Но не достойно ли крайнего удивления то обстоятельство, что те же самые белокурые и причесанные по эвбейской моде варвары, которые в частной жизни исполняют роль прислуги, в политиче­ской являются нашими повелителями? Государю надо очистить войско, как кучу пшеницы, из которой мы отделяем мякину... Отец твой, по своему крайнему милосердию, принял их... мяг­ко и снисходительно, дал им звание союзников, наделил поли­тическими правами и почестями и наградил земельными пожа­лованиями. Но варвары... увидели в этом нашу слабость, что внушало им дерзкую надменность и самохвальство. Увеличив наш набор и с набором укрепив наш дух и наши собственные войска, восполни в государстве то, чего ему недостает. Против этих людей нужна настойчивость. Или пусть варвары возделы­вают землю, как в древности мессенцы, бросив оружие, служи­ли илотами... у лакедемонян, или пусть уходят тем же путем, что пришли, возвещая живущим по ту сторону реки (Дуная), что у римлян более уже нет мягкости и что над ними царствует благородный юноша» 478 . Ключ к избавлению от готского засилья был указан верный – набрать армию из числа римских граждан, но препятствие к реше­нию этой проблемы как раз и заключалось в нежелании римлян нести бремя воинской службы, приведшем к утрате навыков военной профессии, так что «благородный юноша» вынужден был пользоваться иными средствами, которые ему давали его неблагородные советники, подобные Евтропию, для того чтобы спасти положение: искусно маневрируя, константинопольское правительство в конце концов избавилось от угрозы порабоще­ния варварами, натравив их на западные диоцезы империи. Предводитель готского гарнизона в столице Гайна дога­дывался о замыслах своих врагов, главным из которых он счи­тал коварного евнуха Евтропия, влияние которого колоссально выросло в результате устроенной им свадьбы Аркадия с Евдоксией. Устраняя своих потенциальных противников, Евтропий обвинил лучших полководцев Абунданция и Тимасия: одно­го из них – в оскорблении величества, а другого, Тимасия, – в заговоре, направленном на захват верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ибо через некоторое время они окривели на один глаз и явились, умоляя о прощении, и привели животное назад. Святой же принял коня, укорил сам себя за то, что пользовался им, и продал, a деньги раздал бедным. Ворам же он не вернул зрение по внушению духа, лучше всех различающего [добро и зло]: вдруг они не отказались бы от злодеяний такого рода, если бы не были лишены зрения, а так, если вдруг они задумают совершить нечто подобное, их быстро лишит убежища и этот телесный признак, и их имена. И ведь кто поверит, что не смог бы попросить этого у Господа тот, кто при жизни и после смерти часто мог вернуть зрение слепым? Однако им было легче искупить свою вину при жизни, чем после смерти: ибо лучше войти в Царствие Небесное с одним глазом, чем спуститься в геенну с двумя. 731  Почти за год до своей кончины, на сотый год жизни, когда открылось ему, что он скоро закончит труды человеческие и удостоится исполнения священных обетов всемогущего Бога, Емилиан обратился к жизни еще более строгой: старый воин, очистив члены своего тела постами и бдением, приступил к исполнению новой службы, чтобы еще более славной была его кончина, которая у Христа всегда считалась лучшей и достойной похвалы: Претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ; Мф.24:13 ). В тот же год в дни сорокадневного поста ему было явлено завоевание Кантабрии; 732 и тогда, отправив вестника, он приказал, чтобы сенат быстро прибыл к нему в праздничный день Пасхи. Они пришли в назначенное время. Он рассказал им, что видел, объявил об их злодействах, убийствах, грабежах, преступных связях, насилии и о других прегрешениях и призвал их к покаянию. Все они почтительно слушали – ведь он был почитаем всеми как один из учеников Господа нашего Иисуса Христа, – некий Абунданций сказал, что Емилиан выжил из ума от старости. Тогда он возвестил, что станется с самим Абунданцием и что потом действительно случилось: он погибнет от карающего меча Леовигильда. 