И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый (Пс. 85, 15), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты-Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты- Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 241-243). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ " Возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание-ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289). Авва Агафон говорил: " Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

игумен Никон Уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше). св. Антоний Великий Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего. св. Исаак Сирин Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел, почитай себя странником, чтоб быть тебе в состоянии избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении. св. Варсонуфий и Иоанн Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит души усвоивших ее. Древний Патерик Рассказывал авва Лот: – Был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему брат и сказал: – Я хочу жить с братиями, скажи мне, как жить с ними? – Старец отвечал ему: – Как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни твои веди себя пред ними, как странник, и не будь вольным в обращении. Подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в келье. св. Антоний Великий Приучи язык свой говорить: – прости мне,– и придет к тебе смирение. св. авва Исайя Как недостойный и идиот всегда молчи, да и вообще не говори без нужды. ст. Симеон Благоговейный С сокрушенным сердцем припадай к ногам всей братии, как ничтожный, безвестный и совсем будто не сущий. св. Антоний Великий Бойся сделаться известным по какому-либо из дел своих. св. авва Исайя Не желай быть другом славных мира сего, чтобы слава Божия не оскудела от тебя. Монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, как богач сокровища. св. Симеон Новый Богослов Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего. св. Варсонуфий и Иоанн Если видишь кого утопающего в реке, не подавай ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собою, и ты не утонул бы вместе с ним; но подай ему жезл свой, и тогда, если возможешь извлечь его – хорошо; если же нет, то оставь в руках его жезл свой, и ты спасешься. Бог не требует, чтобы ты сверх силы своей делал добро ближнему. св. Антоний Великий Твердо знайте, что ни преуспеть, ни возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда в сопровождении небольшого отряда они ехали вдоль реки Иордан, направляясь к югу, то вдали, на берегу, увидели большое скопление народа. Начальник отряда поручил одному из воинов съездить и разузнать, что там происходит. Воин вскоре вернулся и поведал, что там объявился пророк, прозывающийся Иоанном Крестителем. И к этому пророку стекаются люди со всех концов Иудеи и Иордана, а также из Иерусалима. Всему отряду захотелось увидеть и услышать Божьего провидца. Отряд направился к толпе. Подъехав поближе, все спешились и подошли к толпившимся у берега людям. Вместе со всеми подошла Иоанна. На берегу реки стоял высокого роста человек с длинными вьющимися темно-русыми волосами, спускающимися ниже плеч. Возраст его было трудно определить — лицо этого человека было измождено постом, но сохраняло черты мужественности и решительности. Впрочем, самое большое впечатление произвело на Иоанну то, что весь облик Божьего провидца отражал необыкновенное воодушевление. На нем была надета грубая власяница из верблюжьей шерсти, препоясанная широким кожаным поясом. Сильный, звучный голос, в котором чувствовалась власть не своей, а высшей, Божественной воли, вещал в торжественной тишине: — Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Каждое слово, сказанное пророком, находило отзыв в душе жены домоправителя. Она ни на минуту не усомнилась, что устами этого человека говорит Сам Господь. Сколько раз она слышала рассказы о древних пророках и пыталась представить их себе, а теперь поняла, что именно такими, как этот праведник на Иордане, она и представляла себе провозвестников Божиих. От этих мыслей Иоанна еще больше изволновалась, а Креститель между тем продолжал говорить: — Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить о себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Когда Иоанн закончил свою речь, кто-то из народа крикнул: — Скажи, Божий человек, что же нам делать? — У кого две одежды, тот дай неимущему, у кого есть пища, делай то же, — ответил пророк. — Учитель, а что нам, мытарям , делать? — Ничего не требуйте более определенного вам, — отвечал им Иоанн. Один из воинов Антиповых все подталкивал своего начальника: — Спроси, спроси, что нам делать. — Тебе надо, ты и спрашивай, — сказал начальник и отошел от толпы. Тогда воин, осмелев, крикнул: — А что делать нам, воинам? Пророк поднял свой взгляд на него и долго смотрел, словно хотел запомнить, а потом, вздохнув, ответил: — Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем. Тут