По летописи Велички «казацкий полковник Иван Донец», а по чугуевским бумагам колонтаевский полковник, в начале сентября 1658 г. послан Ромадановским с пехотным Московским полком к Чернухам, городу Любенского полка, чтобы наказать здесь друзей Виговского – разными поборами и Донец счастливо возвратился в Пирятин к грозному князю. Зиевской воевода писал Чугуевскому: «в нынешнем 169 (1б60) г. посланы были в Ахтырской Змиевские черкасы Ивашко Серой с товарищи для государева дела и в распросе, сказали: как де они приехали в Колонтаев, колонтаевские черкасы сидят все в городе и дожидаются к себе, войною из Опошни, да нояб. 27 пригонялись к Колонтаеву Татары от Полтавы и присылали в Колонтаев из Опошни, чтобы клякались королю, а слушались бы Чигиринского Гетмана, а В. Государю кланялись бы на хлебе, и на соли». Это было после несчастноой Чудновской битвы, когда Юлий с казаками правой стороны Днепра предался на сторону короля. Отписка в Чугуев из Калантаева: «милостивому государю Абакуму Феодоровичу Григорий Тарбеев д колонтевский полковник Иван Донец. Ведомо чиним, что изменники, который указывал гетману в Зинькове, от войск государевых побить и посрамлен»; (это полковник Березецкий пойманный и повешенный Ромодановским); «а который изменник Феодор Жученко (Полтавский полковник) стоит на Котельве, говорят, хочет бежать к Днепру. А мне по государеву указу велено с войском Его Царского Пресветлого Величества идти на изменника и промышлять над ним. Пожалуй, Абакум Федоровичь, помоги ради праведного Государя, чтоб изменник не тешился; хоть людей пришли, или будет изволить, сам приди. Казаки говорят, хочет биться под Колонтаевым, а приход его чается под Колонтаев. Пожалуй, Абакум Федоровичь, змилуйся, змилуйся для милости Божией. Отписка Тарбеева: «по отписке окольничого кн. Григория Григор. Ромодановского велено полковнику Ивану Донцу с вольными людьми идти в Ахтырской; а мне велено оставить для осадного времени чугуваских печенегских черкас 100 человек в Колонтаеве. И чугуевских печенегских черкас осталось 150 человек, а иные бежали; а которые остались, меж себя товарищов в Чугуеве послали бить челом, чтоб переменить в Колонтаеве запасными людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киевский – Николаев. – Иорданский, II, 982. Киевский-Петропавл.-Подольск., I, 357. Киевский-Пустынно-Николаев., I, 399. Киевский-Софийский, I, 438. Киевский-Фроловский или Флоровский-Вознес., II, 1339. Кийостровский-Крестн., Арх. г., II, 891. Клабуков-Кашинский, II, 985. Климентовская-Казан., Олон. г., 846. Клименцы или Клименский, Олон. г., I, 249. Клинская-Зосим.-Сестринская, II, 820. Клинский-Успен., II, 1316. Клопский, Новг. г., II, 872. Княгинина-Капитоновская., Волог. г., II, 859. Княгининский-Архангельск., II, 626. Княгининский-Троиц., II, 1244. Княгинин-Ростовский, II, 1195. Княгинин-Усп.-Владимирск., II, 1317. Княжая или Княжева-Успен., Костр. г., II, 1294. Княжицкий-Никол., Пск. г., II, 873. Князь-Андреевск.-Переясл., II, 986. Кобылкин-Вологодский, II, 874. Ковалев-Спасск., Новг. г., II, 875. Когуева-Преображ. у Старцева угла, Симб. г., II, 1083. Кодемская-Троиц., Арх. г., II, 1228. Кодинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кодлозерская-Богоявл., Олон. г., II, 663. Коже-Озерский-Богоявлен., Арх. г., I, 250. Кожирова-Никол., Костр. г., II, 876. Козелецкий-Богосл., I, 66. Козелецкий-Богоявл., I, 70. Козелецкий-Георг. или Юрьев., II, 759. Козелецкий-Троиц., II, 1256. Козельский-Вознесенский, II, 719. Козловский-Ильин., II, 826. Козловский-Троиц., II, 1268. Козмин-Успен.-Яхромский, Влад. г., II, 877. Козмодемьян.-Галичский, II, 878. Козмодемьян. на Гремячей горе-Псковский, I, 253. Козмодемьян. на поле-Новгородский, II, 880. Козмодемьян.-Старорусский, II, 879. Козорский-Спасский, Волог. г., II, 1172. Козьеручьевский, Арх. г., II, 1194. Койгужская-Пятн., Новг. г., II, 907. Кокуев, Арх. г., II, 858. Колесникова или Колясникова, Яросл. г., II, 1229. Колмовский-Новгородский, II, 1318. Коломенский-Брусенский-Успен., Моск. г., II, 681. Коломенский-Спасский или Спас-Ядринский, I, 473. Колоцкий, Колочевский или Кольчицкий-Успен., Смол. г., II, 881. Кольский-Троиц.