Время кончины святого точно определить невозможно: с одной стороны, в рассказе из «Церковной истории» Евсевия говорится, что М. пострадал за год до указа имп. Деция, т. е. в 248 или 249 г., т. к., по мнению большинства исследователей, эдикт о том, что все жители Римской империи должны совершать жертвоприношения, был издан либо осенью 249 г., либо в дек. 249 - янв. 250 г. ( Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxf., 1965. P. 389-439). Но в копто-араб. Синаксаре говорится, что мученик был казнен уже после выхода эдикта, следов., в 249 или 250 г. В Житии свт. Иоанна V(III) Милостивого, патриарха Александрийского (610-619/20), говорится, что в его время в Александрии была ц. во имя М. В визант. Синаксарях М. не упоминается. Однако мученика прославляет Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), к-рый называет его первым из числа пострадавших в Александрии ( Niceph. Callist. Hist. eccl. V 30//PG. 145. Col. 1123-1126). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. имя М. впервые встречается в 1-й редакции Мартиролога Флора Лионского, где под 20 февр. содержится заметка об Александрийских мучениках, пострадавших при имп. Деции и упомянутых в послании свт. Дионисия Великого (см. ст. Иулиан, Кронион , Макарий , Епимах , Александр и 13 мучеников Александрийских ). Адон Вьеннский заимствовал у Флора заметку о мучениках, пострадавших в Александрии, и также поместил ее под 20 февр.; под 31 янв. в Мартирологе Адона содержится отдельное сказание о М., составленное на основе послания свт. Дионисия Александрийского из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Узуард отметил память М. лишь под 31 янв., заимствовав заметку о святом из Мартиролога Адона. Под этим же числом память мученика и заметка о нем вошли в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и сохранились в совр. редакции Римского Мартиролога (MartRom. P. 42; MartRom (Vat.). P. 119). Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 1079; SynAlex. Vol. 1. P. 323-324; Vol. 5. P. 713-714; MartUsuard. 1965. P. 172; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 36-37; iidem. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 76, 90; Le Synaxaire éthiopien: Les mois de Nahasê et de Paguemên. Turnhout, 1981. P. 291-292. (PO; T. 9. Fasc. 4); Idem: Mois de Teqemt. Turnhout, 1987. P. 34-37. (PO; T. 44. Fasc. 1).

