Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

22 мая 1879 г. начальством Кавказской епархии (Ставрополь) разрешено построить новую деревянную ограду вокруг церкви ст. Александро-Невской Кизлярского округа, на сумму, вырученную от аренды церковной земли. 12 мая 1884 г. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Александр Косьмич Осецкий) прибыл к вечеру в станицу Александроневскую, где имел ночлег. Ограда вокруг церкви этой станицы и церковная сторожка новые, но иконостас церкви ветх и требует замены новым. В память и ознаменование Священного Коронования Их Императорских Величеств мая День Священного Коронования Их Величеств (1896)] прихожане Троицкой церкви станицы Александро-Невской соорудили для храмовой иконы Святой Троицы серебряную ризу, стоимостью 529 руб. 5 коп. На докладе Синодального Обер-Прокурора о пожертвованиях во Владикавказской епархии 19 января 1897 г. Император написал: «Прочел с удовольствием». В апреле 1904 г., обозревая церкви Владикавказской епархии, станицу посетил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Филарет Алексеевич Синьковский). Протоиерей Г. Максимов, сопровождавший епископа, отметил: «церковь деревянная, не богатая… Ни пение народное, ни познания учеников не могли порадовать Владыку — все в небрежении и не имеет доброго руководителя». В июне 1908 г. икона Божьей Матери Моздокская следовала из Моздока в Кизляр и окрестности, в том числе побывала в станице Алексадроневской с ночлегом в ней. 9 мая 1910 г. в станице на ночлег останавливался епископ Владикавказский и Моздокский Агапит (Антоний Иосифович Вишневский). Священниками в Св.-Троицкой церкви станицы Александро-Невской служили: Никита Леонтьев Пещанский (1852 -?), Палладин Николай Егорович (1857 -?), Павел Глухарев (1884, награжден скуфьей), Михаил Касаевский (? – 29 дек. 1884), Василий Тимофеев (1885, умер), Димитрий Гранников (? – 1890), Александр Соломонов Жускаев (1890 - ?), Михайлов Иоанн (не позже 1895 — 10 дек. 1897), Громов Петр (5 янв. 1898 — 1909, уволен за штат 28 июля/16 авг. 1909), Гапоненко Михаил, выпускник Ардонской дух. семинарии (2 сент. 1909 – 13 сент. 1911), Касаевский Михаил Георгиевич (по др. данным, Гедгиевич), законоучитель станичного училища (13 сент. 1911 – ?).

http://sobory.ru/article/?object=61748

Митрополит Киевский Онуфрий возглавил крестный ход в Иосафатову долину в Винницкой епархии 16 августа 2017 г. 10:12 15 августа 2017 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил ежегодный крестный ход в Иосафатову долину, расположенную в Шаргородском районе Винницкой области, — к месту, где по преданию Пресвятая Богородица явилась простому крестьянину.   Многотысячное шествие началось от храма великомученика Димитрия Солунского в с. Голинченцы после молебна. Перед началом молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий освятил большой крест, иконы Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Как сообщает сайт Винницкой епархии, в крестном ходе участвовали десятки тысяч верующих, которые молились о мире на Украине, многие несли с собой кресты, чтобы установить их в долине. На месте явления Божией Матери в Иосафатовой долине Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Блаженству сослужили: митрополиты Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Винницкий и Барский Симеон , Почаевский Владимир , Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , Житомирский и Новоград-Волынский Никодим ; архиепископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон , Бучанский Пантелеимон ; епископы Бородянский Варсонофий , Фастовский Дамиан , Хотинский Вениамин , духовенство Украинской Православной Церкви. После чтения Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви произнес проповедь. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По завершении богослужения Блаженнейший митрополит Онуфрий освятил кресты, которые принесли с собой верующие. Иосафатова долина, «Долина крестов» — православная святыня Подолии, известная как место Явления Пресвятой Богородицы пастуху из села Голинченцы Якову Мысику. Летом 1923 года Яков увидел над источником Божию Матерь с Младенцем и на свой вопрос «Что мы делать должны?» услышал ответ: «Кресты ставьте, Христа славьте». В тот же день жители Голинченец установили в долине первый крест, вскоре местность вокруг источника была заполнена крестами: их несли из ближних сел, привозили с Кубани, Одессы, Бессарабии, Донбасса, Дальнего Востока и Забайкалья. Случаи исцелений в Иосафатовой долине привлекли к этому месту еще больше людей. Сообщается, что власть срезала кресты несколько раз, надеясь остановить поток паломников, ряд священников и мирян были преданы суду, а Яков Мысик был репрессирован и мученически погиб в Виннице. Возрождение Иосафатовой долины началось в 2000-х годах. Сейчас на ее территории находится более десяти тысяч крестов. По материалам официального сайта УПЦ и портала «Православная жизнь» Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4982904.ht...

