Житие, написанное учеником Авраамия Ефремом, по предположению исследователей появилось уже после татарского нашествия (1237), поскольку автор призывает Бога уничтожить «измаилтескыя языкы». Ефрем был не менее начитанным книжником, чем его учитель, о чем свидетельствуют разнообразные источники, использованные в житии. В жизнеописании Авраамия приводятся параллели из житий Саввы Освященного, Иоанна Златоуста , Феодосия Печерского . Из «Жития Феодосия Печерского » Нестора Ефрем приводит две выписки, причем одна из них, во вступлении, отличается буквальной точностью; установлено также, что молитва, составляющая первую половину предисловия к житию, является переделкой молитвы из «Жития Бориса и Глеба»; в сочинении Ефрема отразилось также «Житие Авраамия Затворника», которое принадлежит перу Ефрема Сирина . Автор жития приводит пример из древнерусского сборника «Златая цепь» и делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну». Наряду с «Посланием Климента Смолятича пресвитеру Фоме», замечательными архитектурными памятниками «Житие Авраамия Смоленского» свидетельствует о высокой культуре и образованности жителей Смоленского княжества в XII–XIII вв. Текст жития публикуется по изданию С. П. Розанова: «Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему». СПб., 1912, с. 1–24, по списку ГИМ, собр. Уварова, 350, лл. 322–343. Исправления сделаны по спискам: РНБ, Софийское собр., 1492 (лл. 56–93 об.); ГИМ, Синодальное собр., 997 (лл. 1073–1083). В двух случаях, где текст явно испорчен, исправления сделаны по другим спискам в соответствии с указаниями С. П. Розанова. ЖИТИЕ И ТЕРПЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО АВРААМИЯ, ПРОСВЕТИВШЕГОСЯ ВО МНОГОМ ТЕРПЕНИИ, НОВОГО ЧУДОТВОРЦА СРЕДИ СВЯТЫХ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Господи, благослови. О пресвятой царь, Отец и Сын и Святой Дух, слово Божье, царь, который всегда был, сотворивший небо и землю, видимое и невидимое, приведший нас из небытия в бытие; не захотел он нас оставить во многих соблазнах этого мира, но послал для нашего избавления своего единственного Сына. Ибо Святой Дух говорит устами пророка: «Не ходатай, не ангел нас освятил, но сам преклонил небеса, и снизошел»; и родился без семени у святой, пречистой и невинной приснодевы Марии от Святого Духа, и пожил на земле как человек, и претерпел мучения от тех, кого сам сотворил, и познал смерть на кресте, будучи нестрастным и бессмертным божеством, и положен был в гроб, и воскрес в третий день, явился своим ученикам и утвердил их, и показал ученикам многие знамения и чудеса, и взошел на небо к Отцу, и сел справа от него, и послал свой Святой Дух святым апостолам, и через них просветил все народы и научил их истинно веровать и славить Бога, и, наставляя, вот что сказал; «Вот, я с вами во все дни до скончания века».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Администрация Смоленской области вернет епархии здания трех монастырей 29.08.2008 Соглашение о намерениях между администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви подписали губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев и митрополит Кирилл 28 августа. Об этом сообщили в пресс-службе администрации региона. Документом предусматривается освобождение имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области и располагающегося в зданиях архитектурных ансамблей Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря (ул. Маршала Жукова, д. 22, 26 и Спасо-Преображенский собор), Троицкого монастыря (ул. Б. Советская, д. 9, 11) и Спасо-Вознесенского монастыря (ул. Коненкова, д. 9, 9А). Согласно подписанному соглашению, областные учреждения, располагающиеся в указанных зданиях, будут размещены по другим адресам, определяемым администрацией области, а здания возвращаются Русской Православной Церкви. Митрополит Кирилл поблагодарил Сергея Антуфьева за решительность и последовательность. " Я думаю, что главное, в чем сегодня нуждается власть - в доверии своего народа. Предпринимаемые вами шаги, несомненно, укрепляют авторитет власти " , - подчеркнул митрополит и выразил надежду, что совместными усилиями данные сооружения - жемчужины русской духовной жизни и национальной культуры будут приведены в идеальное состояние. Владыка также отметил, что на ближайшем заседании Синода он будет просить утвердить открытие Троицкого женского монастыря. " Я с открытым сердцем принимал это решение, - заявил Сергей Антуфьев. - Считаю, что власть не имеет права забывать историю, не уважать прошлое. Возвращая монастыри Смоленской и Калининградской епархии, мы восстанавливаем справедливость и уважаем память многих поколений смолян " . Губернатор также пояснил, что областные учреждения ни в коей мере не будут обделены. Их переведут в другие, более приспособленные помещения, и они продолжат свою работу. ИА Regnum/Седмица.Ru Редакция текста от: 29.08.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5458.html

