Ep. 108. 20; Idem. Onomast). Кроме того, был построен странноприимный дом ( Temmerman. 2017. S. 7). Иероним давал П. советы по поводу управления мон-рем, являясь духовным наставником обеих обителей ( Kelly. 1975. P. 132). П. желала пригласить в Вифлеем Маркеллу, и блж. Иероним направил ей письмо от имени П. и Евстохии ( Hieron. Ep. 46). К 404 г. в женском монастыре П. проживало ок. 50 насельниц ( Pallad. Lausiac. 41). Между 385 и 395 гг. в Риме скончались дети П.- Руфина, Павлина, жена Паммахия, и Токсотий. Его дочь - Павла Младшая, впосл. жила в общине своей тетки Евстохии в Вифлееме. В первые годы V в. П. находилась в конфронтации с Иоанном Иерусалимским, Руфином и Меланией из-за оригенистских споров и жестокой антиоригенистской позиции блж. Иеронима. В 404 г. она тяжело заболела, скончалась 26 янв. в возрасте 56 лет (нек-рые исследователи датируют кончину П. 406 г. ( Cain. 2013. P. 485)). Иаков из Варацце († 1298) пересказал в «Золотой легенде» эпитафию блж. Иеронима, посвященную П. ( Iacopo da Varazze. 2007. Vol. 1. P. 236-243). Также в XIII в. краткое Житие П. вошло в состав энциклопедического свода «Зерцало истории» Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIX. 48-50); в XIV в. Петр Наталис внес заметку о святой в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. III 29). Почитание Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) В палестино-груз. календаре X в. память П. указана под 28 авг. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86-87, 314-315). В Иеронимовом Мартирологе под 26 янв. содержится запись: «В Вифлееме успение святой Павлы» (MartHieron. P. 64). Под этим же числом память святой вошла в средневек. «исторические» мартирологи. В Мартирологе Флора Лионского находится заметка о П., к-рая составлена на основе эпитомы П., написанной блж. Иеронимом ( Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 304, 416, 457, 481). Адон, архиеп. Вьеннский, сократил заметку, указав лишь место кончины П. и то, что, по словам блж. Иеронима, она была увенчана венцом долгого мученичества ( Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 73). Подобная сокращенная заметка содержится и в Мартирологе Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 169). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память П. под 26 янв. (MartRom. P. 35). Под этим же числом она вошла в совр. редакцию Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 111). В 1283 г. доминиканский монах и паломник Бурхард с Сионской горы упомянул в «Описании Святой Земли» о захоронении преподобных П. и Евстохии в базилике, посвященной этим подвижницам ( Burchardi de Monte Sion Descriptio terrae sanctae// Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 18732. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРАСТ Ап. Ераст. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) Ап. Ераст. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) [греч. Εραστος; лат. Erastus], ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля), еп. Панеадский, ученик ап. Павла. В заключительных приветствиях в Послании к Римлянам ап. Павел называет Е. городским казнохранителем или экономом (οκονμος τς πλεως - Рим 16. 23). Он исполнял эту общественную должность в Коринфе, откуда, по всей видимости, было написано Послание к Римлянам. Также о принадлежности Е. к коринфской христ. общине апостол пишет в 2 Тим 4. 20. Вероятно, язычник Е. крестился во время посещения ап. Павлом Коринфа (Деян 18. 1-18). Ап. Павел упоминает Е. вместе с ап. Тимофеем , к-рого он направил из Ахайи в Македонию (Деян 19. 22). Образ Е. в толкованиях св. отцов служил примером того, что для знатного человека при обращении в христианство нет препятствий ни в виде богатства, ни в виде звания ( Ioan. Chrysost. In Rom. 16. 23//PG. 60. Col. 678). В византийском каталоге апостолов Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) Е. назван экономом Иерусалимской Церкви, к-рый был позже поставлен в епископы Панеады. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. приходится на 10 нояб. вместе с памятью др. святых, упомянутых в последней главе Послания к Римлянам: Олимпа (Олимпана), Иродиона (Родиона), Сосипатра , Тертия и Кварта (Куарта). Кроме того, те синаксари, к-рые помещают под 30 июня память не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Е. также под 30 июня (SynCP. Col. 209, 786). Свт. Димитрий Ростовский сообщает, что Е. до поставления в епископы Панеады служил диаконом в Иерусалиме (ЖСв. Нояб. С. 204). В зап. традиции, где почитание апостолов от 70 возникло ранее, чем в восточной ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), память Е. отмечается 26 июля. Адон, архиеп. Вьеннский, в кн. «О праздниках апостолов» (De festivitatibus apostolorum) называет Е. мучеником и епископом г. Филиппы в Македонии (PL. 123. Col. 193). На основе этих сведений была сделана запись в Мартирологе Узуарда (PL. 124. Col. 297) и в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 306).