-Печенегск., II, 1284. Колюбацкий, Псков. г., II, 1319. Комельский-Арсениев., Волог. г., II, 621. Комельский-Иннокентиев, Волог. г., II, 833.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Итак, 1 февраля 1532 года в " предгорчайшей пустыне " состоялось событие, подобного которому этот край не ведал: новые христиане с умилением молились Богу в храме пред иконами святых, лики которых озарялись возжженными свечами. Кадильный дым возносился, наполняя храм благоуханием. И аропат ладана, казалось, проникая в души новообращенных лопарей, вытеснял из них память о годах языческого существования. Митрофан, теперь уже инок Трифон, пел и читал в храме и своим примером благочестия увлекал всех. Сам вид его вдохновлял обращенных, каждый чувствовал себя исполненным каким-то особенным, неизведанным до сего времени счастьем. Трифон ликовал, может быть, больше всех. И как было не ликовать ему, если сбылось наконец то, к чему он так стремился, если сбылась мечта его юношеских лет и свет христианства озарил десятки человеческих душ! Север осиян! Север пробужден! Мрак язычества рассеивается! Над тундрой звучит святое имя — Христос! Разрушены жертвенники кебунов: одни из них где-то затаились, посрамленные, другие, узрев всю ложь своего учения, прониклись верой в Господа. Теперь громче плача белых чаек, громче шума океанских волн над тундрой звучит хвала и благодарение Царю царей, Владыке неба и земли. Точно сквозь пологи туч, распахнув их края, солнце выглянуло и согрело землю, и осветило горы, и возрадовались души людские. Отныне уже не царить мраку! Прошлое не возвращается. Свет Истины, воссияв у печенегского устья, разольется по всему великому северному краю, и ничто не заглушит благовеста печенгской монастырской звонницы… Если Митрофан был еще как-то связан с миром, то Трифон стал чужим для него. Иноку чужды все мирские блага, радости и невзгоды. Он живет духом в Боге, всецело угождая Ему. Трифоном овладело одно желание – устроить на Печенге обитель, чтобы она изливала свой неугасимый свет на тундру, всегда являясь днем, победившим мрак языческой ночи. Считая себя не равным, и уж не бОльшим среди других, но последним и меньшим, смиренный инок наметил и будущего игумена, настоятеля обители. Но если явилась надобность в игумене, значит, были и иноки? Да, были.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Подобно большинству монастырей, Печенгская обитель переживала периоды расцвета и упадка. Царь Иоанн Васильевич Грозный особенно чтил преподобного Трифона, и когда тот посетил Москву для сбора милостыни, царь пожаловал в обитель колокола и церковную утварь. Царевич же Феодор Иоаннович отдал с себя верхнюю драгоценную одежду, чтобы сделали из нее облачения для служителей. Кроме того, государь пожаловал обители обширные рыбные ловли для поддержки монастырского хозяйства. Молодой и быстро растущий монастырь претерпел тяжелое разорение от шведов вскоре после кончины преподобного Трифона. В Рождественскую ночь 1590 года войска Юхо Весайнена вошли в обитель и жестоко расправились с братией и работниками, попавшимися им под руку в церкви, во дворе, в других помещениях монастыря. Спаслись от коварного злодеяния лишь братия, работавшие вне стен обители. Им пришлось предать земле останки святых мучеников, найденные на пепелище. По повелению царя Феодора Иоанновича монастырь был перенесен в Кольский острог, затем, после пожара 1619 года, был построен заново близ города, за рекой Колой. В 1764 году монастырь упразднили. Лишь в 1886 году для восстановления древней обители из Соловецкого монастыря прибыли одиннадцать монахов. Но там, где прежде стоял монастырь, выросло поселение, жители которого не хотели оставлять обжитого места. И тогда произошло удивительное событие. На