подробнее: Духанина А. В. К вопросу о происхождении русских статей… О примере появления новой стилистической редакции в печатном Прологе см.: Духанина А. В. ЖитиеСтефана Пермского… редактировании текстов на этапе набора при подготовке книг к изданию в XVII в. см., например: Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х годов XVII в.//Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987. С. 79. О правке проложных статей в ходе набора на материале Жития Стефана Пермского см.: Духанина А. В. ЖитиеСтефана Пермского… С. 39. старопечатной и рукописной традиции вторичного вида Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского выходит за рамки настоящей работы. Приложение   Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского   (Л. 122а) В тои же 1 день преставление преподобнаго отца нашего Авраамиа , архимандрита Богоявленьскаго , ростовъскаго чюдотворца. Житие его писано от доски 7 . (Л. 354а) П реподобныи отець нашь Аврамии б родителю благочестиву сыну . И остави 8 родителя своя и мирскии мятеж, и, вземъ крестъ Христовъ, послдова Христу . И от младых 11 ногтеи Богу себе представи , бысть мних. И чисто приятелище бывъ 15 Святаго Духа, покоривъ плоть духови, и обладая страстьми плотьскими, и жестокому пребыванию и нужному себе вдавъ, и трудомъ 16 истончивъ плоть свою, и бысть мнихомъ началникъ , и житье аггельское поживъ , и чюдесы обогативъ , благодатью Христовою исцляше страсти неисцлныя и течениемь слезнымъ душю свою омывъ. Вид преподобныи прелесть идольскую сущю , не убо б еще приаша святое крещение, но Чюдскии конець 29 поклоняшеся идолу каменну – омрачени суть прелестию сердца ихъ сатаниною, яко (Л. 354б) близ его никомуже смяти 31 ходити потом тмъ 32 , мечты творя и человкы утрашая злымъ омрачениемъ. Преподобныи же отець нашь Авраамии помолися Богу и иде въ Царствующии градъ взыскати дому Иванна Богослова . И явися ему святыи Иванъ Богословъ на пути, и вдасть ему трость, и глаголавъ ему: «Възвратися и иди избоди его тростью сею, идола Велеса, и рци ему: “Во имя Иванна Богослова да сукрушишися !”». И абие бысть весь в прах. И на том мсте постави церковъ во имя Иванна Богослова, даже и до сего дни, идх срете святыи Иванна Богослова 50 .

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Так во второй редакции жития можно видеть вариант предания, занесенного в первую, вариант более развитой и потому, может быть, более поздний. В новых подробностях ее заметна основа общая с прежними чертами: в предании о путешествии будущего ростовского просветителя в Новгород для удовлетворения жажды к иноческим подвигам сказывается та же связь Ростова с Новгородом, какая выразилась в перенесении предания о новгородском архиепископе на основателя первого ростовского монастыря, подобно тому, как в совете старца, который явился изнемогавшему в борьбе Авраамию, идти в Царьград и там в доме И. Богослова искать оружия против ростовского идола сказалось местное воспоминание о Царьграде как первом источнике христианского просвещения в Ростове, получением оттуда своих первых епископов – Греков. Стремление второй редакции пояснять и дополнять свой основной материал еще в большей степени разделяет третья. Из нее сохранилось одно извлечение, помещенное в валаамском уставе среди известий о других подвижниках этой обители; по языку его видно, что оно сделано поздно, в конце XVII или начале XVIII в., а состав его показывает, что оно не простая дословная выписка из «полного» жития, а скорее анализ его, и что это полное житие основано на двух первых редакциях, разнясь от них только в рассказе о происхождении и жизни Авраамия до прихода к Ростову: о последнем оно рассказывает по второй редакции, а за дальнейшими известиями о борьбе Авраамия с идолом, о явлении И. Богослова и проч, выдержка отсылает к житию в четии-минее, т. е. к первой редакции, следовательно не нашла об этом ничего нового в полном житии. Итак третья редакция представляла третий вариант сказания о первоначальной жизни Авраамия. Выше были указаны подозрительные черты второго варианта; третий заметно старается поправить их и даже аргументировать свои поправки: Авраамий «родом бе от предел галицких, града Чухлова, богатых родителей, но не просвещенных, еще бо страна та в неверии тогда бысть». Далее на основе поправленного таким образом предания второй редакции развивается заманчивая своими подробностями повесть о том, как язычник Иверк, до 18 лет лежавший в расслаблении, слушает христиан – гостей из Новгорода, зашедших в дом его отца, внимает их беседе об истинном Боге и чудесах его, задумывается, проникается сомнением в богах своего отца, призывает на помощь новгородского Бога, получает мгновенно облегчение и в радости тайком уходит в Новгород, оттуда на Валаам, крестится под именем Аверкия и наконец делается иноком Авраамием; далее рассказ сходен с другими редакциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