http://pravenc.ru/text/2563082.html

Самое раннее свидетельство существования лат. версии цикла произведений о К. и об И. относится к рубежу V и VI вв. В т. н. Декрете Геласия утверждается, что Римская Церковь отвергает нек-рые агиографические сочинения (напр., Мученичества св. вмч. Георгия, мч. Кирика и мц. Иулитты), т. к. они исполнены неправдоподобных вымыслов и, по-видимому, составлены еретиками. Среди таких произведений названа «книга, именуемая «Покаяние святого Киприана»,- апокриф» (Liber qui appellatur Paenitentia sancti Cypriani - apocryphus) (Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recepiendis in kritischem Text/Hrsg. E. von Dobschütz. Lpz., 1912. S. 9, 12, 40-42, 54, 306. (TU; 38/4)). В кон. VII в. агиографическое предание о К. и об И. было известно св. Альдхельму Малмсберийскому, к-рый включил его краткий пересказ в соч. «О девстве» ( Aldhelm. De virginitate. 1919). Согласно Альдхельму, при имп. Диоклетиане в Антиохии жила дева И., к-рую тщетно пытался соблазнить с помощью волшебства К., «самый выдающийся из магов после Зороастра и Симона». Осознав тщетность своих усилий, К. уверовал во Христа и стал усердным проповедником истинной веры. Во время гонений на христиан К. и И. были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены по приговору имп. Клавдия. В распоряжении Альдхельма несомненно находились «Обращение...» и «Мученичество...», тогда как «Покаяние...» не было им использовано. Впосл. Флодоард Реймсский включил подробный пересказ всех 3 произведений цикла в поэму «Победы, одержанные Христом в Антиохии» ( Flodoardi Remensis De triumphis Christi Antiochiae gestis. I 15//PL. 135. Col. 567-572). Краткое сообщение о К. и об И. было помещено в Мартирологе Беды под 26 сент. Гибель мучеников датирована правлением имп. Диоклетиана, места, где они жили и пострадали, не названы. По мнению А. Кантена, в распоряжении Беды находилась одна из версий «Мученичества...» ( Quentin. 1908. P. 71). Из Мартиролога Беды память К. и И. заимствовали франк. «исторические» мартирологи IX в., в т. ч. Малый Римский Мартиролог (здесь упом., что мученики пострадали в Антиохии, их мощи были перенесены в Рим) и Мартирологи Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1171), Вандальберта Прюмского (MGH. Poet. T. 2. P. 595), Узуарда. Адон Вьеннский включил в составленный им Мартиролог пространное сказание о мучениках (ActaSS. Sept. T. 7. P. 196-197), основанное, по мнению Кантена, на «Обращении...» (версия BHL, N 2047) и на «Мученичестве...» (BHL, N 2051). Др. версия «Обращения...» (BHL, N 2048) стала источником сказания о К. и об И. в Древнеанглийском Мартирологе (IX в.). В Ирландии память К. и И. известна с XII в. (Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 184-185), т. к. более ранние ирландские календари были основаны преимущественно на Иеронимовом Мартирологе, где память мучеников отсутствует.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 46 - Quentin. 1908. P. 52). Высказывалось предположение, что почитание К. и И. в англосакс. Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиеп. Теодора , уроженца г. Тарс ( Hohler C. Theodore and the Liturgy//Archbishop Theodore: Commemorative Studies on His Life and Influence/Ed. M. Lapidge. Camb., 1995. P. 223-224). Из Мартиролога Беды поминовение К. и И. было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть к-рого составляет пространная молитва К. (Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. Bd. 2. S. 148-151), а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.; ркп. Paris. lat. 3879. Fol. 81r - Quentin. 1908. P. 154). В этих источниках сообщается, что К. и И. пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (30-е гг. IX в.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля; см.: Ibid. P. 335). По-видимому, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Иеронимова Мартиролога. Опираясь на данные Иеронимова Мартиролога, Адон Вьеннский перенес день памяти К. и И. на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора - Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 287-288). Под этой датой краткая заметка о К. и об И. помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг» (MartUsuard//PL. 124. Col. 159-160). Кард. Цезарь Бароний внес поминовение К. и И. в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане в г. Тарс и были казнены по указанию презида Александра) (Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 103; MartRom. Comment. P. 239-240).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТРАТИЙ [лат. Eustratius] (V в.), свт. (пам. зап. 28 нояб.), еп. Суфеса (ныне Сбиба, Тунис) в пров. Бизацена. Пострадал от ариан во время гонений на правосл. христиан при кор. вандалов Гейзерихе (428-477). Виктор , еп. Виты, в соч. «История гонений в Африканской провинции» рассказывает о нек-рых африкан. епископах-исповедниках, в их числе и о Е., которые ок. 453 г. были отправлены в изгнание. Вероятно, к 484 г. Е. вернулся на свою кафедру, поскольку его имя упомянуто среди участников Собора в Карфагене (1 февр. 484). В IX в. Флор Лугдунский включил имена этих африкан. епископов в свой Мартиролог, присоединив к ним мучеников Папиниана , еп. Виты, и Мансвета, еп. Урци († 439), также упомянутых Виктором Витенским ( Vict. Viten. Hist. I 3). Их память была произвольно помещена под 1 дек. Адон Вьеннский заимствовал из Мартиролога Флора заметку о святителях и по непонятным причинам переместил дату памяти на 28 нояб. Под этим же днем святители упомянуты в Мартирологе Узуарда. Кард. Цезарь Бароний включил день их памяти в Римский Мартиролог, где Е. ошибочно назван Евстахием. Ист.: Vict. Viten. De persecut. vandal. I 7//PL. 58. Col. 189-191 (=MGH. AA. T. 3/1. P. 6-7) (рус. пер.: Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции//Церковные историки IV-V вв. М., 2007. С. 104-105); MartRom. P. 553; Notitia provinciarum et civitatum Africae//MGH. AA. T. 3/1. P. 67 (рус. пер.: Перечень провинций и городов Африки//Церковные историки IV-V вв. С. 180). Лит.: Gautier E. F. Genséric, roi des Vandales. P., 1932; Dé jardins V. Les saints d " Afrique dans le martyrologe romain. Oran, 1952; Courtois Ch. Victor de Vita et son œuvre. Alger, 1954; idem. Les vandales et l " Afrique. P., 1955; Caraffa F. Eustrazio//BiblSS. Vol. 5. Col. 312; Constanza S. Vandali-Arriani e Romani-Catholici nella «Historia persecutionis Africanae provinciae» di Vittore di Vita//Oikoumene: Studi paleocristiani in onore del Concilio Vaticano II. Catania, 1964. P. 223-241; Maier J.-L. L " épiscopat de l " Afrique romaine, vandale et byzantine. R., 1973; Нафанаил (Львов), еп. Страдания святых мучеников Африканских, от ариан пострадавших// о н же. Беседы о Свящ. Писании и о вере и Церкви. N. Y., 1991. Т. 1. С. 226-236; Диснер Г.-И. Королевство вандалов. СПб., 2002. С. 91-98. О. И. Ф. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187509.html

