Потом литературная форма жития получила дальнейшее развитие. В начале и конце биографии появились части, содержание и цель которых составляло не воспроизведение исторического явления: перед биографическим рассказом явилось ораторское предисловие; прежняя краткая похвала в конце проложного жития расширилась в пространное похвальное слово и отделилась от биографии в виде особой статьи; чудеса сделались существенной и необходимой частью жития; в самом биографическом рассказе развились именно те типические черты, которые обобщали историческое местное и индивидуальное явление, приближая его к общему христианскому идеалу. Церковно-ораторские элементы жития стали на первом плане, закрыв собой элементы историографические Житие превратилось в стройное и сложное архитектурное здание, в однообразные формы которого стремились облекать разнообразные исторические явления. Трудно обозначить с точностью время, когда литературная форма житий получила такое развитие. Как произведения местные, они подчинялись в этом отношении развитию местных литературных сил, которое в разных пунктах древней России было неодинаково. В одно время встречаем жития, принадлежащие по своему строю к разным эпохам в литературной истории древнерусской агиобиографии. В Ростове в конце XII и в XIII в. сказания о святых получали простую неразвитую обработку; в житии епископа Игнатия, которое можно относить к половине XIV века, впервые встречаем робкую попытку предпослать рассказу краткое предисловие. Напротив, смоленская письменность уже в XIII зеке имела житие местного святого, ни в чем не уступающее искусственным житиям XV–XVI в., вооруженное витиеватым предисловием, частыми риторическими отступлениями в рассказе и не менее красноречивым похвальным словом в виде авторского послесловия. Это, как мы видели в разборе жития Авраамия Смоленского, объясняется ближайшим влиянием киевской письменности, происходившим отсюда большим знакомством с литературными образцами, которое раньше возлагало на составителя жития более сложные требования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Князь Григорий Константинович 55) был одним из самых замечательных дипломатов своего века, и пользовался особенным расположением Царя Годунова; в 1602 году, он заключил с Ханом Крымским мир столь выгодный, что Годунов подарил ему, давно поступившие в казённое владение, прежние вотчины предков его на речке Волконке. В последствии он был послом в Польше, и получил при Царе Михаиле Феодоровиче звание окольничего. Брат его, князь Михайло Константинович Хромый, воевода мужественный, верный сын отечества, защищая от поляков город Боровск в 1610 году, не хотел слышать о сдаче и о переходе на сторону королевича Владислава, и покрытый ранами, пал в кровавой сече. Князь Фёдор Фёдорович 64) отличился, в 1634 году, при защите от поляков города Белого (в нынешней Смоленской губернии), а при Царе Алексее Михайловиче находился боярином и членом коммиссии, составившей уложение. Тридцать князей Волконских владели населёнными имениями в 1699 году. Княгиня Аграфена Петровна, сестра знаменитого канцлера графа Бестужева-Рюмина, была, по уму и по влиянию своему, весьма значительным лицом при российском дворе в двадцатых годах XVIII века, и в 1728 году была предана суду верховного тайного совета 93 . Старший сын её, князь Михайло Никитич 186), один из умнейших людей своего времени, отличился в семилетнюю войну; находился три раза послом в Варшаве, однажды при Императрице Елисавете Петровне и дважды при Екатерине Великой, а после чумы 1771 года был главнокомандующим в Москве, где много сделал для устройства столицы и оставил по себе прекрасную память. Этот знаменитый государственный муж первый составил проэкт о раздроблении Польши 94 . Князь Семён Фёдорович 209)служил генерал-поручиком и отличился в семилетнюю войну, а при Петре III получил увольнение с чином генерал-аншефа; сын его, генерал от кавалерии князь Григорий Семёнович находился генерал-губернатором в Оренбурге; потом членом государственного совета. Генерал-лейтенант князь Дмитрий Петрович 241) был генерал-интендантом армии; генерал-майор князь Сергий Авраамович 264) убит на штурме Очаковском; князь Николай Сергеевич 256) служил генералом от инфантерии; князь Пётр Михайлович 247) действительный тайный советник и сенатором; генерал-лейтенант князь Дмитрий Михайлович 285) был посланником в Цареграде; князь