Поэтому для православных верующих Финляндии особое значение имеет память о людях, потрудившихся в проповеди святого православия и в устроении православной церковной жизни в её пределах. В страну Суоми православие принесено было русскими миссионерами. Хотя об их трудах не сохранилось достаточного количества исторических свидетельств, их роль, несомненно, была велика, и население нынешней территории Финляндии – хотя бы в лице единичных своих представителей – не могло не быть причастным к процессам христианизации, проходившим как на католическом севере, так и южнее, на православной Руси. Русская Церковь никогда не забывала о долге православной миссии в северном крае. Трудами преподобных Трифона Печенегского и Феодорита Кольского в XVI веке семена святой православной веры были посеяны у саамов и других коренных народов северного края. Не могло не способствовать упрочению миссии в Карелии также и учреждение московского патриаршества, ведь решением Соборов древних восточных патриархов в 1590 и 1593 годах предстоятель Русской Православной Церкви получил титул Патриарха Московского, всея России и всех северных (гиперборейских) стран. Шведское господство способствовало закреплению в Финляндии лютеранства. Возвращение православия произошло после постепенного вхождения территории Финляндии в состав Российской империи, которое завершилось Фридрихсгамским мирным договором 1808 года и через год – провозглашением Великого княжества Финляндского. Православие не навязывалось местному населению силой – Выборгское викариатство Санкт-Петербургской епархии было основано лишь спустя 60 лет, в 1859 году. Времена менялись, и во второй половине XIX века перспективное развитие региона было невозможно без внимания к духовным нуждам как принявшего православие финно-угорского населения, так и русских православных, к числу которых добавились петербуржцы, приобретавшие в Финляндии недвижимость. Это время потребовало и других людей, которые способны были осуществлять миссию в новых условиях, привлекая людей к православию собственной жизнью и отдавая все силы трудам по развитию церковной жизни. Именно таким человеком стал митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912), явившийся создателем и первым правящим архиереем Выборгской и Финляндской епархии.

http://bogoslov.ru/article/5622305

еп. Марк (Головков) Литература 1. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Письма духовнику. – М.: Сре тенский монастырь, 2000. – 304 с. 2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Издательство Московской Патриархии. – М., 1998. – 912 с. 3. Амвросий (Оптинский), иеросхимонах, преподобный. Собрание писем (репринт). – М.: «Паломник», 1995. – 343 с. 4. Антоний Оптинский , игумен, преподобный. Письма. – М.: «Благовест», 1996. – 424 с. 5. Аристарх (Лоханов), игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. – М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»,1999. – 48 с. 6. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол/Пер. с англ. Ю. П. Клюкина, В. В. Пастоева, Г. И. Фомина. Изд. 2. – М.: «Международные отношения», 2003. – 416 с. 7. Лисовой Η. Н. Награды Русской Православной Церкви. – М.:«Продюсерский центр “Ферт”», 2001. – 78 с. 8. Лядов Π. Ф. История российского протокола. – М.: «Международные отношения», 2004. – 280 с. 9. Макарий Оптинский , иеросхимонах, преподобный. Собрание писем (репринт). СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1993. – 760 с. 10. Павлов А. С. Курс церковного права. – СПб.: «Лань», 2002. – 384 с. 11. Пестов Η. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1. – СПб.: «Сатисъ», 1995. – 318 с. 12. Тихон (Емельянов), иером. Церковный протокол (рукопись). – МДА, 1983. 13. Филарет, митрополит Московский, святитель. Мнения, отзывы и письма. – М.: Издательство имени святителя Игнатия Брянчанинова , 1998. – 369 с. 14. Цыпин В. Л., прот. Курс церковного права. Клин: Изд-во Фонда «Христианская жизнь», 2002. 704 с. 15 . Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 года. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2005. – 424 с. 16 . Настольная книга священнослужителя. Т. 8. – М.: Издание Московской Патриархии, 1988. – 796 с. 17 . Новый энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; «Рипол Классик», 2000. – 1454 с. 18 . Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь . – М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. – 646 с. 19 . Служебник. Ч. 2. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата; Донской монастырь, 1991. – 606 с. 20 . Часосослов. – М.: Афонское подворье, 1994. – 350 с. 21 . Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. – 480 с. Читать далее Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По окончании академии остался работать в системе духовных школ. Работал смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге (1896–1904). В 1901 году был возведен в сан архимандрита. Был ректором Калужской Духовной семинарии (1904–1909), затем Олонецкой (1909–11). В 1911 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В его архиерейской хиротонии принимали участие митрополит Московский и Коломенский, священномученик Владимир (Богоявленский) и  святитель Тихон (Беллавин) , архиепископ Ярославский, будущий Патриарх. С 1913 года и вплоть до мученической кончины Преосвященный Никодим был епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Владыка Никодим был талантливым историком и духовным писателем. Еще до революции он был известен своими церковно-историческими и агиографическими трудами. Известно, что во время своего служения в Санкт-Петербурге, святитель Никодим встречался со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским и получил от него благословение на свои писательские труды. Перу владыки принадлежат многочисленные монографии и научные статьи, в том числе фундаментальные исследования о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли — «Архангельский Патерик» и «Олонецкий Патерик», жития преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенегского. Также владыка стал одним из главных составителей многотомного «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». Им были написаны несколько сборников житий святых Санкт-Петербургской и Вологодской епархии, а также жизнеописания подвижников Соловецкого монастыря . Допрос за допросом Расстрелу епископа Никодима предшествовали несколько арестов — по всей видимости, красные власти Белгорода попросту не могли согласовать свои действия и владыку поочередно задерживали разные ведомства. В первый раз владыка был арестован прямо на вокзале чекистом Набоковым и на собственной архиерейской карете доставили в помещение местной чрезвычайки. По всей видимости, состоялся допрос, после которого владыку отпустили. Владыка возвратился в свои покои в Свято-Троицкий монастырь.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Афоризмы. Век XIX. Век XX. М.: Рипол Классик. 1999. 2 . Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1997. 3 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1–3. 4 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. 5 . Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996. 6 . Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001. 7 . Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002. 8 . Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Волгоград:ИПК «Царицын». 2001. 9 . Давыденков О. , иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ. 1997. ч.3. 10 . Давыденков О. , иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998. 11 . Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус.язык. Т.1. 1989. 12 . Дионисий Ареопагит , св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. 13 . Дмитрий Ростовский , епископ. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. 14 . Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1–5. 15 . Дорофей, авва . Поучения. М.: Правило веры. 1995. 16 . Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт – М. 1996). 17 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. тт.1–2. 18 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетическая проповедь . М.: Правило веры. 1993. т.4. 19 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5. 20 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995. 21 . Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995. с.70.    Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004. с.11.    Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.2. с.232.    Там же, с.240.    Дмитрий Ростовский, еп. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1993. с.505.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.607.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.605.    Там же, с.596.    Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.128.    Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3. с.23.    Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001.с.553.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.381.    Меркурий, монах. В горах Кавказа. М.: Изд. Паломник. 1996. с.92.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.547.    Христианская жизнь по Добротолюбию. М.:Свято-Данилов монастырь. 1991. с.52.    Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.50.    Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.: Рус. язык. 1989. с.378.    Седых М. Что играет мною? Страсти и борьба с ними. М.: Лепта. 2001. с.57.    Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991. с.20.    Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.56.    Христианская жизнь по Добротолюбию. М.:Свято-Данилов монастырь. 1991. с.48.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.469.    Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.1. с.228.    Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3. с.242.    Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1930. Т. 1. С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

