наказание (в современном смысле слова) б) поучение (наставление, проповедь) в) обучение (процесс) в. а) наставление в. б) вразумление г) разумение д) образованность Палестра мучеников: идеал воспитания юношества 3.2.2. ΣΟΦΙΑ а) Обретение чувства б) Понимание притчей III. В преддверии христианства 1. Пролегомены ко христологии 1.1. Имена Мессии XPIΣTOΣ KYPIOΣ ПАΙΣ APXΩN ANATOΛH ΑΝΘΡΩΠΟΣ 1.2. Учение о Премудрости Премудрость как субъект Дух Премудрости Страдающий праведник Разумное устройство мира 1.3. Библейская хронология А. Иудейская традиция Б. Кумраниты В. Апокрифы Г. Новый Завет Д. Христианская традиция Е. Исторические свидетельства 2. Христологические темы 2.1. Помазание Мессия-Пророк Мессия-Священник Мессия-Царь 2.2. Предвечность 2.3. Родство 2.4. Рождение от Девы (Ис 7:14) Оригинален ли текст? ΝΕΑΝΙΣ Переводческая этимология Переводческая экзегеза 2.5. Страдания и смерть а) Неизбежность страданий Псалом IX Псалом XXI Псалом XXXIX Псалом LXXXIII б) Искупление Заключение Приложения. Переводы Приложение I. Иероним. Прологи к Вульгате Приложение II. Адриан. Исагога, иди Введение в Божественные Писания Список сокращений и знаков  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010