«исторические» мартирологи IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики). Однако почитание П. не получило заметного распространения на лат. Западе. Под 16 февр. в «исторических» мартирологах содержится память Иулиана и 5 воинов, под которыми, очевидно, следует понимать 5 египтян, пострадавших с П., с неверным указанием - «в Египте». В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 16 февр. отдельно указаны память Иулиана, 5 египтян и память Порфирия и Селевка. О Иулиане ошибочно говорится, что он пострадал в Египте с 5 др. воинами. Об остальных 8 мучениках из дружины П. приводятся сведения на основе 11-й главы соч. «О Палестинских мучениках». Под следующим числом (17 февр.) отмечена память Феодула. Память П. вместе с Валентом и Павлом указана в Римском Мартирологе под 1 июня (MartRom. P. 66-67, 219). В совр. редакции Римского Мартиролога под 16 февр. содержится общая память всех 12 мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской (MartRom (Vat.). P. 143-144). В поздних сиро-яковитских Минологиях, вероятно под влиянием визант. традиции, под 16 февр. отмечена память П., Феодула и других, не названных по имени пострадавших с ними мучеников. В некоторых Минологиях XVI-XVII вв. П. назван епископом Публием, а Феодул - Феодотом (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 72, 119. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) сказание, восходящее непосредственно к рассказу Евсевия, помещено под той же датой (10 мехекана) (Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 7: Mois de Méhéki. P. 56-57. (PO; T. 21. Fasc. 1)). В копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката († 1324) под 22 амшира (16 февр.) указана память мучеников П. и Порфирия (Le calendrier d " Abou " lBarakât/Ed. E. Tisserant. P., 1915. P. 265. (PO; T. 10. Fasc. 3)). В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34), изданном Ж. Гариттом, память П. и пострадавших с ним помещена под несколькими датами: помимо традиционного дня памяти 16 февр. П. поминается под 6 февр.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Изображения М. являются неотъемлемой частью религиозного искусства Эфиопии. На иконах, фресках и книжных миниатюрах он изображается со скрижалями завета в руках, на горе Синай, с израильтянами и войском фараона, к-рое тонет в море, и проч. (см., напр.: Платонов В. М. Эфиопские рукописи в собраниях С.-Петербурга: Кат. СПб., 1996. С. 31). Библейский рассказ о противостоянии М. и египетских волхвов (Исх 7. 10-12) привел к наделению М. в эфиопской традиции мистическими свойствами. Так, бета эсраэль приписывают ему откровение тайных имен (асмат) Бога главам 12 колен Израилевых. Сохранился ряд приписываемых М. текстов магического характера. Е. В. Гусарова С. А. Моисеева Почитание на Западе В зап. «исторические» Мартирологи память М. под 4 сент. без сказания и топографических указаний впервые была внесена Флором Лионским в IX в. Впоследствии поминовение пророка под этим же числом без к.-л. добавлений перешло в Мартирологи Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики (Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recepsions: Texte et comment. P., 1984. P. 298; MartUsuard. 1965. P. 296; Notkeri Balbuli Martyrologium//PL. 131. Col. 1147). Под 4 сент. имя М. фигурирует в стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского (2-я четв. IX в.; MGH. Poet. T. 2. P. 593). В стихотворном ирландском Мартирологе Оэнгуса (1-я пол. IX в.) память пророка обозначена под 1 марта (The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 80). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М. под 4 сент., назвав его не только пророком, но и законодателем (legislator) и указав место кончины - «на горе Нево в земле Моав» (In Monte Nebo terrae Moab; MartRom. P. 379). Под этим же числом память М. и краткое сказание о нем содержатся в современной редакции Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 470; ср.: Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 349, 439, 483, 587). А. Н. Крюкова В славянской книжности В славянской книжности помимо переводов библейских книг, описывающих деятельность М., широко представлены апокрифы о пророке, сохранившиеся гл.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium//PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345-346). В Византии почитание Е. получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780-797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Е. был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерус. книжники проводили параллели между Е. и кнг. равноап. Ольгой , получившей в крещении имя этой святой. Разд. «Гимнография» см. в ст. равноап. Константин I Великий . Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548-654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene//Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1-19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255-260; Couzard R. Sainte Hélène d " après l " histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte Hélène. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana//Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44-110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967. S. 38-44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great//Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135-151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina//Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71-88; Sigal P. Les miracles de Ste. Hélène à l " abbaye d " Hautvillers au Moyen Age et à l " époque moderne//Assistance et assistés jusqu " à 1610: Actes du 97e Congr. nat. des sociétés savantes. P., 1979. P. 499-513; Wankenne A. Constantin et Hélène à Trèves//Les Études classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313-316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross.

