Таким образом, в 384 году Исидор Странноприимец выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает ещё об одном конфиденциальном поручении архиепископа Феофила. В 387-388 годах, во время войны императора Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиепископ Феофил отправил Исидора в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Северной Италии кампании, тот преподнёс дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая заручиться его поддержкой. Поскольку бывший при Исидоре чтец выкрал эти письма, тот спешно вернулся в Александрию . В 394 году Исидор был послан архиепископом Феофилом в Палестину, чтобы примирить блаженного Иеронима Стридонского со святителем Иоанном II, архиепископом Иерусалимским . Исидор Феофилу исповедание веры блаженного Иеронима. Однако впоследствии Исидор подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист . В 397 году архиепископ Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить Исидора Странноприимца на Константинопольской кафедре вместо святителя Иоанна Златоуста после смерти епископа Нектария . Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил Исидора в утайке якобы 1 тысячи золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил святого и наложил на него отлучение. Тот был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с " долгими братьями "  через Палестину отправился в Константинополь  к Иоанну Златоусту , где и умер спустя некоторое время. Палладий утверждал, что в момент их встречи преподобному Исидору было около 70 лет, а скончался он по прошествии еще 15 лет, т. е. около 403 года. Краткое Житие преподобного Исидора Странноприимца, составленное на основании " Лавсаика " , помещено в некоторых византийских Синаксарях под 21 декабря , но она не утвердилась в календарях Православных Церквей, вероятно из-за его конфликта с архиепикопом Феофилом Александрийским. На Западе память святого была включена в Мартиролог Адона Вьеннского под 15 января и оттуда была перенесена в Римский Мартиролог Цезарем Баронием . Отмечена эта память и в " Полном месяцеслове Востока " архиепископа Сергия (Спасского) в т. 2, Приложении 2 " Восточные святые, не находящиеся в месяцесловах греко-русской церкви " . Среди современных месяцесловов память преподобного под именем Исидора Бесхитростного (тождество проистекает из приведённого краткого жития) отмечена под 10 мая в " Синаксаре " епископа Фанарийского Агафангела .

http://drevo-info.ru/articles/13681314.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМА Ап. Ерма. Фрагмент иконы «Апостольское деяние». 1698 г. (частное собрание) Ап. Ерма. Фрагмент иконы «Апостольское деяние». 1698 г. (частное собрание) Ерма [Ерм; греч. Ερμς], ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.), упоминается ап. Павлом в Послании к Римлянам, где он просит приветствовать среди проч. христиан также Е., к-рый, очевидно, жил в Риме (Рим 16. 14). Поскольку в этой главе послания ап. Павел особо выделяет христиан из обрезанных, прилагая к ним термин «сродники», то не включенный в их число Е., видимо, был обращенным из язычников (ср.: Рим 16. 7, 11, 21). Греч. имя Ερμς довольно редко встречается в рим. эпиграфике ( Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jahrhunderten. Tüb., 1987. S. 139-141) и указывает на вост. происхождение его носителя. Однако к сер. I в. по Р. Х. в Риме было довольно много греков, и Е. мог вполне быть уроженцем Рима. В Предании древней Церкви Е. иногда отождествлялся с автором «Пастыря» (см. подробнее в ст. Ерма , автор «Пастыря»). Основанием для подобной идентификации были мнения таких авторитетных учителей Церкви, как блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 10//PL. 23. Col. 625) и Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 3. 6), к-рые опирались на толкование Оригена ( Orig. Comm. in Rom. X 31//PG. 14. Col. 1282). Согласно визант. каталогам апостолов от 70 Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), Е. был епископом Филиппополя во Фракии. В Римском Мартирологе память Е. помещена под 9 мая, при этом он отождествляется с автором «Пастыря» Ермой. Это отождествление восходит к Адону, архиеп. Вьеннскому (IX в.) ( Ado Viennensis. Liber de festivitatibus apostolorum//PL. 123. Col. 189). В сокращенном виде заметка Адона вошла в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 35), откуда ее и заимствовал кард. Цезарь Бароний для Римского Мартиролога (MartRom. P. 180). В визант. синаксарях память Е. отмечается в Соборе 70 апостолов под 4 янв.

