По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда». В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова) . И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр.

http://pravenc.ru/text/578533.html

Анна Курская 26 декабря 2008 г. На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года. Светлана Шешунова 20 ноября 2008 г. Открыв для себя Евангелие, студенты московских технических вузов решили организовать христианский кружок. Его участники изучали Священное Писание, доказывали, что религия не противоречит науке, говорили о Христе с неверующими сверстниками, пили чай, дружили, влюблялись... Когда сложившаяся на занятиях кружка влюбленная пара решила пожениться, они мечтали, что у них будет двенадцать детей — по числу апостолов, и они сами, и их будущие дети всю свою жизнь посвятят проповеди Слова Божия. На дворе стоял 1916 год. До первого ареста мужа в 1920-м они успели организовать еще около десяти таких же кружков в разных учебных заведениях, а также приобрести и отремонтировать полуразрушенный дом, одну половину которого занимали супруги с детьми, а в другой проводились христианские собрания. 15 октября 2008 г. 7 ноября (25 октября по ст. ст.) исполняется 90 лет со дня выхода послания свт. Патриарха Тихона, обращенного к членам Совета Народных Комиссаров. Будучи одним из важнейших посланий Патриарха, посвященных рассмотрению преимущественно политических проблем, вставших тогда перед Православной Церковью в России, послание ставит перед нами вопрос об общем духовно-историческом значении посланий свт. Патриарха Тихона. протоиерей Георгий Митрофанов 15 октября 2008 г. 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира.

http://e-vestnik.ru/history/page/23/

Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, к-рые В. вел в созданных им религ. кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В нач. 1927 г. Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , находившийся в то время под арестом, предлагал В. принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митр. Сергия (Страгородского) архиеп. Серафим (Самойлович) назначил В. на Ивановскую кафедру. Весной 1927 г. В. был выслан в Кинешму, где прослужил неск. месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил ок. года. В 1928 г. В. встречался в Ярославле с митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) , к-рый предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем, В. отказался. В авг. 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл ок. полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.). Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. По окончании срока ссылки В. в сент. 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из к-рых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя» и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в янв. 1938 г. нек-рое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 нояб. 1943 г. В. вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в янв. 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму.

http://pravenc.ru/text/150493.html

После присоединения к обновленчеству Калужского еп. Феофана еп. Феодор, сославшись на послание патриаршего заместителя Ярославского митр. сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., объявил о переходе М. в. на самоуправление. 22 авг. 1922 г. в мосальском Никольском соборе под председательством еп. Феодора состоялся съезд духовенства и мирян М. в., на котором единогласно была принята резолюция, отвергающая обновленческое Высшее церковное управление и «Живую церковь» . В ночь с 24 на 25 авг. в доме еп. Феодора был проведен обыск, архиерей был арестован. Утром жители Мосальска и верующие близлежащих сел и деревень, привлеченные набатом, с крестом, хоругвями и иконами двинулись к месту заключения архиерея. Шествие верующих, требовавших освобождения викария, было разогнано красноармейцами. Вскоре еп. Феодор был переведен в Калугу. 14 дек. 1922 г. Калужским губ. ревтрибуналом он был приговорен к лишению свободы на 3 года и 4 месяца. В прошении общины мосальского Никольского собора на имя патриарха Московского и всея России свт. Тихона от 1 окт. 1923 г. верующие сообщали, что еп. Феодор «святительствовал лишь около 4 месяцев, но за такой короткий срок сумел оживить церковную жизнь и воодушевить верующих, согрев их дотоле хладные сердца. Разлука с мудрым архипастырем во время общего разброда особенно тяжела...». Члены общины просили содействовать возвращению архиерея и обещали при необходимости представить коллективное ходатайство о нем. К прошению на имя патриарха прилагались копии приговора и прошения о помиловании во ВЦИК. Не позднее 6 окт. 1923 г. свт. Тихон направил в ГПУ прошение об освобождении еп. Феодора. Епископ был освобожден только весной 1925 г., после чего выехал в Москву и подписал акт от 12 апр. 1925 г. о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) . В авг. того же года еп. Феодор вернулся в Мосальск, но в кон. сент. был отправлен в ссылку и умер 12 нояб. 1925 г. в г. Уральске (ныне в Казахстане ). 1 нояб. 1926 г. во епископа Мосальского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/2564180.html