монастырские земли забрел медведь, чего на памяти местных жителей прежде не происходило. Но теперь, с самого Преображения, разъяренный зверь каждый вечер обходил поселок, истребляя коров, овец и всякий домашний скот. Убить медведя никак не удавалось. Тогда поняли, что он был послан преподобным Трифоном в напоминание о том, что жителям, по просьбе братии, надо без промедления переселиться в другое место и оставить бывшие монастырские земли инокам. Старая (рыбацкая) церковь . Фото 1933 г. Оленьи упряжки – наиболее подходящий способ добраться до Печенегского монастыря Наибольшего расцвета Печенгская обитель достигла в начале XX столетия. За двадцать лет монастырь был полностью восстановлен и стал во много раз богаче, чем во времена преподобного Трифона. Количество постоянных насельников, монахов и работников возросло примерно до двухсот человек. Благодаря упорному труду братии обитель на берегу Северного Ледовитого океана процветала. Сюда уже в 1911 году было проведено электричество. Кроме того, имелись телеграф и почтовая контора. Но важнее всего отметить, что обитель стала форпостом Православия на дальнем Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Вот Кий сидит на горе своей, взимая дань с переходящих Днепр, и все опять погружается во мрак на несколько столетий. Плывут с севера вниз по Днепру ладии варяжские, и покоряется Киев Оскольду. Плывут они с юга вверх по Днепру, искушенные бурею под Царьградом, и приносят с собою начатки веры Христовой. Опять ладии с севера: в них завоеватель Олег с младенцем Игорем, и падает Оскольд на берегу Днепра, там, где доселе место слывет его могилою. Почесть громкой могилы ожидает и победоносного Олега в новой его столице: брат Кия уступает ему целую гору свою Скавицу в надгробный курган, как бы некую пирамиду Фараонов. Вот и языческая Ольга, полная славных деяний того, чье носит имя, женской рукою крепко держит бразды правления, мстит соседям за малодушие и за смерть супруга; но вот и та же христианская Ольга, достойная Блаженной Царицы, которой восприяла имя во Святой купели, внушает первые начатки Христианства юному внуку и готовит просвещение Руси. Ратно княжение Святослава: земля ему ложе, седло изголовье, звездное небо покров; костьми хочет он лечь, дабы не посрамить землю Русскую, но не на синем Днепре, а на красном берегу Дуная; а между тем печенеги облегают его столицу, мать и дети в осаде. Юноша русский обманывает врагов, с уздою в руках ищет коня чрез весь стан их и, переплыв Днепр, кличет на помощь воеводу Святослава; еще немного и – князь печенегский пьет из черепа русского князя! Опять три брата хотят княжить в Киеве, но уже нет меж ними мира, как между тремя первыми; другой Олег и Ярополк падают в единокровной брани; Владимир сквернит идольскими требищами горы Киевские, на коих скоро должна воссиять благодать Божия, по слову Апостола, и он же сам очистит их от кумиров, ибо на него указал Первозванный. Совет в княжеском тереме; послы иноверные предлагают каждый свою веру, послы Владимировы избирают греческую; сердце его уже давно к ней расположено, имя Ольги решает бояр. Опять, и в последний раз, закипел судами русскими греческий путь, и тою же стезею возвращается из покоренной Корсуни уже просвещенный верою Князь; с ним Святые иконы и мощи, с ним епискипы, пресвитеры и греческая царевна, его супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах». «Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный). В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909. Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки. Calendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь?//Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье». Рекомендуемые статьи 3 комментария Самое популярное Сейчас в разделе 26  чел. Всего просмотров 9 млн. Всего записей 710 Подписка на обновления поделиться: ©2024 Суеверие.нет к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://sueverie.net/yazyk-ix-vrag-ix.htm...

