Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 г. Состоялось в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре , в А. с. участвовали 60 правосл. епископов, съехавшихся на похороны Святейшего Патриарха Московского и всея России свт. Тихона . На А. с. было вскрыто и оглашено завещание Святейшего Патриарха, датированное 25 дек. 1924 г. (7 янв. 1925), по к-рому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю Патриаршего Престола митр. Казанскому сщмч. Кириллу (Смирнову) , в случае невозможности для него вступить в эту должность - митр. Ярославскому сщмч. Агафангелу (Преображенскому) и, наконец, митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) , если и митр. Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. 76-е Апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников, этот запрет распространяется и на Первосвятительскую кафедру Поместной Церкви, косвенным образом он касается и Местоблюстительства. Однако Русская Церковь уже в течение 8 лет пребывала в исключительно трудных условиях. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было невозможно, правосл. Церковь существовала в стране на полулегальном положении, поскольку советская власть в качестве правосл. Церкви России признавала обновленческую группировку (см. Обновленчество ) с ее Синодом. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. предусмотрел возможность самого тяжелого положения для Церкви, в к-ром не удастся созвать Собор для избрания Патриарха, и постановил, что в случае прекращения деятельности Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Уже тогда Патриарх Тихон назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании.

http://pravenc.ru/text/76530.html

В Пюхтицком монастыре состоялось празднование Собора святых Эстонской земли 2 декабря 2016 г. 13:16 1 декабря 2016 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялись торжества, посвященные празднованию Собора святых Эстонской земли. Всенощное бдение накануне и Божественную литургию в день праздника возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и клирики Пюхтицкого монастыря. За богослужением молились настоятельница Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами, многочисленные паломники и прихожане обители. По окончании богослужения состоялась праздничная трапеза, во время которой митрополит Корнилий поблагодарил игумению Филарету за оказанный прием и обратился к сестрам и гостям обители с архипастырским словом. Затем в конференц-зале монастыря состоялось вручение наград Эстонской Православной Церкви духовенству и мирянам за понесенные труды на благо Церкви. Завершился праздничный день просмотром нового фильма «История Православия на Эстонской земле». Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих. В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937). Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4703061.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Георгиевич Вологодский (1.10.1888, с. Червянское Енисейского окр. и губ.- 14.10.1920, близ с. Агинского Канского у. Енисейской губ.), сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе святых Красноярской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Племянник Минусинского архиеп. Димитрия (Вологодского) . В 1911 г. окончил Красноярскую ДС и 18 авг. того же года был рукоположен во иерея и назначен священником Гавриило-Архангельского храма с. Вершино-Рыбного Канского у. Был благочинным 3-го церковного участка Канского у. В 1914 г. награжден набедренником. 11 марта 1916 г. переведен священником в храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Агинском. Осенью 1920 г. в Канском у. вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание. Во время праздника Покрова Пресв. Богородицы в Агинское вступил карательный отряд красноармейцев. Сразу после службы в храме М. был схвачен красноармейцами, видимо по обвинению в связях с восставшими, вывезен из села и убит после тяжелых истязаний. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Енисейские ЕВ. 1911. 13. С. 2; 17. С. 2; 1915. 1. С. 17; 1916. 5. С. 3; 7. С. 2; Памятная кн. Енисейской губ. на 1913 г. Красноярск, 1913. С. 93, 96; То же: на 1915 г. Красноярск, 1915. С. 99. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2563494.html

Что представляет собой новая власть, всем давно уже было ясно, и верующие привыкли к тому, что в советской печати публиковались «вынужденные» или фальсифицированные документы от имени Патриарха , которые не воспринимались как выражение патриаршей воли. Выход декларации стал большим ударом и для обновленцев, и для григориан, и тем более удивительной представляется реакция на действия митрополита Сергия некоторых «своих»,– собратьев архиереев, к тому же еще и обвинивших его в обновленчестве. После смерти Патриарха начался и долгий этап противостояния двух ветвей православной Церкви– Русской и Зарубежной. Все самые острые моменты этого процесса также пришлись на годы служения митрополита Сергия. Уже «Предсмертное завещание» свт. Тихона, опубликованное в официальной прессе с опозданием, не вызвало доверия за рубежом. Местоблюститель Петр подтверждение его подлинности также поставил под сомнение. С кончиной Патриарха ушло сильное объединительное начало, стала возрастать подозрительность . На время легализации церковного управления митрополитом Сергием в результате вынужденной передачи высшей церковной власти на основании актов и завещаний, поскольку Поместного собора Всероссийской Церкви, намеченного на 1921 г., советская власть провести не разрешила ни Патриарху Тихону, ни митрополиту Петру, а также в результате репрессий, имелось уже порядка десяти кандидатов местоблюстителей и заместителей . Казалось бы, эти архиереи, видя, что власть уже десять лет творит с Церковью, должны были сплотиться и оказывать собрату, согласившемуся взять на себя тяжелый груз централизованного управления, помощь и поддержку. Однако оказалось, что почти половина из них встала в оппозицию к митрополиту Сергию. Это старейший по сану и хиротонии митрополит Ярославский Агафангел, который в мае 1922 г. был назначен Святейшим Патриархом Тихоном своим заместителем, митрополит Иосиф (Петровых) и архиепископ Серафим (Самойлович), в конце 1926– начале 1927 гг. последовательно исполнявшие обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя во время пребывания в заключении митрополитов Петра и Сергия, а также митрополит Кирилл (Смирнов).