http://pravenc.ru/text/190135.html

Первоначальная версия ординала, составленная в кон. XI в., при аббате Одеризии I, неоднократно редактировалась и дополнялась; сохранилось 8 рукописных версий кон. XI-XIII в. (5 рукописей происходит из М.-К., 3 - из аббатства Св. Софии в Беневенто). Среди церемоний, описанных в ординале,- капитул, на который монахи собирались ежедневно после утренней мессы. Чин проведения капитула включал молитвы и песнопения, «увещевание» аббата монахам, покаяние и отпущение грехов, чтение из мартиролога , а также из гомилиария или Устава св. Бенедикта. Согласно более полному описанию из беневентской рукописи, на капитуле произносились молитвы об усопших; аббат давал распоряжения монахам и решал вопросы, связанные с дисциплиной (Ibid. P. 142-143, 359-360, 373-374, 574-575; ср. описание капитула в каролингском «Memoriale qualiter», к-рый был известен в М.-К. в X в.: CCM. T. 1. P. 234-238). Для использования на капитуле были предназначены рукописи «исторических» мартирологов, созданные при Дезидерии (Vat. lat. 4958 (мартиролог Адона Вьеннского); Neap. VIII C. 4). Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Сопоставление чинопоследований 2-й пол. XI в. с более ранней практикой М.-К., о к-рой сохранились фрагментарные сведения, показывает, что при Дезидерии в аббатстве были проведены литургические преобразования. В это время монастырское богослужение отличалось не только от обычаев, зафиксированных в рукописи Cassin. 175, но и от чинопоследований общих оффициев чинам святых, которые содержатся в рукописи Гримоальда (Cassin. 230. P. 157-168, ок. 1060) (см.: Kelly. 2008. P. 50-52, 56). В 1058 г. папа Стефан IX(X) запретил использовать «амвросианское» (беневентское) пение в М.-К. (Chronica monasterii Casinensis. II 94; подробнее см.: Kelly T. F. The Beneventan Chant. Camb., 1989. P. 30-40). В обители было введено григорианское пение ; вероятно, при Дезидерии для обучения певчих был приобретен сборник музыкально-теоретических трактатов (Cassin.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

на 77-м году жизни. Его останки перенесли в Даунпатрик и похоронили с мощами святых Патрикия и Бригиты, к-рые вместе с К. почитаются как покровители Ирландии. Католический собор св. Колукмбы в г. Обан (Шотландия). 1932-1953 гг. Архит. Дж. Скотт Католический собор св. Колукмбы в г. Обан (Шотландия). 1932-1953 гг. Архит. Дж. Скотт Память К. указана под 9 июня во мн. шотл. календарях XIII-XVI вв. Оффиций в день памяти святого с 9 чтениями, основанными на сочинении Адомнана, содержится в Абердинском бревиарии (праздник имеет статус «двойного») (Breviarium Aberdonense: Pars Hyemalis. Edinb., 1509. Fol. 102v - 104v). Песнопения оффиция лишь частично совпадают с теми, к-рые приведены в Инчколмском антифонарии. Возможно, составитель бревиария Абердинский еп. Уильям Элфинстон получил тексты молитв и песнопений в честь К. из аббатства Иона, где оффиций святому мог быть составлен вскоре после основания бенедиктинского монастыря (1203); авторы гимнов, включенных в бревиарий, скорее всего были знакомы со среднеирландским Житием К. ( Macquarrie. 2000). Начало почитания К. на континенте связано с деятельностью ирландцев, переселившихся в гос-во франков. Поминовение святого указано в календаре св. Виллиброрда († 739), составленном до 717 г., вероятно в Ирландии (sancti Columcillae - The Calendar of St. Willibrord from MS. Paris. Lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 8; см.: Picard. 1998. P. 2-4). Память К. значится в некоторых франкских календарях эпохи Каролингов (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 2. S. 972-973. (MGH. Libri Memoriales; 2)), а также в календарях и литаниях X-XII вв., в основном из Германии и Зап. Франции. Под 9 июня поминовение святого указано в Мартирологе Узуарда (3-я четв. IX в.) (Le Martyrologe d " Usuard: Texte et commentaire/Éd. J. Dubois. Brux., 1965. P. 101, 244) и в поздней редакции Мартиролога Адона Вьеннского (Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Если не считать цитату из «Ареопагитик», речь свт. Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресв. Богородицы, авторство к-рого приписывалось ап. Иоанну Богослову (Ibid. P. 77, N 100), переведенный на лат. язык и к кон. V в. внесенный в Decretum Gelasianum как отвергаемая Церковью апокрифическая книга. Образ И. вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом визант., а впосл. и древнерус. иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа. Эти сведения нашли отражение и в визант. синаксарях (SynCP. Col. 103), в к-рых память И. помещается 4 окт., на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. И., подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10; IV 23. 3), к-рый называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях И. приписывается авторство мн. книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об И. как о сочинителе церковных песнопений ( Areop. DN. P. 143), к-рые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и слав. Прологи, на их базе свт. Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. Однако непонятно, на каких основаниях свт. Димитрий называет И. священномучеником: в визант. и слав. синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве И. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь И. Имя И. не попало в ранние визант. апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний зап. список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Т. о., почитание И. фиксируется только визант. синаксарной традицией с X в. В зап. календарях память И. под 4 окт. появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об И., почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресв. Богородицы,- болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование И. ( Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius//ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются нек-рые совр. исследователи (MartRom. Comment. P. 434).

