Тем более не могли быть принятыми при присоединении к канонической Церкви в сущем сане лица, считавшиеся священнослужителями в самосвятском расколе, рождение которого связано с политическим сепаратизмом на Украине. Петлюровская директория объявила об отмене постановления Всероссийского Поместного Собора об автономии Украинской церкви и провозгласила ее автокефалию. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония (Храповицкого). После прихода в Киев Красной армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г. клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В.М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал пропагандировать идею о каноничности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными ссылками на примеры мнимых епископских хиротоний собором пресвитеров в древней Александрийской Церкви. Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом Украины в 1921 г., тщетно пытался убедить автокефалистов остаться в лоне канонической Церкви. 10 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева состоялось действо, небывалое в истории Православной Церкви: изверженный из пресвитерского сана Нестор Шараевский посвящает в «митрополита всея Украины» лишенного сана бывшего священника Василия Липковского.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Arhiva Aniversarea intronizrii Întâistttorului Bisericii Ortodoxe din Ucraina a fost srbtorit în rugciune în lavra Pecerska din Kiev 17 august 2015 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4198725...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Черновцы 1 октября 2011 г. 21:00 Вечером 1 октября 2011 года после посещения Черновицкого епархиального управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Свято-Духов кафедральный собор г. Черновцы, где совершил всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; Черновицкий и Буковинский Онуфрий ; Тернопольский и Кременецкий Сергий ; Овручский и Коростенский Виссарион ; Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний ; Хустский и Виноградовский Марк ; Каменец-Подольский и Городокский Феодор ; Белоцерковский и Богуславский Митрофан , управляющий делами УПЦ; Почаевский Владимир , наместник Свято-Успенской Почаевской лавры ; Бориспольский Антоний , ректор Киевских духовных школ ; Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; епископы Мефодий (Петровцы) ; Северодонецкий и Старобельский Агапит ; Хотинский Мелетий ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нежинский и Прилукский Ириней ; Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон ; Сумской и Ахтырский Евлогий ; члены делегации, сопровождающей Его Святейшество, в священном сане; сонм духовенства. На богослужении присутствовали министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко, глава государственной областной администрации Черновицкой области М.Н. Папиев, и.о. главы областного совета Черновицкой области В.М. Манилич, заместитель председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещан, депутаты Верховной Рады Украины, представители областной и городской администрации. Храм не мог вместить всех молящихся, поэтому перед храмом был установлен экран, на котором транслировалось богослужение. По окончании всенощного бдения Святейшего Владыку приветствовал митрополит Онуфрий и преподнес Его Святейшеству икону Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1636495.ht...

1 января В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии: Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

III По инициативе главнокомандующего Добровольческой армией генерала А.И.Деникина, в канун решающих сражений Гражданской войны, в Ставрополе был созван Юго-Восточный церковный Собор, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Это Управление наделялось всей полнотой церковной власти – до момента восстановления связи с Патриархом Тихоном. В своей книге «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» Георгий Шавельский даёт много любопытных сведений о деятельности Добровольческой армии и о работе Церковного Управления. Вот, например, он открывает нам сцену, в которой личность владыки Димитрия запечатлена особенно яркими красками. ВВЦУ рассматривало дело архиепископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Антоний Иосифович Вишневский; 1867-1924). Главное обвинение против него состояло в том, что он «в декабре 1918 г. в полном облачении, окруженный духовенством, встречал въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру, своего ученика по Полтавской духовной семинарии, причем приветствовал его речью и троекратным лобызанием». Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), побывавший в петлюровской тюрьме, и Главнокомандующий потребовали суда над Агапитом. Далее Шавельский пишет: «Как ни защищал его товарищ по Академии и друг, архиеп. Димитрий (кн. Абашидзе), силившийся доказать неосновательность всех обвинений, В.В.Ц.У. поручило Кишиневскому архиепископу Анастасию произвести следствие. Архиеп. Анастасий не покривил душой. Произведенное им самым тщательным образом следствие представило полную картину самостийных похождений Екатеринославского архиепископа, пробиравшегося по взбаламученному морю Украинской жизни к Киевской митрополичьей кафедре». Для суда был созван архиерейский Собор. Шавельский продолжает: «Интересен заключительный момент этого Собора. Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших… «Ваше мнение?» – обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею.

