Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ VII патриарх К-польский (1 мая 1789 - 1 марта 1794, 12 дек. 1798 - 17 июня 1801). Родом из Смирны, мирское имя Николай. Учился в Евангелической школе под рук. дидаскала Иоанна (впосл. Иерофея) Дендрина; в числе его товарищей был греч. ученый-просветитель А. Кораис . По окончании учения Н. служил иеродиаконом при Вселенской Патриархии, а в мае 1771 г. рукоположен в сан митрополита Маронии; с этой кафедры был избран на Патриарший престол. Н. восстановил при Патриархии певч. школу (1791), собрал большую сумму денег (64 тыс. гросиев) на содержание Великой народной школы в К-поле и назначил 6 эпитропов для заведования ее делами. В 1793 г. Н. издал окружное послание против рационалиста Христодула из Акарнании, осудил его сочинения, написанные под влиянием европейских философов Б. Спинозы , Вольтера и Ж. Ж. Руссо , и запретил грекам приобретать и читать их. Первое низложение Н. произошло в результате интриг нек-рых членов Синода; Н. был отправлен османским правительством в ссылку на о-в Родос, затем на о-в Патмос и, наконец, на Св. Гору Афон . Во время 2-го Патриаршества Н. стремился установить в Церкви порядок. Напр., он позволил эфорам приходских храмов К-поля выделять средства из церковных сумм только на самые необходимые расходы - покупать свечи и масло, платить жалованье певчим, а крупные покупки, свыше 100 гросиев, разрешил делать только с ведома патриарха. При Н. был открыт ряд школ (на о-ве Наксос, в Силимврии). В 1800 г. с его разрешения и при финансовом содействии монах афонского скита Честного Предтечи Христофор издал в К-поле свой «Каноникон» (Κανονικν). При содействии Н. св. Никодим Святогорец напечатал составленный им вместе с иером. Агапием сб. «Кормило» («Кормчая», греч.: Πηδλιον. Λειψα, 1800) на совр. греч. языке. В Синоде по поводу издания Кормчей на совр. языке были продолжительные споры, но Н. отстоял работу св. Никодима, а впоследствии рекомендовал книгу для практического использования. После своего 2-го отречения 17 июня 1801 г. Н. был удален на Афон. Лит.: Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 408-415; Μακραος Σ. Υπομνματα κκλησιαστικς στορας (1750-1800)// Σθας Κ. Μ. Β. Βενετα, 1872. Τ. 3. Σ. 386-387; Γεδεν. Πνακες. Σ. 671-673; Лебедев А. П. История Греко-вост. Церкви под властью турок. СПб., 2004. Т. 1. С. 297. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565010.html

иерусалимский, 12 дек.     Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта.     Александр, муч. киликийский, 20 мая.     Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта.     Александр, муч. антиохийский, 28 сент.     Александр, из 10 мучч., 1 авг. Александр, муч. остийский, 11 авг.     Александр, еп. команский, 12 авг.     Александр, муч. селунский, 9 ноября.     Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая.     Александр, муч. пиндский, 13 марта.    Александр воин и Антонина девица, 10 июня.     Александр, из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Александр, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня.     Александр воин, мучч. египетский, 9 июля.     Александр, патриарх цареградский, 30 авг.     Александр св., 7 июля.     Александр еп., 22 окт.     Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля.     Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа.     Александр пр., игумен куштский, 9 июня.     Александр, пр. свирский, 30 авг.     Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта.     Алексий, муч. цареградский, 9 авг.     Алексий, митрополит московский, 12 февр. и 5 окт.     Алим (Ахим) маккавей, 1 авг.     Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября.     Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг.     Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая.     Алфей, муч. кесарийский, 18 ноября.     Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент.     Алфий, муч. италийский, 10 мая.     Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек.     Аммоний, муч. антиохийский, 4 сент.     Аммон или Аммун, (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт.     Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент.     Аммун или Аммон, преп. нитрийский, 4 окт.     Амонит, муч. меиитинский, 7 ноября.     Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.     Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Состоялось братское общение гостей с настоятелем монастыря епископом Метаосом и насельниками обители.  10 ноября делегация Московского Патриархата посетила лавру Нитрийской пустыни — монастырь Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный этим святым около 357 года. Делегация поклонилась пребывающим в обители мощам многих святых древней Церкви. Для архиепископа Ионафана и членов делегации была проведена экскурсия по находящемуся на территории монастыря Патриаршему и Синодальному центру «Логос» — одному из административных комплексов Коптской Патриархии, где происходили многие события исторической важности, включая встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а также регулярно проходят заседания Священного Синода Коптской Церкви. Состоялась встреча с настоятелем обители преподобного Паисия епископом Агапием и братией.  Вечером того же дня, покинув пределы Нитрийской пустыни, паломники прибыли в пустыню Мариотт в окрестностях Александрии. Здесь делегация посетила монастырь, носящий имя святого великомученика Мины Котуанского, который пострадал за Христа в III веке и прославлен многими чудесами. Сегодня это один из крупнейших монашеских центров и место паломничества на христианском Востоке. Гости встретились с настоятелем обители епископом Кириллосом и ее братией, посетили могилу Святейшего Патриарха Кирилла VI, почитаемого Коптской Церковью в лике святых, и ознакомились с хозяйственной деятельностью монастыря, которая включает в себя, в частности, производство оливкового масла, сыра и обработку мрамора.  11 ноября паломники вернулись в Каир и посетили средневековую женскую обитель Коптской Церкви во имя святого мученика Меркурия Филопатора (Абу Сейфен), где были радушно приняты игуменией и сестрами. 12 ноября архиепископ Ионафан в сослужении ряда членов делегации в священном сане и настоятеля приходов Русской Православной Церкви в Египте священника Алексия Машкова совершил Божественную литургию в храме святого мученика Мины — приходе Московского Патриархата в Каире. За богослужением молились верующие каирского прихода Русской Православной Церкви, в том числе сотрудники Посольства Российской Федерации в Египте.

http://patriarchia.ru/db/text/6077326.ht...

7 . Константинопольский собор 221 . Поводом к этому собору послужил спор между двумя епископами, Агапием и Багадием, которые, каждый в своих интересах, доказывали свое право на Бостарскую митрополичью кафедру в Аравии. Чтобы разрешить этот спор, в 394 году в Константинополе состоялся собор, в котором участвовали: Нектарий Константинопольский, Феофил Александрийский, Флавиан Антиохийский и еще 17 епископов. Председательствовал Нектарий. Собор этот решил, что епископа может низвести собор многих епископов, а не троих только, и это решение было издано как особый канон, вошедший затем в общецерковный канонический сборник. Канон этот не одинаков в нынешних сборниках, где приводятся большею частью отрывки из полного текста. В Пидалионе он разделяется на два канона, и первый состоит из предложения епископа Аравиана, которое напоминает соответствующее постановление Никейского собора, что два епископа не могут ни поставить, ни низложить третьего; а другой – из заключительного определения соборного председателя. В Indreptarea, Кормчей и в Книге правил помещен только один канон и то в очень сокращенной форме. В последней книге он составлен из двух частей: первая половина – из заключительной резолюции Нектария, а вторая – из соответствующего предложения Феофила Александрийского. 8 . Карфагенский собор 222 . Вопрос о праве Римского папы принимать апелляции на определения соборов Африканской церкви послужил поводом к великому собору в Карфагене в 419 году. Присутствовало на этом соборе 217 епископов под председательством Аврелия, архиепископа Карфагенского. Были и представители римской церкви. Состоялось два главных заседания, первое 25-го, второе 30 мая. Когда был решен главный вопрос, и торжественно отнято у Римского папы всякое право принимать апелляции на определения, издаваемые собором епископов Африканской церкви, отцы собора издали несколько канонов, касающихся церковной дисциплины, затем пересмотрели все каноны, изданные прежними соборами Африканской церкви, начиная с 348 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В поиске ответов на эти вопросы мы решили обратиться к наследию преподобного Никодима Святогорца (1749-1809). Хотя