Закончив свое образование, Кирилл отправился в Нитрийскую пустыню. Здесь под руководством Серапиона он отдался изучению богословия с таким неутомимым рвением, что в течение одной бессонной ночи прочел все четыре евангелия и послания 3147 . К Оригену он чувствовал отвращение, за то сочинения Климента и Дионисия, Афанасия и Василия беспрестанно были у него в руках. Изучая спорные вопросы и в теории, в на практике, он укрепил свою веру и на них изощрил свой ум. Кирилл молился и постился в пустыне, но его помыслы были обращены на здешний мир 3148 , и честолюбивый отшельник охотно исполнил желание дяди, пригласившего его в Александрию. С одобрения Феофила Кирилл принял на себя обязанности проповедника и скоро снискал себе популярность 3149 . В 403 году вместе со своим дядей он отправился в Константинополь и присутствовал на соборе π δρν против Златоуста 3150 , врагом которого он оставался до конца жизни. Согласившись около 417 г. вписать по настоянию Аттика константинопольского и Исидора Пелусиота 3151 имя Иоанна в церковные диптихи 3152 , Кирилл даже в последние годы своей жизни все еще нашептывал, что осуждение Иоанна Златоуста было основательно 3153 . Смерть Феофила 15 октября 412 г. открыла более широкое поле для честолюбивых желаний его племянника. Выборы прошли не без споров. Духовенство разделилось на партии. Администрация с военачальником Абунданцием во главе 3154 , опасаясь властолюбия Кирилла, высказалась за кандидатуру архидиакона Тимофея. Но народная толпа отстояла с помощью криков и насилия интересы своего любимца, и Кирилл вступил на архиепископскую кафедру 3155 . Опасения египетского начальства были небезосновательны. Кирилл «вступил на епископство, говорит Сократ 3156 , с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священного сана и начало самовольно распоряжаться делами». Сильный умом и мужественный духом Кирилл управлял подвижной, волнуемой пылкими страстями своей паствой твердой, властной рукой, внушая к себе уважение, смешанное со страхом 3157 . При всяком удобном случае, он желал показать гражданской администрации, кто владыка Египта. И общественная, и частная благотворительность подчинялась его произволу. Его голос или воспламенял или укрощал страсть народной толпы; его приказания слепо исполнялись подчиненными ему параваланами 3158 , освоившимися при ежедневном исполнении своих обязанностей со сценами убийства 3159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Феофил скончался в октябре 412 года, и его смерть сразу же породила раздоры в Александрийской церкви по поводу избрания нового архиепископа. Сократ описывает это так: «Одни хотели возвести на престол архидиакона Тимофея, а другие – Кирилла, сына сестры Феофила. Во время происшедшего по этому случаю народного смятения сторону Тимофея поддерживал военачальник Абунданций. Посему Кирилл возведен был на престол уже в третий день по смерти Феофила и вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами» 599 . Как видно из этого сообщения, государственная власть в лице Абунданция, бывшего командующим военными силами Египта (вероятно, с титулом «комита военных дел Египта» – comes [rei militaris] Aegypti), не стояла на стороне св. Кирилла, но его поддерживала основная часть клира и мирян, которая и поспешила с хиротонией («в третий день по смерти Феофила»). Спорить было из-за чего, ибо издавна Александрийский архиепископ обладал самыми широкими полномочиями: «...все епископы Египта и прилегающих стран подчинялись Александрийскому епископу как своему главе. Власть его была обширна и развилась весьма рано» 600 . Под управлением его находилось огромное количество епархий (и даже несколько митрополий), приходов и монастырей 601 ; он был по своему влиянию и значению часто первым человеком в Египте и далеко не последним во всей империи. Подобная широкая власть таила в себе много соблазнов, а потому для подлинно христианского архипастыря возникала насущная необходимость умело и осторожно ею пользоваться. Бремя этой власти св. Кирилл взвалил на свои плечи, будучи еще сравнительно молодым человеком (32–37 лет). Сам святитель в полной мере осознавал высокую ответственность своего служения. В