De mort. persecut. 15. 6) (см. Гонения на христиан в Римской империи ). Преследования весьма последовательно проводились им в Риме и по всей Италии, в Сев. Африке и Испании ( Barnes. 1981. P. 23). Известно весьма значительное число имен мучеников, пострадавших от гонений М. в этих регионах. Во мн. актах мучеников и житиях в качестве гонителя назывался имп. Диоклетиан, хотя в действительности преследования в данной местности осуществлял М. Среди наиболее почитаемых жертв гонений М. известны св. Севастиан , рим. офицер, живший в Медиолане, Марк и Маркеллин и их дружина (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.; дата их смерти встречается под 288 или 304 г.). Также известны еп. Викентий Меванийский (пам. зап. 6 июня), еп. Ианнуарий Беневентский (пам. 21 апр.; пам. зап. 19 сент.), архидиак. Евпл Катанский (пам. 11 авг.), сщмч. Викентий Августопольский (Цезаравгустский; пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), мц. Евлалия Барцинонская (пам. 22 авг.; пам. зап. 12 февр.); Авундий, Абунданций, Маркиан и Иоанн , мученики Римские (пам. зап. 16 сент.), св. Максимилиан Тевестский (пам. зап. 12 марта), св. Маркелл Танжерский (пам. зап. 30 окт.); мученики Вит, Модест и Крискентия (пам. 16 мая, 15 июня) и др. В 303 г. М. с Диоклетианом отпраздновали биценналии (20-летие правления) последнего; императоры вместе посетили Рим. Вероятно, в это время Диоклетиан, окончательно решивший отречься от власти, потребовал от М. обещания уйти в отставку одновременно с ним, передав титулы августов своим цезарям Констанцию и Галерию ( Lact. De mort. persecut. 20. 4). Возможно также, что в придворной среде происходила острая борьба за избрание новых цезарей для формирования 2-й тетрархии. Часть окружения М. и Диоклетиана считали, что новыми цезарями должны стать сын М. Максенций и сын Констанция Хлора св. равноап. Константин, находившиеся в Никомидии. Предположительно М. до последнего противился идее своей отставки. Однако его позиция в отношении Максенция неясна. 1 мая 305 г. состоялась церемония отречения М. в Медиолане, одновременно прошла церемония отречения Диоклетиана в Никомидии.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВУНДИЙ, АБУНДАНЦИЙ, МАРКИАН И ИОАНН [Абундий; лат. Abundius], Абунда нций, Маркиа н и Иоа нн († 303), мученики Римские (пам. зап. 16 сент.). Согласно позднему житию (VII-IX вв.), А. и диак. Абунданций обратили ко Христу сенатора Маркиана и его сына Иоанна, к-рого А. воскресил из мертвых; в гонение Диоклетиана все четверо были обезглавлены на 14-й миле Фламиниевой дороги, где сохранился древний храм и катакомба (IV-V вв.); при имп. Оттоне III (983-1002) мощи мучеников перенесены в Рим; в наст. время пребывают в ц. Иисуса (Чивита-Кастеллана). Лит.: BHL, N 16-18; ActaSS. Sept. T. 5. Col. 300-301, 305-306; CIL. T. 11, N 4076; Delehaye. Origines. P. 322. А. Р. Ф. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Базилика свт. Авундия в Комо. XI в. [Абунданций] († 469), свт. (пам. зап. 2 апр.), свящ. из Фессалоники, ставший 4-м епископом г. Комо в Сев. Италии (с 449). Вместе с Евтерием Капуанским был направлен папой Львом I в К-поль для разбора дела Патриарха Анатолия ; созванный в связи с этим Поместный Собор (21 окт. 450) одобрил послание папы к Патриарху Флавиану (т. н. томос Льва), осуждающее учения Нестория и Евтихия ; вскоре это решение утвердил IV Вселенский Собор . По возвращении А. в Италию папа отправил его с посланием о догмате Воплощения в Милан и назначил суффраганом архиепископа (452). Остаток жизни А. провел в пастырских заботах в своей епархии, просвещая язычников. Погребен в Комо в храме апостолов Петра и Павла (в наст. время храм св. Авундия, считающегося покровителем диоцеза); в 1587 г. его мощи перенесены в кафедральный собор. Лат. житие А. датируется VIII-X вв. А. представлен как святитель на фреске в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, сер. VIII в. Ист.: BHL, N 15; ActaSS. Apr. T. 1. Col. 91-95. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 978-979; Savio. Lombardia. T. 2. P. 281-285; Mouterde P.//AnBoll. 1930. T. 48. P. 124-129; idem//MUB. 1930. P. 35-50. Иконогр.: Weis E.// LCI. Bd. 5. Sp. 14. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63044.html

Но для чиновников александрийских, для знати и богачей такой кандидат далеко не был желательным. Они хорошо знали, что Кирилл, при своей энергии и ревности, да еще при такой любви к нему народа, какую они воочию видели, сумеет воспользоваться всеми своими правами и сильно стеснит их произвол и беззаконие. И вот, эта партия выставила кандидатуру архидьякона Тимофея, очевидно, такого человека, который был бы в их руках послушным орудием, или, во всяком случае, смотрел бы, так сказать, сквозь пальцы на их неблаговидную деятельность. В Александрии произошло волнение настолько сильное, что потребовалось вмешательство военной силы, и военачальник Абунданций, как и следовало ожидать, стал на сторону Тимофея. Правда, дело избрания св. Кирилла на кафедру различными историками изображается и освещается не одинаково. Иные дело избрания приписывают исключительно клиру александрийскому и съехавшимся для этого египетским епископам, совершенно не упоминая об участии народа. Кандидатуру Тимофея, по мнению таких исследователей, выставляли, по-видимому, некоторые клирики и поддерживал, Абунданций, а кандидатуру св. Кирилла – епископы. 533 Но Сократ решительно утверждает, что по случаю выборов произошло „народное смятение“. 534 Значит, народ принимал горячее участие в выборах. Иные исследователи, упоминая об участии народа в этом избрании, говорят о мнимом разделении, произошедшем среди самого духовенства, (к какой мысли источники не дают основания); говорят о том, будто бы кандидатуру Тимофея поддерживали солдаты, о чем опять источники не говорят. 535 Да и вообще, история того времени не знает случаев, где-бы солдаты, по своей личной инициативе, принимали участие в выборах епископа. Далее, одни авторы в избрании св. Кирилла видят результаты честолюбивых планов Кирилла 536 ; но и к такому выводу не может привести беспристрастное чтение источников. Итак, народ, несомненно, принимал горячее участие в выборах преемника Феофилу и единодушно отстаивал своего кандидата. И вот, несмотря на противодействие военной силы, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В ответ Стилихон отправил в Константинополь (как бы выполняя ранее направленное ему требование Руфина вернуть восточные легионы обратно) испытанного полководца, гота Гайна, с которым связывал собственные планы. Нет ничего невероятного также в том, что представители «германской» партии на Западе и Евтропий договорились между собой под конкретный случай. По крайней мере, к такому выводу приводит анализ событий. 