С 23 мая 1879 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 6марта 1882 года – епископ Псковский и Порховский. 16 февр.1885 года перемещен, согласно своему желанию епископом Архангельским и Холмогорским. 3 июня 1890 года уволен на покой в Тотемский Спасо-Суморинский монастырь Вологодской епархии. 14 ноября 1896 года назначен управляющим Московским Спасо- Андрониковым монастырем на правах настоятеля. Скончался 29 апреля 1907 года в Москве, 83 лет. За свою энергичность заслужил название выдающегося архипастыря Русской Церкви. Он возобновил Печенегскпй монастырь, устроил церковь на Новой Земле и учредил там миссию. Возобновил древний Николаевский Корельский монастырь, установил ежегодное перенесение св.мощей Артемия Веркольского вокруг обители. В Пскове восстановил древние монастыри. Во время турецкой войны много помог больным и раненым воинам. В Архангельской епархии преобразовал женское епархиальное училище, в котором было подготовлено около 200 учительниц. Много заботился о просвещении лопарей и корелов, строя храмы и открывая школы и библиотеки. Развил миссионерскую деятельность. Начал издавать «Архангельские Епархиальные Ведомости». Обратил в православие несколько тысяч язычников, даже находясь на покое в Спасо-Андрониковом монастыре, он, несмотря на свои преклонные годы, отличался необыкновенной энергией и почти ежедневно совершал богослужения в монастырях, соборах и приходских церквах г.Москвы, причем всегда произносил проповеди. Был очень добрым человеком и постоянно жертвовал крупные суммы на устройство стипендий в академиях, семинариях, духовных училищах и благотворительных учреждениях. Был членом 28 благотворительных обществ. Известный проповедник. Составил подробный атлас Архангельской губернии с указанием приходов и описанием всех сел, деревень и городов. Много печатал своих трудов в «Архангельских Епархиальных Ведомостях». Литература: «Церк.Ведом.» 1890, стр.237. «Приб. к «ЦВ» 1905, 16–17, стр.734. -“- 1907, 21, стр.857–859. «Моск.Цер.Вед.» 1907, 18, стр.542–544.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава Петербургской епархии посетит Финляндию 16 сентября 2005 г. 14:30 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в пятницу прибывает с визитом в Финляндию, передает РИА «Новости» . Как сообщили в пресс-службе Православной Церкви Финляндии, в ходе четырехдневного визита митрополит Владимир встретится с Предстоятелем Православной Церкви Финляндии архиепископом Львом в городе Куопио, где находится архиепископская кафедра, примет участие в богослужении в кафедральном соборе Святого Николая, основанном в 1938 году, и встретится с русскими эмигрантами. Кроме того, в ходе поездки запланировано посещение митрополитом Музея Православной Церкви в городе Куопио, коллекция которого уникальна. Ее основу составляют предметы, вывезенные во время Зимней войны между Финляндией и Советским Союзом (1939-1940) и последующей Второй мировой войны из старых монастырей Валаама, Коневца, Печенеги и приходов Карелии. Митрополит Владимир также посетит находящиеся в Центральной Финляндии недалеко от Куопио центры православия в Финляндии — мужской монастырь Новый Валаам и женский монастырь Линтула, история которых также тесно связана с войной. В 1940 году война повлекла за собой эвакуацию Валаамского монастыря из России в Финляндию, где был основан Новый Валаам. Сюда же переселилась и братия Печенегского монастыря. Братия Коневецкой обители влилась в эту же общину в 1954 году. В монастырь принесли главные святыни — чудотворные иконы Божией Матери Валаамской и Коневской, которые сейчас находятся в Преображенском соборе Нового Валаама. Линтульский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы находится в 15 километрах от Нового Валаама. Обитель была заложена в конце 19 века, когда россияне — тайный советник Федор Неронов и его жена купили на Карельском перешейке, в семи километрах от тогдашней границы Великого княжества Финляндского, обширную усадьбу Линтула (Lintula, по-фински «птички»). В усадьбе был основан первый в Финляндии женский православный монастырь. Обитель пережила тяжелые годы революции, однако война сделала эвакуацию неизбежной, и монастырь в итоге обосновался в Центральной Финляндии. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40447.html

