Тем не менее в том виде, в каком эта визант. традиция фиксируется в Минологии Василия II и словаре «Суда», она уже успела претерпеть сильное влияние западной. Эта традиция не была чужда в IX в. и Западу и, в частности, отражена в Древнем (Малом) Римском Мартирологе и Мартирологе Адона Вьеннского. Память в календарях, синаксарях и мартирологах В ранних лат. календарях память Д. А. отсутствует. Древнейшее упоминание о ней содержится в Галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.), где указана память святых Дионисия, Рустика и Елевферия в Паризиях (9 окт.). Имена святых помещены в основной части заметки, что позволяет предполагать, что их память содержалась и в Италийской редакции Мартиролога (1-я пол. V в.). В наиболее ранних рукописях, Бернской и Вайсенбургской (VIII-IX вв.), св. Рустик назван диаконом, а Елевферий - пресвитером. В более поздней рукописи из мон-ря Райхенау и в списке мон. Невелона из Корби в соответствии с агиографической традицией, восходящей к свт. Венанцию Фортунату, св. Рустик именуется пресвитером (MartHieron. P. 24, 30). Вероятно, память Д. А. присутствовала в Мартирологе Беды Достопочтенного, сохранившемся в составе Мартиролога Флора Лионского и Англосаксонского календаря (IX в.). В Мартирологе Рабана Мавра содержится краткое указание на то, что Д. А. был направлен в Галлию сщмч. Климентом (PL. 110. Col. 1072-1073). Память Д. А. упоминается также в стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского (842 или 848; Wandalberti Martyrologium//PL. 121. Col. 613-614). Память Д. А. под 3 окт. впервые появилась в греко-латинских календарях, составленных в Италии: мраморном Неаполитанском календаре (сер. IX в.), к-рый по составу относится ко 2-й пол. VII в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 97-98, 145-150; Т. 2. С. 307), и 2 канонарях южноитал. происхождения, хранящихся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае,- 1-й написан в сер. IX в., 2-й - в X - нач. XI в. (архетип рубежа VIII и IX вв.) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 199). Во всех визант.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. [греч. Ισδωρος] († 250 или 251), мч. Хиосский (пам. 14 мая). Сохранилось 2 версии Мученичества И. По мнению исследователей, 1-я написана на Хиосе в 1-й пол. V в. (BHG, N 960), 2-я, содержащая сведения о перенесении части мощей И. в К-поль между 457 и 460 гг.,- в столице Византийской империи (BHG, N 961). К-польская версия имеет 2 более поздние переработки - BHG, N 961b и 961c (сокращенная). В XIV в. Николай Пепагомен написал 2 Похвальных слова в честь И. (BHG, N 961e, 961f). Был сделан перевод Мученичества И. на лат. язык (BHL, N 4478); краткое Житие составлено Петром Наталисом (BHL, N 4479); еще одна редакция была создана в связи с написанием Похвальных слов на перенесение мощей И. в Венецию (BHL, N 4480-4481). Существует копт. Мученичество Исидора, содержание к-рого не имеет ничего общего с греч. Мученичеством, кроме дня памяти и указания на то, что его мощи находятся на Хиосе (см. в ст. Исидор, мч. Антиохийский ). В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор. И., тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на о-ве Хиос И. как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). И. смело исповедал христ. веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка И. продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить И. Согласно к-польской редакции, И. был подвергнут перед казнью др. мучениям. Относительно погребения И. в источниках имеются разные версии. Согласно Мученичеству И., тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей И., тайный христианин Аммоний, принявший впосл. мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело И., пока стражники спали, и погребла его (SynCP. Col. 271-274). По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи И. были брошены в колодец, вода из к-рого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи ( Greg. Turon. Glor. martyr. 102). Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского.