27 ноября 395 г. легионы Гайна вошли в Константинополь, население во главе с императором Аркадием радостно приветствовало по старой традиции пришедших воинов. И тут готские солдаты окружили Руфина и зарубили его мечами. Как бы в насмешку над его алчностью они носили по городу отрубленную руку Руфина, прося ею милостыню. Часть имущества убитого конфисковали, а другая досталась Евтропию, из чего можно сделать вывод о его главенствующей роли в этом заговоре. Жена и дочь бывшего всесильного опекуна – несостоявшаяся императрица – добровольно уехали в Иерусалим, где и прожили до конца своей жизни 515 . После смерти Руфина новым, фактически единоличным фаворитом, имевшим неограниченное влияние на Аркадия, становится Евтропий. То, что смерть конкурента осталась неотомщённой и он не подвергся наказанию, наглядно показывает степень его влияния в государстве и на императора. Как видно, сам Аркадий в это время совершенно не контролировал ситуацию, которой управляло его многочисленное окружение. Конечно, Евтропий был далеко не ординарным человеком. Но всю мощь своего положения он, человек удивительно честолюбивый и властолюбивый, использовал для уничтожения последних военачальников, ещё способных оборонять Восточную империю, Абунданция и Тимасия. Первый был старым товарищем св. Феодосия, родился в Скифии и даже в 393 г. за воинские успехи удостоился консульства. Но сейчас его осудили за мнимое оскорбление императорского величества и сослали куда-то в отдалённую область, после чего след Абунданция теряется. Сложнее было справиться с Тимасием – для достижения поставленной цели Евтропий договорился с неким воинским начальником с тёмным прошлым по имени Барг, некогда пригретым Тимасием, который и обвинил старого полководца и друга св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Goth. 535 сл. At nunc Illyrici postquam mihi tradita iura Meque suum fecere ducem... Inque meos usus vectigal vertere ferri Oppida legitimo iussu Romana coegi. Cp. In Eutrop. II 214–220. 481 Claudian.In Ruf. 2,400 сл. Unus per medios audendi pronior ense. Prosilit exerto dictisque et vulnere torvus Impetit: Нас Stilicho, quem iactas pellere dextra 487 Zosim.5, 9–10. Бл. Иероним с сочувствием поминает о Тимасии и Абунданции. Местом ссылки последнего он называет Питиунт (Пицунда), а о втором сообщает, что он скрывается в г. Ассе. Hieronimus. Ер. 60, 16. 488 Cod. Just. 9, 8, 5. Quisquis cum miltibus vel privatis, barbaris etiam scelestam inierit factionem aut factonic ipsius susceperit sacramenta vel dederit, de nece etiam virorum illustrium, qui consiliis et consistorio nostro intersunt, senatorum etiam (nam et ipsi pars corporis nostri sunt)... 489 Cod. Theod. 9, 40, 16; 9, 45, 3; 16, 2, 31; Socrat. 6, 5. Ограничения права убежища церкви начались еще раньше, с 392 года. Cod. Theod. 9, 45, 1. 490 Подробное, хотя не вполне ясное описание восстания Фирма и войны с ним см.: Амм. Марц. 3, 167–183 (29, 5). – Мятежное движение в Африке стояло в связи с расколом донатистов, но Аммиан Марцеллин оставил без внимания эту сторону дела. 491 Zosim.5, 11; Oros. 7, 36, 6. Полки эти названы по именам у Клавдиана (Bel. Gildon. ст. 415 и сл). Они были расположены в Италии и Испании. Подробный анализ данных см. в исследовании: Cagnat. L’armee romaine d’Afrique. Paris, 1892. P. 733 сл. – Дочь Гильдона Сальвина вышла замуж за Небридия, племянника жены Феодосия, и жила в Константинополе. 493 Сократ – 5,6 – называет его хилиархом, т. е. трибуном; Филосторгий – 11,8 – дает ему звание комита. 494 Так объясняет начало движения Клавдиан (In Eutrop. II 178). Заразительно подействовал на готов пример Алариха, вознагражденного за разбои и грабежи саном магистра армии. Claud. 214. Tandem Tarbigilum Geticae (alae Hic erat) adgreditur... 496 Claudian.In Eutrop. II... sola renidet In Stilichone salus...