М ы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного, прискорбного: то как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение… Ты знаешь, из отеческих писаний, что терпение невольных болезней превышает делание подвижническое. Г осподь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями. В сем, хотящим спастись, должно терпеть не только уединение, нищету, укорение, сухоядение, всякую скудость и досаждение, и кроме того, много претерпевать. Н аказаниями или бедствиями, посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, немало облегчаются нам будущие мучения. З най, что не всегда за грехи попускаются несчастья, скорби и огорчения. Иногда человеколюбивый Бог, любя раба Своего, нарочно погружает его в страдания, как золотую руду в огонь, чтобы испытать его, яко злато в горниле. «Искушает Господь вас, – говорил Моисей Израилю, – еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всей душой вашей» (святитель Димитрий Ростовский). Т ерпи мужественно в этой временной жизни всякие посылаемые от Бога скорби, чтобы вечно радоваться в будущем веке, ибо, кто не терпит здесь скорбного, тот не получит там радостного (святитель Димитрий Ростовский). К то здесь не бывает страдальцем, тот сам может услышать сии слова: Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк. 16: 25). В озведи умные очи в Небесные селения и осмотри там всех жителей – ни одного не найдешь, кто бы не пришел туда путем терпения (святитель Тихон 3адонский). М ы недолго будем терпеть, ибо настоящая жизнь очень недолга. Б ог не увеселяется никакою добродетелью столько, как когда кто впадает в какую-либо скорбь, и терпеливо переносит ее до конца с благодарением. В писании не сказано о нищем Лазаре, чтобы он имел какую-либо добродетель; видно только то, что он никогда не роптал на богача, но с благодарением носил бремя нищеты своей; за это Лазарь принят на лоно Авраама. В се святые жизнь проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении, ты ли один хочешь остаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего (святитель Димитрий Ростовский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Библейские известия о дальнейших праотцах весьма скупы. Св. Димитрий Ростовский в своей «Летописи» восполняет их весьма интересными сведениями из еврейского предания. Св. Димитрий Ростовский : «Арфаксад сын Симов, отец Каинанов, дед же Салин, живший сначала с братией своей в Армении, в ней же ковчег Ноев стал на горе Арарат, захотел переселиться в землю Халдейскую, на ней же еще никто не прожил. Собрался же со всем домом своим и, разлучившись с братьями, перешел реку Тигр и первый начал жить в Халдее. При самом же том перехождении через реку, у внука его, Салы, родился сын. Арфаксад нарек имя младенцу, правнуку своему, Евер, то есть «прешествие» (переход), ибо родился при переходе. От сего Евера произошли евреи» 365 . Слово ‏‏‎ (Евер), ставшее именем праотца, «означает человека, перешедшего через реку и, следовательно, заключает в себе мысль о переселении этого патриарха из-за какой-то реки» 366 . Св. Димитрий Ростовский говорит о реке Тигр, через которую переходило семейство Арфаксада при переселении с Арарата в Месопотамию. При этом переходе через реку и родился у Салы Евер. Позднее, при Моисее, потомки Евера, переходя через Красное море, родились, как народ Божий (народ еврейский), народ Песаха (Пасхи), народ перехода. Каков духовный облик послепотопных праотцов? Он далеко не так светел, как праотцов допотопных. Об этом также имеем свидетельство св. Димитрия Ростовского : «О сих же, иже по потопе, от Ноя до Авраама по имени воспомянутых, не можем рещи, дабы все были праведни, кроме двою только: Сима и Евера... Двух же тех праведничество известися сице: Сим со Иафетом покры наготу отчу, Евер не соизволи столпотворению не богоугодному. О прочих же сомнительно есть, понеже идолопоклонники в них обретошася нецыи, яко же Сарух, и Нахор, и Фара, отец Авраамов. Разве токмо тыи праведнически