Архиепископ Полтавский Парфений (Левицкий) Символично, что категорически отказались признавать решение октябрьского киевского собора УАПЦ(Л) такие сторонники украинского автокефального движения, как епископ Агапит (Вишневский), епископ Антонин (Грановский) и архиепископ Парфений (Левицкий). Последний, занимая Полтавскую кафедру, был духовным лидером украинского церковного движения на Полтавщине и считался идейным вдохновителем возрождения Украинской Церкви. И если еще в 1920-м г. он согласился предоставить канонический приют под своим омофором прот. В. Липковскому и его сторонникам, и даже дал предварительное согласие быть предстоятелем Украинской автокефальной Церкви, то уже в 1921-м г., поближе познакомившись с социалистическо-протестантскими и радикально-реформаторскими идеями этого течения, всячески стал открещиваться от них. Он так и не признал новообразованную УАПЦ(Л) – Липковского. Причины этого были чисто идейные, канонические и экклезиологические. Последовательный украинофил, он в то же время в церковно-канонических вопросах оставался так же последовательным консерватором и традиционалистом. Его ближайший ученик и помощник – о. Феофил Булдовский – так же не признал УАПЦ (Л) и через полтора года (в январе 1923) получил каноническое рукоположение во епископа Лубенского и Миргородского, а в 1925-м г. принял участие в создании альтернативной к «липковщине» т.н. «соборно-епископской» УАПЦ (т.н. «лубенский синод» или УАПЦ(Б) – Булдовского). На первых порах возглавил ее один из старых лидеров украинского автокефального движения священник Павел Погорилко, которого ВПЦР УАПЦ одним из первых выдвигала кандидатом в епископы. Не признав самосвятских рукоположений, он в январе 1923 г. получил епископскую хиротонию от бывшего канонического епископа Антонина (Грановского). К этому течению также присоединились бывшие канонические епископы Иоанникий (Соколовский) Екатеринославский, Сергий (Лабунцов) Прилуцкий и Сергий (Иваницкий) Сновский. С 1926 г. эту «соборно-епископскую» УАПЦ (Б) в сане митрополита окончательно возглавил уже упоминавшийся Феофил (Булдовский), который впоследствии, в 1942-м г., обьъединился с УАПЦ(П) митр. Поликарпа (Сикорского).

http://pravoslavie.ru/121776.html

Она зафиксирована в его «Благословенной грамоте», преподнесённой государю императору Николаю II 21 февраля 1913 г. — во время торжеств по случаю 300-летия царствования Династии Романовых. В ней говорилось: «Царское служение Боговенчанных Царей наших из благословенного Дома Романовых было великим подвигом любви к родному народу и к родной матери Церкви за послушание единому Богу. Благодать Божия, снисходившая на Их венчанные главы в таинстве священного миропомазания (sic! — М.Б.), и непоколебимая вера и любовь к родной Церкви одушевляли Их и давали Им силы к несению Их тяжкого царственного креста». Под этими словами подписались члены Св. синода: митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский), архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский), Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископы Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), Омский и Павлодарский Владимир (Путята), Никон (Рождественский) — бывший Вологодский и Тотемский. С несколько иной стороны о царском миропомазании говорилось в учительных книгах РПЦ: например — в «Настольной книге для священно- церковно- служителей», изданной в 1913 г. В ней значилось: «Это миропомазание не есть особое таинство или повторение миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином после крещения (подобно тому, как, например, хиротония во епископа не есть повторение предшествующей ей хиротонии во священника), а лишь особый вид или высшая степень таинства миропомазания (sic! — М.Б.), в которой, в виду особенного назначения православного государя в мире и Церкви, ему сообщаются особенные высшие благодатные дары царственной мудрости и силы. Совершаемое в нашей Церкви царское миропомазание бывает во время литургии, после причащения священнослужителей, пред открытыми царскими вратами». Почти дословно эти же слова воспроизведены и в фундаментальном энциклопедическом издании конца XIX в.

