Антоний (Павлинский), епископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский, с 29.08.1860 архиепископ с 08.04.1862 по 17.06.1866 архиепископ Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьёв), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 08.03.1876 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиепископ Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 06.03.1882 16.04.1885 Палладий (Ганкевич), архиепископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое; 13.01.1893 бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года. Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), епископ рукоположен с 08.07.1834 по 5.10.1840 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года. Кафедра в Остроге, а в 1873 году перенесена в Кременец Имена Сведения бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 епископ Могилёвский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский), епископ рукоположен с 25.03.1845 17.04.1871 Иустин (Охотин), епископ рукоположен с 5.08.1871 по 13.04.1879 епископ Харьковский и Ахтырский рукоположен с 13.05.1879 по 06.10.1882 епископ Могилёвский и Мстиславский Израиль (Никулицкий), епископ бывший епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 08.01.1883 по 25.10.1883 епископ Вологодский и Великоустюжский; 23.04.1894 Александр (Закке-Заккис), епископ рукоположен с 21.11.1883 по 03.06.1890 епископ Архангельский и Холмогорский; 18.07.1899 Антоний (Флоренсов), епископ рукоположен с 12.08.1890 по 30.04.1894 епископ Вологодский и Тотемский; 20.02.1918 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже Воронежская 16 С 1682 года Имена Сведения Митрофан, епископ, свт. рукоположен с 02.04.1682 по 1700 переименован епископ Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С Высочайшего соизволения М. был вызван для присутствия в Синоде с 17 июня 1910 по 26 мая 1911 г. В зале заседания 15 янв. 1911 г. он участвовал в наречении архим. св. Сильвестра (Ольшевского) во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 14 мая 1911 г. в С.-Петербурге М. был возведен в сан архиепископа. Как член Синода он подписал послание Синода об открытии 4 сент. 1911 г. мощей свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского. Во время пребывания в С.-Петербурге жил на Ярославском синодальном подворье на Николаевской набережной. М. тяжело заболел и, разбираясь в медицине, сам себе поставил диагноз - онкология. В дальнейшем почти не предпринимал усилий к лечению, хотя и ездил на обследование в С.-Петербург. Своему врачу говорил: «Если Воля Божия наперекор всем вашим человеческим стараниям неукоснительно направляет меня к смерти, я считаю даже грехом для себя отстаивать свою жизнь» ( Зданович. 1912. С. 7). В связи с болезнью архиерея, а также учитывая трудности в управлении обширной (1478 церквей и часовен) епархией, по просьбе М. была учреждена кафедра викарного Слуцкого епископа. 23 февр. 1912 г. имп. Николай II подписал ходатайство Синода, в к-ром М. просил Синод назначить ему викарием миссионера Новгородской епархии архим. сщмч. Варсонофия (Лебедева), известного ему «с наилучшей стороны во всех отношениях». Однако епископом Слуцким был определен ректор (с 1907) Литовской ДС архим. сщмч. Иоанн (Поммер) , хиротония к-рого состоялась 11 марта 1912 г. в Александро-Невской лавре. Еп. Иоанн прибыл в Минск 15 марта 1912 г., был представлен М. и поселился в Свято-Духовом мон-ре. На Пасху 1912 г. М. последний раз совершил богослужение. Последние месяцы почти никого не принимал. Несмотря на физические страдания, не прекращал работать и готовил дела для передачи преемнику. В завещании оставил указания о помощи нуждавшимся. 30 и 31 мая в кафедральном соборе были отслужены заупокойные литургии, к-рые возглавили архиеп. Литовский и Виленский св. Агафангел (Преображенский) и св. Иоанн (Поммер). М. был погребен в левом приделе во имя прп. Варлаама, игум. Печерского, архиерейской Крестовой Покровской ц., рядом с могилами Минских и Туровских епископов Варлаама (Чернявского) и Симеона (Линькова), под медной плитой (церковь уничтожена в 1934). Несмотря на прошение клириков и мирян определить еп. Иоанна преемником почившего архиерея, назначение не состоялось: самому молодому епископу в России не доверили окормлять одну из старейших епархий.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

