Агафона: вы изумитесь необычайной любви его к ближним. Он до того любил людей, что, если кто, войдя в убогую его келлию, останавливал внимание на какой-либо его вещи, Агафон умолял его взять ее себе и не отпускал до тех пор, пока тот не исполнял его просьбы. Он до того любил ближних, что иногда говаривал: «о, если бы я мог отдать прокаженному свое тело здоровое, а себе взять его тело больное!» А то посмотрите еще на св. Павлина, епископа Ноланского, как он любил ближних. Однажды пришла к нему одна вдова с просьбою выкупить ее единственного сына из плена. Св. Павлин, не имея у себя ничего, – ни денег, ни платья, – но желая пособить горю вдовицы, сказал ей: «у меня ничего нет, так возьми меня и, как своего раба, отдай вместо сына». Вдовица не соглашалась на такое предложение, но св. Павлин убедил ее отдать его за сына. Недосягаемы для вас эти образцы, так поступайте иначе. Господь не требует от всех нас такой самоотверженной любви. Он говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Чего желаем себе, того же должны желать и другим, и что делаем для себя, то же должны делать и для других. Бережем свое здоровье: должны беречь здоровье и других. Дорожим своей честью: должны дорожить и честью других. Храним свою собственность: должны хранить и собственность других. Стараемся о своем благополучии: должны стараться и о благополучии других. Одним словом, поступайте по заповеди Спасителя: во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12); и вы можете спастись и наследовать жизнь вечную. (См. «Воскресный день» 1893 г.). III. Братия христиане! Возлюбите Господа своего всеми силами своей души и ближнего своего, как самих себя – и получите вечное спасение. (Составлено с дополнениями по указанным источникам). Семнадцатый день Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане) I. Cbb. мученица София и три дочери ее: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствование Адриана, во II веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Аристотель в «Никомаховой этике» пишет: «прошедшее не может стать не бывшим, и поэтому прав Агафон: Ведь только одного и Богу не дано: Не бывшим сделать то, что было сделано» Эту мысль повторяет бл. Августин: «Чтобы бывшее стало не бывшим, не подлежит всемогуществу Бога» Л.И. Шестов в книге «Афины и Иерусалим» рассуждает: «Может ли Бог сделать бывшее не бывшим? - Если, например, раз навсегда установлено, что девушка обесчещена, не возможно ли, чтобы она вновь стала невинной? Это, поскольку дело идёт о природе, конечно, верно и неопровержимо, что противоречия в одном и том же субъекте не могут существовать. И это справедливо считается невозможным, поскольку это относится к бессилию природы, но от этого далеко до применения того же к Богу. Тот именно, кто есть творец источников природы, тот легко может, если хочет, уничтожить эти законы природы» Пророк Иеремия говорит: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою твоею и простертою мышцею; для тебя ничего нет невозможного» [Иер. 32:17]. Бог отдаёт своего возлюбленного Сына на мучительную и позорную смерть. Разве такое возможно? Исаия в пророчестве говорит о том, в ком «не было не вида не величия». «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его». Он «понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» [Ис. 53:2,3,12]. Как можно взять на себя чужой грех? Как можно отдать свой грех? Безгрешный взял на себя грехи мира и победил грех, то есть сделал однажды бывшее не бывшим. Он имеет власть отпускать грехи, исцелять больных и воскрешать умерших. Он воскрешает Лазаря, разбойника вводит в рай, а рыбаков делает своими первыми апостолами. Тертуллиан пишет: «Сын Божий пригвождён ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребён и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». Для Бога всё возможно, а «познание» пассивно и равнодушно. Оно не имеет любви. Смерть и страдания одинаково необходимы и для праведника и для злодея. Но ведь истины возникали во времени. Почему не может настать момент, когда эти истины существовать перестанут? Что может помешать? Отец Павел Флоренский называет закон недопустимости противоречия законом греховного мира, говоря, что христианская, духовная философия опирается на возможность преодоления этого закона. «Я=Я» - это эгоизм, делание из себя идола. Самоотрицание, самопожертвование, способность выйти из себя и перенести своё я в не-Я, в другое, в зримое - это любовь. Похожую мысль находим и у Достоевского: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. Это-то и есть рай Христов».

