Для учения Б. характерны прежде всего экстатический восторг (галаба) и опьянение любовью к Богу (сукр), всепоглощающая страсть к к-рому приведет «влюбленного» (мистика) к духовному слиянию с ним. Опираясь на личный опыт, Б. пришел к заключению, что при абсолютном погружении в размышления о единстве Бога может появиться духовное ощущение полного исчезновения собственного «я», личность исчезает, растворяется в Боге, приобретая при этом духовные атрибуты божества в себе самом. Б. дал этому состоянию название «фана» (небытие, исчезновение). Понятие «фана» становится с тех пор основным техническим термином суфизма (тасаввуфа), а состояние «фана» признается конечной целью мистического пути мн. суфийскими школами и братствами. Б. проанализировал такое важное для мусульм. мистической мысли состояние, когда происходит как бы функциональный обмен ролями: личность, растворившись, исчезает в Боге и, приобретя его атрибуты, становится божеством, а божество - личностью. Б. определил это состояние формулой: «Ты есть я, а я есть ты». Последнее вызвало яростные нападки традиционалистов и обвинения в претензии на тождество с Богом (хулул). Б. приписывают разработку понятия вознесения человеческого духа до божественного уровня во время медитации (мирадж), что также было крайне негативно встречено мусульм. богословами. В целом же Б., разрабатывая отдельные положения суфизма, не создал законченной мистико-теологической системы; он не преодолел дуализма, пытаясь соединить воедино Божественное (лахут) и человеческое (насут), т. е. идеальное и материальное начала. Лит.: Arberry A. J. A Bistami Legend//J. of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L., 1938. p. 89-91; Badawi Abdur Rahman. Shatahat as-sufiyya: Abu Yazid al-Bistami. Cairo, 1949. S. 37-148; Ritter H. Die Aussprüche des Bayezid Bistami//Westöstliche Abhandlungen. Wiesbaden, 1954; Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература// Бертельс Е. Э. Избр. труды. М., 1965. С. 233, 243-248, 264-271. О. Ф. Акимушкин Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/149231.html

А. Безант часто вспоминает туманную герметическую фразу: «Как наверху, так и внизу», – с которой начинается «Изумрудная скрижаль» 90 . Эта формула имеет для оккультизма как гносеологическое прочтение – изучение макрокосма через его подобие в микрокосме, так и чисто магическое. Агриппа Неттесгеймский много раньше А. Безант высказывал подобную же мысль: «... вещи низшие имеют такую связь с высшими вещами, что влияния, исходящие от их Руководителя, как от первой причины, идут как по натянутой струне вплоть до последних оконечностей мира и проникают до самых глубин. Если притронуться к малейшей вещи или (ее) оконечности, то все приходит в волнение таким образом, ... при волнении какой-нибудь вещи низшей взволнуется также и высшая вещь, которой она соответствует, как струны гитары, которые хорошо согласованы» 91 . Магия обычно связана с пантеистическим мировоззрением, но из пантеизма не вытекает с неизбежностью магическая установка сознания. В пантеистическом учении Ф. Гегеля индивидуум не может влиять на Абсолютный Дух. Этика стоиков побуждает довериться судьбе, а не стать хозяином судьбы. Плотин ругает гностиков за попытку подчинить богов. Пантеистическое Божество безлично. Безличное единое – вселенский универсум – можно рассматривать наделённым природной, а значит, предсказуемой волей, как, например, течение Гольфстрим можно рассматривать выражением природной воли Земли. Однако личностной, «гномической» 92 волей, сопряжённой со способностью выбора и самосознанием, универсум не обладает. Выражение стоиков «судьба влачит того, кто ей противится», скорее, свидетельствует о религиозной привычке сознания, априорно выбирающего вектор служения высшей силе, а не её подчинение. Пантеизм декларирует тождество человек=абсолют, атман=брахман. Следуя