Худож. Ф. М. Гране. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Впервые память мучеников встречается в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), где день их поминовения (26 июня) указан между днями памяти св. Иоанна Предтечи (24 июня) и ап. Павла (30 июня). Под 27 июня в Мартирологе упоминаются рим. мученики Крисп и Криспин (Криспиниан), сведения о к-рых содержатся во 2-й версии Мученичества И. и П. Беда Достопочтенный († 735) включил краткий пересказ Мученичества в свой Мартиролог, однако там, как и в более поздних календарях, память Криспа и Криспина отсутствует. В Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) указан день памяти св. Галликана (накануне дня поминовения И. и П.). Биографические заметки об И. и П. в этих Мартирологах представляют собой пересказ 2-й версии Мученичества. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память И. и П. и Галликана в Римский Мартиролог. Корпус из 8 проприев мессы в день памяти И. и П. сохранился в составе Веронского Сакраментария - древнейшего собрания молитв рим. обряда (кон. VI - нач. VII в.), однако их текст состоит в основном из общих мест, лишь в одной молитве мученики названы по именам. В ранней редакции Геласия Сакраментария (составлен между 628 и 715) содержатся проприи мессы в канун дня памяти мучеников (25 июня) и в день поминовения, однако в более поздних литургических источниках канун дня памяти И. и П. не отмечается. Проприй мессы из Григория Сакраментария (2-я пол. VII-VIII в.) лишь частично совпадает с молитвами в Сакраментарии Геласия. В тридентском Римском Миссале 1570 г. память И. и П. была отнесена к праздникам категории duplex. После реформы церковного календаря (1969) общецерковное литургическое поминовение И. и П. в католич. Церкви было отменено. Имена И. и П. содержатся в древнейшем тексте рим. канона мессы (в молитве «Communicantes et memoriam venerantes»), включенном в Сакраментарий Григория, а также в расширенной версии рим. литании Всем святым, к-рая сформировалась в позднем средневековье и была включена в тридентские богослужебные книги (Breviarium Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum.

http://pravenc.ru/text/471229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИМАХ И АЛЕКСАНДР [греч. Επμαχος, Αλξανδρος] (пам. зап. 12 дек., 20 февр.), мученики Александрийские. О мученичестве Е. и А. при рим. имп. Деции (249-251) рассказывает свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, в послании к Фавию , еп. Антиохийскому, которое приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (IV в.). После длительного тюремного заключения, бичевания и пытки железными когтями мученики были сожжены негашеной известью. Память Е. и А. зафиксирована в зап. Мартирологах IX в.: у Флора Лионского - под 20 февр. среди др. Александрийских мучеников, упомянутых в письме свт. Дионисия; у Адона , архиеп. Вьеннского, и Узуарда - под 12 дек. вместе с памятью мучениц Аммонарии , Меркурии , Дионисии и Аммонарии. Повествование о первых 3 мученицах следует за рассказом о Е. и А. в послании свт. Дионисия, а повторение имени Аммонария, вероятно, является следствием ошибочного истолкования текста письма. Их память под 12 дек. впосл. была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В греч. и слав. источниках под 6 июля значится память одноименных мучеников Епимаха и Александра (Александриона), иногда по отдельности, иногда совместно друг с другом и с мучениками Аполлонием , Онисимом , Архиппом и Филимоном (в различных сочетаниях). В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), в стишном синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223), а также в греч. и слав. Минеях отмечено совершение памяти мучеников Аполлония, Александра, Епимаха и Онисима в ц. Св. Троицы в Эксакионии (квартал К-поля в районе 7-го холма). Если в источнике сообщается род казни, то говорится, что Епимах был усечен мечом, а Александр казнен колесованием, поэтому их отождествление с Е. и А. представляется маловероятным. Др. сведения об этих мучениках отсутствуют. Ряд исследователей без достаточных оснований отождествляли Е. с мч. Епимахом Новым Александрийским (Пелусийским). Неизвестно, к какому из этих одноименных мучеников следует отнести свидетельство анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41. 17; SynCP. Col. 804; MartRom. P. 578-579; MartUsuard. P. 737-739; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 413; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 88; Mateos. Typicon. T. 1. P. 332-333; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 35-36. Лит.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 706-708; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203; Т. 3. С. 450-451; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 34, 84-85, 89-90; Amore A. Epimaco e Alessandro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1271; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 134. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/190027.html