http://pravenc.ru/text/190123.html

1967. P. 137-138). 12 мая 1597 г. кард. Цезарь Бароний торжественно перенес мощи Н., А. и Домитиллы из ц. св. Адриана в базилику Н. и А. у терм Каракаллы и поместил их перед алтарем. К 1600 г. Бароний полностью отремонтировал церковь, украсил ее росписями, подарил колокол. Реставрация церкви проводилась в 1941 г. Впервые память Н. и А. под 12 мая появляется в Иеронимовом мартирологе, где святые названы братьями. В бернской рукописи Мартиролога ошибочно указано, что мученики были похоронены в катакомбах Претекстата (MartHieron. P. 249). Впосл. память мучеников под 12 мая перешла в Мартиролог Беды (в поздних списках, напр.: Vat. Palat. lat. 834, 1-я пол. IX в.; Vat. Palat. 833, сер. IX в.) и в зап. «исторические» мартирологи IX в. При этом Флор Лионский и Адон, архиеп. Вьеннский, заимствовали из Иеронимова мартиролога неверное обозначение «в катакомбах Претекстата». Краткое сказание о Н. и об А., содержащееся в этих мартирологах, составлено на основе их Мученичества ( Quentin. 1908. P. 51, 332, 362, 482; Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. Р. 157). Из Мартиролога Адона сказание о святых перешло в Мартиролог Узуарда, однако вместо катакомб Претекстата здесь указана Ардеатинская дорога как место, где совершалось празднество в честь Н. и А. (MartUsuard. 1965. P. 228). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память Н. и А. под 12 мая. В заметке сообщается, что останки мучеников вместе с мощами св. Домитиллы были перенесены по указанию папы Климента VIII (1592-1605) из диаконии Адриана в посвященную им титулярную церковь, которая была отреставрирована в то время (MartRom. Р. 185). В совр. редакции Римского Мартиролога под этим же числом содержится сказание о мучениках, составленное на основе эпитафии папы Дамаса I (MartRom (Vat.). P. 266). Проприи мессы на день памяти Н. и А. содержатся в рим. литургических книгах VII-VIII вв. (Sacr. Gelas. P. 138-139; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar/Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 19582. S. 67). В сер. XII в. краткие сведения о Н. и об А. с искажением их имен - Иеремий и Архилий - были внесены в составленную на Руси 2-ю (пространную) редакцию Пролога со ссылкой на 28-ю «Беседу на Евангелие» свт. Григория Великого. Это сказание впосл. вошло в стишной Пролог и затем под 6 апр.- в ВМЧ митр. Макария, где святые именуются Иереем и Ахилеем (ВМЧ. Апр. День 1-8. Стб. 168-169). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в Четьи-Минеи память мучеников под этим же числом, передав их имена как Иеремий и Архилий (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. С. 221). В совр. редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского вместо Архилия обозначен иерей Алхимий (ЖСв. Апр. С. 123), однако в календаре РПЦ имена мучеников даются в первоначальной транскрипции свт. Димитрия (см. также ст.: Иеремий и Архилий (пам. 6 апр.)).

