3. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1—3.     4. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002.     5. Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996.     6. Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001.     7. Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002.     8. Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Волгоград:ИПК «Царицын». 2001.     9. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ. 1997. ч.3.     10. Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.     11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус.язык. Т.1. 1989.     12. Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994.     13. Дмитрий Ростовский, епископ. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993.     14. Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1—5.     15. Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995.     16. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт — М. 1996).     17. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. тт.1—2.     18. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры. 1993. т.4.     19. Игнатий Брянчанинов, епископ. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5.     20. Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995.     21. Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004.     22. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Репринт. Ростов-на-Дону. 1992.     23. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

28/Х (6 стр[аница]) – представление Иова, д[олжно] б[ыть] преставление; 29/Х (7 стр[аница]) – преп. Авросиния, д[олжно] б[ыть] Авраамия; 4/II (16 стр[аница]) – Печенегских, д[олжно] б[ыть] Печенгских; 11/III (19 стр[аница]) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – память эта 362 в н[астольном] к[алендаре] на 57-й г[од] не указана, а 11/V она повторяется; 4/V – прпп. Никиты... Сокольницких 363 – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено [?]. 11/V (стр[аница] 23) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – в н[астольном] к[алендаре] 57 г. она указана 364 . 16/V (стр[аница] 24) – прп. Касмиана, д[олжно] б[ыть] Кассиана; 27/V (26 стр[аница]) – Кирпиана, д[олжно] б[ыть] Киприана; 5/VI (27 стр[аница]) – прп. Вассиана..., утонувш[его] в Белом море +1561 г., д[олжно] б[ыть] вместо + предлог «в». 6/VI – Климнецкого, д[олжно] б[ыть] Климецкого. 8/VI (стр[аница] 28) – бл[аговерного] кн[язя] Василия... – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено «обретение мощей»; 3/VII (31 стр[аница]) пропущено: перенесение мощей свт. Филиппа из Соловец[кой] обит[ели] в Москву 365 (в н[астольном] к[алендаре] на 57 указано) и память бл[а]г[оверных] кн[язей] Василия и Конст[антина] Яросл[авских] (в н[астольном] к[алендаре] 57 г. указана); 18/VII (32 стр[аница]) – прп. Иоанна многотерпеливого. д[олжно] б[ыть] многострадального 366 . 30/VII – прп. Германа... в н[астольном] к[алендаре] 57 г. добавлено: «обретение мощей» 367 : 27/VIII (стр[аница] 35) – прп. Кукшки, д[олжно] б[ыть] Кукши. Вот все более или менее существенное. Есть еще явные описки – для всех понятные, а также пропуск запятых. Еще хочется обратить внимание на отсутствие слова «преставление», напр[имер]. 3/IX блж. Иоанна... в 1580 году; 25/I свт. Моисея в 1362 году; 10/II прп. Прохора... в 1107 г.; 28/II блж. Николая... в 1576 г. и другие. 7/IХ прпмч... Макария † от турок в 1678 г. Простите, святый Владыко, за этот перечень, м[ожет] б[ыть], не вполне мною продуманный и только Вас утомивший! Еще, святый Владыко, хочу напомнить Вам, что Вы в своем письме в день памяти прор. Самуила писали мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Препп. Abpaмiя и Konpiя, подвизавшихся на реке Печенге, в Спасской пустыне, в конце XV в., где (в 1492 г.) они основали монастырь, обращенный в приходскую церковь (погост Владимирско-Печенегский, Вологодской губернии и уезда, Несвойской волости, в 20 вер. от Вологды). Мощи их покоятся в Спасской церкви упраздненного монастыря под спудом. 5 . Е. Св. муч . Родом из г. Палермо, на острове Сицилии (по другим – из Катаны), св. Агафия с юных лет исповедовала христианскую веру. Она отличалась красотой, добродетельной жизнью и богатством, доставшимся ей по смерти родителей. Во время гонения Декия, по приказанию правителя страны Квинтиана, слышавшего много о красоте и богатстве Агафии, она была взята и отведена к правителю в г. Катану. Этот правитель сперва ласками и увещаниями старался отвратить св. Агафию от веры во Христа. Когда же она осталась непоколебимой, ее подвергли разным жестоким мучениям: повесили на дерево, били железными прутьями, терзали грудь ее железными когтями и, наконец, отрезали сосцы. Заключенная после этого в темницу, она чудесно была исцелена явившимся к ней апостолом Петром и, украшенная «славою веры и благочестием, преподобством и девством и усердием