Вопросы покаянной практики подробно рассмотрены П. в соч. «О кающихся» (CPL, N 561; De paenitentibus//PL. 13. Col. 1081-1090; англ. пер.: Iberian Fathers. 1999. Р. 70-86); в течение длительного времени в лит-ре было принято др. название, предложенное издателями,- «Увещевание, или Книжица, побуждающая к раскаянию» (Paraenesis, sive exhortatorius libellus ad poenitentiam). Сочинение делится на 4 части. В первой П. приводит классификацию грехов и указывает на то, что лишь 3 греха требуют публичного покаяния: идолослужение, убийство и прелюбодеяние. Вторая часть посвящена грешникам, которые из-за ложного стыда или по иной причине не совершают покаяние публично и продолжают при этом участвовать в таинствах. П. крайне отрицательно отзывается о таких людях, считая их поведение кощунством. В 3-й части произведения говорится о грешниках, к-рые, хотя и признали свои грехи, не следуют покаянной дисциплине. Заключительная часть содержит напоминание о небесной награде для кающихся и о наказании для тех, кто отверг предложенную Церковью возможность покаяния. «Слово о крещении» (CPL, N 563; Sermo de baptismo//PL. 13. Col. 1090-1094; англ. пер.: Iberian Fathers. 1999. Р. 87-94) адресовано катехуменам. В нем П. напоминает всем, кто готовится принять таинство, о падении Адама и Евы, о последствиях этого падения для всего человечества, о борьбе Единого Безгрешного Христа с диаволом и о свободе от греха, к-рая дается всем людям через веру. Крещение, подчеркивает П., есть очищение людей от греха и принятие дара Св. Духа. Известно, что ныне утраченный трактат Н. «Олень» (Cervus) был посвящен критике языческих обычаев при праздновании нового года. Почитание святого известно с IX в. Свт. Адон , архиеп. Вьеннский, поместил память П. под 9 марта в своем Мартирологе (MartAdon. 1984. P. 100). Оттуда под тем же числом она была перенесена в Мартиролог Узуарда (MartUsuard. P. 191). В XVI в. еп. Барселоны Хуан Димас Лорис (1576-1598) освидетельствовал мощи П., которые находятся ныне в соборе во имя мучеников Иуста и Пастора в Алькала-де-Энарес (бывш. Комплут).