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Феодосии же еще до конца 392 г. достаточно очевидно продемонстрировал свою позицию. Прежде всего, он дал отказ на предложение Евгения разделить с ним консульство 393 года и вместо этого принял консульство сам вместе со своим военачальником Абунданцием. В начале ноября 392 г. Феодосии показал, что он не изменил своей политики по отношению к язычеству: был издан знаменитый впоследствии закон, фактически упразднявший всякий языческий культ (Кодекс Феодосия XVI, 10, 12). Закон касался всех без исключения, запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к оскорблению величества) и почитание ларов, гениев и пенатов; осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа и передачу их в фиск; устанавливал штраф за потворство нарушениям, поощрял информаторов и угрожал должностным лицам, не применяющим этот закон. Таким образом, Феодосии запретил все виды языческой религиозной практики. Этот эдикт справедливо называют «свидетельством о смерти язычества» (А. Донини) и «концом легальной протекции древней религии» (В. Хайд). По существу с изданием этого закона завершилась законодательная борьба с язычеством на Востоке. Дополнительным актом Феодосия можно считать запрещение в 393 г. Олимпийских игр, насчитывавших к этому времени уже более чем тысячелетнюю историю и ассоциировавшихся с языческой древностью. После Феодосия, в правление его сына Аркадия, борьба с язычеством на Востоке велась со стороны государства и церкви уже чисто практическими мерами: путем организации миссий с целью обращения язычников, насильственного разрушения храмов и т. п. Из законов, изданных после смерти Феодосия в самом конце IV в., следует отметить закон о полной отмене всех привилегий для служителей языческого культа (Кодекс Феодосия XVI, 10, 14) от 7 декабря 396 г. и закон о разрушении языческих храмов в сельской местности (Кодекс Феодосия XVI, 10, 16) от 10 июля 399 г., но эти законы можно рассматривать уже как дополнения к упомянутому закону 392 г. Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но что я делаю? Врачую скорбь, успокоенную уже, как думаю, и временем и размышлением, а не разверну перед тобою картину подобных же несчастий царей и бедствий нашего времени, чтобы показать, что не столько нужно оплакивать того, кто лишился этой жизни, сколько нужно радоваться за того, кто избежал стольких зол! Констанций, покровитель арианской ереси, умирает в деревеньке Мопсе в то время, когда готовится против врага и, гневный, спешит к сражению, – умирает, оставляя с глубокою скорбью власть врагу. Юлиан, предатель собственной души и поругатель (jugulator) воинства христианского, узнает в Мидии того Христа, которого прежде отверг в Галлии; в то время, когда хочет раздвинуть еще более пределы римские, теряет и прежде раздвинутые. Иовиан, едва вкусивши царственных благ, погиб, удушенный угольным чадом, показывая всем, что такое могущество. Валентиниан умер, когда была опустошена его родина, умер, оставив неотомщенную свою отчизну. Брат его Валент, потерпев поражение в готской войне во Фригии, Фригию же имел местом смерти и погребения. Грациан, после измены войска, отвергнутый и городами, к которым подходил он, был посмешищем для врага своего, и твои стены, Лугдун (Лион), остаются свидетелями жестокости людской! Валентиниан, юноша и почти отрок, после бегства, после ссылки, после возвращения власти ценою множества крови, был убит вблизи города, свидетеля братней смерти, и бездушный труп его был опозорен виселицею. Что сказать о Прокопие, Максиме, Евгение, которые, пока были всесильны, были грозою народов? Все они пленные стояли пред лицом победителей и (что для некогда могущественнейших верх бедствия) были поражены бесчестием рабства прежде, чем мечем вражеским. Кто-нибудь скажет: такова уже судьба царей, «и молнии поражают те горы, которые наиболее возвышенны» (Гор. Од. X, 2). Перейду к низшим чинам; не буду даже я говорить о тех, которые умирали в последнее двухлетие, и, чтобы не говорить о других, опишу различный конец трех недавно консульских мужей. Бедный Абунданций сослан в Питиунт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Собравши военные силы и провозгласив сына своего Гонория царем в третье свое консульство и в консульство Абунданция, в десятый день месяца января, он снова быстро двинулся на запад, а в Константинополе оставил царствовать обоих сыновей своих. В походе против Евгения присоединились к нему весьма многие варвары, жившие по ту сторону Дуная и желавшие оказать помощь царю в