Николай Андреевич 303) убит в турецкую кампанию 1829 года; князь Пётр Михайлович 279) находился, при Императоре Александре I, генерал-адъютантом, генералом от инфантерии, начальником главного штаба, членом государственного совета, и, в 1825 году, российским послом в Реймсе на короновании короля французского Карла X; а в нынешнее царствование находился фельдмаршалом, министром Императорского двора и уделов, канцлером всех российских орденов, и получил титул Светлости 30 августа 1834 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В дни 800-летнего юбилея «Слова о полку Игореве» на страницах нашей периодической печати прозвучали вдохновенные слова писателей Валентина Распутина, Бориса Олейника, Алеся Адамовича и др. Они подчеркивали общественное политическое и художественное значение бессмертной поэмы, ее современность. «Слово» и сегодня читается как моление о будущем – великое Слово наших предков. О детях, внуках, правнуках. О нас с вами. И о тех, кому после нас быть. Если мы им дадим быть, передав им великое Слово о мире и братстве», – писал белорусский писатель Алесь Адамович. Областные литературы Развитие производительных сил феодального общества приводит к образованию новых экономических, политических и культурных центров, в которых начинается интенсивный процесс формирования областных литератур. Этот процесс проявляется прежде всего в развитии местного летописания и агиографии. Еще с середины XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород. С 1136 г. он становится самостоятельной феодальной городской республикой, управляемой вечем и советом господ во главе с епископом. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота становятся характерными ее особенностями. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним «гражданским интересам». На основании местных устных преданий в конце XII – начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского (1-я ред). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник» – о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг. и «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г. Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича, избранного в 1147 г. собором русских епископов на митрополичий престол. «Бысть книжник и философ так, яко же в Руской земли не бяшеть», – отмечал летописец. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме. Последний обвинил Климента в тщеславии и гордости, а также в том, что он пишет «от Омира и от Аристотеля и от Платона, иже во ельнъскых нырех славне беша». Оправдываясь, Климент дает символико-аллегорическое толкование «писания» в форме вопросов и ответов. Этот принцип широко использует младший современник Климента Смолятича Кирилл Туровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Н. К. Никольский, Материалы для повременного списка р. писателей и их сочинений (X-XI вв.), Спб. 1906;     А. С. Архангельский, Творения отцев Церкви в древнерусской письменности, ЖНМПр. 1888, июль и авг.;     Еп. Антоний (Вадковский), Из истории христианской проповеди, 2 изд. 1895;     Н. К. Никольский, Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры, в. 1, Лгр. 1930; срв.     В. М. Истрин в Byzantino-Slavica, IV, 1932.    «Слово» Илариона издано было впервые А. В. Горским, Приб. II, 1844; переиздано в «Памятниках» Пономарева, в. 1;    срв. исследование И. Н. Жданова (1872), в его «Сочинениях», т. I.    Проповеди Кирилла Туровского впервые изданы К. Калайдовичем, Памятники Российской Словесности XII в., М. 1821;    переизданы у  Пономарева, в. 2.    Срв. работу М. И. Сухомлинова в «Рукописи гр. А. С. Уварова», т. 2, 1858, и  в его  «Исследованиях», 2 изд. 1908;    Срв. В. Виноградов,  О  характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, Сборник статей в память, 100-летия М. Д. А., 1915;      Его же,  Уставные Чтения, 1—3, 1914—1916.    О Клименте Смолятиче  см. Хр.  Лопарев,  Послание м. Климента пресвитеру Фоме, Пам. Др. Письм. 90, 1892;     Н. К. Никольский, О литературных трудах м. Климента Смолятича, писателя XII века, Спб. 1892; срв. у Голубинского, I, 2 (во 2-м изд.), 816—853.     См. еще Г.  П Федотов, Житие и Терпение св. Авраамия Смоленского, Правосл. Мысль 2, 1930. 4. Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада.   О литературе XIII-ro века см. Истрина, Очерк, 1922, и его же, Исследования в области древне-р. литературы, 1906.    