газета. 2007. 8; Зосима (Давыдов), еп. «Московская церковная революция», или деятельность Московского об-ва любителей духовного просвещения в 1905-1908 гг.//ЕжБК. 2004. С. 98-409; Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церк. права в МДА в 1910 г.//ВЦИ. 2007. 1(5). С. 31-77. Свящ. Александр Берташ, И. А. Маякова Иконография Иконы написаны после канонизации И. на основе сохранившихся фотографий 1-й четв. XX в. Одно из ранних изображений - на иконе «Святые новомученики, в земле Тверской просиявшие» (1999, Тверь), где И. представлен в правой части композиции в рост, в фелони и епитрахили, с наперсным крестом; у него русая борода, залысины; голова не покрыта, в правой руке крест, в левой - свиток. Существуют единоличные поясные и ростовые иконы священномученика: И. изображен как средовек, в фелони, с крестом и свитком в руках или с благословляющей десницей и крестом (ц. Воскресения Христова в Кадашах). Кроме того, образ И. включается в иконографии: «Собор новомучеников и исповедников Российских» (2000, мастерская ПСТБИ, храм Христа Спасителя; 2002, иконописец Н. В. Масюкова, храм свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в г. Московском Московской обл.); «Все святые, в земле Российской просиявшие» (2004-2005, иконописец Масюкова, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде, см.: Современная иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111); «Собор Тверских святых» (ц. блж. Ксении Петербургской в Твери). Он также представлен в редком сюжете «Святые Московского университета» на иконе из ц. мц. Татианы при МГУ (2000-2004, иконописец Т. Н. Андросова). В числе избранных святых И. представлен на полях Владимирской иконы Божией Матери (копия И. Красовского с иконы сер. XVI в., ГМЗРК) (2006, ц. Воскресения Христова в Кадашах). Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/389319.html

В. награжден мн. орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й степени (1967), прп. Сергия Радонежского 2-й (1979) и 1-й (1987) степени, прп. Даниила Московского 2-й (дважды в 1989) и 1-й (1992) степени, свт. Иннокентия 2-й степени (1999), прп. Андрея Рублева 1-й степени (2002), свт. Макария, митр. Московского, 1-й степени (2004), наградами Поместных Православных Церквей, российским гос. орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1999) и 2-й (2004) степени. В 2002 г. В. были присвоены звания почетного члена СПбДА и почетного д-ра С.-Петербургского гос. политехнического ун-та. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Санкт-Петербургской митрополии . Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. почислен на покой. Местом пребывания Синод определил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Также Синод постановил предоставить Его Высокопреосвященству должность почетного настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга с получением соответствующего содержания. Соч.: У братьев-христиан Индии//ЖМП. 1962. 2. С. 23-30; Малабарская Церковь//Там же. С. 70-76; Праздник Благовещения в Назарете//Там же. 6. С. 52-54; Путешествие Свят. Патриарха Болгарского Кирилла к святым местам Палестины//Там же. С. 55-60; Богословские собеседования с Епископальной Церковью в США//Там же. 1980. 2. C. 59. Лит.: Наречение и хиротония архим. Владимира (Котлярова) во еп. Звенигородского//ЖМП. 1963. 2. С. 18-20; Определения Свящ. Синода//Там же. 1965. 3. С. 4; Житенёва Е. Беседа с митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром//Там же. 1996. 3. С. 28-31; Митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир: Жизнь и труды. СПб., 1999. В. В. Дорохова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/159056.html