жил он уже в Новое время, но его влияние на развитие Православной Церкви трудно переоценить. Он оставил обширное литературное наследие, а его труды послужили духовному возрождению на Христианском Востоке. Это возрождение охватило и богослужение, и монашескую жизнь, и сферу канонического права, и проповедничество. Книга «Пидалион» как канонический памятник Очевидно, своей главной задачей преп. Никодим считал максимальную популяризацию и актуализацию древнего святоотеческого наследия. Важно сказать, что свои издания преп. Никодим снабжал многочисленными комментариями и примечаниями, в которых проявилась его глубокая эрудиция. Преп. Никодим довольно скромно стоял в стороне, стараясь не заслонять читателю дорогу к древнему наследию. При этом его толкования и комментарии имеют сегодня важнейшее значение для понимания истории богословской мысли в Греции в османский период. Далее мы обратим внимание на одно из тех сочинений преп. Никодима, которое стало важнейшим вкладом в развитие церковного права. Я имею в виду подготовленную им к печати книгу «Пидалион». Впервые она была издана в Лейпцине в 1800 г. «Пидалион» является аналогом известной в славянском мире «Кормчей книги» и представляет собой собрание правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов с обширными комментариями [iv] . «Пидалион» был подготовлен преп. Никодимом в сотрудничестве с иером. Агапием Старшим. Сборник включает в себя правила святых апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов (Двухкратного, Константинопольских 394 г. и 879 г., Карфагенских 256 г. и 419 г., Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Сардикийского), правила святых отцов (Дионисия Великого, Григория Чудотворца, Петра Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, Иоанна Постника, Тарасия Константинопольского, Никифора Константинопольского).

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/prepod...

По повелению императора Феодосия Великого (379–395) Пантеон, вместе с другими языческими капищами, был закрыт и оставался заброшенным до начала VII в. Византийский император Фока (602–610) подарил здание Пантеона римскому папе Вонифатию, который обратил его в церковь . 16 марта 609 г. церковь, устроенная в Пантеоне, была освящена папой Вонифатием во имя Божией Матери 66 . В эту церковь тем же папой Вонифатием были перенесены из катакомб кости святых мучеников Христовых для предохранения их от осквернения и расхищения варварами, часто нападавших тогда на Рим. Потому церковь в Пантеоне стала именоваться церковью во имя Божией Матери «у Мучеников» (Santa Maria ad Martyres). C того же времени в Риме установлено ежегодное празднование в честь Всех Святых первого ноября (Tutti i Santi). Пантеон и египетский обелиск В Пантеоне ныне устроено 13 престолов. За главным престолом (Altare Maggiore) на стене помещается древняя икона Божией Матери, писанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. 41. Церковь во имя святого великомученика Евстафия Плакиды близ Пантеона (Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio; Via S. Eustachio, 19) Церковь , основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г.. пострадали св. великомученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этой церкви, возобновленной в VIII в., вместо главного престола служит богатая из красного порфира рака; в ней почивают честные мощи свв. мучеников Евстафия, Феопистии, Агапия и Феописта, их же память совершается 20 сентября. Знаменитый полководец Евстафий хотя был идолопоклонником, но любил добрые дела и тем стяжал милость Божию. Однажды Сам Господь Иисус Христос является ему на охоте, в чудном видении креста и Распятого на нем – среди рогов преследуемого Евстафием оленя – и призывает его к обращению и крещению. Евстафий не замедлил креститься с женою Феопистией и двумя сыновьями, Агапием и Феопистием, а затем решается уйти в далекую сторону и, скрыв свое знатное происхождение и высокое звание, жить там среди простого народа в смирении и нищете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так сказал старец и внушил мальчику молиться с великими слезами и благоговением. Он держал мальчика в своей келлие в непрестанной молитве до Святой Пасхи, когда прошло как раз три года со дня встречи беса с матерью юноши. Святой муж стал служить литургию, а мальчик со страхом и трепетом стоял там перед святым престолом. Когда старец-священник вышел на великий вход с Дарами, то возник бес и, схватив мальчика. потащил его в мучение. Услышав крик юноши, преподобный очень скорбел и, возложив Святые Дары на священный престол, молился со слезами, умоляя Пресвятую Владычицу Приснодеву Матерь не оставить безнаказанной такую наглость и безстыдство беса, но, наоборот, взять юношу и вернуть целым и невредимым, потому что треклятый бес дерзнул схватить его со святой солеи. Сказав это, преподобный прочел молитвы освящения, чтобы литургия не осталась незавершенной. И, когда он прочел молитву Чтобы быть причащающимся в очищение души, во оставление грехов...