50 Речь идет о магистерской диссертации протоиерея Корнилия Кекелидзе «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). 52 Имеется в виду: Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934) – выпускник (1895), профессор, ректор (1902–1907) КДА; епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1902–1907). В период своего пребывания ректором и викарием возглавлял КРПО. 53 Имеется в виду IV Миссионерский съезд, состоявшийся в Киеве в июле 1908 г. – крупнейший по количеству делегатов за всю историю миссионерских съездов в дореволюционной России (600 членов). 54 Добронравов Варнава Алексеевич (1848–1915) – доктор медицины, приват-доцент по акушерству и женским болезням медицинского факультета Киевского университета. 56 Это назначение не состоялось; 13 августа 1910 г. преосвященный Феодосий был назначен епископом Оренбургским и Тургайским. 57 Речь идет о защите 19 сентября 1908 г. протоиереем К. С. Кекелидзе магистерской диссертации «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). Официальными оппонентами выступали священники А. А. Глаголев  и Н. С. Гроссу (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 72–73). 58 Речь идет о богослужебном уставе, составленном на грузинском языке в XI в. деканом (в дальнейшем настоятелем) Иверского монастыря на Афоне преподобным Георгием Мтацмин- дели (Святогорцем). Протоиерей Корнилий представил в своей магистерской диссертации русский перевод этого памятника (см.: Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313, 483–506) 62 Агапит (Вишневский; 1867–1925/1926), с 1902 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с января 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с сентября 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский. 63 Преображенский Павел Григорьевич (1843–18.09.1911), протоиерей – выпускник КДА (1869), протоиерей Киево-Софийского кафедрального собора. 20 октября 1908 г. был пострижен в монашество с тем же именем, возведен в сан архимандрита и назначен управляющим киевского Златоверхого Михайловского монастыря с правами настоятеля; 26 октября 1908 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, первого викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Сумбур и убийство Собор в Киеве открывался поспешно, без должной подготовки (хотя и существовала Предсоборная рада), его первая сессия получилась сумбурной. Ей также суждено было стать весьма скоротечной. Открытие собора состоялось 7 января 1918 года в киевском Софийском соборе. Работу начинал торжественный молебен, почетным председателем был избран митрополит Владимир, а председателем (во втором туре) — викарий Киевской епархии епископ Балтский Пимен (Пегов, 1875–1937). Личным представителем патриарха Тихона на первой сессии собора был упомянутый выше митрополит Платон (Рождественский). К сожалению, необходимых историку подробностей заседаний первой сессии и текстов выступлений Всеукраинского собора нет, протоколы начального периода собора не сохранились. По итогам второй его сессии в 1918 году в типографии Киево-Печерской лавры была отпечатана брошюра «Краткая летопись первого всеукраинского церковного собора и его важнейшие постановления в январе и июне 1918 г.», по которой общий ход событий на соборе восстанавливается. После избрания председателей и президиума собор 11 января создал шесть рабочих комиссий: 1) «Урядовую», призванную заниматься вопросами высшего церковного управления в украинских пределах, под председательством митрополита Антония (Храповицкого), 2) По епархиальному управлению и приходскому вопросу во главе с архиепископом Агапитом (Вишневским), 3) Украинизации церкви, возглавлявшуюся архиепископом Евлогием (Георгиевским), 4) Учебную, руководимую епископом Каневским Василием (Богдашевским), 5) Экономическую во главе с епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) и 6) Личного состава, председатель — епископ Прилукский Феодор (Лебедев). Образован был и Хозяйственный отдел во главе с епископом Черкасским Назарием (Блиновым). Заседания собора проходили в основном в доме Киевского религиозно-просветительского общества на Большой Житомирской (сохранился в украинской столице поныне, кроме домовой церкви, отрезанной от здания в советский период). Пленарных заседаний в первую сессию прошло всего девять, в зале заседаний присутствовало до 300 человек. Финансировалась соборная работа на церковные средства. В основном решались организационные вопросы по устроению работы собора, зачитывались приветствия. Вопрос о самостоятельном существовании Украинской церкви был поднят извне, комиссаром по делам исповеданий правительства Центральной рады.