Великая Княгиня совершала много паломнических поездок: для нее это был основной вид отдыха. «В простом сером платье (реже в белом), доступная и радушная, как скоро покоряла она сердца людей!.. Высоко почитая в ней соединение двойного ореола царственного происхождения и высокого благочестия, он восторженно встречал ее повсюду, и поездки Великой Княгини в разные города России, против ее воли, обращали в триумфальное шествие» . Сохранилось воспоминание о том, что «при посещении одного из монастырей, незнакомая женщина бросилась ей в ноги и крепко, с великим благоговением обхватила ей колени» . Ее присутствие объединяло простой люд с Императорской семьей, Великая Княгиня олицетворяла любовь Царя к своему народу. Накануне Первой мировой войны Великая Княгиня посетила Оптину пустынь, и путь ее усыпали живыми розами, настолько почитали ее люди . Но она неизменно стремилась к уединению, и почувствовать себя простой паломницей могла только в отдаленных монастырях со строгим уставом. Так епископ Варнава (Беляев) писал: «В иных строгих обителях России приезжих богомольцев, будь они хоть архиереем или Великая Княгиня Елизавета Феодоровна… кормили со скромной братской трапезы: пустыми щами, безвкусным свекольником, не очищенной от кожуры как следует картошкой» . Известно, что в паломнической поездке на Соловки Великую Княгиню сопровождали князь Феликс Феликсович Юсупов (младший) , казначея Марфо-Мариинской обители милосердия В.С. Гордеева, егермейстер Высочайшего двора А.А. Зуров, две сестры обители. В Архангельске к ним присоединились епископ Нафанаил, архимандрит Печенегского монастыря Иоасаф, статский советник Н.Д. Козьмин. Последний оставил подробное описание этого паломничества, которое было опубликовано в 1915 году в журнале «Голос Долга» . Сохранились также воспоминания князя Феликса Юсупова, которые были изданы в 1954 г. в Париже. Записи князя Феликса Юсупова и статского советника Н.Д. Козьмина удивительно дополняют письмо Елизаветы Федоровны, и позволяют более полно восстановить картину прошлого. Краткое изложение статей из «Голоса Долга» приводится в книге Вяткина В.В. «Христовой Церкви цвет благоуханный» .

http://pravmir.ru/soloveckij-monastyr-gl...

Более подробный материал, посвященный предстоящему возвращению в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, публикует газета " Известия " . Это статья Евгения Бая " Возвращение святыни " " Небольшой Свято-Тихоновский монастырь затерялся в лесах штата Пенсильвания. От Вашингтона - почти четыре часа езды, столько же от Нью-Йорка, но на большом поле у стен монастыря я вижу машины с номерными знаками Флориды и Аляски. В эти дни здесь проходит массовое паломничество: тысячи людей хотят увидеть легендарную икону, которая совершает своего рода прощальное турне по Америке - в будущем году ей предстоит возвращение на родину... В том, что икона возвращается, ее хранитель тоже видит волю Господа. Впрочем, к этому было добавлено и несколько вполне земных условий. В России должен был смениться режим, верующие должны были обрести свободу, а Тихвинский монастырь - возрожден. " Это решение пришло не сейчас, не вчера и не год назад. Иоанн, в чьем ведении находилась Тихвинская икона, всегда знал, что ее нужно будет вернуть России, - говорит мне митрополит Герман, архиепископ Вашингтонский, глава всей Американской Православной Церкви в США и Канаде. - Но в то же время он чувствовал некий моральный долг вернуть ее лишь тогда, когда в России ей ничто не будет угрожать, когда она может себя чувствовать там в безопасности " . Далее в статье рассказывается об Американской Православной Церкви. О другом событии, корни которого уходят в глубь истории, рассказывает автор " Парламентской газеты " Владимир Блинов в статье " Паломник-швед покаялся за грех земляков-разбойников " . В этом материале говорится о Трифоновом Печенегском монастыре, о его роли в жизни Мурманской области. В завершение статьи вспоминается удивительный случай, произошедший в стенах Трифонова Печенгского монастыря: " Самой трагической страницей в истории северной обители стало убиение 116 мучеников-монахов отрядом разбойников, подданных шведского короля, в 1589 году. Несколькими годами ранее вокруг основателя монастыря преподобного Трифона собрались его единомышленники в последние минуты перед кончиной. " Не плачьте обо мне, братья, - еле слышно произнес старец и заплакал сам. А потом пояснил причину внезапно нахлынувшей грусти: скоро многим из вас предстоит принять мученическую смерть... " Слова оказались пророческими... Четыре с лишним столетия ждала Печенгская земля покаяния за злодейское деяние. И оно пришло. Монастырь навестили иностранные гости, среди которых был шведский гражданин. Приехал он неспроста, а чтобы поклониться праху убиенных и извиниться перед монахами за содеянное своими предками " .