http://pravenc.ru/text/674882.html

В 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский, видел в К-поле в Большом дворце мраморный столб (к к-рому, по сведениям этого автора, И. был привязан и брошен в море, но затем вышел из воды невредимым), а также часть мощей И. (Книга Паломник. С. 21). В ряде лат. календарей (в Мартирологе блж. Иеронима, во 2-й редакции Мартиролога Флора Лионского, в Мартирологе Адона Вьеннского) память И. отмечена 14 мая в соответствии с визант. Синаксарями, в других - 15 мая (в лат. Мартирологах Узуарда, Ноткера Заики, Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония и сир. Мартирологе Раббана Слибы). Кроме того, память И. встречается 5 февр. в нек-рых визант. календарях и в Римском Мартирологе. Предполагают, что эта дата установлена в память перенесения мощей И. в К-поль. Ист.: BHG, N 960-961f; BHL, N 4478-4481; ActaSS. Mai. T. 3. P. PG. 117. Col. 456; SynCP. Col. 683-684; MartHieron. Comment. P. 255; MartRom. Comment. P. 50, 190; ЖСв. Май. С. 466-470. Лит.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 443-450; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142, 373; Т. 3. С. 181-182; Delehaye. Origines. P. 216-227, 239, 385, 401; Lucchesi G. Isidoro di Chio//BiblSS. Vol. 7. Col. 960-968; Janin. Églises et monastères. P. 262-263; Saxer V. Isidore of Chios//EEC. Vol. 1/2. P. 417; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 226; Aubert R. Isidore de Chio (11)//DHGE. T. 26. Col. 193-195. О. В. Л. Гимнография Память И. отмечается в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 10), 11 мая. В этот день назначается общее последование святому. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 292) память И. отмечается 14 мая; назначается общее последование И. и др. мученикам, память к-рых также совершается 14 мая: на Пс 50 поется тропарь Αθλοφροι γιοι (Страстоносцы святые…), прокимен Пс 67. 36 со стихом, аллилуиарий Пс 96. 11; чтения: Деян 12. 1-11, Ин 15. 17 - 16. 2. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 1. С. 62) 14 мая содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Аналогичный набор песнопений входит в последование И. согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 152) и Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. упоминается 14 мая без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/674882.html

В Палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., Н., Патермуфия и Илии помещена под двумя датами: помимо традиц. дня памяти 19 сент. под 11 сент. содержится память П. и пострадавших с ним ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 91, 328, 334). Память П., Н., Патермуфия и Илии с др. 150 мучениками отмечена под 19 сент. в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 516; MartHieron. Comment. P. 517). Под этим же числом она вошла в зап. «исторические» мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда). В Мартирологе Флора по имени названы только епископы П. и Н., число пострадавших с ними не уточняется, но говорится, что они были клириками. Это указание, вероятно, было заимствовано из лат. перевода «Церковной истории» Евсевия, выполненного Руфином Аквилейским ( Rufin. Hist. eccl. VIII 14). В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония под этим же числом содержится краткая заметка о П., Н. и Илии, который ошибочно назван епископом Египта (MartRom. P. 405). В совр. редакции Римского Мартиролога сан Илии исправлен на пресвитера (MartRom. (Vat.). P. 495). В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П., Н., не названных здесь епископами, Патермуфия, Илии, не названного пресвитером, а также 150 мучеников указана под 19 сент.; в остальном сказание соответствует заметке из Синаксаря К-польской ц. (славянский и греческий текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 92-94). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память святых смещена на 17 сент.; здесь отдельно поминаются 100 мучеников, пострадавших в Египте, 46 мучеников, сожженных огнем, Патермуфий и Илия, также пострадавшие в огне. В краткой заметке, относящейся к 46 мученикам, упоминаются 2 епископа П. и Н. и 2 «славных мужа» Патермуфий и Илия. Они и еще 100 христиан происходили из Египта, 50 других, пострадавших с ними,- из Палестины; далее приводятся сведения из сказаний визант. синаксарей ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 69-70). В ВМЧ митр. Макария память святых, как и в визант. календарях, содержится под 19 сент.; имя Патермуфий передано как Петремуфий, П. и Н. не названы епископами, а Илия - пресвитером, в остальном заметка повторяет сказание из Синаксаря К-польской ц. (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1253-1254). В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, краткое сказание о святых содержится под 17 сент.; в нем повествуется, что 156 мучеников пострадали за Христа в г. Тир, в Финикии, при имп. Диоклетиане и воеводе Ветурине. Среди них было 2 епископа из Египта - П. и Н., свящ. Зинон, 2 славных мужа - Патермуфий и Илия ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 89 об.). В современной редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского под 17 сент. говорится, что мученики пострадали ок. 310 г., во время гонений имп. Максимиана, по именам упоминаются только П. и Н.

