Так же толкует блаж. Феодорит: «Не для того искушал Бог Авраама, чтобы Самому узнать, чего не знал; но, чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха» 636 . В молитве «Отче наш» мы молимся: И не введи нас во искушение. Имеется ввиду искушение от лукавого на грех. Различие искушения Божия от искушения бесовского четко определяет св. Димитрий Ростовский : «Бог искушаше Авраама. Искушает человека Бог, искушает и диавол, но инако Бог, инако диавол: ино бо есть Божие искушение, ино диавольское. Божие искушение есть испытание добродетелей в человеке; диавольское же искушение есть прельщение человека на грех. Бог искушает человека, испытуя, терпелив ли есть, послушлив ли к Нему есть, чист ли сердцем есть, боголюбив ли есть?» 637 . И, наконец, по св. Филарету Московскому : «Сие искушение Авраама концом и плодом своим долженствовало иметь утверждение в нем веры, надежды и любви в высочайшем их порядке, по которому последняя должна быть больше двух первых ( 1Кор. 13:13 ), т.е., их себе подчинить, объять и, как бы, поглотить, не истребляя их» 638 . Вот по этим высшим ступеням добродетелей Божиих и восходил, через постигшее его искушение, Авраам. Таково святоотеческое разумение искушения, которым Бог искушал Авраама. Это разумение основано на свидетельстве Св. Писания. Повествование Св. Писания своеобразно восполняется в иудейских апокрифах. Так, в «Книге юбилеев» испытание веры Авраама излагается подобным испытанию многострадального Иова. Злой дух, именуемый «князь Мастема», утверждает пред Богом, что Авраам страстно любит своего сына и, что вере его и послушанию Божественным повелениям придет конец, если Бог востребует от него страстно любимого сына. И тогда, Бог попускает произойти этому великому искушению-испытанию веры Авраамовой. «Книга Юбилеев»: «И произошло в седьмой седмице лет, в ее первом году, в первом месяце в этом юбилее, на двадцатый день этого месяца, что были голоса на небе об Аврааме, что он верен во всем, о чем Он [Бог – Г.Ф.] ему говорит, что он Бога любит и во всяких стесненных обстоятельствах – верует. И пришел князь Мастема, и говорил пред Богом: Вот Авраам любит своего сына Исаака и предпочитает его всему. Скажи ему, что он должен принести его в жертву всесожжения на жертвеннике, и Ты увидишь, исполнит ли он это повеление, и узнаешь, верен ли он во всем, чем Ты его проклинаешь [в чем Ты его заклинаешь]. Бог знал, что Авраам во всех своих стесненных обстоятельствах был верен; ибо Он испытал его своей землей и посредством голода, и Он испытал его чрез богатство царей и далее, Он испытал его через жену, когда ее у него похитили, и через обрезание, и Он испытал его через Измаила, и через Агарь, его рабыню, когда он ее изгнал. И во всем, в чем Он его испытывал, найден он был верным (верующим), и душа его не была нетерпелива, и он не колебался это исполнить; ибо он был верующим и любящим Бога» 639 . 8.2. Гора Мориа

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Авраам, придя в землю Ханаанскую со всем домом своим и имением, взял с собою и Лота, своего анепсия (племянника), который был сыном Аррана, со всем его имением, обошел всю ту землю, на которой тогда жили хананеи, племя Хамово, произошедшее от сына Хамова Ханаана, от имени которого и земля та получила название Ханаанской или Хананейской. Прежде же земля эта была наследием Арфаксада, сына Симова, древнего праотца Авраамова. Однако хананеи (они же и ханааниты) по своим нравам были подобны своим праотцам Ханаану и Хаму, не соблюдали завета святого Ноя, не довольствовались определенным им (Ноем) участком в жарких странах Африки, насильно вторглись в восточные страны Азии, бывшие жребием Сима и наследием Арфаксада, и, изгнавши Арфаксадов род, сами там расположись. Когда Авраам обходил сию землю, явился ему Господь и сказал: «Семени твоему дам землю сию» ( Быт. 12, 7 ). После сего видения Авраам создал на том месте алтарь Господу Богу и принес благодарственные жертвы. Гражданская история В те времена царем Ассирийской монархии был