http://pravenc.ru/text/2565064.html

    Скан Patrologia Latina 119     PL 120: Пасхазий Радберт; Энгельмод (епископ Суассонский)     Скан Patrologia Latina 120     PL 121: Ратрамн Корвейский; Готшальк из Орбе; король Лотарь I; Гюнтар Кёльнский; Теудоин Шалонский; Альваро Кордовский; Леовигильд Кордовский; Киприан Кордовский; Бернард, французский монах; Вандальберт Прюмский; Эней Парижский; Герард (архиепископ Турский); Исо Санкт-Галленский; Гримальд (аббат Санкт-Галленский); Милон, монах св. Аманда; Ремигий Лионский; Вулфад (епископ Буржский); Адвенций Мецский     Скан Patrologia Latina 121     PL 122: Иоанн Скот Эриугена; Адриан II (папа римский)     Скан Patrologia Latina 122     PL 123: Адон Вьеннский; Узуард, монах Сен-Жерменский     Скан Patrologia Latina 123     PL 124: Карл II Смелый; Адревальд (монах Флёри); Гинкмар (епископ Лана); Исаак (епископ Лангрский); Одо (епископ Бовэ); Хейрик Осерский     Скан Patrologia Latina 124     PL 125: Гинкмар (архиепископ Реймса)     Скан Patrologia Latina 125     PL 126: Гинкмар (архиепископ Реймса); Иоанн VIII (папа римский); Марин I (папа римский); Адриан III (папа римский); Бертарий, аббат Кассино; Хармот, аббат Санкт-Галленский; Римберт (епископ Гамбургский); Аймоний Сен-Жерменский; Ратперт Санкт-Галленский     Скан Patrologia Latina 126     PL 127: Анастасий Библиотекарь; Франциск Бланхин Веронский; ряд анонимных сочинений о римских понтификах; Григорий из Катании; Каэтан     Скан Patrologia Latina 127     PL 128: Анастасий Библиотекарь; также его анонимные продолжатели     Скан Patrologia Latina 128     PL 129: Анастасий Библиотекарь; Эрхемберт; Ангильберт (аббат Корвейский); Стефан V (VI) (папа римский); Формоз (папа римский); анонимная инвектива на Формоза; Стефан VI (VII) (папа римский); Роман (папа римский); Вольфхард, пресвитер Хасенриетанский; Анамод, субдиакон из Регенсбурга; Евтропий Лангобард; дополнения к посланиям и грамотам пап: Льва III, Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV, Сергия II, Льва IV, Бенедикта III, Николая I, Адриана II, Стефана V; Псевдо-Лиутпранд, «Книга о римских понтификах» (IX век); анонимная «Chronicon Albeldense» (Хроника Альбельды) (IX век); анонимная «Книга о счёте» (IX век).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мученичество представляет собой выдержку из большого сочинения, первоначально составленного на греч. языке Кратоном, учеником ап. Симона. В нем рассказывается о проповеди апостолов в 12 провинциях Персии и в Вавилоне, о диспутах с магами Зароэсом и Арфаксатом (напоминающих диспут ап. Петра с магом Симоном в древних «Деяниях апостола Петра») и о мученической кончине в г. Суанир ( Schneemelcher, Wilson. 2003. Р. 482). Описание пыток, к-рым апостолов подвергли жрецы храма бога Солнца, имеет параллели в латинских Мученичестве апостола Фомы (BHL, N 8136) и соч. «О чудесах апостола Фомы» (BHL, N 8140). Автор хорошо знаком с реалиями Персидского царства IV в., что является terminus post quem для этого сочинения (Ibid.). Город Суанир, или Суанис, неизвестен по др. источникам. Возможно, имелась в виду обл. Сузиана на юго-западе Персии. С. Тиймон и А. Гутшмид предположили без особых оснований, что речь идет о Сванетии (критику см. в: Виноградов А. Ю. Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря//БТ. 2007. Сб. 41. С. 260-271). Персид. версия возобладала в зап. агиографии (Венанций Фортунат, Беда Достопочтенный, Адон Вьеннский, Узуард, Гонорий Отёнский, Ордерик Виталий, Иаков из Варацце). О том, что ап. Фаддей (без уточнения какой) проповедовал в обл. Персида (Фарс), кроме зап. источников сообщается в «Христианской топографии» Космы Индикоплова (1-я пол. VI в.) ( Cosm. Indic. Topogr. chr. II 77). Фрагментарно сохранившееся копт. соч. «Деяния ап. Иуды-Фаддея», брата Господня (BHO, N 1141), проповедовавшего в Сирии и Месопотамии, никак не связано с греч. и лат. версиями «Деяний» этого апостола ( Guidi I. Gli Atti Apocrifi Degli Apostoli nei Testi Copti, Arabi ed Etiopici//Giornale della Societa Asiatica Italiana. Firenze, 1888. Vol. 2. P. 21-22). Они представляют собой перевод греч. «Деяний Петра и Андрея», в к-рых Андрей заменен Фаддеем ( Schneemelcher, Wilson. 2003. Р. 480). Целиком это произведение известно по араб. и эфиоп. переводам (BHO, N 1142-1144). В копто-араб.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апр.- Е., под 24 апр.- «страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела». По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с А., в действительности были 37 приближенными пресв. Александрийского сщмч. Феоны, память к-рого отмечена под тем же числом. Свт. Григорий Турский в соч. «О славе исповедников» (кон. VI в.) упоминает об обуви Е., почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика ( Greg. Turon. Glor. conf. 49). В соч. «О славе мучеников» он упоминает о сщмч. Иринее , погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Е. и А., от к-рых совершались исцеления ( Idem. Glor. mart. 49). В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апр. содержатся краткие сведения о смерти Е. и А., заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апр., а также сообщает, что «они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества». В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кард. Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с др. лугдунскими мучениками, сведения о к-рых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. В наст. время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится ц. св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. по Р. Х. Вероятно, в кон. V в., при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, к-рую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 г. по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 г. храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Е. и А. находились в ц. св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте ц. св. Иринея.