http://pravenc.ru/text/2579878.html

Епископ Кводвультдей скончался в 453 или в начале  454 года в Неаполе , поскольку уже в октябре 454 года на Карфагенскую кафедру с дозволения короля Гейзериха, уступившего настойчивым просьбам имп. Валентиниана III, был избран еп. Деограций . Погребен в монастыре св. Гаудиоза в Неаполе . О кончине Кводвультдея упоминает Адон Вьеннский в своем Мартирологе . Местное почитание епископа Кводвультдея, как и его друга святителя Гавдиоза , распространилось в Неаполе уже в V веке, а оттуда перешло в Северную Африку . В древнем Карфагенском церковном календаре VI века память Кводвультдея помещена под 8 января , а в Неаполитанском " мраморном " календаре IX века и в Римском Мартирологе (ред. 1922 года) - под 19 февраля (в старой редакции Римского Мартиролога 1586 года Цезарь Бароний поместил его память под 26 октября , вероятно, стремясь приблизить её ко дню памяти святителя Гавдиоза - 27 октября . День памяти 19 февраля может указывать на обретение мощей Кводвультдея, происшедшее в конце VIII века (между 764 и 798), при Неаполитанском епископе Стефане II . В 1799 году, после пожара в монастыре св. Гавдиоза, мощи Кводвультдея были перенесены в капеллу св. Сусанны в кафедральном соборе Неаполя . Учение Догматические воззрения епископа Кводвультдея сложились под сильным влиянием богословской мысли блж. Августина . Обращаясь к осмыслению веры как таковой, Кводвультдей прежде всего указывает на ее связь с другими основными христианскими добродетелями - надеждой и любовью: " все понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование [Божие], в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит все, на что он надеялся "   . Обращаясь к " вещам невидимым " своим духовным взором (mentis acies ), вера является необходимым усилием (opus), которое Бог требует от верующих до тех пор, пока не вознаградит их за верность непосредственным «созерцанием» Себя (ipsa visio). Кводвультдей замечает, что " откладывая созерцание Себя (visionem suam), Он вверяет тебе Свой дар, а не лишает его, чтобы ты еще сильнее желал отложенного и не наскучило бы тебе быстро дарованное. Однако тебя не оставляет Тот, Кто с пользой удерживает ныне от созерцания Себя, ведь твои [телесные] очи не воспринимают Его, а Он всегда видит тебя. Поэтому предоставь [Ему] свои очи веры (oculos fidei) " . Т. о., вера в Бога является необходимым условием Его познания, ведь, по убеждению Кводвультдея, которое он разделяет с блж. Августином, " нам следует верить, чтобы познать (credamus ergo, ut intelligamus), и следует молиться, чтобы удостоиться созерцать то, во что мы верим " . Истинная вера возможна только в православной Церкви, а основанием этой веры (fidei catholicae fundamentum) является ее Символ, на котором «воздвигнуто здание Церкви (aedificium Ecclesiae), сооруженное руками апостолов и пророков; это здание есть Дом Божий, камни которого - живые» .