http://pravenc.ru/text/2579930.html

Время кончины П. и В. следует отнести к началу гонения Диоклетиана; первые антихрист. указы были обнародованы в кон. февр. 303 г. ( Lact. De mort. persecut. 12). Согласно Евсевию Кесарийскому, гонение началось именно с преследования христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Память П. значится в Мартирологе блж. Иеронима под 25 мая. Однако его имя приведено как Поликрат. Это искажение, видимо, попало уже в источник Иеронимова Мартиролога - т. н. Никомидийский мартиролог, поскольку в восходящем к тому же источнику Сирийском Мартирологе имя мученика - Поликарп. В Мартирологе блж. Иеронима к П. присоединяется дружина из 4 мучеников, под к-рой следует подразумевать В. и др. Доростольских мучеников, в чьих Мученичествах упомянут П., а именно Иулий, Никандр и Маркиан. В переработке анонимного Мартиролога нач. IX в. на основе Мартирологов Беды Достопочтенного и блж. Иеронима Флор Лионский сделал такую заметку: «В Мёзии, в городе Дуросторе, память святых мучеников Пасикрата и Валентиона и двух других, тогда же получивших венец мученичества». В таком виде она была включена в др. каролингские мартирологи - Адона Вьеннского и Узуарда. Из последнего она перешла в Римский Мартиролог. Ист.: ActaSS. Mai T. 6. P. 23-24; PG. 117. Col. 420 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 627-628; MartHieron. Comment. P. 272; MartUsuard. P. 234; MartRom. Comment. P. 207; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1912. P. 17. (PO; T. 10. Fasc. 1); ЖСв. Апр. С. 400-401; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 268-270. Лит.: Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31, P. 161-301. Saoget J.-M. Pasicrate e Valenzione//BiblSS. Vol. 10. Col. 351-353; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 376-377; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 268-269. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2579126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЯ [Греч. Λουκα] († 303 или 304), мц. Сиракузская (пам. 13 дек.). Источники Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242) Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242) Греч. Мученичество BHG, N 995 было написано в первые десятилетия V в. ( Joanne. 1758; Barreca. 1902; Martirio di S. Lucia. 1959). Сохранились также его переработанные и сокращенные версии: вариант с кратким предисловием BHG, N 995c ( Halkin. 1975. P. 289-293), эпитома BHG, N 995е ( Idem. 1956), эксцерпция BHG, N 995f ( Barreca. 1902. P. 25-26). В IX в. на основе Мученичества BHG, N 995 сиракузским агиографом был создан панегирик BHG, N 995d ( Costanza. 1957). В XII в. Иоанн Цец посвятил Л. Похвальное слово BHG, N 996 ( Пападопуло-Керамевс. 1909). Неизданной остается «Похвала городу Сиракузам по причине святой Лукии» BHG, N 995g. Лат. Мученичество BHL, N 4992, переработка греческого, было создано в VI в. ( Beaugrand. 1882). В VII в. оно было известно св. Альдхельму (ок. 640-709), который изложил историю Л. в прозе («Трактат о девстве» - Aldhelm. De laud. virg. 2//PL. 89. Col. 142-143) и в стихах (поэма «О похвале девам» BHL, N 4993 - Idem. Poemata de laudibus virginum//PL. 89. Col. 269-270). На этом же Мученичестве основывался Беда Достопочтенный при составлении заметки для своего Мартиролога в 1-й пол. VIII в. (сохр. в составе Мартиролога Флора сер. IX в.: Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 81). Более подробно история мучения Л. изложена в Мартирологе Адона Вьеннского 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 413-414). Л. посвящен ряд стихотворных произведений: BHL, N 4994 (автор - аббат, имя к-рого начиналось с буквы Г), BHL, N 4995 (Сигиберт, мон. из Жамблу, † 1112), BHL, N 4996 («Золотая легенда» Иакова из Варацце), BHL, N 4997 (автор - Баттиста Мантуано), а также сочинения, написанные в связи с перенесением мощей Л. или с чудесами мученицы: письмо лютбургским монахам о перенесении руки Л. BHL, N 4998; Слово мон. Сигиберта из Жамблу на перенесение руки Л. из Меца в мон-рь Лютбург BHL, N 4999; Сказание о перенесении мощей Л. в 1204 г. в Венецию BHL, N 5000; Чудо в Вероне в 1308 г. BHL, N 5001; Чудо в Сиракузах в 1367 г. BHL, N 5003. Мученичество