http://pravenc.ru/text/189737.html

После кропотливой работы по описанию и сопоставлению рукописей Кантен пришел к выводу, что авторская версия М. Беды Достопочтенного не сохранилась. По мнению исследователя, самый близкий к ней текст, почти не подвергшийся интерполяции, сохранился в единственной рукописи, созданной в IX-X вв. англосакс. или ирл. писцом, вероятно, в Майнце или в аббатстве Фульда (St. Gallen. Stiftsbibl. 451). В рукописи текст не имеет начала и указания на авторство Беды; из-за утраты листов он обрывается на 25 июля, т. е. охватывает половину годового круга. Единственное дополнение, внесенное в текст после Беды,- поминовение св. Бонифация , «апостола Германии», и его сподвижников (5 июня); более поздним почерком под 8 июля добавлена память св. Килиана . Т. о., по мнению Кантена, все сохранившиеся версии М. Беды восходят к архетипу, в котором была указана память св. Бонифация, погибшего в 754 г. ( Quentin. 1908. P. 18-19, 115-116). Для реконструкции авторской версии М. Кантен использовал также интерполированный текст в рукописи, которая ранее принадлежала соборному капитулу Зальцбурга (Monac. Clm 15818, 2-я четв. IX в.; в ней содержатся добавления из Иеронимова М. и др. источников; текст представлен как сочинение Беды: Incipit martyrum logus Bedae presbiteri de circulo anni), и М. Рабана Мавра, основанный на произведении Беды. Все остальные рукописи М. Беды, изученные Кантеном, были отнесены им ко 2-й «семье» ( Quentin. 1908. P. 46-47). Мн. манускрипты были созданы в эпоху Каролингов. Среди них - рукописи из аббатства Лорш (Vat. Palat. lat. 834. Fol. 1v - 25v, 1-я пол. IX в.; Vat. Palat. lat. 833. Fol. 1r - 25v, сер. IX в., вероятно, изготовлена в Вормсе). В рукописи из аббатства св. Марциала в Лиможе текст М. Беды дополнен именами святых, заимствованными из Иеронимова М. (Paris. lat. 5552, X в.); в рукописи из Реймса под «пустыми» днями помещены записи из Малого Римского М., а также из М. Адона Вьеннского и Узуарда (Montpellier. Bibl. Univ. Section Médecine. H 410, X в.). Т. о., в манускриптах 2-й «семьи» текст М. Беды содержит многочисленные вставки и дополнения.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ († нач. IV в.), мч. Антиохийский (пам. 10 мая; пам. греч. 2 марта). Несохранившееся греч. Мученичество И. послужило источником кратких греч. синаксарных Житий и лат. Мученичества. Еще одна греч. редакция Жития содержится в дометафрастовском Минологии за янв. Patm. 273, Х в., в заголовке которого вместо имени И. стоит имя мч. Гордия . В Синаксаре К-польской ц. Житие И. помещено дважды - под 4 марта (более пространная версия) и под 10 мая, где указывается, что И. пострадал 4 марта (SynCP. Col. 674). И. был первым человеком среди приближенных имп. Максимиана (по мнению исследователей, Максимиана Галерия , зятя Диоклетиана ), имел звание магистра. Когда Максимиан приказал служившим в армии христианам отказаться от воинского звания и перейти в положение наемных слуг (видимо, в 303), И. снял дорогие одежды сановника и надел власяницу. Император велел ему пребывать в числе жен. прислуги. Когда Максимиан спросил И., не стыдится ли он своего униженного положения, тот ответил, что «царская честь является временной». После этого император велел привязать И. на шею жернов и утопить в р. Оронт. Согласно редакции Жития И., содержащейся в рукописи Patm. 273, мощи мученика хранились в антиохийском пригороде Килихия. Б. де Гефье сомневался в существовании И., предполагая, что агиограф перенес в Антиохию события, происшедшие в 303 г. в Никомидии и описанные Евсевием Кесарийским в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4) и Лактанцием в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 10). Память И. помещена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 29 мая и под 26 авг., в лат. Мартирологе блж. Иеронима - под 15 февр., 3 и 4 марта, 29, 30 и 31 мая, 1, 2, 3 и 10 июля, 18 нояб. Т. о., дата 29 мая зафиксирована в обоих древнейших Мартирологах. Впосл. в лат. Мартирологах утвердилась дата 18 нояб.- в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и в Римском Мартирологе, в к-ром память И. отмечена вместе с памятью др. Антиохийских мучеников - Романа диакона и Варула отрока . В визант. календарях память И. празднуется 4 марта и 10 мая.