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В период гетманата в Киеве при поддержке гос-ва начали активно создаваться православные братства (Кирилло-Мефодиевское, Покрова Пресв. Богородицы, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», благотворительное Братство белого креста и др.), деятельность к-рых в основном была направлена на украинизацию богослужения и достижение церковной автокефалии. Наиболее радикальным было Кирилло-Мефодиевское братство во главе с социалистом-федералистом С. П. Шелухиным (одним из его заместителей являлся прот. Александр Марычев). Члены братства предлагали обратиться к К-польскому патриарху с просьбой о даровании независимости Украинской Церкви. Украинское гос-во взяло курс на полное гособеспечение церковной деятельности, но выполнить этот план не смогло. 22 авг. 1918 г. Киевская консистория при поддержке Мин-ва исповеданий отказалась от перечисления средств на общецерковные нужды в Московскую Патриархию. Тогда же прекратилось финансирование Синодом К. е. 16 окт. прошел 1-й миссионерский съезд духовенства К. е., в тот же день митр. Антоний составил резолюцию о деятельности церковной рады. 28 окт. 1918 г. в Киеве открылась 3-я сессия Всеукраинского Собора, на которой говорилось о расширении границ К. е. в связи с включением в состав гетманата части уездов Минской и Курской губерний. Киевскому митрополиту подчинились викарные епископы: Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , Рыльский Аполлинарий (Кошевой) и Белгородский Никодим (Кононов), принявшие участие в Соборе. К этому времени в К. е. числилось 82 благочиннических округа, 1478 самостоятельных приходских и 29 приписных храмов. В сер. дек. 1918 г., после отречения от власти Скоропадского и установления власти Директории Украинской народной республики (УНР) во главе с С. В. Петлюрой, церковно-гос. отношения обострились. Украинское гос-во пыталось взять Церковь под полный контроль. 15 (по др. данным, 18) дек. 1918 г. был арестован Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий), 21 (по др. данным, 30) дек. арестовали еп. Никодима (Кроткова). Вскоре их отправили в ссылку в базилианский Бучачский мон-рь в Галиции (их освобождение произошло в авг. 1919, после протестов со стороны правительств Антанты). Перестали действовать Высший церковный совет УПЦ и образованный 7 дек. 1918 г. Собор епископов Украины. Перед арестом митр. Антоний издал указ о том, что в случае его смерти обязанности Киевского митрополита до решения Собора переходят к Херсонскому митр. Платону (Рождественскому). Однако митр. Платон 21 дек. из-за угрозы ареста переехал в Одессу, церковными делами в Киеве краткое время управлял Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), которому Контора Собора епископов всея Украины поручила оставаться в Киеве и поддерживать контакты с Директорией УНР (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 784. Л. 47). Официально управляющим К. е. 21-30 дек. 1918 г. был Рыльский еп. Аполлинарий (Кошевой), входивший в состав Конторы Собора епископов всея Украины, но из-за заболевания он не смог руководить епархией.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

133 Анатолий, иеромонах. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. − Киев, 1911г. С.13. 135 По поводу этого жития см. также исследование «К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене» в кн: Дьяконов А.П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды СПб., 2006. В этой работе, написанной в 1918 г., профессор А.П. Дьяконов доказал недостаточную убедительность доводов, отрицающих достоверность жития св. Мар-Евгена. 137 В наше время он был опубликован в качестве приложения к первому изданию жизнеописания епископа Пимена./См. О.И. Ходаковская. Священномученик Пимен епископ Семиреченский и Верненский. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры. 2000. С. 322−264. 141 В их числе были военные соединения из Семиреченской области. Туркестанцы входили в состав отрядов, стоявших на северо-востоке Персии в Хорасанской провинции. Здесь находился 18-й Туркестанский стрелковый полк и 1-й генерала Колпаковского Семиреченский казачий полк. Казачьи сотни семиреков и части 13-го Туркестанского стрелкового полка входили в Кучанский и Барфрушский отряды. 