приоритету общего над индивидуальным, Шопенгауэр, например, усваивает роль субстанции только воле абсолюта, но не индивидуальной воле человека. Это нисколько не смущает оккультиста, который знает, что пантеистическое утверждение о единстве человека и абсолюта – не равенство, а тождество, а значит, всегда может быть прочтено в обратном направлении. «Шопенгауер может сколько ему угодно утверждать, что самопроизвольность – не в нас, что она присуща только Универсальному, орудиями которого мы являемся; для нас важно только то, что эта самопроизвольность проявляется в нас и нами, что своим действием она изменяет психическое явление и что само действие подчинено игре наших страстей» 93 . Стоит взглянуть на универсум как на волшебную силу под углом магии, и пантеистическая схема опрокинется в пользу человека, он сам становится хозяином судьбы: «Я» (то есть наделенное сознанием средоточие человеческого существа) является центром вселенной. Все остальное (если оно есть), существует только для него. Материальный мир управляется не извне, силою трансцендентного Бога, а изнутри, силою личностного «Я» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Оккультные авторы пытаются наполнить магический агент тем смысловым содержанием, которое соответствует уровню научного развития современной им эпохи. Пионер оккультизма Агриппа Неттесгеймский писал о «воздухе»: «Мне остается сказать о воздухе: – жизненный дух, который проникает во все существа, делая их живучими и живыми, связывая, приводя в движение и наполняя все». «Воздух» в таком понимании приобретал у него метафизический оттенок натурфилософской первоосновы мира Анаксимена. Но Агриппе важны были не метафизические, а оккультные свойства воздуха: «Вот почему многие философы считали, что воздух есть причина снов и других впечатлений души, благодаря распространению картин или подобий, что исходят от предметов и слов, которые массами проходят в воздухе, пока не достигнут чувств или, в конечном итоге, воображения и души того, кто их воспринимает» 57 . Позже подобными свойствами будут наделять «астрал», изобретение которого приписывают Парацельсу. Ф. А. Месмер, за неимением лучшего, назвал магический агент «животным магнетизмом». Это понятие одряхлело к началу ХХ в., уступив место «четвёртому измерению», с которым сегодня конкурирует «физический вакуум» и «торсионные поля». Не вызывает сомнений, что в основе этих понятий лежат научные гипотезы, как в своё время «эфир» или «теплород». Магическим агентом они становятся в спекуляциях и мифологизациях оккультистов, которые пытаются включить их в магический контекст. Шаблонная схема магии, согласно исследователю М. Моссу, зиждется на понятии всепроникающей, разлитой в природе силы, которой он дал видовое обозначение «мана», используя её локальное меланезийское название. Мана – безличная, всепроникающая сила, выступающая одновременно как сила самого мага, сила обряда и сила магической вещи. «Это комплексное понятие включает в себя, прежде всего, идею силы или, как говорят, «магический потенциал». Это идея силы, где силы мага, обряда и духа являются лишь различными ее выражениями». В своей работе «Набросок общей теории магии» М. Мосс говорит, что мана «объединяет множество идей, которые мы обозначаем такими выражениями, как колдовская сила, магическое свойство вещи, магическая вещь и сверхъестественное существо, иметь магическую силу, быть заколдованным, действовать с помощью магии» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Исследование откровения также представляет собой легитимный путь знания, это путь богословия. 20 Генрих Корнелий, он же Агриппа Неттесгеймский (1486–1536) – немецкий врач, философ и чернокнижник. Получил медицинское и богословское образование. В области философии развивал идеи христианского неоплатонизма. Главное произведение – «De occulta philosophia» («Об оккультной философии»). 