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным. По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима. Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь: “Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои ” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1595 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иван Агафонов 2 февраля 2017, 12:55 Статья поучительная и наводящая наш короткий ум на размышления о том, что события тысячелетней давности,в точности

http://pravoslavie.ru/100080.html

Вся горечь утраты, хранимая в глубине ее души, вдруг подступила комом к горлу. Задыхаясь, она почти уже теряла сознание, как неожиданно ком этой горечи вырвался наружу потоком горячих слез. Не в силах больше стоять на ногах, она опустилась на колени и наклонилась ко входу во гроб. Сквозь слезы она увидела двух юношей в белых одеждах. Один из них сидел у главы, а другой у ног когда-то лежавшего здесь тела Иисуса. Но переживание собственного горя было настолько сильным, что она даже не задала себе вопроса: кто эти люди? И только когда они сами спросили Марию: «Женщина, что ты плачешь?» — она встрепенулась, почувствовав участие этих юношей к ее горю. — Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его, — воскликнула она в отчаянии. В это время неизъяснимое чувство заставило Магдалину обернуться назад. Ей показалось, что кто-то приближается ко гробу. Действительно между деревьями сада шел Человек. Мария сквозь слезы не могла Его разглядеть и решила, что это идет садовник. — Женщина, что ты плачешь? Кого ищешь? — спросил Он ее. Утешительная мысль промелькнула в голове бедной женщины: «Что если этот садовник знает, куда положили тело моего Учителя?» — Господин, — обратилась она умоляюще к нему, — если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. — Мария! — тихим голосом сказал ей Человек, которого она приняла за садовника. Магдалина вздрогнула. Радость захлестнула всю ее душу и сердце. Так ее имя мог произнести только Он. — Учитель! — в восторге воскликнула женщина и припала к ногам Христа. Из глаз Марии снова полились слезы, но это были уже слезы радости. — Не прикасайся ко Мне, — сказал ей ласково Христос, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Домой Мария Магдалина летела словно на крыльях. От радости, переполнявшей сердце, ей хотелось каждого встречного приветствовать восклицанием: «Христос воскрес!» Но первыми эту радостную весть, по слову ее Божественного Учителя, должны были получить Его ближайшие ученики, апостолы Христовы. К ним она и несла эту радость.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Да! Это действительно так: в этом мире невозможно до конца распознать, кто «пшеница» Христова, а кто – «плевелы». Сказано: «Но Он сказал: нет (то есть не пытайтесь сами ответить на этот вопрос: кто есть кто? – О.С.), – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13:29–30 ). При этом не надо забывать, что существует духовное рождение, или рождение свыше, когда явный «плевел» может оказаться истинной «пшеницей» Господа Иисуса Христа, как, например, гонитель христиан Савл (Шауль), который, раскаявшись в прежней жизни, соделался первоверховным апостолом Павлом. Но бывает и наоборот: когда апостол Иисуса Христа, Его, Сына Божия, избранник – Иуда Искариотский выпал из содружества апостольского и оказался первенцем сатаны. Но иногда то, что для одних людей может оказаться соблазном, для других – необходимое в деле спасения действие. Так, в «Отечнике» святителя Игнатия мы находим следующее повествование: «Поведали об авве Агафоне, что он в течение долгого времени занимался со своими учениками постройкой келлии. Не прошло и недели, как они закончили келлию и начали в ней жить. Но авва увидел на том месте что-то вредное для души и сказал ученикам то, что Господь сказал апостолам: “встаньте, пойдем отсюда” ( Ин.14:31 ). Этим ученики очень огорчились и сказали старцу: “Если у тебя было намерение переселиться отсюда, то зачем мы затратили столько труда, долгое время строя келлию? И люди начнут соблазняться, начнут говорить: «Вот они опять переселяются! Не могут ужиться на одном месте! " ” Старец отвечал: “Если переселение наше послужит соблазном для одних, то для других оно послужит назиданием. Найдутся и такие, которые скажут: «Блаженны эти иноки, переселившиеся ради Бога и презревшие свою собственность ради Него». Я решительно говорю вам, что немедленно иду. Кто хочет – пусть идет, а кто