De mort. persecut. 15. 6) (см. Гонения на христиан в Римской империи ). Преследования весьма последовательно проводились им в Риме и по всей Италии, в Сев. Африке и Испании ( Barnes. 1981. P. 23). Известно весьма значительное число имен мучеников, пострадавших от гонений М. в этих регионах. Во мн. актах мучеников и житиях в качестве гонителя назывался имп. Диоклетиан, хотя в действительности преследования в данной местности осуществлял М. Среди наиболее почитаемых жертв гонений М. известны св. Севастиан , рим. офицер, живший в Медиолане, Марк и Маркеллин и их дружина (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.; дата их смерти встречается под 288 или 304 г.). Также известны еп. Викентий Меванийский (пам. зап. 6 июня), еп. Ианнуарий Беневентский (пам. 21 апр.; пам. зап. 19 сент.), архидиак. Евпл Катанский (пам. 11 авг.), сщмч. Викентий Августопольский (Цезаравгустский; пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), мц. Евлалия Барцинонская (пам. 22 авг.; пам. зап. 12 февр.); Авундий, Абунданций, Маркиан и Иоанн , мученики Римские (пам. зап. 16 сент.), св. Максимилиан Тевестский (пам. зап. 12 марта), св. Маркелл Танжерский (пам. зап. 30 окт.); мученики Вит, Модест и Крискентия (пам. 16 мая, 15 июня) и др. В 303 г. М. с Диоклетианом отпраздновали биценналии (20-летие правления) последнего; императоры вместе посетили Рим. Вероятно, в это время Диоклетиан, окончательно решивший отречься от власти, потребовал от М. обещания уйти в отставку одновременно с ним, передав титулы августов своим цезарям Констанцию и Галерию ( Lact. De mort. persecut. 20. 4). Возможно также, что в придворной среде происходила острая борьба за избрание новых цезарей для формирования 2-й тетрархии. Часть окружения М. и Диоклетиана считали, что новыми цезарями должны стать сын М. Максенций и сын Констанция Хлора св. равноап. Константин, находившиеся в Никомидии. Предположительно М. до последнего противился идее своей отставки. Однако его позиция в отношении Максенция неясна. 1 мая 305 г. состоялась церемония отречения М. в Медиолане, одновременно прошла церемония отречения Диоклетиана в Никомидии.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Мариав пресв., муч. Персидский в 362 г., с Дисаном еп. и др. 9 апр. Мариамна св., сестра ап. Филиппа. 17 февр. Мариам прав., сестра прор. Моисея. В нед. праотец. Мариан диакон, муч. Римский, из дружины Хрисанфа и Дарии. 19 марта. Марионилла, мученица Егип., с Иулианом и Василиссой, ок. 285 года. 8 янв. Мария Магдалина. 22 июля. Мария Клеопова и Мария, сестра Лазаря. В нед. Мироносиц. Мария, мученица Кесарийская (Пал.), с Кириакией и Калерией. 7 июня. Мария дева. муч. с сестрой Марфой. 6 февр. Мария муч , с Феклой и Марфой. 9 июня. Мария, преподобная Египетская, ум. 522. 1 апр. Мария, преподобная 5 в., с Ксенофонтом. 26 янв. Мария, преподобная Вифинская, подвизавшаяся в мужском образе под именем Марина. 12 февр. Мария патрикия, мученица Цареградская при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Мария блаженная, с Аврамием затворником. 29 окт. Маркеллина св. (4 в.), с мучч. Епиктетом и Астионом. 7 июля. Маркеллин, благовестивший слово Божие в Испании, в 1 в. со св. Лукианом 3 июня. Маркеллин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Маркеллин, папа Римский, и с ним Клавдий, Кирин и Антонин, мучч. в 304 году. 7 июня. Маркелл священномуч., еписк. Сицилийский, ученик ап. Петра. 9 февр. Маркелл, папа Римский, с дружиною, муч. при Максимиане, и Максентии, в 310 году. 7 июня. Маркелл, муч. при Иулиане, с Елпидием и Евстохием. 15 ноября. Маркелл и Антоний, мучч. 1 марта. Маркелл муч., еп. Апамейский 5 в. 14 авг. Маркелл преп., игумен обители Неусыпающих, ум. ок. 488. 20 декабря. Маркиан, еписк. Сиракузский, ученик ап. Петра. 30 окт. Маркиан, Никандр, Иперехий и др., мучч. Егип. при Максимиане. 5 июня. Маркиан, муч. Иконийский. 13 июля. Маркиан и Мартирий, нотарии св. Павла, патриарха Цареградского, мучч. от ариан ок. 355 года. 25 окт. Маркиан, преп. Кирский, ум. ок. 388. 18 янв. и 2 ноября. Маркиан преп., пресв. и эконом Великой Церкви, 5 в. 10 янв. Маркиан, муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 августа. Марк, или Марко, евангелист, ап. из 70. 25 апр. Марк, ап. из 70, еп. Вивлийский, с Аристархом и Зиной. 