Пр. Антоний великий весьма выразительно сказал однажды о некоторых из своих учеников: «хороши они, но двор у них без ворот».. Это сказал старец потому, что они говорили все, что ни приходило им в голову! (Достоп. сказ., стр. 7, §18). Такое пагубное действие празднословия на душу человеческую св. отцы главным образом и имели в виду, когда так строго требовали от своих учеников молчания и так усильно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, – например об авве Агафоне повествуется, что он проведь три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию.(Дост. сказ. 31 § 16). Помните, что как нельзя шутить огнем, так нельзя считать маловажною привычку злоязычия. «Не большой член язык, говорит св. ап. Иаков, но много делает. Посмотри, не большой огнь много вещества сожигает. И язык огонь, прикраса неправды» ( Иак. 3, 5, 6 ). Будем же непрестанно молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в благопотребном молчании, или в осторожном и мудром употреблении его, когда нам нужно говорить, (Состав. по 46 «Воскр. бесед. изд. при Общ. люб. дух. просвещ. за 1887 г.). б) Библейские изречения об осторожном употреблении человеком слова. Не позволяй твоим устам грешит: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною ( Псал. 38 – 2 ). Если ты имеешь злую мысль, то наложи твою руку на уста твои: если ты в заносчивости своей сделал глупость, и помыслил злое: то положи руку на уста ( Притч. 30 – 32 ). Употребляй немного слов: (ибо) как сновидения бывают при множестве забот, так голос (глупого познается при множестве слов ( Еккл. 5 – 2 ). Да не исходит из ваших уст всякое слово неблагопристойное или суетное: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Ефес. 4 – 29 ). – Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Колос. 3 – 9 ). Храни язык твой от зла и уста твои от лести: (ибо) кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр. 3 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При воспоминании об них сердце человека исполняется жалостью, он умиляется и не может слышать или видеть какого-нибудь вреда, или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред со слезами приносит молитву, чтобы Господь сохранил и помиловал их. Такой человек согласится несколько раз в течение дня быть преданным на сожжение за людей, подобно Моисею, который молился Богу за еврейский народ: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей в которую Ты вписал». ( Исх. 32:32 ); или Ап. Павлу, говорившему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9:3 ). Преподобный Агафон говорил: «желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему отдать свое». Поглощенный такой всеобъемлющей любовью переживая невыразимое блаженство, христианин приобретает полную уверенность в истинности своих христианских надежд, он как бы опытно убеждается в существовании тех благ, которые уготованы Богом для всех любящих своего Создателя. Само собой разумеется, что при таком состоянии человека никакая страсть не может нарушить его душевного мира и возмутить тишины его сердца. Душа как бы забывает свою телесную жизнь и возносится из этой жизни к Богу. В то время, как сердце истинного христианина горит любовью к Богу, – воля его во всей совокупности ее желаний и стремлений проникается исключительно добром. Каждое действие ее является не единичной и до некоторой степени случайной добродетелью, а выражением всего настроения христианина. В каждом отдельном акте своей деятельности христианин участвует весь, всем своим существом и единственным побуждением его деятельности является любовь к добру; эта любовь «снедает его сердце», по выражению Св. Писания, и только в силу этой любви он творит добро. Здесь для него закон уже не лежит, и он уже не имеет нужды во внешних заповедях Божиих, потому что имеет в себе внутренние духовные заповеди, вполне согласные с заповедями Божиими, и делает добро просто для одного добра, боле ничего не имея в виду. Такое состояние воли естественно исключает всякую борьбу, всякий труд и утомление в чем бы то ни было. Человек делается совершенно нечувствительным к каким бы то ни было страданиям. На этой ступени христианского настроения вполне осуществляются слова Христа: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Признаюсь, что и в православной традиции есть допущения о полезности и необходимости лжи. “Если предлежат душе две вещи вредные и никак нельзя избежать одной из них: что надобно делать? - Из двух вредных вещей должно избрать менее вредную. В Отеческих сказаниях написано: некто пришел просить у другого динария, и тот не дал ему, сказав: " мне нечего тебе дать " . Когда же спросили его, отчего не дал ему, отвечал: если бы я дал ему, это причинило бы ему душевный вред, а потому я и предпочел лучше нарушить одну заповедь, нежели допустить пагубное для души” “Вопросил однажды авва Агафон авву Алония такими словами: Научи, как охранять мне уста мои. И говорит ему авва Алоний: Если лгать не будешь, много грехов примешь на душу. Тот спрашивает - Как это? И говорит ему старец: Вот два человека дрались на глазах у тебя, и вышло убийство, и убивший бежал в келейку твою и укрылся в ней, а начальник ищет его и вопрошает тебя так: " Не на глазах ли у тебя совершилось убийство? " . Если не солжешь, предашь человека на смерть; а лучше отпустить его пред лицем Бога твоего, не ввергая в узилище. Бог сам все рассудит” . “Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так со здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы, а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения” . Но есть абсолютное табу и в православии: нельзя врать, когда речь идет о твоем вероисповедании. Нельзя называть себя не-христианином. Нельзя выражать согласие с еретическими верованиями. Если христианин услышал свое имя при зачитывании списков иноверцев, язычников, и просто промолчал, не опротестовал эту ошибку – он уже считался отступником. Рёрихи же лжесвидетельствуют именно в вопросе о своем вероисповедании. И уже хотя бы по тому они находятся вне православной традиции. Православная традиция знает, что надо по разному проповедовать Евангелие разным людям: “для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9,20-22). Мы знаем, что одним надо давать облегченное понимание духовной жизни (“молочко”), другим – более глубокое (“твердая пища”): “Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах” (1 Кор. 3,2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

– С тех пор бедняк никогда уже более не роптал на Бога и на свою горькую долю. («Воскрес, чтен.» 1884 г., стр. 799). 9. Примеры нестяжательности I. Жизнь Господа Иисуса Христа представляет совершеннейший образец полного отчуждения от всякого земного стяжания. Сын человеческий не имел даже места, где бы главу преклонить. II. Св. Макарий так мало заботился о своем имуществе, что когда вор вошел в его келью и начал грабить его достояние, то он, увидев это, не мешал ему окончить его дело и даже помог ему навьючить награбленное на мула, причем Макарий произнес слова Иова: «Бог дал, Бог и отнял; да будет благословенно имя Господне!» III. Замечательный пример пренебрежения к земному достоянию показывает, далее, один древний подвижник Агафон; он отказывался не только принимать деньги для себя лично, но и для раздачи бедным. «Если бы я взял деньги для раздачи бедным, то я принял бы двоякую вину», говорил он: «с одной стороны я принял бы то, в чем я не имею нужды; с другой стороны я вниду в грех тщеславия, приняв на себя раздачу чужих денег». IV. Египетские монахи так боялись корыстолюбия, что не дозволяли оставлять после своей смерти даже самое малое количество денег, и если у кого из них по смерти находили деньги, то зарывали их вместе с владельцем в землю, причем в поучение других восклицали: «серебро твое да будет с тобою в погибель!» ( Деян.8:20 ). V. Некоторые из греков пришли однажды в город Острацины, в нижнем Египте, раздать милостыню. Они взяли с собою приставников, дабы показывали им, кто особенно имеет нужду в подаянии. Приставники привели их к одному изувеченному и предлагали ему подаяние. Но он не захотел принять, говоря: «вот, я тружусь, плету эти молодые прутья и ем хлеб от трудов своих». Потом привели их к хижине одной вдовы с семейством. Когда они постучались в двери, откликнулась внутри дочь ее, бывшая нагою. А мать уходила в это время на работу, – она была портомоя. Они предлагали дочери одежду и деньги, но она не хотела принять, говоря: «когда пошла мать моя, то сказала мне: будь покойна, – Бог восхотел, и я нашла ныне работу, теперь мы имеем пищу свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово приснопамятного игумена Афонского монастыря Констамонит архимандрита Агафона на тему: «Величие Православия». Пасха 2009 г. Монастырь Констамонит Величие Православия невозможно выразить на словах. Его нужно пережить на своем опыте. Православие – это то, чем живет, что переживает, к чему прикасается, благодаря чему приобщается жизни вечной православный христианин: прямо сейчас, в эту самую минуту, сегодня и во всякое мгновение своей жизни. Жизнь будущего века – это Рай, Царство Небесное. Православие – это не нечто абстрактное, неопределенное. Православие – это когда каждый из нас, кого Бог удостоил быть крещенным