733 И точно так же с помощью клятвопреступления или уловок заносясь над другими, которые не бросили нечестивых деяний, он (меч – прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оно должно было смягчать еще неперестроенное по духу евангельской любви римское право, оно ограничивало бесконтрольный произвол чиновников, оно постепенно, исподволь перестраивало на христианских началах семейные, общественные, гражданские и политические отношения. Лучшие из императоров ценили такое влияние епископов и потому, как мы уже видели, предоставляли епископам довольно значительные гражданские права. Правда, далеко не все епископы на деле пользовались этими правами, так как это были права, а не обязанности. Но мы знаем, что лучшие епископы того времени считали своим долгом во всей полноте пользоваться этими правами для блага своей паствы. Мы можем указать на Амвросия Медиоланского , на Иоанна Златоуста , на бл. Феодорита Кирского и др.. К числу таких епископов принадлежал и св. Кирилл. Еще состоя в числе клириков александрийских, он обнаружил свои взгляды в этом отношении. Вот что он еще тогда говорил о судебных правах, священству принадлежащих: „Закон ясно требует от решившихся приносить жалобу на кого-либо по какой бы то ни было причине, чтобы судьей и решителем они делали священнодействователя“. Он, являясь наилучшим воздаятелем справедливости, тонко взвешивает суждение по каждому делу. Поэтому на того, кто решился не повиноваться им, падает обвинение в грубости и высокомерии и он подлежит суду и понесет жестокое наказание. 637 Пастырской же обязанностью считает он заботу и защиту несчастных, угнетенных и т. п. „Попечению священнослужителей, говорит он, поручен род людей наиболее несчастных и в наибольшей помощи нуждающихся“. Считает он обязанностью епископа заботиться и об узниках, ибо „поминайте, сказано, говорит он, юзники, аки с ними связани; озлобяемые, аки и сами суще в теле» ( Евр. 13, 2 ). 638 Вот почему при избрании св. Кирилла на архиепископскую кафедру ему противодействовал Абунданций даже военной силой: вполне, ведь, естественно, что представители светской власти были недовольны вмешательством епископов в сферу их деятельности: а в лице св. Кирилла Абунданций имел основание ожидать именно такого епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125 почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фогий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камудианский; Антоний, епископ ипэпский; Платон, епископ киннский: Иоанн, епископ даскилийский; Генесий, епископ анастасиопольский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии. – Когда славнейшие патриции и консулы, также почтеннейшие и боголюбезнейшие епископы воссели по порядку в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие: знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «ваше благочестие и святой вселенский собор ваш помнят, что в предшествующем собрании, по окончании чтения деяний святого третьего собора, ефесского первого, положено было по порядку прочитать и деяния четвертого халкидонского собора, о чем и представляем на ваше благоусмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Прежде всего представители святого папы Агафона, именно святейшие епископы Абунданций, Иоанн и Иоанн, боголюбезнейшие пресвитеры Феодор и Георгий и боголюбезнейший архидиакон Иоанн, почтеннейший иподиакон Константин, боголюбезнейший пресвитер церкви равеннской Феодор и сущие с ними, представили и поднесли нашей светлости отношение его к нашей державе, которое мы приказавши прочитать вслух всех, усмотрели в нем черты здравой и неповрежденной веры. Взвесив евангельские и апостольские изречения, сравнив с ним то, что постановлено и определено святыми вселенскими соборами, и снесши с отеческими сочинениями выдержки, которые оно приводит, и не нашедши ничего несогласного, мы признали в нем неповрежденное слово истинного исповедания. Как самого начальника апостольского хора, Петра, мы созерцали мысленными очами первопрестольника исповедующим таинство целого домостроительства и на письме взывающим Христу: ты еси Христос, сын Бога живаго. Ибо священное его писание описало нам в слове самого всецелого Христа, каковое