этом плане примечательно его первое «Пасхальное послание», датирующееся 414 годом 602 . Здесь он прежде всего воздает должное своему предшественнику и дяде, называя его «славной и всечестной памяти отцом нашим Феофилом», а тем самым как бы намекает на определенную преемственность и связь своего архипастырства с его служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Это знакомство даст нам возможность ближе и глубже вникнуть в рассматриваемый предмет и постановить более правильные и надежные заключения. Древнейшим в ряду африканских соборов считается, бывший во времена Агрипина – епископа карфагенского, собор о крещении еретиков в двести семнадцатом году; об этом соборе упоминают Киприан в своих письмах к Квинту и Юбаяну 14 , также блаженный Августин в книге о крещении 15 . Последующим собором признается собор, бывший в 242 году по делу об еретике Привате, явившемся в Ламбезитанской колонии и осужденном 90 епископами. Об этом соборе упоминает Киприан в письме к папе Корнилию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков 16 . Дальнейшими соборами считаются соборы, бывшие при святом Киприане и под его председательством. К этим соборам принадлежат: Собор 254 г. о даровании мира падшим и искавшим примирения с церковью. Об этом соборе и его определении говорит Киприан в письме к Антониану 17 . Собор 255 года о том же предмете по делу Филициссима и Новациана. Определение собора содержится в послании собора к Корнилию римскому, сохранившемся в письмах св. Киприана 18 . Собор 257 года о крещении младенцев прежде восьми дней, определение которого изложено также в сохранившемся в письмах св. Киприана соборном послании к Фиду 19 . Собор 258 года о допущении к покаянию либеллятиков. Соборы 254, 255 и 256 гг. по вопросу о крещении еретиков. Определение первого из них, состоявшего из 31 епископа, содержится в послании собора к Яннуарию и прочим нумидийским епископам 20 ; определения второго, состоявшего из 71 епископа, в письме св. Киприана к папе Стефану 21 , и третьего, состоявшего из 87 епископов Африки, Нумидии и Мавритании в письмах к Юбаяну, Помпею и Магну 22 . Сведения о последнем соборе имеются и у блаженного Августина . Между соборами, бывшими при Аврелие карфагенском епископе, первым следует поставить знаменитый Иппонийский собор 393 г. в консульство Феодосия и Абунданция. На этом соборе составлен 41 канон. Относительно этого собора следует заметить, что в актах карфагенского собора 525 года, бывшего при Вонифатие, он не считается первым в ряду других карфагенских соборов, бывших при Аврелие, хотя каноны иппонийского собора приняты в состав правил карфагенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   Папа уверяет, что «апостольская церковь — мать империи» — всегда сохраняла это правило веры и, по благодати Божией, никогда не впадала в ереси. Это чистое учение, принятое от начала от князей-апостолов, пребудет непорочным до конца, по обетованию Господа: «Симон! Симон, ce сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе... и ты... обратившись, утверди братьев твои (Лк. 22:31-32)».    Папа Агафон хочет следовать примеру своих предшественников. Он излагает историю ереси. Но повсюду замалчивает случай с Гонорием. Приглашает императоров и Константинопольских патриархов отвергнуть ереси и принять православное учение, которое опирается на непоколебимую скалу римской церкви, quae ejus gratia atque praesidio ad omni errore illibata permanet.    Папа многократно повторяет о непогрешимости всех своих предшественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь.    Другой документ, врученный послам, — это соборное послание, адресованное также императору Константину и его братьям (Ираклию и Тиверию, которых он присоединил к власти), от папы Агафона cum universis synodis subjacentibus consilio Apostolicae sedis.    