В визант. Синаксарях и в совр. греч. церковных календарях память святого отсутствует. В нек-рых списках Иеронимова Мартиролога память Л. отмечена под 8 янв. с указанием на г. Брундизий, однако в большинстве рукописей святой поминается под 11 янв. вслед за исповедниками Петром и Севиром и указанием на Александрию. В «исторических» Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Флора Лионского, Узуарда) Л. был также включен в одну группу с этими святыми. В результате в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний дважды внес в Римский Мартиролог под 11 янв. память Л.: вместе с Петром и Севиром Александрийскими, а затем отдельно: «Левкия, Брундизийского епископа и исповедника»; в действующей редакции Римского Мартиролога память Петра и Севира отсутствует, о Л. говорится, что он почитается как первый епископ Бриндизи. На основе лат. Житий свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил сказание о Л., согласно к-рому святой жил во время имп. Коммода и при рождении был назван Евтропием. В рассказе также говорится о прмц. Евгении и ее отце; до назначения епископом Александрии Л. был поставлен игуменом мон-ря блж. Ермия. Ист.: BHL, N 4894-4898b; ActaSS. Jan. T. 1. P. 667-673; MartHieron. P. 31, 35; MartRom. P. 15; ЖСв. Июнь. С. 460-471; MartRom. (Vat.) P. 89. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186; Т. 3. С. 228; MartHieron. Comment. P. 31-32, 35-36; MartRom. Comment. P. 16; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 326; Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 55, 65, 223, 305-309, 311-312; Delehaye. Origines. P. 310; Jurlaro R. Leucio//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1348-1349; Falla Castelfranchi M. Il culto di San Leucio in Puglia, Abruzzo e Molise. Il periodo longobardo e il ruolo di Benevento alla luce delle fonti cronachistiche e agiografiche, in San Leucio d " Alessandria e l " Occidente//Atti del II Conv. nazionale su «Il santo patrono», Brindisi 1984. Brindisi, 1991. P. 37-62; Carito G. Gli arcivescovi di Brindisi sino al 674//Parola e storia. 2007. Vol. 1. N 2. P. 197-225; idem. Gli arcivescovi di Brindisi dal VII al X sec.//Ibid. 2008. Vol. 2. N 2. P. 289-308; Otranto G. Agiografia e origini del cristianesimo in Puglia//Bizantini, Longobardi e Arabi in Puglia nell " Alto Medioevo: Atti del XX congr. intern. di studio sull " alto Medioevo: Savelletri di Fasano (BR), 3-6 nov. 2011. Spoleto, 2012. P. 163-184; Campiche A. San Leucio//Santuari d " Italia: Puglia/Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. Vol. 1. P. 217-219.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с И. для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Среди посланий И. сохранилось письмо Александру, где в ответ на запрос епископа определялись статус и границы юрисдикции Антиохийской Церкви ( Innocent. I, papa. Ep. 24). И. утверждал, что юрисдикция кафедры распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского п-ова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. И. отверг притязания еп-ств о-ва Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с К-полем И. объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась 1-я кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению И., Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась (urbis pamae sedi non cederet, nisi quod illa in transitu meruit, ista susceptum apud se consummatumque gauderet). Касаясь вопроса о дроблении адм. провинций светской властью, И. настаивал на недопустимости соответствующего дробления еп-ств. В ответ на запрос еп. Александра об арианах он писал, что бывш. арианских клириков нельзя принимать в сущем сане, т. к. арианское крещение должно быть дополнено призванием даров Св. Духа посредством возложения рук. При И. на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана ц. св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также «титул Вестины». В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями к-рой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диак. Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, к-рая с этого времени была приписана к «титулу Вестины». Согласно Liber Pontificalis, И. скончался 28 июля, однако эта дата не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В Мартирологе Иеронима указана верная дата кончины И.- 12 марта, в ряде рукописей Мартиролога память И. значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении И. в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об И. в итинерариях являются ошибочными. Память И. под 28 июля содержится в каролингских «исторических» мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в «Перечне святых» Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Др. свидетельств почитания И. в средние века не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/468771.html