пожиша ли, иже во дни Ноевы родишася, си есть: Арфаксад, Каинан, и Сала, прежде умертвия Ноева рождшиися... По умертвии же его, един токмо правнук Евер бодр быти извествуется, о прочих же несть известия " 367 . До Вавилонского столпотворения хранилась вера в единого Бога и благочестие среди праотцов в потомстве Симовом. Евер, пятый от Сима, не участвует в построении Вавилонской башни, дерзком самопрославлении людей, и обращении к магическим демоническим силам, и обоготворении природы. После Евера, в восьмом роде от Сима, при Сарухе, идолопоклонство поражает даже род праотцов. Сарух, Нахор, Фарра – язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf События в четвертом столетии третьего тысячелетия Арфаксад, сын Сима, внук Ноя, имея 135 лет от роду, родил Каинана , а после него и других сыновей и дочерей. Также и прочие праотцы Христовы, воспоминаемые в Евангелии от Луки по именам и происходящие от Симова племени ( Лк. 3, 34–36 ), рождались каждый в свое время, и здесь, для более скорого воспоминания их, мы предложим следующий порядок, начиная от Ноя и до Авраама: Ной родил Сима, Сим родил Арфаксада , Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу, Сала родил Евера, Евер родил Фалека, Фа-лек родил Рагава, Рагав родил Серуха, Серух родил Нахора, Нахор родил Фарру, Фарра родил Авраама. В который именно год каждый из них родился, об этом смотри в Хронологии. Относительно праотцев Христовых, происходивших от Сифова племени и живших до потопа, нет никакого сомнения, что все они были справедливыми и святыми. Относительно же сих, которые после потопа от Ноя до Авраама по именам воспоминаются, мы не можем сказать, чтобы все они были праведными, кроме двоих только: Сима и Евера (о праведном же Аврааме и его племени будет сказано впоследствии). Праведничество этих двух известно из следующего: Сим вместе с Иафетом покрыл наготу отца, а Евер не соизволил небогоугодному столпотворению, о чем будет сказано потом. О прочих же есть сомнение, так как среди них некоторые оказались идолопоклонниками, как, например, Серух, Нахор и Фарра, отец Авраама. Разве только те, может быть, пожили праведниками, кои родились во дни Ноя, то есть Арфаксад, Каинан и Сала. Родившись прежде Ноевой кончины, они взирали на богоугодное житие Ноево и слышали из уст его праведнические слова, наставляющие в богоугождении. Чадам много пользы приносит добродетельная жизнь отцов и их поучительное слово, а тем более такого великого в добродетелях мужа, каков был угодник Божий Ной, присутствия которого и свирепые звери в корабле трепетали и становились кроткими. Сколь же более должны были его бояться дети и внуки его! И они не дерзали при нем явно творить что-либо злое. После же его смерти один только правнук Евер называется добрым, тогда как о прочих нет известий. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот, слушатель, первая заслуга убогой нищеты пред Богом! Второе доброе дело нищеты пред Богом – в рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Когда Он был положен в убогом и бесчестном вертепе, то кто воздал прежде всего честь и поклон и принес дары, как не убогие пастыри? А кому не известно из (притчи) об Евангельской вдовице третье благодеяние от нищеты пред Богом? Она, будучи совершенно нищею, отдала последние две лепты... Что же делает богатство или благополучие? Не противное ли сему? Авраам, скитаясь нищим под дубом, с любовию приемлет; а богач Евангельский, пирующий в палатах, что творит Христу во образе убогого Лазаря? – Даже не велит на порог пустить. Авраам устрояет нарочитый пир, а богач не подал даже укруха 221 хлеба от избытков пира. Авраам умывает ноги странникам, а богач не хочет, чтобы кто из рабов промыл острупелое лицо. Авраам с радостью приемлет, богач с сердцем отгоняет. Что делает нищета убогих пастырей рожденному Христу Богу? – воздает честь, поклонение, дар. А богатый царь Ирод хочет убить, идет на смерть. Убогий плодами вертеп вместил Христа; а целый город Вифлеем не мог вместить, ибо не хотел. Что делает богатство против нищеты вдовицы? Не нужно искать далеких доказательств, ныне они сами видимы на лицо. Убогая вдова дает Богу две лепты, а богатый отнимает у Бога тысячи. Посему-то Бог лучше дружелюбен с нищими, ибо достойно и праведно говорит: страсти ради нищих и воздыхания убогих, а не богагых, воскресну. А что же богач – на это? Старается ли прилепиться ко Христу? Он имеет в себе гордую мысль: «я – богач; в