http://pravenc.ru/text/293742.html

по распоряжению Римского папы Вигилия была сделана копия надписи на каменной плите. Как оригинал IV в., так и копия VI в., помещенная возле захоронения Е., сохранились. В Мартирологе Иеронима (1-я пол. V в.) память святителя значится под 26 сент., 2 окт. и 8 дек. Последние 2 даты, вероятно, являются ошибочными повторами, т. к. во всех 3 случаях число одинаковое (6-й день до октябрьских календ, соответственно 6-й день до октябрьских нон (2 окт.) и 6-й день до декабрьских ид (8 дек.)). Имя Е. присутствует в каролингских мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) под 26 сент. Память 2 окт. значится в нек-рых более поздних дополнениях к этим мартирологам, а также в Мартирологе Ноткера Заики (нач. X в.). Под этой датой память святителя была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Во время реформы Мартиролога (1922) память Е. была перенесена на 17 авг., дату окончания его епископата согласно Каталогу Либерия. В рим. итинерариях VII-IX вв. указано, что мощи Е. покоились в катакомбах Каллиста, в особом кубикуле перед кубикулом Римского еп. св. Гаия . Из исследования O. Панчироли ( Panciroli O. I tesori nascosti dell " alma città di Roma. R., 1600) известно, что мощи Е. хранятся в ц. Сан-Себастьяно фуори ле Мура. В 1616 г. архиеп. Гранады Педро Гонсалес де Мендоса сообщал о перенесении мощей Е. в Испанию в 1607 г. Однако ни во 2-м издании труда Панчироли (1625), ни в исследовании К. Б. Пьяццы ( Piazza C. B. Emerologio sacro di Roma cristiana e gentile. R., 1690) об этом ничего не сказано. В последнем сообщается, что часть мощей Е. хранится также в ц. Сан-Лоренцо ин Панисперна (Ibid. Vol. 2. P. 194). Ист.: LP. T. 1. P. CVII-CIX, CCLIX, 8-10, 74-75, 167; ActaSS. Sept. T. 7. P. 265-271; Epigrammata Damasiana/Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 129-136; Depositio Episcoporum//PL. 13. Col. 464; Prosper Aquitanus. Chronicon//PL. 51. Col. 572-573; MartHieron. P. 527, 537, 639; MartRom. P. 417; Marucchi O. Le catacombe romane/Ed. E. Josi. R., 1933. P. 215-217; Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum//ActaSS. Apr. T. 1. P. XIX. Лит.: Rossi G. B., de. La Roma sotteranea cristiana. R., 1870. Vol. 2. P. 201-210; Carini I. I lapsi e la deportazione in Sicilia del papa S. Eusebio. R., 1886; Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 1911. T. 2. P. 95-96; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 100-101; Seppelt. Geschichte. 19542. Bd. 1. S. 67; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 86-88; Marcora C. Storia dei Papi. Mil., 1961. Vol. 1. P. 123; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 146. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187305.html

Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. В Синаксаре К-польской Церкви (архетип X в.) (SynCP. Col. 170-171), Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и нек-рых греч. стишных синаксарях (напр.: ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523) краткое сказание о К. помещено под 28 окт.; в Минее РНБ. Греч. 227, XII в., память святого указывается под 31 марта, в одном из ранних списков Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 64) - под 14 апр. В груз. календаре из рукописи Sinait. iber. 34 (X в.), отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата, память К. указана под 31 марта и 16 сент. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 188, 332). По мнению Ж. Гаритта, упоминание К. под 16 сент. связано с Крестовоздвижением. Внизу, на полях рукописи, под 16 сент. отмечается, что К. участвовал в постройке и освящении храма Гроба Господня на Голгофе. Данная запись повторяется в груз. Минеях из рукописей Sinait. iber. 59 и 65 (X в.; см.: Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 101, 143) под 16 и 17 сент. соответственно. Также сведения о К. сохранились под 14 апр. в груз. «Великом Синаксаре», составленном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, Hieros. Patr. georg. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.). Поминовение К. (или Иуды-К.) включено в ряд лат. церковных календарей, начиная с Иеронимова Мартиролога (V-VI вв.), где память святого указана 1 мая (MartHieron. P. 222). Под этой же датой память К. значится в Мартирологе Рабана Мавра (ум. в 856; PL. 110. Col. 1142), но в др. каролингских мартирологах ( Адона Вьеннского и Узуарда) она перемещена под 4 мая, в т. ч. в связи с тем, что 3 мая совершалось празднование обретения св. Креста, и указана дата мученичества - 362 г. (PL. 123. Col. 260; PL. 124. Col. 19-20). Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (XVI в.) отметил поминовение святого 4 мая (MartRom. P. 170). В совр. редакции Римского Мартиролога (2001) память К. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Мощи К., как предполагается, были перенесены во Францию при имп. Карле Великом . Сведения об этом сохранились в нескольких источниках, данные которых не полностью согласуются. В Мартирологе Флора Лионского (редакция М, ок. 825) упоминается, что мощи К. и Сциллийских мучеников , а также глава мч. Пантелеимона были перенесены из Африки во Францию и хранились в соборной ц. св. Иоанна Крестителя в Лионе ( Quentin. 1908. P. 348, 384, 508). Более подробно об этом сообщается в стихотворении «Rector magnificus», написанном при Лионском архиеп. Агобарде (816-840), вероятно также диак. Флором . Имп. Карл Великий направил послов к правителю Востока (Eoum ducem); по пути они посетили разрушенный и почти заброшенный жителями Карфаген. Побывав в городских храмах, послы обнаружили, что гробница К. находится в небрежении. Уговорив хранителей (edituis) отдать им святыню, послы открыли саркофаг и достали кости К., обернули их в ткань и положили в ларец. Затем франки забрали мощи мучеников Сперата и Пантелеимона и отплыли на родину. Первоначально святыни хранились в Арле, но затем Лионский архиеп. Лейдрад (797/8-816) уговорил императора отдать ему мощи и поместил их в кафедральном соборе. Стихотворение завершается похвалой мученикам и молитвой о жителях Лиона, прежде всего об архиеп. Агобарде, который прославил К. и почтил его память (qui nomen, meritum, tuumque festum/dictis extulit et honore compsit - Flori Lugdunensis Carmina. 13//MGH. Poet. T. 2. P. 544-545). Диак. Флору приписывается также стихотворная надпись на гробнице мучеников в Лионе (Hac locuples) о том, что в гробнице покоились перенесенные из Карфагена при Карле Великом мощи К. и Сперата, а также глава мч. Пантелеимона ( Flori Lugdunensis Carmina. 14//Ibid. P. 546). В Хронике Адона Вьеннского (ок.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