страдания», мирно предала Господу Богу дух свой (в 251 г.). Вскоре над ее мощами, прославленными чудесами (сн. 13 дек.), была построена церковь . В эту церковь во время извержения Этны собрались жители г. Катаны, не только христиане, но и неверуюшие, и «взявши одежду св. Агафии, сташа противу огня, на град устремляющегося, и абие огнь вспять возвращашеся и угасе». Кондак, гл. 4. Да украсится днесь церковь порфирою славною, омоченною от честных кровей Агафии мученицы: радуйся, вопиющи, Катанская похвало. Преставление иже во святых отца нашего святителя Углицкого, архиепископа Черниговского, нового чудотворца. Малоросс по происхождению, из (находившейся в то время под властью Польши) Украины на западной стороне Днепра, сын священника Никиты (из древней дворянской фамилии Углицких, отличавшейся благочестием и предпочитавшей скромный духовный сан всем другим мирским служениям) и жены его Марии, родившийся во второй четверти XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По свидетельству историка, когда преподобный Трифон основал на Печенге свою обитель, нашлось много желающих потрудиться там под его руководством, так что к концу его жизни число монастырской братии возросло до 100 человек. Известно, что во все века, начиная с принятия христианства на Руси, пустыня с неудержимою силою влечет к себе благочестивые души, ищущие спасения и равноангельского жития. И не дивно: человеку, удрученному житейскими скорбями и невзгодами, уловляемому сетью мирских соблазнов и искушений, волнуемому греховными помыслами, вожделениями и страстями, как слабому и скорбному духом грешнику, желающему обрести мир с собственною совестью и милость от небесного Судии и Мздовоздателя, пустыня — тихая, желанная пристань, куда удаляются люди, по выражению псалмопевца, чаях Бога, спасающего мя от малодушия и от бури. Нельзя указать более пригодного места для монашеских подвигов покаяния и поста, терпения и самоотвержения, и в то же время для развития и укрепления в себе дара молитвы, возвышающейся до пламенного рвения немолчно славить Бога во псалмах и песнях духовных, в молитвах и славословиях черпая для себя утешение мирное, светлое, радостное настроение духа и обновленные силы для благочестивой жизни. После всего сказанного понятны становятся слова глубоко поучительного церковного песнопения: Пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме. Вот почему древние отцы, а вслед за ними преподобный Трифон, избирали для своих иноческих трудов и для устроения обителей места уединения, удаленные от суеты и треволнений мира. Вот почему преимущественно такие монастыри прославились и славятся строгой иноческой жизнью, умиляющим дух стройным, благолепным церковным чином и служением, многими и долгими молитвами за живущих и умерших. Таковы монастыри Святой Горы Афонской, а у нас в России — Валаамский, Соловецкий и другие. Многое сказанное о Печенегской обители, однако не проясняет всецело ее значения. Будущее дополнит трудами новых историков то, что сделали прежние бытописатели северной святыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

гравюра С. Якубовский Фальшивый коловрат польского художника С. Якубовского Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используется и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию: «Крест гамматический (свастика). «Гамматическим» этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы «гаммы». Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. Гамматические мозаичные кресты под куполом собора Святой Софии Киевской В книге «Матенадаран» изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».) Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» 44 называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Это был сын казанского мурзы – Туртас Гравирович. Он был приведен в Москву в 1552 г. после покорения Казани. Здесь его просветили святым Крещением, при этом он был назван Сергием. В то же время в Москве были крещены татарские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Магмет, о чем сообщается в летописи 1226 . Свои детские годы будущий святой провел в семье боярина Захарии Ивановича Плещеева (†1571), который «был женат на астраханской царице Ельякше, нареченной во св. Крещении Иулианиею» 1227 . «Захарий Иванович, видный воевода своего времени После взятия Казани он был оставлен там на годовое» 1228 . Род Плещеевых восходит к святителю Московскому Алексию, потомки которого служили Предстоятелям Русской Церкви 1229 . Детские годы Сергия, будущего подвижника, приходились на время, когда главой Русской Церкви был Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.). Святитель Макарий много потрудился, собирая духовные, письменные сокровища на Руси, а также прославляя русских святых. Канонизируя отечественных подвижников, он одновременно постоянно общался с подвижниками своего времени, которые были позднее причислены к лику