4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Вскоре после этого красные оставили Киев, отдав его немцам. В оккупированном немцами Киеве власть перешла от Центральной рады к гетману Скоропадскому. В канун Пасхи архиепископ Евлогий получил от патриарха Тихона указ о проведении выборов митрополита на вдовствующую Киевскую кафедру. Выборы взволновали население города. Большинство киевских приходов стояло за митрополита Антония (Храповицкого) . Сторонники автокефалии и самостийники поддерживали кандидатуру епископа Димитрия (Вербицкого). В конце концов большинством голосов митрополитом Киевским и Галицким был избран преосвященный Антоний (Храповицкий) , который и возглавил борьбу за сохранение единства Украинской Церкви с Русской. Его в этом энергично поддерживал архиепископ Евлогий. 22 июля (4 августа) 1918 г. возобновились заседания Собора. Киевский Собор большинством голосов принял «Положение о Временном высшем церковном управлении Православной Церкви на Украине», утвержденное затем Всероссийским Собором. По этому «Положению», украинские епархии составили автономную церковную область во главе с киевским митрополитом. После захвата Киева петлюровцами в декабре 1918 г. были арестованы митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий. Петлюровцы передали узников в руки польских оккупантов. И только при посредничестве стран Антанты эти архиереи были освобождены и переправлены на юг России, занятый Белой армией. Петлюровская Директория объявила об отмене постановления Всероссийского Церковного Собора об автономии Украинской Церкви и о провозглашении Украинской Церкви автокефальной. Из числа сепаратистов был составлен самочинный Священный Синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Этот Синод запретил поминовение за богослужением патриарха Тихона и митрополита Антония. После прихода в Киев Красной армии украинский Синод распался; архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Таким образом, автокефалисты на Украине остались без архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вот они-то и являются первыми «героями» национального движения за автокефалию, к которым с таким снисхождением относится докладчик. Далее автор пишет: « В начале 1919 г. украинское правительство приняло «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви», запрещавший поминовение Патриарха Тихона и пророссийского митрополита Киевского Антония; одновременно был учрежден Синод, возглавляемый митрополитом Екатеринославским Агапитом ». На первый взгляд, имена и даты верны, но вот о чем автор умалчивает: под украинским правительством здесь понимается Украинская Директория Симона Петлюры, военные силы которой занимали Киев с декабря 1918 по февраль 1919 года. В декабре 1918 года петлюровцами был арестован и увезен из Киева митрополит Антоний (Храповицкий), канонично избранный на Киевскую кафедру епархиальным собранием Киева в мае 1918 года и утвержденный в июле 1918 года Всеукраинским Собором. 1 января 1919 года Директория приняла закон «О высшем управлении Украинской автокефальной православной соборной Церкви», а архиепископ Агапит (Вишневский), поставленный петлюровцами во главе их «Синода», был действительно вынужден издать указ о запрещении поминовения Патриарха Тихона и митрополита Антония, за что впоследствии был подвергнут церковному суду Собора епископов ВЦУ Юго-Восточной области (епархии под контролем армии Деникина) и запрещен в священнослужении, после чего покаялся и был возвращен к управлению своей епархией. И такие примеры можно продолжать строка за строкой. Вот докладчик утверждает, что «в сентябре 1922 г. состоялся неофициальный Собор во главе с экзархом Московского Патриархата Михаилом, где было решено, что вопрос об автокефалии нуждается в надлежащем разрешении на съезде клириков и мирян». Но ведь это совещание в Киеве было вполне официальным и легальным. Оно было проведено вместо предполагаемого Всеукраинского Собора из-за действий местных советских властей, не допустивших приезда значительной части избранных делегатов. Совещание решительно выступило против сторонников Липковского (УАПЦ). Что же касается обсуждаемого на Совещании вопроса о собственной автокефалии, то речь шла о самостоятельности от образованного в мае 1922 года в Москве обновленческого ВЦУ. Подобные антиобновленческие «автокефалии» в это время появились в Петрограде и в ряде других епархий России.