кто-то из народа крикнул: — Не ты ли Мессия, обещанный нам Богом? — Нет, я не Христос, — отвечал решительно Иоанн, — я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Пророк воздел руки к небу и стал молиться. Весь народ упал ниц и тоже стал молиться и каяться. Затем мужчины стали заходить в воду, где Иоанн совершал над ними крещение. Женщинам он повелел погружаться самим . Группа женщин направилась к реке, Иоанна устремилась за ними. Они все вошли в Иордан и с молитвой погрузились в воду. Когда Иоанна вышла из воды и, взяв из своих вещей чистую одежду, переоделась, она вдруг почувствовала себя до того легко, что ей показалась, будто она не идет, а парит над землей словно птица. Иоанне очень хотелось еще побыть возле этого Божественного пророка, но отряд уже торопился выйти в путь. Тот воин, который спрашивал Иоанна, что делать, тоже раскаялся в своих грехах и был погружен Иоанном в воду. Он все время ехал возле Иоанны, и они делились друг с другом переполнявшими их впечатлениями. Глава 18 По прибытии в Тивериаду начальник отряда подробно доложил тетрарху обо всех обстоятельствах и о начавшихся боевых столкновениях с арабами. Не забыл он упомянуть и о появившемся на Иордане пророке. Эта весть заинтересовала тетрарха. Он попросил подробнее рассказать о новоявленном духовном вожде парода. В этом извещении тревожила мысль, что пророк собирает большие массы людей на подвластных Антипе землях. Тетрарх опасался, что все это может вылиться в народные беспорядки. А потом, кто знает, не перерастет ли все это в настоящее восстание, наподобие того, что было учинено Иудой Галованитом. Если подобное случится, то можно не только впасть в немилость кесаря, но и вовсе лишиться тетрархии.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Когда при взятии Иерихона, Ахан, сын Зары, из колена Иудина, украл из военной добычи Израиля, преданной заклятию, прекрасную Сеннаарскую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей, то Иисус Навин и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор… И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем… И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня (Нав. VII, 24–26). Так строго каралось иногда воровство в древности. Православная Церковь за некоторые формы воровства, например, за похищение свечей и елея из храма, отлучает от общения Церковного (Апост. пр. 72). Люди высокой духовной жизни, христианские подвижники, строго хранили восьмую заповедь и чрезвычайно осторожно относились к чужой собственности, старательно оберегая себя даже от случайного присвоения того, что им не принадлежало. Однажды авва Агафон и его ученик нашли на дороге брошенный кем-то пучок гороху. Авва! Благослови поднять… — сказал ученик. Ведь не ты это положил! — отвечал старец. — Как же ты хочешь взять то, что тебе не принадлежит? И они прошли мимо. Когда преподобному Исааку случалось проходить полем и ему хотелось сорвать колос, он сначала просил позволения у владельца поля и, если не находил его поблизости, то никогда не решался сделать это самовольно. Однажды святой Зенон в жаркий, удушливый день, томясь жаждой, сорвал и съел огурец с чужого огорода. Но затем почувствовал такие сильные угрызения совести, что в наказание заставил себя три дня стоять неподвижно под палящими лучами южного солнца. К концу третьего дня святой старец изнемог совершенно и уже не мог продолжать свой покаянный подвиг. Тогда он сошел с места, сделав самому себе нравоучение: " Зенон не может вынести не только геенского огня, но даже солнечного тепла… Итак, Зенон не должен брать ничего чужого!.. " В жизнеописании преподобного Иоанна Персянина рассказывается такой случай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2313...

Когда при взятии Иерихона, Ахан, сын Зары, из колена Иудина, украл из военной добычи Израиля, преданной заклятию, прекрасную Сеннаарскую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей, то Иисус Навин и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор... И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем... И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня (Нав. VII, 24-26). Так строго каралось иногда воровство в древности. Православная Церковь за некоторые формы воровства, например, за похищение свечей и елея из храма, отлучает от общения Церковного (Апост. пр. 72). Люди высокой духовной жизни, христианские подвижники, строго хранили восьмую заповедь и чрезвычайно осторожно относились к чужой собственности, старательно оберегая себя даже от случайного присвоения того, что им не принадлежало. Однажды авва Агафон и его ученик нашли на дороге брошенный кем-то пучок гороху. Авва! Благослови поднять... — сказал ученик. Ведь не ты это положил! — отвечал старец. — Как же ты хочешь взять то, что тебе не принадлежит? И они прошли мимо. Когда преподобному Исааку случалось проходить полем и ему хотелось сорвать колос, он сначала просил позволения у владельца поля и, если не находил его поблизости, то никогда не решался сделать это самовольно. Однажды святой Зенон в жаркий, удушливый день, томясь жаждой, сорвал и съел огурец с чужого огорода. Но затем почувствовал такие сильные угрызения совести, что в наказание заставил себя три дня стоять неподвижно под палящими лучами южного солнца. К концу третьего дня святой старец изнемог совершенно и уже не мог продолжать свой покаянный подвиг. Тогда он сошел с места, сделав самому себе нравоучение: " Зенон не может вынести не только геенского огня, но даже солнечного тепла... Итак, Зенон не должен брать ничего чужого!.. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал ( Иез.33:12–13 ). – Те религиозные переживания, которые отразились в прежних произведениях Толстого, еще не представляют собою спасительных подвигов или добродетелей, совершаемых при помощи благодати спасающей: они могут только послужить ему же во осуждение. Нельзя же забывать его богохульство, или, как выражается сам автор, богоборство: ведь, все это, чего мы не можем даже повторить печатно, на что приходится указывать только намеками, ибо даже нынешняя свобода печати не допускает его мерзостных выражений в отношении святейших истин нашей веры, – все это было после тех немногих переживаний, которые свойственны каждому верующему, но которые он, как художник, умел лучше многих из нас изображать, – а в конце-то его жизни остается неопровержимым факт вражды к невесте Христовой Церкви и Самому Господу Иисусу Христу. В этом остался нераскаянным несчастный писатель. В свое время я уже говорил, что он метнулся было на минуту в сторону Церкви, в Оптину, но уже было поздно: милосердие Божие истощилось, он стал не способен к смиренному покаянию и потому затворена быша двери. «Насилие над его душой окружающих» не имело бы места, если бы не было на то Божия попущения по его же неспособности к покаянию. Да, он был «осыпан великими милостями Божиими», но, во-первых, ведь Господь сказал: кому дано много, от того много и взыщется ( Лк.12:48 ), во-вторых, он ведь употребил сии дары не во славу Божию, особенно в последнюю половину своей жизни, а на служение сатане, и наконец, в-третьих, слово Божие нас учит, что вне Церкви нет спасения, а почтенный автор позволяет себе выдумывать какую-то новую теорию спасения, Церкви неведомую и ее учению противную. Церковь , согласно со словом Божиим, объявила Толстого еретиком, а святые отцы учат, что «быть еретиком значит быть отлученным от Бога» (слова преп. Агафона).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Конечно, нам нужно обязательно рассчитывать свои силы. Если мотив непосильного рвения в добрых делах — гордость, Господь тебя посрамит. А если же это просто неопытность, неразумие вкупе с искренним желанием помочь, забвением себя, Господь как-то исправит твою ошибку, покроет твое неразумие, поможет тебе». В разделе «Вера» «Что такое свобода?» — задается вопросом Сергей Худиев : «...Мы можем представить себе разбойника, который, как бы мы сказали, гуляет  на свободе — он должен опасаться властей, но, с другой стороны, никто ему не господин, он не вынужден тяжело вкалывать на какого-нибудь хозяина, он может направляться куда хочет. И вот этого человека поймали, связали и бросили в темницу. Сохраняет ли он свободу? Очевидно, нет. Толстые каменные стены, железные решетки и суровая стража стоят между ним и вольным воздухом. Наконец, его приговорили и, по обычаю того времени, распяли — так, что он не может даже рукой пошевелить и вынужден терпеть невыносимую муку. Свободен ли этот человек? Сам вопрос может показаться издевательским. Но это вполне осмысленный вопрос, и на него существует точный ответ. Человек, который не может пошевелиться, тем не менее свободен принять самое важное решение в своей жизни. Мы читаем об этом человеке в Евангелии от Луки: Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23 :39-43).». В рубрике «Новомученики» На сей раз статья игумена Дамаскина (Орловского) «Калмыцкий миссионер» посвящена памяти священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского . У выдающегося русского пастыря-исповедника, философа и богослова протоиерея Валентина Свенцицкого была удивительная и вместе с тем очень типичная судьба. Горение, неравнодушие, радение за правду — вот что характеризует его жизненный путь. Благодаря многочисленным переизданиям сочинения отца Валентина  довольно хорошо известны читателям — как верующим, так и просто интересующимся Православием. В нынешнем году, на этот раз в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вновь выходит в свет книга отца Валентина «Диалоги». Почему появилась необходимость подготовки нового издания и чем оно будет отличаться от предыдущих, нам рассказал старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов — в материале «Диалоги с неизвестным» .

http://foma.ru/skoro-v-prodazhe-oktyabrs...