«, то есть когда он соединил Святые Дары и возгласил: Изрядно Пресвятей Пречистей...», – то, велик еси, Господи и чудна дела Твоя! о непобедимая сила Приснодевы! – юноша оказался на святой солее и воскликнул: «Велико имя святой Троицы!» Когда литургия кончилась, юноша причастился. Затем преподобный его спросил, кто его увел, и что произошло. Юноша сказал, что когда бес его схватил, то бросил в место мрачное и смрадное, где было безчисленное множество душ грешников, неизреченно истязаемых. И тотчас появилась Владычица и исторгла его из того полного боли места, а он оказался в церкви. Святой прославил Господа и Приснодеву Матерь, услышавших его моление. Юноша вернулся к патриарху и, получив от него благословение, явился к родным, которые оплакивали потерю, думая, что его забрали бесы. Когда все увидели его, уже не надеясь ни на что, то легко понять, каким ликованием они исполнились и сколько благодарственных молитв воссылали Господу Христу и Всепетой Его Матери, Ее же мольбами да достигнем мы небесного блаженства! Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

" . Так читается во всех кодексах, изданных Вальсамоном и Зонарою, но в других списках вместо слова Αποςτολων читается πατερων; но это почти одно и то же и даже последнее сильнее. Если мы допустим последнее чтение, то эти слова будут иметь такой смысл: " Дело, вопреки правилам апостольским и определениям Никейского собора... " . Посему, как под правилами святых Отец должно разуметь определения Никейского собора, так и под церковными постановлениями нужно разуметь апостольские правила, которые часто называются вообще церковными постановлениями И в самом деле, зачем церковные постановления стояли бы здесь впереди правил святых Отцев или Никейских, если апостольские правила не существовали прежде Никейского собора? И это тем достовернее, что как в приведенном нами изречении Ефесского собора почитается за противное правилами церковным вводить такую новость, так и по существу дела такое нововведение запрещается тридцать пятым апостольским правилом. Ранее Ефесского собора мы находим ясное свидетельство в пользу древности собрания апостольских правил в актах поместного Константинопольского собора, бывшего в 394 году. Этот собор был созван для решения спорного дела между Вагадием и Агапием, присваивавшим себе епископство Востренское. Вагадий был судим заочно и свержен с епископства Востренского двумя епископами, а на его место возведен был Агапий. Вагадий перенес дело на Константинопольский собор, на котором Отцы рассуждали: действительно ли могут лишить сана епископа, обвиняемого в каком-либо преступлении, только два епископа? И собор под председательством Нектария, Патриарха Константинопольского, определил: " Не подобает впредь епископу судимому извергаему быти от священного чина ни двумя, ниже тремя епископами; но по приговору большого собора и, аще возможно, всех епископов тоя области, как и апостольскими правилами постановлено (καθως και οι Αποςτολικοι κανονες διωρισαντο) " , т.е. по семьдесят четвертому апостольскому правилу. А отсюда и видно, что апостольские правила были известны всем бывшим на этом соборе Отцам и знаменитым епископам, как-то: Нектарию Константинопольскому, Феофилу Александрийскому, Флавиану Антиохийскому, Палладию епископу Кесарии Каппадокийской, Геласию, епископу Кесарии Палестинской, Григорию Нисскому, Амфилохию Иконийскому и другим великим мужам, собравшимся со всего Востока, да и не только известны были им апостольские правила, но, при решении споров, и уважаемы были, как церковный закон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не имея собственного книжного собрания, он, однако, пользовался б-ками афонских мон-рей, состав которых прекрасно знал (свидетельством чего служат примечания к подготовленным им книгам, в к-рых он часто указывает, в каких б-ках можно найти цитируемые им святоотеческие тексты, в ту пору еще не изданные). В 1784 г., вновь посетив Афон, свт. Макарий Нотара поручил Н. С. подготовку собрания творений прп. Симеона Нового Богослова (1790), а также «Невидимой брани» (1796) и «Духовных упражнений» (1800) (Ibid. Σ. 14. § 13; Citterio. 