Решением Синода Белорусской Православной Церкви (БПЦ) от 4 июня 2010 г. назначен председателем Издательского совета Белорусского экзархата. 26 июня 2014 г. назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя Церковного суда Белорусского экзархата. Решением Синода Русской Православной Церкви от 23 окт. 2014 г. назначен на Борисовскую и Марьиногорскую кафедру. Решением Синода БПЦ от 19 нояб. 2014 г. введен в состав Синода Белорусского экзархата с правом голоса. 3 июня 2015 г. по решению Синода БПЦ выведен из состава Церковного суда, освобожден от должности наместника Благовещенского Ляденского монастыря Минской епархии и председателя Издательского совета Белорусского экзархата. 25 авг. 2020 г. назначен митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси, с сохранением временного управления Борисовской епархией. 6 сент. 2020 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Синода БПЦ от 29 сент. 2020 г. освобожден от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата. С июня 2021 г. по июнь 2022 г., с 13 октября 2022 г. временно управляет Слуцкой и Слигорской епархией. Награжден орденом прп. Серафима Саровского 3-й степени (2018), орденом Креста прп. Евфросинии Полоцкой (БПЦ, 2013); орденом свт. Кирилла Туровского 2-й степени (БПЦ, 2009). Лит. Наречение и хиротония архим. Вениамина (Тупеко) викарием Минской епархии с титулом Борисовский//ЖМП. 2010. 4. С. 46-49. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2708367.html

В февр. 1928 г. об отказе признавать за митр. Сергием и его Синодом право на высшее управление Церковью заявили архиереи Ярославской епархии, возглавляемые митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) . Позднее, в мае того же года, Ярославский митр. Агафангел и его викарии пояснили, что принципиально власть митр. Сергия как заместителя не отрицают, но оговорились: «Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем» (Акты свт. Тихона. С. 610). Под этими смущающими совесть распоряжениями в первую очередь имелся в виду указ митр. Сергия о поминовении за богослужением. В итоге вплоть до кончины митр. Агафангела в окт. 1928 г. Ярославская епархия оставалась «непоминающей». В мае 1929 г. с заявлением о невозможности признания для себя обязательными распоряжений, издаваемых митр. Сергием с участием его Синода, выступил один из самых авторитетных иерархов РПЦ - митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), к-рого поддержал ряд епископов, таких как Дамаскин (Цедрик), епископы священноисповедники Ковровский Афанасий (Сахаров) и Кинешемский Василий (Преображенский) . Политику митр. Сергия осудил и патриарший местоблюститель митр. Петр. В дек. 1929 г. он призвал своего заместителя «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшую в ней раздоры и разделения и омрачившую репутацию ее предстоятелей» (Там же. С. 681). Всего же от митр. Сергия в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. в пределах СССР отошло ок. 40 правосл. иерархов. С этой цифрой сопоставимо число порвавших связь с Московской Патриархией рус. зарубежных архиереев, из к-рых лишь единицы сохранили каноническое общение с заместителем местоблюстителя. Степень неприятия политики митр. Сергия и оценка меры экклезиологической поврежденности сергианства в кругах правой церковной оппозиции были различными. Наиболее радикальные оппозиционеры, как, напр., еп. Виктор (Островидов), прямо заявляли о безблагодатности сергианских священнодействий наравне с обновленческими.