http://pravenc.ru/text/674936.html

Имя святого встречается во французских и английских заговорах: считалось, что он помогает остановить кровотечение, вытащить железный наконечник копья или стрелы из раны, а также исцелить глазные болезни. В англ. средневек. традиции бытовало мнение, что Л. С. помогает при зубной боли, что, возможно, связано с применением в древней народной медицине копьеметалки для лечения зубов ( Peebles. 1911. P. 74-75). В XVII в. на Сардинии было известно сказание, согласно которому Л. С. родился в г. Кальяри, служил в рим. армии в Иудее и пострадал за Христа во время гонения имп. Нерона. Вероятно, легенда возникла на основе надписи, обнаруженной на могиле одноименного святого в 1626 г., в к-рой говорится, что он жил 50 лет и с миром почил в 13 календы дек. (19 нояб.). Жители Кальяри установили празднование дня обретения мощей святого 19 апр., 19 нояб. отмечали день памяти мученика (ActaSS. Mart. T. 2. P. 381). В западных церковных календарях Л. С. почитается как воин, пронзивший копьем Христа; наиболее раннее упоминание о нем содержится в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 15 марта, 23 окт. и 22 нояб. (MartHieron. P. 146, 569, 613). В стихотворном ирл. Мартирологе Оэнгуса (IX в.) память Л. С. зафиксирована под 23 окт. (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 218, 266-267). В церковных календарях эпохи Каролингов память святого обозначена под 15 марта, 16 окт., 22 нояб., 1 дек. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12 Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 679-680; Tl. 3. S. 1403-1404, 1514-1515, 1551, 1553) и 1 сент. (Мартиролог Адона Вьеннского). В нек-рых церковных календарях Сев. Испании память Л. С. отмечена под 21 нояб. ( Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscriptiones//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 23). В 80-е гг. XVI в. кард. Цезарь Бароний поместил в Римский Мартиролог краткую заметку о святом под 15 марта (MartRom. P. 97). В действующей редакции Римского Мартиролога память Л. С. отмечена под 16 окт. (MartRom (Vat.). P. 542).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