Авраамий перешел тогда уже в самый город, в монастырь св. Креста. Слава его росла. Еще прежде говорили, что Авраамий обратил к себе весь город; теперь пошло к нему еще более народа. В чем же лежала причина этих необыкновенных успехов смоленского духовника кн. XIII в.? Главным образом в его «дарах слова», по выраженно жития. Авраамий не любил ходит по пирам, – что, как мы знаем, было в обычае у духовников древней Руси, потому что на пирах было много неудовольствий из-за мест. Духовные дети сами шли к Авраамию. Пришедшим он читал святоотеческие книги, для не понимающих толковал прочитанное так ясно, что всякий мог повторит наизусть его объяснения. Любимой темой бесед Авраамия был страшный суд 162 . Его уста не умолкали ко всем малым и великим, к рабам и свободным. И он так увлекал «души и смысл» своих слушателей, что им не хотелось уходить. Многие из них выбирали Авраамия в духовные отцы, иные переходили к нему от других духовников. Покаяльная семья Авраамия была очень обширна – «весь город»; в нее входили князья и бояре с семействами, рабы и ремесленники. Но в смоленском монастыре преп. Авраамий прожил недолго. Его успехи усиливали недоброжелательство смоленского духовенства. Почитатели Авраамия, а главное, его духовные дети приносили ему «утешение на потребу» и даже больше потребы и свои остатки преп. Авраамий употреблял на украшение монастырского храма и раздавал бедным. Городское духовенство лишилось таким образом значительной части своих доходов, а это еще боле усиливало вражду на Авраамия. Против него повели дружную интригу смоленские священники и игумены. Житие упоминает только о трех лицах из духовенства, заступавшихся за невинного страдальца 163 . Враги вооружали против Авраамия общественное мнение, как это делали и раньше, и кроме того стали клеветать епископу Игнатию. Его называли еретиком, обвиняли в чтении отреченных книг, («глубинныя книги») и в нечистой жизни. Священники жаловались на то, что Авраамий привлек к себе их духовных детей и пользуется уважением среди оставшихся: «уже наши дети вся обратил есть, говорили они, друзии же пророком нарицающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Житие прп. Авраамия было написано Е., по-видимому, после 1237 г., поскольку автор просит Бога «рассыпать и расточить... измаилтескыя языкы» (очевидно, речь идет о монг. нашествии на Русь в 1237-1242). Житие известно в 2 редакциях в списках не ранее кон. XV в. Первая редакция представлена 13 списками, из них самый ранний - ГИМ. Увар. 350. Вторая редакция насчитывает 11 списков, наиболее ранние и исправные из них - ГИМ. Син. 997, РНБ. Соф. 1492. Обе редакции восходят к недошедшему протографу Жития. Житие прп. Авраамия известно также в сокращенном варианте в Прологах. В лит-ре неоднократно отмечалась зависимость Жития прп. Авраамия от трудов прп. Нестора (Житие прп. Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, поучение «о казнях божиих» в ПВЛ под 1068 г.). Кроме того, Е. постоянно обращается к Свящ. Писанию, использует сюжеты переводных и оригинальных Житий (Житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Саввы Освященного, прп. Авраамия Затворника и др.), ссылается на сб. «Златая чепь», делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка не отождествлена). В заключительной части сочинения Е. противопоставляет праведность прп. Авраамия греховности своей жизни. Агиограф укоряет себя за то, что он бывал «пиан, и веселяся, и глумяся в неподобных делех, иже в правду бых празден», слишком часто находился в «дремании» и «многе сне», посещал пиры, предавался «плясаниам» с бубнами и сопелями. Одной из целей самообвинения является желание подчеркнуть строгость подвига прп. Авраамия: «Он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхъку и теплу» (ПЛДР. С. 98). В Житии прп. Авраамия Е. проявил себя как искусный ритор, талантливый и свободно использующий традицию агиограф. На миниатюре в утраченной смоленской рукописи XVII в., изображающей прп. Авраамия и Е. ( Розанов. 1912. Вклейка), последний представлен как схимник. О схиме Е. также свидетельствует иконописный подлинник: «Преподобныи Ефрем, Смоленскии чюдотворец: в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородскаго, ризы преподобническия, а инде пишет: аки Сава Освященныи» (Там же. С. 164).