http://pravenc.ru/text/2110869.html

Католич. святые Бонавентура и Леандр. 1665–1666 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Музей изящных искусств, Севилья) Католич. святые Бонавентура и Леандр. 1665–1666 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Музей изящных искусств, Севилья) Поминовение Л. 13 марта указано в Кордовском календаре (X в.) и в нескольких мосарабских календарях из Сев. Испании (XI в.). В средневековых богослужебных книгах испано-мосарабского обряда этот праздник не указан. Во франкские мартирологи поминовение Л. было включено благодаря упоминаниям о нем в «Моралиях» и «Диалогах» Григория Великого. В мартирологе Флора Лионского память святого указана под 27 февр. (в Иеронимовом мартирологе под этой датой значилось поминовение мч. Леандра из Смирны); этот праздник указан также в более поздних «исторических» мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда. В сказаниях подчеркивается, что Л. обратил кор. Реккареда и всех готов в правосл. веру (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 314, 370, 380, 481). Под 27 февр. поминовение Л. было внесено в Римский Мартиролог. В наст. время память святого как в римском, так и в испано-мосарабском обрядах совершается 13 марта. В испанских рукописных бревиариях XIII-XV вв. сохранилось несколько кратких Житий Л. в форме литургических чтений, основанных на соч. Исидора «О знаменитых мужах», «Истории Испании» архиеп. Родриго Хименеса де Рады и др. источниках ( Mart í n. 2014). Вымышленные сведения о святом содержатся в Житии Л., Исидора, Фульгенция и Браулиона, составленном в XIII в. в Сарагосе. В этом источнике Л. и его братья представлены как сыновья кор. Леовигильда, якобы сына кор. франков Лиубы (в действительности Леовигильд был братом вестгот. кор. Лиувы I); их матерью названа Феодосия, дочь Северина, сына Теодориха Великого и дукса Карфагенской пров. В Житие включены 2 пролога, автором к-рых назван папа Григорий Великий ( Idem. 2007). Местное почитание Л. в Севилье началось после завоевания города в 1248 г. Фернандо III Святым, королем Кастилии и Леона. По преданию, мощи святого хранились в кафедральном соборе (их перенесение праздновалось 6 апр.); с 1543 г. святыня находится в Королевской капелле. Л. почитается как покровитель архиеп-ства Севилья и еп-ства Уэльва.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Северина на епископскую кафедру Колонии, принял в Треверах Афанасия Александрийского, гонимого имп. Констанцием. Описывая перенесение мощей святого, автор «Деяний...» утверждает, что М., как и его предшественник Агриций, был похоронен «в усыпальнице св. Евхария». Это сообщение, к-рое противоречит данным др. источников, связано с притязаниями монахов трирского аббатства св. Евхария (св. Матфия): в этом мон-ре якобы были погребены почти все древние епископы города (автор «Деяний...» скорее всего был насельником мон-ря св. Евхария или каноником соборного капитула) (MGH. SS. T. 8. P. 153-154; см.: Kr ö nert. L " exaltation. 2010. P. 277-287). Сведения о М., основанные на Хронике Евсевия-Иеронима, сочинениях Григория Турского и трирской агиографии, приведены в энциклопедическом своде Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIV 7). Краткие сказания о святом включены в нек-рые «новые легендарии» XIII-XV вв., напр. в «Перечень святых» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 64). Литургическое почитание Поминовение М. указано в Иеронимовом мартирологе под 29 мая (галльская редакция, кон. VI - нач. VII в.; см.: MartHieron. P. 68; MartHieron. Comment. P. 280-281). День памяти святого значится в календаре св. Виллиброрда (1-я четв. VIII в.- The Calendar of St. Willibrord from Paris. lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 7, 31), в календаре Реомского монастыря (1-я пол. VIII в.- Paris. lat. 14086. Fol. 5r) и в др. франк. и герм. церковных календарях раннего средневековья. Память М. была включена в «исторический» мартиролог Беды Достопочтенного, но сказание о святом отсутствовало (St. Gallen. Stiftsbibl. 