в святую православную веру, живет этой верой, ощущает её, общается с миром невидимым в молитве – и в то же самое время пребывает здесь, на земле. Человек, живущий верой, не рассматривает её как некую абстракцию, не пытается втиснуть её в рамки каких-то определений, законов логики, найти ей интеллектуальное, рациональное объяснение. Общение с Богом у каждого свое, сокровенное и личное, неведомое другим. Как бы ни хотелось передать его словами, краткими или пространными объяснениями, движениями или какими-то действиями, его сущность остаётся невыразимой. Человек, живущий верой, не рассматривает её как некую абстракцию. Общение с Богом у каждого свое, сокровенное и личное, неведомое другим Все остальные религии, кроме Православия, являются предметом рассудочного познания. И лишь одно только Православие познаётся сердцем. Как говорится в Евангелии? «От сердца бо исходят помышления» (Мф. 15, 19). «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Мы имеем благую надежду. Наша вера – не что-то абстрактное и расплывчатое, что мы слышали от других. Я прикоснулся к этому сам. И с того момента, как я прикоснулся, никто не сможет доказать мне обратное. Вы очень хорошо помните историю с апостолом Фомой. Когда другие ученики сказали ему, что Господь воскрес, у него возникли сомнения, и он сказал: «Если не увижу сам, не поверю». И вот, во второе воскресенье после Пасхи, в Фомину неделю, Христос снова появляется перед своими учениками, которые собрались вместе, как мы сейчас с вами. Христос стал посреди них и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», и на этом все его «логические рассуждения» кончились. Он прекратил думать о вере со стороны, воспринимать её как нечто отвлеченное и неясное. «Что бы вы со мной ни делали, вам меня не переубедить: убивайте, бейте, режьте ножами… но Христос воскрес! С этой минуты все логические доводы – в сторону, их для меня не существует!»

http://pravoslavie.ru/138154.html

Старец Павел, услышав это, как будто преисполнился слезами и сказал: «Благо да прибудет тебе, честной отец! Как ты мне повелел, так я по твоей воле и поступлю. А ты на Господа Иисуса Христа все упование свое возложи. Нас же ничто да не отлучит от любви твоей». Сказав так, старец Павел передал поклон и пожелание мира своему другу о Христе и ушел оттуда. Об этом восклицает божественный Павел: «Любовь не гордится, любовь не бесчинствует, не для себя ищет» 351 , но для блаженного». Мы же возвратимся к нашему рассказу. Оба монастыря преподобный посещал постоянно, днем и ночью. И говорил им: «Братия, я вместе с Богом забочусь о ваших потребностях телесных, вы же пекитесь о своих душах». Сам он подвизался в той пустыни жесточайшим образом: бодрствовал столько, что мог всю ночь без сна пробыть, ел раз в день, и были его едою хлеб да соль, а пил одну воду, да и то в меру. Но каждый день, как и в начале подвижничества, он часто вспоминал слова апостола и, следуя им, «забывая заднее, простирался вперед» 352 . Он старался, представ пред Богом, оказаться человеком с чистым сердцем и готовым выслушать повеления. О Макарии Однажды преподобный был в городе Ростове у некоего христолюбивого человека, по имени Агафон, владевшего домом. А брат того человека по плоти имел сына Матфея двенадцати лет от роду. Дионисий сказал тому: «Чадо Матфей, Христос говорит в Евангелии: «Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, недостоин Меня, и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» 353 и «Не мир пришел Я принести на землю 354 – мир родителей с сыновьями, соизволившими Мне работать, – но рать и нож, отрезающий тех, кто любит блаженство, от тех, кто любит мирские вещи». «Выйдите из среды их и отделитесь, и нечисто к миру не прикасайтесь», – говорит Господь 355 . Благой же учитель Господь часто родителей по плоти оставлял и, услышав, как некто сказал: «Вот Мать Твоя и братья Твои ищут Тебя» 356 , тут же добрый наш Господь-учитель выказал легкое к ним отвращение: «Мать Моя и братья Мои суть те, кто исполняет волю Отца Моего небесного» 357 . Тем самым нам Он пример показал. Да будет тебе отцом тот, кто может и хочет потрудиться с тобой, чтобы избавиться от бремени греховного; матерью же – способный отмыть тебя от скверны, когда ты испачкаешься; братом же – кто поможет тебе беседой стремиться к горнему. Приобрести себе и сожительницу неотлучную – памятование об исходе. Детьми же твоими любимыми да будут вздохи сердечные. В раба обрати свою плоть, а друзьями сделай святые силы, которые во время исхода смогут тебе помочь, если будут с тобой дружить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так что, когда слышишь: «Горе миру от соблазнов», не страшись, люби закон Божий, и не будет тебе соблазна ». Да! Это действительно так, в этом мире не возможно до конца распознать, кто «пшеница» Христова, а кто «плевелы». Сказано: «Но Он сказал: нет (т. е. не пытайтесь сами ответить на этот вопрос: кто есть кто? – О.