В 1210 г. М. прибыл по просьбе черниговских князей Ольговичей во Владимир-на-Клязьме к Владимиро-Суздальскому вел. кн. Всеволоду (Димитрию) Юрьевичу Большое Гнездо с примиряющей миссией. Переговоры, которые вел Киевский первоиерарх во Владимире, увенчались успехом - кн. Всеволод Святославич Чермный, захвативший незадолго до этого Киевский стол, был признан князем Киевским, а Всеволод Большое Гнездо - старшим среди князей всей Руси. Митрополит, к-рый возглавил богослужение на Рождество Христово во владимирском Успенском соборе, был отпущен кн. Всеволодом Юрьевичем с дарами и почетом. В 1211 г. мир был скреплен браком княжеских детей, блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и «Всеволожны» (мц. Агафии Всеволодовны ). В результате достигнутых при посредстве М. договоренностей Рюрик Ростиславич, который ранее был насильно пострижен в монашество, а затем оставил иночество и занял Киевский стол, теперь был вынужден удалиться на княжение в Чернигов. Очевидно, в этом М. был также заинтересован, «поскольку главе Русской Церкви вряд ли могло понравиться, что на Киевском престоле княжит монах-расстрига» ( Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989. С. 71). Так ненадолго была прекращена одна из наиболее крупных междоусобиц, но уже в 1212 г. смоленские князья снова заняли Киев. Весной 1210 г. М. возглавил хиротонию избранного в Новгороде на местную кафедру (вместо архиеп. Митрофана , изгнанного в янв. этого года блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным и новгородцами) св. архиеп. Антония (в прошлом боярин Добрыня Ядрейкович). Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишенном кафедры по церковному суду, нарушало каноны, но М., по-видимому, вынужден был сообразовывать свои действия со сложившейся политической ситуацией. Поскольку Антоний еще до своего пострижения в нач. XIII в. дважды посетил К-поль (и оставил подробное его описание в «Книге паломник»), нельзя исключать того, что его знакомство с М. состоялось еще до поставления последнего на Киевскую митрополию.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

В 1224 году принимал участие в походе Юрия на Великий Новгород (см. Всеволод Юрьевич Новгородский ), а в 1226 году, по приказу великого князя, вместе с братом своим Всеволодом , ходил в Чернигов на помощь святому Михаилу Всеволодовичу против Олега, князя Курского ; в следующем году совершил два похода на мордву . В 1227 или 1228 году женился, взяв в жены Марию - дочь князя Михаила Черниговского . На сестре князя Михаила, Агафии , уже ранее был женат дядя Василька - Юрий Всеволодович . В 1231 году у Василька родился старший сын Борис , в 1236/1237 - Глеб . Вскоре после второго мордовского похода между великим князем Юрием и братом его Ярославом из-за чего-то произошла ссора, в которой Константиновичи приняли сторону младшего брата. На Суздальском съезде 1229 года князья примирились. В следующем 1230 году Василько принимал участие в походе Ярослава Всеволодовича на князя Михаила Черниговского . Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 года писал летописец, " тряслась земля в самую обедню " , были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю. В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань . Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. " Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира " . Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич Новгородский , но был разбит. Враги устремились к Москве , взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир , возглавлявший оборону Москвы, попал в плен. Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться " за православную веру христианскую " с " безбожными погаными татарами " . Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава , князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем. С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.