22 «Я утверждаю, что космические тела оказывают существенное влияние на живые организмы, преимущественно на их нервную систему, что достигается посредством тонкого всепроникающего флюида», – из «Доклада об открытии животного магнетизма» Ф.А. Месмера. http://lebendige/ethik.net/ 3/Mesmer_Abhandlung_1781.html (дата последнего обращения 05.04.2010). 24 Основоположник позитивизма Огюст Конт представлял науку как новый культ, который должен вытеснить его старые религиозные формы. Он мечтал заменить веру в Бога верой в науку, религиозные догматы – научными законами, научные институты виделись ему новыми храмами. 27 Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Оккультизм. М, 1999. Т. 2. Часть 1. С. 9. 56 «Великий магический агент, названный мною астральным светом, другими называвшийся душой земли, а древними химиками Азотом и Магнезией – эта оккультная сила ключ ко всякой власти, секрет всех сил ... Суметь завладеть этим агентом – значит стать хранителем силы самого Бога; именно в этом и состоит вся реальная, действительная магия, вся истинная тайная сила», – пишет Элифас Леви (Элифас Леви. Учение и ритуал высшей магии. СПб., 1910. Т.1. С. 181). 67 Впервые книга «Кибалион» издана в 1908 г. в Чикаго. Авторство книги предположительно принадлежит Уильяму У. Аткинсону владельцу издательства, опубликовавшего «Кибалион», видному деятелю Нового Мышления. 90 Изумрудная скрижаль – короткий текст, согласно легенде, высеченный Гермесом Трисмегистом на изумрудной доске, в котором алхимики усматривали рецепт получения «философского камня». Исторически самые древние упоминания об «Изумрудной скрижали» относятся к 833 г. н.э. (Кондо Ж. Ш., Кондо-Динуччи Н. Анти-Тайна. Минск, 2009. С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

118 Р. Флудд в XVI в. одним из первых пытался взвесить душу человека. Как иллюстрацию сциентистского настроя оккультного сознания можно привести слова Агриппы Неттесгеймского: «Но когда душа пробуждается в духе, становясь обителью духов высочайших или высших, он познает от них секреты вещей божественных, а именно, закон Бога, порядок ангелов» (Агриппа Ноттесгеймский. Оккультная философия. М., 1993. Кн. 1. Гл. 60). 119 Оккультные труды оперируют научными терминами: «энергия», «вибрация», «частота», – за которыми содержится смутный образ колеблющейся субстанции или среды – передатчика мысленного воздействия. Что собой представляет магический агент с научной точки зрения? Научно доказано «наличие семи типов излучений и полей тела человека: инфракрасное, тепловое, радиотепловое, акустотепловое излучения; оптическая хемилюминесценция; электрическое поле, магнитное поле. Кроме того, еще имеется химическая микроатмосфера. Таким образом, биополе содержит целую гамму электромагнитных колебаний, кстати, полностью совпадающую с излучениями из внешней среды …. По суммарному электрическому полю практически здоровые люди мало различаются между собой». (Моисеева Н.И. Биоритмы жизни. СПб., 1997. С. 30–31). 120 Например, отечественная «позитивная мыслительница» Н. Правдина пользуется выражением «деликатные энергии», «энергетические вибрации» и прямо указывает на магические корни своего учения: «... пойдём вглубь магии Фэн-Шуй» (Правдина Н. Я привлекаю успех. СПб., 2005. С. 91,45,154). 121 Гипотезы «физического вакуума» или «торсионных полей» имеют научный характер. Ничто не мешает, например, предположить скорость торсионных волн в миллиард раз превосходящей скорость света: «Скорость распространения торсионных волн не менее 10 9 С, где С – скорость света в пустоте, … то есть практически мгновенно». (Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб., 2002, С. 124). 