мощи К. были вывезены из Лиона, святой продолжал пользоваться особым почитанием в кафедральном соборе. В XIII в. сцены из его жизни и мученичества были изображены на витражах центральной апсиды ( Brisac. 1978). В богослужебных книгах память К. (14 или 16 сент., в Миссале 1737 г.- 17 сент.) указывалась со статусом «semiduplex maius» (напр.: Supplementum Missali Sanctae Lugdunensis Ecclesiae, primae Galliarum sedis. Lugduni, 1844. P. 38). Дальнейшая судьба мощей К. не вполне ясна. По самой распространенной версии, они были перенесены в Компьень по указанию имп. Карла Лысого (ActaSS. Sept. T. 4. P. 341-342). На основе старой королевской резиденции в Компьене Карл Лысый воздвиг дворцово-храмовый ансамбль «Карлополь»; его средоточием стала ц. во имя Пресв. Девы Марии, освященная 5 мая 877 г. в присутствии папских легатов и многочисленных франк. епископов. По преданию, в храме были помещены мощи св. Корнелия, перенесенные из Рима, и мощи К., перенесенные из Лиона. Однако об этом не упоминается ни в привилегии Карла Лысого, изданной в связи с освящением храма (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Corneille de Compiègne/Publ. É. Morel. Montdidier, 1904. T. 1. P. 1-8), ни в Сен-Бертенских анналах (Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. P. 134-135. (Scr. Rer. Germ.; В добавлении к сказанию о К. в Мартирологе Адона Вьеннского сообщается, что имп. Карл Лысый перенес мощи святого из Лиона в основанный им «новый монастырь» в Компьене (PL. 123. Col. 356; Quentin. 1908. P. 477). Согласно добавлению к Мартирологу Узуарда под 14 сент., в Компьень из Рима были перенесены мощи св. Корнелия, при этом утверждается, что мощи К. почивали в Лионе (PL. 124. Col. 470). О перенесении мощей Корнелия из Рима в Компьень повествуется в сказании, к-рое сохранилось в рукописи X в. (Paris. lat. 18297. Fol. 7-14v; Historia translationis corporis S. Cornelii papae//PL. 129. Col. 1375-1382; ActaSS. Sept. T. 4. P. 183-184), а также в Хронике Альберика из рим. мон-ря Трех Источников (Тре-Фонтане; Chronica Albrici monachi Trium Fontium//MGH. SS. T. 23. P. 742). Сщмч. Киприан Карфагенский. Витраж ц. св. Корнелия в Корнелимюнстере. XIX в. Сщмч. Киприан Карфагенский. Витраж ц. св. Корнелия в Корнелимюнстере. XIX в. Самые ранние датированные упоминания о том, что обитель в Компьене была посвящена не только Богородице, но и святым Корнелию и К., содержатся в 2 грамотах кор. Карла Простоватого - от 27 июня и 27 июля 917 г. (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Corneille. Montdidier, 1904. T. 1. P. 18-23). В грамоте от 28 апр. 918 г. говорится о гробнице (sepulchrum) святых Корнелия и К., а также о праздновании дня их памяти (Ibid. P. 25). Согласно грамоте кор. Роберта II Благочестивого и кор. Констанции, в Компьене почивали мощи мучеников Корнелия и К. (1029 - Ibid. P. 38). В завещании Гюи, гр. Понтьё (ок. 1067), упоминается, что храм в Компьене был посвящен Пресв. Деве и мученикам Корнелию, К., Пантелеимону, Бальземию и Сперату, в церкви хранились мощи этих святых (Ibid. P. 41).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Во время епископств М. в 268 г. в Антиохии состоялся Собор, на котором была осуждена ересь Павла Самосатского . Имя М. значится на 2-м месте (после свт. Дионисия Римского) среди адресатов соборного послания, посвященного этому вопросу (Ibid. VII 30). На 1-м заседании Вселенского III Собора в Эфесе (431) зачитывалось послание свт. Феликса I Римского к М. ( Mansi. T. 4. Col. 1188). В «Истории Александрийских патриархов» основу содержания посвященной М. обширной главы составляют 30-32-я главы 7-й кн. из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Как и у Евтихия Александрийского, в этом памятнике имеются хронологические нестыковки. Здесь точно указан срок (18 лет) епископства М., но его начало датируется 17-м годом правления Валериана и Галлиена, хотя Галлиен, учитывая время соправительства с отцом, был императором всего 15 лет. Мусульм. ученый аль-Калькашанди (ум. в 1418), опиравшийся на «Благословенный сборник» копт. историка аль- Макина ибн аль-Амида (Старшего; после 1280), указывает на 12 лет епископства М. Новой информацией о М. в «Истории Александрийских патриархов» является сообщение о том, что он скончался 14 пармуте (9 апр.). Эта дата как день смерти и памяти М. отмечена и в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.; то же и в его эфиоп. версии под 14 миязья), где говорится, что М. происходил из Александрии, его родители были благочестивыми христианами, во диакона его рукоположил свт. Иракл (230/1 - 246 или 248), а во пресвитера - свт. Дионисий. Сообщение в Синаксаре о появлении при М. ереси манихейства свидетельствует о том, что автор синаксарной заметки опирался на «Историю Александрийских патриархов». В копто-арабском календаре Абу-ль-Бараката (нач. XIV в.) память М. обозначена под 11 пармуте (6 апр.). В ранних Мартирологах и календарях, а также в визант. синаксарной традиции память М. не зафиксирована, но она присутствует в каролингском «историческом» Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) под 27 дек. Очевидно, Узуард отвел для нее день, следующий за днем памяти свт. Дионисия Римского (26 дек.), к которому, как и к М., обращено послание Антиохийского Собора 268 г. При этом в краткой заметке о М. Узуард почти дословно воспроизвел текст о М. из заметки о свт. Дионисии Александрийском под 17 нояб. в Мартирологе своего старшего современника Адона Вьеннского: «В Александрии святой епископ Максим, который стал весьма знаменит и славен из-за чести исповедничества» (ср.: Ado Viennesis Martyrologium//PL. 123. Col. 396). Из Мартиролога Узуарда память М. перешла в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония. В совр. Римском Мартирологе память М. указана под 9 апр.

http://pravenc.ru/text/2561594.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010