451. Р. 36); эта запись воспроизведена в мартирологе Рабана Мавра (ок. 843). Флор Лионский добавил упоминание о том, что М. принял в Треверах свт. Афанасия Александрийского, бежавшего от имп. Констанция. В таком виде запись о поминовении святого приведена в мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда. Ноткер Заика добавил к этой записи пространное рассуждение о том, можно ли епископам покидать свои кафедры в условиях гонений.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Вероятно, на основе Деяний св. апостолов возникла традиция называть К. С. епископом Кесарии Палестинской: в сб. «Апостольские постановления» (ок. 380), авторство к-рого приписывается сщмч. Клименту , еп. Римскому, говорится, что Корнилий занял епископскую кафедру в Кесарии после Закхея (Const. Ap. VII 46//PG. 1. Col. 1047-1050). Почитание святого в этом городе было распространено уже в IV в.: по сведениям анонимного паломника из Бурдигалы, в 333 г. в Кесарии находилась купальня К. С., от к-рой происходили мн. исцеления (Itinerarium Bordigalense//Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. [Vol. 1.] P. 13. (CCSL; 175)); в кон. IV в. св. Павла видела здесь перестроенный в церковь дом святого ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 882), куда, согласно сказанию из дометафрастовского Минология, изданного Ф. Алькеном по рукописи из афонского мон-ря Филофей (Ath. Philoth. 8, XI в.), была перенесена десница К. С. Вероятно, к сер. VI в. получило распространение предание, что К. С. не только был крещен, но и принял мученическую кончину в Кесарии, где паломник из Пьяченцы (ок. 570) видел могилу святого ( Theodos. De situ Terrae Sanctae//CCSL. 175. P. 116; Anon. Placent. Itinerarium//Ibid. P. 152). Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r) Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r) Традиция почитания К. С. как епископа Кесарии Палестинской была воспринята на Западе: в мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики), в «Перечне святых» Петра Наталиса († не позднее 1406 - Petr. Natal. CatSS. III 73), а также в Римском Мартирологе (80-е г. XVI в.) память святого, названного епископом, указана под 2 февр. В совр. Римском Мартирологе память К. С. отмечена под 20 окт. В визант. Синаксарях, где память святого обозначена под 13 сент. вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана либо отдельно под 11 сент. (напр., Paris. gr. 1589 и Ambros. C. 101. Sup, XII в.), К. С. не назван епископом: в сказаниях говорится, что после крещения он был поставлен во главе Скепсиса ап. Петром (или апостолами Петром и Тимофеем). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о святом помещено под 20 окт., здесь К. С. назван епископом Скамандра. Под этим же числом его память отмечена в Типиконе Великой ц., при этом в списке из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме К. С. упоминается как мученик ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 72).

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland [Греч. Παγκρτιος; лат. Pancratius] (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия). Почитание П. в Тавромении известно с V-VI вв. Память святого обозначена в Иеронимовом Мартирологе: под 3 апр. содержится запись: «В Тавромении Сицилийском святого Панкратия»; под 5 апр. указано имя П. с добавлением «на Сицилии»; под 8 июля - с такими же указаниями и искаженное имя - Пранканий (MartHieron. P. 172, 175, 359). Диак. Януарий основал базилику в г. Мессана (ныне Мессина) во имя святых Стефана, П. и Евпла, к-рую в 591 г. папа Римский Григорий Великий повелел освятить Мессанскому епископу ( Greg. Magn. Reg. epist. II 9). В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию, память П. обозначена под 8 июля ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 27). Из Иеронимова Мартиролога память П. перешла в зап. «исторические» Мартирологи IX в. (Флора, Адона Вьеннского, Узуарда), где она содержится под 3 апр. (у Узуарда имя П. искажено - Пранкатий). Эти памятники указывают на то, что с довольно раннего времени в Тавромении святой почитался в первую очередь как епископ, а не как мученик. Житие Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ ( Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан ( Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти ( Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. ( Amore.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010