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Первое по времени известие о книгах Аполлинария, пущенных в обращение под именами св. отцов, дает нам император Маркиан. Немного спустя после того времени, когда Евтихий в письме к папе Льву выставлял себя последователем св. отцов Юлия, Феликса, Афанасия и Григория, отвергавших две природы во Христе, именно в 452-м году, император Маркиан счел нужным отправить к александрийским монахам особое послание с целью засвидетельствовать пред ними правильность определений Халкидонского собора. Желая утвердить монахов в той мысли, что „ничего новаго не введено святым вселенским собором», Маркиан пишет: „святейший и вселенский собор, последуя учению святых и достопочтенных отцев, все определил, и ниспроверг нечестие Евтихия, коему последовал Диоскор и некоторые другие, которые не боятся распространять в народе книги Аполлинария, выдавая их за изречения св. отцов 508 , чтобы своею ложью уловить простые умы» 509 . Итак, по словам Маркиана, вскоре после собора Халкидонского, монофизиты распространяли в народе сочинения Аполлинария, выдавая их за творения св. отцов, и распространяли именно с целью привлечь на свою сторону простые умы. Отсюда следует, что, во 1-х, во времена Маркиана существовали книги, надписанные именами св. отцов, но на самом деле принадлежавшие Аполлинарию; во 2-х, что в этих книгах излагались воззрения, очень близкие к монофизитству и, в 3-х, что монофизиты пользовались этими книгами для обвинения Халкидонского собора в „новшестве» и для убеждения простых умов в правоте своего учения. Маркиан не говорит о том, откуда он заимствовал эти сведения; он не находит нужным также прибегать к какому-либо доказательству для подтверждения своих слов: он упоминает о книгах Аполлинария, надписанных именами св. отцов, как о факте известном и не нуждающемся ни в каких пояснениях. Маркиан жил в такое время, когда еще сохранялись рукописи сочинений Аполлинария в их первоначальном виде и когда, поэтому, у людей, сведущих в истории церковной литературы, имелись твердые данные для обличения подлога. Маркиан касается вопроса о подлоге только мимоходом, и потому не приводит этих данных, да к тому же в его время этот вопрос еще не был предметом спора; но что он опирается на внешних, объективных основаниях, об этом говорит тон и оффициальный характер его заявления 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Не имея у себя ничего, Маркиан отвёл нищего в сокровенное место и там, сняв с себя последнюю одежду, отдал ему оную, а сам, снова облачившись в ризы, присоединился к клиру и, войдя в церковь , стал совершать Божественную службу. Тут был патриарх и множество духовенства. Каково же было удивление всех бывших тогда в церкви других пресвитеров, когда они увидели у Маркиана надетую под ризами чудную блиставшую золотом царскую одежду? И вот, одни из видевших стали негодовать, что Маркиан литургисает в царской одежде, и сказали об этом патриарху. Патриарх отвечал, что и он в такой же одежде Маркиана видел. Когда же окончилась служба, он отвёл Маркиана в ризницу и сказал: «Хорошо ли, брат, поступил ты, служа в одежде царской?» Маркиан пал к ногам патриарха и отвечал: «Прости меня, Владыка, я не знаю, в чём ты обвиняешь меня! От юности я не любил пышных и дорогих одежд, теперь же ли мне решаться носить оные?» Патриарх сказал: «Зачем запираешься? Не все ли мы видели тебя одетым в одежду царскую?» И с этими словами открыл ризу, которой Маркиан прикрывался. Каково же было его изумление, когда под нею он увидел почти обнажённое тело святого? И он, и все бывшие в алтаре были поражены; и патриарх стал настаивать, чтобы Маркиан открыл всем свою тайну. Последний из послушания сознался, что он ради Христа, идя в церковь, отдал свою последнюю одежду нищему. И тут все поняли, что Маркиан за своё милосердие был взыскан особою милостью Божьею, и все прославили Бога. Из этого примера открывается, что слова Златоуста «Бог хочет от нас одеян быть» нужно понимать так, что Бог хочет, чтобы мы не отказывали нищему в необходимой и приличной одежде; а слова «хочет быть одеян, чтобы нас одеть» нужно разуметь в том смысле, что за одежду, поданную нами нищему, Он хочет и нас одеть небесною Своею славою. И это открывается не из одного примера святого Маркиана, но и из слов Самого Спасителя. Кому на Суде относит Он одежду, поданную нищему? Самому Себе, ибо говорит: «был наг, и вы одели Меня» ( Мф.25:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но не остался навсегда Маркиан вне общения с Православною Церковью. По кончине Евфимия Великого благочестивый Маркиан, мучимый упреками совести, собрал всех отщепенцев в своей обители и сказал: «Доколе, братия и отцы, мы будем раздирать на части тело Церкви, не испытав воли Божией, и основываться только на собственном мнении? Нам должно смотреть, чтобы тогда, как мы думаем идти истинным путем, не попасть в непроходимые места. Последуем лучше примеру апостолов и бросим жребий: кому нам следовать – епископам или инокам? Ежели жребий падет на сторону иноков, то мы останемся при том, чего теперь держимся; а если на сторону епископов, то присоединимся к ним». Все одобрили слова аввы; бросили жребий, и он пал на епископов. Тогда все иноки, державшиеся евтихианства, присоединились к Православной Церкви, кроме Геронтия и Романа. Предводимые Маркианом, все