Связь П. И. с «Ареопагитиками» косвенно подтверждается данными агиографии. В копто-эфиопской традиции отмечена совместная память П. И. и Исаии Газского 13 окт. (SynAlex. Pt. 1. P. 128; Le Synaxaire éthiopien: Mois de teqemt/Ed. G. Colin. Turnhout, 1987. P. 90-91. (PO. 44/1)). В этот же день, согласно византийским, копто-эфиопским и западносирийским календарям, совершается память Пергамских мучеников Карпа, Папил(ы), Агафодора и Агафоники. В то же время, согласно западносир. календарю (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), 3 дек. совершается память сщмч. Дионисия Ареопагита, а также Карпа и сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 36. (PO; 10/1); для сщмч. Поликарпа обычной датой памяти является 23 февр.). По мнению Лурье, упоминание вместе 3 имен (Дионисия, т. е. П. И., Карпа и сщмч. Поликарпа) не случайно и соответствует реалиям «Ареопагитик»: сщмч. Поликарп является в составе корпуса адресатом Ep. VII, Карп - епископ или священник на Крите, к-рый сообщил сщмч. Дионисию свое мистическое видение о мучениях вероотступников ( Polycarp. Ep. VIII 6). Иоанн Скифопольский (VI в.) отождествляет Карпа со спутником ап. Павла, упоминаемым в 2 Тим 4. 13 (Scholia in Ep. VIII 6//PG. 4. Col. 553C). Дата 3 дек. близка к обеим альтернативным памятям П. И.: это 7-й день после 27 нояб. и следующий день после 2 дек., дня памяти П. И. в груз. традиции. Вполне вероятно, что общая память сщмч. Дионисия, Карпа и сщмч. Поликарпа была введена в связи с памятью П. И. 3 дек. Нек-рые следы предания об апостольской проповеди на Крите некоего Карпа сохранились в гимнографии критского праздника 10 Критских мучеников (23 дек.) (Canon XLVIII (1): In sanctos X martyres Cretenses//Analecta hymnica graeca e codicibus eruta Italiae inferioris/Ed. A. Kominis, G. Schiro. R., 1976. Vol. 4. P. 587-598; ср.: Canon XLVIII (3)//Ibid. P. 614-622 (песнь 5, тропарь 2); Сапоп XLVIII (2)//Ibid. P. 599-613 (песнь 5, тропарь 4)). Маловероятно, что эти каноны зависят от корпуса сщмч. Дионисия Ареопагита, учитывая, что в последнем ничего не говорится о проповеди Карпа на Крите. Ни П. И., ни Иоанн Лаз не посещали Крит, однако роль критской антихалкидонской диаспоры в палестинском окружении П. И. была значительной и нек-рые критские предания могли получить отражение в «Ареопагитиках» ( Louri é . 2010. P. 206-209).

http://pravenc.ru/text/2580396.html

ПАПИЙ Папий, мч. Коринфский (пам. 31 янв.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских 519-523 ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) 523-525 ПАПИЛА сщмч. Фиатирский (пам. 13 окт.) - см. в ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника, мученики Пергамские 524-525 ПАПП (Памво), прп. Критский (пам. в Соборе всех преподобных отцов) - см. в ст. Папп, прп. (пам. греч. 3 июня) ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви 525-526 526-530 ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. 530-536 ПАПСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ см. в статьях Академии папские, Институты и факультеты папские, Коллегии папские, Университеты папские ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики 536-537 ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ [Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея], государство в Океании, расположенное в юго-зап. части Тихого океана, к северу от Австралии 537-543 ПАПУЛИН Николай Андреевич (ок. 1779 - 1858), глава федосеевцев Костромской губ., купец 2-й гильдии 543-545 545-557 557-558 559-560 560-570 ПАРАЛИТУРГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ чинопоследования подчеркнуто драматического характера, совершаемые в контексте общественного богослужения ПАРАЛЛАГИ [изменять, частично совпадать], в греч. церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса 570-573 ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17 573-574 ПАРАМИТЫ [«совершенство», «превосходство»], в буддизме, преимущественно в махаяне - одна из 6 или 10 религ. добродетелей (совершенств), к-рые ведут к нирване