http://pravenc.ru/text/2565044.html

Владимира (первенствующий член Синода), архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого) , Литовского свт. Тихона (Белавина) , Гродненского Михаила (Ермакова) , Нижегородского сщмч. Иоакима (Левицкого) , Черниговского сщмч. Василия (Богоявленского) , протопресвитеров Александра Дернова и Георгия Шавельского с оставлением на летнюю сессию Синода Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) и вызовом для присутствия в Синоде экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) , Ярославского архиеп. сщмч. Агафангела (Преображенского) , Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) , Самарского еп. Михаила (Богданова) , протопр. Успенского собора Московского Кремля Николая Любимова, прот. Александра Рождественского , членов Государственной думы прот. Александра Смирнова и прот. Феодора Филоненко (ЦВед. 1917. 16-17. С. 83). Уволенные члены Синода направили Временному правительству протест против этого акта, в к-ром признали такой способ формирования Синода не соответствующим каноническим требованиям. От их имени Киевский митр. Владимир обратился с письмом к председателю Временного правительства кн. Г. Е. Львову с просьбой прекратить произвольные увольнения и назначения членов Синода. Однако правительство не отреагировало на это заявление, и 26 апр. члены нового состава Синода собрались на 1-е заседание. Вместе с тем Временное правительство официально заявляло о своем невмешательстве в церковную жизнь. Так, 16 мая Львов указывал губ. комиссарам, что церковная жизнь определяется лишь церковными законами, часто практикуемое вмешательство в нее местных властей является недопустимым и противозаконным. Правительство также пыталось приостановить натиск на церковно-монастырскую собственность со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов и др. светских орг-ций. Вопрос о возможном отделении Церкви от гос-ва в России активно обсуждался в обществе. Весной и в начале лета он поднимался на нек-рых съездах духовенства и мирян в Воронежской, Тверской, Орловской и др. губерниях. Большая часть духовенства придерживалась следующей позиции: «Православная Церковь не может быть отделена от государства, но должна быть свободна от всякого влияния на нее гражданского управления и управляться только церковными законами.

http://pravenc.ru/text/155432.html

Уполномоченный ОГПУ Соснин, в прошлом послушник Коряжемского Николаевского мон-ря Вологодской епархии, зная о намерении властей арестовать И., посоветовал ему выехать на какое-то время в отдаленный район губернии и не являться по вызову в Вел. Устюг. Той же ночью владыка покинул город и в течение полугода скрывался от властей в деревнях на территории Кумбисерского сельсовета Никольского р-на (в 15 км от Никольска). Уполномоченный ОГПУ, знавший о местопребывании архиерея, информировал губотдел ОГПУ, что епископ скрывается неизвестно где, и демонстративно занимался его «розыском». Крестьяне организовали массовый сбор подписей под обращениями к власти «об оставлении Иерофея в Никольске», с к-рыми неск. раз ездили в Москву. Между тем владыка продолжал управлять церковными делами: принимал особо доверенных лиц, проводил тайные богослужения, совершал рукоположения и монашеские постриги. В сент. 1927 г. И. разослал по епархии текст «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). Его отношение к «Декларации» было крайне негативным. По нек-рым данным, И. обратился к митр. Сергию с письмом, убеждая его отказаться от компромисса с властями, после чего был уволен на покой. И. было позволено «служение только в одном храме и известном месте исключительно для себя» (Акты свт. Тихона. С. 607). В окт. 1927 г. верующие привезли из Москвы документы, разрешающие владыке служение в Казанской ц. Никольска. Нек-рое время И. не мог четко определиться в отношении к деятельности митр. Сергия, однако позиция части духовенства и мирян Великоустюжской епархии, не согласных с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, укрепила И. в решимости противостоять действиям митр. Сергия. 4 нояб. 1927 г. И. вернулся в Никольск. Он продолжал управлять Никольским вик-ством, ездил по епархии и открыто заявлял в проповедях и беседах с верующими о том, что не приемлет деятельность митр. Сергия, направленную на компромисс с советской властью, оценивает его политику как своего рода новое обновленчество. И. установил связь с др. оппозиционными митр. Сергию архиереями, неоднократно направлял с поручениями людей к Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому) и митр. бывш. Ленинградскому Иосифу (Петровых) .