Любовь рождает смирение. Но смирение в свою очередь углубляет и укрепляет любовь. Бог... озарил и наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 6-7). И чем сильнее в человеке это чувство " глиняного сосуда " , чувство ничтожества и вины, тем все больше и больше в душе простора для любви Божией. А только безмерная, первохристианская любовь к Богу имеет силу и власть вести человека в его долгой борьбе за любовь. В этом все дело. В этом и вся главная сила учения Отцов. " ...Любовь к Богу, - говорил Антоний Великий, - ...сильнейший возбудитель ревности " (к подвигу в жизни)... И других убеждал он, чтоб паче всего воспитывали в себе любовь к Богу, как силу несокрушимую и неотпадающую... " Самое угодное Богу дело, - сказал он, - есть дело любви. Его исполняет тот, кто непрестанно хвалит Бога в чистых помышлениях своих, возбуждаемых памятью о Боге... От памятования... рождается любовь полная... как написано ...якоже желает елень на источники водныя, тако желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2) (Д I - 131). " В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не может уже отлучить от Бога, как написано: Кто ны разлучит от любве Божия (Рим. 8, 35) (пр. авва Исаия, Д I - 345). " Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа... Силою любви ум противостоит порочным влечениям " (он же, От. 238). " Если истинно возлюбим Бога, то сею самою любовию отженем страсти. Любить же Его есть предпочитать Его миру... с всегдашним посвящением себя Ему... " (св. Максим Исповедник, Д III, 204). " Брат сказал авве Агафону: мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбию: и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби. Старец отвечал: если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь " (От. 48). " Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге: ибо что любим, о том и радуемся. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, яко благ Господь (Пс. XXXIII, 9). Истинный любитель Божий мир и все, что в мире есть, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится " " О, любовь, любезная и сладкая любовь! " (свт. Тихон Задонский, Т, 100, 104).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Между тем рассвет все более вступал в свои права. Саломия, Мария Клеопова и Мария Иаковлева, не дождавшись Марии Магдалины, пошли ко гробу. — Кто же нам отвалит камень от дверей гроба? — вздыхали сокрушенно женщины. Но там они увидели, что камень уже отвален. — Наверное, уже пришел кто-то из наших, — предположила Мария Клеопова. Женщины подошли ко гробу и заглянули внутрь. На месте, где должно было лежать тело Иисуса, они увидели сидящего справа юношу, облаченного в белую одежду. Вид незнакомца, сидевшего на месте погребения Учителя, привел женщин в великое замешательство. Они хотели о чем-то спросить его, но юноша опередил их вопрос: — Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса Назарянина распятого. Он воскрес, Его нет здесь. Посмотрите сами, вот место, где Он был положен. Идите же скорей и скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам. Услышав эти слова и поняв, что с ними говорит Ангел Божий, Саломия и Мария Клеопова со страхом и великой радостью побежали домой, чтобы возвестить это все ученикам Иисуса. Мария Иаковлева, тоже объятая трепетом и ужасом, направилась в дом Марка, чтобы все рассказать Петру. По дороге они взволнованно обсуждали услышанное от Ангела, так что не сразу заметили Человека, идущего им навстречу. А когда заметили, сердце их дрогнуло в радостном предчувствии, так как идущий им навстречу очень походил на Иисуса. Когда же Он приблизился к ним и сказал: «Радуйтесь!» — взволнованные женщины с изумленным трепетом бросились к Его ногам. — Не бойтесь! — сказал им Иисус, — пойдите и возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там Меня увидят. Между тем Иоанна, Сусанна и сестры Лазаря пришли в дом Марка и возвестили ученикам о явлении им Ангелов. «Бедные женщины, — качали сокрушенно головами апостолы, — от горя им уже мерещатся Ангелы». Вскоре пришла Магдалина, а вслед за ней явилась Мария Иаковлева, которая была явно напугана. Возбужденный до крайности вид Магдалины только подтвердил предположение апостолов, что женщины тронулись умом от горя и дали волю своему воображению, принимая желаемое за действительное. Мария Магдалина, услышав повествование других женщин, не стала рассказывать о своей личной встрече со Спасителем открыто, при всех. Она решила, раз Учитель повелел ей сказать только одиннадцати ученикам о том, что Он их встретит в Галилее, то надо дождаться, когда останутся самые ближайшие Его ученики. К такому же решению пришла и Мария Иаковлева. Но уже то, что рассказали женщины о явлении Ангелов, смутило Петра, и он решил проверить, что могло так взволновать их. Петр вновь побежал ко гробу и, зайдя внутрь, ничего там не увидел, кроме лежащих пелен. Он вышел из гроба, вновь дивясь сам в себе происшедшему.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010