не хочет – пусть остается”. Ученики пали к его ногам, прося, чтобы он согласился взять их с собой» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Доктрина воскресения мертвых была одним из основных лейтмотивов посланий апостола Павла, который сам принял венец мученика, а до того претерпел и тюремное заключение, и побитие камнями от язычников, остановившихся только тогда, когда апостола сочли мертвым. Отсюда следовало и специфическое отношение мучеников к собственной смерти, которая в экстремальной ситуации выбора между жизнью со смертным грехом идоложертвования и смертью за веру воспринималась ими как следование путем Христа и переход в вечную счастливую жизнь с избавлением от «смерти второй». Это сочеталось с другой типичной для мучеников ментальной установкой – «отрицание мира», сформулированной святым апостолом Иоанном: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2: 15–17 ). Причем, как верно отмечал У. Фрэнд, христианское «отрицание мира» следует рассматривать не в политических, а в эсхатологических категориях 109 . «Отрицание мира» не означало борьбу за переустройство общества, в котором жили христиане. Христианские нормы повиновения властям и законам, сохранения христианами их социального статуса, недопущения конфликтов с «внешними», сформулированные еще в новозаветных посланиях апостолов, не были ориентированы на это. Исследователи раннехристианской агиографии отмечают, что характерной чертой пассионов является повиновение мучеников властям и законам 110 . Действительно, ни в одном из актов и пассионов христианских мучеников нет мотивов осуждения действий властей или законов, которые применялись к христианам. В редких случаях недовольство законами выражает языческая толпа присутствующая при казни, как, например, в греческой версии пассиона мучеников Карпа, Папила и Агафоники 111 , относящегося ко временам гонения Деция. Но если расширить круг источников и обратиться к патристике, в частности к эпистолярному наследию епископа Карфагена святого Киприана, который сам стал мучеником при гонении Валериана, то можно обнаружить и обратные примеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еретические учения и лжесвятых проповедников проклинаю, и то же самое делают те, кто со мною. Всякий еретик да будет нам чужд. Многие благоговейные братия приходили ко мне, чтобы со мной остаться, но я, чувствуя себя грешным и слабым человеком, долго им отказывал, взывая: дайте мне немного покоя, ибо одолевает меня волнение и возрастает тяжесть. По неотступности же их рассудили мы, что те, кому есть Божия воля прийти к нам, должны всецело принять учение святых отцов и творить Божии заповеди. Цель и суть писания сего состоит в том, чтобы показать, как иноку, который действительно в наше время хочет спастись, подобает совершать свое аскетическое делание, согласуя внутренние и внешние свои упражнения со Священным Писанием и житием святых отцов. Если мы будем так действовать, то достигнем вечной жизни в Иисусе Христе, Ему же подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь». Из предисловия Из писания св. отцов о мысленном делании, о хранении сердца и ума, о том, зачем это нужно и как мы об этом стараться должны Многие св. отцы свидетельствуют о том, что хранение сердца и ума полезно тому, кто по благодати Божией желает быть духовно воспитан. Во-первых, мы знаем слова Самого Господа, Который сказал: Из сердца исходят злые помыслы… и это оскверняет человека ( Мф. 15:18 ). Он учил, что нужно очищать внутреннее сосуда ( Мф. 23:26 ) и что поклоняться Господу следует в Духе и истине ( Ин. 4:24 ). О том же говорил и апостол: Когда я молюсь языком, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… стану молиться духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14:14–15 ). Так сказал апостол о духовной молитве, и еще сильнее сказал: Я хочу лучше пять слов сказать умом, нежели десять тысяч языком ( 1Кор. 14:19 ). Св. Агафон замечает: «Внешнее делание подобно листу, внутреннее, то есть духовное, подобно плоду». И далее у него же находим устрашающие слова: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ). И еще сказали отцы: «Кто только устами молится, а об уме забывает, тот молится в воздух, в то время как Бог обращает внимание на ум».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Еще сильнее выражает те же переживания подвижник еще более строгий, 548 – св. Исаак Сирин . 