http://drevo-info.ru/articles/12427.html

Пример миролюбивого и доблестного князя Михаила Георгиевича да научит нас, братие, дела свои совершать, сохраняя мир с ближними, ибо в союзе мира гораздо более можно сделать добра, чем ссорясь с ближними, хотя под видом стремления к добру. Будем помнить слова Спасителя нашего: имейте соль в себе и мир имейте между собою ( Марк. 9, 50 ) и слова Апостольские: аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Римл. 12, 18 ), гневайтеся и не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем ( Ефес. 4, 26 ). 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата О начале грозных времен для России напомнит нам теперь почитаемая Владимирцами гробница. Печальная повесть мученической кончины почивающих в сей гробнице вкратце написана на боковой мраморной плите гробницы в следующих словах: «лета 6745 года месяца февраля в 7 день татарове приступиша ко Владимиру и взяша град. Епископ Митрофан и княгиня Юрьева Агафия с дщерью Феодорою, со снохами и со внучата затворишася в церкви Святыя Богородицы в палатех и тако огнем без милости запалени быша и тако скончашася. Господи, приими в мире души раб Своих». Итак, в самом храме соборном, зажженном некогда лютыми татарами, от зноя пламени и от дыма скончались почивающие в сей гробнице! Великая Княгиня Агафия была дочерью князя Черниговского (а затем Киевского) Всеволода Святославича Чермного, родной сестрой св. Князя Черниговского Михаила, пострадавшего за исповедание веры Христовой в орде вместе с боярином Феодором в 1245 40 , и родной теткой преподобной Евфросинии Суздальской, дочери св. Михаила Черниговского. С дедом ее, князем Киевским Святославом Всеволодовичем, великий князь Всеволод Георгиевич, тесть Агафии Всеволодовны, был в большой дружбе, но с отцем ее долго был во вражде, т.к. Всеволод Чермный, против воли великого князя, несколько раз захватывал Киев. В 1210 году, по ходатайству митрополита Киевского Матфея, Всеволод Георгиевич помирился с Всеволодом Святославичем и утвердил его князем Киевским; а в следующем году для закрепления этого мира было совершено торжественно во Владимирском соборе епископом Владимирским Иоанном бракосочетание сына великого князя – Георгия с Агафией Всеволодовной. Агафия Всеволодовна была участницей как временных невзгод своего супруга (временного лишения великокняжеского престола в 1216–1218 годах), так и славы продолжительного его княжения (1212–1216, 1219–1238). По свидетельству рукописного жития св. Георгия, этот великий князь и супруга его «оба были святы, праведны, милостивы, кротки, обидимых избавляли из рук обидящих, добре любили монашеский и священнический чин, подавали им милостыню, также весьма миловали и нищих, прилежали воздержанию, любили пост, целомудрие и чистоту» 41 . В великокняжеское правление Георгия Всеволодовича (в 1224 г.) было первое нашествие неведомых дотоле Русскими татар; но пострадала тогда только южная Россия, – и татары вскоре опять удалились в Азию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Схема фресок Кирилловского собора с изображением кнг. Марии Мстиславовны и ктиторской композиции. Реконструкция Е. Х. Марголина Схема фресок Кирилловского собора с изображением кнг. Марии Мстиславовны и ктиторской композиции. Реконструкция Е. Х. Марголина Первое свидетельство того, что собор являлся фамильной усыпальницей князей Ольговичей, относится к 1179 г. (последним из датированных было погребение сына Святослава Всеволодовича черниговского кн. Всеволода (Даниила) Чермного (1215)). Под этим годом в летописи сообщается о преставлении кнг. Марии (Агафии) Мстиславовны, жены кн. Всеволода Ольговича, и о ее причастности к созданию собора, в котором она была погребена («...преставися княгиня Всеволожая, приемши на сия чернечскую схиму. И положена бысть в Киев, у святого Кюрила, юже бе сама создала» - ПСРЛ. Т. 2. Л. 215 об.; мнение о том, что устроительницей мон-ря была Мария Казимировна, жена кн. Всеволода Чермного, не выдерживает критики; см., напр.: Крыжановский. 1863; Максимович. 