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Наблюдалось и обратное движение. Настоятель Космодамиановского собора в г. Грозном протоиерей Иоанн Попов в ноябре 1908 г. выступил в епархиальном журнале с призывом к братьям-пастырям читать Евангелие и Великий канон на русском языке, а также «умолять своих архипастырей, архипастыри – Синод – скорее созвать, открыть всероссийский собор с вселенскими патриархами, чтобы на нем первым долгом обсудить и порешить насущнейший вопрос нашего времени – о нашем богослужении». Одновременно о. Иоанн объявил о следующем намерении: За свой личный страх и риск, испрошу разрешения у своего Архипастыря совершить раз-другой литургию на русском языке, с общенародным пением, с произнесением иереем не только возгласов, но и чудных молитв, которые он теперь читает «тайно». Прихожан в течение нескольких воскресных дней приготовлю к этой крупной «новости». И уверен, что среди моих городских (...) прихожан православных не будет это нововведение, этот опыт какой-либо соблазняющей диковинкой... 90 Статья Попова была перепечатана в петербургском журнале и вызвала ряд полемических откликов 91 . Тем временем на Владикавказской кафедре сменился архиерей: в сентябре 1908 года ушел на покой епископ Гедеон (Покровский) , который знал и ценил о. Попова (долгое время служившего ключарем кафедрального собора), на его место был назначен епископ Агапит (Вишневский) 92 . В марте 1909 г. в епархиальных ведомостях была помещена новая заметка Попова, в которой он – явно по начальственному указанию – публично отрекался от прежних взглядов, каялся, что три месяца назад причислил себя «чуть не к реформаторам», «сам поддался соблазну и других ввел в соблазн» 93 . Использованная ниже схема изложения: аргументы «новаторов» – возражения «консерваторов» – контраргументы сторонников русского языка, – тоже достаточно условна. Однако она удобна, поскольку в основных чертах отражает ход дискуссии. Естественно, что ее инициаторами стали поборники перемен. Их первые публикации породили достаточно много откликов. Например, статья священника из Ростова-на-Дону Александра Лиховицкого, напечатанная в «Церковном вестнике» в апреле 1906 года, вызвала не менее шести ответных критических выступлений (не считая тех, где имя автора прямо не упоминается) 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18 июня 1911 года был переведён в Вознесенскую соборную церковь города Павлограда . 26 декабря 1911 года, согласно своему прошению, возвращен в родной Воскресенский храм села Могилев Новомосковского уезда. 11 декабря 1916 года был рукоположен в сан священника епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским) и направлен настоятелем в Воскресенский храм села Воскресеновка . Отдаваясь всецело пастырскому служению, отец Иоанн был далек от политики. Дошедшие в Екатеринославскую губернию известия о революционных событиях 1917 года он принял, по воспоминаниям его детей, спокойно, никак внешне не обнаруживая своего отношения к новым властям и порядкам, руководствуясь словами Священного Писания " Несть власти, аще не от Бога " . Перемены в жизни уезда становились все более ощутимыми. Приезжало много новых людей, возвращались демобилизованные солдаты, устойчивый быт сел Екатеринославщины раскачивался, стали расти анархические настроения, грабежи, разгулы, убийства. К средине 1918 года власть на местах фактически контролировали вооруженные группы. Поставив своей задачей борьбу с " кулаками и попами " , группы угрозами и запугиваниями терроризировали население. В 1918 году началось гонение на Церковь, отряды безбожников повсюду арестовывали священно-церковнослужителей и мирян. В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 по селам ездили вооруженные отряды – «ястребки», как их называло местное население. Проводились обыски и изъятие укрытого хлеба в крайне грубой и унизительной форме, доходя до прямых расправ над сопротивляющимися новым мероприятиям советской власти. В Днепропетровской области особо зверствовала известная банда «Маруси». Из архивных документов стало известно, что у новой красной власти были договоренности с этой бандой, одна из которых - уничтожение духовенства без суда и следствия. Отцу Иоанну неоднократно угрожали, говорили, чтобы он бросил служить, но священник продолжал исполнять свой пастырский долг. Последние записи в метрической книге прихода собственноручно сделаны отцом Иоанном в августе 1918 года.

http://drevo-info.ru/articles/13678878.h...