http://pravoslavie.ru/37456.html

Цомая С.В., Вольский В.Ф. Новый Афон. – Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. – 61 с.; 4 л. ил. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский) – архиепископ Екатеринославский и Мариупольский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 227. Он же. Агафангел (Соловьев) – архиепископ Волынский и Житомир­ский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 238. Цыпин В. , прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский) – епископ, деятель обновленческого раскола//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 682–684. Чапнин С.В. Православная Москва: Справ, монастырей и храмов. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 480 с. Чернов В.В. Бенсон Р.М. – англиканский священник/ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 625–626. Чудиновская Е.Н. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке//Петряевские чтения – 98: (Тезисы докл. к чтениям). Киров-на- Вятке, 1998. С. 78–81. Шаляпин Ф.И. Летопись жизни и творчества: В 2 кн./Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988–1989. – Кн. 1–2. Он же. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. – Париж: Соврем, запи­ски, 1932. – 357 с., л. ил., портр. Он же. Страницы из моей жизни: Автобиография. – Л.: Прибой, 1927. – 256 с. Шаханов А.Н. Гражданские губернаторы Московской губернии (1709–1917)//Московский журнал. 2006. С. 36–44; С. 33–37. Шепелев Л.Е. Отмеченные историей: Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – 153 с. – (Страницы истории нашей Родины). Он же. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. – М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ-Дельта, 2004. – 420, с.: л. цв. ил., портр. ил., портр., табл. [Шереметев С.Д.] Д.С. Сипягин: [Некролог]. – М.: А.В. Васильев и К°, 1902. – 24 с. Шестаков А.И. Владимир (Раич Любомир) – епископ Рашко-Призренский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 658–659. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений: 1802–1917: Биобиблиогр. справ. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. – 830 с., табл. Шпанькова Т.Н. Сергиев Посад. Красюковка. – Сергиев Посад: Все для Вас – Подмосковье, 2007. – 118 с., с. ил., портр. – (Прогулки по любимо­му городу).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1902 году Волынская духовная семинария была перемещена из города Кременца в город Житомир, отъезд отца ректора был назначен на 1 сентября. «В этот же день с благословения преосвя­щенного Антония состоялись торжественные проводы главной святыни семинарской церкви – копии чудотворной Киево-Печерской иконы Божией Матери , – писал об этих событиях их участник, студент Киевской духовной академии Андрей Грисюк [d] . – Утром в бывшем семинарском храме отцом ректором семинарии была совершена Божественная литургия. В пять часов был назначен молебен перед упомянутой иконой и затем крестный ход с ней из семинарской церкви на вокзал. К этому вре­мени в церкви собрались крестные ходы из всех приходских церк­вей города Кременца. Семинарская церковь едва вмещала всех пожелавших проститься с семинарией. Отец ректор перед на­чалом молебна обратился к обитателям города Кременца с послед­ним, очень сердечным прощальным словом, в заключение которо­го он преподал им Божие благословение мира и предложил помолиться Небесной Царице и Заступнице человеческого рода. Затем перед святой иконой, поставленной посредине церкви в на­рочито устроенных носилках, был отслужен молебен отцом ректо­ром и всем городским духовенством с присоединением прошений из молебного чина отправляющимся в путешествие». После мо­лебна состоялся крестный ход на вокзал. В 1902 году архимандрит Амвросий, оставаясь ректором Во­лынской духовной семинарии, был назначен председателем Владимиро-Васильевского братства, в 1903 году – благочинным церквей мужского и женского духовных училищ и церковно-­учительской школы и председателем Волынского церковно-архе­ологического общества. 12 мая 1904 года он был назначен епископом Кременецким, вторым викарием Волынской епархии. Совершение хиротонии, состоявшейся 30 мая в городе Житомире, возглавил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий); вместе с ним служили епископы Волынский и Житомирский Антоний (Хра­повицкий), Уманский Агапит (Вишневский), Люблинский Евлогий (Георгиевский) и Новомиргородский Димитрий (Сперовский).

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине.    Вопрос о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского, князя Е. Н. Трубецкого, графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Запись трансляции Патриаршего богослужения в Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря 2 октября 2011 г. 21:15 2 октября 2011 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; Черновицкий и Буковинский Онуфрий ; Тернопольский и Кременецкий Сергий ; Овручский и Коростенский Виссарион ; Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний ; Хустский и Виноградовский Марк ; Каменец-Подольский и Городокский Феодор ; Львовский и Галицкий Августин ; Белоцерковский и Богуславский Митрофан , управляющий делами УПЦ; Почаевский Владимир , наместник Свято-Успенской Почаевской лавры ; Бориспольский Антоний , ректор Киевских духовных школ ; Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; Мукачевский и Ужгородский Феодор ; епископы Мефодий (Петровцы) ; Северодонецкий и Старобельский Агапит ; Хотинский Мелетий ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нежинский и Прилукский Ириней ; Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон ; Сумской и Ахтырский Евлогий ; наместник Вознесенской обители архимандрит Лонгин (Жар); члены делегации, сопровождающей Его Святейшество, в священном сане; сонм духовенства Украинской Православной Церкви и священнослужители из Румынии. Литургия совершалась на церковнославянском языке, отдельные возгласы возносились на румынском языке. Прямая трансляция богослужения осуществлялась украинским телеканалом «Глас» и телеканалами АР Крым, Черновицкой, Днепропетровской, Одесской, Херсонской и Хмельницкой областей. Литургию комментировали: на русском языке сотрудник Московской Патриархии, кандидат богословия Н.И. Державин, на украинском председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.

http://patriarchia.ru/db/text/1639549.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010