143 Азербайджанский отряд, стоявший в Урмии, включал 5-й Кавказский стрелковый полк, 1-й Полтавский полк и 1-й Горско-Моздокский полк. 146 Дело по ходатайству Начальника Урмийской Духовной Миссии о замещении его помощника игумена Пимена другим лицом./РГИА. Ф. 796. 150 Агапит (Вишневский Антоний Иосифович, 1867 −1924), из вдовых священников; выпускник Киевской духовной академии (1896); третий викарий Киевской епархии (1902); епископ Владикавказский (1908−1911), Екатеринославский (1911−1919). 152 В зимнюю сессию Синода 1911−1912 гг был утверждён устав Общества ревнителей единства Восточно-Православной и Англиканской Церквей. 153 Питирим (Павел Васильевич Окнов, 1857−1919), митрополит; выпускник Киевской духовной академии (1884); архиепископ Владикавказский и Моздокский (1911−1913); 23 ноября 1915 г. – митрополит Петроградский и Ладожский. 6 марта 1917 г. уволен на покой за связь с Распутиным. Скончался от тифа в Новочеркасске 25 марта 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Новый ректор прибыл в Ардон 13 июля 1911 года. Накануне во Владикавказском Михайло-Архангельском кафедральном соборе епископ Владикавказский и Моздокский Агапит 150 возвёл его в сан архимандрита. В день прибытия проходил торжественный акт по случаю завершения учебного года. В Покровской церкви собрались воспитанники всех классов и корпорация: инспектор иеромонах Иоанн, преподаватель гомилетики иеромонах Мефодий, богословия – иеромонах Евсевий, осетинского языка и церковного пения − Т. Габуев, преподаватели А. Преферансов, Н. Шебалин, А. Лозовой, Н. Севрюк и А. Богоявленский. Накануне семинарист-мусульманин воспитанник IV класса Батырбек Гакоев, давно проявлявший интерес к христианству, выразил желание креститься. В семинарии никто не вынуждал мусульман принимать христианскую веру. Первые четыре года в семинарии давалось общее среднее образование, и получать его имели возможность осетины из неправославных. Новый ректор совершил таинство крещения и огласил новое имя крещаемого – «Борис». Очевидцу, пославшему короткую заметку в церковную периодику Владикавказа, особенно запомнилась, как ректор постарался донести до семинаристов один момент: привычное для них положение вещей может оказаться для другого предметом размышления, выбора, поступка: «Сознательный выбор вашего товарища дал возможность ярче, полнее осознать, что мы − христиане и остро почувствовать, что Церковь − живое сообщество». Так начался ардонский год в жизни архимандрита Пимена. Спасибо за память: я видел во сне Бегу, а любовь мне лицо исклевала. Ардон этой ночью привиделся мне… Этих стихов отец Пимен не мог знать. Они были написаны, когда его уже не было в живых 151 . Мы никогда не узнаем того Ардона, который остаётся в сердце, – Пимен унёс его с собой. Но ардонский год архимандрита Пимена не затерялся в огромном потоке событий России того времени, в скоплении имён и судеб, благодаря его письмам духовному отцу митрополиту Киевскому Флавиану. Митрополит Флавиан вёл обширную переписку. Письма собирал и хранил, – из них складывалась панорама церковной жизни России. Откроем первое письмо отца Пимена. Оно выдержано в исключительно почтительном тоне и начинается с моментов, которые были дороги адресату: упоминается о посещении Императором Киево-Печерской лавры в сентябре 1911 года. Отмечая трагическое событие – убийство Столыпина, миссионер выражает надежду на достойную замену Столыпину. В центре письма – рассказ о новом месте своего служения и общении с преосвященным Владикавказской епархии епископом Агапитом (Вишневским).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

II. Не лучше стоит православное церковное дело и в Малороссии, сепаратически именующей себя «Украиной». По вниманию к государственным тенденциям нового строя и к церковно-бытовым особенностям края еще положением 26 июня (9 июля) 1918 г. было указано, что «православная церковь на Украине, высшее временное управление коей организуется на началах автономии, находится в канонической связи с патриархом Всероссийским». Московский церковный собор 7 (20) сентября 1918 г. формально провозгласил эту автономию, и Всероссийский патриарх имел в Киеве лишь своего «экзарха» для общего надзора и согласованности в церковной политике. Так продолжалась и сохраняется на Украине старая православная церковь , положение и судьба которой были и остаются