124 В качестве возможной верификации «закона симпатии» авторы книги «Анти-тайна», посвящённой научной критике оккультных претензий «позитивного мышления», предлагают довольно простой метод подбрасывания монеты. Если число выпадений заказанной стороны монеты будет значительно превышать результат по теории вероятности, это будет доказательством, что Вселенная откликается на позитивную мысль экспериментатора (Кондо Ж.Ш., Кондо-Динуччи Н. Анти-Тайна. Минск, 2009. С. 184–185). Научные сообщества даже предлагают награды тем, кто продемонстрирует работу «закона» симпатии, но доказательств пока не получено. Что же касается тех счастливых адептов «позитивного мышления», которые мысленно «притянули» в свою жизнь успех и богатство, например, выиграв в лотерею, их примеры не выходят за рамки теории вероятности, они случайны и не являются доказательством существования закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

64 Я не перечисляю трудов С.С. Глаголева : о них можно узнать по указателям к журналу «Богословский вестник» за 1892–1911 гг., составленным К.М. Поповым, а о последующих годах – по оглавлениям годовых комплектов. Хочу только еще раз сказать о его живом и легком изложении предмета, о прекрасном языке и стиле, что увлекало при чтении и полностью захватывало слушателя его лекций. 66 Рождественский Д. Книга пророка Захарии, вып. 1. Сергиев Посад, 1910; его же. Комментарий на книгу пророка Захарии. Сергиев Посад, 1910; его же. Наставления и предречения книги пророка Захарии, касающиеся постов и праздников, как урок нашему времени. Сергиев Посад, 1911. 68 Под псевдонимом «А.Сотерский» A.A. Спасский напечатал «Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья» (Богословский вестник, 1910, 2–12). Было и отдельное издание. 70 Символы и Емблемата, указом...императора московского великого государя Петра Алексеевича напечатаны (Амстердам, 1705). 72 Пико делла Мирандола (1463–1494) – один из видных деятелей итальянского Возрождения; изучал творения неоплатоников и Каббалу. Агриппа Неттесгеймский (1487–1535) – германский ученый и мыслитель, пытавшийся соединить идеи неоплатонизма с магией и христианством. Современники считали его чернокнижником. См.: Агриппа Неттесгеймский. Знаменитый авантюрист XVI в. Критико-биографический очерк Ж. Оресье. Под ред., с введением и примеч. Валерия Брюсова. M., 1913. 74 Флоренский П.А. Первые шага философии. Из лекций по истории философии, Сергиев Посад, 1917.(Печатались в «Богословском вестнике» за разные годы.) 76 Это была небольшая брошюра, размером приблизительно в листа, страниц около 50. На обложке справа, вверху – «На правах рукописи». В середине название: «Academiae Historia Агсапа». Внизу – «Сергиев Посад. Типография И. Иванова . 1914». Она содержала ряд стихотворений и песен из академического фольклора. Так, в одном из стихотворений, подражающем «Песне о вещем Олеге» Пушкина, рассказывается, как инспектор Академии, иеромонах Кирилл, пытается скрутить студентов и спрашивает об успехе своего предприятия у ректора, архимандрита Лаврентия. Другое произведение, по словам С.С. Глаголева , написанное протоиереем Д. Рождественским, озаглавлено так: «Из сборника ко дню 200-летия МДА. Памяти почивших начальников и наставников Академии не только из лиц белого духовенства и светского звания, но даже иноческого чина. Сергиев Посад, 1914». Далее следует памфлет на архимандрита Илариона и некоторых монашествующих начальников Лавры – архимандрита Товию, архимандрита Досифея и пр.: «Размышления над аквариумом. После иноческой трапезы и послеобеденного отдыха».