http://pravenc.ru/text/182093.html

После начальной молитвы, Ефрем обращается к Житию св. Феодосия. Житие св. Авраамия. Житие св. Феодосия. ...светлый подвиг жития и терпения начати, еще о житьи блаженого Аврамиа, бывшаго игумена мо настыря сего святыя Владычица нашея Богородица, егоже день оуспениа ныне празднующи память чтем. Се же, братия, въспоминающу житие преподобного и не сущу написану, печалью по вся дни обдержим бых и молихся Богу. «Господи, сподоби мя вся по ряду писати о житьи богоносного отца нашего Авраамия, да и по нас сущии черноризци, приемше наказание и почитающе ти видеша (яще) мужа доблесть, въсхвалят Бога и, оугодника его прославляющи и на прочии двиг оукрепяться, паче же в стране сей, яко так мужь явися, оугодник Божий. (2, 4–13). начатой слову списаниа положи, еже о житии преподобнаго отца Феодосиа, бывша игумена монастыря святыя Владычицы нашея Богородице, его же день оуспениа ныне празднующе и память чтем, се же яко же, о братие, вспоминающю житиа преподобнаго, не суще списано ни от кого же, печалию по вся дни съдержим бых и моляхся Богу, да сподобит мя вея по ряду списати о житии богоносного отца нашего Феодосиа, да и по нас сущии черноризцы, приимщи писание и почитающи ти видяще мужа доблесть, восхвалят Бога и оугодника его прославлюще на крепкий подвиг оукрепятся, наипаче же, яко во стране сей таков сий муж явися и оугодник Божий. (I-11). Слова «в стране сей», полные смысла в житии св. Феодосия (первого русского преподобного) и связанные с любимой идеей Нестора, перенесены в житие св. Авраамия механически. К началу XIII века христианская Русь имела уже не только своих святых, но и свой (Печерский) патерик. Следы этой чужой идеи еще раз пробиваются в конце смоленского жития в заключительной молитве: «възвесели н о в ы я люди, избранное стадо», несомненно навеянные Нестором (22, 13). Но возвращаемся к прологу. Покидая Нестора на выписанных нами словах, Ефрем непосредственно с ними смыкает Несторову же (Ш) молитву: «хотящу же ми начати... в векы» (2, 14–20). Но из опущенного им в прологе Нестора он хочет использовать драгоценные строки и делает это в месте, нарушающем последовательность рассказа, производящем впечатление вставки. Это как-бы второй, новый пролог, в середине жития, перед изображением драматического поворота в судьбе святого. Непосредственно за описанием наружности св. Авраамия, Ефрем обращается: за помощью к Нестору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Николая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясопустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем. В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но… «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке. Июль 28 Собор Святых Земли Смоленской История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, прославленные и непрославленные Матерью Церковью. В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена празднование определено совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые включен в Православный календарь Русской Церкви. В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего отечества. Святитель Игнатий II, епископ Смоленский, родился в XII веке. Известно, что он был благочестивым и деятельным архипастырем. Он построил в Смоленске монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, архимандритом в этой обители был поставлен известный подвижник преподобный Авраамий Смоленский, с которым святителя Игнатия связывали тесные узы духовной и братской дружбы. Блаженная кончина святителя Игнатия последовала около 1210 года. Погребен он был в основанном им монастыре, память его совершается 29 января/11 февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В связи с указом имп. Петра I 1724 г. о закрытии малобратственных мон-рей Ж. м. стал приходским храмом, братия, по-видимому, была переведена в Селижаровский мон-рь. Указом имп. Петра II Ж. м. был возрожден, ему были возвращены имущество и святыни. По штатам 1764 г. Ж. м. отнесен к заштатным. Храмы и другие постройки Согласно описи, в 1724 г. в Ж. м. находилась деревянная брусяная «о 5 поясах» ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и деревянной 8-гранной колокольней. В храме находился 4-ярусный иконостас, в приделе был размещен 2-ярусный. Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и колокольня. 1737–1742 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и колокольня. 1737–1742 гг. Фотография. Кон. XIX в. Одноименный одноглавый каменный храм был построен в 1737-1742 гг. по благословению Святейшего Синода от 13 июня 1734 г., освящен 16 дек. 1743 г. настоятелем торопецкого Небина мон-ря архим. Авраамием. Заказчиком храма был иером. Тарасий (Валтухов). В 1746 г. был освящен теплый правый придел во имя Трех святителей; в помещении к западу от него 3 (по др. сведениям, 13) дек. 1878 г. освящен придел во имя прп. Нила Столобенского. В архитектуре храма, построенного по типу восьмерик на 2-светном четверике с граненой апсидой, элементы нарышкинского стиля (разорванные фронтоны и т. п.) сочетались с уникальным декором в традициях XVII в. (ряды ширинок, ложные закомары). По благословению еп. Тверского Афанасия от 9 нояб. 1761 г. к храму был пристроен и 21 сент. 1762 г. освящен левый теплый придел во имя свт. Димитрия Ростовского. К западу объем придела был продолжен помещением ризничной палатки. В 1766 г. завершение храма было изменено, он стал 5-главым. Сочетание пятиглавия с восьмериком, в целом встречающееся редко, было характерным для зодчества Осташкова сер. XVIII в. Восьмерик храма и его завершение не сохранились. Интерьер собора в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Фотография. Кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/182319.html

Приложение На Житии Авраамия Смоленского завершается ряд памятников домонгольской агиографии, но отнюдь не самих святых, подвизавшихся в домонгольское время. Обстоятельства их жизни еще более неопределенны, чем биографические данные о тех святых, о которых шла речь выше. Поэтому мы ограничимся несколькими указаниями и только применительно к тем случаям, когда существует позднейшее житие, которое в старой литературе датировалось домонгольским временем (что, собственно, и заставляет говорить о них здесь). Начать следует с архимандрита ростовского Богоявленского монастыря Авраамия Ростовского, деятельность которого историки относили то к концу XI в. (около 1073–1077 гг.: В.О. Ключевский ), то к XII в. (Макарий), то к исходу XIV столетия (около 1385 г.: Е.Е. Голубинский ). Эти расхождения объясняются теми историческими несоответствиями, которые обнаруживаются в Житии, дошедшем в трех редакциях. Так, например, как о современнике Авраамия говорится в нем о великом князе Владимире Святом, который княжит к тому же во Владимире-на-Клязьме. Исследователи единодушны в том, что первая и вторая редакции анонимного Жития не могли возникнуть ранее XIV в. (третья редакция относится к XVII в.) и что канонизация Авраамия имела место на рубеже XV и XVI вв. 676 . Издания: а. (первая или проложная ред.): ПЛ. Вып.1. С. 221–225; Великие Минеи Четии. Октябрь, 19–31. СПб., 1880, С. 2025–2032 (29 октября); Титов А. Житие преп. Авраамия Ростовского. Сергиев Посад, 1908. С. 11–16 (по рукописи XVII в.) [(этот же текст см.: Христианин. 1908. С.559–570); Повесть о водворении христианства в Ростове/Подг. текста и перев. В.В. Кускова//Древнерусские предания, XI–XVI вв. Μ., 1982. С. 130–134. – Прим. изд. (А.Н.)]; б. (третья ред.): Соколов Μ.И. Пространное житие преп. Авраамия ростовского чудотворца. Ярославль, 1890 (отд. оттиск из Ярославских епархиальных ведомостей. 1890. Вып.31. С.213–222, 225–230); он же. О редакциях жития св. Авраамия Ростовского. Μ., б.г. С.3–5 [отд. оттиск из кн.: Труды VIII Археологического съезда в Москве. Μ., 1895. Т.2. С.238–240 (отрывок). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 В данном случае не приходится говорить о дословных заимствованиях. Но влияние сирийского жития несомненно. Уже сама тема смоленского жития и заглавие его, как «терпение», может быть навеяна «терпением» Затворника в языческой веси, где это слово встречается под пером Сирина неоднократно. 7 Явно Ефремом Сириным вдохновлялся смоленский Ефрем в своем послесловии, где похвала святому чередуется с резкими самообличениями. Он лишь заострил антитезы своего источника, придав им бытовой реализм и вместе с тем гиперболическое неправдоподобие. Там, где Сирин говорит о себе отвлеченно: «Наг есмь и не готов житием... во вся дни согрешаю и по вся дни каюся заутра же глумлюся» 8 ..., смолятич не щадит красок: «По вся дни пиан и веселюся и глумлюся в неподобных делех... аз же трапезы велиа и пиры (поминая) .... аз же боубны и сопели и плясаниа... аз же баню имеа оутешену и теплоу... аз же отиноудь их (нищих) ненавидя и презря» (стр. 20–21) Испытания от демонов занимают не малое место в житии Затворника. Может-быть, они не остались без влияния на демонологию смоленского автора, хотя он ссылается только на житие св. Антония и, действительно, приводит «мечтания», более близкие к искушениям египетского аввы («звери лютии», «жены бесстоудные»). Из фактических элементов жития может быть, восходит к Ефрему Сирину рассказ о принуждении святого родителями к браку и ого отказе (у Сирина святой оставляет жену после брака), а также число лет его подвижничества: 50 лет у Сирина (столб. 2021), «лет 50» у смоленского автора. Из жития Саввы Освященного автор заимствует рассказ о гонении царя Анастасия на патриарха Илию и о наказании царя, не разделяя этой темы, как в подлиннике, от рассказа о чуде в монастыре св. Саввы во время голода, хотя и не относящемся к делу. 9 Нельзя не видеть аналогий и в чуде низведения дождя. Палестинский и смоленский подвижники совершают его по просьбе епископа. Савва отвечает при этом патриарху Иоанну: Аз кто есмь, да могу возвратити гнев Божий? 10 Ответ Авраамия гласит: «Кто есмь аз грешный, да сице освелеваеми выше силы моея?» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ С 1 сентября! Аминь В светской России православие становится обязательной школьной дисциплиной 01.09.2006 11:15 Версия для печати Вчера во многих православных церквах прошли молебны об учащихся, но начало учебного года сопровождается громким скандалом. С сегодняшнего дня по инициативе Московской патриархии предмет «Основы православной культуры» станет обязательным в школах четырех областей центральной России. Еще в 11 регионах его будут преподавать факультативно. Выставлять оценки за знание православия считают неконституционным не только представители других религиозных общин, но и общественники, учителя и родители. Прокуратура Белгородской области, где тоже введен новый предмет, буквально завалена исками граждан, чьих детей насильно заставляют учить Закон Божий. Однако Минобрнауки практически самоустранилось от этой проблемы. Для многих российских школ начинание не стало новостью. В Курской и Смоленской областях основы православия преподают с 2003 года. Набожный губернатор На Смоленщине каждый восьмиклассник обязан знать историю Православной Церкви, помнить, сколько ярусов у иконостаса, и пересказывать житие Авраама. Еще в мае 2003 года губернатор Смоленской области Виктор Маслов подписал договор о сотрудничестве со Смоленской и Калининградской епархией РПЦ. Вскоре после этого в учебном плане всех местных школ появился предмет «История православной культуры земли Смоленской». Преподавать новую дисциплину педагогам предлагалось по одноименному учебнику, написание которого курировал лично епископ Керченский Илларион. Директор смоленской школы 6 Татьяна Теслина называет новый предмет «светским» и уверяет, что в ее школе, несмотря на предписания начальства, он преподается факультативно. «Мы каждый год проводим родительское собрание, где предлагаем всем желающим написать заявление об отказе. На моей памяти таких инцидентов не было», - заявила «Газете» Теслина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010