Ниний, которого историки называют вторым Нином, сыном прежнего Нина и Семирамиды. Он не был таким же расширителем и правителем царства, каким был его отец; не подражал он также и матери в ее храбрости, но только последовал в блудной ее жизни. Благодаря его нерадению многие страны отпали от монархии, ибо он, отложив воинское оружие, а правление царством вручив своим боярам и воеводам, сам совершенно предался сладострастным плотским нечистотам и всю жизнь изнурил с сонмами скверных девиц и евнухов, даже до старости ее довел и до пагубной кончины. Царствовал он 38 лет. Все прочие цари ассирийские, которые были после него, были такой же развратной жизни; в историях упоминаются более тридцати их имен, даже до Сарданапала, при котором прекратила свое существование Ассирийская монархия. Все они только по имени были царями, на самом же деле были рабами своих страстей, и память о них погибла с шумом ( Пс. 9, 7 ) (Беллярмин, Клувер и Алстедий). Церковная история

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В этом же смысле повествует и Иероним на основании древних еврейских раввинов, в подтверждение чего и до настоящего времени показывается место бывших в древности палат Мелхиседековых. Что же касается того, что Мелхиседек, как говорят, был создателем Иерусалима, то он был разве только после той жертвы, которую Авраам приносил на горе Мориа, вознося Исаака в жертву. Это сказание может быть достоверным, именно то, что святой муж Мелхиседек, исполненный пророческого дара, предуведав имевшие совершиться на сем месте в последнее время чудеса, переселился сюда из Салима, расположенного при Иордане, и создал город, назвав его именем «Иерусалим», составленным из греческого и еврейского языка. Ибо «иерос» есть слово греческое, которое означает «священный», а «салим» слово еврейское, означающее «мир». Соединив оба эти слова в одно слово, мы получим «Иерусалим», то есть «священный мир», ибо это место освятилось жертвою Авраамовою и Божиим явлением Аврааму, бывшим на сем месте и утвердившим с ним завет вечного мира. После той сечи, в которой Авраам победил врагов и освободил из плена своего племянника Лота , Авраам возвратился на свое место, которое было в Хевроне, а Лот опять направился к Содому и уже поселился в самом городе Содоме, боясь жить вне города в его пределах, дабы опять не произошло нашествие врагов на эту страну. Пребывание Лота в Содоме было устроено по Божьему смотрению. Так как жившие там люди были безбожны и пребеззаконны, как о них говорит Писание: «Человецы, иже в Содоме, злы и грешны пред Богом зело» ( Быт. 13,13 ), то Бог послал им Лота, мужа праведного, богобоязненного, непорочно жизнь свою хранящего, дабы они, имея пример чистой и честной жизни и слушая его увещательные слова, исправились и избегли готовящегося им от Божьего правосудия лютого наказания. Можно ясно видеть ожесточение скверных содомитян и великое целомудрие Лота. Те пребыванием среди них добродетельного и праведного мужа и полезными его увещаниями не исправились. Лот же среди столь пребеззаконного народа, открыто и без стыда совершавшего скверные деяния, не развратился и не изменил своего праведного жития, как бы ходя посреди огня не ожегся и посреди болота не загрязнился.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда Авраам все это сделал, то слетелись плотоядные птицы на рассеченные тела, и Авраам отгонял их, не допуская садиться на тела. Когда стало заходить солнце, то ужас и страх напал на него. И было к нему слово Господне, говорящее: узнай, что первоначально потомки твои будут обитать не в своей земле, будут пребывать в рабстве и озлоблении четыреста лет; после сего они выйдут с имением многим; в четвертом роде возвратятся они сюда, а тем временем грехи нечестивых людей, обитающих на сей земле, достигнут полной меры своего наказания, ибо мера беззаконий аморреев доселе еще не наполнилась. После этих слов пламя огненное с неба сошло и прошло между рассеченными животными, и сожгло их, как жертву Богу. Тогда Авраам стал непоколебимо