И. имело преимущественно локальный характер и было сосредоточено в Лугдуне. Этим объясняется отсутствие сведений о праздновании памяти И. в галльских литургических книгах VII-VIII вв., в т. ч. происходивших из Бургундии (см.: Tongeren L., van. Transformations of the Calendar in the Early Middle Ages//Christian Feast and Festival: The Dynamics of Western Liturgy and Culture/Ed. P. Post et al. Leuven, 2001. P. 297-298, 301-303). Предположительно самые ранние сведения о литургическом почитании И. содержатся в источниках африканского происхождения, однако плохая сохранность текстов не допускает однозначной интерпретации. Так, в Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) между 24 и 29 июня (точная дата неизв.) упоминается о памяти «S. E... martyris», что можно понять как указание на память И. (E[renei] - ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LXXI). В лат. Синайском календаре (ркп. создана в IX в.) под 26 июня указана память св. Ирины (Иринея?). О праздновании памяти И. под 28 июня впервые упоминается в галльской редакции (кон. VI в.) Иеронимова Мартиролога: «В Лугдуне, в Галлии, епископа Иринея с 7 прочими [мучениками]» (MartHieron. Comment. P. 339). Несмотря на то что к этой редакции восходят почти все средневек. зап. календари, упоминание о памяти И. в них часто опускалось. Так, согласно А. Кантену, память И. была пропущена в Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) ( Quentin. 1908. P. 48, 52). В календаре из аббатства св. Ремигия в Реймсе (IX в.) к упоминанию о памяти И. добавлены сведения о том, что вместе со святым пострадали «почти все жители его города» (Sacramentaire et martyrologe de l " abbaye de Saint-Remy/Éd. U. Chevalier. P., 1900. P. 46). В неаполитанском Мраморном календаре (1-я пол. IX в.) память И. указана под 27 июня. Память И. включена в те «исторические» Мартирологи, к-рые были составлены в Лионе и во Вьенне. Самым ранним из них является Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. Lat. 3879), его составитель широко использовал местные агиографические источники. Здесь в кратком сказании об И. (под 28 июня) приведены сведения из его Мученичества ( Quentin. 1908. P. 139, 174-175). Флор Лионский (сер. IX в.) под тем же числом включил сказание об И. в переработанную им версию Мартиролога Беды (Ibid. P. 309). Это сказание без существенных изменений воспроизведено в Мартирологе Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 294-295). Напротив, в Мартирологе Узуарда сказание об И. значительно сокращено, однако составитель указал на свидетельство блж. Иеронима (PL. 124. Col. 203). В др. каролингских церковных календарях (Малом Римском Мартирологе, Мартирологе Рабана Мавра) память И. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

В Liber Pontificalis подчеркивается особая забота папы И. об устроении стационального богослужения . Процессии следовали от Латеранской базилики или базилики св. Девы Марии «у Яслей» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре) до одной из титулярных церквей Рима. В Liber Pontificalis не указывается точная дата кончины И. Она вычисляется от даты его поставления (19 нояб.- через 7 дней после кончины папы Льва Великого (10 нояб.)). И. занимал кафедру 6 полных лет 3 месяца и 10 дней. С учетом того, что 468 год был високосным, датой его кончины является 29 февр. В большинстве списков Мартиролога блж. Иеронима память И. помещена под 10 сент. Та же дата памяти И. вошла в каролингские «исторические мартирологи» (Адона Вьеннского, Узуарда и др.), а также в XVI в.- в Римский мартиролог кард. Цезаря Барония. После II Ватиканского Собора (1962-1965) память И. перенесена на 29 февр. О широком почитании И. в Риме или за его пределами в древности и средние века сведений нет. Л. Дюшен выразил сомнение, что Илар, упомянутый под 10 сент. в Мартирологе блж. Иеронима,- папа Римский. В одном из ранних списков Мартиролога, в Эхтернахском (VIII в.), под этой датой упомянута кончина в Риме некоего еп. Илара. В Бернском кодексе (кон. VIII в.) и в позднейших списках эта заметка приобретает нехарактерную для Мартиролога блж. Иеронима подробность: «В Риме кончина блаженного папы Илара, по чьему распоряжению Викторий составил Пасхалию». Дюшен предположил, что, поскольку ни в италийской, ни в изначальной галльской редакциях Мартиролога блж. Иеронима не упоминалось о кончине папы Римского И., отождествление неизвестного еп. Илара с одноименным папой произошло лишь в каролингскую эпоху. Это мнение разделил И. Делеэ , уточнив, что память И. могла присутствовать в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима, но она помещалась под 10 сент. из-за того, что И. был отождествлен с еп. Иларом (MartHieron. Comment. P. 500). Соч.: CPL, N 1662-1663; Epistolae et decreta//Epistolae Romanorum Pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt S. Hilaro usque ad Pelagium II/Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868. T. 1. P. 126-174; Epistulae//PL. 58. Col. 9-32; Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie, [II]: Die Entstehung unserer heutigen Zeitrechnung. B., 1938. S. 16-26 [Epistula ad Victorium; Prologus Victorii Aquitani ad Hilarum archidiaconum ] .