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Но до этого было пока еще далеко. Алексей рассказывал мне, что Флоренский готовит к печати большую религиозно-философскую диссертацию – «Столп и утверждение Истины», в которой рассматривает основные вопросы бытия, причем свою книгу собирается посвятить самой Божией Матери. Нам казалось это огромной смелостью и даже дерзостью. Достаточно напомнить, что говорилось это в 1914 году, когда понятия «кощунство» и «святотатство» были весьма действенными в уголовном законодательстве России. Но, действительно, по выходе книги в свет можно было прочесть напечатанное там посвящение «Всеблагоуханному и Пречистому Имени Девы и Матери» 69 . Книга была издана узорчато и замысловато: с заставками из редкого издания петровского времени «Символы и Емблемата» 70 , витиеватым «елизаветинским» шрифтом, который, по первоначальному замыслу Флоренского, должен быть столь мелок, что его следовало читать с лупой. По словам Флоренского, переданным Алексеем, это требовалось для того, чтобы читатель подходил к книге со вниманием, читал ее с трудом, вникая в содержание, а не рассеянно пробегая глазами строчки... Тогда этот замысел мне понравился. Потом я понял его нелепость. Книга и так оказалась достаточно трудной для понимания. Что же касается внешних факторов, таких, как шрифт, виньетки, заставки и прочее, то все это является мишурой, не облегчающей понимание, a только мешающей читателю, загораживающей от него смысл слова и фразы. Книга должна быть написана и напечатана так, чтобы между читателем и мыслями автора стояло как можно меньше препон. Истину незачем осложнять хитросплетениями – это «византизм», как чутко и справедливо заметил В. В. Розанов 71 , причем не творческий, а упадочный. Уже потом, познакомившись с книгами средневековых философов и мистиков, изданными в XVI веке, я понял, откуда Флоренский заимствовал идею оформления своей книги – микроскопический шрифт, заставки, инициалы, концовки... Так издавал бы свой труд Пико делла Мирандола или Агриппа Неттесгеймский 72 . Подобная книга, изданная для соискания ученой степени в Московской духовной академии, была, конечно, неприемлема. Поэтому, выставляя свой труд в качестве магистерской диссертации, Флоренский издал ее в сокращенном виде без посвящения, аллегорических рисунков и под более скромным заглавием: «О духовной истине. Опыт православной теодицеи». И все равно, как мне говорил впоследствии архимандрит Иларион, знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Jh. Münster, 2001; Mercer C. Leibniz " s Metaphysics: Its Origin and Development. Camb., 2001; Mugnai M. Introduzione alla filosofia di Leibniz. Torino, 2001; Половинкин С. М. Теодицеи Лейбница и о. Павла Флоренского//Энтелехия. Кострома, 2002. 4. С. 56-61; Murray M. J. Leibniz " s Proposal for Theological Reconciliation among the Protestants//ACPQ. 2002. Vol. 76. N 4. P. 623-646; Busche H. Einleitung// Leibniz G. W. Frühe Schriften zum Naturrecht. 2003. S. XI-CXII; Badur K., Rottstedt W. Und sie rechnet doch richtig!: Erfahrungen beim Nachbau einer Leibniz-Rechenmaschine//Studia Leibnitiana. 2004. Bd. 36. H. 2. P. 130-146; Jolley N. Leibniz. L.; N. Y., 2005; Leibniz: Nature and Freedom/Ed. D. Rutherford, J. A. Cover. Oxf., 2005; Hartz G. A. Leibniz " s Final System: Monads, Matter and Animals. L.; N. Y., 2007; Leibniz and the English-Speaking World/Ed. P. Phemister, S. Brown. Dordrecht, 2007; Dascal M., ed. Gottfried Wilhelm Leibniz: The Art of Controversies. Dordrecht, 2008; Busche H., Hrsg. Gottfried Wilhelm Leibniz: Monadologie: [Kommentar]. B., 2009. (Klassiker Auslegen; 34); Garber D. Leibniz: Body, Substance, Monad. Oxf., 2009; The Philosophy of the Young Leibniz/Ed. M. Kulstad e. a. Stuttg., 2009; Artosi A., Pieri B., Sartor G., eds. Leibniz: Logico-Philosophical Puzzles in the Law. Dordrecht, 2013; Баюк Д. А., Федорова О. Б. Лейбниц в России: Переводы и их авторы//Вопросы истории естествознания и техники. М., 2014. 2. С. 3-24; Effertz D. Zur Monade bei Leibniz und Wolff//Studia Leibnitiana. 2014. Bd. 46. H. 1. S. 64-75; New Essays on Leibniz " s Theodicy/Ed. L. M. Jorgensen, S. Newlands. Oxf., 2014; Schepers H. Leibniz: Wege zu seiner reifen Metaphysik. B., 2014. Д. В. Смирнов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНДЛАУ Петрус (1415 или 1425-?), нем. канонист и юрист, автор труда " De imperio Romano " (О Римской империи)