писание мы любезно и искренно приняли и подняли дланями души как бы самого Петра. Один только Макарий, который предстоятельствовал в Антиохии, отстал от нас, не блаженный, и присоединился к тем, которыми был увлечен, повел себя против ига Христова, отделился от священного сонма, вообще не согласился с всечестным писанием Агафона, как бы восставая против самого верховного Петра. Много раз увещевали его, много убеждали. Употребляли мы все способы обращения. Чего не говорили? Чего не делали из того, что особенно...... Отделяет от священного списка. Скорбели мы о нем – как не скорбеть? – Утроба наша разрывалась от сожаления об оставляющем стадо Господне. Но у него был взгляд блудницы, он надел на себя личину бесстыдства, и вместе с увещанием отверг и благочестие, ибо не вкусил понимания и презрел святое слово. Но зачем нам растягивать рассказ о том, о чем подробнее рассказывается в актах? Они посланы к вам, и по ним вы проследите весь ход дела. Поскольку он ожесточился таким образом, шею натянул как железный нерв, лицо сделал медным, уши заградил от слушания, сердце сделал упорным в непослушании закону, ибо закон исходит от Сиона, догматы от апостольской высоты: поэтому и святой вселенский собор лишил священной одежды этого самого умопомешанного Макария вместе с его сообщниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И все враждебное будет оплакивать свою судьбу, а послушное будет веселиться; поскольку Я всемогущ, говорит Господь Вседержитель. Подписи собора Феодор, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Георгий, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Иоанн, смиренный диакон святой церкви в Риме и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Георгий, Божиею милостию епископ Константинополя, нового Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Петр, Божиею милостию пресвитер и местоблюститель престола великого города Александрии, сие приветственное слово умоляя подписал. Феофан, Божиею милостию епископ Феополя или Антиохии, также подписал. Иоанн, Божиею милостию епископ Фессалонники и викарий апостольского престола в Риме и легат, также подписал. Феодор, Божиею милостию епископ города Тримифунта на острове Кипре и занимающий место святейшего архиепископа Епифания, также подписал. Феодор, пресвитер святейшей церкви равеннской и занимающий место святейшего архиепископа Феодора, также подписал. Иоанн, недостойный епископ церкви Порта и легат всего собора апостольского престола в Риме, также подписал. Стефан, Божиею милостию епископ коринфский и легат апостольского престола древнего Рима, также подписал. Василий, недостойный епископ митрополии Гортины на острове Крите и легат всего святого собора апостольского престола древнего Рима, также подписал. Абунданций, епископ Темпсаны и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола Рима, также подписал. Иоанн, недостойный епископ города Ригия и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола, также подписал. Филалет, Божиею милостию епископ Кесарии, митрополии первой каппадокийской провинции, также подписал. Феодор, Божиею милостию епископ митрополии ефесской в азийской провинции, сие приветственное слово также подписал. Сисинний, Божиею милостию епископ ираклийской митрополии в европейской провинции, сие приветственное слово также подписал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

После него предстоятелем арианского исповедания был Варва, и при этом Варве арианской секте посчастливилось иметь двух красноречивых мужей, облеченных достоинством пресвитерства. Одному из них было имя Тимофей, а другому — Георгий. Георгий более изучил науки греческие, а Тимофей более упражнялся в священном Писании. Первый всегда имел в руках сочинения Аристотеля и Платона, а последний дышал Оригеном и, всенародно объясняя священное Писание, обращался даже к еврейскому языку. Тимофей и прежде уже принадлежал к секте псафириан, а Георгий был рукоположен Варвой. С Тимофеем я сам разговаривал и узнал, как он способен отвечать на вопросы и разрешать все, что встречается неясного в божественных изречениях. Он при всяком случае ссылался на