Интерьер придела во имя свт. Тихона Московского в Казанском храме. Фотография. 2006 г. Интерьер придела во имя свт. Тихона Московского в Казанском храме. Фотография. 2006 г. Внутреннее убранство Казанского собора отличалось простотой: белыми стенами с растительным лепным орнаментом в большей части храма, расписанным алтарем. Единственным украшением было массивное медное паникадило, подвешенное на мощных цепях. Собор строился как зимний (в подвале выложены огромные печи, дымоходы проходят в стенах, 4 трубы выложены на вершинах полукруглых кровель), но, чтобы его протопить, требовалось много дров, потому храм действовал как летний. В Д. м. находились также каменная 2-ярусная колокольня (1897-1900), деревянный на каменных столбах странноприимный дом с квартирами священника мон-ря и диакона (1896), келейный корпус (1899), каменная трапезная с хлебопекарней (1910-1911). Д. м. владел часовней (1897) у перекрестка Романовской и Вахтинской дорог. На железнодорожном вокзале Данилова была установлена Казанская икона Божией Матери в киоте с кружкой для пожертвований. В авг. 1897 г. общину посетил св. Иоанн Кронштадтский, Ярославский архиеп. св. Тихон (Белавин) отпевал игумений Михаилу и Иоанну. В 1927 г. по благословению митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) духовником Д. м. стал бывш. еп. Селенгинский вик. Забайкальской епархии Софроний (Старков) (после 3 лет пребывания в СЛОН). Зимой 1927/28 г. Д. м. был закрыт, разграблен, сестры поселились у родственников, некоторые послушницы вышли замуж. Игум. Мария с неск. сестрами жила в Данилове, в 2-этажном каменном доме на ул. Петербургской (3-го Интернационала), у старосты Воскресенского собора Г. М. Леонтьева. В нач. 30-х гг. XX в. игум. Мария скончалась, похоронена на городском кладбище. В 1937 г. Леонтьев был репрессирован, сослан в Сибирь. Свящ. Захарий Бенедиктов служил и скончался в Преображенском храме бывш. Геннадиева в честь Преображения Господня муж. монастыря . В корпусах Д. м. разместились общежитие сельхозтехникума, коммунальные квартиры, детский приют, в 1931 г. была организована сельхозартель «Красная Горушка».

http://pravenc.ru/text/171337.html

оставил в своем ведении особый «ставленнический стол», где со священников вымогались взятки. Митрополит взимал также в свою пользу деньги с архиерейской вотчины Грайворон и увеличил сумму сбора с 444 до 1000 р. Устроив винный завод в с. Ломово Корочанского у. Курской губ., продавал вино через шинки в вотчинах архиерейского дома. При самом архиерейском доме А. содержал «волохов», кормившихся за счет поборов с духовенства. Обнаружилось наконец, что сам А. неоднократно публично курил трубку, «убирался в турецкое и греческое платье и шаровары», в таком виде ездил верхом, устраивал со своей свитой «конские ристания», содержал при архиерейском доме подозрительную «женку» и т. д. Расследование по делу о провинностях А. тянулось вплоть до 1748 г. и было прекращено лишь в связи с его кончиной. Погребение А. состоялось 11 февр. 1748 г. в Троицком соборе Белгорода. Свт. Иоасаф (Горленко) , преемник А., в своем донесении в Святейший Синод сообщал, что застал архиерейскую ризницу в крайней скудости и ветхости, между тем среди имущества А. было обнаружено 2 тыс. иностранных червонцев, 580 р. и 338 драгоценных камней. Сохранилось изображение А. (в рост, в полном архиерейском облачении) на гравюре 30-х гг. XIX в. ( Ровинский. Т. 1. Стб. 335-337) с прп. Антонием Великим , свт. Александром I , архиеп. К-польским, и избранными святыми, с 2 аллегорическими сюжетами и хвалебными виршами. Арх.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). ОДДС. Т. 16. СПб., 1906. 54; Т. 19. СПб., 1913. 96; Т. 26. СПб., 1907. 230, 342; Т. 28. Пг., 1916, 9; Здравомыслов. Словарь иерархов. Лит.: РБС. Т. 2; Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 63-78. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/116030.html