С.), – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13:29–30 ). При этом не надо забывать, что существует духовное рождение, или рождение свыше, когда явный «плевел» может оказаться истинной «пшеницей» Господа Иисуса Христа, как например гонитель христиан Савл (Шауль), который раскаявшись в прежней жизни соделался Первоверховным ап. Павлом; Но бывает и наоборот: когда апостол Иисуса Христа, Его Сына Божия избранник – Иуда Искариотский, выпал из содружества апостольского и оказался первенцем сатаны. Но иногда, то, что для одних людей может оказаться соблазном, для других – необходимое в деле спасения действие. Так, в «Отечнике» Свят. Игнатия мы находим следующие повествование: Поведали об авве Агафоне, что он в течение долгого времени занимался со своими учениками постройкой келлии. Не прошло и недели, как они закончили келлию и начали в ней жить. Но авва увидел на том месте что-то вредное для души и сказал ученикам то, что Господь сказал Апостолам: «Востаните, идем отсюду» ( Ин.14:31 ). Этим ученики очень огорчились и сказали старцу: «Если у тебя было намерение переселиться отсюда, то зачем мы затратили столько труда, долгое время строя келлию? И люди начнут соблазняться, начнут говорить: «Вот они опять переселяются! Не могут ужиться на одном месте!» Старец отвечал: «Если переселение наше послужит соблазном для одних, то для других оно послужит назиданием. Найдутся и такие, которые скажут: «Блаженны эти иноки, переселившиеся ради Бога и презревшие свою собственность ради Него». Я решительно говорю вам, что немедленно иду. Кто хочет – пусть идет, а кто не хочет – пусть остается». Ученики пали к его ногам, прося, чтобы он согласился взять их с собой. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 59. 18.)

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Также в том же творении несколько ниже говорится: «итак не видишь ли, что Он исповедуется Богом и человеком так, что смерть приписывать должно человеку, воскрешение плоти Богу? Но не так однако же, будто иной тот, кто умер, и иной тот, кто воскресил умершего. Христос умер как совлеченная плоть; с другой стороны, воскресивший Христа от мертвых есть тот же Христос, совлекшийся плоти. Усматривай в действии воскрешения естество Божие и познавай в смерти домостроительство человека. И в то время, как то и другое естества совершают свойственные им действия, не забудь, что производящий и то и другое есть однако же один и тот же Христос Иисус». Ужели можно почитать двусмысленным то, что здесь св. отец освещает светом истины, говоря, что один и тот же Господь наш Иисус Христос, будучи человеком, и говорил и совершал все действия свойственные Богу, и с другой стороны, будучи Богом, Он же самый совершал все действия свойственные человеку, при чем в том и другом случае подразумевательно обнаруживал Себя Богом и человеком? Дабы желающим разумения открыть путь истины, он доказывает, что тот же самый один Христос, будучи Богом и человеком, имел и могущество божественного действия и действие человеческого естества, показывая, что то и другое в созерцании нужно различать как не изменившиеся; объявляет, что те и другие действия и божественной силы и человеческого домостроительства совершал своими естествами один и тот же Господь наш Иисус Христос, совмещающий в Себе то и другое, который имеет от вечности одно с Отцом действие и который, сделавшись человеком ради нас во времени, без уменьшения воспринял действие человеческое, дабы воистину быть тем и другим и познаваться из свойственных каждому естеству действий. И св. Афанасий, равным образом исповедник Христа, в третьей книге против ариан научает нас: «как Господь, облекшись плотию, сделался человеком, так мы люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его, и уже наследуем вечную жизнь. Сие по необходимости подвергли мы предварительному исследованию, чтобы нам, если увидим Спасителя божески что-либо совершающего или изрекающего, орудием собственного тела своего, разуметь, что делает Он сие, как Бог; и опять, если увидим Его по-человечески говорящего или страждущего, не оставаться в неведении, что, понесши на Себе плоть, соделался Он человеком, и таким образом делает и говорит это.