Оригена, как на истинного свидетеля своих слов. Посему для меня удивительно, как эти мужи остались с арианским исповеданием, когда один из них всегда имел в руках Платона, а другой дышал Оригеном, ибо и Платон не говорит, что, по обыкновенному его выражению, вторая и третья причина получила начало бытия, и Ориген повсюду проповедует совечность Сына Отцу. Впрочем, хотя они и остались в своем обществе, однако незаметно улучшили арианство, потому что своим учением изгнали многие хулы Ария. Но довольно о них. Когда, спустя немного времени, в то же консульство, скончался и новацианский епископ Сисинний, на его место рукоположен был Хрисанф, о котором скажем немного после. Глава 7 О том, что за александрийским епископом Феофилом следовал Кирилл    Вскоре после этого впал в летаргию и скончался александрийский епископ Феофил, что случилось в девятое консульство Гонория и пятое Феодосия, в пятнадцатый день месяца октября. Здесь епископство сделалось также предметом спорным, потому что одни хотели возвести на престол архидиакона Тимофея, а другие — Кирилла, сына сестры Феофила. Во время происшедшего по этому случаю народного смятения, сторону Тимофея поддерживал военачальник Абунданций. Посему Кирилл возведен был на престол уже в третий день по смерти Феофила и вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

– 42. О происхождении гуннов. – 43, 44. Гонимые гуннами готы вступают в Восточную империю с разрешения Валента; опустошают Фракию. – 45. Маркиан был человек добродетельный. – 46. Мусоний, проконсул Азии, погибает в войне исаврийской. – 47. Валент готовит войну против готов. – 48. Похвала Себастиану, вождю. – 49, 50. Свойства Феодосия. – 51. Никопольцы передаются готам. – 52. (Победа вождя Модара над готами?). – 53. (Вождь Юлий извещает сенат о намерениях готов?). – 54. Свойства вождя Арвогаста. – 55. Рассказ об актере по поводу повальной гастрической болезни. – 56. Притворное христианство готов. – 57. Рассказ о Филиппе Македонском. – 58. Свойства Грациана. – 59. Война Максима с варварами, которые удалились в македонские болота; расстройство империи. – 60. Придворные Феодосия обманом овладевают Тацианом и Проклом. – 61. Фравиф уничтожает заговор готов. – 62. Феодосий готовит войну на Евгения. – 63. Аркадий и Гонорий, императоры; власть в руках Руфина и Стелихона. – 64–66. Свой-ства Руфина. – 67–69. Свойства Эвтропия. – 70. Свойства Тимасия. – 71. Варг погибает от козней Эвтропия. – 72. Эвтропий заточает Тимасия и Абунданция. – 73. Взгляд Эвнапия на то, как следует писать историю (из вступления в новую книгу). – 74. Неизвестность о положении запада при Эвтропии. – 75. Трибигильд и Гайна, готы, действуют против Эвтропия. – 76. Свойства Льва, вождя, посланного против Трибигильда. – 77. Свойства вождя Сувармахия. – 78. Действия персиянина, бывшего префектом в Риме. – 79. Бунт Гайны. – 80. Вождь Фравиф (Фрают) отправлен против Гайны. – 81. Его свойства. – 82. Либурнские суда. – 83. Победа Фравифа над Гайной; многие упрекают его за то, что после победы не преследовал Гайну. Фравиф получает консулярное звание. – 84. Смерть Иерака Александрийца. – 85. Испорченность Арвазакия, который вел войну с исаврами. – 86. Смерть Фравифа. Вождем назначен Иоанн. – 87. Исаврская война. – 88. Продажность мест при Пульхерии; грабеж провинций. – 89. Жадность Стелихона. (Прочие отрывки не представляют ясного исторического смысла).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Написав это, Собор Сардикийский послал и к тем, которые не могли прийти, и они были согласны на соборные определения. Имена на Соборе подписавшихся и иных епископов суть следующие: 50) Осия из Испании, Юлий Римский через пресвитеров Архидама и Филоксена, Протоген Сардикийский, Гавденций, Македоний, Севир, Претекстат, Урсикий, Лукилл, Евгений, Виталий, Калеподий, Флоренций, Васс, Викентий, Стеркорий, Палладий, Домитиан, Халвис, Геронтий, Протасий, Евлогий, Порфирий, Диоскор, Зосим, Януарий, Зосим, Александр, Евтихий, Сократ, Диодор, Мартирий, Евфирий, Евкарп, Афинодор, Ириней, Юлиан, Алипий, Иона, Аэтий, Реститут, Маркеллин, Априан, Виталий, Валент, Ермоген, Каст, Дометиан, Фортунатий, Марк, Анниан, Илиодор, Мусей, Астерий, Паригорий, Плутарх, Именей, Афанасий, Лукий, Амантий, Арий, Асклипий, Дионисий, Максим, Трифон, Александр, Антигон, Элиан, Петр, Симфор, Мусоний, Евтих, Филологий, Спудасий, Зосим, Паирикий, Адолий, Саприкий. Из