1877). Нек-рые исследователи считают, что данное летописное упоминание относится к вдове кн. Всеволода Марии Мстиславовне, к-рая, похоронив мужа в 1146 г., построила на Дорогожичах храм и основала мон-рь ( Максимович. 1877. С. 171). Кнг. Мария Мстиславовна. Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. Кнг. Мария Мстиславовна. Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. Помимо нарративного свидетельства участия кнг. Марии Мстиславовны в создании храма имеется еще один источник, способный прояснить ее роль в этом деянии,- это древние фрески собора, расписанного в 40-х гг. XII в.: в средней части юж. нефа, на юж. стене, представлена ктиторская композиция. Ее частичная сохранность (отсутствие надписей) не позволяют достоверно назвать имя основателя собора. В центре на троне изображен Спаситель, простирающий руки над фигурами 2 предстоящих с нимбами. У фигуры справа сохранился фрагмент протянутой руки, в которой, если учесть ктиторский характер композиции, мог быть изображен макет храма. Слева от Спасителя на троне в архитектурном сооружении в виде ниши с занавесью представлена фигура женщины (сохр.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Агафии с семейством, а не погребения. 38 По летописям (Лавр и Воскр.) год кончины Михаила Георгиевича 6685 – 1177; Лавр. Лет. говорит притом, что Михаил Георгиевич скончался 20-го июня, в субботу, при заходе солнца; но в 1177 году 20-е июня было в понедельник, в 1176 году в воскресенье, и в субботу оно не было с 1170 г. Историками признается, что Михаил Георгиевич скончался в 1176 году. Может быть, он скончался не во Владимире, а во время объезда по своим владениям в Городце на Волге. Впрочем, в прямом сообщении летописи о кончине Михаила Георгиевича ничего не говорится о том, чтобы он скончался не в столице, а говорится о кончине его в Городце только в приводимой летописцем речи ростовских бояр к князю Мстиславу Ростиславичу, в правдивости которой, притом, есть основание сомневаться. (См. Ист. Госуд. Росс. том 3, прим. 46). Татищев полагает, что Михаил Георгиевич скончался в Юрьевце Поволжском (т. 3, прим. 521). Татищев сообщает еще о сем великом князе, что он никогда не запирал дверей своего дворца, – что он весьма знал священное писание, говорил по-латыни, по-гречески, но никогда не хотел спорить о вере, – что он был ростом мал, сух, имел длинную бороду, кудрявые волосы, кривой нос. Т. 3, стр. 219, 220. 41 Служба св. благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу и житие его – рукопись 1695 года, принадлежащая Владимирскому кафедральному собору. 42 «Памятники древности во Владимире» В. Доброхотова стр. 55. «Владимирский собор – из сочинений А. Н. Муравьева» Влад. Губ. Вед. за 1855 г. стр. 200. «История Влад. кафедр. Усп. собора» протоиерея А. Виноградова (Владимир, 1877) стр. 51. Но в рукописных святцах конца 16 и начала 17 века («Книга глаголемая описание о российских святых, изданная с дополнениями графом М. В. Толстым в Москве в 1887 году), равным образом в сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века названы только две снохи великой княгини: Мария и Христиана. 45 Протоиерей Василий Косаткин в сочинении: «Св. Благоверный Князь Георгий Всеволодович, Чудотворец Владимирский».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Какие трупы лежали тогда под сводами обгорелого храма? Не телеса ли то мучеников, отдавших души свои Господу пред образом Пречистой, в предсмертной усердной молитве? Не в числе ли сих мучеников был святитель Христов Митрофан с целым сонмом мучеников и из великокняжеского семейства и из семейств тогдашних бояр и многих, многих из граждан, напутствованные для жизни вечной святыми таинствами веры? Великий Князь Ярослав и уложил почивать под сводами храма телеса и святителя Митрофана 107107 и великой княгини Агафии с ее семейством в усыпальнице, устроенной Великим Князем Всеволодом Георгиевичем 108108 . В сию же усыпальницу Великий Князь Ярослав внес для упокоения и телеса троих сыновей Великого Князя Георгия – Мстислава, Всеволода и Владимира, из которых последний