святых Русской Церкви. Среди святых собеседников Святителя мы видим преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 30 авг.), миссионера русского севера преподобного Трифона Печенегского (†1583; пам. 15 дек.), преподобного Макария Римлянина, преподобного Даниила Переяславского (†1540; пам. 7 апр.), преподобного Максима Грека и др. Митрополит Макарий возглавил архиерейскую хиротонию первого Казанского святителя архиепископа Гурия (†1563; пам. 5 дек.). Во время митрополичьих Богослужений в кремлевском Успенском соборе молился святой блаженный Василий Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) 1230 . Также, несомненно, молился во время Богослужений святителя Макария, мог его видеть и преподобный Серапион Кожеезерский. Сохранившееся житие святого скудно историческими данными и довольно редко встречается в рукописной книжности. Н. Барсуков указал только два списка жития: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря и из библиотеки Соловецкой обители 1231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Слава Господи, святому милосердию твоему! Прошу святых молитв твоих о моем убожестве. Письмо 79 Письмо инокине. 7.2.1954 г. Твое длинное письмо получил и прочел с любовью. Порадовался твоей перемене в жизни. Пресвятая Богородица чудесным образом поставила тебя на истинную дорогу, которая ведет в вечные обители, даже приютила тебя под Свой покров; глубоко верь, что Она поможет тебе в горькие минуты твоего переживания, ибо в этой жизни постоянства нет, но, как в воздухе бывают перемены. Как упражняться в молитве, я писал Х., Прочти в письме, в котором я писал ей. Советую тебе, но не как закон или повеление, а просто совет: ежедневно читай «Богородице Дево, Радуйся» 12 раз, и 33 раза Иисусову молитву, только старайся читать со вниманием молитву, ибо внимание душа молитвы. От трех условий, о которых я писал тебе, душа воспитывается в духовной жизни. Особенно важно оставить свою волюшку позади себя, да и нелегко это сделать, но зато могущественное врачевство против диавольской гордости. Гордости свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы его всегда был верх; другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения. Вот святые отцы сами прошли этим путем и оставили нам в руководство эти условия. Именно, только этими условиями и приобретается внутренний душевный мир, и такой человек, где бы он не жил — везде будет мирен. Св. архиепископ Феофил посетил однажды гору Нитрийскую и пришел к нему авва горы. Архиепископ сказал ему: «Какое делание по твоему, опытному сознанию, есть высшее на иноческом пути?». Старец ответил: «Повиновение и постоянное самоукорение». Архиепископ сказал: «Иного пути, кроме этого нет». Вот, что еще, хотя я скажу и безумно, но не буду безумен, всю я свою жизнь стремлюсь и стараюсь исполнить эти три условия, и по Божией милости обретаю хоть и несовершенный мир, а все же бываю мирен. Назначили меня настоятелем в Печенегский монастырь, прямо из простого монаха посвятили в иеродиакона и иеромонаха и в игумена; в две недели собрался в путь-дорогу и учился служить; но я по благодати Божией был мирен; удивлялись некоторые иноки: «Как ты спокойно собираешься, другие переходят в другую келью с тревогой, а ты так мирно принял назначение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3306...

СПб., 1841–1875. Т. I. 112. С. 168. 33 О христианстве в Перми см. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 136–146; Т. V] Знаменский П. В. Руководство… Казань, 1876. С. 94–96; 119–120;, Рассказы из истории Русской Церкви. М., 1873. С. 221–227. 36 См. Житие преподобного Трифона Печенегского, просветителя лопарей ПС. 1859. Ч. II. С. 89–120. 40 Пособия: Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 1–113; Т. V. С. 1–124,276–303; Т. VI. С. 1–317, 354–357; Т. VIII. С. 143–308; Т. IX, первые три главы. Чистович И. А. Очерк истории западно-русской церкви на Волыни//ХЧ. 1855. Ч. I. С. 144–165; Горский А. В. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской//ПТСО. 1854. Ч. XIII; Месячный митрополичий суд//ПО. 1863. Ч. III; ГорскийА. В. Кирилл III, митрополит Киевский и всея России//ТСО. 1843. Ч. 1; ВЧ. 1855. Ч. IX. С. 233,251 и след.; ГорскийА. В. Св. Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры//ПТСО. 1844. Ч. II; ГорскийА. В. Св. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси//ПТСО. 1848. Ч. VI; Киприан, всероссийский митрополит, и великий Князь Дмитрий Донской (1376–1389)//ПС. 1862. Ч. I. С. 3 и след.; ГорскийА. В. Фотий, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1852. Ч. XI; Горский А. В. Св. Иона, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1846. Ч. IV; ВЧ. 1855. Ч. XIX. С. 127 и след.; ГорскийА. В. Митрополиты Московские: Феодосии и Филипп I//ПТСО. 1857. Ч. XVI; Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения//Чтения в ОИДР. 1881. Т. I, II. (Отдельное издание: Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881); Филипп II//ВЧ. 1841. Ч. V. С. 345 и след.; Митрополит московский Макарий //ЖМНП. 1881. Окт.;. Лебедев Н. Митрополит Макарий Всероссийский. Деятельность Макария во время его митрополитства//Чтения в ОЛД П. 1877. Ч. II; 1878.4.1; 1882 (и отд. изд. Лебедев. Ibid. М., 1872). Перов И. Ф. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII веках. (Историко-канонический очерк). Рязань, 1882; Лохвицкий А. В. Очерк церковной администрации в древней России; Знаменский П. В. Администрация духовенства в древней Руси//ПО.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Праздник плотницкого искусства, посвященный памяти прп. Трифона Печенгского пройдет в Мурманской области Москва, 6 декабря 2007 г. Международный праздник плотницкого искусства, посвященный Дню почитания преподобного Трифона Печенгского - основателя самого северного монастыря России - пройдет с 8 по 9 декабря в городе Заполярный Мурманской области, сообщает Седмица.Ru. Участие в мероприятии примут около 50 народных мастеров Северо-Запада России — из Санкт-Петербурга, Архангельской области, Республики Коми, Мурманской области, а также Норвегии. Во время праздника будет работать ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, и пройдут творческие соревнования умельцев резьбы по дереву в номинациях: " домашняя утварь " , " скульптура " , " деревянная игрушка " , " функциональные предметы быта " . Это уже пятый праздник плотницкого искусства на древней Печенгской земле. Первый состоялся в 1995 году и оставил самые приятные воспоминания у всех его участников - народных умельцев и жителей Печенгского района. Статус международного праздник получил в 2004 году, когда объединил художников Северо-Запада России и Норвегии. Значение мероприятия в том, что благодаря ему возрождаются старинные традиции плотницкого дела на севере, поддерживается интерес к плотницкому искусству со стороны современных мастеров и творческих коллективов. 9 декабря участники праздника посетят церковь в честь святых мучеников Бориса и Глеба на российско-норвежской границе, а также Борисоглебскую ГЭС. Преподобный Трифон Печенегский (в миру Митрофан) родился в 1495 г. в Новгородской губернии. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к язычникам-лопарям, он изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Постепенно мудрым и кротким словом его многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. святой построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. В годы неурожая святой с несколькими братиями ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет. 6 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25121.html

ПСРЛ. Т. II. С. 341. 365 Макарий. Ibid. Т. IV. С. 126–136; Т. V. С. 329–338. 366 Ibid. Т. IX. С. 70. 367 Филарет (Гумилевский). История Русской Церкви В 3 т. М., 1857—185 1857. С. 57–62. 368 Соловьев С. М. Ibid. Т. VII. С. 86. 369 Макарий. Ibid. Т. X. С. 77–78. 370 Ibid. Т. IV. С. 204–209; Т. VII. С. 28–52. 371 Отрывки из его жития см. в Макарий. Ibid. Т. ГУ. Прилож. XVIII. С.341. 372 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею в 5 т. СПб., 1841–1875. Т. I. 112. С. 168. 373 Свидетельство. Герберштейна. См. Макарий. Ibid. Т. VI. С. 322. 374 О христианстве в Перми см. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 136—146; Т. V] Знаменский П. В. Руководство… Казань, 1876. С. 94—96; 119—120;, Рассказы из истории Русской Церкви. М., 1873. С. 221—227. 375 Толстой М. В. Ibid. С. 230–231. 376 Максим Грек. Сочинения. Казань, 1859. Ч. III. С. 265. 377 См. Житие преподобного Трифона Печенегского, просветителя лопарей ПС. 1859. Ч. II. С. 89–120. 378 Макарий. Ibid. Т. VI. С. 322–329. 379 Ibid. С. 348; Т. X. С. 75. 380 Ibid. Т. VI. С. 347; Т. X. С. 66–67. 381 Пособия: Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 1—113; Т. V. С. 1—124,276–303; Т. VI. С. 1–317, 354–357; Т. VIII. С. 143–308; Т. IX, первые три главы. Чистович И. А. Очерк истории западно–русской церкви на Волыни//ХЧ. 1855. Ч. I. С. 144—165; Горский А. В. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской//ПТСО. 1854. Ч. XIII; Месячный митрополичий суд//ПО. 1863. Ч. III; ГорскийА. В. Кирилл III, митрополит Киевский и всея России//ТСО. 1843. Ч. 1; ВЧ. 1855. Ч. IX. С. 233,251 и след.; ГорскийА. В. Св. Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры//ПТСО. 1844. Ч. II; ГорскийА. В. Св. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси//ПТСО. 1848. Ч. VI; Киприан, всероссийский митрополит, и великий Князь Дмитрий Донской (1376—1389)//ПС. 1862. Ч. I. С. 3 и след.; ГорскийА. В. Фотий, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1852. Ч. XI; Горский А. В. Св. Иона, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1846. Ч. IV; ВЧ. 1855.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

   001    002   003     004    005    006