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Полы выложены зигерсдорфской плиткой. Впосл. эти материалы К. использовал и в др. постройках. Притвор храма соединен с 2-этажным жилым корпусом на набережной (с идентичным декором) - покоями Киевского митрополита и начальника подворья. Первый этаж оформлен ширинками и наличниками с замковыми камнями, колонками с капителями, второй (с еще более дробным декором) - наборными наличниками с килевидными кокошниками в навершии, профилированными карнизами, лопатками с ширинками между оконными проемами. Обширные хоры собора разделены на 3 части, одна из которых была предназначена как моленная для митр. Флавиана (Городецкого), когда он не участвовал в службе, и соединена с жилым корпусом. Комплекс подворья включал также внутреннее полукаре братских корпусов и трапезной с садом, надстроенный старый корпус (по 15-й линии Васильевского о-ва) и характеризовался как одно из лучших сооружений в рус. стиле. Церковь является архитектурной доминантой в панораме не только Васильевского о-ва, но и всей дельты Невы. В янв. 1935 г. Успенский храм был закрыт, возвращен Церкви в июне 1991 г. как подворье Свято-Введенской Оптиной пуст., основные реставрационные работы завершены в 2014 г. В 1894 г. близ г. Данилова Ярославской губ., «на Горушке», был учрежден Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . Летом 1900 г. технико-строительным комитетом при хозяйственном управлении Синода был рассмотрен и одобрен проект К. на постройку 3-придельного соборного Казанского храма. Есть предположение о том, что проект был заказан К. прав. Иоанном Кронштадтским. В 1901 г. из бутового камня был заложен фундамент собора, к 1908 г. строительство было доведено до карниза, но из-за нехватки средств было остановлено. Зная о ситуации, К. советовал настоятельнице покрыть кровлю во избежание разрушения стен. Работы возобновились лишь 21 июня 1915 г. трудами игум. Марии (Пирожковой), а также будущего патриарха Московского и всея России свт. Тихона и митр. Агафангела (Преображенского), к-рые и освятили собор 16 сент.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В июле 1995 г. в Чебоксарской епархии было открыто ДУ, при котором организована иконописная школа. Значительным событием в жизни епархии стало освящение Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1996 г. ц. во имя равноап. кн. Владимира, которой впосл. был присвоен статус собора. По благословению В. епархиальный Православный миссионерский центр ведет активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашии. При мн. приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы. В. удостоен церковных орденов: равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981), блгв. кн. Даниила Московского (1996), свт. Иннокентия, митр. Московского (2001); гос. наград: Почетной медали Советского Фонда мира (1984), ордена Дружбы (1996), является лауреатом Государственной премии РФ в области строительства и архитектуры (2000). В 1996 г. Святейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Диодором был награжден орденом Животворящего Креста Господня 1-й степени. В 2001 г. возведен в сан митрополита. Решением Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г. назначен главой Чувашской митрополии и утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары Республики Чувашия. Лит.: Наречение и хиротония архим. Варнавы (Кедрова) во еп. Чебоксарского и Чувашского//ЖМП. 1977. 2. С. 18-20; Карлинов И. , прот. Жизнь во славу Божию//ПС. 1999. 7-8. С. 1-2; Теплов В. , свящ. Я всегда был в Православии//Правосл. Алатырь. 2003. 30. С. 2. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/154279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

722 об.); М. верхом на коне со свитой едет из Киева во Владимир (л. 723); М. обращается ко Всеволоду с речью о «незлобии, кротости, смирении и любви» (л. 723 об.); кн. Всеволод примиряется с черниговскими князьями при участии М. (л. 724); кн. Всеволод одаривает М. и с великой честью провожает в Киев (л. 724 об.). Две пары аналогичных по композиции миниатюр иллюстрируют прибытие к М., а затем поставление Пахомия во епископа Ростова (л. 757, 757 об.) и свт. Симона - во епископа Владимира и Суздаля (л. 758, 758 об.). Неск. миниатюр посвящены истории выбора Новгородского архиерея: М. благословляет еп. Антония (левый верхний угол, л. 735 об.); новгородцы посылают обоих претендентов на Новгородскую кафедру Антония и Митрофана к митрополиту (л. 859 об.); М. ставит Новгородским архиепископом Митрофана (л. 883 об.), а Антония назначает епископом в Перемышль (л. 884). Последняя миниатюра иллюстрирует преставление митрополита (левый верхний угол; л. 887 об.). Чаще всего М. изображен старцем с окладистой, но недлинной клиновидной бородой (на нек-рых миниатюрах - вьющейся); облачен в охристую рясу и коричневую мантию с источниками, на голове - темный куколь. По-иному его облик передан на иллюстрации к тексту о поставлении инока Кирилла епископом в Ростов (л. 775), которая, вероятно, написана др. художником. М. здесь изображен скорее средовеком, нежели старцем, у него короткая округлая борода. Парадное облачение тщательно прописано: красный подризник, зеленый саккос с золотыми зарукавьями, омофор, на голове - шапка с опушкой. Правой рукой М. благословляет еп. Кирилла, в левой держит закрытое Евангелие. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2562670.html

В. Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М., 2013. С. 466). 22 марта 1924 г. патриарх Тихон «в ознаменование прекращения Президиумом ВЦИК Его следственного дела» предложил Синоду возвести П. в сан митрополита (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 268. Л. 34). Само возведение, по-видимому, состоялось к празднику Пасхи - 27 апр. 1924 г. Весной 1924 г. власти навязали патриарху Тихону как условие гос. регистрации Высшего церковного управления участие в нем представителей обновленческой «Живой церкви» во главе с «протопресвитером» В. Д. Красницким . Резко осудив такую уступку властям, П. заявил, что «на это ни за что не согласится и выйдет из состава синода, как только это произойдет» (Патриаршее управление и ОГПУ (1923-1924 гг.): Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям Зарубежной Церкви с изложением событий церковной жизни в России/Вступ. ст., публ. и примеч. О. В. Косик//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. 4(37). С. 64). В связи с занятой П. твердой позицией ОГПУ 14 мая 1924 г. потребовало от него подписать обязательство выехать до 20 мая из Москвы в ссылку в Коми (Зырян) автономную обл. Патриарх Тихон, опасаясь лишиться ближайшего помощника, был вынужден согласиться принять Красницкого в состав Высшего церковного совета, что избавило П. от высылки. Спустя месяц в ответ на многочисленные обращения правосл. духовенства и мирян патриарх Тихон заявил о прекращении сотрудничества с Красницким, в чем была немалая заслуга П. 18 сент. 1924 г. патриарх Тихон подал заявление в Административный отдел Моссовета с просьбой зарегистрировать «Церковно-Каноническую Православную Иерархическую Организацию», возглавляемую им и его заместителем П. Прошение не было удовлетворено под тем предлогом, что патриарх возглавляет церковное управление в масштабах всего СССР, а не одной лишь Московской губ., и соответственно обращаться ему нужно в НКВД СССР. 7 янв. 1925 г. патриарх Тихон составил на случай своей кончины завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти, в к-ром П. был указан 3-м кандидатом в местоблюстители Патриаршего престола после находившихся в ссылках митрополитов Казанского сщмч. Кирилла (Смирнова) и Ярославского священноисп. Агафангела (Преображенского). После госпитализации патриарха Тихона в янв. 1925 г. П. практически ежедневно навещал его в больнице, решая с ним вопросы церковного управления и взаимоотношений с гос. властью. Фактически П. тогда пришлось исполнять роль посредника в контактах предстоятеля с ОГПУ, что порождало в церковной среде необоснованные подозрения в отношении патриаршего наместника.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

Приведем характерные мнения о богослужебном языке наиболее авторитетных архиереев. Будущий патриарх Тихон считал, что «перевод богослужебных книг… теперешний устарел и во многих местах неправильный». А вот отзыв архиепископа Рижского Агафангела (Преображенского): «Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык стал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племен в родной православной вере заставляют желать, чтобы богослужебным языком для православного народа оставался славянский язык. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг. Язык их, сохранив греческое построение речи и словопроизводство, совершенно скрывает и весьма часто искажает смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Только немедленным исправлением этого до возможности понимания его и не учившимся славянской грамоте возможно сохранить любовь и преданность нынешнего поколения к церковному языку». Архиепископ Ярославский Иаков (Пятницкий) пишет, что «возвышенное богослужение наше из-за пристрастия к умершему языку превращается в непонятное словоизвержение для поющих, читающих и слушающих… Мудрено ли, что крестьянин иной предпочитает церковной, возвышенной, но непонятной песне неумную, но понятную сектантскую песню, которую он может сам и петь, а образованный по той же причине идет в театр или удовлетворяется домашним пением пошлых, но понятных романсов». В связи с этим он предлагает «…обсудить вопрос об исправлении существующих переводов или приступить немедленно к новому переводу на новославянский язык, всем понятный и вразумительный». («Одна из причин, склонивших православных к штунде,.. есть именно непонятность церковных песнопений», – думал об этом еще свт. Феофан Затворник , а выдающийся алтайский миссионер, церковный переводчик и весьма консервативный иерарх митрополит Московский Макарий (Невский) (прест. в 1926) предупреждал, что в случае ничегонеделания и продолжения церковной жизни тем же порядком мы вообще придем к тому, что вскоре православных в России будет меньше, чем отступников.)

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010