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Агафия, мученица Катанская. 5 февр. Меркурий, великомуч. Кесарийский в Капп. 24 ноября. Саторин, Руфин и проч., мучч. в Кесарии Вифинской. 10 марта. Мирон пресв., муч. Кизический. 17 авг. 249–251.       Пармений, Елима и Хрисотель, пресвитеры, Лука и Муко, диаконы, Олимпий и Максим, ученики еп. Полихрония, мучч. Кордувские. 30 июля. Коринфские мученики : Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. 10 марта. Адриан. 17 апр. Леонид, и с ним Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий. 31 янв. Феодул, Саторнин и другие, десять мучч. Критских. 23 дек. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакийские. 18 мая. Мучч. Ливийские : Диоскорид и Фемистоклей. 21 дек. Христофор. 9 мая. Конон градарь, муч. Памфилийский. 5 марта. Полиевкт воин, муч. в Мелитине Арм. 9 явв. Троадий юноша, муч. Неокесар. 2 марта. Мучч. Никейские: Трифон. 1 февр. Парамон, с 370. 29 ноября. Кодрат, муч. Никомидийский. 10 марта. Коронат, муч. Палестинский. 17 авг. Менигн, белильник, муч. Парийский. 22 ноября. Мучч. Пергские, в Памфлии ; Нестор и Тривимий. 1 марта. Папий, Диодор и Клавдиан. 3 февр. Нестор, еп. Сидский. 28 февр. Карп, еп. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоник, мучч. Пергамские. 13 окт. Мучч. Римские: Фавий, папа. 5 авг. Авдон и Сеннис, Персиане. 30 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий и другие, воины, мучч. Севастийские. 3 ноября. Никон преп., муч. Сицил. с 199 учен. 23 марта. Пионий, Асклипиад, Македоний и Лин пресвитеры и Сабина, мучч. Смирнские. 11 марта. Хиосские мученики: Исидор воИн.14 мая. Миропия. 2 дек. Анастасия Римляныня и Кирилл воин, мучч. от Прова. 29 окт. 252.             Мирон, еп. Критский и чудотворец. 8 авг. 257.                    Мучч. Римские: Стефан папа. 2 авг. 257.             Понтий. 5 авг. Евгения девица, Прот, Иакинф и Василла. 24 дек. 258.            Киприан, священномуч. карфагенский. 31 авг. 259.                    Мучч. Римские: Лаврентий архидиакон, Сикст папа, Филикиссим и Агапит, диаконы, и Ромин воИн.10 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Среди них были священномученики Вавила Антиохийский (пам. 4 сент., пам. зап. 24 янв.) и Александр Иерусалимский (пам. 12 дек., пам. зап. 18 марта; Euseb. Hist. eccl. VI 39). В Кесарии Палестинской был арестован Ориген; он претерпел истязания и длительное заключение, к-рое прекратилось только после гибели Деция (Ibid. VI 39. 5). По сведениям церковных синаксарей, со времени Г. имп. Деция число почитаемых мучеников резко возросло. Известны дружины мучеников: еп. Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, диак. Папилой и мц. Агафоникой (пам. 13 окт.); пресв. Фавст, диак. Авив, Кириак Александрийские и с ними 11 мучеников (пам. 6 сент.), Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские (пам. 3 февр.); Терентий и Неонилла Африканские с их многочисленными детьми (пам. 28 окт.); Фирс, Левкий, Каллиник и Коронат Никомидийские (пам. 17 авг., 14 дек.); Критские мученики (пам. 23 дек.); мч. Парамон Вифинский с 370 мучениками (пам. 29 нояб.). С Г. имп. Деция также связывается предание о 7 спящих Эфесских отроках . К нач. 251 г. преследование фактически сошло на нет. Воспользовавшись нек-рой свободой, Церковь смогла обратиться к решению внутренних проблем, возникших в ходе Г. Непосредственным следствием Г. при имп. Деции стал вопрос о церковной дисциплине, связанный с принятием падших, из-за чего среди христиан Запада произошли разделения. В Риме после 15-месячного перерыва, последовавшего за казнью Фабиана, был не без трудностей избран новый еп. Корнелий; он снисходительно относился к отступникам, что стало причиной новатианского раскола (по имени антипапы Новатиана). В Карфагене сщмч. Киприан собрал первый после Г. большой Собор, к-рому предстояло заниматься болезненным вопросом о падших. Летом 251 г. имп. Деций был убит на войне с готами в Мёзии. Занявший рим. престол Требониан Галл (251-253) возобновил Г. Но в отличие от предшественника, считавшего христиан опасными для гос-ва, этот император был вынужден уступить настроениям толпы, к-рая видела в христианах виновников эпидемии чумы, охватившей всю империю в кон. 251 г. В Риме был арестован папа св. Корнелий , но дело ограничилось его ссылкой в окрестности Рима, где он скончался в 253 г. Его преемник Луций сразу же после избрания был удален властями из города и смог вернуться только в следующем году ( Cypr. Carth. Ep. 59. 6; Euseb. Hist. eccl. VII 10). При имп. Валериане (253-260)

http://pravenc.ru/text/166129.html

   Его богословские воззрения были, по-видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали.    Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей.    Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми-пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений». Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около-170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по-видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Его богословские воззрения были, по–видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали. Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей. Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми–пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений» . Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около–170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по–видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