В истории почитания М. особое значение имела базилика во имя архангела, находившаяся в 7 милях от Рима на Соляной дороге. День освящения храма (29 сент.) стал основным праздником в честь М. в рим. богослужебной традиции, а впосл. и на всем Западе. Базилика на Соляной дороге упоминается в Иеронимовом Мартирологе и в Зальцбургском итинерарии (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 117); последние известия о ней относятся к понтификату Льва III (795-816). Вероятно, именно эта базилика была перестроена по указанию папы Симмаха (LP. T. 1. P. 262, 268). Остатки храма, разрушенного еще в средние века, были обнаружены лишь в 1996 г. (см.: Bianchini M. e. a. Via Salaria: «Basilica Beati Arcangeli in septimo»//Ecclesiae Urbis: Atti del congresso intern. (Roma, 4-10 sett. 2000). Vat., 2002. P. 625-643). В 755 или 770 г. была основана ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия ( Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937. Vol. 1. P. 66-76). При папе Льве III был возведен ораторий во имя М. в Латеранском дворце. В 854 г. впервые упоминается ц. во имя М., при которой находился приют для паломников-фризов (schola Frisonum; ныне ц. Санти-Микеле-э-Маньо). Известны и др. церкви и мон-ри во имя М., существовавшие в Риме в средние века и Новое время (см.: H ü lsen C. Le chiese di Roma nel Medio evo. Firenze, 1927. P. 195-198, 387-388). Среди них выделялся ораторий, который находился на древнем мавзолее имп. Адриана, получившем известность как замок Св. ангела. Эту капеллу нередко смешивали с несохранившейся базиликой на Соляной дороге. Ораторий впервые упоминается в Мартирологе Адона Вьеннского, где его строительство приписывается папе Римскому Бонифацию (вероятно, Бонифацию IV (608-615); см.: Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 333, 336). Об этой капелле упоминает также Лиутпранд Кремонский ( Liudprandi Antapodosis. III 45//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 97. (MGH. Script. Rer. Germ.; 41)). Впосл. c храмом на мавзолее связывали предание о явлении архангела св. Григорию Великому, к-рый вместе со всеми римлянами молился о прекращении эпидемии. Это предание изложено в «Золотой легенде» ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea. Firenze, 1998. P. 989).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

1990. Т. 44. С. 204), к-рое дошло в списках XIV в. (ГИМ. Чуд. 20. Л. 50 об.), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью В. от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1-5. Стб. 101-104). Студий-ско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. (ГИМ. Син. 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по др. сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 64) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 331) - имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), упоминание к-рого отсутствует в рус. списках. Ист.: BHG, N 213-218q; BHL, N 913-930; BHO, N 132-134; PG. 116. Col. 301-316; Cod. Athen. Bibl. Nat. 2319, XV в. Fol. 80v-86v [BHG, N 214c]; Cod. Bodl. Baroc. 180, XII в. Fol. 115-119 [BHG 214d]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 46 sq. [BHG, N 215i]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 41-45v [BHG, N 218c]; Passions des saints Écaterine et Pierre d " Alexandrie, Barbara et Anysia/Ed. J. Viteau. P., 1897. P. 89-105; ActaSS. Maii. T. 1. P. 26; SynCP. Col. 277; MartUsuard. P. 746; PL. 94. Col. 1134 [Мартиролог Беды Достопочтенного]; Ibid. T. 123. Col. 415 [Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского]; Baronius C. Martyrologium Romanum restitutum. Mayence, 1631. P. 743. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 493-494; Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1905. P. 125; Vita di Santa Barbara: per cura di un sacerdote milanese coll " approvazione dell " autorità ecclesiastica. Brescia, 1906; Weyh W. Die Syrische Barbara-Legende. Lpz., 1912; Lapparent A. de. Sainte Barbare. P., 1926; Paschini P. S. Barbara: Note agiografice. R., 1927; Lapparent-Saulnier A. de. Sainte Barbe dans la littérature et l " imagerie populaire//L " art populaire en France.