http://pravenc.ru/text/190031.html

В. занимался вопросами исчисления Пасхи. Адон Вьеннский (Chronicon s. a. 572//PL. 123. Col. 108) упоминает его соч. «О пасхальном круге» (De cyclo paschali), из к-рого Беда Достопочтенный приводит 2 фрагмента (De Ratione temporum. 51//PL. 90. Col. 502); 17 др. фрагментов этого сочинения сохранились в «Толковании на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.). Сочинение направлено против системы, предложенной столетием ранее Викторием Аквитанским , и защищает александрийскую пасхалию. В этом же сочинении Иоанна Диакона сохранилось 6 фрагментов из произведений В. «О Ноевом ковчеге» (De arca Noe), где появляется символическое толкование чисел и «Книги ответов» (Liber Responsorum), представляющей собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие. Собранные В. схолии принадлежат исключительно вост. отцам и учителям Церкви. В. цитирует сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, Оригена , свт. Василия Великого , Диодора , еп. Тарсийского, Севериана Габальского . Мн. цитаты из Поликарпа Смирнского, приводимые В., по др. источникам неизвестны. Последним экзегетическим произведением В. является соч. «Главы о Воскресении Господнем» (Capitula de Resurrectione Domini), представляющее собой согласование 4 евангелистов в повествовании о Воскресении Иисуса Христа. Ж. Морен (RBén. 1890. N 7. P. 416-423) атрибутирует В. послание к Констанцию, еп. Аквинскому, к-рое в ряде рукописей предшествует рим. лекционарию Посланий ап. Павла. Таблица Апостольских чтений присутствует уже в Фульдском кодексе В. (CPL, N 1976). Мощи В. хранились в XV в. в Монте-Кассино, частица мощей находилась в Монте-Верджине, откуда они в 1967 г. были перенесены в кафедральный собор Капуи. Соч.: Praefatio in Evangelicos harmonias//PL. 68. Col. 251; Codex Fuldensis: Novum Testamentum latine interprete Hieronimo ex ms. Victoris Capuani/Ed. E. Ranke. Marburg; Lipsiae, 1868, 1871; De cyclo Paschali//PL. 90. Col. 502; Bedae Opera de temporibus/Ed. C. W. Jones. Camb., 1943. P. 272-273, 322-323 [фрагменты]; Ex libello de cyclo paschali// Pitra J. Spicilegium solesmense. P., 1852. Graz, 19622. T. 1. P. 296-301 [фрагменты у Иоанна Диакона]; Capitula de Resurrectione Domini/Ed. J. Pitra//O. C. Prolegomena. P. 53; Ibid.//PLS. T. 4. Col. 1196; Glossa in Epistula ad Romanos/Ed. G. Morin//RBén. 1910. Vol. 27. P. 114 sqq.