По мере роста православного населения возникла необходимость расширения каменного храма за счёт приделов. Так, до 1903 года храм неоднократно увеличивал площадь за счёт реконструкции - расширения боковых приделов, отчего получил крестообразную форму с тремя просторными алтарями: Центральный в честь св. Иоанна Златоуста Правый в честь Толгской И.Б.М. Левый в честь св. апостола Иоанна Богослова. Адрес: Российская Федерация, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Донбасская, 61. Почтовый индекс 414045 Телефон : 51-77-10 Подробнее... Храм Преображения Господня (Астрахань) [ править править код ] Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 г. Храм был построен в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней. Внутренне убранство было роскошным. По отзывам современников, «Спасо-Преображенский храм мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе». 1923 г. храм пытались захватить обновленцы, но обновленческого епископа не пустили в церковь прихожане. В 1938 храм закрыли, уничтожили иконостас и роспись. В 1943 г. архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Церкви отобранных храмов. 13 января 1945 года Спасо-Преображенский храм был передан общине верующих. Адрес: 414006 Астраханская область, Астрахань, ул.Печенегская/ул. Аристова/пер. Чугунова, 20/36/21 Телефон : +7 (8512) 56-18-48 Подробнее... Свято-Казанский храм (Астрахань) [ править править код ] Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году , когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого , был освобождён войском , несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами , на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году.Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Астрахань_(хра...