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Он «был рослым, несколько сутулым, с черными волосами, худым лицом, крючковатым носом, его облик внушал почтение и трепет» ( Beda. Hist. eccl. II 16). Мощи и почитание П. был похоронен в ц. ап. Андрея в Дуробривах. При епископе католич. св. Гундульфе (1077-1108) в Рочестере был построен кафедральный собор в романском стиле, в к-рый перенесли мощи П., помещенные в серебряную раку (ок. 1088). Его гробница была главной местной святыней, в 788 г. король Мерсии Оффа (757-796) в грамоте, данной епископу и капитулу Рочестера, указал, что делает дар церкви, «где покоится блаженный Паулин» (Charters of Rochester/Ed. A. Campbell. L., 1973. P. 14). В кон. XI или 1-й пол. XII в. был составлен сборник посмертных чудес святого; от сборника сохранились лишь фрагменты в сочинении Иоанна из Тайнмута ( Flight. 1997. P. 67-69). О почитании П. как заступника и чудотворца сообщает и Уильям из Малмсбери ( William of Malmesbury. 2007. Vol. 1. P. 216). Ок. 1100-1106 гг. кор. Генрих I (1100-1135) подтвердил монахам кафедрального капитула Рочестера право проводить 2-дневную ярмарку в канун и день памяти П. (9-10 окт.). По-видимому, почитание П. как святого возникло вскоре после его смерти. Автор Жития свт. Григория Великого назвал П. «верным» (fidelis) Богу и привел следующее предание: когда он умирал, его душа отправилась на небо в виде большой и прекрасной белой птицы, похожей на лебедя (The Earliest Life of Gregory. 1968. P. 100). Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» прямо не называл П. святым, но включил упоминание о нем в свой Мартиролог под 10 окт. ( Quentin. 1908. P. 55). Оттуда заметка о П. под той же датой попала во франк. «исторические» мартирологи IX в.: т. н. Малый Римский Мартиролог, Мартирологи Адона Вьеннского и Узуарда. Вместе с тем память П. указана под 14 окт. и в литургическом календаре, принадлежавшем св. Виллиброрду (Paris. lat. 10837. Fol. 38r; нач. VIII в.), и во входящем в ту же рукопись списке Иеронимова Мартиролога (Ibid. Fol. 26r), а также в т. н.

http://pravenc.ru/text/2756776.html

«О славе мучеников» Григорий перечислил имена Л. м. и изложил предание об обретении их праха. Христиане горевали об утраченных останках мучеников. Явившись неким благочестивым людям, святые поведали, что Христос даровал им вечный покой, и велели собрать пепел, оставшийся на месте сожжения. Христиане построили большую базилику во имя мучеников и положили их прах под алтарем, где, по словам Григория, совершались чудеса. Место, где пострадали Л. м., называлось Атанак (Athanaco uocatur), поэтому их также именовали Атанакскими мучениками ( Idem. Glor. martyr. 48-49). Эти сведения повторяются в мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.- Quentin. 1908. P. 149-150), а также в мартирологе Адона Вьеннского, где добавлено, что прах Л. м. покоился в ц. Апостолов (in Apostolorum ecclesia). В средние века важнейшими центрами почитания мучеников в Лионе были бенедиктинское аббатство Эне и приходская ц. св. Ницетия (Сен-Низье). На основании свидетельства Григория Турского сложилось мнение, что Л. м. погибли там, где впосл. было построено аббатство Эне, именовавшееся Атанакским мон-рем (Athanacense monasterium). Однако самые ранние упоминания о мон-ре относятся к IX в., а предание о гибели мучеников в Эне сложилось не ранее XIII-XIV вв. ( Rubellin. 2003. P. 282-288). Тем не менее лионские историки XVII в. настаивали на достоверности этой легенды. По мнению иезуита Теофиля Рено, Л. м. пострадали в Эне и были похоронены в ц. Сен-Низье, которую он считал древней базиликой Апостолов ( Raynaud. 1665. P. 16-18). Ж. М. де Ла Мюр полагал, что монастырь Эне находился на месте, где были казнены Л. м. и уничтожены их останки. Ораторий, в к-ром собирались первые христиане Лугдуна, историк отождествлял с криптой под ц. Сен-Низье; по его мнению, в этой крипте хранился прах мучеников ( La Mure. 1671. P. 6-8; Idem. 1885. P. 22-55). Отождествление Эне с местом казни Л. м. отстаивали также нек-рые лионские авторы XIX в. (напр.: Boissieu. 1864; Dumas. 1886). В буллах папы Римского Иннокентия IV от 1251 г.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Макария XVI в. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 204, 208 (2-я паг.)), в Житиях Святых, составленных свт. Димитрием, митр. Ростовским (кон. XVII в.), и в совр. календаре РПЦ. В древнейших латинских календарях («Depositio Martyrum», сер. IV в.; Иеронимов мартиролог, V-VI вв.) имя И. Ф. отсутствует. Лишь в сер. IX в. Флор Лионский , основываясь на сведениях из сочинений Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV 16. 