http://bogoslov.ru/article/412404

1719 июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [ Церковь ] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 297. Л. 116. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. 330 На съезде присутствовало 67 священников (из них 14 человек – благочинные), 11 дьяконов и 3 псаломщика (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917 1314. Отдел неорич. С. 439441). 331 Названия постановлений приводятся в программе съезда, см: «Ставропольские епарх. ведомости» (1917. 1314. Отдел неофиц. С. 396401). 334 На собрании присутствовало более 500 человек, включая и епархиального архиерея – епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) (Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749). 335 Сбор средств на памятник начался в 1912 году. Средства собирались как от церквей, так и лично от каждого клирика епархии, а также от кружечных сборов. Отчисления были назначены следующие: от церквей – по 35 рублей и больше, от священников – от 2 до 3 рублей, от дьяконов – от 50 коп. до 2 рублей, от псаломщиков – от 25 коп. до рубля в год. К 1 апреля 1917г. сумма на «памятник царствования Романовых», хранившаяся в Екатеринославском Городском Общественном банке, достигла 76 тыс. 387 рублей 40 коп. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 22. Л. 124125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно здесь чудесным образом были вновь обретены в 1991 г. святые мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. захвата Киева петлюровцами в декабре 1918 г. были арестованы находившиеся там митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий. Петлюровцы передали узников в руки польских властей, и только через посредство стран Антанты эти архиереи были освобождены и переправлены на юг России, занятый белыми армиями.    Петлюровская директория, объявив об отмене постановления Всероссийского церковного Собора об автономии, провозгласила Украинскую Церковь автокефальной. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония. После прихода в Киев Красной Армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой армией, и лишенный сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г., клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В. М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал настойчиво внушать церковной общественности мысль о возможности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными или невежественными ссылками на примеры епископских хиротоний в древней Александрийской Церкви.    Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом в 1921 г., с 28 августа проводит в Киеве непрерывные заседания Собора епископов Украины, в которых участвовали епископы Уманский Димитрий (Вербицкий), Черкасский Николай (Браиловский), Лубенский Григорий (Лисовский). Церковная рада по настоянию более умеренных деятелей обратилась к Собору с требованием экстерриториальности для своих епископов. Получив отказ, предводители рады направили двух священников Павла Погорилко и Степана Орлика в Грузию для переговоров о даровании раде епископов. По пути посланники сделали остановки в Полтаве и Симферополе, у епископов Парфения (Левицкого) и Агапита. Но до Грузии они так и не добрались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В годы Гражданской войны на Юге России возглавлял правую организацию «Союз русских национальных общин», входил в правление другой правой организации – «Совета государственного объединения России». В эмиграции в Югославии – председатель русской колонии в Пангеве. В 1921 г. – член Всезаграничного Церковного Собора. Преподавал в Сараевской семинарии. Умер в Сараево.   Розанов Николай Федорович , протоиерей – участник организационного собрания по подготовке к Собору. Председатель Кубанского миссионерского совета, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Екатеринодара, член института особых делегатов при Совете духовенства Кубанской области, учредитель и председатель Кубанского во имя Спасителя трудового союза христиан-трезвенников. Главный организатор епархиальных крестных ходов, проходивших в 1919 г. Проводил публичные диспуты с протестантами в Ейске, Темрюке, Майкопе, Баталпашинске, Екатеринодаре. Организатор миссионерских курсов для мирян в станице Крымской в 1919 г. Проводил в Екатеринодарском народном доме религиозно-нравственные собеседования и читал лекции на религиозные темы. 270 Составитель Ю. А. Бирюкова 271   213 К пятилетию архипастырского служения преосвященнейшего Агапита. Екатеринослав, 1916; Наша мысль. 1919. 1 декабря. 52; Великая Россия. 1919. 2 декабря. 359; Родзянко М. Крушение империи. М., 1927. С. 66, 80–82; Цыпнн В., прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. Т. 1. С. 227; Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim мiж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. И (113); Кандель Ф. Евреи России. Времена и события. М., 2014. С. 692; Краткий очерк положения, сложившегося в Российской Церкви к 1923–1924 гг. – URL: http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt (Дата обращения: 12.03.2014). 217 Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012. С. 78. 220 Там же. С. 69–71; Процесс причта и церковного совета Покровской церкви//Советский Юг. 1922. 123. 1 июня; Суд над еп. Арсением//Трудовой Дон. 1922. 324–329. 23–30 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