принял мученическую кончину за Златыми вратами от державших его в плену ожесточившихся и разъяренных неприятелей 109109 , а Мстислав и Всеволод убиты были внутри города, когда варвары ворвались в его укрепления. Не великая ли то слава для соборного храма? Не лучшее ли сие для него украшение паче злата и сребра и камений многоценных 110110 . Упокоив скончавшихся от огня и меча, Ярослав Всеволодович к благодатным сокровищам храма присоединил еще великое сокровище. Он в 1239 году перенес из Ростова тело брата своего Великого Князя Георгия, и положил его в соборном храме, где уже погребены были супруга, дочь и все державное семейство его, так доблестно скончавшиеся за сохранение благочестия и веры. Не безынтересно будет привести здесь и подлинный текст летописи о перенесении тела Благоверного Князя Георгия. «Посла Ярослав, князь великий, сказано у летописца, по брата своего Георгия в Ростов и привезоша и к Володимерю и, не дошедшие, ста: изыдоша из града противу ему епископ Кирилл и Дионисий Архимандрит, несоша и в град с епископом и игумени и попове и черноризци, и не бе слышати пенья в плачи и велици вопли; плакася бо весь град Володимер по нем, Ярослав же и Святослав и князи Рустии плакахуся по нем, с дружиною своею и множество бояр и слуг плакахуся лишенья своего князя, убозии кормителя; певше обычныя песни, и положиша и в гроб камень в святой Богородицы в гробници, идеже лежит Всеволод отец его» 111111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕВОЛОД (ИОАНН) КОНСТАНТИНОВИЧ Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. (18.06.1210, Ростов - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи в Ярославском княжестве), родоначальник 1-й династии ярославских князей, 2-й сын блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича и кнг. Агафии Мстиславны, отец блгв. князей Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича . Согласно завещанию вел. кн. Константина, В. К. сразу же после смерти отца (2 февр. 1218) получил Ярославское княжество, по-видимому, ему также досталась территория, находившаяся к северу от Кубенского оз. Опекуном осиротевших сыновей вел. кн. Константина стал блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович . После переезда из Владимира В. К. жил в Ярославле во дворце, построенном отцом. Князь восстанавливал город после опустошительного пожара 27 июня 1221 г. 6 авг. 1224 г. в присутствии В. К. Ростовский еп. Кирилл I освятил в ярославском в честь Преображения Господня муж. мон-ре Преображенскую ц., к-рую «заложил благоверныи князь Костянтин, а сверши ю сын его Всеволод» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 447). В сер. XVI в. именно данный факт был включен в краткую биографию В. К., составленную для родословия ярославских князей (РГБ. Ф. 256. Рум. 349. Л. 105). Из Ярославля и его окрестностей происходит ряд шедевров древнерус. живописи, датируемых временем правления В. К.: иконы «Богоматерь Влахернитисса» («Великая Панагия» (ГТГ), «Спас оплечный» (ЯХМ), стоявший над гробницей детей В. К.- блгв. князей Василия и Константина, «Спас» из с. Гавшинка (ГМиАР), а также миниатюры из «Спасского Евангелия» (ЯИХМЗ) ( Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004). С сер. 20-х гг. XIII в. В. К. участвовал во всех крупных военных операциях князей Сев.-Вост. Руси: летом 1224 г. по приказу вел. кн. Георгия вместе с дядей блгв. кн. Владимиром (Димитрием) Всеволодовичем В. К. во главе владимиро-суздальской рати ходил в поход на помощь Новгороду, к-рый вел войну в Прибалтике против епископа Риги и крестоносцев, спустя 2 года В. К. вместе с братьями под командованием вел. кн. Георгия был в походе против курского кн. Олега Игоревича, оспаривавшего право на Черниговское княжество у троюродного племянника - блгв. кн. Михаила Всеволодовича , союзника правителей Сев.-Вост. Руси. Благодаря посредничеству киевского кн. Владимира Рюриковича прибывший навстречу войскам митр. Кирилл I в 1226 г. склонил противоборствующие стороны к миру, а вел. кн. Георгий отпустил племянников «кождо их и в свою власть».