Об отражениях Татарского нашествия срв. у Н. Сребрянского, Древне-р. княжеские жития, 1915.    О Печерском Патерике см. исследование Д. И. Абрамовича, 1902; под его же редакцией новое издание Патерика, Киев, 1931.    К истории противо-иудейской полемики срв. В. Адрианова, К литературной истории Толковой Палеи, Тр. К. Д. Акад. 1910 (обзор литературы). О «втором» юго-славянском влиянии см. у Сперанского, в его курсе;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме того, в пособие при ведении этих собеседований и чтений, братство рассылало по церквам книги, брошюры и листки, причем бедные церкви снабжало ими безмездно. 2) Волынское Владимиро-Васильевское братство издало правила для внебогослужебных собеседований. 3) Воронежское братство (св. Митрофана и Тихона) рассылало особые программы, выработанные советом братства для ведения этих собеседований, во все приходские церкви. 4) Пермское братство (св. Стефана), в видах правильной, целесообразной постановки собеседований, составило руководственные начала для них и указало пособия для ведущих эти беседы. 5) Смоленское братство (прей. Авраамия) сделало распоряжение, чтобы священники вносили в нарочно для того заведенные журналы: время, предмет собеседований и свои примечания; выписки из этих журналов священники сообщают в совет братства. Эти записи, несомненно, пригодятся для будущих пастырей церкви; для них они составят, на первых порах их служения, особенно ценное руководство для самостоятельного ведения чтений и бесед. Весьма желательно, чтобы эти записи сохранились в церковных архивах вместе с другими важными документами. 6) Ставропольское братство (св. Андрея) учредило при совете «особую комиссию» для рассмотрения внебогослужебных бесед и поучений приходских священников. Так серьезно понимают многие братства свои обязанности в деле развития внебогослужебных собеседований и чтений по православным приходам и посвящают немало времени и труда на правильную постановку этой важной отрасли воздействия старших и просвещенных членов общества на своих младших и непросвещенных братьев. Приводимая ниже таблица познакомит нас с цифровыми данными, показывающими количественное распространение этих собеседований и чтений, предпринятых по почину братств по епархиям, за 1890 – 91 год. Братства указавшие в отчетах (за 1890 – 91 год) число внебогослужебных собеседований и чтений. Местонахождение Наименование Число собеседований Число чтений 1) Владимирская Александро-Невское 2) Волынская. Владимиро-Васильевское Богоявленск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В Ярославле заведены Затрапезновым полотняные и бумажные фабрики. Указ I. Всем торгующим юфтью (исключая Смоленской и Архангельской губерний) привозить 2 доли в Петербург, а третью в Архангельск. Указ II. Запрещено носить золото и серебро, пряденое и волоченое, а донашивать позволено старое. В деньги не играть. Носить платья из китайских, персидских и русских материй (без золота). Указ III. Просьб не писать и не подавать и никаких дел по домам не производить, а кроме как в приказах, а людям приказным по утрам не ходить по домам с поклонами или по делам. Указ IV. Дозволил наем повольный (рекрутский) с тем, чтоб наемщик отвечал за наемника. Указ о беглых: В первый раз сквозь строй, во второй — кнут и галеры. Указ Сенату: войску, идущему из Германии, определены заранее квартиры. ______ Между тем 29-го ноября получено письмо от Герца к Шафирову из Лундена. Карл XII предлагал вступить в переговоры на острове Аланде. Петр назначил генерал-фельдцейхмейстера Брюса и канцелярии советника Остермана полномочными послами и сам занялся инструкцией. Петр звал к себе Шафирова. Петр тогда же думал выдать Анну Иоанновну за герцога Саксен-Вейсенфальского и писал о том Бестужеву. (См. о сем любопытное и умное изложение в Голикове, V — 389.) Кубанские татары стали шевелиться. Русское войско, в 5000 состоящее, выступило на линию с донскими казаками. Порта сама остерегала царя. 15-го декабря Петр, отправляясь в Москву, издал манифест о переговорах со Швецией. 1718 Петр в январе прибыл в Москву, осмотрел фабрики, дал привилегию купцу Воронину и 5000 р. 5 января Петр писал Веселовскому в Лондон, объявляя о переговорах, начатых с бароном Герцем и пр. Петр занялся гражданским управлением, присутствуя в разных приказах и проч. Ушакову повелено: 1) Набрать 400 молодых людей и доставить в С.-Петербург. 