И здесь римляне благодарят императоров за ревность к поддержанию светильника истинной веры, хранимого церковью римской: «Свет учения нашей кафолической и апостольской веры, исходя из источника всякого света — Христа — через князей апостолов Петра и Павла и их преемников на римской кафедре до Агафона включительно, светит всему миру, и никакой еретический мрак не затмит его». Тут ссылка на недостаток просвещения из-за нашествия варваров. Далее приводится вышеуказанное символическое Исповедание о двух волях с просьбой к императору поддержать его, а еретические учения отвергнуть. И учители ересей перечисляются: Феодор Фаранский, Кир Александрийский, Сергий, Пирр, Павел и Петр Константинопольские. И конечно, полное молчание о Гонории.    Послами от римской церкви, привезшими эти документы, были пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн. Как заместители папы, они подписывались затем под протоколами собора на первом месте. От западного епископата — три итальянских епископа: Абунданций Патернский, Иоанн из Реджио и Иоанн из Порта Римского. Затем пресвитер Феодор — представитель равеннской церкви — и четыре греческих монаха. Всего десять человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такое высокое мужество и такое необыкновенное усердие папы римского в восстановлении веры были несносны для нечестивого императора Константа 22 . Он не только подверг жесточайшей казни деятельнейшего помощника и союзника Мартинова в этой борьбе, благочестивейшего и ученейшего инока Максима, и двоих Афанасиев, его учеников, но и самого папу Мартина приказал, сначала экзарху Олимпию, а потом Феодору Каллиопе, схватить и представить в Константинополь. Отсюда он сослан был в Херсонес, где среди различных страданий и бедствий прославил и скончал свое первосвященство особым родом продолжительного, медленного мученичества, прославившись кроме того многочисленными чудесами. Спустя несколько времени после этого, когда ненавидимый всеми император отправился в Сицилию, некто Андрей, сын Троила, в бане ведром раздробил ему голову 23 . Таким бедственным концом жизни Констант положил начало своим вечным мучениям в аде. Константу наследовал сын его Константин, по прозванию Погонат, ревностнейший приверженец православной веры. Желая уничтожить лежавшее на его доме, как бы наследственное пятно, он вошел в сношение сначала с Домном 24 , папою римским, потом с его преемником Агафоном относительно созвания в Константинополе вселенского собора под председательством папских легатов. Агафон изъявил согласие 25 и употребил свою власть для достижения этого. Собравши в Риме собор из 120-ти епископов, он послал в Константинополь четверых легатов для председательствования на соборе от его имени, именно: пресвитеров Феодора и Георгия, диакона Иоанна и иподиакона Констанция, вручив им превосходные и весьма ученые послания к императору и собору. В этих посланиях он изложил, на основании самых ясных мест св. Писания, на основании святоотеческих свидетельств и преданий, православную веру 26 . На сей константинопольский собор от имени римского собора, бывшего под председательством Агафона, отправились епископы Иоанн портуенский, Абунданций патернский и Иоанн регийский, также пресвитер Феодор, в качестве наместника епископа равеннского Феодора. На соборе присутствовали также три восточных патриарха: Георгий константинопольский, Макарий антиохийский, Петр александрийский , также пресвитер Георгий – от лица иерусалимской церкви. С ними было весьма большое количество епископов, относительно числа которых писатели не вполне согласны между собою. При этом одни из них имеют, кажется, в виду только епископов, лично присутствовавших на соборе, коих было около ста семидесяти; другие насчитывают много более, имено до двух сот семидесяти девяти, может быть, включая в это число тех, которые подписали послание римского собора и которые считались как бы присутствовавшими на вселенском соборе в лице легатов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Папа уверяет, что «апостольская церковь — мать империи» — всегда сохраняла это правило веры и, по благодати Божией, никогда не впадала в ереси. Это чистое учение, принятое от начала от князей-апостолов, пребудет непорочным до конца, по обетованию Господа: «Симон! Симон, ce сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился ο тебе... и ты... обратившись, утверди братьев твои (Лк. 22:31-32).» Папа Агафон хочет следовать примеру своих предшественников. Он излагает историю ереси. Но повсюду