Тихона. С. 599). 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем постановили еп. Иерофея «предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев» (Там же. С. 607). Тем не менее еп. Иерофей продолжал окормлять иосифлянские общины. В мае 1928 г. он был ранен при аресте и вскоре скончался. 22 марта 1933 г. Никольским викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией назначен еп. сщмч. Николай (Клементьев ; впосл. архиепископ). 24 авг. того же года он был определен на Великоустюжскую кафедру. После этого Н. в. не замещалось. С нояб. 1933 по 22 апр. 1936 г. обновленческую Никольскую епархию в составе раскольничьей Северной митрополии возглавлял «епископ» Михаил Соколовский. Архиереи Еп. Варсонофий (Вихвелин; 14 сент. 1921 - кон. 1923), еп. Иерофей (Афонин; 19 марта 1924 - осень 1927), еп. сщмч. Николай (Клементьев; 22 марта 1933 - 24 авг. 1933). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 24. Л. 132; Д. 218. Л. 178-180. Ист.: Акты свт. Тихона. С. 570, 577, 588, 589, 599, 600, 605-607, 609, 647, 827-829, 863, 936. Лит.: Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. 1993. С. 191-192, 201; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996 гг. М., 1996. С. 339-341; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По мат-лам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 15, 251-252; Лихачёв В. Положение и состояние РПЦ в 1918-1924 гг.: (По мат-лам арх. фонда канцелярии Свят. Патр. Тихона и Свящ. Синода): Курс. соч./СПбДА. СПб., 1999. Ч. 2. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 33, 54, 139-141, 285; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 27, 70, 99, 187, 289, 333; Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского и Ростовского, исповедника. М., 2006. Кн. 2. С. 313, 336, 352, 353, 356-357, 360, 509; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 2007. С. 154, 451, 459, 532, 546-547, 595; Наумов А. Н. Владыка Иерофей (Афонин), еп. Никольский. Петрозаводск, 2008; Поляков А. Г. Викторианское течение в РПЦ. Киров, 2009. С. 240, 264, 311; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 34-35; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 186, 376-377, 601, 640. (МИЦ; 54).

http://pravenc.ru/text/2566212.html

12 мая в составе делегации обновленцев К. посетил находившегося под домашним арестом на Троицком подворье патриарха свт. Тихона и потребовал его устранения от управления Церковью. Патриарх дал согласие в связи со своим привлечением к гражданскому суду передать высшее церковное управление Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому) . 13 мая К. подписал совместное воззвание петроградских, московских и саратовских обновленцев «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубл. на следующий день в «Известиях»), в к-ром предлагался созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления Церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью». 15 мая К. с делегацией обновленцев был принят председателем ВЦИК М. И. Калининым, а 16 мая вновь посетил с делегацией обновленцев свт. Тихона. После переговоров патриарх написал письмо митр. Агафангелу с сообщением о передаче ему церковного управления и с просьбой о прибытии в Москву. 17 мая К. выехал с письмом патриарха в Ярославль для переговоров с митр. Агафангелом, но они не имели успеха, видимо, из-за отказа архиерея принять те условия, к-рые поставили ему гос. власти через священника-обновленца. Из-за отсутствия в Москве 19 мая К. не участвовал в организации руководящего обновленческого органа - Высшего церковного управления (ВЦУ), но был заочно включен в его состав в качестве одного из 2 заместителей председателя. 28 мая в числе др. инициаторов раскола К. был отлучен от Церкви Петроградским митр. Вениамином (в июне того же года временно управляющий епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) под угрозой репрессий против верующих восстановил общение отлученных с Церковью). 29 мая на состоявшемся в Москве учредительном собрании «группы православного духовенства и мирян» «Живая Церковь» К. был избран главой этой организации, к-рая стала играть ведущую роль в обновленчестве. Также он стал редактором (совместно с Е. Х. Белковым) ж. «Живая Церковь». Был возведен ВЦУ в сан протоиерея. В качестве лидера «Живой Церкви» К. сумел выйти на 1-е место среди др. обновленческих руководителей. По его инициативе был организован институт уполномоченных ВЦУ, ответственных за утверждение обновленческой власти на местах. Сам К. стал уполномоченным ВЦУ по Московской церковной области. На собраниях духовенства московских благочиний он требовал исполнения решений ВЦУ. Выступавшие против этого вскоре арестовывались. К. не скрывал своих связей с ГПУ и открыто угрожал репрессиями оппонентам. С июня 1922 г. начались регулярные поездки К. в епархии, где он устанавливал власть ВЦУ такими же репрессивными методами. В июне-июле того же года он был основным свидетелем обвинения на Петроградском процессе , завершившемся казнью митр. Вениамина и 3 др. священномучеников. В авг. того же года К. стал настоятелем московского храма Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2458935.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010