http://pravenc.ru/text/2463351.html

БИБЛИОГРАФИЯ 1 . Аврелий Августин . Исповедь. М., 1991. 2 . Агриппа Ноттесгеймский. Оккультная философия. М., 1993. Кн. 1. 3 . Агриппа Неттесгеймский. Оккультная философия. Кн. 4. http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=17 (дата последнего обращения 05.04.2010). 4 . Аделаджа С. Жизнь и смерть – во власти языка. Киев, 1998. 5 . Аделаджа С. Непознанная сила радости. Киев, 2001. 6 . Адливанкин И. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. М., 2004. 7 . Барле. Оккультизм. Ленинград, 1991. 8 . Безант А. Сила мысли, Холмс Э. Сила разума. М., 2007. 9 . Берн Р Тайна. М.; СПб., 2008. 10 . Боумэн Р.М. Движение Веры. Искушение здоровьем и преуспеванием. СПб., 2007. 11 . Бюне В. Игра с огнём. Bielefeld, 1991. 12 . Бюне В. Осторожно: пророки! Bielefeld, 2002. 13 . Вивекананда. Джняна-йога. СПб., 1914. 14 . Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва. 2001. 15 . Грэхэм Х. Визуализация. Практическое руководство. СПб., 2001. 16 . Дворкин А. Сектоведение. Нижний Новгород, 2003. 17 . Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. 18 . Жикаренцев В. Жизнелюбие. Практическая система возвращения к жизни. СПб., 2000. 19 . Зыкова Е. П. Восток в творчестве американских трансценденталистов.//Восток – Запад. М., 1988. 20 . Иоанн Златоуст . Толкование на святого Матфея Евангелиста. М., 1993. Т.2. 21 . Игнатий Брянчанинов . О прелести. СПб., 1996. 22 . Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998. 23 . Йонгги Чо Д. Примеры молитв. СПб., 2004. 24 . Йонгги Чо Д. Четвертое измерение II. Томск, 2000. 25 . Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ кукреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. 26 . Кастанеда К. Дверь в иные миры. СПб., 1991. 27 . Кибалион. М., 2001. 28 . Киприан Керн , архимандрит. Антропология св. Григория Па- ламы. М., 1996. 29 . Клизовский А. Основы Миропонимания Новой Эпохи. Рига. 1991. Т.2. 30 . Кондо Ж. Ш., Кондо-Динуччи Н. Анти-Тайна. Минск, 2009. 31 . Коупленд Г. Воля Божия для тебя. Fort Wort, Texas, 1991. 32 . Коупленд К. Законы преуспевания. Fort Worth, Texas, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. С. 98-101, 158-159; Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 270-274; 1971. Bd. 4. S. 344-345; 1974. Bd. 5. S. 285-286; 1978. Bd. 6. S. 180-182; Harvey L. R. Qusta   ibn Lu  qa   al-Ba‘labakk//Complete Dictionary of Scientific Biography/Ed. Ch. C. Gillispie. N. Y., 1975. Vol. 11. P. 244-246; Wilcox J. The Transmission and Influence of Qusta   ibn Lu  qa   " s «On the Difference between Spirit and the Soul»: Diss. N. Y., 1985; eadem. Our Continuing Discovery of the Greek Science of the Arabs: The Example of Qusta   ibn Lu  qa  //Annals of Scholarship. N. Y., 1987. Vol. 4. N 3. Р. 57-74; Hill D. Kusta   b. Lu  ka   al-Ba‘labakk//EI. 19862. Vol. 5. P. 529-530; Nasrallah. Histoire. 1988. Vol. 2. T. 2. P. 52, 57-64, 67-70; Siraisi N. G. Medicine and the Italian Universities, 1250-1600. Leiden, 2001. P. 134; Панченко К. А. Коста ибн Лука (830-912) и его место в арабо-христианской историографии//ППС. 2003. Вып. 100. С. 153-163; Gutas D. Pensée grecque, culture arabe. P., 2005. P. 125, 132, 136-140; Kheirandish E. Qusta ibn Luqa al-Ba‘labakki//Biographical Encyclopedia of Astronomers/Ed. Th. Hockey et al. N. Y., 2007. Vol. 2. P. 948-949; Griffith S. H. The Church in the Shadow of the Mosque: Christians and Muslims in the World of Islam. Princeton, 2008. P. 86-88, 120-121; Swanson M. N. Qusta   ibn Lu  qa  //Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 147-153. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/2462331.html

   001    002    003    004    005   006     007    008