http://drevo-info.ru/articles/7244.html

Беда Достопочтенный, использовавший «Страсти...» при составлении своего мартиролога, поместил краткие сказания о Марии и др. мучениках под 20 янв., о мч. Кирине - под 25 марта, о мч. Валентине - под 14 февр. (см.: Quentin. 1908. P. 86-87, 113). Также под 20 янв. память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума указана в мартирологе Лионского анонима, составленном в нач. IX в. (Paris. lat. 3879. Fol. 70v). Флор Лионский перенес ее на 19 янв., но Адон Вьеннский и Узуард поместили сказания о мучениках под 20 янв. В раннесредневек. календарях поминовение мучеников указано под 19 или 20 янв. (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 488-489, 491, 493. (MGH. Mem.; 2)). Согласно Римскому Мартирологу, память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума совершается 19 янв. (MartRom. Comment. P. 27; MartRom. (Vat.). P. 100). Гробница мучеников почиталась на Корнелиевой дороге, к-рая вела из Рима в Цере (ныне Черветери) и проходила рядом с Ватиканским холмом. Впервые о ней упоминается в паломнических итинерариях VII в. В итинерарии «De locis sanctis martyrum qui sunt foris ciuitatis Romae» Марий, Марфа, Авдифакс и Аввакум названы среди мучеников, чьи гробницы находились близ Корнелиевой дороги; в Малмсберийском итинерарии уточняется, что на этом месте стояла церковь (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 106-107, 142). Согласно грамоте папы Льва IV от 10 авг. 854 г., храм находился на территории поместья Боччеа (fundus... qui uocatur Buccege - Schiaparelli. 1901. P. 435). В грамоте папы Адриана IV (10 февр. 1158) церковь упоминается среди владений капитула Ватиканской базилики св. Петра. В более поздних средневек. перечнях храмов, принадлежавших этой базилике, указано, что ц. св. Марфы находилась близ замка Боччеа ( Stocchi. 2010. P. 27, 44, 64, 86, 98). Впосл. храм был разрушен; его точное местоположение не определено. В 1779 г. по просьбе местных жителей в имении Боччеа была освящена небольшая церковь во имя Мария, Марфы и др. мучеников, приписанная к ватиканскому капитулу (до 1873). После строительства приходской ц. Девы Марии Лоретской (1951-1952) старый храм был передан в частное владение.

http://pravenc.ru/text/2562058.html

Освидетельствование мощей Е. было произведено 16 февр. 1597 г., когда они находились в бывш. кафедральной ц. ап. Иоанна Богослова, в к-рую были перенесены 13 авг. 1298 г. по благословению папы Иннокентия III местным еп. Аденульфом в присутствии 2 кардиналов и архиеп. Компостельского Петра. Сохранилось сказание об этом событии, где причиной перенесения мощей названо разорение храма за городской стеной сицилийским кор. Роджером. В кон. XIII - нач. XIV в. на месте древней церкви в Урбаниане возник бенедиктинский мон-рь, разоренный в 1499 г., во время восстания Ринальдо Альфано. В 1562 г. под полом разоренной церкви была найдена урна с мощами мц. Анфии, к-рую также передали ц. ап. Иоанна Богослова. Тем не менее сведения Реатской редакции о том, что мощи мучеников находились в Реате изначально, нельзя признать достоверными; они могли быть перенесены туда не ранее кон. VIII в. В рим. итинерариях VII - нач. VIII в. в качестве места погребения Е. называют катакомбы «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге под Римом. Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах В Римском Мартирологе Е. назван мучеником из г. Мессана (ныне Мессина) на о-ве Сицилия. Эта ошибка восходит к Мартирологу Флора, к-рый, пересказывая Эканскую редакцию Мученичества Е., указал местом почитания Е. г. Мессана в Апулии. Ту же ошибку повторили Адон Вьеннский и Флор Лионский. В XVII в. из-за этого на Сицилии стали местно почитать Е., однако упоминаний о наличии там его мощей не зафиксировано. Подобной ошибке обязано возникновение почитания Е. в хорват. г. Пореч (итал. Паренцо), причем указывалось, что мощи Е. якобы были перенесены туда из Аквилеи. Эта легенда опирается на ошибочное написание «Аквилея» вместо «Апулия» в Мартирологах Рабана Мавра (PL. 111. Col. 140) и Ноткера Заики (PL. 131. Col. 166). При этом последний, хотя и заимствовал у Адона неверное название города (Мессана), правильно именует Е. епископом Аквилейским. Рабан и Ноткер сообщают, что после мученической кончины мощи Е. и Анфии были перенесены в г. Аквилея, где Е. был епископом, и там захоронены.