http://pravoslavie.ru/4837.html

Пока варятся глухарь и уха, Василий рассказывает мне жизнь лопарей. Другие все слушают внимательно, иногда вставляют замечания. Женщины молчат, скромные и почтенные, как у Гомера, занятые своим делом. Одна следит за ухой и глухарем, другая оленьими жилами шьет каньги (башмаки), третья следит за огнем. Жизнь охотников рассказана. Теперь смотрят на меня: какова моя жизнь? Но как о ней спросить — этого никто не смеет. У них — охота, олени, лес. Что у меня? — А есть ли в других державах лес? — слышу я голос с той стороны костра. — Есть. — На ужь! Общий знак удивления, что и у нас есть лес. Потом другой вопрос: «Есть ли горы?» И опять то же: «На ужь!» Потом разговор, совсем как и в настоящих гостиных, переходит на политику. Знают о Государственной думе, даже выбирали депутата, но только русского, а не лопаря. Я возмущаюсь: русские купцы, которые так безжалостно спаивают и обирают лопарей, представляют лопарей в Думе! Расспрашиваю ближе. Оказывается, кто-то раньше за них уже решил, кого выбрать. — Пили вы при этом? — спрашиваю я. — Угощали вас? — Пили, как же. Хорошо выпили, — отвечает Василий с легкомысленным видом. — А вот если бы меня выбрали, — продолжает он, — я бы тихонечко на ушко шепнул бы кому надо, как лопари живут. — Что бы ты шепнул ему? — А что вот у нас в озере сигов много: коптить бы их на казенный счет и отправлять в Питер… Да, я бы сумел, что шепнуть! «Что бы им дать? — думаю я, представляя себя на месте царя, которому шепнул лопарь на ушко. — Христианскую проповедь? Но это уже использовано… Лопари — теперь христиане. Печенегский монастырь богател и разорялся и опять стал богатеть. Но лопари все такие же, и еще беднее, еще несчастнее, потому что русские и зырянские хищники легче могут проникать к христианам, чем к язычникам. Отдать их на волю цивилизации? Построить железную дорогу и дать образование?» Я вспоминаю о том, что тут предполагалась железная дорога. Но ведь это не для них. При чем тут лопари? — А как же! — говорит мне Василий. — И лопари тогда поедут в Петербург со своими сигами.

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

Освящен восстановленный храм в самом северном православном монастыре Мурманск, 13 декабря 2012 года В Трифоновом Печенегском монастыре, который возрождается после пожара в поселке Луостари Мурманской области, освящен храм в честь Живоначальной Троицы. Чин освящения совершил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. «Мы все оказались сопричастниками этого события, той великой духовности, что возрождается здесь, на этих бесприютных берегах, — сказал в проповеди после богослужения настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный церквей Терского округа, игумен Митрофан (Баданин). — И то, что Трифон собирает нас здесь — это начало великих традиций, традиций созидания молитвенного места, школы старчества». В монастыре располагается реабилитационный центр для бездомных . Сейчас те, кто не имеет работы и жилья, принимают участие в строительстве монастырских зданий, а также приюта, где они смогут проживать и получить прописку в дальнейшем. «Они выполняют практически всю работу по строительству — шкурят и обтесывают бревна, возводят стены, — сообщил настоятель подворья Трифонова Печенгского монастыря в Мурманске иеромонах Геронтий (Чудневич) — Некоторые стали уже профессиональными плотниками, приобрели свой инструмент. На собственные средства и деньги жертвователей монастырь снимает для них в ближайшем поселке Корзуново квартиры. Всего таких трудников у нас 27 человек». Сейчас, помимо здания церкви, в монастыре уже возведены братский корпус и несколько приходских зданий. Согласно проекту, приют будет состоять из административного корпуса и двух жилых на 120 мест. Областная администрация выделила на возрождение монастыря на первом этапе финансирования 43 млн. рублей. Монашеская жизнь в самой северной православной обители была возобновлена в 1997 году. После пожара 2007 года, который уничтожил деревянное здание церкви Рождества Христова, возведённое над могилой 116 преподобномучеников Печенгских, было принято возрождать обитель в пустыни возле поселка Луостари, на месте древнего Печенгского монастыря, где покоится преподобный Трифон. В Мурманске действует подворье Трифонова монастыря, где находится несколько церквей и часовен, приют для бездомных на 150 коек и гостиница для паломников. 13 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58131.html

  001     002    003    004    005    006