перешел в обновленческий раскол. 14(27).01.1922 г. уволен на покой. Вскоре принес покаяние и был принят в общение с Церковью. В ноябре 1922 г. был арестован ГПУ. Скончался в Екатеринославе. Подробнее о нем см.: Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский) – архиепископ//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 227.) (...2-го апреля убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин...в Мариинском дворце... – Сипягин Дмитрий Сергеевич (05.03.(08.09?) 1853–02.04.1902) – дворянин, министр внутренних дел. Родился в Киеве. Окончил юридический факультет ИСПбУ кандидатом (1874); назначен на службу в Департамент общих дел Министерства внутренних дел (МВД). В 1878 г. избрани утвержден кандидатом на должность предводителя дворянства Волоколамского уезда на 1878–1881 гг. В 1880 г. уволен по прошению от службы по МВД.В 1881–1887 гг. предводитель дворянства Волоколамского уезда, почетный мировой судья по Волоколамскому уезду. С 1885 г. камергер Двора Е. И. В.С 06.03.1886 г. харьковский вице-губернатор. С 31.03.1888 г. – и. д. курляндского губернатора, 01.01.1890 г. утвержден в должности губернатора. С 20.12.1891 г. московский губернатор (с оставлением придворного звания). С 31.05.1893 г. товарищ министра государственных имуществ. С 01.01.1894 г.товарищ министра внутренних дел. С 06.12.1894 г. егермейстер Двора Е. И. В.23.03.1895 г. главноуправляющий Канцелярией Е. И. В. по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых. С 20.10.1899 г. управляющий МВД. С 26.02.1900 г. министр внутренних дел. 02.04.1902 г. в Мариинском дворце был смертельно ранен членом боевой организации партии эсеров С.В. Балмашевым. Переодетый в адъютанта, Балмашев приехал в Мариинский дворецс расчетом, чтобы встретить министра в вестибюле. Вручая Сипягину пакет якобы от Великого князя Сергея Александровича, из Москвы, Балмашев выстрелил в него. Подробнее о Д.С. Сипягине см.: Шереметев С.Д. Д.С. Сипягин. М., 1902; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи: Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917. СПб., 2001. С. 596–598. Мариинский дворец построен в 1839–1844 гг. в С.-Петербурге архитектором А.И. Штакеншнейдером. Назван Мариинским в честь первой владелицы дворца дочери Императора Николая I, Великой княгини Марии Николаевны. В 1884 г. дворец куплен в казну, в нем разместились Государственный совет, Государственная канцелярия, Кабинет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя, позднее Совет министров. В 1906–1907 гг. перестроен архитектором Л.Н. Бенуа для заседаний Государственного совета. См.: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. М., 1992.С. 363–364; Курбатов В.Я. Петербург. СПб., 1993. С. 150–151.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ректор Симбирской ДС. С 1893 г. наместник Киево-Печерской Лавры. 02.06.1896 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 16.03.1902 г. епископ Псковский и Порховский. 05.12.1903 г. возведенв сан архиепископа, назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1989. Т. 6. С. 133. Агапит (Вишневский Антоний Иосифович, 16.07.1867–1925(6?)) – архиепископ Екатеринославский и Мариупольский. Родился в семье диакона Волынской губернии. ОкончилВолынскую ДС (1888). Служил псаломщиком в Троицкой церкви с. Дидковичи Овручского уезда Волынской губернии, 19.11.1889 г. рукоположенво диакона. 21.11.1889 г. рукоположен во иерея к церкви с. Бехи Овручскогоуезда. 29.05.1891 г. овдовел. 10.08.1895 г. принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1896). С 02.10.1896 г. инспектор Полтавской ДС. С июля 1898 г. ректор Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. С 01.04.1902 г. настоятельМихаиловского Златоверхого монастыря в Киеве. 07.04.1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, 3-го викарияКиевской епархии. С 03.01.1908 г. епископ Чигиринский, 1-й викарий Киевской епархии. С 16.09.1908 г. епископ Владикавказкий и Моздокский. С 04.10.1911 г. епископ Екатеринославский и Мариупольский. В 1917–1918 гг.член Поместного Собора Православной Российской Церкви. 05.05.1918 г.возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г.возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Святейшего патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и митрополита Киевского Антония (Храповицкого) , за что был запрещен в служении Юго-Восточным Временным высшим церковным управлением (ВВЦУ) под председательством митрополита Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впоследствии вернулся к управлению Екатеринославской епархией. В октябре 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1-е апреля. Понедельник. Получил письмо от профессоров Киевской академии 98 . Пишут, что злобою дня – проводы епископа Уманского Сергия (Ланина) в Псков и назначение вместо него какого-то Агапита (Вишневского) 99 , кончившего курс Киевской академии только в 1896 году, и притом еле-еле, «безграмотного» ([по словам] Дмитриевского). Я полагал бы, что Киев и Златоверхий монастырь заслуживали бы незаурядного архиерея 100 . Вообще, я начинаю убеждаться, что не Дух Святый назначает епископов на кафедры.../ 2–23-е апреля. В течение этого времени многое случилось, что может быть занесено в эту «памятку». Прежде всего, 2-го апреля убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Убийство произошло в вестибюле Комитета министров, в Мариинском дворце 101 , около двух часов дня, куда министр приехал на засе­дание, и совершено военным в адъютантской форме, прибывшим сюда за четверть часа в шикарной карете. Выпущено четыре пули, из них две смертельных в министра, а две – в защищавшего его лакея, который и ранен. Через час министр скончался, исповедавшись и приобщившись Святых Тайн. В газетах сообщается о последних трогательных минутах его жизни, что он желал видеть Государя и пожелал ему и России благоденствия. В «BerlinerTagblatt» 102 и вообще в заграничных газетах, враждебных большею частию России, не особенно лестные отзывы о почившем. Ему там приписываются последние предсмертные слова: «Зачем меня убили? Я действовал только по внушению высших». Комментируя эти слова, «BerlinerTagblatt» говорит, что тут разумеется Победоносцев, который-де захватил в свои руки бразды правления, и что русский Царь может спасти отечество, освободившись от уз Победоносцева. Конечно, это вздор. Но если принять во внимание, что из числа трех министров, намеченных к убийству революционерами еще в прошлом году, два – Боголепов и Сипягин – пали уже от рук убийц, а остается еще К.П. Победоносцев 103 , то невольно является опасение, как бы и этот великий старец не подвергся участи их. Положим, это славная смерть – умереть на своем посту, но какую страшную смуту производят такие явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Архив Пн Годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви молитвенно отпраздновали в Киево-Печерской лавре 17 августа 2015 г. 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/4198506.ht...

Германское влияние на Украине длилось всего несколько месяцев – союзники разгромили Германию без участия России. Уход оккупационных войск означал и окончание власти гетмана Скоропадского. В декабре 1918 г. Киев был взят войсками «Украинской директории» В. К. Винниченко и С. В. Петлюры. «Директория» провозгласила Украинскую Церковь независимой, а наиболее активные сторонники единства с Российской Церковью, митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий, были арестованы и переданы польским властям. Несколько месяцев иерархи провели под арестом в униатском монастыре. Тем временем в Киеве был организован самочинный Синод во главе с епископом Агапитом (Вишневским). Поминовение патриарха Тихона и митрополита Антония было запрещено. Однако вскоре ситуация вновь изменилась – петлюровцы были изгнаны из Киева, а епископ Агапит принес покаяние в раскольничьей деятельности. В течение нескольких месяцев 1919 г. Украина находилась под контролем Вооруженных сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина. В этот период Церковью на Украине управлял митрополит Антоний (Храповицкий) . Осенью 1919 г. Красная армия заняла Киев, а в начале 1920 г. контролировала уже большую часть Украины. В 1920 г. во время оккупации Киева польскими войсками была создана новая Всеукраинская церковная рада, провозгласившая автокефалию. Однако и эта авантюра успехом не увенчалась. В 1921 г. патриарх Тихон назначил экзархом Украины митрополита Гродненского Михаила (Ермакова), выступавшего против независимости Украинской Церкви. Автокефалисты пытались привлечь митрополита на свою сторону, но безуспешно. Не удалось самочинникам получить архиереев и от Грузинской Церкви. Отчаявшись привлечь на свою сторону кого-либо из иерархов, автокефалисты во главе с профессором В. М. Чеховским пошли на беспрецедентное в церковной истории деяние – поставление «архиерея» без участия епископов. Чеховской утверждал, что главу Александрийской Церкви в древности рукополагали пресвитеры, помимо прочего возлагая на него десницу Иоанна Крестителя. Хотя эти аргументы были крайне несерьезны (александрийские пресвитеры лишь выбирали архиепископа, а не рукополагали его, возложение десницы Предтечи было лишь благочестивой традицией), националистические предрассудки автокефалистов перевесили и здравый смысл, и православное учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010