2002. P. 911). Оба этих сочинения были извлечены из патмосской б-ки свт. Макарием Нотарой, к-рый, вероятно, не знал ни имени переводчика их на новогреч. язык (Эммануила Романитиса), ни авторов (Лоренцо Скуполи и Джованни Пьетро Пинамонти соответственно). В те же годы Н. С. задумал издание полного собрания творений свт. Григория Паламы , к-рое было им подготовлено и отправлено в венскую типографию, где, однако, было утрачено, т. к. по просьбе тур. правительства типография была разгромлена под предлогом того, что там печатались революционные воззвания Ригаса Фереоса. Сохранилось лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию (см.: Citterio. 2002. P. 924-925; Rigo. 1997; Idem. 2001. P. 164. Not. 56). Утрата столь важного для Н. С. труда стала для него тяжелым ударом, от к-рого он долго не мог оправиться ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 15. § 14). В кон. 90-х гг. XVIII в. вместе с мон. Агапием Леонардом, автором «Собрания канонов», изданного в Венеции в 1787 г. ( Citterio. 2002. P. 912), Н. С. перевел на новогреч. язык каноны правосл. Церкви. Сборник получил название «Пидалион» (или «Кормило», что сходно с рус. названием канонических сборников: «Кормчая книга»), в его состав вошли и толкования канонов, сделанные Н. С. «Пидалион» был издан в Лейпциге в 1800 г., однако афонский иером. Феодорит из Янины на стадии передачи рукописей в типографию внес в текст произвольные исправления и дополнения, искажавшие первоначальный смысл, что также стало тяжелым потрясением для Н.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

♦      Синтагма – Σνταγμα (букв, «сопорядок», от σν «с» + τγμ «порядок» – нечто соединенное), обширный корпус основных источников византийского церковно-канонического права, изданный в Афинах в 1852–1859 годах трудами двух греческих ученых-юристов); •      Пидалион – от греч. Πηδλιον – кормило, руль на корабле – греческий сборник 1793–1800 годов, составленный двумя учеными монахами (Агапием и Никодимом) по распоряжению Патриарха и Синода Константинопольской церкви. В этих сборниках, в интересующем нас месте находим: «κβοις σχολζων» 30 с. 58; 29 с. 27. Греческий текст дает совершенно ясно понимание этого правила: κβος – игральная кость, имевшая форму куба с очками на всех шести сторонах, а κβοις – это множественное число, т.е. «кости»; σχολζων, от σχολζω – иметь досуг, свободное время, отдыхать, посвящать свой досуг или свое время чему-либо. Итак, это выражение означает: «играть в кости», т.е. это правило запрещает клирикам проводить свое время, играя в кости в частности, и в азартных играх вообще, а к актерам и театру это правило никак не относится. Таким образом, вместо первоначального значения – «играть в азартные игры», в славянском переводе мы встречаем совершенно иное значение – «играть на сцене». Это один из примеров неправильного перевода с греческого на славянский. И действительно, трудно предположить, чтобы святитель (епископ) выступал на сцене как актер, а вот играть в кости, такое, к сожалению, встречалось в Византийской империи, что и запрещало данное правило. Вообще же это не частный случай, а довольно серьезная проблема – неточность перевода – при изучении канонов, относящихся к «зрелищам». Священномученик Киприан, епископ Карфагенский в середине III века написал сочинение «Книга о зрелищах» (Liber de spectaculis). В ней, в VI главе он описывает то, что показывали на сцене: «adulterorum fallacias, mulierum impudicitias, scurriles iocos, parasitos sordidos», что можно перевести как «плутни прелюбодеев, бесстыдство женщин, непристойные анекдоты, грязных прихлебателей» 24 с. 814. В русском переводе мы читаем: «хитрости прелюбодеев, бесстыдство женщин, шутовские игры гнусных скоморохов» 2 с. 343. Нам кажется неуместным в своей критике театра (хотя здесь больше досталось скоморохам), так далеко отходить от первоначального текста и вкладывать в уста святителя то, что он не говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/otnosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010