http://pravenc.ru/text/389091.html

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) Е. упоминается 3 раза - под 10, 11 и 12 дек. (последние даты появились в результате ошибки переписчиков). Под 10 дек. память Е. отмечена почти во всех вестготско-мосарабских литургических книгах, а также в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.). В мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда, Вандальберта и Ноткера Заики (IX-X вв.) приводится пересказ «Мученичества» Е. Память Е. значится также в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию. О почитании мученицы в визант. Италии свидетельствует также наличие дня ее памяти в месяцеслове при слав. Апостоле из Охрида (XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского) , этот месяцеслов составлен под влиянием зап. (греко-италийской) синаксарной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127). Ист.: BHL, N 2699-2703; Prudent. Perist. 3//PL. 60. Col. 341-357; Passio Sanctae ac beatissimae Eulaliae virginis et martyris Christi// Flóres E. España Sagrada. Madrid, 1813. T. 13. P. 266-301; Kalendarium Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1227; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 117-161. Лит.: CPL, N 2069b; Corona Poética de S. Eulalia. Madrid, 1875; Solano Gálvez de San Pelayo y Villalpando M. C. El templo de S. Eulalia en Mérida//Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1907. T. 51. N 5. P. 442-456; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Diehl E. Inscriptiones Christianae Latinae veteres. B., 1924. Vol. 1. N 1807; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. N 303, 307, 316, 318, 348; Fábrega-Grau A. Pasionario Hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 78-86; idem. Eulalie de Merida//DHGE. T. 15. Col. 1384-1385; Alvárez Sáenz de Buruaga J. Los primeros templos cristianos de Mérida//Revista de Estudios Extremeños. Badajoz, 1976. Vol. 32. N 1. P. 139-155; Collins R. Merida and Toledo: 550-585//Visigothic Spain: New Approaches/Ed. E. James. Oxf., 1980.

http://pravenc.ru/text/187160.html

1907. Vol. 2. P. 117-119). Сюжеты сказаний об О. м. отличаются шаблонностью и типичны для римских агиографических произведений V-VII вв. Особое внимание, к-рое агиографы уделили обстоятельствам захоронений мучеников, вероятно, было связано с местным почитанием их гробниц ( Bauer. 2003. S. 51-52). Т. о., вопреки мнению Стилтинга, к-рый считал Мученичества Кенсорина и Авреи достоверными источниками сведений о гонениях на христиан (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519-520), исследователи обычно рассматривают их как лит. произведения, не имеющие исторической ценности ( Delehaye. Origines. P. 294). Почитание Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis В древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.) упомянуты только те О. м., которые были похоронены в Римском Порте: под 5 сент. помещены имена Аконция, Нонна, Геркулана и Таврина (MGH. SS. AA. T. 9. P. 72). Дни памяти почти всех О. м. указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.): кроме дня памяти мучеников, похороненных в Римском Порте (5 сент.) (MartHieron. P. 489), здесь приведены 2 дня памяти Авреи - под 20 мая с указанием «в Остии» и под 22 авг. с указанием «в Римском Порте» (Ibid. P. 264, 456). Под 23 авг. помещены имена Кириака и Архелая, пострадавших в Остии, а также Ипполита, названного Нонном и казненного в Римском Порте (Ibid. P. 459). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память О. м. не обозначена ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 47-48), а в королингских «исторических» Мартирологах приведены лишь отдельные дни памяти этих святых. Так, в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 22 авг. содержатся имена Ипполита, Кириака и Архелая в Римском Порте (Ibid. P. 339). В Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) память этих мучеников обозначена под 23 авг. (MartAdon. P. 281; MartUsuard. P. 288). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 23 авг. указаны имена еп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010