1-18) и блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 23), впервые указал в мартирологе память И. Ф. под 13 апр. ( Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 248, 290, 292, 305, 308, 379). Дата была выбрана, вероятно, на том основании, что под 12 апр. в Иеронимовом Мартирологе была указана память еп. Карпа, диак. Папилы и Агафоники, к рассказу о которых Евсевий присоединил повествование об И. Ф. в «Церковной истории». Краткая заметка об И. Ф. под тем же числом содержится в мартирологах Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 246; Quentin H. Les martyrologes... 1908. P. 481, 606-608), Узуарда (2-я пол. IX в.; MartUsuard//PL. 124. Col. 929) и в Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием (MartRom. P. 136). В Римско-Католической Церкви почитание И. Ф. получило широкое распространение после Ватиканского I Собора , во время к-рого ряд епископов подал папе Пию IX ходатайство об установлении общецерковного празднования памяти И. Ф. В прошении указывалось, что почитание И. Ф. могло бы способствовать борьбе с распространявшимися идеями рационализма. По решению Конгрегации обрядов, утвержденному 11 июня 1874 г. папой Пием IX, празднование в честь И. Ф. было установлено 14 апр. (со статусом «duplex minus») (Acta Sanctae Sedis. R., 1874/5. Vol. 8. P. 64). Впоследствии из-за литургической загруженности, связанной с пасхальным циклом, И. Ф. стал поминаться 1 июня, по примеру визант. и греч. календарей. Сведения о месте погребения И. Ф. отсутствуют. В средневек. традиции И. Ф.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВОДВУЛЬТДЕУС [Кводвультдей; лат. Quodvultdeus, букв.- что желает Бог] (ок. 380 или 390, Карфаген (ныне пригород г. Туниса) - ок. 453/4, Неаполь, Италия), св. (пам. зап. 26 окт.), еп. Карфагенский (437-453/4), проповедник и богослов, сподвижник блж. Августина , еп. Гиппонского. Жизнь Основными источниками биографических сведений о К. являются его сочинения, особенно 2 письма к блж. Августину, проповеди и трактат «Liber promissionum et praedictorum Dei». Нек-рые сведения содержатся в ответных письмах блж. Августина ( Aug. Ep. 222; 224) и в «Истории гонений в Африканской провинции», написанной в 80-х гг. V в. еп. Виктором Витенским ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 5//PL. 58. Col. 187), вероятно лично знакомым с К. Упоминания о К. встречаются у средневек. лат. авторов IX-XI вв.: Адона Вьеннского ( Ado Viennensis. Martyrologium cum additamentis//PL. 123. Col. 405-406), Петра Дамиани ( Petrus Damianus. Opuscula. XIX 10//PL. 145. Col. 440). Биографические данные о К. в сер. XIX в. были собраны в ActaSS. Oct. T. 11. P. 845-852; однако мн. из них устарели ввиду атрибуции К. новых сочинений. Св. Кводвультдеус, еп. Карфагенский. Мозаика крипты епископов в катакомбах св. Иануария в Неаполе, Италия. Кон. V в. Св. Кводвультдеус, еп. Карфагенский. Мозаика крипты епископов в катакомбах св. Иануария в Неаполе, Италия. Кон. V в. Имя К. представляет собой латиниз. вариант пунического теофорного имени, широко распространенного в Сев. Африке. В 407/8 г. ( Braun. 1964. P. 72; Idem. 1986. Col. 2882), будучи еще юношей, К. вместе с родственниками и друзьями присутствовал при освящении Карфагенским еп. свт. Аврелием в качестве христ. церкви языческого храма «Небесной богини» в Карфагене (Caelestis templum - Quodvultdeus. Liber promissionum et praedictorum Dei. 3. 38. 44), закрытого еще в 399 г. вместе с др. языческими храмами по приказу имп. Гонория (см.: Aug. De civ. Dei. XVIII 54; Quodvultdeus. Liber promissionum. 3. 38. 41). Это событие, которое было приурочено к празднованию Пасхи и на к-рое собрался весь клир и верующие города, произвело на юного К. неизгладимое впечатление и повлияло на его дальнейшую судьбу. Ок. 417-421 гг. К., следуя призванию к церковной деятельности и получив соответствующее христ. образование (см.: Idem. De quattuor virtutibus caritatis. 7), был рукоположен во диакона свт. Аврелием, с которым у него впоследствии сложились теплые дружеские отношения ( Braun. 1986. Col. 2882; Nazzaro. 2008. Col. 4449). Будучи диаконом, К. принимал участие в борьбе Карфагенской Церкви с пелагианами (см. Пелагианство ), манихеями (см. Манихейство ) и тертуллианистами (см.: Aug. De haer. 46, 86; Ambrasi. 1968. Col. 1335; Braun. 1986. Col. 2882).

http://pravenc.ru/text/1684079.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010