замалчивает случай с Гонорием. Приглашает императоров и Константинопольских патриархов отвергнуть ереси и принять православное учение, которое опирается на непоколебимую скалу римской церкви, quae ejus gratia atque praesidio ad omni errore illibata permanet. Папа многократно повторяет о непогрешимости всех своих предшественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь. Другой документ, врученный послам, — это соборное послание, адресованное также императору Константину и его братьям (Ираклию и Тиверию, которых он присоединил к власти), от папы Агафона cum universis synodis subjacentibus consilio Apostolicae sedis. И здесь римляне благодарят императоров за ревность к поддержанию светильника истинной веры, хранимого церковью римской: «Свет учения нашей кафолической и апостольской веры, исходя из источника всякого света — Христа — через князей апостолов Петра и Павла и их преемников на римской кафедре до Агафона включительно, светит всему миру, и никакой еретический мрак не затмит его.» Тут ссылка на недостаток просвещения из-за нашествия варваров. Далее приводится вышеуказанное символическое Исповедание ο двух волях с просьбой к императору поддержать его, a еретические учения отвергнуть. И учители ересей перечисляются: Феодор Фаранский, Кир Александрийский, Сергий, Пирр, Павел и Петр Константинопольские. И конечно, полное молчание ο Гонории. Послами от римской церкви, привезшими эти документы, были пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн. Как заместители папы, они подписывались затем под протоколами собора на первом месте. От западного епископата — три итальянских епископа: Абунданций Патернский, Иоанн из Реджио и Иоанн из Порта Римского. Затем пресвитер Феодор — представитель равеннской церкви — и четыре греческих монаха. Всего десять человек.

http://sedmitza.ru/text/1332528.html

С другой стороны, известно, что северная часть Италии (диоцез Italia Annonaria), главным городом которой в гражданском и в церковном отношении был Медиолан (Милан), проводила свой собор под председательством архиепископа Медиоланского. О независимом положении от Рима церквей этого диоцеза в период понтификата Льва свидетельствует соборное послание, направленное ему в августе или сентябре 451 г. от имени Евсевия Медиоланского и собора его Церкви. В этом послании Евсевий сообщал о том, что он и его Церковь принимают папский «Томос» к Флавиану, а также осуждают сторонников Евтиха 50 . Из письма следует, что медиоланский епископ обладает правом церковной власти в целом ряде провинций Италии и естественным образом не подчиняется папской юрисдикции. Медиоланская Церковь проводит свой особый собор, состоящий из епископов и митрополитов целого ряда провинций северной Италии, имена которых прилагаются в сохранившемся списке послания 51 . Евсевий пишет Льву: «Итак, уведомив братьев и соепископов и созвав собор, мы взяли экземпляр ваших писем. Осмотрев на соборе священников Господа послание вашего блаженства, которое привезли наш святой брат-соепископ Абунданций и мой сопресвитер Сенатор, и заслушав их рассказ, как это и было обозначено в ваших писаниях, согласно последовательности повестки дня, мы истребовали и зачитали исполненное во утверждение веры послание, которое ваша святость уже давно направила на Восток и которое дошло до нас после вашего напоминания через нашего святого брата-соепископа Цереция. Стало ясно, что оно сияет совершенной простотой веры, а также утверждениями пророков, евангельскими наставлениями и свидетельствами апостольского учения, излучает некое сияние света и сходится со всеми смыслами, которые блаженный Амвросий, будучи побуждаем Святым Духом, вложил в свои книги о таинстве воплощения Господня. И поскольку всё оно со всей чистотой соответствует вере предков, переданной нам в древности, то оно, господин святой и блаженнейший отец, оказалось угодным всем тем, которых подпись изъявляют ниже приложенные имена» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (нач. IV в.), мч. (пам. зап. 24 дек.) в г. Сполетий (совр. Сполето, Италия). «Мученичество» Г. принято датировать 2-й пол. V - нач. VI в. Согласно этому памятнику, Г. был пресвитером, пострадал