борьбе с тираном. В короткое время он явился с многочисленным войском в Галлию, где Евгений уже приготовился к войне и имел также огромную армию. Сражение произошло при реке, называемой Фригида, которая от Аквилеи течет на расстоянии тридцати шести тысяч шагов. В том месте, где римляне бились против римлян, бой был равный, но там, где сражались союзники царя Феодосия — перевес оставался на стороне Евгения. Видя, что варвары гибнут, царь пришел в величайшее смущение, упал на колени, призывая Бога на помощь, — и молитва его не была отвергнута. Военачальник Вакурий так укрепился мужеством, что с передовыми линиями перебросился в то место сражения, где преследуемы были варвары, разрезал неприятельские фаланги и обратил в бегство тех, которые сами недавно гнали врагов. При этом случилось и еще нечто дивное. Поднялся сильный ветер и стрелы, пускаемые воинами Евгения, обращал на них самих, а стрелам противников их придавал большую стремительность. Столь могущественна была молитва царя! Когда сражение приняло такой оборот, тиран прибежал и повергся к ногам царя, моля его о пощаде, но тут же обезглавлен был воинами. Это произошло в шестой день месяца сентября, в третье консульство Аркадия и во второе Гонория. Виновник всего зла Арбогаст, два дня убегавший от преследования войска Феодосия, видя, что ему не остается никакого средства к спасению, умертвил себя собственным мечем. Глава 26 О том, что, заболев после победы, царь призвал к себе в Медиолан сына своего Гонория и, почувствовав небольшое облегчение, повелел было учредить конские бега, но в тот же день скончался    Но воинские труды расстроили здоровье царя Феодосия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Итак, мы видим, какой недобросовестностью нужно запастись, чтобы можно было бесповоротно осудить св. Кирилла за описанный поступок с евреями. Мы же, не извращая рассказа, данного нам Сократом, постараемся взглянуть на него с различных точек зрения, чтобы правильно понять и оценить этот рассказ и самое событие. Прежде всего, трудно допустить, чтобы св. Кирилл допустил в этом случае грубое нарушение действовавших в то время законов. Если бы это было так, то этот случай был бы роковым для св. Кирилла: изгнать противозаконно 40 тыс. граждан, разграбить их имущество, да ведь это проступок настолько крупный, что он, безусловно, не мог пройти бесследно для Кирилла. Неужели же префект Орест, так враждовавший против Кирилла и не преминувший донести императору об изгнании евреев из Александрии, не счел нужным указать на превышение власти, на грубое нарушение законов, допущенное Кириллом? Между тем мы видим у Сократа, что Орест в своей жалобе императору высказывает только свое огорчение и скорбь, что город внезапно лишился такого громадного количества жителей и при том таких, в руках которых сосредоточивалась почти вся торговля и промышленность. Он, следовательно, указывает не на противозаконность, а на невыгодность изгнания евреев из Александрии. Кроме того, и евреи вскоре вернулись бы назад, если бы изгнание их было беззаконием, и Орест, крайне недовольный Кириллом, равно как и военачальник Абунданций, противодействовавший Кириллу уже при выборе на кафедру, не побоялись бы с военной силой выступить против бунтовавшей толпы и защитить евреев, как при изгнании, так и при возвращении их в Александрию. 630 Ясно, что у Сократа кроется здесь какая-то недомолвка. Он стоит в этом рассказе, очевидно, на стороне Кирилла и считает его поступок не только не предосудительным, но даже и похвальным. А если так, то Сократ легко мог допустить и преувеличение, сгустить краски при описании этого поступка св. Кирилла. Действительно, он, например, говорит, что „все“ евреи были выгнаны из Александрии. Но можно ли это допустить? Ведь, безусловно, не все евреи были врагами христиан: безусловно, между ними были и искренне расположенные к христианам, а иные и в родстве с ними находились. С другой стороны, ведь не все же христиане, особенно же чиновники и, тем более, язычники, которых в Александрии было немало, сочувствовали Кириллу, а не сочувствовавшие легко могли укрыть у себя многих евреев на время вспышки народного гнева. Далее. Сократ говорит, что все евреи бежали „без ничего“. Здесь также явно преувеличение. Можно ли допустить, что евреи не могли захватить с собою, например, драгоценности, деньги, золото и т. п., или по крайней мере, не успели припрятать все подобное, зарыв, например, в землю. Нет, Сократ явно преувеличивает грандиозность факта.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004