http://pravenc.ru/text/189703.html

В доказательство своих слов еп. Фронтон приказал отправить в Тараскон гонцов и принести забытое им там золотое кольцо, что и было исполнено. После похорон к епископу подошел некий брат и показал книгу, в к-рой была запись о том, что Марфа удостоилась Царствия Небесного. У могилы Марфы совершалось множество чудес. В Житии особое место отводится рассказу об исцелении кор. франков Хлодвига. После выздоровления король даровал церкви Марфы земли и удостоил привилегий, объявив независимой от к.-л. гражданской власти. В заключение автор предупреждает, что всякий человек, совершивший преступление или нечестивый поступок в Тарасконе, тотчас получает воздаяние от Бога. В Иеронимовом Мартирологе под 19 янв. содержится запись: «В Иерусалиме Марфы и Марии, сестер Лазаря» (MartHieron. P. 48). По мнению И. Делеэ, это указание является поздним ошибочным добавлением, возникшим по причине неверного перенесения на это число имен Римских мучеников Мария и Марфы, память к-рых отмечена в Иеронимовом Мартирологе под 20 янв. (см. ст. Марин (Марий), Марфа, Авдифакс и Аввакум ). Память Римских мучеников под 19 янв. сохранилась в Сакраментарии из Ангулема (рубеж VIII и IX вв.), но имя Мария здесь приводится в форме жен. рода. Вероятно, на основе этого указания в др. франко-геласианских Сакраментариях (Желлонском, из Райнау и Кура; Liber Sacramentorum Gellonensis. Turnhout, 1981. Vol. 1. P. 19 (CCSL; 159); Sacramentarium Rhenaugiense/Hpss. A. Hänggi, A. Schönherr. Freiburg. i Br., 1970. P. 90), а также в более поздних Григорианских Сакраментариях под 19 янв. поминались М. и М. Адон , архиеп. Вьеннский (860-874 или 875), внес в составленный им Мартиролог имена сестер прав. Лазаря под 19 янв., обозначив при этом отдельную память Марфы под 17 окт., а под 17 дек.- память Марфы и ее брата Лазаря ( Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 63, 357, 419). В т. н. Малом Римском Мартирологе, составленном Адоном, также присутствует поминовение Марфы под 17 окт.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Под этими же датами память Н. вместе с памятью др. апостолов от 70: Прохором, Тимоном и Парменом, под 28 июля и отдельно под 28 дек. закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2017. С. 177, 300). В богослужебной Минее РПЦ под 22 июля в тропаре канона на утрене 4-й песни приводятся сведения визант. источников: «Честь Божественну наследовал еси, Никаноре блаженне, заколен быв, яко овча, со двема тысящами, на Христа уповающими, воньже скончася день Стефан первостраделец» (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 252). В совр. календаре греч. Церквей память Н. установилась под 28 июля ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 31-32). В исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита говорится о подвиге Н. и Стефана: «...подобало, чтобы эти двое блаженных, которых соединила любовь ко Христу, обрели упокоение в тот же самый день» ( Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 315). Память Н. вместе с другими апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 22 хротица (28 окт.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где говорится о его убиении вместе с первомч. Стефаном и другими тысячами святых, при этом добавлено замечание, что «другие полагают, что он упокоился в мире» (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 790). В зап. традиции св. Адон , архиеп. Вьеннский (860-875), поместил в свой Мартиролог память Н. под 10 янв., полагая, очевидно ошибочно, что он принял мученичество на о-ве Кипр (MartAdon. 1984. P. 56). Эти же сведения представлены в мартирологе, составленном мон. Узуардом († 877) (MartUsuard. 1965. P. 158). Под этой же датой память Н. закрепилась в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 14). Вероятно, на основании свидетельств греческих минологиев в современном календаре Римско-католической Церкви пам. Н. вместе с другими 5 первыми диаконами была перенесена на 28 июля (MartRom (Vat.). P. 396). Лит.: ActaSS. 1734. Ian. T. 1. P. 601; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 45-46; Munck J. The Acts of Apostles. Garden City (N. Y.), 1967; Sauget J.-M. Nicanore//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 852; Dunn J. D. G. The Acts of the Apostles. L., 1996; Barrett C. K. A Critical and Exegetical Commentary on the Acts of the Apostles. Edinb., 1998. Vol. 2; Fitzmyer J. The Acts of Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния апостолов: Гл. 1-8: Ист.-филол. коммент. М., 1999; Ilan T. Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity. Tüb., 2002. P. 1.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010