в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана . Будучи схвачен и приведен к судье Флакку, исповедал себя христианином, за что подвергся пыткам: его били палками по спине и животу, а затем жгли на решетке для жарки. При этом произошло землетрясение, и в одном из кварталов Сполетия рухнул языческий храм, задавив 300 язычников, совершавших там жертвоприношение. Позднее мученика в оковах бросили в темницу, где он сподобился посещения ангела. На следующий день Флакк приказал опять пытать Г., но, не сумев склонить его к отречению, повелел некоему Тиркану отвести мученика в амфитеатр и обезглавить. После казни на арену были выпущены голодные звери, чтобы растерзать тело Г., однако животные не прикоснулись к нему. Благочестивая матрона Абунданция забрала тело мученика, дав Тиркану взятку, и погребла его за городской стеной. Память Г. впервые фиксируется в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), откуда она перешла в Мартиролог Узуарда и Римский Мартиролог. В X в. Флодоард Реймсский в соч. «О победах Христа в Италии» (De triumphis Christi apud Italiam. 8. 12) создал стихотворную версию «Мученичества» Г., также известно краткое поэтическое переложение этого памятника, сделанное Винцентием из Бове (XIII в.). «Мученичество» Г. представляет собой пересказ сюжета, общего для житий мн. др. мучеников. Одна из лат. версий «Мученичества св. Георгия Победоносца» (BHL, N 3387) почти дословно повторяет «Мученичество» Г.: изменено лишь имя святого, время и место страдания. Почитание Г. больше распространено в Германии, поскольку в X в. его мощи были перенесены в Кёльн архиеп. этого города свт. Бруно . Известна икона Г. на титульном листе Кёльнского Миссала, изданного в 1626 г., где, как и на витраже XIII в. в Кёльнском соборе, Г. изображен в пресвитерском облачении, с книгой и пальмовой ветвью в одной руке и с мечом - в другой. Ист.: BHL, N 367; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 737-740; Surius L. De probatis vitis sanctorum. Coloniae, 1618. T. 12. P. 307-308. Лит.: Caraffa Ph. Gregorio di Spoleto//BiblSS. Vol. 7. Col. 212-213. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/166593.html

2000. P. 6). В 403 г. К. присутствовал вместе с архиеп. Феофилом на Соборе «при Дубе», осудившем свт. Иоанна Златоуста. Об этом К. упоминает в одном из позднейших писем ( Cyr. Alex. Ep. 33. 4//ACO. T. 1. Vol. 1(7). P. 148). Первый период епископства (412-428) 15 окт. 412 г. архиеп. Феофил скончался. Избрание нового предстоятеля сопровождалось волнениями. Одним из претендентов был архидиак. Тимофей, к-рого поддержал военачальник Абунданций, но предпочтение было отдано К., и он был возведен на престол уже на 3-й день, 18 окт. 412 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 7). Сократ с горечью отмечает, что новый епископ начал свою деятельность с гонения на новациан, в то время как их не трогал предшественник К. и к ним было терпимое отношение в других местах, напр. в К-поле, где в июне 383 г. имп. Феодосий Великий разрешил новацианам, как разделяющим веру в единосущие Сына, проводить богослужебные собрания (Ibid. V 10; см.: Wessel. 2004. P. 19). После избрания К. «тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 7) - в сущности поступил так же, как за неск. лет до того свт. Иоанн Златоуст в М. Азии (Ibid. VI 11). В борьбе с язычеством К. выступил прямым продолжателем архиеп. Феофила, правление к-рого было отмечено массовым закрытием языческих храмов ( Wessel. 2004. P. 48-49). После разрушения архиеп. Феофилом храма Сераписа в Александрии важным центром языческого культа оставалось древнее капище Исиды Врачевательницы в Минуфе (Менутисе) близ Канопа , в 20 км от Александрии, в устье Нила, привлекавшее ложными чудесами и предсказаниями. К. очистил это капище и торжественно перенес сюда мощи св. бессребреников Кира и Иоанна , положив их в устроенной на месте бывш. языческого храма церкви, что вызвало приток паломников, жаждавших исцелений. Сохранились фрагменты 3 проповедей, сказанных К. по этому поводу ( Cyr. Alex. Hom. div. 18). Обычно это деяние относят к 28 июня 414 г.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003   004