296 Τον δικονον πο Βιννης. Это выражение как будто указывает, что Санкт был главой христианской общины в Виенне. 297 Если Виенна названа сперва, то это может иметь только значение вежливости лионцев по отношению к собратьям из Виенны. Событие имеет главное отношение к Лиону: очевидно, что лионские городские власти не могли распоряжаться в Виенне; полномочия самого легата на Виенну не простирались. Санкт, диакон Виенны, вероятно был задержан в Лионе; ни об одном виенце рядом с ним нет упоминания. 299 Этот тон несколько странен. Невольно вспоминаются африканские исповедники, самомнение которых причинило столько неприятностей св. Киприану. 304 Πρς πντας λληνας: это – общее собрание ахайских городов, которое происходило в Коринфе. 305 Находились недобросовестные люди, которые подделывали их, чтобы подкрепить свои собственные мнения его авторитетом. Евсевий обозначает эти письма выражением καθολικα πρς τς εχχλησ ας πιστολα (кафолические послания к церквам), что, по-видимому, соответствует их заглавию. H. Е. IV, 23. 308 Со времен ап. Павла и до IV столетия единственный памятник, говорящих македонских церквах, – послание св. Поликарпа к церкви филиппийской, написанное во время путешествия св. Игнатия ок. 115 г. 311 Смирнские христиане послали филомелииским (в самой глубине Малой Азии) рассказ о мученичестве Поликарпа. Это произведение – самое древнее из тех, которые носят название Мученических Актов. По мнению Гарнака (Texte und Unt. t. III под конец; cp. Chronol., t. I, 362), следовало бы от нести к эпохе Марка Аврелия и Л. Вера (161–169 г.) мученическую кончину св. Карпа, Папила и Агафоники, казненных в Пергаме. Рассказ о мученичестве этих святых (Harnack. Tex. und. Unt. III, 440), достоверен, но, я думаю, не полон. Судя по единственной сохранившейся рукописи, мученичество Агафоники было настоящим самоубийством, однакоже оно вызывает у зрителей мысли: „жалкие приговоры! Несправедливые порядки!“ Ясно, что Агафоника была судима, как оба других ее товарища, и что часть текста, относящаяся к этому месту, пропала. Календари IV века приписывают Карпу сан епископа (пергамского?), а Папилу – диакона. Из рассказа видно, что Папил был гражданином Фиатир. На вопрос, есть ли у него дети, он ответил, что они у него есть „ в Боге“ во всех провинциях и городах. Я думаю, что это надо понимать, скорее, согласно Еван. от Mamфeя XII, 48 – 50 , чем в смысле особого отношения Папила к проповеди Евангелия в Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

жила там, где был расположен «престол сатаны» (вероятно, имеются в виду многочисленные языческие храмы города). Также, согласно апостолу, в П. погиб сщмч. Антипа (пам. 11 апр.), один из немногих раннехрист. мучеников, о к-рых упоминается в НЗ (традиционно он считается 2-м епископом П.). В V в. над могилой св. Антипы в П. был построен христ. храм. После мученической кончины св. Антипы община в П. не распалась. Во главе ее в кон. I в. по Р. Х. стояли другие, неизвестные по именам люди, к к-рым обращался ап. Иоанн Богослов в тексте Откровения; стремясь укрепить веру христиан-пергамцев, он указывал им, что недопустимо следовать учениям прорицателя Валаама , а также николаитов (Откр 2. 14-17). Согласно Апостольским постановлениям (IV в.) (VII 46), 1-м епископом П. был свт. Гаий (пам. 5 нояб., 4 янв.), апостол от 70, поставленный самим ап. Иоанном Богословом и, возможно, также упоминаемый в НЗ. В позднейших христ. текстах (преимущественно католических) все упоминания о лицах с этим именем, встречающиеся в НЗ, воспринимали как сведения об одном и том же человеке (Деян 19. 29; 20. 4; 1 Кор 1. 14, 16; Рим 16. 23; 3 Ин 1). Совр. наука относится к анализу этих сведений с большой осторожностью; считается, что скорее всего речь идет о 2 или 3 людях. Так или иначе текст НЗ никак не связывает св. Гаия с П.; известие о нем как о епископе впервые появляется только в Апостольских постановлениях. В трактате Предестината о ересях (сер. V в.) есть упоминание о том, что епископ П. Феодот созвал Собор из 7 епископов и осудил ересь некоего Колорбасия (PL. 53. Col. 591-592). Предположительно эти события могли происходить во II в. Достоверность этого упоминания также не может быть четко определена. Ок. сер. II в. были казнены Пергамские мученики свт. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника (пам. 13 окт). Вероятно, после гибели мучеников община христиан в П. пришла в упадок; почти 200 последующих лет о ней нет никаких известий. П. пострадал от землетрясения в 262 г. и вскоре после этого был разграблен готами.