http://pravenc.ru/text/293760.html

В 1894 г. власти г. Данилова предоставили общине землю, в кон. XIX - нач. XX в. благотворителями Д. м. являлись петербургский предприниматель Д. С. Бочагов, даниловский купец А. Н. Масаинов, вдова купца И. В. Ворохобина и др. На их средства в 1894 г. в местности Горушка были построены 16-келейный деревянный корпус с шатровой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, 2-этажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор с коровником и конюшней. Освящение храма и построек обители совершил 13 авг. 1894 г. Ярославский архиеп. Ионафан (Руднев). В 1901-1908, 1915-1918 гг. по проекту петербургского архит. В. А. Косякова в Д. м. был возведен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского. 16 сент. 1918 г. собор был освящен Патриархом св. Тихоном в сослужении Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) . Настоятелем собора, в котором начались регулярные богослужения, стал свящ. Захарий Бенедиктов. Вероятно, ок. 1918 г. домовый Казанский храм был переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца. Величественный храм, построенный в русско-визант. стиле, является авторским повторением проекта ц. Успения Пресв. Богородицы (подворья Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ) в С.-Петербурге (1895-1900) с незначительными изменениями в оформлении апсид и входов. В кубическом объеме собора конструктивно выделены центральные прясла фасадов, имеющие позакомарное покрытие; с востока примыкают 3 апсиды, с запада - притвор, равный по ширине храму, увенчанному 5 главами на барабанах (центральный - световой). Основной объем здания декорирован в стиле узорочья XVII в.: ряды ширинок подчеркивают конструктивное членение постройки, широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы; полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными завершениями; ряды кокошников украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга идентичные друг другу крыльца с висячими гирьками в середине проемов. В отличие от основного объема храма его апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и аркатурными поясами в визант. стиле. При постройке Казанского собора, как и в ц. Успения в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся арок с большим пролетом, что позволило исключить установку столбов в интерьере, сохранив единое обширное пространство храма.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 3153, 9559, 9953. Лит.: Справ. кн. по Томской епархии за 1898-1899 г. Томск, 1900. С. 254; Справ. кн. по Томской епархии за 1909-1910 г.: С доп. и изм. в личном составе священно-церковно-служителей. Томск, 1911. С. 102; Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. 64; Цыпин. История РЦ. С. 752; Акты свт. Тихона. С. 982; Гришаев В. Крестный путь еп. Бийского Никиты//Алтайская Миссия: Из мат-лов 3-х Св.-Макариевских чт. на Алтае. 2003. 10-12. С. 31-37; Мат-лы к жизнеописанию сщмч. Никиты (Прибыткова)/Сост.: Ю. А. Крейдун. Барнаул, 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров (Вятка), 2004. Кн. 2. С. 37-38. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Гаврилович Гаврилов (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Павлушков (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565372.html

Арх.: ГА Ярославской обл. Ф. Р-36987. Оп. 2. Д. С-11916; Архив ПСТБИ. Ф. еп. Афанасия (Сахарова). Д. 41. С. 29-30. Д. 43. С. 122. Лит.: Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. М., 2000. С. 54, 188, 355, 373, 383, 445, 638; Мухтаров Е. Возвращение Иоакима//Труд. 2002. 104, 20 июня. И. Г. Менькова Рубрики: Ключевые слова: ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)

http://pravenc.ru/text/164227.html

В сент. 2009 г. указом Патриарха Московского и вся Руси Кирилла В. назначен временно управляющим Пензенской епархией. 31 мая 2010 г. решением Свящ. Синода утвержден правящим епископом Пензенским и Кузнецким с освобождением от обязанностей наместника Николо—Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Решением Свящ. Синода от 6 октября 2010 г. В. назначен ректором Пензенской духовной семинарии. 27-28 декабря 2011 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Пензенской обл. 26 июля 2012 г. назначен главой новообразованной Пензенской митрополии . C 26 июля 2012 г. по 19 авг. 2013 г. был временно управляющим Сердобской епархией. 1 авг. 2012 г. возведён в сан митрополита. 25 дек. 2013 г. переведён на Рязанскую кафедру и назначен главой Рязанской митрополии. 19 марта 2014 г. утверждён в должности священноархимандрита Троицкого мужского монастыря города Рязани. 30 мая того же года назначен также временно управляющим Скопинской епархией. 22 окт. 2015 г. переведён на Оренбургскую кафедру, на должность главы Оренбургской митрополии. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. утвержден в должности священноархимандрита Димитриевского мужского монастыря г. Оренбурга. С дек. 2017 г. по март 2018 г. временно исполнял обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии. В. награжден орденами св. Владимира 3-й (1980) и 2-й степени (1988), св. Даниила Московского 2-й степени (2000), свт. Иннокентия, митр. Московского 2-й степени (2013). Лит.: Наречение и хиротония архим. Вениамина (Зарицкого) во еп. Люберецкого, викария Московской епархии//ЖМП. 2003. 8. С. 18-24; Еп. Люберецкий Вениамин//ЦВ. М., 2003. 15 (268). С. 10. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/150293.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010