2) Набрать плотников, столяров, кузнецов и проч., также для Петербурга. 3) Выдать князю Прозоровскому для Адмиралтейства 150 000. 4) Взять протопопа суздальского и сыскать Авраама Лопухина человека. Петр уничтожил правеж и повелел колодников-должников отсылать в С. Петербургскую работу; а старых баб и детей в прядильный дом, зачитая по рублю в месяц.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Поиск М. национального стиля в храмостроительстве провинции отражает проект храма-памятника Полтавской битве (1833, не реализован), в отделке к-рого использованы килевидные кокошники и тройное окно барабана при сохранении таких элементов классицистической композиции, как план в виде квадрата и пятиглавие, но с куполами необычных пропорций (не реализован). М. принадлежит образцовый проект мечети (1829, использовался до 1843), разосланный в 19 губерний с мусульм. населением. Это здание в виде 8-гранной призмы с завершением в форме усеченной пирамиды с куполком, увенчанным полумесяцем. Проектируя мечеть, М. мог ориентироваться на обмеры древних булгарских памятников XIV в. ( Кириченко Е. И. Градостроительство и власть//Градостроительство России сер. XIX - нач. XX в. М., 2001. Т. 1. С. 242-243). Из гражданских зданий известно о проектах М. богоугодных заведений в Тифлисе, ярмарки в Ростове-на-Дону, училища для детей канцелярских служителей в Смоленске, гимназий в Уфе (1820-1828) и Тифлисе (1832), а также более 10 проектов военных лазаретов (нач. 30-х гг. XIX в.) в Луцке, Остроге, Бердичеве, Тороянове и Каинске и др. городах, карантинных зданий различных размеров во время эпидемии холеры 1831 г., в т. ч. карантина 1-го класса для Евпатории и других портовых городов юга; гостиных дворов в Одессе на Александровской пл. (?), в Измаиле, Симбирске (1822, 30-е гг. XIX в.) и Ростове Великом (30-е гг. XIX в.), городских богаделен. М. проектировал также надгробные памятники ген. И. Г. Гогелю (1834); на Смоленском кладбище в С.-Петербурге - камнерезу П. Е. Доброхотову (1834) и скульптору Мартосу (1835) в виде пилона с акротериями; в Александро-Невской лавре - Чаплиным (1837). Лит.: Петров П. Н. А. И. Мельников//Зодчий. СПб., 1885. 1/2. С. 1-2; Фомин И. Мельников А. И.//Ист. выставка архитектуры. СПб., 1914. С. 57-58; Лейбошиц Н. Я. Мат-лы к творческой биографии А. И. Мельникова//Архит. наследство. М.; Л., 1959. Вып. 9. С. 117-138; Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980; Филатов Н. Ф.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Ему же, совместно с Гурием, епископом Смоленским, принадлежит 5-й вопрос об установлении празднования св. Ефросину Псковскому и св. Авраамию Смоленскому, так как оба эти святые подвязались в их епархиях. 231 Вторая группа вопросов обличает беспорядки в жизни белого духовенства. Сюда прежде всего относятся вопросы 2-й и 3-й, направленные против невежества и суеверия некоторых тогдашних священников, которые клали на престолы сорочки новорожденных детей и держали их там до шести недель (2-й вопр.). Так же поступали они и с мылом, которое приносили миряне на освящение церкви (вопр. 3-й). Оба эти вопроса вероятно составлены иерархией, которой вообще присуще было стремление к обличению недостатков белого духовенства. Вопрос 4-й предлагает собору установить одинаковый для всех владык размер пошлин, взимаемых в пользу казны архиереев и их чиновников с белого и черного духовенства при выдаче грамот благословенных, отпускных, настольных, епитрахильных и орарных. Г. Лебедев приписывает 232 этот вопрос царю, так как последний и в первых своих вопросах обращал внимание на злоупотребления архиерейских должностных лиц при выдаче антиминсов (в. 2-й) и венечных знамен (в. 4-й). Да и странно было бы предполагать, что иерархия сама задала себе вопрос о своих финансах. В ответ на этот вопрос, после определения размера пошлин, совершенно неожиданно говорится о том, что митрополит, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены не должны держать при себе в монастырях своих детей и племянников. Очевидно, что это ответ на 8-й вопрос из первых царских вопросов. Но как он попал сюда? В 8-м вопросе говорится только об архимандритах и игуменах, а в вопросе 4-м говорится еще о митрополите, архиепископах и епископах. Может быть, святители тратили свою казну, между прочим, и на своих детей и племянников; этим, вероятно, и можно объяснить, почему означенное запрещение помещено в 4-м вопросе, говорящем специально об архиерейских пошлинах. 