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Теперь же, когда на пути в Иерусалим Иисус ясно открывал своим ученикам, что Его там ожидает осуждение на смерть, Саломия чутко прислушивалась к этим пророчествам, и в ее душу все более и более проникала неосознанная тревога. Но умы учеников, охваченные земными мессианскими чаяниями, понимали Христа по-своему. В речах Учителя они больше обращали внимания на пророчества о Его воскресении. В этом пророчестве они видели предсказание о скором установлении мессианского царства. Чувство волнения, охватившее учеников от предстоящих великих событий, заставило их задуматься о своей собственной судьбе в будущем Царстве Христа. Эти мысли и чаяния сыновей передались и Саломии. Она уже стала беспокоиться, как бы Иакова и Иоанна не обошли другие ученики при установлении Иисусом Христом Своего Царства. Это было бы в глазах Саломии великой несправедливостью. Разум Саломии не мог воспринять еще всей глубины евангельского откровения, ведь и сами апостолы не понимали до конца значение жертвенного служения Христа. Саломия решилась идти прямо к Христу и хлопотать о судьбе своих сыновей в новом мессианском Царстве. «Я ведь хочу попросить не за себя, а за любимых своих детей», — успокаивала себя Саломия, подходя к Иисусу. Но когда она Ему поклонилась и хотела уже говорить, то так разволновалась и оробела, что начала говорить невнятно и сбивчиво. И наконец совсем остановилась в смущении. Господь, как сердцеведец, уже знал, о чем она хочет просить, но чтобы это могли слышать другие, переспросил: — Чего ты хочешь? И тогда, набравшись смелости и ободренная вопросом Христа, она сказала: — Господи, я хочу, чтобы мои два сына сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. — Не знаете, чего просите, — без всякого гнева, а как-то даже грустно ответил Господь, — можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Пройдет совсем немного времени, и Саломия поймет всю горечь этих слов Спасителя. Не раз содрогнутся душа и сердце этой доброй женщины, когда она будет стоять на Голгофе у подножия Креста с распятым на нем Божественным Учителем и вспоминать Его пророческие слова. Суть этих слов для Саломии станет понятна уже во время суда над Христом. И поняв, о какой чаше говорил Господь, она уже не отступит от своих обещаний пить эту чашу вместе со Христом. Она пойдет за своим Учителем на Голгофу. Пойдет, несмотря на страх быть схваченной и казненной вместе с Ним. Пойдет, потому что любовь этой женщины к своим сыновьям уже неразделима в ней с любовью ко Христу. Но все это будет потом, а сейчас, еще не понимая таинственных слов Христа, простодушная женщина с готовностью ответила:

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Теперь только я прав пред ним, когда не пожалел и его»! Тот же Серапион, услышав об одном человеке, что он благочестив, но держится Манихейской ереси, оставил любимую пустыню, пошел и нанялся к этому человеку в работники и служил ему до тех пор, пока не убедил его оставить ересь 5 . Бывали и такие старцы, которые даже продавали себя, чтобы выручить другого из беды. Да и вообще, многие пустыни процветали подвижниками, подобными Агафону и Серапиону. А часто ли в мире встретишь подобную любовь? Но довольно. Думается, что сказанного достаточно, чтобы видеть всю высоту и величие подвижнической жизни и всю несправедливость нареканий на нее. Великое часто подвергается насмешкам и порицанию со стороны людей мелких. Удивляться ли, что и св. подвижники испытывают туже участь от людей, которые, не взирая на свою скудость и слабость понятий о предметах духовной жизни, берутся судить и отвергать то, чего и сами не понимают. Еще Апостол Павел сказал, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, ибо о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2, 14 ). А кто судит духовно, тот не затруднится приложить к св. подвижникам слова того же Апостола: по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли скитались в милостях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби и озлобления, " те (люди), которых весь мир не был достоин» ( Евр. 11, 37–38 ). 5 То же делали и другие подвижники. Так, преп. Пафнутий (Гераклейский), услышав о некоей великой грешнице Таисии, губившей и себя, и других своею красотою, покинул пустыню, явился к ней и умолил ее оставить путь греха. Рассказ об этом, исторически искаженный, передается во французском романе «Александрийская куртизанка», который в переводе на русский язык был приложен к «Историческому Вестнику» за 1891 г. Читать далее Источник: " Архимандрит Тихон (Беллавин) " . О подвижничестве. " Странник " , духовный журнал. - СПб.: Типография Ив. Пухира, 1897. - Том II. - С. 219-229. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010