Е.Н. Никулина Источники и литература Жития святых 1 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. 2 . Афанасий Великий , свт. Житие Антония Великого /Творения. В 4 т. – М., 1994. Т. 3. С. 178–251. 3 . Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших [Электронный ресурс]. – М., 1897. < http://ww.omolenko.com/zhitiya/index.html > (3.09.2008). 4 . Великие русские старцы XX века/Под общ. ред. игум. Аристарха (Лоханова). – М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002. 5 . Византийские легенды. – Л.: Наука, 1972. 6 . Византийские легенды. – СПб.: Наука, 2004. 7 . Григорий (Борисоглебский) , архим. Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – М., 1893. 8 . Григорий Турский , свт. Житие отцов/Предисл. и ред. иером. Серафима (Роуза) , пер. с лат. и фр. На англ, иером. Серафима (Роуза) и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной. Изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. – М.: Изд. дом «Русский паломник», 2005. 9 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – Репр. воспр. изд. 1904–1912. (М.), – [Козельск]: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 10 . Епифаний Премудрый . Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 2001. 11 . Жизнеописание Оптинскаго Старца Иеромонаха Леонида (всхиме Льва). – [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1876. 12 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1997. 13 . Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла/Пер. с сир. архим. Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Перси)/ Феодорит Кирский , блж. История Боголюбцев. – М.: Паломник, 1996. 14 . Житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго с присовокуплением предисловий из книги св. Григория Синаита , Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Позднейший биограф Трифона Печенегского говорит, что первое житие, писанное «самовидцами», пропало во время разорения монастыря шведами в 1589 году, но чтители святого сохранили сведения о нем в малых книжицах и кратких записках, из которых и составилась уцелевшая биография 521 . При чтении жития легко заметить разницу в изложении двух его половин: в первой жизнь Трифона до основания монастыря описана стройно, но в самых общих чертах, как она хранилась в памяти поздних иноков этого монастыря; вторая составлена из нескольких отрывочных рассказов. Житие написано во второй половине XVII века, не раньше Никонова патриаршества, если последнее чудо, относящееся к этому времени, не прибавлено к житию другой, позднейшей рукой. Пользование скудным фактическим содержанием биографии в связи с известиями летописи не представляло бы особенных затруднений, если бы их не создали исследователи. Когда Трифон просвещал лопарей на Печенге, то же святое дело делал на Коле соловецкий монах Феодорит, о котором любопытные биографические сведения сообщил сын его духовный, кн. Курбский, в своей истории царя Ивана 522 . Курбский не все периоды жизни Феодорита знал одинаково и особенно неясно изобразил ею деятельность на далеком Севере. Однако ж по его указаниям можно видеть, что Феодорит прибыл на Колу незадолго до 1530 года; чрез 20 лет, просветив местных лопарей и основав при устье Колы Троицкий монастырь, он покинул Север и в 1551 – 1552 годах сделался архимандритом Евфимиева монастыря в Суздале 523 . Курбскии ни слова не говорит о Трифоне; но исследователи старались с точностью определить его отношение к Феодориту 524 . Одним хотелось заставить обоих просветителей действовать вместе, и они достигли этого очень просто. Упомянув о старце, которого нашел Феодорит в Кольской пустыне и с которым прожил там лет 20, Курбский прибавляет, помнится мне, звали его Митрофаном; ясно, заключают исследователи, что это-мирское имя Трифона, и согласно с таким выводом переделывают по-своему известия и Курбского и Трифонова биографа. Другим хочется доказать, что оба просветителя не знали друг друга, и, разъясняя житие Трифона, они спрашивают, когда Трифон, подготовив лопарей к крещению, испросил у новгородскою архиепископа разрешение построить церковь на Печенге, почему владыка тотчас не послал туда священника? Ясно, отвечают они наперекор житию, что Трифон просветил лопарей и начал строить церковь во время междуархиепископства (1509–1526) в Новгороде 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Храм Преображения Господня (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 году. Содержание История [ править править код ] Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 г. Храм был построен в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней. Внутренне убранство было роскошным. По отзывам современников, «Спасо-Преображенский храм мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе». 1923 г. храм пытались захватить обновленцы, но обновленческого епископа не пустили в церковь прихожане. В 1938 храм закрыли, уничтожили иконостас и роспись. В 1943 г. архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Церкви отобранных храмов. 13 января 1945 года Спасо-Преображенский храм был передан общине верующих. После возвращения решением местных властей на главах храма вместо прежних куполов-луковиц, а также вместо второго яруса колокольни были установлены бесформенные колпаки. В 1992 г. храм Преображения Господня был передан в ведение Николо-Угрешского монастыря г. Москвы и до недавнего времени был монастырским подворьем. За это время был восстановлен облик куполов храма, приближенный к историческому. В 2011 г. храм был возвращён Астраханско-Енотаевской Епархии. Из святынь храма можно отметить хранящийся в алтаре металлический крест-мощевик, внутри которого находится деревянный крест, содержащий в себе частицы мощей святых: апостолов Варфоломея и Варнавы, свт. Василия Великого, прп. Серафима Саровского, вмчц. Варвары и др; а также икону прп. Пимена Угрешского с мощами святого. В настоящее время в храме Преображения Господня ведутся работы по реставрации. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: 414006 Астраханская область, Астрахань, ул.Печенегская/ул. Аристова/пер. Чугунова, 20/36/21 Телефон: +7 (8512) 56-18-48 Электронная почта: ecclesia.forpost@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Пн, вт, ср, чт, пт: часы, литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00 Сб, вс: часы, литургия в 6.30 и 8.30; вечерня и утреня в 17.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти прп. Трифона Печенгского, пройдет в Мурманской области 6 декабря 2007 г. 12:37 Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти преподобного Трифона Печенгского основателя самого северного монастыря России пройдет с 8-9 декабря в городе Заполярный Мурманской области. Об этом сообщили в комитете по культуре и искусству Мурманской области. Участие в мероприятии примут около 50 народных мастеров Северо-Запада России из Санкт-Петербурга, Архангельской области, республики Коми, Мурманской области, а также Норвегии. Во время праздника будет работать ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, и пройдут творческие соревнования умельцев резьбы по дереву в номинациях: «домашняя утварь», «скульптура», «деревянная игрушка», «функциональные предметы быта». Это уже пятый праздник плотницкого искусства на древней Печенгской земле, первый состоялся в 1995 году. Статус международного праздник получил в 2004 году, когда объединил художников Северо-Запада России и Норвегии. Значение мероприятия в том, что благодаря ему возрождаются старинные традиции плотницкого дела на севере, поддерживается интерес к плотницкому искусству со стороны современных мастеров и творческих коллективов. 9 декабря участники праздника посетят церковь в честь святых мучеников Бориса и Глеба на российско-норвежской границе, а также Борисоглебскую ГЭС. Преподобный Трифон Печенегский (в миру Митрофан) родился в 1495 г. в Новгородской губернии. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к язычникам-лопарям, он изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Постепенно мудрым и кротким словом его многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. святой построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. В годы неурожая святой с несколькими братиями ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334058.htm...

43 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.579. 44 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.346. 45 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.562. 46 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.545. 47 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.124. 48 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.344. 49 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.115. 50 Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995. с.70. 51 Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004. с.11. 52 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.2. с.232. 53 Там же, с.240. 54 Дмитрий Ростовский, еп. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1993. с.505. 55 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.607. 56 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.605. 57 Там же, с.596. 58 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.128. 59 Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3. с.23. 60 Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001.с.553. 61 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.381. 62 Меркурий, монах. В горах Кавказа. М.: Изд. Паломник. 1996. с.92. 63 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.547. 64 Христианская жизнь по Добротолюбию. М.:Свято-Данилов монастырь. 1991. с.52. 65 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.50. 66 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.: Рус. язык. 1989. с.378. 67 Седых М. Что играет мною? Страсти и борьба с ними. М.: Лепта. 2001. с.57.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

В Новгородской земле уже в конце XII в. известны несколько монастырей на берегах Северной Двины, основанные миссионерами-монахами. Это – Архангельский, Михайлов, Корельский монастырь, занимавшийся просвещением финских племен на крайнем севере Архангельской области, Николаевский монастырь, основанный преподобным Евфимием, просветителем корелов. В XIV в. – Никольский Чухчеремский монастырь близ Холмогор, Воскресенский Кеврольский, иноки которого почитаются просветителями Пинежского края. В Обонежье наиболее древний – Палеостровский Рождественско-Богородицкий монастырь – основан в XII в. преподобным Корнилием из Пскова. В XIII в. в этих местах блаженный инок Вассиан основал Спасо-Каргопольский монастырь на реке Онеге, бывший здесь оплотом Православия. А в самом конце XIII в. на горе Челме, в 57 верстах от Каргополя, поселился преподобный Кирилл, основавший Челмогорский монастырь. В XIV в. близ Каргополя возникли другие монастыри, распространявшие христианство: Успенский монастырь Иоанна Власатого и Успенская Сырьинская пустынь преподобного Кириака, который вместе с учеником своим Киприаном, просвещал местных язычников. В этом же веке подвизался на необитаемом острове Мурмане в Онежском озере преподобный Лазарь Муромский (†1391г.). Он проповедовал христианство лопарям, живущим на северном берегу озера и далее на север к Белому морю, претерпевая от них всевозможные угрозы, притеснения и побои. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий вместе с иноками Германом и Зосимой проповедовали Евангелие язычникам по берегам Белого моря. В 1429г. они основали Соловецкий монастырь-форпост Православия в северных пределах России. Другой монах – миссионер, преподобный Трифон Печенегский, также основал в середине XVI в. на реке Печенге православную обитель, среди насельников которой было немалое число местных жителей – лопарей. Великий апостол зырян – святитель Стефан Пермский – был также монастырским воспитанником: он подвизался в Ростовском монастыре святителя Григория Богослова . Просвещая Малую Пермь, он основал там несколько обителей: Спасо-Ульяновскую пустынь на реке Усть-Выми (позже превратившуюся в Усть-Сысольский Троицкий монастырь – оплот христианского просвещения на севере Вологодского края), Стефанову, Афанасьеву пустыни, Усть-Вымскую Архангельскую пустынь, при которой было учреждено духовное училище для зырянских детей, и Цилибинский монастырь. Подобный приют для православных миссионеров создал и ученик святителя Стефана – преподобный Димитрий Цилибинский на основе устроенной им Архангельской пустыни на реке Вычегде. Здесь мы впервые встречаемся с такой функцией миссионерских монастырей, которую потом в масштабах всей России осуществлял Покровский монастырь в г. Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Брате, чадо духовное, богослужение церковное посещай по возможности неопустительно и упражняйся всегда в умной молитве. Господи, прости нас, что нарушаем это церковное правило. Уж лучше при произнесении молитвы Иисусовой не сосредотачивать внимания и ума ни в каком месте своего тела и так трудиться, пока не пошлет Господь дара сердечной молитвы. Господи, лучше для нас при произнесении молитвы Иисусовой не сосредотачивать внимание и ум ни в каком месте своего тела, и так трудиться пока Ты, Господи, Сам не пошлешь нам дара сердечной молитвы. Господи, прости нас за отсутствие терпения в ожидании Твоего дара – сердечной молитвы. Брате, если хочешь, чтобы тебя послушали и приняли к сердцу слова твои, если намереваешься принести кому-либо духовную пользу посредством слова, то прежде чем кому говорить что-либо, помолись о нем Богу, а потом уже скажи что следует. Тогда Бог, приняв твою молитву, расположит его сердце к принятью от тебя слова наставления. Господи, как часто нам хочется, чтобы нас выслушали и приняли к сердцу наши слова! Как же часто мы намереваемся принести кому-либо духовную пользу посредством слова! Но также часто в этих своих желаниях мы забываем правило: прежде чем кому говорить что-либо, надо помолиться Тебе, нашему Сердцеведцу, а потом говорить что следует. И верить надо, что Ты, Боже наш, примешь нашу молитву, расположишь сердце собеседника к принятью от нас слова наставления. Господи, прости нас, что не придерживаемся этого правила. Литература 1 . Беседы великих русских старцев «О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни».М.: Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег», 2003. 2 . Великие русские старцы. Жизнеописания, чудеса, духовные наставления . Издание второе, исправленное и дополненное. М.: «Ковчег», 2011. 3 . Симеон (Холмогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елиазаровой пустыни. СПб, 1996. 4 . Собеседник православных христиан. СПб, 1995. 5 . Владимир (Мусатов) иеромонах. Ответы старца на вопросы келейного ученика.М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории " засечная черта " - линия оборонительных пунктов против кочевников. " Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их " . Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: " Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением " . В следующем году " прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем " . Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога " хранителем греков и русских " . Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, " калики перехожие " пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь " сотвори пирование светло " , " раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога " . Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин - Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак - с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/910305.htm...

   001    002    003    004   005     006