Спустя несколько лет после его кончины книга «Письма валаамского старца», ранее доступная в Финляндии лишь ограниченному кругу знающих русский язык читателей, была переведена и издана на финском языке. С тех пор имя отца Иоанна стало близким для большого круга людей, и они с благодарностью вспоминают о валаамском старце. Отец Иоанн не умер, он живет, и его наставления стали источником духовных сил для новых поколений христиан. Идет время, меняется мир. Но это лишь внешние перемены, а внутренний мир человека все тот же, он не меняется, остается таким же, каким и был испокон веков. Неизменно живущее в его душе стремление к Богу – это жажда духовной жизни, это попытка найти человека, близкого по духу, способного понять, утешить и простить. Нелегко найти такого, кто, не осуждая нас, с любовью и пониманием мог бы говорить о Царствии Небесном. Такой наставник нужен каждому. С течением времени становится понятным, почему все чаще и чаще люди обращаются к письмам отца Иоанна. Отрывок из письма (автограф) игумена Печенегского монастыря Иакинфа, будущего старца Иоанна, отцу Иувиану На родине отца Иоанна Теперь точно известно, что Иван Алексеев родился в селе Губка Лихославльского района Тверской области (ранее Новоторжский уезд Тверской губернии). Все это и многое другое выяснилось по мере подготовки к изданию данной книги. Люди, заинтересованные в том, чтобы она вышла в свет, побывали в родных местах знаменитого старца. Деревню нашли быстро. Удалось разыскать номер телефона и созвониться с внучатой племянницей отца Иоанна по брату Василию – Людмилой Сергеевной Баштрыковой. Она и указала церковь , в которую ходил отрок Иван, могилу, где похоронены родители и весь род Алексеевых. Поговорили с соседями. Общий вид деревни, колодец не изменились со времен детства отца Иоанна. Дом сгорел недавно, буквально в начале 2000-х годов. Одна из старейших жительниц деревни – Мария Громова, когда показывали фотографию отца Иоанна, заметила сходство между братьями Иваном и Василием. У Ивана было два брата – Василий и Петр – и сестра Елена. Петр и Елена уехали в Петербург. Василий держал две коровы и вел хозяйство своей семьей, работников не нанимал, несмотря на это, после революции его раскулачили. Василий до конца дней своих прожил в деревне в родительском доме, унаследовал фамилию Родионов по имени своего деда Родиона Тарасовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Разделяя в ней лес и поле, он рубил леса, средоточие зверей и звероловной Чуди-Мери, и устроил вполне свои знаменитые польские и залесские города – Москву, Юрьев-Польский, Дмитров, Переяславль-Залесский, Кострому и др. Строя города и ставя в уездах их сёла, заботясь о распространении и утверждении христианской веры на финском севере, Юрий Долгорукий призывал в борьбе с дикой, непочатой почти природой и с северными финскими и другими племенами северной Руси св. Георгия храброго. Потому он любил в городах, им устроенных, ставить первые церкви во имя Георгия храброго 330 . Новгородцы, переселяясь в северо-восточную часть русской земли, также считали Георгия своим покровителем. Многие из церквей, им устроенных, были основаны в честь этого именно святого. Даже среди пришельцев новгородцев ходило немало легенд, в которых рассказывалось о покровительстве им св. Георгия. На составление образа Георгия как устроителя русской земли влияли также сказания о жизни русских отшельников (Трифона Печенегского, Никодима Кожеезерского, Антония Сийского, Павла Обнорского и др.), которые, проходя чрез дремучие леса, переправляясь чтрез болота и реки, встречаясь на пути со стадами зверей и устраивая в глухих дебрях свои поселения, как и новгородцы-колонисты, немало служили физической культуре русской земли. Под влиянием сейчас указанных обстоятельств выработался у русского народа тип Егория, как устроителя русской земли. Отправляясь на свои подвиги, Егорий, подобно Илье Муромцу и другим богатырям, просит у своей матери благословения. Воздай мне своё благословение, Поеду я по всей земле светло-русской Утверждать веры христианские И побить царища бусурманища 331 . Намерение Егория – твёрдое. «Благословишь – пойду и не благословишь – пойду», – говорит он матери. Мать даёт благословение сыну. Дитя моё, чадо милое! Поди ты во поле во Латынское, Возьми коня богатырского Со двумя чепями со железными, Со палицей с богатырскою… И со книгою со Евангельем 332 . В ответе матери Егорий представляется, с одной стороны, как богатырь – представитель физической силы, с другой – как герой, представитель силы духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Негативные впечатления паломников в основном вызывает плохая организация поездок со стороны паломнических служб. Людям не нравится, когда организаторы паломничеств " свои ошибки и недоработки объясняют искушениями, которых может и не быть, если немного лучше и ответственней относиться к тому, чем занимаешься "  (16), отталкивает то, что " за смирение и послушание паломников ими пренебрегают " , " общий настрой таков, что верующему можно ничего из комфортных условий не предлагать " , а ведут себя сотрудники паломнических служб порой так, " будто они, а не Бог нам даёт благодать "  (17). Как, на мой взгляд, совершенно справедливо заметил один из паломников: " с одной стороны подвижничество – хорошо, но с другой – это чьё-то нерадение о тебе, за твои же деньги... Не должно быть слишком комфортных условий, но минимум должен быть. Ведь не война же сейчас. Главное, чтобы ты почувствовал минимальную заботу о себе "  (17). Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что отношение к паломничеству наших современников находится в прямой зависимости от уровня их духовного просвещения. Встречающееся искажённое восприятие православного паломничества является рецидивом неофитства и врачуется только терпеливой и грамотной разъяснительной работой. В этой связи на организаторах паломничеств лежит особая ответственность: сегодня мало быть только хорошим организатором, нужно быть и миссионером. К этому и призываю всех участников нашей конференции. 1. Трифонов-Печенегский монастырь. Как мы совершали паломничество. Православный форум " Доброе слово " , dobroeslovo.ru 2. С ангелом к преподобному Серафиму. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 3. sobor-spb.narod.ru 4. Кто ездил на соборование в Лукино к о. Петру? Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 5. Схиархимандрит Иоанникий. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 6. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 7. Об архимандрите Петре из Боголюбовского монастыря. Православный форум " Доброе слово " ,

http://religare.ru/2_54841_1_21.html

   001   002     003    004    005    006