http://pravenc.ru/text/2579970.html

или иначе арабы. По свидетельству некоторых писателей, во время Юлиана Богоотступника, мощи св. Иоанна Крестителя, почивавшие в Севастии, были сожжены в прах их развеяны по ветру. главный город Самарии. Такое название этот город получил после того, как был подарен Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил, и в благодарность Августу, назвал его Севаста, или Севастия, что значит — город Августа. предместье Антиохии. город вблизи Константинополя. Константинополя было в 1453 г. было в 1484 г. 1798 г. 29 ноября. город в Царскосельском уезде С.-Петербургской губернии. на стиховне. храма было в 1852 г. праздника. Страдание святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники наименовании святых мучеников столпами и основаниями Церкви выражается та мысль, что они много послужили к утверждению Христовой Церкви — и примером своей доблестной жизни и благодатью Божией, которая подается чрез них верующим. В Священном Писании краеугольным камнем и основанием Церкви называется Совершитель нашего спасения, Господь Иисус Христос (Псал. 117, 22; Исаии 28, 16; Матф. 21, 42; 1 Петр. 2, 4; 1 Кор. 3, 11 и др.). Мученики Христовы, равно как пророки и апостолы, могут быть названы основаниями Церкви только в условном смысле, — как сами утверждающиеся на Христе. Это — как бы первый ряд камней в здании Церкви Христовой, положенный на великом и вечном основании ее — Христе. Следующие ряды камней в этом здании — мы, верующие во Христа, о котором апостол пишет: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Ефес.2:20). город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии), был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее усовершенствованием обработки Пергамента (что заменяло теперешнюю писчую бумагу). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи. О нем упоминается в Апокалипсисе (2:12). В Постановлениях апостольских (7, 46) упоминается о первом епископе Пергамском Гае, рукоположенном ап. Иоанном. Это — тот Гай, к которому ап. Иоанн написал свое 3-е соборное послание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

29 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. 1657. Л. 3; Патриарх Никон. Увещевание о созидании на Кий-острове Крестно-Онежского монастыря. Типография Иверского монастыря, 1656. Л. 1–3; ГБЛ. Рукописный фонд. Ф. 299 (Тихонравов). Д. 488; ныне этот Крест отреставрирован и установлен в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, в Москве. Известны почитаемые и весьма популярные иконографические изводы Кийского Креста (Поклонение Кийскому Кресту) с предстоящими: святые царь Константин и мать его Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, припадающий Патриарх Никон . 30 Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 31. Д. 218. Л. 577–603 об. Опись подготовлена Т. М. Кольцовой. 34 В книге «Кийский крест Патриарха Никона » нет подобного имени, как и 23 – св. Агафоника. Но предлагаются имена свв.: (21) сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и (24) сщмч. Афиногена. Всего дается неизвестных свв. за 16, 57, 97, 98, 99, 103, 104 в отличие от настоящей описи, где указывается вслед за 97 отсутствие 4-х свв. мощей и 7 камней без надписей. 36 Вряд ли возможна закладка пары мощей одновременно. Полагаем возможным считать: 60 – св. мощи мч. Космы, как и в (62); 65 – св. мощи Дамиана, как в (67). 39 Там же. С. 22. (94) – ошибка записи: прмц. (первомученицы), следовательно Анастасии Римляныни. 40 В XVI-XVII веках Иерусалим еще воспринимается как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной (церковной) столицы, может быть и Вселенского Православия, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере. Для средневековой системы религиозных представлений и переживаний была важна трансляция – закрепление имени, хотя были случаи и более-менее точного, конкретного воспроизведения объекта религиозного поклонения и почитания. 41 Строго следуя святоотеческому учению о важности для церковной жизни материального изображения, сходного с первообразом (материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных, по словам Иоанна Дамаскина ), Патриарх Никон сакрализует пространство, переименовывая близлежащие к монастырю территории, объекты по образу палестинских. См.: Книга Большому чертежу (1692–94). М.-Л., 1950. С. 189–190. Так появляются: Плачевный путь, река Иордан, Кедронский поток, Силоамская купель, Самарянский колодец, горы: Сион, Елеон, Фавор, Ермон, Рама, селения Вифания, Скудельничье, Вифлеем, Назарет, Кана Галилейская, территории: Гефсиманский сад и Мамврийский дуб, Уриин сад, Самария, Галилея, Египетская страна, Иосафатова долина, Юдоль плачевная, различные сады: сад Никона, овощные сады, рощи и др. Также о них упоминает голландец Николаас Витсен в своем «Путешествии в Московию», 1664–65. Дневник. Пер. со староголланд. В. Г. Трисман. СПб., 1996. С. 182.; в Деле о Патриархе Никоне . СПб., 1897. С. 439.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010