иноки его обители отправились в Иерусалим, и патриарх Мартирий принял их в общение с Церковью с распростертыми объятиями; событие это сопровождалось великим торжеством, в котором принимал участие и весь город. Возвратившись в недра Православной Церкви, преподобный Маркиан усугубил ревность свою о нравственном преуспеянии, умножил духовные подвиги – и при помощи Божией достиг высокого нравственного совершенства и сподобился дара чудес и небесных видений. Преподобный Савва Освященный, основавший много иноческих обителей, трудился в одно время с братиями над устройством Кастеллийской киновии. Съестные припасы у них давно уже истощились, и они изнемогали от голода. В это время, в одну ночь, когда преподобный Маркиан сидел в своей келье и дремал, вдруг келья его осветилась, и перед ним предстал светоносный Ангел, который сказал ему: «Вот ты, Маркиан, сидишь спокойно и имеешь все нужное для телесной пищи, а раб Божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братиями: они изнемогают от голода. Итак, без отлагательства пошли им пищи, дабы они не ослабели». Сказав это, Ангел стал невидим. Маркиан тотчас же отправил в Кастеллий к великому Савве различных съестных припасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Десятый день. Поучение 1-ое. Св. преподобный Маркиан. (Добродетель храмоздания). I. Преподобный Маркиан, прославляемый ныне, был пресвитером и экономом константинопольской церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большие суммы на этот храм, святой отвечал: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшения ея?» Св. Маркиан был так добр что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду, оставаясь даже без рубашки. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения: он молитвою изгонял демонов и исцелял больных. Пред своею смертию св Маркиан начал строить храм во имя св. Ирины, но не успел окончить построения его. Умирая он сказал: «Господи, в руки Твои предаю и душу свою, которую ты дал мне, и церковь (в честь св. Ирины), которую я по Твоей милости созидал». Преподобный скончался во второй половине пятого века, и был погребен в монастыре св. Иоанна Предтечи. Церковь же св. Ирины скоро была достроена усердием Верины, супруги царя Льва, вступившего на престол после царя Маркиана. (Ч.-М.). II. Преподобный Маркиан, которого Сам Бог прославил даром чудотворения за его любовь к созиданию и благоукрашению святых храмов Божиих , научает нас заботиться о святых храмах и содействовать их построению и украшению. В виду сего скажем о добродетели храмоздания. а) Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

также: Нищелюбие . Преподобный Маркиан-пресвитер, питая особенное благоговение к святой мученице Анастасии, устроил в честь нее церковь и пожелал перенести туда ее святые мощи. Для этого он пригласил Патриарха Геннадия, много духовенства, и собралось множество народу. Когда шествие с мощами мученицы открылось и Маркиан шел впереди, один из нищих стал просить у него милостыню. Денег у Маркиана не было, но он не долго думал. Скрывшись на минуту от народа, он снял с себя одежду, отдал ее просившему, а сам остался в одной только священнической ризе. Поступка его никто не заметил. Мощи затем были перенесены и поставлены на свое место, началась Божественная литургия. Маркиан присоединился к числу служащих. По Причащении Святых Тайн они приступили к омовению рук, и с ними – Маркиан. Стараясь скрыть недостаток в одежде, он, озираясь, все оправлял на себе ризу, а окружавшие его, о чудо! видели, что под ризой у него надета чудная царская одежда. Это соблазнило их, и они доложили об этом Патриарху. “Да я и сам видел то же,” – отвечал им святитель. По окончании службы он отозвал преподобного и сказал ему: “Поступаешь вопреки закону, брат! Ну прилично ли было литургисать тебе в царской одежде?” Маркиан со смирением пал к ногам святителя и воскликнул: “Прости меня, Владыко, я не виновен в этом!” – “Да мы все видели тебя в царской одежде, – продолжал Патриарх, – зачем препираешься?” Но в это время некто из присутствующих открыл ризу преподобного, и все увидели его тело без всякой одежды. Тут узнали и о его поступке с нищим и все поняли, что виденное на нем царское одеяние было особенным, чудесным знаком к нему милости Божией. Все прославили Бога. За свою любовь к бедным Маркиан удостоился впоследствии и других милостей от Бога: он получил дар чудотворений и изгонял бесов, исцелял больных и воскрешал мертвых. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 366). 451. Мудрый способ, придуманный святым папой Аполлинарием Александрийским для оказания милостыни обедневшему юноше См. также: Мудрость . Вот какой рассказ слышали о папе Александрийском, святом авве Аполлинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Авив, муч. Персидский (327), с Ионой и Варахисием. 