одинаковыми с Великороссийскою: это есть тоже Церковь гонимая и часто мученическая. Но крайним «украинцам» было мало автономности, и уже так называемая Винниченко-Петлюровская «Директория» объявила 19 декабря 1918 г. (2 января 1919 г.) полную автокефалию и составила независимый Украинский Синод, с архиепископом Екатеринославским петлюровским Агапитом (Вишневским) во главе. Но скоро все это провалилось, и лишь «всеукраинский собор», где не было ни одного епископа, фактически водворил автокефалию совершенно странным образом. А именно, когда все попытки получить свою иерархию от законных архиереев оказались тщетными, тогда 10 (23) октября 1921 г. в захваченном ранее Киево-Софийском кафедральном соборе бывший протоиерей Нестор Шараевский при участии других пресвитеров и мирян (в числе их и женщин) «посвятил» во епископа бывшего протоиерея Василия Липковского и возвел его в звание Всеукраинского архиепископа и Киевского митрополита; «посвящение» внешне гарантировалось тем, что «совершители» его держались друг за друга, а последний из них прикасался к руке почивающего в соборе священномученика митрополита Киевского св. Макария († 1497 г.), почему эта иерархия является как бы истинно святительскою и в то же время подлинно народной. На другой день Липковский «посвятил» во епископа самого Шараевского и они начали ревностно насаждать свою иерархию. Члены последней обычно прозываются «липковцами» или «самосвятами». Они принимают народ источником и самой благодати, стоят совсем особняком, не признают обязательности канонов и управляются сами собою. Тем не менее эта совершенная внеканоничность не мешает им распространяться довольно успешно, ибо «самосвяты» имеют до 1,500 приходов. В городах этому помогает коммунистическая власть, отбирающая у православных храмы и передающая их «самосвятам», а в селах они действуют подлогами в качестве истинно православных, от которых не отличаются по внешности, и привлекают простой народ употреблением малорусского языка в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К употребляемому в таком смысле слову «имя» приложимо наименование Божество». (Если бы С. Троицкий и остановился на этом своём богословии, тогда не нужно было бы ему вести противоборство истине имяславия и писать многостраничные труды свои по развенчиванию величия Имени Божия. – Составитель). Итак: « Имя Божие не есть энергия Божия и есть энергия Божия. Имя Божие не может быть называемо Божеством и может быть называемо Божеством. К такому чудовищному разногласию между собою пришли составители Послания, и уж это одно есть достойное наказание за их неправое и нечестивое борение с Именем Божиим » 1123 . Все положения Послания и сами доклады были приняты Св. Синодом единогласно. Известно, что в мае 1913 г. в Св. Синоде присутствовали: митрополит С.-Петербургский Владимир (Богоявленский) , архиепископ Финляндский Сергий ( Страгородский ), архиепископ Волынский Антоний ( Храповицкий ), архиепископ Вологодский и Тотемский Никон ( Рождественский ), архиепископ Владивостокский Евсевий ( Никольский ), архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит ( Вишневский ). «Никакого исследования по существу вопроса об Имени Божием мы в Послании не находим», – подводит печальный итог В. Ф. Эрн 1124 . Причина этого, по его мнению, объясняется «двумя печальными чертами нашей богословской мысли: 1-е, её внешней несвободой и, 2-е, её малой внутренней жизненностью» 1125 . «Говоря по-простому», – пишет он далее 1126 , тут нечего было и решать. В горных пустынях Кавказа воспели «новую песнь» Имени Божию. На Старом Афоне тысячеголовым подвижническим хором продолжили священное славословие. Казалось бы, самым простым и лёгким было: присоединиться к светлому духовному торжеству и своим авторитетом внести порядок и строй в новое движение Духа, приобщив к нему весь Православный мир. Но Синод «по-простому» и легко войти в новое движение не сумел (...) Убежав от сердечной простоты. Синод очутился перед лицом бесконечно сложной умственной проблемы, которая по плечу либо гениальному богословскому дарованию, либо соборному разуму Церкви». Её значимость современники оценивали довольно высоко: « Кажется, впервые за всё время существования Русской Церкви в недрах её самой, а не Византии, возник серьёзный догматический вопрос, требующий серьёзного догматического обсуждения, – о почитании Имени Божия " 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010