Галлии: Максимиан, Вириссим, Виктур, Валентин, Дисидерий, Евлогий, Сарватий, Дисколий, Супериор, Меркурий, Диклопет, Евсевий, Севирин, Сатир, Мартин, Павел, Оптатиан, Никасий, Виктор, Семпроний, Валерин, Пакат, Иессей, Аристон, Симплиций, Метиан, Амант, Амиллиан, Юстиниан, Викторин, Саторнил, Абунданций, Донатиан, Максим. Из Африки: Несс, Грат, Мегасий, Колдей, Рогатиан, Консортий, Руфин, Маннин, Кессилиан, Еренниан, Мариан, Валерий, Динамий, Мизоний, Иуст, Целестин , Киприан, Виктор, Гонорат, Марин, Пантагафий, Феликс, Вавдий, Ливер, Капитон, Минервал, Косма, Виктор, Есперион, Феликс, Севириан, Оптантий, Еспер, Фидентий, Салюстий, Пасхазий. Из Египта: Ливурний, Амантий, Феликс, Исхираммон, Ромил, Тиверин, Консортий, Ираклид, Фортунатий, Диоскор, Фортунатиан, Вастамон, Датилл, Андрей, Серин, Арий, Феодор, Евагор, Илия, Тимофей, Орион, Андроник, Пафнутий, Ермий, Аравион, Псеносирис, Аполонний, Муий, Сарапампон, Филон, Филипп, Аполлоний , Пафнугий, Павел, Диоскор, Ниламмон, Серин, Акила, Аот, Арпократион, Исак, Феодор, Аполлос, Аммониан, Нил, Ираклий, Арион, Афас, Арсений, Агафаммон, Феон, Аполлоний, Илия, Панинуфий, Андрагафий, Немесион, Сарапион, Аммоний, Аммоний, Ксенон, Геронтий, Квинт, Леонид, Семпрониан, Филон, Ираклид, Иерак, Руф, Пасофий, Македоний, Аполлодор, Флавиан, Псай, Сир, Апф, Сарапион, Исаия, Пафнутий, Тимофей, Елурион, Гаий, Мусей, Пист, Иракламмон, Ирон, Илия, Анагамф, Аполлоний, Гаий, Филотас, Павел, Тифой, Евдемон, Юлий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Высказываясь за несвоевременность созыва Вселенского собора, император допускал, однако, его возможность. Экзарху Италии Феодору был отдан приказ обеспечить депутатов денежными средствами на путешествие в Константинополь и предоставить корабли императорского флота, находившиеся в его распоряжении. В заключение своего послания император уведомил папу об этом приказе экзарху. 667 Когда составлялось это послание, обращенное к папе Дону, его не было уже в живых. Он скончался 11 апреля, и с 27 июня его преемником был Агафон. Папа замедлил с ответом императору, так как он пожелал предварительно вновь решить в своей церкви вопрос, который был уже решен Мартином на соборе в Латеране в 649 году. Он обратился ко всем митрополитам в пределах юрисдикции римского престола, предлагая им собрать поместные соборы и высказаться о спорном пункте христианской догмы. Такой собор состоялся в Медиолане под председательством епископа Мансвета, и соборное решение было препровождено императору. 668 Точно также в далекой Британнии собрались епископы на собор в городе Гетфильде под председательством Феодора Кентерберийского, грека по происхождению, родом из Тарса, который получил образование в Афинах и принял посвящение в духовный сан в Риме. Получив ответы от митрополитов своей церкви, папа Агафон собрал на Пасху 680 года собор итальянских епископов в Латеране и выработал общее определение с решительным осуждением монофелитства. На этом соборе присутствовало 125 епископов. Промедление папы Агафона с ответом на предложение императора усилило в Константинополе агитацию приверженцев монофелитства, и патриархи Феодор и Макарий настояли на исключении имени папы Виталиана из церковных диптихов, чему сначала противился император. 669 Вскоре после того патриарх навлек на себя неудовольствие императора и был низложен. Кафедру занял Георгий (1 ноября 679 года), не разделявший монофелитских убеждений своего предшественника. Лишь в начале сентября 680 года прибыло в Константинополь посольство из Рима в таком составе: представители папы пресвитеры Феодор и Георгий, диакон Иоанн и иподиакон Константин; представители собора итальянских епископов: Иоанн – города Порта, другой Иоанн – города Регия, Абунданций и Патерна (Палермо); депутаты от трех греческих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001   002     003    004