28 марта. Авив, из 26 мучч. готфских, 4 века. 26 марта. Авив, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Авид, или Авдий, муч. Персидский в нач. 5 века. 5 сент. Авксентий, муч. Севастийский при Ликинии, с Евстратием и др. 13 дек. Авксентий, преп. Вифинский, ум. ок. 470. 14 Февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. Халкидонского, при иконоборцах. 18 апр. Авкт, Таврион и Фессалоникия, мучч. Македонские. 7 ноября. Авраам праведный и Лот, племянник его. 9 окт. Авраам преп., еписк. Каррийский, сконч. при Феодосии Младшем (408–450). 14 Февр. Аврамий, еп. Арвильский, муч. Персидский при Сапоре, в 344. 4 февр. Аврамий преп., затворник, ск. ок. 570, и блаж. Мария, племянница его. 29 окт. Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 окт. Аврамий, муч. Болгарский (1229). 1 апр. Аврамий, преп. Смоленский, прест. в 12 в. 21 авг. Аврамий, преп. Галицкий, ум. 1375. 20 июля. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский при Диоклетиане. 12 сент. Авудим, муч. Тенедосский при Диоклетиане. 15 июля. Авундий, муч. Римский при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. Интерамнийского. 30 июля. Агавва Измаильтянин, преп. Сирийский 5 века. 22 ноября. Агав, ап. из 70, предрекший узы Павловы. 8 апр. Агапит диакон, муч. Римский при Валериане, с Лаврентием архидиаконом. 10 авг. Агапит преп., еп. Синадский, исповедник при Ликинии. 18 Февр. Агапит, папа Римский, ум. 535. 17 апр. Агапит преп., ученик Саввы Освященного. В субб. с. Агапит, преп. Печерский, ум. ок. 1095. 1 июня. Агапий, муч. Римский при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Агапий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком и др. 3 ноября. Агапий, муч. Сицилийский, с Вавилою, в 3 веке. 24 янв. Агапий, Публий, Тимолай и др., мучч. Палестинские в 305 году. 15 марта. Агапий, муч. Кесарийский в Палестине 306 г., с Тимофеем и Феклой. 19 авг. Агапий, муч. Едесский при Максимиане, с Вассою и др. 21 авг. Агапия, Хиония и Ирина девы, мученицы Иллирийские в 304 году. 16 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

«14 февраля Римско-католическая церковь отмечает праздник Святого Валентина, используют этот день в маркетинговых целях, как своеобразную распродажу любви. Священномученик Валентин — это именно тот Валентин, икона которого сейчас лежит перед нами на аналое, но ему приписали совсем чуждое житие, якобы он писал письма кому-то, благословлял, венчал, хотя тогда не еще не было чина венчания, много было дописано и приписано. И тем не менее это реальный святой угодник Божий. Я очень рад, что благодаря вниманию медицинских и фармацевтических работников в нашем храме появилась уникальная икона, слава Богу, что наша страна крепнет православными людьми, живет и спасается, потому что не перевелись подвижники знаемые и незнаемые. Пусть святой Валентин будет небесным покровителем всех верующих. Храни вас всех Господь!» — сказал священник. Память св. Валентина празднуется 12 августа, и это для Свято-Вонифатьевской общины очень промыслительно, потому что в этот день в 1997 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) был освящен этот храм, именно в этот день здесь была совершена первая литургия. Святой Валентин жил в конце 3 века и был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. В правление императора Аврелиана три юноши Прокул, Ефив и Аполлоний пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона. Сын Кратона, Хоримон, повредил себе спину, которая согнулась так, что юноша не мог выпрямиться. Три года он обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец Кратон пригласил епископа Валентина помолиться за его больного сына. Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний — за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина.

http://pravmir.ru/doneckij-xram-poluchil...

Тропарь: Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Священномученик Валентин, епископ Интерамны 12 августа (30 июля по церк.кал.) Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. В правление императора Аврелиана (270–275 гг.) три юноши Прокул, Ефив и Аполлоний пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона. Сын Кратона, Хоримон, повредил себе спину, которая согнулась, так что юноша не мог выпрямиться. Три года он обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец Кратон попросил епископа Валентина помолиться за его больного сына. Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний – за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина. Тропарь: И нравом причастник и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Валентине, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Читать далее Источник: Избранные жития святых : Январь-декабрь/[Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010