233 Царю же, как думает г. Лебедев, принадлежат вопросы 31-й и 32-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мое же худое гршнаго и недостойнаго раба твоего Ефрема моление умиленое, господи Исус Христ, приими и помилуй, и не отлучи мене лика преподобныхъ. Аще ти много съгршихъ и тя прогнвах паче всхъ, но не вмъ иного Бога разв тебе, иже словомъ всяческая яко въсхот и Быша, ты бо повел и създашася, всяко дыхание хвалить тебе, Владыку и Господа, сътворшему и създавшему всяческая. Направи же и научи мя, Господи, творити волю твою, и посли благодать в помощь рабу твоему, да всегда, тобою съхраняемъ, избавляюся отъ всхъ нападений вражьихъ. И подаждь всему граду и рабу твоему руку твоея помощи, всегда ми падающу и лют съгршающу, и не повели взяти, о Владыко, отъ мене душа моея непокаянны отъ тла гршна, но малое покаяние мое приими, яко блуднаго сына, и блудницю, и разбойника, и въскреси мя, и оживи, въ мнозхъ грсхъ суща, молитвами святыя и пречистыя ти Матере двы и всхъ небесныхъ силъ, и всхъ отъ вка святыхъ, послужившихъ и много потружьшихся по тоб. Иже и нын преподобнаго и блаженнаго Аврамиа успениа память празднуемъ и радующеся ликоствуемъ. Радуйтеся по всему миру церквы Христовы и домове святыхъ, иже отъ всхъ святитель, и игуменъ, и ерй, и дияконъ, и черноризець, и отъ всхъ благоврныхъ и христолюбивыхъ христианъ, иже молитвы и молениа, и приношениа приносяще на святый жрътвеникъ за оставление грховъ Новаго завта. И да презрить вся съдержай владыка Господь Саваофъ, и прииметь, и постить яко благъ и всхъ иерй, моляшихся и приношение приносяшихъ ему, и стоящихъ съ страхомъ, и с великымъ вниманиемъ послушающихъ святаго Еуангелиа, и святыхъ всхъ учениа сладкаго, и всхъ любовь и смрение имуще, не въздающе зла и противу злу, тружающеся в долзмъ дл день паче отъ дне и злыхъ всхъ отбгающе, а къ добродтели правымъ дломъ и трудомъ понужающеся, радующеся и веселящеся о Господи Боже помощи по милости его, и дасть благостыню свою и благодать, избавление отъ всхъ золъ и бесконечнаго мучение избавит ны. То бо есть благый и великый даръ милости его – входъ въ бесконечное царство Господа Бога нашего Исуса Христа съ всми избранными его, послушающихъ и творящихъ волю его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И кончавшимъ отпустъ, крестомъ и святыхъ мощьми воду освятивше, и отъидоша кождо въ свояси. И не бысть дождя на землю, и Быша в печали велиц. Се же все бысть отъ Божия промышления. И хотя Богъ блаженаго Араамиа обьявити, нкоему помянути възложи на сердце Богъ, сущу иерею, яко, шедъ, помяну христолюбивому епископу Игнатию яже о блаженмъ Аврамии, глаголя сице: «Вси молихомся, не послуша насъ Богъ. Кая вина така, яже на преподобнаго Авраамиа, яко лишенъ бысть божественыя литургиа? Егда и того ради бысть отъ Бога казнь си?» Тогда блаженный Игнатий въскор посла по блаженаго Авраамия, и призвавъ, и испытавъ, яко все лжа и оглаголание по зависти и злоб диаволи бысть, и прости и, глаголя: «И благослови, честный отче, за невдние мое се ти сътворихъ, и весь градъ благослови, и прости послушавшихъ лживыхъ клеветникъ и оглагольникъ». И благослови пакы пречистую и честную литургию съвершати: «И моли Бога о град и о всхъ людехъ, да помилуеть Господь и подасть богатно дождь свой на земьлю». И глагола блаженый къ святителю: «Кто есмь азъ гршный, да сице повелвае ми выше силы моея?» Но глагола: «Воля Божиа да будеть о всхъ насъ! И ты преже о насъ помолися, честный о святителю, о своемъ ти богопорученмъ избраннмъ святемъ стад словесныхъ овець». Отшедшу же блаженому и молящуся Богу, и глаголющю: «Услыши, Боже, и спаси, владыко Вседръжителю, молитвами твоего святителя и всхъ иерей твоихъ, и всхъ людий твоихъ. И отврати гнвъ твой отъ рабъ твоихъ, и помилуй градъ сьй и вся люди твоя, и приими милостиве всхъ въздыхание и съ слезами молящих ти ся, и пусти, и одожди, напои лице земли, человкы и скоты възъвесели. Господи, услыши и помилуй!» – еще преподобному не дошедшу своея клия, одожди Богъ на землю дождь, яко славити Бога всмъ и глаголати: «Слава теб, Господи, яко скоро послуша своего раба!» И бысть многа радость въ град. И оттол начаша приткати въ градъ, и вси глаголати, яко «помилова Богъ, избави ны отъ всхъ бдъ твоими, господи отче, молитвами». И отсел бол просвтися по благодати Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010