291. Телеграммы епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Духовенство Екатеринославской епархии вместе со мною приветствует Ваше Высокопревосходительство, Славного Екатеринославца, и в вашем лице дорогую Родину с началом новой эры в ее жизни. Уверены, что с Божией помощью новый строй скоро воплотится в жизни и принесет нашей дорогой Родине спокойствие, счастье и радость скорейшей славной победы над жестоким врагом. Я же и все екатеринославское епархиальное духовенство при новых условиях жизни заявляет готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и дорогой Родины в полном подчинении новому Правительству. Агапит, епископ Екатеринославский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 1617. Подлинник; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 106. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновленный строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания. Я и духовенство при новых условиях жизни выражаем готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и Дорогой Родины в полном подчинении Новому Правительству, о чем благоволите довести до сведения Правительства. Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 107. 292. Телеграмма Родзянко епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова), викарных епископов Петровского Леонтия (фон Вимпфен) и Вольского Досифея (Протопопова), духовенства и корпораций духовно-учебных заведений Саратовской епархии 6 марта 1917 г. С теплой молитвой приветствуя обновленный государственный строй дорогой Родины, духовенство и духовно-учебные заведения Саратовской епархии во главе со своим архипастырем и преосвященными викариями выражают в лице Вашего Высокопревосходительства Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, свое полное доверие, в твердом уповании, что обновление государственного строя с победоносным окончанием войны выведет горячо любимую Родину на светлый путь мирного преуспеяния, возродит к новой жизни деятельность Святой Православной Церкви, свободной от темных влияний, и облегчит духовной школе выполнение ее назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т.п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения. И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. ...Освободилась от гнета государства Христова соборная Церковь . Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. 56. Отдел неофиц. С. 138139; Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. 10. С. 163; Церковная правда. Симбирск, 1917. 1. С. 2; Петроградский листок. Пг., 1917. 85. С. 2; Астраханский вестник. Астрахань, 1917. 63. С. 2. Приложение к 79 Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко епископа Уфимского Андрея (князя Ухтомского) Не позднее 14 февраля 186 1917 г. Переживая весь трагизм вашего положения как верного слуги царя и отечества, не могу удержаться, чтобы не выразить вам пожелания полной победы над лукавыми властолюбцами, убивающими народное доверие к власти. Скажите царю всю правду: народ готов принести все жертвы во благо родине, но проснувшееся народное сознание требует отчетливой уверенности, как его неисчислимые жертвы использованы. Между тем, создавшееся всеобщее недоверие всех против всех может создать полную катастрофу в народной жизни. Да благословит Господь вас мужественно до конца исполнить верноподданнический долг ваш пред Родиной. 187 ВЦОВ. 1917. С.З. 80. Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) на собрании представителей епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений Первая половина марта 1917 г. Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь в своей государственной жизни. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне. Мы, отцы святые и братия, как кость от кости и плоть от плоти обновленного и свободного отныне народа, должны бы запечатлеть в сердцах и памяти своей и народной светлое торжество наших великих дней; неотложно должны далее всеми доступными нам средствами споспешествовать нашему Новому Благоверному Правительству поскорее провести в жизнь народную свои предначертания, довести до конца дело обновления всей страны нашей на благо народное, довести также до победоносного конца, к чести и славе Родины, войну с жестоким и коварным врагом. Пастыри наши, объединившись и сплотившись, могут, при помощи благодати Божией, сослужить великую ныне службу народу, своей пастве и оказать значительную услугу, поддержку Новому Правительству в проведении им в народную жизнь своих предначертаний. Какими же средствами мы пастыри располагаем для этого. Средства известны: молитва в разных ее видах, слово печатное и слово назидания в церкви, школе и семье и проч. Да поможет же нам Господь послужить Родине и Правительству ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме 2 октября 2011 г. 14:15 2 октября 2011 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополиты  Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  Черновицкий и Буковинский Онуфрий ;  Тернопольский и Кременецкий Сергий ;  Овручский и Коростенский Виссарион ;  Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник  Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; архиепископы  Уральский и Гурьевский Антоний ;  Хустский и Виноградовский Марк ;  Каменец-Подольский и Городокский Феодор ; Львовский и Галицкий Августин ;  Белоцерковский и Богуславский Митрофан , управляющий делами УПЦ;  Почаевский Владимир , наместник  Свято-Успенской Почаевской лавры ;  Бориспольский Антоний , ректор  Киевских духовных школ ;  Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ;  Мукачевский и Ужгородский Феодор ; епископы  Мефодий (Петровцы) ;  Северодонецкий и Старобельский Агапит ;  Хотинский Мелетий ;  Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  Нежинский и Прилукский Ириней ;  Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон ;  Сумской и Ахтырский Евлогий ; наместник Вознесенской обители архимандрит Лонгин (Жар); члены делегации, сопровождающей Его Святейшество, в священном сане; сонм духовенства Украинской Православной Церкви и священнослужители из Румынии. Литургия совершалась на церковнославянском языке, отдельные возгласы возносились на румынском языке. Прямая трансляция богослужения осуществлялась украинским телеканалом «Глас» и телеканалами АР Крым, Черновицкой, Днепропетровской, Одесской, Херсонской и Хмельницкой областей. Литургию комментировали: на русском языке  сотрудник Московской Патриархии, кандидат богословия Н.И. Державин, на украинском  председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.

http://patriarchia.ru/db/text/1636743.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010