http://pravenc.ru/text/158482.html

По мнению Кантена, нек-рые имена следует считать двойными (напр., Сильвий Прим, Помпея Родана), поэтому количество Л. м. могло быть меньше ( Quentin. 1921). В различных версиях списка нек-рые имена искажены, их порядок изменен. Так, в Иеронимовом мартирологе перечень начинается с еп. Потина и пресв. Захарии (к этому источнику восходят более поздние списки, включенные в мартирологи Лионского анонима и Флора Лионского), а Григорий Турский называет всего 45 имен. Впосл. к Л. м. причисляли др. мучеников, почитавшихся в Бургундии. Так, архиеп. Адон Вьеннский привел сведения о том, что мч. Марцелл, пострадавший в Кабиллоне (ныне Шалон-сюр-Сон; пам. 4 сент.), и мч. Валериан, пострадавший в Тинурции (ныне Турню; пам. 15 сент.), были среди арестованных лугдунских христиан. Они чудесным образом получили свободу, бежали из Лугдуна и позднее приняли мученическую смерть в др. местах ( Decourt, Lucas. 1993. P. 143-144). Почитание Почитание Л. м. достоверно засвидетельствовано лишь в V-VI вв., обстоятельства его возникновения не до конца ясны. По-видимому, в тот период наибольшим почитанием в Лугдуне пользовались др. святые, прежде всего мученики Епиподий и Александр и епископы Ириней и Иуст ( Delehaye. Origines. P. 352). Самые ранние сведения о культе Л. м. содержатся в проповеди о св. Бландине, включенной в галльский сборник Евсевия Галликана . Проповедь была составлена скорее всего в V в., среди ее возможных авторов называют Фавста Рейского (Рьезского) и Лугдунских епископов Евхерия и Патиента ( Euseb. Gall. Hom. 11; см.: Bailey. 2003. P. 5). Основные темы гомилии - значение почитания местных святых, защитников города («Пусть радуется наша земля, вскормившая небесных воинов, обильно породившая добродетели»); уподобление Лугдуна Вифлеему, где пострадали Вифлеемские младенцы ; прославление мужества еп. Потина и др. мучеников; тщетность усилий гонителей, к-рые уничтожили останки Л. м., «будто пламя способно поглотить заслуги, сжечь дотла добродетели». По-видимому, ко времени создания проповеди культ Л.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Представление о П. Н. как об ученике апостолов получило развитие в эпоху Каролингов. Архиеп. Адон Вьеннский не только повторил утверждение Флора Лионского о том, что П. Н. был «учеником апостолов» (Мартиролог Флора, редакция «Флор-ЕТ» - Quentin. 1908. P. 371), но и отождествил его с проконсулом Сергием Павлом, к-рого обратил в христ. веру ап. Павел . Отправляясь в Испанию, апостол послал его проповедовать в Нарбону (Ibid. P. 598). Отождествление П. Н. с Сергием Павлом, заимствованное из Мартиролога Адона, приведено в сказании о перенесении мощей мч. Баудилия в 878 г. (BHL, N 1047); Нарбонский архиеп. Сигебод подарил монахам обители Сеси (ныне Сеси-ле-Буа) реликвию П. Н., к-рый, «как говорят, в Деяниях апостолов именуется Сергием» ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 3). В Мартирологе Узуарда сообщается лишь о том, что П. Н. сопровождал ап. Павла во время его путешествия в Испанию и по указанию апостола остался в Нарбоне для проповеди христианства. Т. о., Узуард отверг вымысел Адона о тождестве святого с Сергием Павлом, но согласился с необоснованным предположением, что П. Н. был учеником ап. Павла (MartUsuard. 1965. P. 357). В средневек. нарбонских документах отождествление П. Н. и Сергия Павла впервые встречается в грамоте 1080 г., где упоминается «блаженный Павел Сергий, первый епископ города Нарбоны» ( Griffe. 1933. P. 257-258). Оно присутствует и в Житии св. Теодарда, архиеп. Нарбонского (BHL, N 8045), где приведено подложное послание папы Римского Стефана V. В нем говорится, что все епископы Испании должны были подчиняться архиепископу Нарбонскому, т. к. Сергий Павел помогал ап. Павлу во время проповеди христианства в Испании; на обратном пути он остался в Нарбоне и получил от апостола старшинство над галльскими епископами (ActaSS. Mai. T. 1. P. 153). По мнению исследователей, Житие было составлено ок. 1090 г., когда папа Римский при восстановлении церковной организации в Испании отклонил притязания архиепископа Нарбонского на юрисдикцию над испан. диоцезами. Т. о., отождествление П. Н. с Сергием Павлом использовалось для обоснования привилегий Нарбонской митрополии ( Griffe. 1933. P. 259-263; Kr ü ger. 2002. S. 245-247).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010