начале имени моего – бог. Ты, Христе, с нищими Своими, как Себе хочешь: к Тебе привержен есть нищий». Послушаем же еще вкратце, согласуются ли в богоугождении вышереченные дарования душевные, т. е.: мудрость, набожность, добрая совесть и прочее с противною ей нищетою душевною, т. е., буйством, наклонностью ко греху. Кто среди людей безумнее бесноватого? Что же безумный говорит Христу? – Ты еси Сын Божий. А премудрые книжники и фарисеи что говорят? – о князе бесовстем изгонит бесы, самарянин есть, и беса имать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Обращается же к ним в единственном числе: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими. Вполне допустимо предположить, что Авраам обращается здесь не к одному из трех, а, именно, к трем в единственном числе. Этому вполне соответствует то, что Авраам говорит: не пройди мимо раба Твоего, и далее, сразу без перерыва: И принесут немного воды, и омоют ноги ваши. В единственном числе – не пройди мимо, и в множественном – омоют ноги ваши. Он и один, Он и в трех! Далее, Оставшийся с Авраамом, прямо именуется Ягве, или, как ранее, Владыка, (Адонай) ( Быт. 18:17 и Быт. 18:3 ). Другие два, пришедшие к Лоту в Содом, именуются два ангела ( Быт. 19:1 ). Лот обращается к ним – государи мои ( Быт. 19:2 ). Но далее, при выходе из Содома, очень интересны слова Лота к, выводящим его из гибнущего города, ангелам: Но Лот сказал им: нет, Владыка! Вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими... ( Быт. 19:18–19 ). Лот говорит им двоим, а обращается в единственном числе Владыка!... раб Твой и т.д. Обращение Адонай, Божественное! Здесь опять тайна единства и множественности. И, наконец, последнее и известное: И пролил Господь... дождем серу и огонь от Господа с неба ( Быт. 19:24 ). Господь на земле от Господа с неба и при этом – один Господь! Трудно рассуждать о том, что при этом думали Авраам и Лот, но их устами, фактически, исповедана Троица! – Единый в трех Лицах Бог – Адонай Ягве. Внутреннее восприятие Авраама, конечно же, проявилось и в его поклонении. Об этом замечательно пишет св. Димитрий Ростовский : «Приближался же к ним [Авраам – Г.Ф.], бысть ужасен, виде бо лица их [ангелов – Г.Ф.] не обычно, славою Божественною сияющия, и разумев я святыя некия, или Ангелы Божия быта, поклонися им первее поклонением (по богословцев гаданию) глаголемым «дулга» [δολος=раб, δουλικς=рабский. – Г.Ф.], им же святых Божиих почитати подобает. Таже откровением Божиим познав быта Самаго в триех лицах единаго Бога, паде ниц на землю и поклонися Ему поклонением Божественным, «латрия» [λατρεια=богопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостолов ревнитель быв, преподобне,/сего ради и Богослову беседовати сподобился еси/и, сего жезл приим, Велеса разрушил еси/и того козни до конца искоренил еси,/и неверныя ко Христове вере привел еси./Ныне же Христа Бога моли о чтущих память твою,/даровати нам мир и велию милость. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Победу имуще крепкия силы на Тя любовию верно надеющиися,/Чистая Царице Дево Богородице, враги покаряюще, поборницу имущи Тя, веселимся. Песнь 4 Ирмос: Разумех, Всесильне,/Твое смотрение,/и со страхом прославих Тя, Спасе. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Разумех, преподобне, мое недостоинство/и со страхом коснухся к твоему хвалению,/но ты, святе, приими, яко убогия две цате, с верою тебе приносимое хваление, всехвальне отче Авраамие. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Разумел еси, отче преблаженне, коварствия лукаваго Велеса/и сего до конца низложил еси,/нас на молитву воздвигни днесь,/да верно ликовствуем, преблаженне, в памяти твоей, отче Авраамие. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Разумел еси, святе, демона во умывальницу твою вшедша и пакость тебе сотворити хотяща,/сосуд крестом покрыв, того опалил еси:/ныне же нас спаси от его ловления твоими молитвами, отче Авраамие. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Разумела еси, Владычице, воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего,/Того моли, Богоблаженная,/да Твоими молитвами сохранит нас от всякаго навета льстиваго. Песнь 5 Ирмос: От нощи утренююще, воспеваем Тя, Христе Боже,/обнищавшаго нас ради/и Крест, и смерть плотию претерпевшаго. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Из нощи тьмы глубокия возвел еси люди твоя/и, покаяния светом просветив, ко Христу привел еси, Богоносе Авраамие,/и нас просвети, блаженне, сиянием твоей благодати, яко да присно тя ублажаем. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Из нощи идолонеистовства извлекл еси, отче, множество людей/и сих погружением благодати озарил еси духовныя;/и ныне нас озари светом невещественным, и молитвами твоими просвети, яко да по долгу величаем тя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Среди этих русских статей было и Проложное Житие Авраамия Ростовского. Оно содержит значительное число разночтений по сравнению со списками XVI в. (см. Приложение) . Анализ этих разночтений показывает, что большинство из них связано с правкой, выполненной в ходе подготовки текста к изданию в составе Пролога. Характеристика принципов и особенностей редактирования текстов для включения в печатный Пролог 1642–1643 гг. уже давалась на материале правки в типографском оригинале второго тома – упомянутой выше рукописи ГИМ, Синод. собр., хотя последовательное описание остается делом будущего. Эта задача облегчается для исследователей наглядностью правки. При подготовке в начале 1640-х гг. текстов этого рукописного Пролога к печати первый редактор киноварью выполнил основную, языковую, правку, включавшую, в частности, исправление ошибок и описок, лексические поновления, некоторые стилистические изменения, в том числе определенную архаизацию языка (в основном на морфологическом уровне); в ряде статей встречаются случаи самостоятельного стилистического редактирования, сделанного справщиком исходя из собственных представлений о художественной стройности и красоте текста, а также его соответствия канонам; могло правиться также историческое содержание. Второму редактору принадлежат преимущественно изменения в составе и последовательности статей, которые отмечены чернилами. Как показывают наблюдения, объем правки в текстах может существенно различаться: от нескольких лексических замен или вставок в одной статье до значительного стилистического редактирования и даже удаления отдельных глав – и в результате появления новой проложной редакции – в Эта правка была учтена при наборе, в ходе которого, однако, проводилось дополнительное редактирование: наборщик работал под руководством справщика, который мог отвергнуть какие-то варианты правки, а также внести дополнительные Очевидно, что при подготовке русских статей для включения их в том на сентябрьскую половину года Пролога они должны были подвергнуться такой же правке.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 29 Октября, Канон преподобнаго Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютыми страстьми побеждаем есмь, окаянный,/и сего ради молю Тя, Христе Боже, от сих избавити мя,/яко да по достоянию возмогу воспети Твоего угодника, Авраамия преподобнаго. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютых смущений свободи мя, отче,/да наставляем твоими молитвами,/светло воспою твое торжество, Богоносе Авраамие. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лютаго идола искоренил еси, отче преблаженне,/и ко Христу привел еси неверных соборища,/и тыя, яко кедр, иже в Ливане, умножил еси твоими молитвами,/во сто плодоносящия и врага попирающия. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Лютых напастей и многих прегрешений свободи мя, Владычице,/и прощение подаждь ми,/яко дерзнух написати моею скверною десницею святое Твое имя. Песнь 3 Ирмос: Да утвердится сердце мое в воле Твоей, Христе Боже,/Иже над водами небо утверждей второе,/и основавый на водах землю, Всесильне. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердится сердце мое молитвами твоими, святе,/и научи мя, недостойнаго, похвалити по достоинству преславную память твою,/Богоносе отче наш Авраамие. Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердиши ны, Богомудре, на безплотныя враги, еже прогонити тыя,/твою же память величати и Христа прославляти,/тебе прославльшаго, отче Авраамие. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Да утвердимся на камени непоколебимем твоих молитв,/да не поколеблют нас прилози льстиваго/и ум наш просвети светом заповедей Христовых,/яко да верою воспеваем тя, преблаженне Авраамие. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Да утвержден буду милостию Твоею, Владычице,/и покровен кровом крил Твоих, Богородице,/и избегну сетей лукаваго, воспевая преславное Твое торжество. Седален, глас 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010