веровать словесам Божиим. Бог повелел Аврааму рассечь тела животных по обычаю, установившемуся в древних поколениях. Ибо в древности вообще, когда совершалось примирение, рассекали несколько животных и, положив одну часть против другой, ходили между ними и давали свои клятвы, говоря: так да будем мы сами рассечены, как эти животные, если преступим слово наше и не сохраним нашего мирного завета. Таковым установлением человеческим и Господь Бог с угодником своим Авраамом пожелал милость Свою, как мир вечный, утвердить, почему и приказал рассечь животных. В трех трехлетних животных, юнице, козе и овне, таинственно были прообразованы три периода времени пребывания еврейского рода в Египте. Юница прообразовала первое время от вшествия Иакова в Египет и до смерти Иосифа, такое именно время, в которое евреи, как молодая юница неподъяремная, вошедшая на хорошее пастбище, достаточно наслаждались египетскими благами. Коза прообразовала время от смерти Иосифа и до рождения Моисея; в течение этого периода египтяне начали евреев стеснять работами, как козу доить, и от трудов их стали обогащаться. Наконец, овен прообразовал время от рождения Моисея и до исхода евреев из Египта, когда евреи сильно умножились, несмотря на то, что были притесняемы египтянами, и не изнемогали, но начали бодать египтян как бы рогами – казнями, чудесно Богом наводимыми чрез Моисея и Аарона, а затем, после съедения пасхального агнца, вышли с богатством египетским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Имея помышление в сердцы своем еже послужити Христу, даровавшему тебе исцеление, отай изшел еси из дому родителей твоих и прилепился еси ко Христу Господу; тем мы, ублажая благое твое изволение, вопием ти сице: Радуйся, дом и родителей твоих Господа ради оставивый; Радуйся, в неведомей ти стране взыскавый спасение. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый; Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый. Радуйся, образе жизни духовныя; Радуйся, свете, возсиявый из тмы греховныя. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 4 Буря недоумений смущаше тя, преподобне, еще не крещену ти сущу, еже како получити знамение христианския веры. Бог же всякия утехи тайным Своим промышлением приведи тя в обитель иночествующих, да ту возродишися водою и духом, и в чистоте сердца посреде лика иночества воспеваеши Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше братия о пришествии твоем в обитель их, преблаженне, и видевше тя благоприятна и разумна, прияша с радостию и, крестивше во имя Отца и Сына и Святаго Духа, причтоша к лику своему. Мы же, Промыслу Божию, о тебе явленному, чудящеся, восхваляем тя сице: Радуйся, святым крещением в обители иночествующих просвещенный; Радуйся, во святом крещении дарами Духа Святаго исполненный. Радуйся, по крещении образ иноческий на ся приемый; Радуйся, иго благое Господне на рамо твое вземый. Радуйся, яко усердно последовал еси стопам Христовым; Радуйся, яко на вся подвиги иноческие уготовал еси душу твою. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 5 Боготечная звезда явился еси, отче Аврамие, в пределех града Ростова возсиявшая; не терпя бо славы и похваления человеческаго, умыслил еси сокрытися в неведомыя страны; темже пришед в чудский конец, вселился еси близ езера Неро в пусте месте, идеже идол Велес стояше, емуже неразумнии людие покланяхуся, ты же верою крепко воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше благоразумнии и богобоязненнии людие града Ростова уединенное и благочестивое по Бозе житие твое, зело возлюбиша тя и попремногу чествоваху. Темже и от нас приими похвалы сицевыя:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, возшедый в горний град Господа Вседержителя; Радуйся, преселивыйся в Царство Небесное. Радуйся, яко святая твоя душа ныне в пресветлом Сионе вселися; Радуйся, яко и тело твое нетлением в обители твоей прославися. Радуйся, теплый о нас предстателю ко Христу Богу; Радуйся, благодать нам от Него обильную молитвами твоими подаваяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 10 Спасти хотя душу Гермогена некоего, по действу диаволю в сомнение о тебе впадшаго, досточудне Аврамие, мало неколико дней наказав, за молитвы братии обители твоея паки помиловал еси. Он же, познав свое согрешение, прослави тебе незлобиваго благодетеля своего, и Богу, тобою чудодеющему, возопи: Аллилуиа. Икос 10 Стена граду Ростову ты еси, чудотворче святый Аврамие, и всем, прибегающим к тебе, надеждо крепкая и заступление. Темже и нас, любовию ублажающих тя, от недугов и нужд свобождай, вопиющих тебе таковая: Радуйся, стено нерушимая града Ростова; Радуйся, забрало собранного тобою стада духовных овец. Радуйся, во правоверии стоящих незыблемое утверждение; Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение. Радуйся, поборниче крепкий ведущих брань к духовом злобы поднебесным; Радуйся, вождю премудрый, путь прискорбный и тесный шествующим показуяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 11 Пение всякое не довлеет к похвале твоей, преподобне отче Аврамие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, их же ради предстоя ныне Престолу Божию на небесех, со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарное светило, не точию град Ростов озаряющее, но и вся грады и страны Российския просвещающее, зрим тя, светоявленне отче Аврамие; с невещественными бо Ангельскими светы предстоя Троичному несозданному свету, и от него Божественными лучами осияваем, облиставаеши верных, вопиющих ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Посылая в Москву свое разсуждение о брадобритии Святитель вместе пишет: «Послах честности твоей Фаетона краткаго, также и иных еллинских басней, яже в 39 слове Иазианзиновом воспоминаются, краткое толкование. Не досужно о том писать много, ниже хочется для безделицы оставлять нужнейшия дела 214 ». Вскоре после того писал еще Ростовский Святитель: «не надобно ли вам богов поганских? послах к вам, буде изволите принять. Зело полезно прочитать и плюнуть 215 ». Статья «о богах поганских», вероятно, та самая, которая помещена Святителем в летописи, при конце пятого и в начале шестого столетия четвертой тысячи лет 216 . Цель, с какою он дал место этой статье в своем сочинении, высказывается в самом ее начале. «Во дни праведнаго Авраама, всем, иже в поднебесной, народом и языком во идолобесии заблудившим и нечествовавшим, прославляхуся в тех боги поганстии, о нихже, яко нечестивых, аще и не надлежаше ми писати, ибо ни к коейже пользе нашей суть: обаче ово ведания ради, понеже в житиях святых, в мученических страданиях часто тыя по имени воспоминаются: ово же обличения ради нечестия тех и посмеяния ради безумию заблудших людей, нечестивыя человеки обоготворивших, вкратце о тех богах скверных имамы на своих их местех повествовати». Уклоняясь от занятий несродных с благочестивою настроенностью духа, Святитель Димитрий тем охотнее предавался трудам, в которых душа его находила себо пищу. Повторяя вместе с Давидом: пою Богу моему, дóндеже есмь, он говорил: «что нибудь в славу Божию делать долженствуем, да час смертный не в праздности нас застанет 217 ». Согласно с сим правилом, по окончании прений с раскольниками, он намеревался продолжать свою летопись, «Помышляю возвратиться к летописцу, писал он к Феологу, аще Бог поможет моей немощи. Молю, помолитесь о мне грешном 218 ». Но воля Вышнего Распорядителя судеб человеческих не судила исполниться его желанию. Силы его изнуренные долговременными подвигами и непрестанными трудами оскудевали более и более. В письмах своих он неоднократно упоминает о своих болезнях «Часто изнемогаю, писал он к Поликарпову, почти за год до своей кончины. И Бог весть, могу ли начатое совершите (летопись): понеже частые мои недугования перо от руки пишущей отъемлют, и писца на одр повергают, гроб же очесам представляют. А ктому очи видя мало видят, и очки не много помогают, и рука пишущая дрожит, и вся храмина тела его близ раззорения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010