http://pravenc.ru/text/155474.html

Но вот в 1874 году, по благословению Архиепископа Владимирского Антония, усердием Владимирской купеческой жены Прасковьи Онисимовны Муравкиной восстановлена была одна (почитаемая Владимирцами) гробница великой княгини Агафии, ее снох и внучат, мученически скончавшихся в самом соборном храме при взятии Владимира татарами. Украшена была эта восстановленная гробница по образцу Киевской гробницы Ярослава Мудрого, по рисунку архитектора Николая Андреевича Артлебена. Затем, во время последней внутренней реставрации храма, предпринятой благодаря особому усердию к сему храму Высокопреосвященнейшего Феогноста, когда в соборе восстановлена была древнейшая стенопись 12 века – времен св. Андрея Боголюбского, – восстановлены были и многие гробницы, какие возможно было восстановить 7 . Они восстановлены были теперь в древнем своем виде, по образцу одной неповрежденно сохранившейся гробницы в наглухо заложенной кирпичом комаре, – гробницы святителя Луки 8 . Восстановленные гробницы расположены вдоль северной и южной стен собора; большинство их находится в стенах, каждая под сводом особой комары, а некоторые находятся возле стен. Все гробницы белокаменные. Крышки почти всех их имеют по два весьма отлогих ската, на каждом из которых изображен черный восьмиконечный крест. Над крышками на стене сделаны надписи, обозначающие, кто погребен в гробнице и когда скончался. Многие надписи сохранились здесь из древности, и по восстановлении гробниц только поновлены. Над гробницами, находящимися в комарах, надписи эти сделаны в глубине под сводами комар; над гробницами же, находящимися возле стен, такие надписи сделаны на стене под выведенными на ней лугами, изображающими комару, или на самих гробницах. В каждой комаре под надписью проведена узорчатая кайма. По внешнему краю комары обведены красной, кирпичного цвета, каймой. Гробницы окрашены в светло-зеленый цвет, каким окрашены и стены Всеволодовой пристройки; только внутренность комар – белого цвета. На крышке каждой гробницы положен медный крест; над каждой гробницей находится также небольшая икона, перед которой во время всех богослужений теплится лампада 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

имп. Александром II Николаевичем по его распоряжению начались масштабные строительные работы во владимирском Рождество-Богородицком мон-ре. К нояб. 1859 г. старое здание собора разобрали и на его месте был заложен новый храм, выстроенный в соответствии с формами древнего. В дек. 1871 г. архиеп. Антоний (Павлинский) направил на имя императора ходатайство о перестройке Успенского собора по примеру собора Рождество-Богородицкого мон-ря. Однако этот проект не был поддержан ни императором, ни Археологической комиссией. По инициативе архипастыря была значительно расширена теплая пристройка к Успенскому собору, рядом с храмом построен странноприимный дом, освященный 23 окт. 1871 г. Внутри Успенского собора при архиеп. Антонии в правой апсиде главного храма была уничтожена устроенная под особым сводом при вел. кн. Всеволоде Большое Гнездо белокаменная «сокровищехранительница». Вместо нее архиеп. Антоний сделал вклад - серебряную позолоченную дарохранительницу. В 1874 г. на средства П. А. Муравкиной была отреставрирована комара и гробница с мощами блгв. кнг. Агафии Всеволодовны и ее семейства, принявших мученическую смерть «в полатех» Успенского собора в 1238 г. В 1880-1884 гг. обновлено внутреннее убранство собора, в 1888-1891 гг. прошла реставрация архитектурных конструкций. Освящение обновленного храма состоялось 29 сент. 1891 г. Никон (Софийский), еп. Владимирский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Никон (Софийский), еп. Владимирский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Активно шли строительство храмов и реставрация памятников церковной старины во В. е. при архиеп. Сергии (Спасском) . 28 авг. 1894 г. был освящен после реставрации Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (построен в 1152). В дек. 1896 г. возобновлена после пожара крестовая ц. архиерейского дома. 2 сент. 1901 г. в пос. Гусевская хрустальная фабрика Меленковского у. (ныне г. Гусь-Хрустальный) был освящен храм во имя вмч. Георгия Победоносца, сооруженный на средства Ю. С. Нечаева-Мальцова по проекту акад. Л. Н.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010