549 «Совершенство всего подвига, – говорит он, – заключается в трех следующих вещах: в покаянии, в чистоте и в усовершении себя. – Что такое покаяние? – Оставление прежнего и печаль о нем. – Что такое чистота – καθαρτης? – Кратко: сердце милующее всякое тварное естество – καρδα λεμν πρ πσης τς κτιστς φσεως. – Что такое усовершение – τελειτης? – Глубина смирения – βθος ταπεινσεως, – т. е. оставление – κατλειψις – всего видимого и невидимого (– видимого – всего чувственного; невидимого же – мыслимого –) и освобождение от попечения о нем. «В другой раз был опять спрошен: «Что такое покаяние?» и сказал: «Сердце сокрушенное и усмиренное». – < «Что такое смирение?» > – «Сугубое, добровольно принятое на себя омертвение для всего». – « И что такое сердце милующее – κα τ στι καρδα λεμν?» – и сказал: « Горение сердца о всем творении – κασις καρδας πρ πσης τς κτσεως – о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всей твари. И от воспоминания о них и созерцания их очи его источают слезы, от великой и сильной жалости, охватывающей сердце. И от великой выдержки умиляется сердце его, и не может он вынести, или услышать, или увидеть вреда какого-нибудь, или печали малой, происходящей в твари. И вследствие этого и о бессловесных, и о врагах Истины, и о вредящих ему – ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы они очистились и сохранились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая возбуждается в сердце его без меры, по уподоблении в сем Богу… Достигших же совершенства признак – таков: если в день десятикратно преданы будут на сожжение за любовь к людям, то не насыщаются от этого, подобно как Моисей сказал Богу: «Если простишь им грех, то прости: если же нет, то изгладь и меня из книги, в которую вписал» ( Исх.32:32 ) и как говорит блаженный Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих и т. д.» ( Рим.9:3 ); и еще «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас», язычников ( Кол.1:24 ). И прочие апостолы за любовь о жизни людей получили смерть во всех видах. – Высшая же степень всего этого вместе – Бог и Господь. По любви к твари, Сына Своего предал крестом на смерть…». В другом месте, авва Исаак передает следующее: 550 «Рассказывают также об авве Агафоне, будто бы сказал он: «Желал бы я найти прокаженного и взять тело его, и дать ему свое». Видишь ли совершенную любовь?..».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

— Знаю, — отвечала Марфа, — что воскреснет в воскресение, в последний день. — Я есть воскресение и жизнь, — сказал Учитель, — верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли этому? — Да, Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир. Марфа вспомнила о том, как Учитель провозглашал себя Мессией в Иерусалиме во время праздника Обновления Храма, и сейчас, когда у нее вырвалось невольное исповедание Иисуса Сыном Божиим, в ней вдруг затеплилась неясная надежда. Она еще не знала, о чем это ей подумалось, но в душе ее появилось чувство, что Учитель властен и над смертью. Тем временем Мария сидела в доме, окруженная родными и соседями, утешавшими ее в горе. Марфа подошла к ней и тихо шепнула: — Учитель здесь и зовет тебя. Мария вскочила и поспешила из дома. За ней последовали остальные, думая, что она пошла плакать на гроб. Они нашли ее рыдающей у ног Иисуса и повторяющей те же слова, что говорила и Марфа: — Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Эта глубокая скорбь тронула Спасителя, глаза Его увлажнились. — Смотри, как Он любил его, — говорили все, видя слезы на глазах Иисуса. — Где вы положили его? — Господи, иди и посмотри, — ответили плачущие сестры. Вскоре они достигли гроба, который по иудейскому обычаю представлял собой небольшую пещеру, вход в которую был завален камнем. Прошло уже четыре дня, как тело Лазаря было положено здесь. Иисус повелел отнять камень от гроба. Марфа робко запротестовала, говоря, что труп, наверное, уже начал разлагаться. Иисус на это сказал ей: — Если будешь веровать, то увидишь славу Божию. Когда отняли камень, Спаситель, подняв глаза к небу, стал молиться: — Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я знал, что Ты услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Завершив молитву, Господь громко воскликнул: — Лазарь, выйди! Когда в глубине пещеры появился умерший, обвитый погребальными пеленами, толпу охватил трепетный ужас. — Развяжите его, — повелел Иисус потрясенным свидетелям невиданного чуда.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010